МОЛОДЁЖЬ КАК СОЦИАЛЬНО – ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МОЛОДЁЖЬ КАК СОЦИАЛЬНО – ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Василенкова А.М. 1
1
Новикова Е.Е. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 I. Введение.

Будущее любого общества зависит от того, научится ли молодое поколение жить, отвечая за себя, служить обществу. Раскрытие личности и её интеграция в общество являются важными предпосылками для того, чтобы молодые люди стали самостоятельными гражданами и взяли на себя ответственность за сохранение демократического правового строя и жизненных основ государства.

Основательное знание социальной и политической среды – необходимое условие участия в общественной жизни. Детская и молодёжная политика призваны помочь подрастающему поколению лучше понять условия жизни нашего общества, свободно ориентироваться в российской многовековой истории и поликультурном пространстве и, в конечном счёте, облегчить процесс врастания в открытое плюралистическое общество, социализации в становящемся всё более сложном мире. [7]

Меня интересует положение молодёжи в современном обществе, её проблемы, права, будущее. Основная цель моей работы – раскрыть многообразные стороны молодёжи как социально – демографической группы, её положение в современном российском обществе, отношение к религии. Я считаю, что данная тема актуальна. Будущее России зависит во многом от того, что выберет молодое поколение, каким оно будет, какое внимание уделяет государство проблемам молодёжи. Над этой темой я уже работала, рассматривала отдельные вопросы, касающиеся молодёжи. В своей работе я хочу коснуться темы отношения молодёжи к религии.

Устремлённый вперёд 21 век ставит перед молодёжью сложнейшие задачи, которые необходимо решать. Мы всё больше задумываемся над тем, чем живёт сейчас молодое поколение. Нас тревожит его духовное состояние. И в связи с этим у молодёжи появляются огромные проблемы, которые преодолеть самостоятельно бывает очень трудно: наркомания, алкоголизм, безработица и т.д. За помощью обращаются к друзьям, родителям, знакомым. Но есть и те, кто обращается за духовным очищением к церкви. Меня заинтересовала тема взаимоотношения молодёжи и религии. Тем более, что сейчас появляется огромное количество новых религиозных течений, всевозможных сект.

Что значит в наше время быть православным? Что такое православная молодёжь? На эти вопросы диакон Андрей Кураев отвечает так: «А если серьёзно, то, наверное, это трудно – быть православным и молодым. Потому что это значит идти против – идти против двойного течения.

У нас на приходах в основном господствует психология бабушек. А ведь у каждого возраста своё переживание веры. Своё переживание у младенцев, которые Боженьку целуют. Своё переживание у детей, своё у подростков, у взрослых и стариков. Но поскольку в наших храмах больше стариков, их переживание Православия оказывается единственным, нормативным, навязываемым, а потому – калечащим молодых людей.

В чём различие психологий? Новизна радует молодого человека и пугает пожилого. Молодой человек всюду видит возможности, а взрослый опасности. Молодой ставит вопрос: «Что я могу сделать?». Пожилой спрашивает: «А что со мной могут сделать, что оттуда может угрожать мне и моему привычному укладу жизни?» [4]

Я задаю себе вопрос: «Когда я впервые услышала о церкви?». Думаю, ещё в раннем детстве: когда меня крестили и на Пасху красили яйца и пекли кулич. Значит всё начинается с семьи. Какое отношение к религии в семье, такое передаётся и нам, подрастающему поколению. Но и оно не остаётся неизменным: меняется от века к веку, как и меняется сама история, общество и мы вместе с ним. Как проследить эту перемену? Мама мне рассказывала, что её бабушка, а значит моя прабабушка была глубоко верующим человеком. Она знала много молитв, регулярно ходила в церковь на службу, соблюдала все посты, пела в церковном хоре. Проходит время и серьёзные государственные преобразования влекут за собой и изменения в самом обществе. Отношение к религии резко меняется, но мы всё равно ищем успокоение в ней, приходя в церковь.

Время другое, а с ним меняемся и мы. Чтобы лучше изучить данную тему, я провела анкетирование среди старшеклассников 10 – 11 классов сельской и городской школ (смотри приложение №2). Из него видно, что большинство обучающихся придерживаются (или исповедуют) православия. Работа с молодыми должна соответствовать времени.

«Именно потому, что перед молодыми много путей и соответственно много искушений, я думаю, всё – таки с ними надо работать отдельно. В конце концов, мы же не смущаемся тем, что у нас есть православные детские сады, православные дома престарелых, - и мы не смешиваем их друг с другом. Поэтому я полагаю, что могут быть отдельные кружки или структуры, которые будут работать именно с молодёжью» - пишет в своей книге диакон А. Кураев.[4]

В своей работе я рассмотрю вопросы взаимоотношения молодёжи и религии, отношение молодого поколения к сектантству.

II. Молодежь как социально-демографическая группа.

Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться и работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей). В этот период человек переживает важный этап семейной социализации.

Социализация - это процесс становления личности, обучения, освоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодёжи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально - демографическую группу.

По данным переписи населения 1989 года молодёжи от 14 до 30 лет в Р.Ф. насчитывается 34,4 миллиона человек, или 23,4 %. За 10 лет(1979 год) численность молодёжи сократилась на 8 миллионов человек и эта тенденция развивается.

С 1989 по 1999 годы численность продолжала сокращаться. По современным данным численность упала ниже 30 миллионов человек.

Молодёжь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 миллиона молодых людей. Однако доля молодёжи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растёт доля молодёжи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре её трудовой подготовки и переподготовки. Численности молодёжи на селе за 10 лет сократилась на 25% и составляет лишь около 9% сельского населения России. [7]

III. Состояние духовности на современном этапе исторического развития общества.

После многих десятилетий атеизма и бездуховности сегодня возродился большой интерес к проблемам духовной жизни. Духовность становится модой, каждый пытается рассуждать о вере. Однако вера, духовность, религия - все это предметы слишком специфические, чтобы говорить о них без знания их законов. Сегодня часто рассуждают так: бездуховность и атеизм - это плохо, следовательно, любая вера и какая угодно духовность - это хорошо. Важно верить во что-то светлое и возвышенное, а различия между религиями принципиального значения не имеют. Но эти нехитрые рассуждения далеки от той глубины, которая была характерна для людей, действительно верующих и серьезно мыслящих. Великий Достоевский, например, считал, что католичество хуже атеизма, так как атеизм проповедует голый нуль, а католичество - Христа оболганного. Значит, не всякая "дорога к храму" ведет к Храму Истины, и не всякий приглашающий на "собрание по изучению Библии" приведет к Богу.

Для западной цивилизации характерно стремление как бы "отменить" духовность, объясняя духовную жизнь материалистически, социологически, рационалистически.

Религия сегодня рассматривается и как эффективное орудие в деле преобразования мира. Именно об этом свидетельствует необычайная активность иностранных держав и их прямое вмешательство в жизнь России во время обсуждения российской общественностью нового закона "О свободе совести". Послания российскому президенту направили президент и сенаторы США и римский папа. Отметим, что указанные "советчики" рекомендовали президенту России действовать столь же "решительно", как и в 1993 году, когда был расстрелян Дом Советов. Последним законопроектом, рассматривавшимся российским парламентом и тогда, осенью 93-го, был закон "О свободе совести"...

На конференции "Гармонизация религиозной свободы с культурными традициями и ценностями", проходившей в Вашингтоне 5-10 октября 1997г., отмечалось, что единственный способ сегодня спасти Россию - послать в нее как можно больше миссионеров для того, чтобы они изменили историческое лицо России [2]. На Западе хорошо понимают, что окончательной победы над Россией можно добиться лишь путем подрыва ее духовных, нравственных устоев. Так, бывший директор ЦРУ США Аллен Даллес откровенно заявлял: "Окончится война, все как-то утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем, все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание русских людей… Мы сделаем из них молодых циников, пошляков, космополитов. Вот так мы это и сделаем".[8]

Традиционно хранительницей духовности в России является Православная Церковь, а основой нравственных устоев - Православная Вера. Не случайно на вопрос: "Как Вы можете оценить современную религиозную ситуацию в России?" бывший советник Ф.-Й. Штрауса Г. Рормозер ответил: «…Многое будет зависеть от того, сможет ли ортодоксальная церковь действительно восстановить и утвердить свое исключительное и монопольное правопритязание. Если сможет, то это приведет к роковым последствиям" [6]

IV. Проблемы духовности современной России.

Говоря о усилиях Запада по насаждению сектантства на территории России, и о роли, которая отводится западными политиками деструктивным культам в разрушении нашего Отечества, справедливости ради следует вспомнить об одном, крайне интересном историческом факте: после победы октябрьской революции в 1921 году появляется проект Бонч-Бруевича о необходимости поддержки большевистским правительством любых форм сектантства. Сектанты тогда воспринимались как потенциальная опора нового, богоборческого режима. Особенно наводит на размышления воззвание Наркомзема от 5 октября 1921 г. "К сектантам и старообрядцам, живущим в России и за границей", в котором, в частности, говорится: «…Все те, кто боролся со старым миром, кто пострадал от его тягот, - сектанты и старообрядцы в их числе, - все должны быть участниками в творчестве новых форм жизни. И мы говорим сектантам и старообрядцам, где бы они ни жили на всей земле: добро пожаловать!.." [8].

А). Трактование понятия «секта».

Се́кта — термин, используемый для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного религиозного направления и оппозиционной по отношению к нему. В некоторых источниках понятие «секта» трактуется шире. Так называется любая группа (религиозная или нерелигиозная, отделившаяся или новая), имеющая своё учение и свою практику, отличные от господствующей церкви. Своё определение понятия «секта» дают лингвисты, филологи:В. И. Даль, Д. Н. Ушаков, С. И. Ожегов, сектоведы: А. Л. Дворкин, В. М. Чернышев; религиоведы, юристы.

Б). Особенности использования

Слово «секта» заключает в себе исторически обусловленный подтекст и в русском языке часто носит уничижительный оттенок. Производные от этого термина слова «сектант», «сектантство» и «сектантский» вызывают негативные ассоциации и обычно используется полемически или унизительно. Понятия «секта», «сектантство» и «сектанты» не имеют чёткого научного определения, которое бы обозначало содержание и смысл этих понятий и было бы общепринятым в светском религиоведении.

В «Карманном словаре атеиста» дается следующее определение этого слова: «Секта религиозная (лат. secta — образ мыслей, учение, направление) — один из типов религиозных объединений, отличающийся рядом признаков». Слово «секта», которое употребляется в современном русском языке, родственно слову «секция», и обозначает часть чего либо. Например «секция радиатора», «секция в круговой диаграмме». Также слово «секция» употребляется как синоним слова «ранг», в классификации.

В). Происхождение понятия.

В латыни слово secta имело следующие значения:

  1. путь, правило, образ действия, мыслей или жизни;

  2. учение, направление, школа;

  3. ересь, ложное учение;

  4. шайка;

Этимологически слово секта происходит от лат. secta от sequī — «следовать за кем-то, повиноваться»; при этом довольно рано это слово стало ассоциироваться со словом лат. sector и другими производными от seco — «резать, разделять, отсекать». Изначально слово «секта» было нейтральным термином для описания отдельных, обособленных политических, философских и религиозных групп. После Реформации установилось разграничение значений терминов: слово — «секта» стало обозначать организацию или группу людей, а «ересь» — лжеучение.[1]

V. Классификация сект и культов, действующих сегодня в России.

Сегодня человеку предлагается широкий выбор различных духовных учений и практик от католицизма до учений самых одиозных и изуверских сект. Но чтобы сориентироваться в этом видимом многообразии духовных и псевдодуховных течений необходимо знать критерий, по которому можно отличать истинную духовность от ложной.

Секты и культы, действующие сегодня в России, можно классифицировать следующим образом:

1. Конфессии и секты, являющиеся относительно традиционными для России - баптисты, адвентисты, лютеране, пятидесятники.

2. Тоталитарные секты псевдохристианской ориентации, такие как "Церковь Христа", "Новоапостольская церковь", харизматические движения, например, "Завет", корейские протестантские секты, "Семья".

3. Секты, претендующие на обладание "новым откровением" - мормоны (или "церковь Иисуса Христа святых последних дней"), "Свидетели Иеговы"…

4. Учения и секты из движения New Age ("Новая эра", "Век водолея"), имеющие оккультный характер, ставящие своей задачей развитие в человеке паранормальных и экстрасенсорных способностей, целители и колдуны, восточные культы…

5. Сатанинские культы, носящие изуверский характер и опирающиеся в основном на молодежь.

VI. Характерные признаки секты.

Каковы же характерные признаки секты? Нужно знать ответ на этот вопрос, дабы распознать секту, маскирующуюся, например, под культурное, образовательное, благотворительное или лечебное учреждение. Секты характеризуются следующими признаками:

1. Религиозный маркетинг.

2. Агрессивный прозелитизм и психологическое давление.

3. Двойное учение.

4. Иерархия.

5. Непогрешимость секты и ее основателя.

6. Программирование сознания.

7. Духовный элитизм.

8. Контроль жизнедеятельности.

9. Политические цели.

VII. Психодинамика религиозных сект.

Секты оперировали в прошлом и оперируют в настоящее время прежде всего обещаниями исполнения надежд на лучшую жизнь; удовлетворения стремления к гармоническому существованию и, наконец, обещанием спасения души после смерти. На людей, участвующих в сектах, производит особое впечатление появление смысла в их жизни и приобретение ими чувства безопасности.

Анализ активных участников секты показывает, что они находят себя в новой реальности и приобретают особое чувство безопасности, принадлежности к группе, связанное с коллективным проведением времени (молитвы в общине, исполнение коллективных обрядов, собраний).

Современная тенденция заключается в образовании психогрупп, использующих групповые динамические процессы с применением собственных коррекционных техник воздействия, изменяющих сознание. Члены секты убеждены в необычных возможностях психотехник, что приводит к возникновению у них иррациональных представлений, базирующихся на надежде с помощью психотехник и психологических методов расширить тесные границы человеческих чувств и действий. Эта уверенность становится для них новым видом религии.[11]

VIII. Основные аспекты современной секты.

Что же такое современная секта? Существуют пять главных маркеров:

- существование особой доктрины (как правило, основанной на смешении или «новом» толковании уже существующих вероучений);

- наличие особого, характерного именно для этой секты ритуала;

- изоляция от общества, противопоставление себя обществу;

- применение организаторами манипулятивных техник для навязывания идей и контроля над сознанием рядовых членов (то есть – психического насилия);

- и, как уже упоминалось, яркий, неординарный человек во главе.

Как же действует секта на человека?

Первый этап – это «стадия вербовки». Этап бомбардировки любовью развивается в свое логическое продолжение: человеку внушают, что именно здесь-то он и обретет новые разнообразные желанные возможности. Однако далее в игру вступают отнюдь не «гуманные» методы воздействия. Вступает в действие метод «обрубания хвостов» – радикальное отторжение имеющихся родственных и дружеских связей. После этого наступает этап контроля над сознанием: контроль над информацией, над поведением, над мышлением и над эмоциями. После этого быстро наступает третья стадия – появление «нового человека» практически без возможности возврата к прошлому. На этом этапе уже без стеснения используется насилие.Самостоятельно люди не могут освободиться от подобной психической ломки. [12] В отношении сект автор пишет: «Знать все секты невозможно: крыша уедет слишком далеко. Но пусть на приходе будет двадцать специалистов, каждый из которых знает, как вести разговор с одной из двадцати сект… И значит, если мы хотим, чтобы юные сердца шли к нам, мы должны предложить им именно служение. …Молодёжь если и идёт в религию, то в те религиозные группы, где больше требовательности.» [4]

IX. 10 самых опасных сект в мире

Социологи до сих пор не определились с определением слова "секта". Одни определяют ее как религиозную группу, не имеющую широкого признания. Другие говорят, что секта, это идеологическое объединение людей под руководством харизматического лидера. Так или иначе - слова "секта" сегодня часто становится синонимом слова "смерть". Вот список из 10-ти самых опасных сект в мире.

1. "Храм Народов" - секта образована в Гайане и признана самой страшной в мире.

2. "Аум Синрике". Секта образована в Японии, отдельные группы действуют и в России, хотя во многих странах ее деятельность запрещена.

3. Секта "Врата рая" (Heaven’s Gate) образована в США в 1975 году Маршаллом Эпплуайтом и Бонни Неттлз.

4. Секта Мэнсона. Маньяк, возомнивший себя пророком, объявил войну между черной и белой расами.

5. "Адвентисты Седьмого Дня". Церковь возникла в 1844 году в США, "примыкает" к баптистам.

6. Секта Бхагавана Шри Раджниша (Ошо). В 1966 г. Раджниш оставил университет и начал проповедовать собственное учение.

7. "Орден Храма Солнца" - некоторые СМИ, например, газета "Совершенно секретно" указывают на ее деятельность на территории России. Основана в 1984 году неонацистом, бельгийцем Люка Журе.

8. Секта, в России именующая себя "Церковь Христа", "Церковь Завета", "Часовня на Голгофе", "Дерево жизни", "Русская христианская церковь". В других странах известна под названием "Церковь Тела Христова" или "Слово жизни".

9. Секта Raeliano. Возникла во Франции в 70-х годах прошлого века. Основатель - Клод Ворильон ( Claude Volilhon ), более известный как Раэль, бывший спортивный обозреватель.

10. Ho-no-Hana ("учение цветка") - японская необуддистская секта. Основана в 1987году.

X. Секты русского происхождения

Ранние формы русского сектантства возникли к концу XVII века и получили свое широкое развитие в XVIII веке. Сектанты противопоставили православной церкви с ее догматами и сложным ритуалом веру в то, что человек - сам церковь. Аппелируя к индивидуальной свободе и провозглашая человека "живым храмом", сектантство звало к уходу от мира, возлагало все надежды на другой, грядущий мир, который ему даст вера.

Старообрядчество. Духовные христиане. Духовные христиане-прыгуны. Секта иннокентьевцев. Истинно – православное христианство и т.д.

XI. Секты в г. Вязьма.

Иногда, проезжая по улицам города, я видела странные дома с крестами или без них. Позже я узнала, что это молельные дома, что в городе есть люди, которые исповедуют другие религии, т.е. в городе есть религиозные секты. Сама я с сектантами не знакома и не могу понять их веры. Но почему есть те, кто ходят в эти дома. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, я посетила Свято – Троицкий собор, Иоанно – Предтечев монастырь в г. Вязьма и беседовала с иереем Дмитрием, священником монастыря.

Разные причины приводят людей в секту и в ней они находят решение своим проблемам. Диакон А. Кураев пишет по этому поводу следующее: «Те, кто в сектах, - это, наверное, лучшие люди России. Своим уходом в секту они доказали своё неравнодушие. Это не телепузики, им что – то в этой жизни надо, у них не спокойный ум, неспокойное сердце. Поэтому просто открещиваться от них, говорить: «Ой, ладно. Там все сумасшедшие», - это не умно. Это далеко не худшие из тех людей, что могут встретиться нам на жизненных дорогах. И пусть их мнение не совпадает с нашим. Пусть они ошиблись в поиске, а значит, поиск – то у них был. И если они прошли мимо нас, значит, это мы что – то им дать не смогли.»[4]

С его словами можно согласиться и в секту идут те, кто не нашёл ответа на свои жизненные вопросы в православной религии. Далее я даю краткую характеристику религиозных течений, существующих в г. Вязьма. (Смотри приложение №1).

Церковь Назарянина. Церковь Назарянина является протестантской евангельской церковью, которая проводит служение более чем в 151 странах мира. Протестантство, по сути, является движением возрождения. Одно такое движение евангельского возрождения возникло в Англии под руководством Джона Уэсли в начале 18 века. Он проповедовал, что каждый: - «... надеющийся на Христа одного к спасению, будет возрождён к новой жизни...»; - «христианин может жить в постоянной и полной победе над грехом» (полное освящение), и эти действия благодати «есть Дар Божий.»

Церковь Христиан адвентистов Седьмого дня. Церковь Христиан адвентистов Седьмого Дня в России является частью Евро-Азиатского отделения Всемирной Церкви Христиан адвентистов Седьмого Дня. Церковь Христиан адвентистов Седьмого Дня в России объединена в два церковных Союза (униона): Западно-Российский (г. Климовск) и Восточно-Российский (г. Иркутск). Границей между ними является Уральский хребет.

Пятидесятники.Эта протестантская секта возникла в США в начале нынешнего столетия и в течение сравнительно небольшого промежутка времени распространилась во многих странах мира. Секта пятидесятников неоднородна. Она имеет несколько течений. В нашей стране существуют самостоятельные пятидесятнические течения: воронаевцы, смородинцы, трясуны, сионисты и т. п. За рубежом немало приверженцев имеют Ассамблеи бога, Церкви бога и др. [11]

Баптизм. Баптизм (от греч. Βάπτισμα: крещение) — одно из направлений протестантского христианства. Союз баптистов и пятидесятников дожил до перестройки, и в 1991 году этот «брак по расчёту» закончился разводом. Прошедший в Москве в марте того года Первый Всесоюзный съезд пятидесятников объявил о создании «Объединённого союза христиан веры евангельской и пятидесятников». В те же годы в нашу страну стали прибывать всё новые и новые представители течений. [3]

XII. Заключение.

20 февраля 2008 года состоялось открытие Х11 Всемирного русского народного собора, девиз которого – «Будущие поколения – национальное достояние России». На нем обсуждались актуальные вопросы, волнующие современную молодёжь. Молодёжь и религия – одна из основных тем нашего времени. Подводя результаты анкетирования, я ещё раз убедилась в том, что христианство – самая распространённая религия в нашей стране. Из вех вопросов анкетирования самым сложным оказался вопрос о силе новых религиозных течений, проповедующих Христа. Большинство опрошенных ответа на вопрос не дали. Диакон А. Кураев отвечает так: «Отчасти, в примитивизме. То, что просто, оно эффективно в современном мире. У сектантов подготовить проповедника совсем не сложно. Выучил наизусть Библию – и вперёд с песнями. А Православие – это целая библиотека. Надо знать историю церкви, наше богослужение, творения святых отцов, философию и историю религии.» Возникает вопрос: неужели сегодня нельзя единым фронтом выступить против агрессии сектантов в России? «Я знаю только одно средство противостояния всем сектам – это наше свидетельство о Православии. Но почему же мы сами сегодня так нелюбопытны по отношению к нашей собственной вере? Нелюбопытство даже самих православных к своей вере поражает.»-пишет диакон А.Кураев. [5]

По результатам анкетирования молодое поколение обеспокоено распространением сектантства в России и считает, что оно является угрозой для национальной безопасности России. Иная точка зрения на эту проблему у иерея Дмитрия, священника Иоанно – Предтечева монастыря г. Вязьмы. Он в интервью говорил, что угроза национальной безопасности больше в нас самих. В том, что мы не можем противостоять порокам нашего общества: наркомании, алкоголизму, большое влияние на молодёжь оказывают СМИ. Наша сила в крепкой семье и в нашей духовности.

Я согласна со словами отца Дмитрия и уверена в том, что молодое поколение научится жить, отвечая за себя, служить обществу. Из проведённого мною интервью с иереем Дмитрием и анкетирования обучающихся старших классов я узнала много интересного для себя, подтвердились мои предположения по ряду вопросов. Я надеюсь, что молодое поколение сумеет преодолеть все трудности на своем пути и силу для этого они будут приобретать через укрепление своей веры.

XIII. Список использованных источников и литературы.

1.

Википедия.

2.

Газета "НГ-религии", 23.10.1997г.

3.

Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. Христианская библиотека 2006.

4.

Диакон Андрей Кураев. Ответы молодым. Саратов 2005

5.

Диакон А.Кураев Церковь и молодёжь. Санкт – Петербург . 2004

6.

Диакон Андрей Кураев. Все ли равно как верить? Сборник статей по сравнительному богословию. - М.: Издательство Братства Святителя Тихона, 1994, стр. 158-159).

7.

Журнал «Социологические исследования» № 5 1998.

8.

Очнись, Россия, и восстань! (экологическая война против России). М.: "Москвитянин", 1994г.

9.

Тюляева Т.И. Молодёжь в современнгом обществе. Журнал «История и обществознание в школе» № 10 2006.

10.

Эткинд А. Русские секты и советский коммунизм: проект В. Бонч-Бруевича// Минувшее: Исторический альманах - М.; СПб., Феникс, 1996

11.

SunHome.ru Религия.

12.

http:// shkolazhizni.ru lauthors/ Omuts

Приложение №1

Секты в г. Вязьма

Церковь Назарянина «Благовещения» г.Вязьма Смоленской области

Церковь евангелистских христиан баптистов г.Вязьма Смоленской области

Церковь Христиан адвентистов Седьмого Дня г. Вязьма Смоленской области

Дом молитвы евангелистских христиан «Живой источник» г.Вязьма Смоленской области

Христианская евангелистская Церковь Назарянина г.Вязьма

Смоленской области

20

Просмотров работы: 967