ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЖИТЕЛЕЙ РСО-АЛАНИЯ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЖИТЕЛЕЙ РСО-АЛАНИЯ

Абисалов А.С. 1
1
Мхциева М.Г. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 А Н Н О Т А Ц И Я

Предложенная тема – «Проблема современной религиозной идентификации жителей РСО-Алания» представляет значительный интерес как в чисто теоретическом, так и в практическом плане. Трансформация общественного сознания сопровождается не только восстановлением традиционных верований, но и распространением опасных для общественного согласия псевдорелигиозных учений. Данный аспект особенно актуален для молодежи, среди которой необходимо вести просветительскую работу с целью формирования их мировоззрения в соответствии с базовыми ценностями современного общества.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………4 - 5

Глава 1. Характеристика религиозной ситуации в РСО-Алания……………………6

1.1.Особенности распространения мировых религий в Северной Осетии…………6 - 9

1.2.Принятие осетинами христианства………………………………………………..9 - 11

1.3.Распространение ислама среди осетин……………………………………………11 - 12

1.4.Новые культы на территории Осетии в постсоветский период.

Глава 2. Экспериментальное исследование современной религиозной само-

идентификации жителей РСО-Алания……………………………………………….15

2.1 Методы исследования……………………………………………………………...15

2.2 Анализ полученных данных………………………………………………………15 - 18

2.3 Выводы……………………………………………………………………………...18

Заключение……………………………………………………………………………..19 – 20

Рекомендации…………………………………………………………………………..20 - 21

Литература……………………………………………………………………………...22

Приложения…………………………………………………………………………….23

Введение

В последние двадцать лет в российском обществе идет трансформация общественного сознания: растет число верующих, восстанавливаются старые и строятся новые храмы, усиливается роль религии в жизни государства и общества. Наряду с этим идеологический вакуум, образовавшийся в результате отсутствия советской идеологии после 90-х годов, заполняется также псевдорелигиозными течениями и сектами. Особенно чувствительна к сектантской пропаганде молодежь.

Осетия не остается в стороне от этих процессов. Религиозная проблематика становится предметом широких общественных дискуссий. В последние годы в осетинском обществе сформировались новые позиции в отношении религиозной принадлежности осетин: 1). Официальная позиция сводится к тому, что осетины принадлежат к двум конфессиям – христианству и исламу, в рамках которых они исторически пребывают с момента принятия. 2). Вторая позиция носит неофициальный характер, ее разделяет некоторое количество людей, но у нее есть потенциал распространения. Она сводится к следующему: осетины – это народ, обладающий собственной религиозной системой, восходящей к временам индоарийского единства, с развернутым представлением о Едином Боге, с мощным морально-этическим кодексом «Ахдау», и в силу этого ни в христианстве, ни в исламе он не нуждается. Речь идет о древнейшем монотеизме, который исповедовали наши далекие предки.

Сторонники этих взглядов представлены в Осетии движением «Асаг Дин». Активисты этого движения не раз заявляли свою позицию на различных общественных форумах, «круглых столах», встречах религиозных деятелей с представителями общественности. По их мнению, традиционные религиозные верования осетин самодостаточны, морально-нравственно проработаны, содержат развернутый этический комплекс. При этом они категорически отвергают все обвинения в язычестве.

Цель нашего исследования - выявление современной религиозной самоидентификации жителей РСО-Алании.

Объект исследования – религиозные чувства жителей РСО-Алания.

Предмет исследования - религиозные предпочтения современных осетин.

Гипотеза исследования: современные осетины имеют свою собственную религию, их религиозно-этические представления вполне достаточны для духовного и религиозного самовыражения, и они не нуждаются ни в христианстве, ни в исламе.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть историю распространения религиозных верований на территории Северной Осетии.

2. Охарактеризовать традиционные религиозные воззрения осетин.

3. Выявить в ходе опросов населения, насколько представления о самодостаточности традиционных воззрений осетин разделяются ими и есть ли собственная религия у осетин.

Методы исследования - наблюдение, опрос, анкетирование, методы беседы, элементы анализа научной литературы.

Практическая значимость - результаты исследования должны помочь определить, насколько эти проблемы вообще заботят людей, и спрогнозировать развитие религиозной ситуации в Осетии в перспективе.

Глава 1. Характеристика религиозной ситуации в РСО-Алании

  1.  
    1. Особенности распространения мировых религий в Северной Осетии.

Осетия является многонациональным уголком России. На её земле проживают представители многих народностей и религий. Традиция многоконфессиональности Осетии идёт из истории её развития.

Религиозная ситуация – это совокупность всех изменяющихся структурных элементов религиозной жизни, в том числе, уровень религиозного сознания, степень влияния религии на общество, отношение различных социальных групп и общества в целом к разным конфессиям, характер межрелигиозного диалога, особенности государственно-конфессиональных отношений и многое другое.

Религия как специфическая форма общественного сознания отражает не весь мир, не все стороны человеческой жизни, общественного бытия, а лишь некоторую часть, а именно те внешние по отношению к людям силы, которые господствуют над ними в их повседневной жизни [6, с.12]. Религия состоит из религиозного сознания и религиозной обрядности. Религиозная идеология выражает также теоретические основы миропонимания.

Наиболее развитой теологической системой считается христианская. Она состоит из догматики, основного богословия, нравственного богословия, библейской экзегетики, церковной археологии, пастырского богословия, литургики, гомилетики, патрологии, истории Ветхого и Нового заветов.

Религия выполняет ряд функций: мировоззренческую, компенсаторную, регулятивную, интегрирующую и одновременно дезинтегрирующую, функцию транслятора культуры [6, с.17].

Равенство, как религий, так и национальностей в нашей стране было провозглашено ещё Декларацией прав народов России (декабрь 1917г.), которая отменяла, в частности, религиозные привилегии и ограничения.

Современная наука считает, что предки иранских народов со времён арийского единства исповедовали общую религию, выросшую из поклонения силам и явлениям природы [6, с.154]. Существовали развитые культы божеств Неба и Солнца, Земли и Водной стихии. Иранские жрецы посвящали богам жертвенных животных. Древняя религия и мифология ариев-иранцев продолжают жить в аланской (осетинской) культуре.

Территория современной Осетии и прилегающие к ней земли Центрального Кавказа в древности были неотъемлемой частью европейской Скифии [5, с.15].

Археологи установили, что степи Северного Кавказа – родина скифов, описанных великим древнегреческим историком Геродотом [6, с.154]. В горах Центрального Кавказа по обеим сторонам от Главного хребта жили племена кобанской культуры – имя этого народа, его язык и происхождение неизвестны, но созданное им искусство признано одной из мировых художественных вершин эпохи поздней бронзы и раннего железа.

В период с YI по IY в. до н.э. происходило смешение кобанцев со скифами. В каждом поселении строили общий храм на труднодоступном месте для врага. В третьем-втором веке до н.э. европейская Скифия была завоёвана сарматами – так называли иранских кочевников. Аланская религия была продолжением скифо-сарматской религиозной традиции. Аланы сохраняли почитание солнца, огня, домашнего очага. Однако с развитием общества на смену семибожьему пантеону пришёл единый верховный Бог («Хуыцау»)

Первое знакомство аланов с христианством церковная история связывает с именами ближайших учеников Христа – святых апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита [6, с.154]. В середине первого века он посетил аланский город Фуст и проповедовал в Алании учение Христа. Известно, что христианство принимали аланы, жившие при дворе византийских императоров, армянских царей и даже арабских халифов. Христианами становились аланы, попавшие в Западную Европу в эпоху Великого переселения народов.

Широкое распространение христианства начинается с VII века. Среди аланских царейбыли христиане, в Алании существовал монастырь. В начале X века православие стало государственной религией. Была создана Аланская епархия и началась христианизация населения. После принятия христианства в Аланию приезжали византийские мастера для строительства храмов, потом появились собственные зодчие.

Есть в Осетии и мусульманское меньшинство. Мусульманство известно аланам-осетинам со времён Арабского халифата, экспансия которого достигла Кавказа уже в VII в. Знакомству алан с исламом способствовало распространение этой религии в Закавказье и Дагестане. Но важнейшая особенность духовной истории алан-осетин состоит в сохранении традиций исконной народной веры, которые существуют параллельно с христианством и исламом, объединяя весь народ. Проблема в том, что эта религиозная традиция, уходящая корнями в индоевропейскую древность, была единобожной к моменту распространения мировых религий, а потому, совпадая с ними в базовом принципе, могла быть искоренена [4, с.205].

Военно-политические потрясения XIII-XIVв.в., открытые монголо-татарскими нашествиями и завершившиеся походами Тимура, обернулись для Алании разрушением государственности, демографической катастрофой и потерей равнинных земель. С XV в. территория Алании-Осетии ограничивалась горными ущельями Центрального Кавказа, а политическая организация населения сложилась в виде конфедерации одиннадцати самоуправляющихся обществ. Аланы-Осетины позднего средневековья и нового времени сохранили собственную религиозную традицию. Аланская религиозная система испытала влияние христианской церкви. Была попытка слить образы аланских и христианских небожителей. С разрушением городов и отступлением в горы мусульманство было сохранено немногочисленной элитой четырёх северных обществ – Тагаурского, Куртатинского, Алагирского и Дигорского. Грузинский историк первой половины XVIII в. писал, что у осетин « главари и знатные суть магометане, а простые крестьяне – христиане» [6, с.161].

Важнейшая особенность духовной истории Алании-Осетии состоит в сохранении основ своей исконной веры, несмотря на распространение двух мировых религий – христианства и ислама.

Основная черта аланской религии – единобожие (монотеизм), возникшее задолго до христианизации Алании. Святые-дзуары покровительствует разным сферам мироздания, частям природы. Уацилла повелевает громом и молнией, Аларды ведает эпидемическими болезнями, Мады-Майрам покровительствует женщинам и детям, Сафа – домашнему очагу, Фалвара – стадам. Ещё одна черта аланской религии – терпимость к иным верованиям. Поэтому в Алании легко уживались христиане и мусульмане.

В конце XVIII – первой половине XIX в. численность осетинских мусульман непрерывно росла – ислам становится религией не только верхов, но и части средних слоёв. Этому способствовало массовое переселение на равнину.

Осетинская культура не противопоставляет христианство и мусульманство, гармонично совмещает представления о Едином Боге. Осетия – страна многоконфессиональной гармонии.

1.2. Принятие осетинами христианства

На самом деле осетинское религиозное сознание отличается предельным монотеизмом, в нем отсутствуют даже те признаки язычества, которые вполне благополучно существуют в практике некоторых христианских конфессий - например, поклонение материальным объектам. Жесткость единобожных представлений в Алании-Осетии и сегодня остается помехой восприятию Святой Троицы - точно так же, как это было, например, у алан V века (в первых веках нашей эры аланы приняли христианство арианского толка, осужденного 1 Вселенским собором в 325 г.н.э.), по свидетельствам западных хронистов.

Как известно из церковной истории, христианство принес в Аланию святой апостол Андрей Первозванный, один из ближайших учеников Христа. В начале X века православие стало государственной религией [4, с.200]. Есть в Осетии и мусульманское меньшинство. Но важнейшая особенность духовной истории алан-осетин состоит в сохранении традиций исконной народной веры, которые существуют параллельно с христианством и исламом, объединяя весь народ. Проблема в том, что эта религиозная традиция, уходящая корнями в индоевропейскую древность, была единобожной к моменту распространения мировых религий, а потому послужила фундаментом и не могла быть искоренена.

Начало широкого распространения христианства в Алании относится к VII в. Средневековый арабский ученый Масуди писал, что с VII в. среди аланских царей были христиане. В то время в Алании уже существовал монастырь и жил «христолюбивый патриций и правитель» Григорий — об этом упоминается в византийских документах.

На рубеже VIII-IX вв. аланские цари сделали свой окончательный выбор. Принятие ими христианства означало упрочение политического союза и культурных связей с Византией. В первом десятилетии X в. была создана Аланская епархия, началась государственная христианизация населения. Алания приняла православное христианство, являющееся восточной ветвью этой мировой религии. Аланская епархия относилась к Константинопольской патриархии. Глава епархии, назначаемый патриархом, со второй половины X в. имел сан митрополита (самый высокий сан после главы церкви — патриарха). Центр Аланской епархии находился в Нижнем Архызе, в период феодальной раздробленности кафедра аланских митрополитов размещалась за пределами страны. Последнее известное упоминание Аланской епархии относится к 1590 г. Принятие христианства включило Аланию в сферу влияния восточ-нохристианской (византийской) цивилизации вместе с Абхазией, Страной адыгов, Грузией, Русью и более отдаленными странами. Уважение к христианской религии и ее символам было в Алании очень велико. По словам венгерского монаха Юлиана, побывавшего у алан в период анархии и междоусобиц, «достаточно укрепить изображение креста на конце шеста с хоругвию и, подняв его, нести; это позволяет им во всякое время идти в полной безопасности». Христианские монастыри и храмы стали центрами грамотности. Представители высшей аланской знати могли продолжать образование в Византии. В XI в. известна аланская царевна Ирина, с юности жившая в Константинополе. Сама, отличаясь высокой образованностью, она покровительствовала поэтам и ученым. В числе святых мучеников христианской церкви известно несколько десятков алан. Например, семнадцать вельмож во главе с Баракадрои (в крещении Сукиас) перешли в христианство в Армении в начале новой эры и приняли казнь за отступничество от веры предков. В XII в. жил Святой Христодул-Философ, побеждавший врагов христианства в духовных спорах. В начале XIV в. в Сирии за несгибаемую веру в Христа был казнен Святой Николай Туальский, происходивший из селения Цай в верховьях Большой Лиахвы.

1.3. Распространение ислама среди осетин

Мусульманство известно аланам-осетинам со времён Арабского халифата. Сохранились данные об аланах, служивших при дворе багдадских халифов и в гвардии мамлюкских правителей Египта. Знакомству алан с исламом способствовало, несомненно, и распространение этой религии в Закавказье и приморском Дагестане, и исламизация аланского населения Средней Азии.

Во второй половине XIII века ислам стал религией части городского населения Алании. Об этом надежно свидетельствуют археологические материалы. Например, аланский катакомбный могильник у городища Верхний Джулат включает погребения, совершенные по мусульманскому обряду. Там же обнаружены руины двух мечетей и отдельное мусульманское кладбище начала XIV века. Знаменитый Татартупский минарет, описанный Пушкиным и обрушенный советскими реставраторами, принадлежал джулатской соборной мечети. Таким образом, осетинское мусульманское меньшинство - самая ранняя исламская община на Северном Кавказе, исключая Дербент с округой.

В первой половине XIX века численность осетинских мусульман выросла - ислам принимали представители разных сословий, недовольные российской властью, благо на фоне Кавказской войны усилилась пропаганда ислама. Желая предотвратить распространение ислама в Северной Осетии, российская администрация в 1853-1856 годах использовала межевание равнинных земель, чтобы раздельно поселить христиан и мусульман. Именно с этого времени на северной осетинской равнине существуют мусульманские и христианские селения. Прежде осетинские селения были совместными как в горах, так и на равнине.

Можно вспомнить, что до XVII века политическое значение ислама было куда выше на южных границах Осетии - в грузинских владениях Ирана и Османской империи, а вовсе не на Северном Кавказе, где ислам только начинал распространяться в Кабарде и пока не дошел до остальных соседей.

В пору максимального распространения ислама в Осетии мусульманское меньшинство не превышало 12-15% населения. По официальным данным, на 1867 год, население Северной Осетии составляло 47.673 человек, из них 36.367 исповедовали христианство, а 11.306 - мусульманство. Во второй половине XIX - начале XX века в Осетии действовали два десятка мечетей, постоянно росло число лиц, получивших исламское образование, и паломников, совершивших хадж.

Наличие собственного мусульманского меньшинства не только не помешало национальной и культурной консолидации народа, но сделало осетинскую культуру Нового времени чуждой любых конфессиональных и этнических предрассудков. Это помогло осетинской интеллигенции XIX века осознать свое численное и образовательное лидерство как ответственность перед кавказскими соседями. Из этой ответственности, из невозможности представить благоденствие Осетии без процветания всех народов Кавказа и России происходит и масштаб мысли Ахмета Цаликова, председателя Всероссийского мусульманского союза, теоретика "мусульманского социализма", и та выдающаяся роль, которую горстка осетин-мусульман сыграла в общероссийском мусульманском движении начала XX века. Достаточно вспомнить редактора петербургской газеты "В мире мусульманства" Аслангирея Датиева, известных публицистов и общественных деятелей Алихана Кантемирова, Камбулата Есиева, Сафара Кубатиева - всех не перечислить.

1.4.Новые культы на территории Осетии в постсоветский период.

Мы уже неоднократно подчёркивали уникальность народа Северной Осетии. Здесь испокон века жили бок о бок не только осетины, русские, ингуши, чеченцы, грузины, армяне, немцы, евреи, греки и другие представители национальных меньшинств. Каждый из этих народов имел свою религию и Северная Осетия принимала каждого, оказывала гостеприимство.

Здесь действительно удивительным образом уживается христианство, мусульманство, иудаизм, католицизм. На территории Северной Осетии много великолепных храмов. Они – подтверждение толерантности осетин.

Определяющая черта религиозной ситуации в современной России – свобода вероисповедания. Одна из благоприятных тенденций в развитии религиозной ситуации – это защита прав верующих и продолжение улучшения законодательной базы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Северной Осетии сегодня действуют общины последователей не менее чем полутора десятков различных конфессий. В их числе как привычные для республики православные, мусульмане (сунниты и шииты), евангельские христиане (баптисты), христиане григорианского толка, иудеи, католики, так и относительно новые религиозные течения — общество сознания Кришны, бахаи, свидетели Иеговы, пятидесятники, адвентисты Седьмого дня и другие. При этом адепты большинства названных конфессий еще и делятся на различные течения. Главная традиционная черта религиозной ситуации в Осетии, отмеченная практически всеми наблюдателями – высокий уровень межконфессионального согласия. Даже последние два десятилетия, ознаменованные социальными и природными катастрофами, войнами и политическими конфликтами, нам удалось прожить без всякой религиозной конфронтации. На таком фоне тем более заметны любые признаки радикализма. Нынешнее обсуждение места религии в жизни осетинского общества есть реакция Общественной Палаты РСО-А на попытки публичного нарушения наших традиций – реакция обеспокоенности, предупреждения и готовности противостоять наступлению на принципы гражданского согласия, с чьей бы стороны ни планировалась подобная атака.

Рамки данной работы не позволяют осветить проблему подробно. Однако подвести некоторые итоги можно.

Важнейшая особенность духовной истории Алании-Осетии состоит в сохранении основ исконной народной веры, восходящих к временам индоиранской общности и продолжающих объединять весь народ, несмотря на распространение двух мировых религий – христианства и ислама. Это объясняется не только древностью осетинской религиозной традиции, но прежде всего ее основными чертами. Первая из них – строгий монотеизм или единобожие, которое возникло задолго до христианизации Алании. Единый Бог имеет эпитеты «Великого», «Единочтимого», «Мир сотворившего». Святые-дзуары покровительствуют разным сферам мироздания, частям природы и отраслям человеческой деятельности. Другая черта – универсальность: во всех уголках Осетии исповедуется единая вера, разнятся лишь названия храмов-святилищ, могущие носить имя местности, годового праздника, природного объекта. Еще одна черта – полная веротерпимость вплоть до принятия иной веры с условием сохранения прежней. И, наконец, древняя религиозная традиция отличается синкретизмом, т. е. она неотрывна от любой другой сферы народной культуры: оставаясь осетином в традиционном культурном смысле, невозможно отказаться от следования ее нормам.

Глава 2. Экспериментальное исследование современной религиозной самоидентификации жителей РСО-Алания

2.1 Методы исследования

В нашем эксперименте мы использовали следующие методы: наблюдение, методы опроса, беседы, анкетирования и интервьюирования.

Нами были составлены анкеты для респондентов. Подробнее познакомиться с ними можно в Приложении №1.

Выборка составила около 97 человек. В состав выборки входили: молодые люди в возрасте 16-18 лет, педагоги в возрастном диапазоне от 28 лет до 53-х.

Целью нашего эксперимента было выявить отношение населения к религии, разным религиозным верованиям.

2.2 Анализ полученных данных

Начнём с того, что наблюдение за людьми в нашей Республике разных верований позволило сделать вывод о том, что очень важно сберечь, как цветок многоконфессиональность. Действительно, всем находится место под солнцем. Не важно, в какого Бога ты веришь, так как Бог один.

Мы провели интервью с основными представителями христианства и мусульманства. В нашем интервью были задействованы: сопредседатель Совета муфтиев России Северо-Кавказский муфтий – председатель Духовного управления мусульман РСО-Алания – Хаджимурат Гацалов и протоиерей церкви Ильи пророка Георгий Хворостянский.

Содержание вопросов и фотографический отчёт смотреть в Приложении № 2,3.

По первому вопросу Протоиерей Георгий ответил, что молодёжь нельзя назвать религиозной в полном смысле этого слова. Но в то же время за последние годы всё большее число молодых людей идут в Храм. Этому можно радоваться, так как это важный шаг на пути к истинной вере.

Гацалов Хаджимурат подчеркнул, что религиозной молодёжь на сегодня назвать нельзя. В этом вина времени безбожия и родителей. Поэтому путь к светлой жизни нашей Республики – это просвещение молодёжи. Умным, знающим человеком трудно руководить. Поэтому, «я приветствую просвещение молодёжи во всех его проявлениях. Если молодой человек читает Коран и живёт по его канонам, он не будет представлять угрозы людям».

По второму вопросу можно сказать, что оба наших респондента сошлись во мнениях.

« Незнание истории своего народа, отсутствие образования позволяет не считать себя ни христианином, ни мусульманином. Проще не верить, не знать, не быть активным».

По-третьему вопросу каждый ответил в пользу своей веры. Муфтий Хаджимурат сказал о том, что перспективы у ислама хорошие, если он преодолеет страх, вызванный у людей СМИ, перед мусульманами.

«На мой взгляд, - говорит муфтий Хаджимурат Гацалов, - состояние Ислама в мировом сообществе сегодня тяжелое: идет раскачивание религии, ее политизация. Поэтому задача каждого мусульманина – вернуть Исламу образ религии мира, заложенный в его сути. Согласно Сунне пророка Мухаммада (САС), мы обязаны воспитывать добрых мусульман, которые будут активной частью общества, его моральным стержнем. Тогда религия станет основой стабильности и спокойствия, как в стране, так и в республике. В регионе актуально негласное деление мусульман, на этнических, считающих себя приверженцами религии лишь по рождению и практикующих, исполняющих требования Ислама. Этнически мусульманская община Осетии большая. Приверженцы ислама живут в селах Ирафского, Правобережного, части Пригородного и Моздокского районов. Можно с гордостью отметить, что число истинных мусульман растет. Соборная мечеть Владикавказа не вмещает желающих совершить джума намаз. В селах строятся молельные дома. В связи с этим необходимо создавать условия для роста числа образованных последователей Ислама. Тех, кто знает, почему он совершает пятикратный намаз, что значит его жизнь в свете религии. Безусловно, вся сущность молящегося человека, особенно если он пришел в Ислам из неверия, меняется. Он должен быть добрее, помогать другим, сочувствовать, сопереживать. Главное это, а не то, сколько нас в количественном отношении. Как сказал Пророк Мухаммад (САС), будет одна община, в которой призывают к доброму, и запрещают злое. Мы хотим стать такой общиной.

Протоиерей Георгий сказал о прочных позициях христианства и о хороших перспективах его развития. «В церковь пришли молодые люди, - говорит Отец Георгий, - они сами выбрали свой путь, и будут строить его в соответствии с Законами Божьими. А, если в душе будет вера, в поступках благие намерения, то наша жизнь будет намного лучше, спокойнее, счастливее».

Вопрос о движении «Асаг Дин» и его соотношении с основными религиями оба опрашиваемых ответили следующее и были едины в этом.

« Это движение политическое, искусственно созданное для определённых целей, а именно разобщить верующих, пошатнуть их веру, расколоть общество и стравить людей. Ничего хорошего это общество не принесёт Осетии».

Хаджимурат Гацалов даже вступил с ними в спор в виде писем. «Ни на один поставленный мною вопрос о вере они не смогли аргументированно ответить», - говорит муфтий.

Пятый вопрос выявил единую позицию обоих респондентов, которая состояла в следующем: «Это движение не имеет будущего, так как у него нет идеологии, они не самодостаточны, а поэтому не смогут быть разъединительным потенциалом в нашем обществе».

Подводя итоги интервью, хочется сказать, что действительно, на сегодняшний день христиане и мусульмане - это основные религиозные направления в Северной Осетии. Нужно приложить все усилия для того, чтобы растить правильно подрастающее поколение, прививать ему во многом забытые качества нравственности, доброты, сострадания. Тогда будет мир на земле Кавказа и понимание.

Анкетирование среди населения проходило по вопросам. Смотреть Приложение №4.

В анкетировании приняли участие 97 человек. Из них 65 представителей женского пола, 35 человек мужского пола.

Большинство опрашиваемых причисляют себя к той или иной вере исповедания.

Таблица 1. Показатели вероисповедания.

Вера исповедания

Кол-во чел. % соотношение

Христиане

71 – 73%

Мусульмане

4-4,1%

Буддисты

1-1%

Язычники

9-9,3%

Никакой веры

10-10,3%

Атеист

2-2%

Причём нужно отметить, что именно у респондентов в возрастной категории от16-18 лет встречались ответы – отсутствие какой-либо веры, атеист, язычник-христианин. Это говорит об отсутствии ясного понимания того, что есть вера, язычество и атеизм. То есть молодёжь мечется в незнании этих определений и непонимании происходящего, а может быть в отсутствии желания понимать, ведь так легче.

Респонденты в возрастной категории от 33 до 68 лет более осознанно подходят к определению себя к той или иной вере. Они осознают, что недостаточно уделяют времени выполнению ритуально-обрядовых требований религии. Только в двух эпизодах христиан назвали язычниками.

По вопросу об известности общества «Асаг –Дин» как одна возрастная группа молодых, так и другая ответили, что ничего не знают об этом обществе, его деятельности и направленности.

Позиция опрашиваемых по вопросу о том, что осетины не нуждаются ни в христианстве, ни в мусульманстве большинство ответили, что это не так. Значит, большинство признают необходимость веры.

2.3 Выводы

Эксперимент позволил нам сделать некоторые выводы по теме исследования:

  1. Молодёжь (возраст 16-18 лет) демонстрирует неосведомлённость в вопросах религии, а порой безразличие к той теме.

  2. Некоторые молодые люди не понимают значение таких понятий, как вера, религия, язычество, христианство.

  3. Большинство опрашиваемых причисляют себя к христианам – 73%; 4-% - мусульмане; язычники – 9%; никакой веры-10%

  4. Большинство осознают, что не исполняют ритуально-обрядовые требования религии. Это говорит о формальном подходе к вероисповеданию.

  5. Мнения о язычестве осетин в основном звучит у молодых. Более зрелые люди так не считают.

  6. Чем старше респонденты, тем больше соотношения религии с задачами модернизации XXIвека, то есть связи религии с жизненными задачами общества.

  7. Очень важно сберечь многоконфесиональность в нашей Республике.

Заключение

Выясняя общественное мнение по поводу религиозной самоидентификации, мы обнаружили интересные результаты: большинство опрошенных причисляли себя или к христианству, или к исламу. При этом на вопрос о том, считаете ли вы себя приверженцем традиционных религиозных воззрений, эти же респонденты ответили положительно. В частной беседе с муфтием Республики РСО-Алания Гацаловым Х.М. мы выяснили, что осетины в своей повседневной жизни, идет ли речь о траурных мероприятиях или же о радостных событиях, демонстрируют обрядовый синтез, соединяя элементы языческих ритуалов с теми же христианскими и мусульманскими нормами. Данный раздел исследования показал, что осетины не придают особого значения обязательному последовательному исполнению ритуально-обрядовых требований той или иной религии, что свидетельствует о синкретизме религиозного сознания. По итогам опроса напрашивается вывод о том, что осетины от случая к случаю посещают церковь или мечеть. В Осетии есть христиане и мусульмане, которые никогда не пересекали порог храма в сакральных целях.

В общественном мнении Осетии в последнее время сформировалась такая позиция, что осетины не нуждаются ни в христианстве, ни в исламе. В данном вопросе наши респонденты разделились поровну. Примером этой позиции является движение «Асаг Дин», ряд научных и общественных деятелей, которые отвергают всякие обвинения в язычестве. Интересно, что опрашиваемые респонденты ничего не знают об этих явлениях. Напрашивается вывод, что между республиканской общественностью и общественными движениями и организациями нет никакой связи.

Наши респонденты, считая себя «приписанными» (по факту рождения) к той или иной конфессии, тем не менее, относят большинство осетин к язычникам. Еще меньше понимания, судя по опросу, в вопросе важности принадлежности народа к монотеистической вере. В последнее время со стороны некоторых интеллектуалов наблюдаются попытки доказать, что наши далекие предки еще в дохристианскую эпоху имели представление о Едином Боге. Этот крайне важный тезис выглядит неоднозначно и нуждается в серьезных научных подтверждениях.

Говоря об осетинском религиозном сознании, хочется обратить внимание на следующее: в осетинском сознании уживаются разные уровни религиозности: здесь и почитание осетинского Уастыр Хуыцау, трех пирогов, рощи Хетага, и одновременно – празднование Рождества Христова, Пасхи, Троицы, у осетинских мусульман – соблюдение рамадана, празднование его окончания и все это в своеобразных «осетинских» формах. Эта ситуация многослойного религиозного сознания не является чем-то оригинальным и уникальным. Если мы посмотрим на традиции религиозности в японском, китайском обществах, то мы увидим, что в их сознании мирно уживаются как чисто национальные религиозные философии, так и представления, почерпнутые из мировых религий. Состояние религиозного синкретизма не составляет внутреннего конфликта. Это представляет большой интерес также и для нас, проживающих в регионе, имеющим статус «горячей точки».

Еще одним пунктом исследования был вопрос о модернизации общества и месте религии в нем. Большинство респондентов считает, что религия не препятствует процессам модернизации, более того, она может сыграть значительную роль в решении этих задач.

Осетия исторически относится к полиэтничным, поликонфессиональным территориям. На нашей земле бытовали и сосуществовали мировые и национальные религии. Осетины всегда отличались от соседних народов религиозной веротерпимостью, дружелюбием, умением уживаться с представителями разных национальностей. Нам не угрожают конфликты на религиозной и национальной почве (если только их не разожгут искусственно). Морально-нравственные нормы, вытекающие из мировых религий, будут всегда востребованы в любом обществе, в том числе в обществе ХХI века.

Р Е К О М Е Н Д А Ц И Я

Результаты вышеприведенного исследования свидетельствуют о недостаточном понимании важности мировоззренческой составляющей в жизни человека. Современное общество, в том числе и российское, сталкивается в ХХ1 веке со множеством вызовов, среди которых серьезную озабоченность вызывает религиозный радикализм и экстремизм. По мысли русского философа Н.А.Бердяева, движение истории предполагает перенесение лучших традиций прошлого в настоящее и соединение их с будущим. В этом контексте хотелось бы порекомендовать:

  1. Через знания сохранять и развивать лучшие национальные традиции осетинского народа

  2. Усилить просветительскую работу в этом направлении через проведение различных тематических «круглых столов», широкое общественное обсуждение и др.

  3. Все средства должны быть направлены на сохранение и перенесение в будущее традиционных для осетинского сознания миролюбия, толерантности, умении жить в мире и согласии со всеми окружающими их народами.

Литература

  1. Абаев В.И. Дохристианская религия Алан. /Избранные труды. Религия. Фольклор. Литература.- Владикавказ,1990.- с.102-114

  2. Биджелов Б.Х. Социальная сущность религиозных верований осетин. – Владикавказ, 1992. – 179с.

  3. Григорий Померанц. Зинаида Миркина. Великие религии мира. М.,2001.

  4. Дзеранов Т.Е. Религия осетин и русская культура. Монография. Под ред.д.и.н. В.Х.Тменова: Сев.-Осет.ин-т.гум. и соц.исслед. им. В.И. Абаева. Владикавказ, 2006.- 260с.

  5. Дюмезиль Ж. Скифы и Нарты. Сокращённый перевод с французского.

Под ред. А.З. Алмазовой. М.,1990

  1. История религий мира: метод. пособие для препод. /Сост. Б.Г.Койбаев, Л.М.Сабаева. Владикавказ, 2011.

  2. Таказов Ф.М. Ислам в системе традиционной культуры осетин. Владикавказ, 2007.

  3. Тменов В.Х., Бесолова Е.Б., Гонобоблев Е.Н. Религиозные воззрения осетин. Владикавказ, 2000.

  4. Чибиров Л.А. Традиционная духовная культура осетин. Владикавказ, 2008.- 711с.

  5. Хубулова С.А. Весь мир мой храм: поликонфессиональный Владикавказ в 20-м веке. Владикавказ, 2005.

  6. Хрестоматия по Исламу. /Отв. Ред. С.М. Прозоров. М.:Наука, 1994

  7. http://nogbon. Iriston.com.

  8. http://timbilal.livejournal.com/84939.html

Приложение №1

Вопросы для интервью

  1. Как Вы оцениваете религиозность современной молодежи Осетии?

  2. Как Вы относитесь к тому, что осетины не считают себя ни последовательными христианами, ни последовательными мусульманами?

  3. Как Вы оцениваете перспективы ислама (христианства) в Осетии?

  4. Что Вам известно о движении «Ацаг Дин» и как оно, на Ваш взгляд, соотносится с христианством и исламом в Осетии?

  5. Как Вы считаете, насколько силен объединительный (разъединительный) потенциал идеологии этого движения, утверждающего самодостаточность традиционных религиозных верований осетин?

Приложение №2

АНКЕТА

  1. Возраст: 16 – 18

25 – 35

40 - 60

  1. К какой религиозной конфессии Вы себя причисляете?

Христианство –

Ислам -

Другая -

  1. Считаете ли Вы себя приверженцем традиционных религиозных воззрений осетин?

Да –

Нет –

  1. Насколько регулярно Вы исполняете ритуально-обрядовые требования той или иной религии?

А) регулярно -

Б) фрагментарно -

В) от случая к случаю -

Г) вообще не выполняю –

  1. Насколько регулярно Вы посещаете церковь или мечеть?

А) посещаю регулярно -

Б) посещаю от случая к случаю -

В) вообще не посещаю -

  1. Что Вам известно о движении «Ацаг Дин» и проповедуемой им идеологии?

  1. Как Вы относитесь к той позиции, что осетины не нуждаются ни в христианстве, ни в исламе?

А) разделяю -

Б) не разделяю -

В) не знаю –

  1. Согласны ли Вы с утверждением, что осетины в подавляющей своей массе – язычники?

А) да –

Б) нет –

  1. Насколько религия соотносится с задачами модернизации в ХХI веке?

А) соотносится вполне -

Б) никак не соотносится -

В) не знаю –

Приложение №3

Фотосессия по проделанной работе.

2

Просмотров работы: 703