Оглавление
I. Введение………………………………………………………....................…….3
II. Приватизациия на первом этапе………………………………………………..4
III. Заключение………………………………………………………………….....10
IV.Список литературы……………………………………………………...…...…11
Введение
Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку. К этой политике прибегли в России в конце 1980-х годов, так как государственные предприятия не могли функционировать в полную меру. Но её отличием было то, что приватизация породила, проблему легитимности отношений собственности в нашей стране, остающуюся актуальной и сегодня.
Гипотеза: Возможно, в самой нормативно-правовой базе о приватизации содержались положения, позволяющие приватизировать предприятия, как казалось не законно, но на самом деле всё было на законных основаниях
Анализ правовой базы, на основании которой проводилась приватизация важен для определения законности государственной власти по распоряжению собственностью. Теме приватизации в России посвящено достаточно много работ: Вадим Мухачёв. «Приватизация России, или Игра без правил»; Олег Сухарёв «Приватизация, национализация и экономическая реформа (принципы, критерии, теория дисфункции)»; авторский коллектив под редакцией Виталия Тамбовцева «Права собственности, приватизация и национализация в России» и многие другие работы встречавшиеся нам, освещали прежде всего сам процесс хода приватизации, воспоминания современников, статистические данные. Работ, которые бы освещали и анализировали законодательство мало. Основной такой работой можно считать результаты Счетной палаты, изложенные в « Анализе процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы», где одна глава посвящена законодательной базе. Мы же решили проанализировать документы,которые представляли базу для проведения приватизации.
В связи с этим цель нашей работы: выявить слабые места в нормативно-правовой базе приватизации государственных предприятий в России в начале 1990-х гг.
Задачи: 1. Провести анализ законодательства о приватизации государственной собственности с 1991 года
2. Выявить правовые нормы, позволяющие использовать закон в целях наживы.
Объектом исследования является законодательство РФ Предмет исследования: нормы законодательства предусматривающие приватизацию государственной собственности. Методы исследования: проведенное исследование опирается на анализ и сравнение. Нормативную базу нашей работы составили следующие документы по приватизции: Закон РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятии в РФ" от 3.07 1991г.; Указ Президента Российской Федерации, от 29 декабря 1991 г. № 341 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий»; Указ "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации"Указ Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года».Указ Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года»; Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»; Федеральный закон Российской Федерации от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Первый этап приватизации
В становлении российского приватизационного законодательства выделяют несколько этапов в соответствии со сменой различных моделей осуществления приватизации органами государственной власти в исследуемый период.
Мы рассмотрим самый спорный, первый этап.
Первым закон о приватизации в Российской Федерации является Закон РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятии в РФ" от 3.07 1991г. [1] Закон предусматривал способы приватизации государственной собственности: продажа предприятия по конкурсу, на аукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятия, выкуп арендованного имущества, преобразование предприятия в акционерное общество. Приватизация в Российской Федерации должна была проводиться за счёт денежных средств и на основе оплаты через именные приватизационные счета (книжки). Предполагалась выдача приватизационных книжек, с определённой суммой денег, которую хозяин мог использовать только для участия в приватизации. Согласно закона процесс приватизации начинался с заявки, которую мог подать почти любой: трудовые коллективы, местные органы власти, банки и пр., затем она рассматривалась местными комитетами Российского фонда федерального имущества, государственным комитетом РСФСР по управлению государственным имуществом. В случае согласия, комиссия составляла план приватизации предприятия, согласовывала его с местным Советом народных депутатов, трудовым коллективом предприятия. План приватизации утверждал соответствующий комитет по управлению имуществом. После согласования программы, проходила оценка, учитывалась доходность предприятия, и в соответствии с программой начиналась процедура приватизации, способы перечислены выше. Такая процедура проведения была достаточно длительной и сама процедура тщательно контролировалась.
В 1991 году, 29 декабря Б.Н.Ельцин подписал Указ № 341«Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий»[2] По этому Указу вводилась программа приватизации и определялось обязательное количество предприятий к приватизации и возможная сумма прибыли от её реализации. Кроме этого чётко определена направленность предприятий. Это предприятия торговли, предприятия и организации строительства и промышленности строительных материалов; предприятия, осуществляющие первичную переработку сельскохозяйственной продукции, обслуживающие сельскохозяйственное производство и производящие продукцию производственно-технического назначения для его обеспечения; предприятия пищевой и легкой промышленности; убыточные предприятия различных отраслей народного хозяйства; законсервированные объекты и объекты незавершенного строительства, для которых истекли нормативные сроки строительства; грузовой автотранспорт.
Были и ограничения, перечислен ряд предприятий, которые было возможно приватизировать только с разрешения Правительства или категорически запрещалась.
Использовать обещанные приватизационные книжки граждане не могли. Поэтому предлагалось часть акций передавать работникам бесплатно, остальную - продавать по конкурсу или на аукционе. Согласно ст.3 приложения № 2 к Указу Президента РФ от 29 января 1992 года N 66 «Временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизации»[3] стоимости основных средств осуществляется по остаточной стоимости, рассчитанной путем уменьшения величины их первоначальной (балансовой) стоимости на величину износа, исчисленного по данным бухгалтерского учета на момент оценки, исходя из норм амортизации основных средств. Таким образом стоимость предприятия становилась намного ниже рыночной, тем более степень износа была достаточно большой активное строительство предприятий выпало на 60-конец 70-х гг. Если посмотреть на правовые нормы Указа и приложения к нему, можно увидеть, что предприятия могли покупаться за небольшую цену, могли инициировать трудовой коллектив на проведение приватизации и им передавали бы бесплатно акции, контрольный пакет могли купить за ещё более меньшую стоимость, чем само предприятие.
14 августа 1992 г. президентом Российской Федерации Б.Н.Ельцыным был подписал Указ "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации".[4] В преамбуле Указа написана причина его принятия: «В целях ускорения передачи государственного имущества гражданам России и привлечения к процессу приватизации широких слоев населения, во исполнение требований Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год ». По ней каждый житель получал ваучер номинальной стоимостью 10 тыс. руб.,и оплачивал комиссионный сбор при выдаче приватизационных чеков выпуска 1992 года в размере 25 рублей (п.5). Организациям и предприятиям (в том числе и торгующим) запрещалось принимать приватизационные чеки в качестве платежного средства за товары, услуги и работы. (п. 9). В Приложении к Указу расписывался механизм применения приватизационных чеков. Их можно было покупать и продавать без ограничений, ими оплачивалась полностью или частично стоимость объекта приватизации. При продаже в процессе приватизации покупатель обязан оплатить приватизационными чеками часть своего платежа[5] Получается каждому гражданину юридически была дана возможность принять участие в приватизации. Ваучеры могли скупаться за бесценок (или обмениваться на акции различных фондов, которые должны были быть созданы ещё по )и затем на них приобретаться собственность.
Последним документом этого периода является Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»[6] В нём прямо указывается на цели программы приватизации: «вовлечение в процесс приватизации максимально широких слоев населения путем продажи приватизируемого государственного и муниципального имущества за приватизационные чеки на специализированных чековых аукционах до 1 июля 1994 г. и за деньги на аукционах после 1 июля 1994 года; завершение приватизации большинства различного вида объектов и предприятий, находящиеся в федеральной собственности.» [7]
Среди серьезных недостатков законодательства 1992-1994 годов можно выделить, в частности, следующие: в основу приватизационных мероприятий были заложены задания в расчетных показателях (таблица 1 к Основным положениям программы приватизации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. N 341), в ней определялись целевые показатели и задания по приватизации.[8] Это свидетельствовало о том, что приватизация не была основана на объективном и индивидуальном подходе к выбору объектов приватизации в зависимости от их прибыльности (ликвидности) в целях повышения эффективности их деятельности. В документах нигде это не фигурирует.
Ограничений на новых собственников нет- это могут быть как граждане РФ, так и иностранцы, которые активно могли и участвовали в процессе приватизации. Законодательно первоначально предполагались равные права и возможности по участию в приватизации всех слоев российского общества. Приватизационные книжки, которые так и не были введены. Затем приватизационные чеки (ваучеры). Но большинство населения не смогли воспользоваться ими по прямому назначению, из-за обмана (создавались Фонды, по типу МММ, ваучеры обменивали на так называемые «Акции Фондов», а по сути ни чего не стоившие бумажки. И владельцы этих фондов могли практически для них бесплатно приобретать на полученные обманным путем ваучеры, предприятия и настоящие акции предприятий). Трудовым коллективам предприятий предоставлялись широкие льготы при приобретении имущества (акций) приватизируемых предприятий. Но затем они скупались у населения за бесценок, или же предприятия банкротились. Ранее, по закону 1991года, пока план приватизации не согласуют с местными органами власти, с трудовым коллективом, дальше процесс не продолжался, процесс приватизации контролировался местными органами власти,[9] позднее, с 1992 года, контролирующие органы не были предусмотрены. И процесс проходил практически бесконтрольно. Таким образом существенные недостатки правовой базы начального этапа приватизации давали возможность (или становились причиной) для серьезных злоупотреблений и финансовых нарушений в ходе приватизационных мероприятий. Следовательно, говорить, что названные действия являются нарушением Закона о приватизации,нельзя. Законодатель вообще о таких действиях не думал (добавим, в связи с их нетипичностью и не мог думать). Действия в обход закона тем и характеризуются, что не нарушают всего того, что выразил законодатель.
Позднее с 199410года изменяется процедура приватизации, уже покупатель обязывался следить за доходностью предприятия, не допустить банкротства11 , разрешение на приватизацию давало несколько, а не один государственный орган. Назначались ответственными за оценку главный бухгалтер и директор. С 2015 года все операции по приватизации должны публиковаться в сети «Интернет»12. И уже на втором и третьем этапе в законодательной базе нами не были найдены нормы, позволяющие их использовать для каких либо злоупотреблений.
Новая редакция ст. 10 ГК РФ, в которой действия в обход закона поименованы как одна из разновидностей злоупотребления правом, была введена в действие с 1 марта 2013 г. , что снизило риск попыток обхода действующего закона.13
Заключение
Начиналась приватизация Верховным Советом Российской Федерации, во многом сохранявшим социалистические представления о справедливости раздела государственной собственности между гражданами. Эта идея началась с приватизационых книжек, которые никто так и не увидел и завершилась приватизационными чеками и обманом жителей России. Возможно члены трудового коллектива АО и получили свои бесплатные акции, но если вспомнить, то затем началась волна банкротств предприятий. И они так же оказались за бортом приватизации. Только единицы рабочих владеют акциями предприятий и получают хоть небольшие, но дивиденты.С 1992 года начинается повальная приватизация. Не важно какие предприятия, кто и как. Действовали по закону, но он позволял манипулировать.Сроки подтверждения согласия на приватизацию были мизерны.Оценка велась без учёта всех основных средств производства. В первый год массовой приватизации, в 1992 году, было приватизировано с оплатой в денежной форме 46815 предприятий. Казна с этого получила 0,04 миллиарда рублей (в масштабе цен, действовавших с января 1998 года). Для сравнения: в Чехии, распродав 25 тысяч предприятий, включая самые мелкие лавочки, государство получило 3,2 миллиарда долларов[14]
Наша гипотеза подтвердилась. Поэтому отменить приватизацию 90-х не возможно, так как все происходило по закону, в котором были допущены существенные недостатки.
Россию в ближайшее время ждет очередная волна приватизации. Государство намерено выставить на торги принадлежащие ему акции крупных корпораций, в том числе энергетических и нефтяных. [15] Каждый регион уже выставил свою программу приватизации. Крым на 100 млн рублей (В частности, 3 государственных унитарных предприятия Республики Крым, расположенных в г. Ялте - санатории «Дюльбер», «Ай-Петри», «Мисхор», которые будут преобразованы в хозяйственные общества ) [16] Свой план есть и у городаКрасноярска [17] Надеемся что действия будут четко в рамках закона.
Список литературы:
1. Время покажет. URL:// http://namtv.ru/tv/vremya-pokazhet-novaya-volna-privatizatsii-10-02-2016/
2.Георгий Бовт О несправедливой приватизации URL:// http://www.gazeta.ru/comments/column/bovt/
3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. От 31.01.2016)URL: //https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/62129e15ab0e6008725f43d63284aef0bb12c2cf/
4. Закон РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятии в РФ" от 3.07 1991г.URL: // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=97
5. Указ Президента РФ от 29.12.1991 n 341 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий"URL: // https://www.lawmix.ru/prof/80465
6. Указ Президента РФ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» URL: //http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=725
7. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»URL: // http://poisk-zakona.ru/236945.html
8. Указ Президента Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. N 341 URL: //https://www.lawmix.ru/prof/80465
9. Указ Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года»URL: //http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgireq=doc;base=LAW;n=170216;fld=134;dst=100040,0;rnd=0.07638921080952343
10. Правительство области утвердило прогнозный план приватизации государственного имущества на 2016 год URL: //http://kurganobl.ru/content/pravitelstvo-oblasti-utverdilo-prognoznyy-plan-privatizacii-gosudarstvennogo-imushchestva-na
11. Приложение № 2 к Указу Президента РФ от 29 января 1992 года N 66 Временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизацииURL: //http://poisk-zakona.ru/264886.html
12. Приложение к Указу Президента Российской Федерации от 14 августа 1992г. № 914 URL: //http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=725#3
13. Прогнозный план приватизации имущества на 2016 год согласован с профильным Комитетом Госсовета РК URL: //http://mzem.rk.gov.ru/rus/index.htm/news/318383.htm
14. Прогнозный план приватизацииURL: //http://www.admkrsk.ru/citytoday/property/auction/Pages/Prognoz_privat.aspx
15. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»URL: // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_35155/
16. Федеральный закон Российской Федерации от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имуществаURL: //http://www.rg.ru/2015/07/03/privatizacia-dok.html
1Закон РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятии в РФ" от 3.07 1991г.// http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=97
2Указ Президента РФ от 29.12.1991 n 341 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" // https://www.lawmix.ru/prof/80465
3 Приложение № 2 к Указу Президента РФ от 29 января 1992 года N 66 Временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизации//http://poisk-zakona.ru/264886.html
4 Указ Президента РФ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» //http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=725
5 Приложение к Указу Президента Российской Федерации от 14 августа 1992г. № 914 //http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=725#3
6 Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»// http://poisk-zakona.ru/236945.html
7 Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»// http://poisk-zakona.ru/236945.html
8 Указ Президента Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. N 341 //https://www.lawmix.ru/prof/80465
9Закон РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятии в РФ" от 3.07 1991г.// http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=97
10Указ Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года»//http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgireq=doc;base=LAW;n=170216;fld=134;dst=100040,0;rnd=0.07638921080952343
11Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_35155/
12Федеральный закон Российской Федерации от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества //http://www.rg.ru/2015/07/03/privatizacia-dok.html
13"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. От 31.01.2016) //https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/62129e15ab0e6008725f43d63284aef0bb12c2cf/
14Георгий Бовт О несправедливой приватизации// http://www.gazeta.ru/comments/column/bovt/
15 Время покажет// http://namtv.ru/tv/vremya-pokazhet-novaya-volna-privatizatsii-10-02-2016/
16 Прогнозный план приватизации имущества на 2016 год согласован с профильным Комитетом Госсовета РК //http://mzem.rk.gov.ru/rus/index.htm/news/318383.htm
17 Прогнозный план приватизации //http://www.admkrsk.ru/citytoday/property/auction/Pages/Prognoz_privat.aspx