Играть мы любим очень:
Вы знаете, друзья!
Без игр прожить ребенку
Никак, никак нельзя!
«Давайте поиграем!» Нет в мире человека, который бы не произносил эту фразу хотя бы несколько раз в жизни. И нет человека, который десятки раз не приобщался бы к игре. Человек играл даже тогда, когда не знал, что это игра.
Меня зовут Святослав. Я ученик 1-го класса. Когда я пошёл в школу, моя жизнь координально изменилась. Теперь основная моя деятельность – учёба. Но уже сейчас я задумываюсь: как продуктивно проводить летние каникулы? Ученики 2-4 классов мне рассказали о летнем пришкольном лагере, который каждый год работает в нашей школе. Он называется «Радуга». Там дети всё время играют. И каждый день имеет какое-нибудь игровое название. Я тоже очень люблю играть. Но, в то же время, хотелось бы проводить время с пользой. Я оказался перед выбором: что эффективнее с точки зрения здоровья и развития: отдых дома или в детском лагере, стоит ли проводить лето на площадке, играя с детьми, или продуктивнее отдыхать дома? И вообще, что такое игра, и насколько она эффективна для развития ребёнка?
Гипотеза: игра как способ общения между детьми является важным компонентом развития ребёнка.
Цель работы: доказать (или) опровергнуть гипотезу.
Задачи:
Изучить теорию игры.
Составить анкету, провести анкетирование учеников 2-4 классов, которые посещали пришкольный лагерь.
Проанализировать ответы учеников.
Побеседовать с педиатром о режиме дня детей, посещающих лагерь.
Проанализировать программу работы летнего пришкольного лагеря «Радуга», смена «Мы играем – мы мечтаем!»
Сделать выводы
Методы исследования:
Беседа с врачом педиатром высшей категории
Анкетирование учеников 2-4 классов
Анализ рабочей программы детского пришкольного лагеря «Радуга»
Основная часть
Что такое игра?
Слово «игра», «играть» в русском языке чрезвычайно многозначны. Это слово может употребляться в значении развлечения, в переносном значении, например, «игра с огнём», и в значении чего-то необычного – «игра природы или случайного – «игра судьбы». [3;13]
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, наполненный для него смыслом и значением. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения детей, их эмоциональность, активность, потребность в общении.
В игре каждый ребёнок может почувствовать себя самостоятельным: сам выбирать себе роль, игрушки, придумывать сюжеты, по своему усмотрению общаться со сверстниками.
Игры бывают разными.
Подвижные игры – игры, связанные с активной физической деятельностью («Цепи кованые», «Казаки-разбойники» и другие).
Дидактические игры -средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности (игры на усвоение учебного материала).
Театрализованные игры. В этих играх ребёнок принимает на себя роль какого-либо персонажа.Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое общение взрослого и ребенка. (например, игры-экспромты по сказкам «Колобок», «Репка», «Теремок» и др.)
Сюжетно-ролевые игры – в этих играх дети принимают на себя разные социальные роли. (например, «Дочки-матери»)
Игра как средство общения между детьми раннего школьного возраста
Игра является важнейшим средством налаживания дружеских взаимоотношений.
Советский педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». [1;8]
Играя, мы учимся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.
Игра также имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
Дети учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.
Игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора.
Дети очень любят, когда с ними играют взрослые. Ведь именно, играя, мы учимся взаимоотношениям со взрослыми.
Прежде чем играть, необходимо объяснить игру или вспомнить ее содержание. Естественно, здесь нам нужно активизировать весь свой словарный запас и умение формулировать мысли так, чтобы нас поняли. От этого зависит, насколько интересной и эффективной будет наша игровая деятельность.
Игра – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребёнок живет в игре.
На сегодняшний день игра окончательно доказывает свою значимость как ценностный вид деятельности. Для чего играют люди? Для того, чтобы овладеть опытом предыдущих поколений, для того, чтобы приобрести умения и навыки, для того, чтобы подготовиться к выполнению своих профессиональных обязанностей, для того, чтобы дать себе отдохнуть и вдохнуть полной грудью радость жизни. Поэтому основа для осуществления игровой деятельности – это общение. Самое главное, чтобы игры были с положительным и светлым содержанием. Тогда игры станут хорошим воспитателем и помощником в освоении окружающего мира.
Анализ рабочей программы пришкольного лагеря «Радуга» (смена «Мы играем – мы мечтаем»)
Проанализировав программу пришкольного лагеря «Радуга», работа которого основана на взаимодействии с детьми с помощью игры, я сделал следующие выводы:
- Очень важно, чтобы на детской площадке осуществлялось развитие, образование личности, также формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру. А легче всего, более интересно, увлекательно и эффективно осуществлять воспитание с помощью игры.
- Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительной площадки.
- Цель работы площадки - организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период. А так как летом особо не хочется детям учиться, то игра вполне обоснованный способ деятельности.
- Работа площадки осуществляется в следующих направлениях:
1. Общекультурное
2. Социальное
3. Общеинтеллектуальное
4. Духовно-нравственное
5. Спортивно-оздоровительное
6. Профориентация
7. Профилактика ПАВ, СОП
Каждое направление подкрепляется соответственно мероприятием в игровой форме. Благодаря этому в игре происходит развитие ребёнка в разных направлениях.
- План пришкольного лагеря составлен таким образом, что каждый день имеет своё игровое название, и весь день наполнен мероприятиями в соответствие с темой дня. Например, «Тимур и его команда», «Таланты без границ», «День цветов», «Мультимания», «День мыльных пузырей» и т.д. Каждый день, играя, дети учатся и развиваются, даже не осознавая этого. [2], [Приложение №1]
Значение игры в жизни детей
Игра удовлетворяет многие потребности ребенка - потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить свое любопытство, исследовать окружающий мир и поэкспериментировать в безопасной ситуации. Игру называют «работой» детей, из-за того значения, которое она имеет в развитии ребенка. Она способствует развитию разных навыков, создавая все возможности для того, чтобы ребенок мог отточить и расширить только что приобретенные им интеллектуальные умения. Игра отличается от любого другого вида деятельности. В силу самой своей природы она не направлена на достижение какой-то объективной цели. Каждый, кто хоть раз наблюдал за тем, что происходит на оживленной детской площадке, может подтвердить: дети выплескивают свою энергию ради того, чтобы получить наслаждение от самого процесса игры. Катерин Гарви дала такую характеристику игре: ей занимаются ради одного удовольствия; игра не преследует какой-то иной цели, нежели та, которая заложена в ней самой; она начинается по инициативе самих играющих; требует, чтобы играющие были активно вовлечены в нее; связана с другими сторонами жизни, содействуя социальному росту и развитию творческих способностей». [1; 82]
Я обратился с вопросом о значении игры в жизни детей к педиатру высшей категории Устюжской участковой больницы Гертман Нине Петровне.
Она ответила следующим образом: «Игра в жизни ребёнка имеет большое значение. Благодаря игре ребёнок учится выстраиванию взаимоотношений с окружающим миром и с людьми. В игре он может пробовать себя в разных социальных ролях, что способствует его социализации. Спортивные игры большое значение имеют для физического здоровья ребёнка. Игры должны осуществляться среди группы детей. Отрицательное воздействие имеют на психику ребёнка многие компьютерные игры, во многом, несущие агрессию, разрушение и негативные эмоции. Я считаю, что игры должны приносить положительные впечатления, нести добро и тёплые эмоции».
Также Нина Петровна, взглянув на планирование работы и распорядок дня пришкольного лагеря «Радуга», добавила следующее: «Для оздоровления детей, для их психического и физического развития пришкольный лагерь является самой оптимальной формой организацией досуга детей. Особенно важно, что каждый день ребёнка наполнен игровой деятельностью, благодаря чему, ребёнок, играя, развивается».
Проанализировав данные анкет [Приложение № 1], я сделал следующие выводы:
- Большей части детей понравилось в пришкольном лагере. И чаще всего это связано с тем, что там основной деятельностью является игра.
- Почти все опрашиваемые ответили, что играют в игры каждый день. Это доказывает, что основной деятельностью детей является игра.
- Абсолютно все дети уверены, что игры способствуют физическому и духовному развитию.
- А вот посещать детский пришкольный лагерь хотели бы не все. Но это связано не с играми, а с другими обстоятельствами.
Заключение
Подводя итог работы, можно сказать, что игры – это важная часть жизни каждого ребёнка. Игры имеют большое значение. Они позволяют социализироваться, развиваться духовно и физически, налаживать взаимоотношения с детьми и со взрослыми и, конечно, благодаря играм мы учимся общаться друг с другом, а также можем поделиться положительными эмоциями.
Так как пришкольный детский лагерь строит свою работу на игровой деятельности, то это замечательный способ летнего оздоровления ребёнка.
Я считаю, что гипотеза, высказанная мною в начале исследования, нашла своё подтверждение. Действительно, игра как способ общения между детьми является важным компонентом развития ребёнка
Поэтому давайте развиваться, давайте дарить друг другу положительные эмоции и делиться теплом своих сердец, то есть давайте играть!
Литература
Грейс Крайг «Психология развития», - СПБ.: Издательство «Питер», 2000г.
Рабочая программа детского пришкольного лагеря «Радуга». МБОУ УСОШ / составитель Николаева О.В., 2016 год.
Эльконин Д.Б. «Психология игры», - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999г.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
АНКЕТА
Имя |
возраст |
Посещал ли ты пришкольный или детский лагерь?
Понравилось ли тебе в лагере?
А) очень понравилось б) понравилось в) не понравилось
3. Как часто ты играешь в коллективные игры (кроме компьютерных игр)?
А) каждый день б) 2- 3 раза в неделю в) никогда не играю
4. Как ты считаешь, спортивные, творческие и развлекательные игры способствуют физическому и духовному развитию детей?
А) способствуют б) не способствуют в) не знаю
5. Хотел бы ты посещать детский пришкольный лагерь, в котором каждый день играют?
А) очень хотел бы б) не хотел бы в) игры меня не интересуют
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ Устюжской СОШ
____________________Т.А. Гурова
«_____»________2016 год
Программа работы летнего оздоровительного лагеря «Радуга», смена «Мы играем – мы мечтаем»
МБОУ Устюжской СОШ
1 июня День открытий |
2 июня День знакомства |
3 июня День танца |
4 июня День рыбака |
6 июня День спортсмена |
7 июня Сказочный день |
|||||
1.Утренняя гимнастика на свежем воздухе, воздушные ванны ( с 8.35.-8.55) 2. Торжественное открытие площадки «Здравствуй, лето» (с 9:00 – 11:30) 3. «Краски лета» праздник детства в ДК (с 13.00. -17.00) 4. Настольные игры 5. Награждение героев дня 6. Рисунки на асфальте |
1. Утренняя гимнастика на свежем воздухе, закаливание (с 8.35.-8.55) 2. А вот и мы! (оформление игрового зала и столовой) 3. Веселые старты ( с 10.00-11.00.) 4. Знакомство с режимом, делами и правилами поведения на площадке. Анкета (Что мы хотим?) 5. Награждение героев дня. 6. Подвижные игры на воздухе. Солнечные ванны |
1. Утренняя гимнастика на свежем воздухе, воздушные ванны ( с 8.35.-8.55) 2. Учусь находить новых друзей и интересные занятия. 3Мы любим танцы. Элементы русской пляски. ( с 10.00-11.00). 4. Час здоровья. Дыхательная гимнастика 5. Награждение героев дня. 6. Игры на свежем воздухе. Прогулка на природу. |
1. Утренняя гимнастика на свежем воздухе, закаливание ( с 8.35.-8.55) 2. Конкурсно - игровая программа «На рыбалке». (с 9:00 – 11:20) 4. «Познай себя» - работа с психологом (беседы, анкетирование) Конкурс «Богатый улов» 5. Награждение героев дня. 5. Солнечные ванны |
1. Утренняя гимнастика на свежем воздухе, воздушные ванны ( с 8.35.-8.55) 3. Спортивные мероприятия и игры, эстафета ( с 10.00-11.30). 4.Викторина « Всё о спорте» 4. Награждение героев дня. 5. Игры на свежем воздухе. Прогулка на природу. |
1. Утренняя гимнастика на свежем воздухе, воздушные ванны ( с 8.35.-8.55) 2. Театр импровизации по русским народным сказкам. 3. Викторина по сказкам А.С. Пушкина 4. Награждение героев дня. 5.Подвижные игры на воздухе. Солнечные ванны. |
8 июня День мыльных пузырей |
9 июня День музея |
10 июня День цветов |
11 июня День России |
13 июня День кино |
15 июня «Таланты без границ» |
|||||
1. Утренняя гимнастика на свежем воздухе, закаливание ( с 8.35.-8.55) 2. Игровая программа «Шоу мыльных пузырей» ( с 10.00-11.00). 4. Награждение героев дня. 5. Игры на свежем воздухе. Прогулка на природу. |
1. Утренняя гимнастика на свежем воздухе, воздушные ванны ( с 8.35.-8.55) 2. Экскурсия в школьный музей. Знакомство с герадьдическим комплексом школы: гербом и флагом. 3. Спортивные мероприятия и игры «Русская лапта» ( с 10.00-11.00). 4. Награждение героев дня. 5. Экскурсия. |
1. Утренняя гимнастика на свежем воздухе, закаливание ( с 8.35.-8.55) 2. Знакомство с флористикой. Мастер-класс по составлению букетов. ( с 10.00-11.00). 3 Спортивные мероприятия и игры «Русская лапта» 4. Награждение героев дня. 5. Прогулка по лесу. |
1. Утренняя гимнастика на свежем воздухе, воздушные ванны ( с 8.35.-8.55) 2. Рисуем Россию (конкурс рисунков). 3. Изготовление открыток для почетных жителей села Устюг к Дню России. 4. Награждение героев дня. 5. Спортивные мероприятия и игры. Общефизические тесты ( с 10.00-11.00). |
1. Утренняя гимнастика на свежем воздухе, закаливание ( с 8.35.-8.55) 2. Знакомство с историей кинематографии (презентация) 3. «Сам себе режиссёр» Создание видеороликов. 4. Спортивные мероприятия и игры. 5. Награждение героев дня. 6. Подвижные игры на воздухе. Дыхательная гимнастика |
1. Утренняя гимнастика на свежем воздухе, воздушные ванны ( с 8.35.-8.55) 2. Конкурс талантов «Таланты без границ» 3. Награждение героев дня. 4. Настольные игры. Прогулка. |
|||||
16 июня «Тимур и его команда» |
17 июня «Модный приговор» |
18 июня Троица |
20 июня Мультимания |
21 июня «… село родное Устюг» |
22 июня День ПДД |
|||||
1. Утренняя гимнастика на свежем воздухе, закаливание. (8.35.-8.55) 2. Знакомство с «Тимуром и его командой» 3. «Фабрика добрых дел». Оказание помощи пожилым жителям села. 4. Награждение героев дня. 5. Готовимся к спортивному празднику ( с 10.00-11.00). . |
1. Утренняя гимнастика на свежем воздухе, воздушные ванны. (8.35.-8.55) 2. Создание модных моделей из подручного материала. 3. Проведение конкурса «Дефиле» ( с 10.00-11.00). 4 . Награждение героев дня. 5. Настольные игры. |
1. Утренняя гимнастика на свежем воздухе, закаливание. (8.35.-8.55) 2. Беседа о празднике Троицы. 3. Экскурсия в Свято-Никольский приход. 3. Спортивные мероприятия и игры. ( с 10.00-11.00). 4 . Награждение героев дня. 5. Выставка рисунков. |
1. Утренняя гимнастика на свежем воздухе, воздушные ванны. (8.35.-8.55) 2. Просмотр любимых мультфильмов. 3. Викторина по советским мультфильмам. 4.Спортивные соревнования на свежем воздухе ( с 10.00-11.00). 5. Награждение героев дня. |
1. Утренняя гимнастика на свежем воздухе, закаливание. (8.35.-8.55) 2. Беседа о нашем селе. Просмотр фильма об Устюге. 3. Чтение стихов об Устюге. 4. Рисунки о любимом селе. 5. Награждение героев дня. 6. Солнечные ванны. |
1 Утренняя гимнастика на свежем воздухе, воздушные ванны. (8.35.-8.55) 2. Повторяем ПДД. 3. Конкурсная программа «В гостях у дяди Стёпы». 4. Спортивные мероприятия и игры. Сдаем нормы ГТО 5. Награждение героев дня. 6. Настольные игры |
|||||
23 июня День профессий |
24июня Шоколандия |
25 июня День радуги (закрытие сезона) |
||||||||
1. Утренняя гимнастика на свежем воздухе, воздушные ванны. (8.35.-8.55) 2. Профориентация. «Кем я хочу стать…» 3. Экскурсия на почту, в больницу, в селесовет. ( с 10.00-11.00). 4. Конкурс рисунков о профессиях. 5. Награждение героев дня. |
1. Утренняя гимнастика на свежем воздухе, закаливание . (8.35.-8.55) 2. Игровая программа «Добро пожаловать в Шоколандию!» 3. Спортивные мероприятия и игры. Сдаем нормы ГТО ( с 10.00-11.00). 4. Награждение героев дня. |
1. Утренняя гимнастика на свежем воздухе, воздушные ванны. (8.35.-8.55) 2. Фестиваль воспоминаний (составление рассказов, сказок о днях пребывания на д/п «Мы играем – мы мечтаем» рисунки, стихи) 4.Музыкально – игровая программа «Веселое лето» 5. Награждение героев дня. 6. Праздничное чаепитие. |