КОНКУРЕНЦИЯ В ТЕОРИИ ИГР

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КОНКУРЕНЦИЯ В ТЕОРИИ ИГР

Васильев А. 1
1
Лоскутова Е.А. 1
1
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Во времена рыночной экономики у человека есть альтернатива касательно продукции. Мы можем выбрать совершенно оптимальную цену и качество товара. И этот выбор нам дан благодаря существованию рыночной экономики. В этом виде экономике существует один критерий, о котором пойдёт речь в этой работе, - конкуренция. Благодаря ей мы можем покупать товары по более низким ценам, чем на рынке, где существовал только один предприниматель и не было бы альтернатив и цены были бы слишком высоки.

И при введении санкции выбор на продукцию существенно снизился. И теперь на арену выходят наши отечественные производители и между ними идёт борьба ещё ожесточённее, чем прежде.

Цель моей работы: оценить возможности игроков в конкурентной борьбе, использующих теории игр.

Поставленную цель я буду решать через следующие задачи:

1) Рассмотреть конкуренцию в рыночной экономике.

2) Раскрыть суть теории игр.

3) Выявить и проверить эффективность теории игр в условиях конкурентной борьбы.

Объектом моего исследования являются игроки.

Предмет исследования - конкуренция в теории игр.

Занимаясь исследованиям, я буду обращаться к литературе экономистов, занимавшихся вопросом конкуренции и теории игр. Это такие работы как "Теория игр и экономическое поведение" Оскара Моргенштерна и Джон Фон Неймана, "Анализ равновесия в теории некооперативных игр" Джона Нэша, "Стратегия конфликта" Томаса Шеллинга и экономические законы Смита др.

Гипотеза: конкуренция выгодна только потребителям, но не  предпринимателям.

Методы исследования: теоретические методы такие как анализ, синтез, аналогия. Это формулирование исходных позиции исследование, описание понятийное поле, целостное рассмотрение проблемы.

Новизной работы стало рассмотрение проблемы конкуренции в теории игр, что не отражает школьная программа и это несправедливо, так как эта теория отлична показывает взаимодействие конкурентов между собой и их влияние.

Практическая значимость заключается возможность использования материалов исследования на уроках обществознания в качестве дополнительного материала.

 

1 глава. Особенности конкурентной борьбы.

Мы живём во времена свободной (рыночной) экономики. Одним из непременных условий этого типа экономики является конкуренция. В литературе, посвященной данной проблеме, в общем можно выделить три подхода к определению конкуренции. Первый подход определяет конкуренцию только как состязательность на рынке. Такой подход характерен в основном для отечественной литературы, изучавшей конкуренцию только теоретически и только по работам зарубежных экономистов. Второй подход рассматривает конкуренцию как неотъемлемый элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и  предложение на рынке. Этот подход характерен для классической  экономической теории. Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории рынка и носит ярко выраженный практический характер, так как позволяет выработать критерии и подходы, обеспечивающие государственное вмешательство в ход конкуренции на рынках. Для ясности понимания будем рассматривать конкуренцию через призму практического подхода.

Конкуренция - это соперничество субъектов (предпринимателей) за место под солнцем. В ходе этого соперничества, субъекты могут использовать методы предусмотренные законом. Но играть по правилам не всегда выгодно, поэтому многие идут на преступления, с целью ликвидировать или ослабить своего конкурента. Такой тип конкуренции называется недобросовестной.

Недобросовестная конкуренция - это такое же соперничество, но с нарушением правил, писанных и неписанных законом. Против недобросовестной конкуренции существует статья в Конституции РФ: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». Если пойдёшь по такой дорожке, то тебя ждёт либо богатство и власть, либо тюрьма. Под богатством и властью мы подразумеваем монополизацию рынка, так как при такой конкуренции один может расправиться с другим и расширить свое влияние на его территории. Инструментами недобросовестной конкуренции являются коррумпированные чиновники и преступные организации. Конечно, это незаконно, поэтому не рекомендуется прибегать к подобным методам. Тем более это может привести к несовершенной конкуренции, что не очень хорошо для потребителей. Но сначала дадим определение совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция - это идеал, к которому стремится каждое государство, когда отдельные продавцы и покупатели не способны влиять на цену товара, только благодаря общим усилиям можно влиять на спрос и предложение. ( приложение 1 определение спроса и предложения). Чтобы конкуренция была совершенной, она должна обладать следующими признакам:

  • бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей
  • однородность и делимость продаваемой продукции
  • отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка
  • высокая мобильность факторов производства
  • равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров).

         При несоблюдении одного из вышеприведённых признаков, конкуренция будет являться несовершенной.

         Различают несколько типов несовершенной конкуренции:
Монополия - когда на рынке существует только один продавец.
Олигополия - при такой конкуренции на рынке будут управлять несколько продавцом, сговорившихся продавать все товары по одной цене (разумеется, по высокой, поскольку вариантов вхождения на рынок не остаётся).
Монополистическая конкуренция - когда на рынке существует множество продавцов предлагающих дифференцируемые товары, т.е. схожие товары, но с некоторыми различиями (марка, цена, качество, химический состав).
Монопсония - похожа на монополию наоборот, т.е. существует лишь один покупатель.
Олигопсония - олигополия перевёртыш, т.е. существует несколько продавцов.

Мы определились с типами несовершенной конкуренции и совершенной конкуренции, но до сих пор остаётся не раскрытым вопрос о методах конкуренции. Законных методов конкуренции всего два: ценовой и неценовой.  

         Ценовая конкуренция строится на изменении цен. Если у нашего конкурента большие продажи, то мы снижаем цену, тем самым увеличивая спрос на свой товар. Такой метод конкуренции, по сути, стимулирует снижение цен. Приведённый  метод конкуренции очень нравится потребителям, но не самый выгодный производителям. Поэтому существует ещё один метод конкуренции, не связанный с ценой товара - неценовой.

         Неценовая конкуренция основана на неценовом превосходстве конкурента, то есть повышение качества товара или услуги. Но такой метод невозможен без создания репутации производителя (если речь не идёт о демонстративном потреблении, где главное для покупателя – это высокая цена, чтобы «выделиться из толпы»).  Мы не знаем производителя, а значит, не можем ему доверять и покупать у него товар, пусть и качественный чем у его конкурента. Деловая репутация фирмы является тем нематериальным активом, который не передается и не списывается – это неотчуждаемый актив. И для того, чтобы заслужить высокую репутацию потребуется немало вложений.  Но если вы располагаете хорошей репутацией среди потребителей, то смело берите этот метод на вооружение.

         Всё вышесказанное является списком решений или стратегий, которым может воспользоваться конкурент (игрок) против борьбы своего оппонента. Всё это похоже на масштабную сложную игру.

         Впервые об этом задумались Оскар Моргенштерн и Джон Фон Нейман (приложение №2) в 1944 году в своей работе «Теория игр и экономическое поведение», в которой было сформулировано определение “игры”,  как деятельность  двух и более участников (игроков) имеющая условия некоего “выигрыша” и “проигрыша”,  в рамках которой все участники могут распоряжаться какими-то ресурсами, и взаимодействуют между собой, преследуя цель “выиграть” и принимая решения, основанные на поведении других игроков;

         Описать способ поиска оптимальных стратегий в такой игре (ведущих к “выигрышу” с какой-то определенной вероятностью) можно математически.

         Представим себе игру, в которой всего два игрока: игрок 1 и игрок 2  (приложение№1 - схема). Существует две формы представления игр: экстенсивная и нормальная. Рассмотрим игру в экстенсивной форме. Игроки ходят по очереди. Представим, что игрок 1 выбрал стратегию T. Дальше ходит игрок 2, он выбирает стратегию G и теряет 2 очка. Если же он выбрал стратегию L - была бы ничья. Зато игрок один выиграл 8 очков, но этим он обязан не тем, что выбрал правильную стратегию, а тем, что 2 игрок сделал неправильный выбор. То есть, игроки могут проиграть, даже если выбрали наиболее выгодную для себя (как они думают) стратегию, потому что их оппоненты тоже не дремлют и так же принимают различные решения.

         Эта теория использовалась только в математике вплоть до 1950-х годов и никакой ценности для экономики не представляла.

         Спустя 5 лет в 1949 году,  Джон Нэш (Приложение №3) пишет диссертацию по теории игр, что значительно углубило эту теорию. Джон Нэш допустил, что игроки могут не только конкурировать между собою, но и сотрудничать (кооперироваться).

          В то время это было большим прорывом в экономике. До этой теории все экономические модели представляли предпринимателя в вакууме, который принимает решения с целью получить большую прибыль, не обращая внимания на решения других игроков, то есть эти модели исключали важный фактор экономики - конкуренцию. Поэтому многим экономистам приглянулась данная теория, и они решили использовать её в своей практике. Теория игр использовалась не только в экономике и математике, также она использовалась во множестве других областей: биологии, психологии, политологии, конфликтологии и других. Эта теория многофункциональна, так как она встречается не только в смоделированной игре, но и в повседневной жизни.

         Игра на то и есть игра, что в ней есть победители и проигравшие. Нэш также нашёл некую конечную точку, которую в будущем назвали "равновесием Нэша". Суть его заключается в том, что если игроки будут использовать одностороннюю стратегию, то в итоге они не смогут увеличить свой выигрыш (нулевая сумма). Нулевая сумма - это выигрыш, который невозможно увеличить,  несмотря на стратегии, которые использует игрок. Это равновесие применимо к некооперируемой игре.

 В 1960-х и 1970-х интерес к теории игр угасает. Лишь с середины 1980-х годов начинается практическое  применение теории игр в экономике.

         Современные предприниматели используют эту теорию по сей день. Данная теория до сих пор актуальна и ни одна компания не обходиться без расчётов решений (стратегий), это наиболее совершенная, обширная и популярная теория.

Глава 2. Конкурентные игры и их практическое применение.

         У конкуренции, как и у всего, что есть на этой земле, есть издержки - она истощает силы игроков и делает их ограниченно способными. По ряду причин они могли бы прекратить эту постоянную борьбу за господство на рынке (конкуренция мешает развитию и отнимает много времени), но они не делают этого. Во-первых, государство не даёт примириться игрокам своими законами и только подстрекает их на эту борьбу. Во-вторых, у самих людей нет желания жить в мире и согласии - это заложено у нас в природе. Если бы мы не желали борьбы,  её бы и не было. Государство не смогло бы поддерживать конкурентную обстановку, если бы мы были добрыми альтруистами, не желавшими бороться друг с другом.

         И это хорошо для нас - потребителей, так как без конкуренции были бы монополии и олигопсонии (несовершенная конкурентная среда с вялой конкуренцией между покупателями и активной – между продавцами), а это значит, что цены поднялись бы достаточно высоко. Как говорится, что хорошо для одних - плохо для других.

Это наглядно можно проиллюстрировать на примере фундаментальной проблемы – «дилемма заключённого».

         Представим себе такую ситуацию: два бизнесмена решили заключить сделку. И им предоставляется две стратегии (два решения): предать или следовать условиям сделки.

         Если один из игроков решил, что командная работа не для него и обманул своего делового партнёра, то его выигрыш будет больше, чем если бы он выполнил условия сделки, а второй игрок проиграл. Но если оба были теми ещё негодяями и предателями, то выигрыш обоих будет гораздо меньше, чем от честной сделки. При этом игроки до последнего не знают, что выберет их "партнёр".

         Решение предать выглядит более выгодным, так как от этого мы либо сорвём большой куш, либо не проиграем и даже немного подзаработаем. И поэтому,  рассуждая логически, можно сказать, что оба игрока скорее предадут друг друга и получат, хоть и меньше, но хоть какой-то, выигрыш. И при этом никто не подумал, чего они могли бы достигнуть, работая сообща.

Это объясняет то,  почему предприниматели не могут работать вместе, но не объясняет то, почему они конкурируют друг с другом.

         Предположим, что каждый сам за себя, никому нельзя доверять, все лгуны и обманщики, поэтому никто не настроен на взаимную дружбу. Сидели бы бизнесмены на своих местах и получали стабильный доход, но нет почему-то на рынке происходят настоящие баталии. Иногда возникает чувство, что они способны перегрызть друг другу глотки, лишь бы вырваться вперёд. Из-за чего же это происходит? Если бы нас спросили раньше, то мы бы ответили, что из-за эгоизма. Люди думают только о себе и делают всё только для себя. Предприниматели думают только о том, как заработать больше денег и делают всё только ради денег. Но это не совсем так – теория игр проясняет ситуацию более достоверно.

         Да, люди открывают дело, чтобы заработать, но не это заставляет их вступать в борьбу. Как ни парадоксально – это страх. Боязнь, что от действий конкурентов их дело может быть погублено, и поэтому они вынуждены защищаться. А как мы знаем - лучшая защита это нападение. Когда предприниматели видят, что рядом с ним появился конкурент, то страх потерять часть прибыли  побуждает их сделать всё, лишь бы не потерять свои деньги. Это наглядно иллюстрирует приведённый выше пример. Почему они выбрали стратегию предательства? Из-за выигрыша? Скорее нет. Они думают, что другой тоже может предать, поэтому они и принимают это решение.

         Конкуренция вредна предпринимателям, в некоторых случаях она принимает разрушительный характер. Многие компании, не выдержав конкуренции,  уходят в небытие от борьбы с оппонентами. Не пройдя испытание борьбой, компании (вероятно слабые) закрываются,  позитивно то, что на пепелище старых и опытных игроков приходят новые с иными взглядами на ведение бизнеса, что вносит разнообразие на рынке и не даёт бизнесу застаиваться.

         Это легко продемонстрировать на примере одной игры. В неё играют от трёх и более игроков. Правила довольно просты: игрокам нужно убить друг друга, застрелив их из пистолета, который должен быть у всех игроков. Выигрывает тот, кто выжил.

         Поставим себя на место одного из игроков. Игра с полной информацией, то есть мы знаем какими пистолетами и навыками владеют наши оппоненты. Располагая такой информацией, мы можем решить, кого ликвидировать первым. Вначале нужно убрать более сильных соперников, так как слабые не несут большой угрозы для нас. Но вот проблема: пока мы разбирались с сильнейшим, слабейший, поняв в каком выгодном положении он находиться, устраняет нас и других игроков.

         Подобное происходит и на рынке. Огромные компании соперничают друг с другом, наносят маркетинговые удары и тому подобное, разрушая свой и их бизнес. А тем временем новые, неопытные компании вырываются вперёд и становятся лидирующими компаниями на рынке, пока они не начнут соперничать с другими компаниями и сами не окажутся в списке на «уничтожение».

         Кроме того, мы можем наблюдать из приведённого примера то, что некоторые игроки выигрывают больше не от своих решений,  а от решений других игроков. Если бы наши конкуренты вели себя разумно, то вряд ли мы оказались в выигрыше.

Рассмотрим  другой пример, но для начала определимся с понятиями: равновесие Нэша и равновесие Парето [ 7 ] :

          Суть равновесия Нэша заключается в следующем: ситуация при не кооперируемой игре, в которой ни один игрок не может увеличить свой выигрыш, совершая ходы в одностороннем порядке, т.е. не кооперируясь с другими игроками.

         Равновесие Парето: Ситуация при кооперативной игре, в которой группа игроков получает максимальный выигрыш (поровну на всех скооперировавшихся), но любой игрок имеет возможность совершить ход в одностороннем порядке, увеличивающий его выигрыш за счёт уменьшения выигрыша остальных игроков.

Для наглядности представим себе круизный лайнер, в котором работают три бара, где продают один и тот же ром. Лайнер находится где-то посередине Тихого океана, а потому пассажиры не могут купить ничего из выпивки кроме рома и нигде, кроме как в одном из баров (что позволяет нам считать данную экономическую модель замкнутой). Все бары продают один и тот же ром, а потому ключевым параметром является только его цена. Предположим, мысль об этом внезапно осенила хозяина одного из баров посреди океана. И он на радостях немного скинул цену на вожделенный ром.

Все пассажиры лайнера, разумеется, валом повалили в этот бар, оставив без выручки остальные два. Конечно, другим барменам такая ситуация была не по нраву, поэтому они сделали цену ещё ниже, чем у первого.

         Клиентура, пребывая в восторге от снижения цен на выпивку, ринулась обратно к тем двоим. Разумеется, хозяин первого бара, видя это, тоже снижает цену, а потом ещё, ещё и ещё. Рано или поздно все три бармена окажутся в ситуации, когда цена продажи рома сравняется с ценой его закупки, то есть дальше её снижать будет попросту некуда. Все игроки находятся в одинаково плохих условиях, но ничего не могут с этим сделать: уменьшать цену нельзя, увеличивать тоже, потому что никто не будет покупать.  В этом и заключается  равновесие по Нэшу.
Теперь превратим нашу игру из некооперативной в кооперативную.

         Рано или поздно все три хозяина баров осознают, что, соперничая друг с другом, они не выигрывают (не увеличивают свои прибыли), а тупо снабжают пассажиров «халявным»  ромом. Они договариваются между собой (кооперируются), чтобы поставить всем троим одинаковую цену, обеспечив таким образом равномерное распределение клиентов между собой. И тут кто-то из них замечает, что они — единственные продавцы рома на всём лайнере. Поэтому цену можно даже увеличить, но главное — всем троим.

         Кончились радужные деньки для пассажиров, цена на самый ликвидный в морском круизе товар взлетела до небес, причём у всех троих одновременно. А что поделать — монополия. Теперь уже начинается другая игра: бары всё выше поднимают цены на ром и смотрят, сколько людей продолжают покупать его. Объемы продаж падают, но маржа растёт.

         И рано или поздно наступит момент, когда дальнейшее повышение цены вызывает настолько сильную потерю клиентов, что суммарный доход не увеличится, а уменьшится. Это и есть равновесие по Парето.

Теории игр достаточно многочисленны. Комбинаций и ходов множество, но в целом они сводятся к вышеописанным «технологиям».

Таким образом, анализируя относительно честные способы ведения конкуренции можно сделать выводы о том, что в конкурентной борьбе есть как плюсы, так и минусы. Конкурентные игры дают возможность «игрокам» выстраивать такие комбинации, в результате которых они оказывались бы в плюсе. Конкурентные игры – это не только индивидуальная борьба, но и групповая, которая приводит к  взаимовыгодной кооперации субъектов.

 

Заключение.

Мною было проведено исследование конкуренции через теорию игр. Перед собою мы поставили следующую цель: оценить возможности игроков в конкурентной борьбе, использующих теории игр.

Которая решалась посредством задач:

1) Рассмотреть конкуренцию в рыночной экономике.

2) Раскрыть суть теории игр.

3) Выявить и проверить эффективность теории игр в условиях конкурентной борьбы.

Изучая историографию проблемы, мы обнаружили достаточное количество литературы по теме, которую можно отнести к трудам экономистов и математиков, и статьям.

Нами была выдвинута гипотеза, которая в результате проведённого исследования была доказана, а именно: конкуренция выгодна только потребителям, но не  предпринимателям.

Изучая данную проблематику, нами были сделаны следующие выводы

1) В конкурентной борьбе есть плюсы, так и минусы.

2) Игроки могут кооперироваться между собой, создавая выгодные союзы.

3) Игрокам выгоднее предать, но это не лучшая стратегия, которую они могли бы применить.

 

 

 

Список используемой литературы.

Труды.

1) Моргенштерн О. Теория игр и экономические поведение / О. Моргенштерн, Дж. Фон Нейман.

2) Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. // http://royallib.com/read/smit_adam/issledovanie_o_prirode_i_prichinah_bogatstva_narodov.html#0

Статьи.

3) Виды конкуренции // http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/vidy-konkurencii.html

4) Конкуренция и конкуренты // http://psyera.ru/3539/konkurenciya-i-konkurenty5

5) Стратегии конкурентной борьбы // http://psyera.ru/4087/strategii-konkurentnoy-borby

6) Теория игр // http://web.archive.org/web/20070217042413/http://ecsocman.edu.ru/db/msg/54933.html

7) Теория игр. История создания и применение // https://habrahabr.ru/company/ilkfinkom/blog/251017/

8) 10 главных игр, в которые математики играют с нашим умом и совестью // http://www.rusrep.ru/article/2013/07/17/igry/Приложения

Приложения.

Приложение №1

 

Игрок 1

T
Игрок 2

F
Игрок 2

G

A

B

L

8; -2

0;0

-2;3

0;0

 

Рисунок 1 схема последовательной игры

Приложение №2

 

Рисунок 2 Джон фон Нейман и Оскар Моргенштерн

 

 Приложение№3

Рисунок 3 Джон Нэш

Джон Форбс Нэш-младший — американский математик, работавший в области теории игр и дифференциальной геометрии. Лауреат Нобелевской премии по экономике 1994 года за  «Анализ равновесия в теории некооперативных игр». В Принстоне Джон Нэш услышал о теории игр, в ту пору только представленной Джоном фон Нейманом и Оскаром Моргенштерном. Теория игр поразила его воображение, да так, что в 20 лет Джон Нэш сумел создать основы научного метода, сыгравшего огромную роль в развитии мировой экономики. В 1949 году 21-летний учёный написал диссертацию о теории игр. Сорок пять лет спустя он получил за эту работу Нобелевскую премию по экономике «за фундаментальный анализ равновесия в теории некооперативных игр».

Просмотров работы: 2025