ТАЙНА ПРЕДКОВ – БИЛИРСКАЯ РУНИЧЕСКАЯ НАДПИСЬ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ТАЙНА ПРЕДКОВ – БИЛИРСКАЯ РУНИЧЕСКАЯ НАДПИСЬ

Христофорова Т.Н. 1
1
Тарский Н.Н. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

Цель работы: разгадка тайны рунической надписи в местности Билир, села Танда, Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия)

Задачи:

-изучение литературы по руническим письменам

-расшифровка Билирской рунической надписи

-доказательство наличия рунического письма у народа саха, в частности у баягантайцев.

Новизна: изучение первой рунической надписи на территории I-го Баягантайского наслега.

Актуальность: доказательство наличия рунического письма у народа саха, в частности у баягантайцев.

Часть I

1) Руна.

Слово «руна» происходит от древнескандинавского корня, означающего «тайна». И название это дано не современными учеными, до сих пор не раскрывшими загадку происхождения рунических письмен, а древними германцами, приписывавшими знакам магическую силу.

Рунические надписи находят в самых различных частях Западной Европы. Больше всего их обнаружено на территории Швеции — несколько тысяч. Самые ранние рунические тексты найдены на территории Ютландского полуострова и прилегающих островов — они относятся к III в. до н. э. Помимо того, эти надписи имеются в Англии, Шотландии, Норвегии, Исландии, ГДР и ФРГ, Франции, Австрии, Греции, Румынии, на острове Березань в Черном море. И даже в нашей стране, на Волыни, возле города Ковель, был найден наконечник копья с рунической надписью. Руны вырезались на самых различных предметах, высекались на камне, чеканились на металле. До нашего времени дошли рунические надписи и календари, вырезанные на палках в виде меча или посоха, молитвенники и обращения к языческим богам, магические заклинания и имена владельцев оружия или украшений, запечатленные знаками рун. Язык рунических текстов известен. Они написаны на нескольких языках, которые являются ответвлениями германской группы. Руны связывают с набегами викингов на Востоке. По приказу Петра Великого немецкий ученый Д. Г. Мессершмидт с 1719 по 1727 г. объезжал необъятные просторы Сибири. В верховьях Енисея он обнаружил странные надписи, состоящие из знаков, поразительно напоминавших европейские руны. Позже такие же надписи были открыты в Туве, Хакассии, Монголии. Основными местами находок были долины рек Енисея и Орхона, поэтому и надписи стали именовать орхоно-енисейскими или просто орхонскими рунами, чтобы отличить их от рун, найденных на территории Западной Европы. Сначала ученые попробовали читать орхоно-енисейские руны так, как читаются руны европейские. Но из этого ничего не выходило. Стало очевидно, что, несмотря на удивительное сходство форм рунических знаков, чтение их различно. Западноевропейские руны скрывают язык германской группы... а какой язык скрывается за руническими знаками письмен, найденных в Азии? И как определить чтение знаков этих письмен? Орхоно-енисейские руны приписывали скифам и гуннам, кельтам и готам, монголам и угро-финнам... Но вот в конце 1893 г. датский ученый В. Томсен представляет Королевскому обществу свой предварительный доклад, занимающий всего лишь 15 страничек, в котором была дана полная дешифровка загадочной письменности и приведено чтение всех знаков ее алфавита! Первым делом Томсен установил направление письма: оказалось, что чтение знаков его идет не слева направо, а справа налево. Затем датский ученый подсчитал число различных знаков, употреблявшихся в орхоно-енисейском письме. Оно равнялось 38 — и на основании этого Томсен предположил, что здесь мы имеем дело с алфавитным письмом, однако тут могут встречаться и слоговые знаки (для чисто слогового письма знаков слишком мало, а для алфавита — слишком много). Некоторые памятники, найденные в Центральной Азии, имели текст на двух языках: китайскими иероглифами и орхоно-енисейскими рунами передано было одно и то же содержание. Среди слов, записанных по-китайски, были и собственные имена. Следовательно, эти имена должны быть и в рунической части надписи. Томсен нашел их и вскоре установил значение всех знаков орхоно-енисейских рун. Оказалось, что знаки эти запечатлели тексты, написанные на древнейшем тюркском языке. О том, что слово «тюрк» родственно словам турок и туркмен, догадаться нетрудно. Тюрками называли себя создатели огромного государства, протянувшегося почти по всей великой степи, от Желтого до Черного моря. Они-то и создали письмена, которые удалось расшифровать Томсену. Прочтение их позволило заглянуть в глубины тюркской истории вплоть до VI в. н. э. и, главное, дало в руки ученым бесценный материал для изучения истории тюркской семьи языков. В 1896 г. Томсен выпустил книгу, посвященную чтению орхоно-енисейских рун и переводу надписей, оставленных древними тюрками. И в том же году В. А. Каллаур, большой любитель древностей и энтузиаст изучения старины, находит тюркские рунические надписи в Казахстане и Киргизии, в Таласской долине, окруженной с Севера величественными отрогами Киргизского хребта. Позднее было доказано, что не только в Центральной, но и в Средней Азии пользовались орхоно-енисейскими рунами! По мнению большинства современных исследователей, письмена древних тюрков восходят к какому-то из алфавитов, которым пользовались народы Ближнего Востока. Но вопрос о происхождении древнетюркских рун нельзя считать решенным окончательно.Раскопки на территории Семиречья, которые много лет ведут археологи Казахской Академии наук, принесли, помимо находок древних городов и поселений, драгоценных украшений и военного снаряжения, и надписи на предметах, выполненные письмом, очень похожим на руническое. И, что самое замечательное, возраст этих надписей на добрую тысячу лет превосходит возраст древнетюркских рун! Наиболее ценная из этих находок — надпись на серебряной чаше, найденной в богатейшем погребении, относящемся к середине I тыс. до н. э., при раскопках кургана возле села Иссык, неподалеку от Алма-Аты. На дне чаши нанесены 26 рунических знаков, весьма похожих на знаки древних тюрков. Может быть, эта надпись — самый ранний памятник, оставленный тюрками задолго до того, как в VI в. н. э. возник могучий Тюркский каганат? Ряд исследователей считает, что письменность на чаше из села Иссык — предтеча древнетюркского языка, есть попытки даже прочесть надпись по-тюркски. Например, известный казахский поэт Олжас Сулейменов, много внимания уделяющий истории своего народа, получил такое чтение надписи: «Сын хана в двадцать три (года) умер. Имя и слава (народа) иссякли». Однако многие ученые считают, что нельзя ставить знак равенства между древнетюркским и «иссыкским» письмом, ибо знаки их далеко не тождественны. А текст надписи на чаше очень мал по объему: 26 составляющих его знаков можно прочесть, как показывает математическая теория дешифровки, несколькими различными способами и «вычитать» разное содержание. К тому же нет веских доказательств, что надпись сделана именно на тюркском, а не каком-либо другом языке многочисленных народов, населявших Среднюю Азию в древности.

2)Древнетюркская руническая письменность.

Основой изучения древнетюркской руники является знаменитая надпись в честь-Кюль-Тегинэ. Кюль-тегин Tigin (Tegin)[принц Кюль], (685 — 27 февраля 731), политический и военный деятель Второго тюркского каганата, соправитель Бильге-кагана, сын Кутлуг-Эльтериш-кагана.

Прославился как героический воин и участник множества военных походов, обеспечивающих тюркам гегемонию в Центральной Азии. В 710г. вместе с Тоньюкуком и Могиляном вторгся с тюркской армией в Хакасию, нанеся поражение кыргызам. В 716 предотвратил переворот и посадил на тюркский трон своего брата Могиляна (Бильге-кагана).

В его честь был создан обширный погребальный комплекс, важную часть которого составил ряд балбалов — изображений поверженных противников, главным из которых был кыргызский Барс-каган.

Эпитафия Кюль-тегину — памятник тюркской рунической письменности VIII в. — найдена в 1889 Н. М. Ядринцевым в долине Кошо-Цайдам, на берегу р. Орхон (Монголия). Надписи дешифрованы в 1893 году датским учёным профессором Вильгельмом Томсеном. Памятник содержит ценные исторические сведения и даёт богатый лингвистический материал. Существует общее определение памятников древнетюркской письменности как обширного корпуса текстов, написанных рунической, уйгурской, согдийской, манихейской, сирийской, тибетской и арабоглифической письменностью, а также письмом брахми. В более узком смысле под древнетюркскими памятниками понимаются только рунические тексты. Установлен огромный ареал распространения памятников рунической письменности: от Орхона до Дуная, от Якутии до Гоби. Первые сведения о памятниках тюркской рунической письменности у нас имеются со времен Петра I, их сообщает служивый человек Ремезов.Начало научного изучения тюркской рунической письменности было положено в первой половине XVIII в. направленными Российской академией наук знаменитыми экспедициями Д.Г. Мессершмидта и Ф.И. фон Стралленберга, побывавших в степях Минусинской котловины в 1721-1722 гг. Собранные материалы и сведения о памятниках, впоследствии получивших обозначения Е-32 и Е-37, были опубликованы в 1729 г. З. Байером в "Записках Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге" и в 1730 г. Ф.И. фон Страленбергом.Знаменитое открытие орхонских надписей в Монголии Н.М. Ядринцевым в 1889 г. ввело в научный оборот объемные рунические тексты, что позволило сделать выводы о грамматическом строе надписей. В 1893 г. датский филолог В. Томсен дешифровал руническое письмо. Уже в следующем году В.В. Радлов издал переводы орхонских текстов, а в 1895 г., используя кроме своих материалов данные финских экспедиций - переводы 40 енисейских надписей. Имеющие отличия памятники долины Енисея интерпретируются как "памятники Кыргызского каганата". По этой социально-этнической классификации к памятникам "енисейской рунической письменности" относятся также некоторые наскальные надписи и текст знаменитой Суджинской стелы в Монголии. Наиболее вероятно, что кыргызы заимствовали письменность в результате победоносного похода древних тюрков в 711 г., которые "завели порядок в немногочисленном (т.е. пришедшем тогда в упадок) народе кыргызов". За последующие полвека кропотливая работа по поиску и публикации памятников енисейской рунической письменности, а также вновь приобретенные методы исследований, сделали возможным большое научное достижение - в 1951-52 гг. С.Е. Малов публикует тексты орхонских и енисейских памятников. Ученые полагают, что древнетюркский алфавит возник не раньше VII в., возможно, в первой половине. Рунические тексты старше второй половины VII в. еще не обнаружены.Проблема происхождения древнетюркской руники пока не решена. В науке существует несколько различных точек зрения. Наиболее обоснованным считается согдийский вариант арамейской гипотезы. Он основан на близости форм ряда рунических и согдийских графем, которые по происхождению считаются арамейскими (переднеазиатскими). В.А. Лившиц установил, что прототипом для большинства рун послужило согдийское курсивное письмо и только небольшая их часть могла быть изобретенной. Древнетюркский рунический алфавит состоял первоначально из 37 или 38 знаков геометризированных очертаний и, в отличие от согдийского прототипа, был хорошо приспособлен для фиксации на камне, дереве, металле. Руника достаточно точно передавала фонетические особенности тюркского языка. Большая часть согласных знаков имела два варианта начертания, в зависимости от того, с каким гласным (переднего или заднего ряда) этот согласный употреблялся.

3)Рунические письмена народа саха

В последние годы к.ф.н. Г.Г.Левин изучает якутскую руническую письменность, и по его данным насчитывается около 25 полных надписей и около 40 рунических знаков, написанных на скалах и на разных предметах.Например: рунические письмена XVII-XVIII веков обнаружены: в местности Уhун Күөл(Чурапчинский)- на дереве, в местности Улахан Аан(Хангаласский) - на скале, в местности Баайа5а(Таттинский) – на седле.

В Чурапчинском улусе (Боотурускай) на территории Арылахского наслега найдены два письма:

1. В местности «Хотугу Чэлгиэрийэ» были найдены два рунических письма на стене дома-балагана. Длина первого письма – 115 сантиметров и 50 набросков. Длина второго – 93 сантиметра и примерно 29 набросков(т.к. некоторые «буквы» можно считать как один или два). Высота этих двух писем – 4-7 см. Найден в 2000 году Поповым С.Р. Его изучали Г.Г.Левин, А.И.Кривошапкин – Айыңа.

2.В аласе «Быллах» найдено руническое письмо на стене дома-балагана. Письмо содержит в себе 16 «букв». Длина этого письма – 27 см., высота –2,5-3,5 см., глубина выреза – 1-2мм. Был найден в 2003 году учениками Арылахской средней школы Димой и Алешей Портнягинами, Варварой Каженкиной.

Часть II

На реке Танда, которая впадает в реку Алдан, есть местность под названием Билир(старинное название Дьаарбаң Сурт). Это территория I Баягантайского наслега Баягантайского улуса, сейчас – Баягантайский наслег Усть-Алданского улуса. По преданиям, в XII веке здесь жил прародитель Баягантайских якутов Бахсыгыр О5онньор. Его потомками сейчас являются Заболоцкие в селе Танда.

В селе Танда в местности Билир сохранена старинная усадьба. Это дом-балаган и амбар принадлежали Заболоцким. Дом-балаган и амбар построены во II половине XIXв. знаменитым мастером Семеном Заболоцким – Тыргыыс Сэмэном, племяннику Петру Дмитриевичу Заболоцкому, главе Баягантайского улуса. Дом-балаган представляет уникальное архитектурное сооружение, которое не имеет аналога в наше время, так как имеет двойные стены и потолок(принцип термоса). Амбар состоит из трех секций.

В средней секции амбара с южной стороны, слева от двери, примерно на высоте 1,5м., имеется руническая надпись. Длина надписи – 27см., высота – 2,5-3,5см., толщина – 3-5мм., глубина выреза –1-3мм. В письме 17 «букв». Отдельно, справа, ниже от надписи имеется отдельный знак в виде руны или тамги.

Часть III

Надпись состоит из 17 знаков. Для расшифровки надписи мы использовали таблицы А.И.Кривошапкина-Айыңа и орхоно-енисейского алфавита:

1-ый вариант: расшифрован с помощью таблицы А.И.Кривошапкина – Айыңа, орхоно-енисейским и славянским алфавитом.

Значение: А hэри а ыл а н к үң hэри айы а н үң н hыт

Версия расшифровки надписи: Аhар ылын күн сирин айыан анньыыhыт. Это обращение к богу Тенгри, в частности, к Айыыhыт. По Г.Г.Левину – специалисту по руническим знакам народа саха, надписи всегда посвящались к Богу.

2-ой вариант: расшифрован с помощью таблицы Г.Г.Левина.

Значение: А с а ң а р х с а й р а н д а й

Версия расшифровки надписи: Аас саңар аах ай андай

Заключение:

1.Народ саха до прихода русских в XVII веке имел свою руническую письменность, основанную на тюркском(орхоно-енисейском, который появился в VI веке).

2.Со включением Якутии в состав Российского государства(1632г.) якутская письменность стала вытесняться русским алфавитом также, как в частности, тенгрианство – христианством.

3.Наши предки, баягантайцы, пользовались руническим письмом до начала XX века. Билирская надпись была написана на амбаре Заболоцких в местности Дьаарбаң Сурт(Билир), построенного во II половине XIXв.

4.В нашем ареале проживания находки рунических надписей составляют треугольник с.Танда(Усть-Алданский) – с.Баайа5а(Таттинский) – с.Арыылаах(Чурапчинский), т.е. территория бывшего Баягантайского улуса.

Литература:

1. Антонов Н.К. Наследие предков «Бичик» 1993г. Якутск. стр.63-67.

2. Байа5антай уонна байа5антайдар – Танда, «Мүрү саhар5ата» айар-полиграфическай холбоhук, 2009. – 276с.

3. Винокуров Н.Е.-Урсун Прошлое незабвенно, Быралыйбат былыргы Дьокуускай «Бичик» 2005г. Стр 15.

4. Гоголев А.И. Якуты: проблемы этногенеза и формирование культуры» стр.138-199.

5. Иванов М.С.-Багдарыын Сүлбэ Предания и легенды старины. Якутск: Бичик, 2004. – Ч. 2. – 2006. – 320 с.(стр.221-222).

6.Кривошапкин А.И.-Айыңа, Евразийский союз

5. Ксенофонтов Г.В. Ураанхай сахалар Якутск 1992г.

6. Неустроев Б.Ф. – Мандар Уус – информатор.(18.11.2011)

7. Петров Н.Е. Саха омук былыргы историятыттан, Из древней истории народа Саха Дьокуускай «Бичик» 2003г, стр. 23

8.Попов С.Р, Андросов Г.Г. Былыргы сахалар суруктара-бичиктэрэ. Дьокуускай : «Бичик», 2010. – 80 с.

9.Сэhэн Боло Лиэнэ5э нуучча кэлиэн иннинээ5и саха оло5о Дьокуускай «Бичик» 1994г

стр 109-122, 1, 2 таблицалар.

10.Байа5антай уонна байа5антайдар – Танда, «Мүрү саhар5ата» айар-полиграфическай холбоhук, 2009. – 276с.

Местность Билир – I-ый Баягантайский наслег, Усть-Алданский улус Республика Саха (Якутия)

 

Местность Билир- I-ый Баягантайский наслег, Усть-Алданский улус Республика Саха (Якутия)

 

Основой изучения древнетюркского рунического письма стал памятник в честь Кюль-Тегина.

Орхоно-Енисейский алфавит (классический период)

Использование

Символы

Транслитерация и транскрипция

гласные

 

A

/a/, /e/

 

I

/ɯ/, /i/, /j/

 

O

/u/, /o/, /w/

 

U

/ø/, /y/, /w/

согласные

сочетающиеся

с гласными:(¹) — заднего,(²) — переднегорядов

   

/b/

/b/

   

/d/

/d/

   

/g/

/g/

   

/l/

/l/

   

/n/

/n/

   

/r/

/r/

   

/s/

/s/

   

/t/

/t/

   

/j/

/j/

только с (¹) — Qтолько с (²) — K

   

Q

/q/

K

/k/

с любымигласными

 

/ʧ/

 

-M

/m/

 

-P

/p/

 

/ʃ/

 

-Z

/z/

 

-NG

/ŋ/

сочетания

+ гласный

 

IÇ, ÇI, Ç

/iʧ/, /ʧi/, /ʧ/

 

IQ, QI, Q

/ɯq/, /qɯ/, /q/

   

OQ, UQ,QO, QU, Q

/oq/, /uq/,/qo/, /qu/, /q/

ÖK, ÜK,KÖ, KÜ, K

/øk/, /yk/,/kø/, /ky/, /k/

+ согласный

 

-NÇ

/nʧ/

 

-NY

/ɲ/

 

-LT

/lt/, /ld/

 

-NT

/nt/, /nd/

словоразделительный знак

 

нет

(-) — встречаются только в конце слова

Наскальная древнетюркская руническая надпись около устья р.Сиинэ (среднее течение р. Лены, около г. Якутска)

«Азские бусы — добро (в значении «имущество) дом», который также отмечал, что это наскальное письмо «действительно руническая надпись — самая северная в мире». Фигурные изображения он рассматривал как тамги — родовой или племенной знак.

 

Кривошапкин Андрей Иванович – Айыңа

 

 

Билирская

расшифровка

 

Расшифровка:

Длина Билирской надписи – 27см., высота – 2,5-3,5см., толщина – 3-5мм., глубина выреза – 1-3мм. В письме 17 «букв».

Варианты перевода:

1.А hэри а ң а н к ом hэри айы а н ом н hыт ? ? (по Кривошапкину)

2. А hэри а ыл а н к үң hэри айы а н үң н hыт(наш вариант)

Значение:

«Аhар ылын күн сирин айыан анньыыhыт»

 

Сравнительная таблица рунических знаков

(по Г.Г.Левину)

 

Расшифровка Билирской надписи:

«Аас саңар аах ай андай»

Сравнительный анализ совпадений надписей м. Хотугу Чэлгиэрийэ(Чурапчинский улус) и м. Билир(Усть-Алданский улус)

Из 17 знаков в м. Билир с надписью м. Хотугу Чэлгиэрийэ совпадают 7 знаков, что составляет 47%

В нашем ареале проживания находки рунических надписей составляют треугольник с.Танда(Усть-Алданский) – с.Баайа5а(Таттинский) – с.Арыылаах(Чурапчинский) т.е. территория бывшего Баягантайского улуса.

Родословная Заболоцких – прародителей Баягантайского рода(продолжение по Сэhэн Боло)

24

Просмотров работы: 1267