ЦВЕТНОЙ МИР

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЦВЕТНОЙ МИР

Волегова Т.К. 1
1
Воронцова О.Л. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Цели и задачи исследования

  • Мир вокруг нас цветной. Я задумалась о том, что нет фактически ни одного предмета, который не имел бы цвета. Представьте себе на секунду мир, в котором все было бы одного цвета – например черное, или серое, и станет грустно. Цвет имеет огромное значение в нашей жизни, это действительно важный и интересный объект для изучения.

  • Цель моей работы – разобраться в теории и немного на практике, для чего мир разноцветный? Каким образом цвет действует на нас? О чем говорят разные цвета, и как эти знания о цвете можно использовать в обычной жизни.

  • Я поставила задачу, провести небольшие психологические тесты, которые позволяют определить цветовые предпочтения моих одноклассников и попытаться понять, о чем это может говорить.

Гипотеза

  • Я предположила, что цвет сам по себе несет какое-то значение, имеет свой собственный смысл.

Изменение цвета любого предмета меняет воздействие этого предмета на нас, то есть меняет его смысл.

Актуальность

Актуальность моей работы состоит в том, чтобы перевести то, что мы из ежедневного опыта знаем о цвете из подсознательного в осознанное и, возможно, использовать это в жизни.

Определение цвета. Общие характеристики цвета

  • Что такое цвет? Это сложное научное понятие. Если попытаться объяснить своими словами — это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей. Поскольку это ощущение, а ощущение всегда личные, то тот синий или зеленый цвет, который вижу я, какими-то оттенками отличается от синего или зеленого цвета, который видит любой другой из нас.

Большинство из нас знает основные цвета из фразы: "Каждыйохотникжелаетзнатьгдесидитфазан".

Это спектр цветов, который видит средний человек - он начинается с красного и заканчивается фиолетовым. В наше время принято считать, что глаз человека различает 270 оттенков цветов.

Но при анализе всего многообразия цветов исследователи, выяснили, что основных всего три. Это красный, желтый, синий.

Если взять в руки палитру красок, то не удастся создать ни один из этих основных цветов путем смешивания двух других. Однако другие цвета превосходно получаются при смешивании основных.

К примеру, чтобы получить оранжевый цвет, необходимо смешать красный и желтый. А для получения зеленого - желтый и красный.

Основные цвета – не могут быть созданы другими цветами, они сами участвуют в создании остальных цветов

  • Красный

  • Синий

  • Желтый

Все цвета можно разделить на теплые и холодные.

Механизм воздействия цвета. Теплые и холодные цвета.

Механизм воздействия цвета на человека в настоящее время понятен только примерно: Ученый Бехер доказал, что от глаза к головному мозгу ведет нервная система, управляющая цветовым раздражением.

Многие люди, живущие с большими нагрузками или в стрессе в течение продолжительного времени, предпочитают темно – синий цвет. Их нервы перенапряжены и они подсознательно выбирают цвет, несущий успокоение нервам и отвергают возбуждающий красный цвет.

Тот, кто отклоняет красный цвет как несимпатичный, находится в состоянии перевозбуждения и легко раздражается. В таком состоянии раздражающий красный цвет совершенно не выносится.

Ученый Вольфарт из Канады провел опыт: показал своим студентам на несколько минут оранжево – красный цвет. После рассматривания оранжево – красного цвета пульс, давление крови и частота дыхания повысились.

На темно – синий цвет реакция была обратная – наступало успокоение: пульс становился спокойнее, давление в крови снижалось, а дыхание замедлялось.

Оказывается, цвет воздействует на людей даже с завязанными глазами. У человека учащается пульс в среде огненно-красного цвета, в среде синих оттенков пульс человека замедляется, и им овладевает сонливость. На животных цвета оказывают такое же действие. Есть, например, рыбы, изменяющие свою окраску в зависимости от цвета дна, над которым они в данный момент проплывают.

Есть животные, которые наоборот своим цветом предупреждают, что они напуганы или рассержены. Я наблюдала за хамелеоном в одном террариуме в нашем городе. У хамелеона есть одна удивительная способность — менять свой цвет от ярко-зеленого до серо-черного или желтого. Дело в том, что хамелеон имеет совсем прозрачную кожу, под которой расположены клетки красного, черного и желтого цвета. Когда животное злится или боится, его нервная система посылает сигналы этим клеткам.

Спокойный хамелеон

Хамелеон нервничает

Связь цвета с эмоциями и чувствами. Психологические характеристики цветов

Знание о том, что выбор определенных цветов связан с психологическим состоянием человека в данный момент, широко используется в психологии. На основании того, какой цвет предпочитает или даже любит человек, психологи определяют его характер, склонности, душевное состояние.

Ученые считают, что у каждого цвета есть своя психологическая характеристика. У цвета, как и у человека, есть характер. Характер цвета мы чувствуем интуитивно, поэтому стараемся окружать себя какими-то определенными – каждый своими.

Если рассматривать рисунки, сделанные разными людьми, можно по основным выбранным в рисунках цветам определить состояние рисующего.

Психологические характеристики отдельных цветов мы рассмотрим подробнее в практической части работы при анализе тестов.

Цвет в искусстве

Цвет для искусства одно из самых важных слов.

Художники (и дети) способны различать от 340 до 400 цветов и оттенков. Обычный человек различает чуть больше 200 цветов.

В 1885 году великий художник Ван Гог открыл: “Цвет сам по себе что-то выражает».

То, что цвет сам по себе несет какой-то смысл, очень хорошо понимали и строили отчасти на этом свое искусство художники экспрессионисты. Они использовали цвет, несвойственный каким-либо предметам в природе, для усиления впечатления от картины.

Например, немецкий живописец Франц Марк на известной картине “Три лошади” изобразил лошадей в красном цвете, чтобы выразить их яркий темперамент, взрывной характер.

Ф.Марк «Три лошади»

На другой картине этого же художника «Башня синих лошадей» изображены лошади в синем цвете. Они похожи на лошадей с первой картины - тоже сильные, у них крутые шеи. Но складывается впечатление, что у них более спокойный характер, они очень одухотворенные и даже немного грустные.

Ф.Марк «Башня синих лошадей»

Еще больше увлеклись магией цвета художники-футуристы. Я возьму только один пример – одни из самых известных картин художника Казимира Малевича «Красный квадрат» и «Черный квадрат» . Созданы они были около 1 века назад , но до сих пор критики и обычные люди рассуждают о смысле этих картин.

Мнения по поводу этих картин очень разные, но фактом является то, что они вызывают у нас определенные эмоции. По моим ощущениям, если смотреть на черный квадрат, становится сначала спокойно, потом грустно. Когда смотришь на красный квадрат, чувствуешь сначала прилив энергии, потом немного раздражение.

  • Мы видим, что художники прекрасно понимали, что цвет имеет свое значение. Цвет может усилить, или изменить силу воздействия изображения.

К.Малевич «Красный квадрат» 1915г

К.Малевич «Черный квадрат» 1915 г.

Цвет в медицине, быту, в учебной деятельности

Французский врач Ферре исследовал взаимосвязь производительности труда и цвета. Он установил, что при работе, рассчитанной на короткий срок, производительность труда увеличивается при красном свете, а при синем – снижается.

При длительной работе повышению производительности труда способствует зеленый свет, а синий и фиолетовый снижают ее.

Рекомендуется окрашивать в синий цвет и голубые тона помещения, где много шума. Красные и желтые цвета оказывают возбуждающее влияние, поэтому их нужно использовать ограниченно, т.е. в помещениях, где люди находятся лишь кратковременно, или там, где это возбуждение необходимо, например, в спортивном зале. Я читала об одной школе, где стены коридоров покрасили в ярко-розовый цвет. Их пришлось перекрасить, потому что дети стали намного шумнее и быстрее уставали.

Зато именно этими цветами нужно выделять то, на что нужно обратить внимание людей.

Цветотерапией можно помочь человеку избавиться от нарушений сна, депрессии, помочь бороться с лишним весом.

Методы, которые применяются в цветотерапии, успешно используются при оформлении ресторанов, магазинов.

Если в ресторане сделать стены фиолетового или голубого цвета, посетители будут меньше есть.

Если в банке или больнице сделать стены красного цвета, посетители будут вести себя агрессивнее.

Практическая часть

Опыт № 1. Описание исследования

Я раздала одноклассникам листочки, на которых столбиком перечислены 12 цветов, и попросила выбрать из этого списка

1. Цвет, который нравится больше всего

2. Цвет, который нравится больше всего из оставшихся 11.

3. Цвет, который не нравится совсем.

Результаты я разместила в таблице.

Название цвета

Самый любимый цвет, кол-во человек

Второй самый любимый цвет, кол-во человек

Самый нелюбимый цвет, кол-во человек

черный

3

0

4

синий

2

3

2

коричневый

0

0

0

зеленый

3

1

0

серый

1

0

7

оранжевый

1

2

0

розовый

4

2

3

пурпурный

4

3

1

красный

1

4

3

бирюзовый

3

7

1

Белый

0

1

1

желтый

2

1

1

Анализ результатов теста № 1

Самыми популярными цветами оказались розовый (4+2), пурпурный (4+3), бирюзовый (3+7) и красный (1+4). Синий цвет выбрали 2+3 человека.

Розовый. "Розовые" хотят быть в центре внимания, им его не хватает. Таким людям нередко кажется, что они лучше всех знают, как должны поступать другие, и они склонны иногда навязывать свое мнение. Человек, выбирающий для себя этот цвет, предпочитает жить в легком мире, придуманном им самим - «смотрит на мир сквозь розовые очки».

Пурпурный цвет обычно выбирают личности творческие, интеллектуальные, предпочитают этот цвет и люди неугомонного склада.

Красный. Красный цвет - как выплеск энергии. Этот цвет чаще всего выбирают чрезвычайно уверенные в себе люди. "Красные" люди стремятся быть победителями. Выбор данного цвета может также указывать на вспыльчивый, а иногда и ненадежный характер.

Бирюзовый цвет выбирают уравновешенные личности, обладающей большим чувством собственного достоинства.

3 человека выбрали черный цвет, как самый любимый . Его обычно выбирают люди, уверенные в себе. Выбравший его человек всегда стремится к успеху, потому этот цвет нередко называют "цветом достижений". Однако он означает и готовность действовать, не задумываясь о последствиях .

Синий цвет - цвет спокойствия, он нравится тем, кто жаждет мира. Уверяют, что людям, предпочитающим синий цвет, можно доверять, а сами они стремятся к организованному образу жизни. Иногда выбор этого цвета может служить признаком того, что человек чем-то обеспокоен или устал.

Самыми непопулярными цветами – то есть те цвета, которые чаще всего выбирали, как несимпатичные, оказались черный (4), серый (7), красный(3) и розовый(3).

Как видим, черный, с одной стороны, красный и розовый с другой стороны, выбирают чаще всего, и как самые любимые, и как самые нелюбимые.

Те, кто не любит красный, не стремятся к лидерству. Кто не любит розовый, стремится реально смотреть на мир.

Фанат серого, как правило, надежен, при этом тихий, «невидимый» человек. У нас в классе наоборот, серость оказалась не в почете.

Абсолютно равнодушными оставили всех коричневый (0) и белый (1). Психологи говорят, что в нашем возрасте это нормально - чаще выбирают светлые и яркие цвета.

Таким образом, зная предпочтения в выборе цветов, можно получить представление о психологическом портрете людей, а также об их психологическом состоянии в этот период.

Очень важно сказать, что мы живем в мире полутонов, смешанных красок. Поэтому и о человеке нельзя судить однозначно по тому, каким цветам он отдает предпочтение в эту минуту.

Опыт № 2. Описание исследования

Я попросила одноклассников заполнить листочки с заданием (24 человека). В столбике слева – 12 различных цветов. В столбике справа 12 различных хорошо знакомых нам понятий, обозначающих разные качества человека.

Задание: Если бы нужно было нарисовать эти качества, какой цвет ты бы стал использовать? Какого цвета могла бы быть жадность, лень, доброта?

Покажи связь стрелками. Между каждым понятием и цветом может быть несколько стрелок (то есть жадность может быть и серой, и зеленой и любого другого цвета одновременно).

  • Коричневый Жадность

  • Зеленый Честность

  • Серый Доброта

  • Оранжевый Лень

  • Розовый Щедрость

  • Пурпурный Ложь (обман)

  • Красный Трудолюбие

  • Бирюзовый Злоба

  • Белый Нежность, ласка

  • Желтый Зависть

Результаты опроса размещены в таблице:

 

жадность

честность

Доброта

лень

Щедрость

Ложь/обман

трудолюбие

Злоба

Нежность, ласка

Верность,верная дружба

зависть

Коричневый

8

0

1

6

0

1

1

3

0

0

3

Зеленый

2

3

6

2

4

0

4

0

1

1

0

Серый

5

0

0

7

1

6

0

3

0

0

5

Оранжевый

3

10

2

0

3

0

2

1

0

2

1

Розовый

0

2

6

0

1

1

2

1

5

4

2

Пурпурный

0

1

1

2

3

4

1

2

4

4

1

Красный

3

1

3

0

2

5

3

9

1

2

1

Бирюзовый

0

4

2

1

2

0

1

1

6

6

3

Белый

1

2

3

2

2

3

3

0

6

3

0

Желтый

2

1

3

2

3

0

4

2

1

3

6

По результатам теста видно, что наиболее единодушны мои одноклассники были в цветовой оценке жадности – коричневый (8чел.),

Злоба – красный (9 чел.) Ложь –серый, зависть -желтый (6 чел.)

Честность – оранжевый (10 чел.)

С другой стороны, трудолюбие, верность, доброта и честность однозначно не могут быть серого или коричневого цвета (0). Зато нежность и верность - белого и бирюзового цветов (6 чел.).

Однако при определении трудолюбия и щедрости выбор не был таким однозначным – мнения разделились. Думаю, это может говорить о том, что нет однозначного отношения к самим качествам. Возможно, они не оцениваются как прекрасные на 100%.

Выводы: Во-первых, наблюдается повторяемость в выборе цветов у разных людей. Это говорит о том, что цвета являются в какой-то мере символами эмоций. Во-вторых, мне кажется, эмоциональное состояние человека в данный момент влияет на его отношение к цвету.

Выводы

  • Цвет играет огромную роль в нашей жизни:

  • Цвет оказывает на человека психологическое и эмоциональное воздействие;

  • Каждый цвет имеет свою психологическую характеристику;

  • знания о цвете и цветовых предпочтениях людей помогают в работе психологам;

  • Мы подсознательно выбираем те цвета, которые нам подходят;

  • Он делает жизнь яркой и радостной;

  • Знания о механизме воздействия цвета на человека позволяют сделать жизнь более гармоничной, радостной и успешной.

Использованная литература

  • Материалы тестов и исследований Российского института цвета (Николай Викторович Серов)

  • Книга «Диагностика эмоционально-нравственного развития." Ред. и сост. И.Б.Дерманова. 2002г

  • Материалы Википедии

16

Просмотров работы: 979