ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХРОНОБИОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ У УЧАЩИХСЯ МАОУ «ЦО»№7

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХРОНОБИОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ У УЧАЩИХСЯ МАОУ «ЦО»№7

Зянкина Д.М. 1
1
Шулакова Н.Н. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Введение

Идут часы, и мы идем,

И в этом наша суть,

И каждый с временем вдвоем,

Проходит весь свой путь.

А. Долеский

Одной из основных проблем в наш стремительный век является здоровье и работоспособность человека, которые во многом определяются состоянием его биологических ритмов. Изучение ритмичности биологических процессов и учёт их в нашей жизни имеет важное значение для правильного распределения умственной, физической деятельности, организации учебной деятельности, отдыха и является актуальной.

Жизнь- явление не только земное, но и космическое, ритмы космоса сопряжены с ритмами жизни. «За огромный промежуток времени воздействия космических сил на Землю - писал один из основоположников космической биологии А.Л.Чижевский¹,- утвердились определенные циклы явлений, правильно и периодически повторяющиеся как в пространстве, так и во времени…»

Дело заключается в том, что целостный организм может существовать только при определенных фазовых соотношениях разных колебательных процессов в клетках, тканях, органах и функциональных системах, с одной стороны, и, с другой стороны, при их синхронизации с условиями окружающей среды.

Мы всюду находим циклические процессы, являющиеся результатом воздействия космических сил. Первые же полеты человека по околоземной орбите показали, что для освоения космоса необходима разработка оптимальных режимов труда и отдыха космонавтов, а она немыслима без учета всех биоритмических закономерностей.

Биологический ритм - это один из механизмов, которые позволяют организму приспосабливаться к меняющимся условиям жизни. Подобная адаптация происходит в течение всей нашей жизни, ибо постоянно происходит и изменение внешней среды. Только при «исправности» этого «механизма» возможна полноценная жизнь.

Среди общих биоритмов, наиболее интересными для рассматривания являются те, которые составляют индивидуальный портрет ритмической активности, именуемые хронотипом. Греческий врач Герофил из Александрии еще за 300 лет до нашей эры обнаружил, что пульс у здорового человека меняется в течение суток, периодичность как основное свойство живых систем и их взаимодействие с окружающей средой обращали внимание в средневековой науке возрождения. С древних времен мышлению человека было свойственно постоянство, повторяемость в явлениях, связь жизненных процессов с окружающими условиями.

Ритмичность биологических процессов - неотъемлемое свойство живой материи.

Меня заинтересовал вопрос, какие биоритмы преобладают у учащихся 9-го и 11-го классов учащихся МАОУ «ЦО»№7 и свой хронотип.

Гипотеза: Биоритмы и результаты учебной деятельности взаимодействуют между собой.

Объект исследования: Ученики 9»Б» и 11 «А» классов.

Предмет исследования: Взаимосвязь успеваемости учащихся разных возрастных групп от особенностей хронобиотипа.

Цель: Установление взаимосвязи между эмоциональным фоном и результатами учебной деятельности.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать информационные источники по эволюции биоритмов.

2. Выбрать приемлемую методику определения хронобиотипа.

4. Провести тестирование учащихся по данной методике.

5.Проследить динамику в частоте встречаемости хронобиотипов у учащихся разных возрастных групп (9-го и 11—го классов)

6. Проанализировать взаимосвязь успеваемости от особенностей хронобиотипа.

Исследования проводились на базе МАОУ «ЦО»№7 классов. В эксперименте принимали участие учащиеся 9-го и 11-го класса. Всего исследовали 42 ученика (22-9класс, 20-11класс)

Используемые методы исследования:

  • Беседы;

  • Тестирование;

  • Математическая обработка результатов тестирования;

  • Сравнение;

  • Анализ.

Биологические ритмы как результат эволюции

В любом явлении окружающей нас природы строгая ритмичность - повторяемость процессов: день и ночь; прилив и отлив; зима и лето.

Любое биологическое явление, любая физиологическая реакция периодичны, функциональные системы организма являются ритмическими системами. Живые организмы в течение миллионов лет живут в условиях ритмических изменений геофизических параметров среды.

Биологические ритмы - это эволюционная форма адаптации*, определяющая выживаемость живых организмов. Выработанная всем ходом эволюции временная последовательность взаимодействия различных функциональных систем организма с окружающей средой способствует гармоничному согласованию разных ритмических биологических процессов и тем самым обеспечивает нормальную жизнедеятельность целостного организма.

_____________________________________________________________________________________

1А.Л.Чижевский ‘‘Вся жизнь‘‘. Издательство ‘‘Советская Россия‘‘ 1974 год

См. Слайд №1

Нарушение этого согласования приводит к поломке регуляторных физиологических механизмов организма и к возникновению отклонений – болезненных состояний.

Точность, с которой каждый организм придерживается свойственного ему ритма, привела к возникновению понятия «биологические часы». В повседневной жизни нас окружают многочисленные физические и «социальные» синхронизаторы (датчики времени) то есть процессы и явления, способствующие наилучшему согласованию ритмов организма с ритмами окружающей среды**.

Большое значение имеет не только регулярное чередование отдыха, сна и бодрствования, но и влияние на организм таких датчиков времени, как организация учебного процесса, свет, температура тела, ритм сердечной и почечной деятельности, а также совпадение ритма каждого индивидуума с общим ритмом коллектива. Каждый орган имеет свои «рабочие ритмы», которые связаны друг с другом на основе суточного ритма с периодом 24часа (циркадный ритм)2.

Эволюция** живых существ на планете шла в направлении прогрессивного развития, специализации и совершенствования регуляторных систем, фактор времени становился существенным звеном, влияющим на формирование структуры организма.

Бурный технический процесс, появление сложных видов трудовой деятельности постоянно нарушают «привычный» ритм жизни человека, предъявляя особенно серьёзные требования к его нервно - психической сфере.

Основным «распорядителем» и «распределителем» функций организма является головной мозг (гипоталамус и эпифиз). Существенная черта деятельности головного мозга - периодичность рефлексов.

По классификации Ф.Хальберга3, ритмические процессы разделены на три группы:

  • Ритмы высокой частоты с периодом до 0,5час. Это ритмы дыхания; ритмы работы сердца; электрических явлений в мозге.

  • Ритмы средней частоты с периодом от 0,5 до 6 дней. Это смена сна и бодрствования, активности и покоя, околосуточные изменения обмена веществ.

  • Низкочастотные ритмы с периодом от 6 дней до года. Сюда входят недельный; лунный и годичный ритмы. К биологическим процессам, охватываемым этими ритмами, относятся циклы вырабатывания гормонов.

Человек – высший продукт эволюции, имеющий две сигнальные системы. Хочется предположить, что знания биоритмов позволят ли мне, как эволюционированному высшему организму синхронизировать, упорядочивать и оздоравливать жизнь без лишней энергетической потери?

Из научных источников я узнала, что это не гипотеза, а научный и подтверждённый факт.

____________________________________________________________________

2 См. график работоспособности в течение суток (слайд №3)

*Временное согласование функционального состояния организма и условий окружающей среды

**Эволюция живых организмов – закономерный процесс исторического развития в пространстве и времени

3Франц Хальберг – вице-президент международного общества хронобиологов, профессор Миннесотского университета США (слайд № 10)

Суточные (циркадные) ритмы

Неотъемлемым свойством живых систем являются циркадные ритмы, которые составляют основу их организации. Важность циркадного ритма для жизнедеятельности организма обусловлена совпадением длительности его периода с длительностью периода обращения Земли вокруг собственной оси.

«Околосуточные ритмы являются столь же фундаментальным всеобщим свойством живого, как генетический код, а циркадная система организма сопоставима по значимости с такими жизненно важными физиологическими системами, как нервная и эндокринная» (И.Г.Агаджанян, А.М.Алпатов, 1984г.)4.

Суточные биоритмы человека интересны тем, что максимумы и минимумы активности различных биологических процессов не совпадают по времени:

  • Max показания t0С тела и давления крови наблюдается в 18 часов;

  • веса тела – в 20 часов;

  • минутного объёма дыхания – в 13 часов;

  • лейкоцитов в крови – в 23 часа.

  • Работа костного мозга – утренние часы

  • Мах гемоглобина в крови – с 11 до 13 часов

Особое значение имеет характер периодических изменений температуры тела, поскольку от этого, а также от ритма дыхания зависит уровень обмена веществ. Установлено, что снижение температуры тела способно вызвать перестройку физиологических ритмов и тем самым увеличить срок жизни. При повышении температуры тела, например, при заболевании гриппом, биологические часы человека, наоборот, начинают спешить.

Важнейшим условием благополучия и высокой жизнедеятельности организма является согласованность суточных ритмов. Если согласованность циркадных ритмов обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, то нарушение её способствует возникновению болезненного состояния.

Имеются экспериментальные данные о существовании суточного ритма в работе органов пищеварения. В первой половине дня вырабатывается наибольшее количество желчи, что обеспечивает оптимальные условия для переваривания жиров. В утренние часы усиливается перистальтика кишечника и моторная функция желудка. Вечером наиболее выражена выделительная деятельность почек, min её приходится между 2 часами и 5 часами утра. Данные о ритмичной работе органов пищеварения и выделения призывают регламентировать время приёма пищи, её количество и качество. В первой половине дня должна преобладать белковая и жирная пища, а во второй - углеводная и молочная.

В течение суток у человека имеет место несколько подъёмов физиологической активности. В дневное время они наблюдаются с 10 до 12 часов и с 16 до 18 часов. В эти часы организм максимально устойчив к кислородному голоданию. Это время – наиболее благоприятное для выполнения физической работы, принятия решений.

Установлено, что на 5-6 часов утра приходится самый значительный суточный физиологический подъём и потенциально имеет место высокая работоспособность человека. В это время очень сильно сопротивление организма.

Не случайно у англичан существует поговорка: «Рано ложись и рано вставай – будешь здоровым, богатым и мудрым». Действительно, наиболее благоприятное время для укладывания на ночь 21 – 23 часа – приходится на один из физиологических спадов. И если не удаётся заснуть к 23 часам, то позже это сделать труднее из – за приближающегося к 24 часам физиологического подъёма.

Известно, что люди, перелетающие из Восточного полушария в Западное, первое время чувствуют себя плохо. Установлено, что после быстрого пересечения нескольких часовых поясов в организме человека происходит рассогласование суточных ритмов физиологических функций с новым поясным временем. Это проявляется в изменении кровяного давления, температуры тела др. Особенно существенны нарушения психических функций. Международная организация гражданской авиации, объединяющая 116 стран, утвердила ряд правил, ограничивающих длительность полётов и регламентирующих продолжительность отдыха после полётов. Проведение указанных мероприятий вызвано тем, что, по мнению учёных, возникающие при пересечении поясных широт отрицательные физиологические и психологические сдвиги у экипажа могут сказаться и на безопасности полётов.

Итак, суточному ритму подчинена работа всего человеческого организма как единой сложной саморегулирующей системы. Благодаря чему обеспечивается приспособление к изменяющимся во времени условиям внешней среды.

Физиологические и психические процессы подвержены и недельному биоритму.5

«Берём время – это ткань, из которой сделана жизнь»*

Характеристика хронобиологических типов

Всегда ли может человек одинаково успешно работать? Учёные утверждают, что это возможно только при достаточно высоком уровне активности или бодрствования. Работоспособность индивидуума изменяется по М – образной кривой - физиологической кривой работоспособности.6На ней прослеживаются два главных периода активности:

  • Высокая работоспособность - между 10-12 и 16-18 часами;

  • Спад работоспособности к 14часам и после 18часов не все люди испытывают однотипные колебания работоспособности в течении суток - у одних лучше в первой половине дня**, у других - во второй***

По различному и всегда индивидуальному расположению акрофаз (пиков) биоритмов люди делятся на три основные хронобиотипа, именуемых птичьими именами****:

  • «Жаворонки» (утренние) – в утренние часы имеют чётко выраженную синхронизацию работоспособности, уровня функционального состояния ЦНС и её перифирического двигательного отдела.

____________________________________________________________

4И.Г.Агаджанян – академик РАМН, руководитель группы НМО Хронобиологии Армении; А.М.Алпатов – руководитель Читинского общества Хронобиологов, (Слайд №10 )

5Классификация экзогенных (недельных) биоритмов (Слайд №2 )

*английский писатель Ричардсон

  • «Голуби» (дневные) – работоспособность имеет два пика – 10-12 и 15-18 часов; любят нормальный 7-8 часовой сон, придерживаются нормального режима дня.

  • «Совы» (вечерние) – в утренние часы отмечено повышенное напряжение функций центральных регуляторных систем.

Как показали исследования В.А.Доскина и Н.Н.Куинджи, хронотип ребёнка определяет его поведенческую активность и реактивность организма. «Жаворонки» - школьники показывают повышенное внимание в 8-10 часов, «совы» бывают внимательней в 16 часов7.

Те же авторы установили и ещё один интересный факт: по мере увеличения возраста с 10 до 45 лет, происходит постепенное расширение зоны биоритмологического оптимума активности, т.е. организм «отвоёвывает всё больший промежуток времени максимального подъёма работоспособности. Важна ещё выявленная особенность хронотипов. «Жаворонки» имеют 24- часовой ритм, синхронизированный с астрономическими сутками. У «сов» он несколько больше 24 часов, поэтому в условиях обыденной жизни частично происходит его «подгонка» к суточному ритму, частично – скольжение. Установлено, что люди с удлинённым естественным циркадным периодом быстрее адаптируются к сдвигу фаз ритма сна-бодрствования после перелёта в западном направлении и с укороченным после перелёта в восточном направлении.

Научные данные по исследованию хронобиологических типов

Немецкий исследователь Хамп (конец XIXв.) в группе из 400 обследованных выявил у 52% преобладание того или иного типа « деловой активности», из которых 35% отнёс «вечерним» типам, 17% - «утренним».

_____________________________________________

6См. График работоспособности (слайд №3). ** «Утро вечера мудренее» «К вечеру лентяи становятся прилежными» - немецкая поговорка

7См. Слайд № 3; ***Слайды №№№7,8,9

Наибольший процент лиц утреннего типа – служащие; в группе работников умственного труда преобладали лица вечернего типа; среди рабочих почти 50% составляли аритмики, или люди, которые могли успешно трудиться в любое время суток.

Американские исследователи Блейк и Коркоран предположили, что у утренних и вечерних типов разный порок возбудимости. Утренним легче проснуться утром, так как они воспринимают малейший шум, увеличение освещённости. Оптимума возбудимости утренние достигают вскоре после пробуждения, поэтому хорошо работают в первой половине дня. Вечерние оптимума достигают лишь к вечеру, тогда и появляется высокая работоспособность.

Швед Остберг8, изучив биоритмологические особенности большой группы лиц разного возраста (364 человека), выявил, что значительная часть обследованных испытывает ритмические колебания работоспособности: 41% предпочитает для работы утренние часы, 30% - вечерние, 29% - трудятся одинаково эффективно в любые часы суток. Учёный сделал вывод: у утренних типов собственный период циркадного ритма не превышает 24 часа, а у вечерних он длиннее на 1 час. В результате наложения астрономического времени на суточные ритмы вечерних типов происходит «затягивание» ритма, поэтому наилучшее состояние достигается во второй половине дня.

Следует отметить, что показатели самочувствия, деловой активности и настроения у обследованных людей вышеуказанными учёными в часы оптимума функций были существенно выше по сравнению с периодом их естественного спада. И работалось им легче на гребне функциональной волны.

Н.А. Лаврентьева и В.А.Доскин8 (XXв.) полагали, что биологические ритмы наследственно закреплены и являются важнейшими факторами естественного отбора и адаптации организмов. В основе биологических ритмов лежит изменение метаболизма биологических систем, обусловленных влиянием внешних и внутренних факторов.

Концепция «Трёх биоритмов»9

В конце XIX и начале XX веков австрийский психолог Г.Свобода, немецкий врач В.Флисс и австрийский инженер А.Тельчер независимо друг от друга пришли к единому результату и создали концепцию о трёх ритмах; согласно которой человеку присущи особые ритмы:

  • 23-суточный (физический);

  • 28-суточный (эмоциональный);

  • 33-суточный (интеллектуальный).

Суть концепции

1. Все три ритма возникают одновременно в момент образования зиготы (зарождения);

2. Все три ритма имеют строго синусоидальную форму, не изменяющуюся на протяжении всей жизни;

3. Положительная часть каждой синусоиды соответствует периодам подъёма физической, эмоциональной и умственной активности, а отрицательная её часть характеризуется периодом упадка, снижения этих видов активности;

4. Дни перехода положительной фазы в отрицательную фазу и наоборот считаются критическими или нулевыми. В эти дни допускаются ошибки в различных ситуациях.

5. Положительный период физического цикла представляет собой хорошее время для занятия спортом; в течении отрицательного периода повышается вероятность заболеваний.

Положительный период эмоционального цикла проявляется в оптимизме, а отрицательный в пессимизме.

Для интеллектуального цикла характерна интенсивность работы мозга. При положительном периоде легче даётся учёба, решение математических задач.

8См. Слайд №10

9BioritmsV4 (Слайд №4)

Все три биоритма взаимодействуют между собой и другими факторами (состояние здоровья, возраст, стресс и др.). Взаимосвязь тела, чувств и духа ведёт к тому, что воздействие каждого из них нельзя толковать однозначно, каждый человек индивидуален.

В 70-х годах была разработана циркадная система человека***** - биоритмы завоевали весь мир. Эта система дала возможность определить НОТ**** во всех сферах деятельности человека; врачам ценный материал для диагностики и прогнозирования болезней.

Методика определения хронобиологического типа

Существует много методик по определению хронобиотипа, но я выбрала наиболее приемлемую для определения хронобиотипа у учащихся 9-го и 11-го классов моего ОУ – тест Остберга в модификации профессора С.И.Степановой.

Тест на определение хронобиологического типа

Респондент (Ф.И., класс)_________________________________

1. Прежде, чем ответить на вопрос, прочтите его очень внимательно.

2. Ответить необходимо на все вопросы в заданной последовательности.

3. Для каждого вопроса предлагается на выбор несколько ответов. Отметьте галочкой только один из них.

4. На каждый вопрос старайтесь ответить с максимальной откровенностью.

Вопросы

1.В какое время вы предпочитаете вставать, если свободны в выборе своего распорядка дня?

Часы суток:

5.00 – 6.30 (5б) 6.31 – 7.30 (4б) 7.31 – 8.40 (3б) 8.41 – 10.30 (2б)

10.31 – 11.30 (1б)

****НОТ – научная организация труда

***** Е. Введенский,А. И. Ухтомский, И. П. Павлов (русские ученые)

2. Когда предпочитаете ложиться спать, если вы свободны от планов на вечер?

Часы суток:

20.00 – 21.40 (5б) 21.45 – 22.40 (4б) 22.45 – 24.00 (3б)

24.00 – 1.40 (2б) 1.45 – 2.45 (1б)

3. Какова степень вашей зависимости от будильника?

Совсем не зависим (4б) Относительно тяжело (2б)

Сравнительно легко (3б) Очень легко (4б)

4. Как вы встаёте утром при обычных условиях?

Очень тяжело (1б) Относительно тяжело (2б)

Сравнительно легко (3б) Очень легко (4б)

5. Ваша деятельность в первые полчаса после утреннего вставания?

Большая вялость (1б) Небольшая вялость (2б)

Относительно деятелен (а) (3б) Очень деятелен (а) (4б)

6. Какой у вас аппетит после утреннего вставания в первые полчаса?

Совсем нет аппетита (1б) Слабый аппетит (2б)

Сравнительно хороший аппетит (3б) Очень хороший аппетит (4б)

7. Как вы себя чувствуете в первые полчаса после утреннего вставания?

Очень усталым (1б) Усталость в небольшой степени (2б)

Относительно бодр (3б) Очень бодр (4б)

8. Когда вы ложитесь спать накануне выходного?

В обычное время (4б) Позднее обычного на 1 час (3б)

На 1-2 часа позднее обычного (2б)

Позднее обычного, больше, чем на 2 часа (1б)

9. Вам предложили заниматься физическими тренировками дважды в неделю, по часу утром, между 7 – 8 часами?

Мне это время очень благоприятно (4б)

Для меня это время относительно приемлемо (3б)

Мне будет относительно трудно (2б)

Мне будет очень трудно (1б)

10. В какое вечернее время вы сильно устаёте и ложитесь спать

Часы суток:

20.30 – 21.35 (5б) 21.40 – 22.50 (4б) 22.55 – 24.00 (3б)

24.05 - 1.1.30 (2б) 1.35 – 2.30 (1б)

11. Вас собираются нагрузить 2-х часовой работой в период наивысшего уровня вашей работоспособности. Какой из данных сроков вы выберите?

8.00 – 10.00 (6б) 11.00 – 13.00 (4б) 15.00 – 17.00 (2б) 19.00 – 21.00 (0б)

12. Если вы ложитесь спать в 23.00, то какова степень вашей усталости?

Очень усталый (5б) Относительно усталый (3б)

Слегка усталый (2б) Совсем усталый (0б)

13. В какое время вы встаёте в выходной день?

Просыпаюсь в обычное для себя время и не хочу спать (4б)

Просыпаюсь в обычное для себя время и продолжаю дремать (3б)

Просыпаюсь в обычное время и снова засыпаю (2б)

Просыпаюсь позднее, чем обычно (1б)

14. Вы должны выполнять тяжёлую физическую работу в течении 2-х часов. Какие часы вы выберите?

8.00 – 10.00 (4б) 11.00 – 13.00 (3б) 15.00 – 17.00 (2б) 19.00 – 21.00 (1б)

15. Вам предложили закаляться два раза в неделю по 1 часу, между 22.00 и 23.00 часами. Вас будет устраивать данное время?

Да, полностью устраивает. Буду в хорошей форме (1б)

Буду в относительно хорошей форме (2б)

Через некоторое время буду в плохой форме (3б)

Нет, это время меня не устраивает (4б)

16. Представьте, что вы сами можете выбрать график своего рабочего времени. Какой 5 – часовой график работы вы выберите?

1.00 – 6.00 (5б) 6.00 – 11.00 (4б) 11.00 – 16.00 (3б)

16.00 – 21.00 (2б) 21.00 – 02.00 (1б)

17. В какой час суток вы чувствуете себя « на высоте»?

24.00 – 04.00 (1б) 04.00 – 07.00 (5б) 08.00 – 10.00 (4б)

10.00 – 15.00 (3б) 15.00 – 20.00 (2б) 21.00 – 23.00 (1б)

18. Иногда говорят «утренний человек» и «вечерний человек». К какому типу вы себя относите?

Чётко к утреннему типу – «Жаворонок» (6б)

Скорее, к утреннему типу, чем к вечернему (4б)

Индифферентный тип – «Голубь» (3б)

Чётко к вечернему типу – «Сова» (0б)

19. Если бы вам пришлось готовиться к экзаменам и наряду с дневными часами использовать для подготовки раннее утро. Какова эффективность?

Абсолютно бесполезно (1б)

Некоторая польза была бы (2б)

Работа была бы достаточно эффективной (3б)

Работа была бы очень эффективной (4б)

20. Как велика ваша усталость в 24 часа?

Очень устаю к этому времени (5б) Заметно устаю (3б)

Слегка устаю (2б) Совершенно не устаю (0б)

Обработка результатов и их анализ

В исследовании участвовали разные возрастные группы учеников – 9-го и 11-го классов МАОУ «ЦО №7».

Количество респондентов – 43;

Количество учеников 9»Б» класса – 23; 11 – 20

После подсчёта суммы баллов, хронобиологический тип испытуемых определялся по схеме.

Схема оценки хронобиологического типа человека по опроснику – тесту

«Жаворонок» (чётко выраженный утренний тип) 69 баллов

Слабо выраженный утренний тип 59 – 68 баллов

«Голубь» (индифферентный тип) 42 – 58 баллов

Слабо выраженный вечерний тип 31 – 41 балл

«Сова» (сильно выраженный вечерний тип) 31 балл

Общие результаты по распределению учащихся по хронобиотипам представлены в таблице 2.

Сравнительный анализ полученных данных свидетельствует10:

  • Преобладающим хронобиологическим типом среди учащихся 9-го и 11-го классов является промежуточный дневной- «голубь»;

  • Крайних хронобиотипов в 9-м классе нет, в 11-м - один «жаворонок»;

  • Среди промежуточных, в небольшом соотношении встречается как «слабо выраженный утренний тип», так и «слабо выраженный вечерний тип»;

  • По мере увеличения возраста у учащихся наблюдается смещение хронобиотипа к промежуточному – дневному («голубь»);

  • Количество учащихся с крайними проявлениями уменьшается до min («жаворонок») или не наблюдается совсем («совы»).

Исследования позволили установить некоторую зависимость успеваемости от хронобиотипа11:

  • Самый высокий уровень успеваемости в 9»Б» классе наблюдается у «голубей», самый низкий у учащихся со «слабо выраженным утренним типом»;

  • В 11-м классе самый высокий уровень успеваемости наблюдается также у «голубей», низкий уровень успеваемости у учащихся со «слабо выраженным утренним типом»

Полученные результаты свидетельствуют о постепенном смещении хронобиотипа во времени к промежуточному – дневному («голубь»), увеличению промежутка времени максимального подъёма работоспособности6.

На основании проведённых мною исследований можно предположить:

  • Учащиеся 9-го и 11-го классов хорошо адаптируются к условиям сложившегося распорядка работы ОУ;

  • У «голубей» в будущем может наблюдаться смещение хронобиотипа как в сторону «слабо выраженного утреннего типа», так и в сторону «слабо выраженного вечернего типа»

  • Знание о динамике смещения хронобиотипа требует изучение его у отдельно взятого ученика во времени и с учётом многосторонних факторов.

Я убеждена, что знания и учёт биоритмов может помочь повысить активность учащихся в процессе учебной деятельности.

Выдвинутая мной гипотеза подтвердилась в результате исследования биохронотипов учащихся.

Заключение

Проведённое мной исследование является актуальным на сегодняшний день, так как изучение биоритмов человека открывает новые возможности для регуляции и управления процессами, происходящими в организме человека под влиянием внешних и внутренних факторов. Как полагали русские учёные Н.А.Лаврентьева и В.А.Доскин, что биологические ритмы наследственно закреплены и являются важнейшими факторами естественного отбора и адаптации организмов.

Конечно, нельзя жить по расписанию, но учитывать особенности каждого дня, контролировать себя вполне возможно. Распределяя рабочую нагрузку нужно учитывать следующее:

  • Не планировать трудовые подвиги в понедельник - день конфликтов;

  • Дни активных действий - вторник, среда, четверг;

  • Пятница - день рутинной работы, не требующей напряжения.

6См. График работоспособности (Слайд 3); 10Слайд №11 (Таблица 2)

10 См. Диаграмма , 11См.Диаграмма 2 (Слайды №№ 12, 13)

Таким образом, изучение биоритмов позволяет прогнозировать состояние организма и расширять его возможности (увеличивать период жизни и повышать адаптацию к изменению климатических условий).

Если провести анализ хронотипов учащихся Центра образования, то можно будет составить расписание учебных занятий в соответствии с пиками работоспособности, что будет способствовать сохранению здоровья учащихся. Знание своего биоритма позволит правильно распределять время при подготовке к экзамену. Также это позволит выбрать профессию соответственно своему хронотипу, так, чтобы не уставать и получать удовольствие от выбранной профессии.

Ритм не случаен, и борьба с ним – это борьба человека с его же собственными, но ещё не познанными законами.

Все природные ритмы существуют не изолированно, они накладываются друг на друга, в одних случаях усиливая, в других уменьшая суммарный эффект.

Создание единой теории ритмики – дело будущего. Оно будет иметь неоценимое значение для точного прогнозирования тех или иных процессов и явлений в природе и обществе.

Во всем мне хочется дойти

До самой сути;

В работе, в поиске пути

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней

До их причины

До оснований, до корней

До сердцевины.*

*Пастернак Б.

Библиографический обзор

1. Группа учёных во главе с Н.А. Агаджаняном выдвинула гипотезу физического, эмоционального и интеллектуального циклов, которые обладают характером движения Луны по эллиптической орбите вокруг Земли, которая представлена в книгах: 1) Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. – М.; 1983. – 119 с. 2) Агаджанян Н.А. Биологические ритмы. – М.; 1967.- 210с.

2. Авторы книги Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. Ритмы жизни. 2-е изд., перераб. и доп. – М.; Медицина, 1991. – 176с. При исследовании биоритмов человека сделали весьма существенный вывод о том, что различия в ритме работоспособности представителей «утренней» и «вечерней» групп обусловлены их различиями гормональной и психической сферах организма.

3. Влияние применения фаз Луны на всех оболочках Земли: атмосфере, гидросфере и биосфере раскрыты в книге: Дубров А.П. Лунные ритмы человека. М.; Медицина, 1991г.

4. Основоположником геобиологии, науки о влиянии Солнца на человека по праву считается А.Л.Чижевский (1897 – 1964). В 1930 Александр Леонидович показал, что колебания общей смертности совпадает с циклами солнечной активности. Данная проблема и пути её решения раскрываются в книге: Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. – М.; Мысль, 1976г.

Интернет - ресурсы

http://www.kakras.ru/doc/bioritm-life-cycle.html - Биоритмы организма человека

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BC – Википедия – Биоритм

http://biofile.ru/bio/2492.html - наука биоритмология http://www.studfiles.ru/preview/3268183/page:6/ -Выявление хронотипа работоспособности человека

http://fb.ru/article/251492/golubi-sovyi-i-javoronki-opredelenie-hronotipa-cheloveka - сова, голубь или жаворонок

Приложение

Слайд-шоу

Просмотров работы: 847