ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЁЖИ В РФ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЁЖИ В РФ

Кочнева Ю.И. 1Кулабухова Е.А. 1
1
Половцева Ж.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

21 век предъявляет повышенные требования не только взрослым, но и нам, молодёжи. Мы хотим быть самостоятельными, независимыми от родителей, и в то же время стремимся облегчить финансовую нагрузку своих родных, получая профессию, устраиваясь на работу. Но приходится констатировать тот факт, что одной из наиболее острых социальных проблем современного общества является проблема молодёжной безработицы.

Мы учимся в 11 классе, но уже сейчас нас беспокоит, сможем ли мы найти работу после окончания ВУЗа. Проводя данное исследование, мы пролистали десятки страниц Интернет-объявлений о приёме на работу, и везде требуются работники с опытом. Но откуда же опыт у того, кто только что отучился? Ещё более тяжёлое впечатление производят объявления о поиске работы – их в Интернете в сотни раз больше, чем выставленных вакансий. Работы ищут в основном молодые люди и тем, кому за 40 лет (у них другая проблема: большой возраст). Исследуя данную ситуацию, мы поняли, что проблема затрагивает две группы молодых: во-первых, тех, кто хочет подработать во время учёбы (они не имеют совсем никакой квалификации и, в основном, это несовершеннолетние), и молодых специалистов без опыта работы. Мы исследовали обе стороны, так как для нас самих это очень актуально. Результатом нашего исследования стали рекомендации по изменению некоторых статей Трудового кодекса, которые помогут молодым людям устроиться на работу, приобрести опыт, а государству заполнить вакантные места в некоторых сферах деятельности и снизить молодёжную безработицу.

Объектная область исследования: правоведение

Объект исследования: Трудовой кодекс

Предмет исследования: статьи Трудового кодекса, касающиеся трудоустройства молодых специалистов и несовершеннолетних.

Проблема: Почему молодёжи сложно устроиться на работу?

Гипотеза: В Трудовом кодексе, возможно, есть некоторые несовершенства по трудоустройству подростков и молодёжи, которые мешают им при устройстве на работу.

Цель: Разработать поправки к статьям Трудового кодекса по улучшению трудоустройства подростков и молодёжи.

  • Задачи:

  • Узнать, как подростки и молодёжь зарабатывали в прежние времена

  • Выявить причины безработицы молодёжи

  • Провести анализ Трудового кодекса

  • Провести беседу со специалистом Центра занятости.

  • Узнать, где подростки и молодёжь могут устроиться на работу

  • Узнать, может ли подросток открыть своё дело

  • Провести социологический опрос по проблеме трудоустройства молодёжи

  • Провести беседу с собственниками или директорами предприятий села об опыте работы с Центром занятости по трудоустройству школьников.

  • Разработать поправки к статьям Трудового кодекса

Методы исследования

Сбор и анализ информации

Изучение правовых источников

Сравнение статей законодательных актов с запросами молодёжи

Анализ статистических данных

Эксперимент. Беседа

Социологический опрос

Систематизация и обобщение полученных данных

Продукт проекта: Предложения поправок к статьям Трудового кодекса

Глава 1. Молодёжь как социальная группа общества.

Молодёжная безработица.

Молодёжь – одна из важнейших социальных групп общества, образованных по возрасту. Общая численность к настоящему времени составляет более 32 миллиона человек, или 22% населения страны. К этой группе относят молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет. Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда важна потому что:

во-первых, молодые люди составляют около 40% трудоспособного населения;

во-вторых, что самое главное, мы - будущее страны, и от стартовых условий нашей деятельности зависит последующее развитие государства;

в-третьих, уже сегодня молодежь во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества.

Но по статистике около 50% молодёжи не могут устроиться по специальности. По данным Росстата в апреле 2015 года, среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы составил 16 %. При среднем уровне безработицы по России в тот же период в 5,8 %. В три раза больше! [2]

Безработица — социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создания собственного дела, не может реализовать (применить) свою рабочую силу из-за отсутствия подходящих рабочих мест (предложений) и лишается вследствие этого основного дохода (заработной платы).

К безработным, в соответствие с законодательством РФ, относят трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода), проживающих на территории России, зарегистрированных в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущих ее и готовых приступить к ней. Безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста, и граждане, проходящие очный курс обучения. [1] (Статистика ЦЗ их не учитывает, значит, ищущих работу молодых гораздо больше!) А среди официально зарегистрированных в ЦЗ безработных доля молодежи за последние 5 лет составляет 30% и выше!

Государство старается что-то сделать в этой области. Существует государственная молодежная политика, целевая программа «Молодёжь России», цель которой: создание и развитие правовых, экономических, организационных условий для воспитания у молодежи гражданского сознания, (…) снижение уровня безработицы путем предоставления сезонных и времен-ных работ, создания рабочих мест; рост деловой активности молодежи» [4].

То есть государство должно создавать такие законы, которые бы давали возможность молодёжи развиваться всесторонне, приобретать трудовые навыки и опыт, проявлять ответственность, быть полезной для общества и государства!

Посмотрим в следующей главе, как это государству удаётся.

Глава 2. Исследование правовых источников на предмет несовершенства законодательства в отношении молодых работников.

Конституция РФ провозглашает свободу труда, предпринимательской деятельности, свободу использования своих способностей в любой сфере деятельности (ст 37) [3]. В СССР труд по Основному закону был обязателен, сейчас считается, что это не демократично, но, прописывая эту экономическую особенность социалистического строя, государство брало на себя обязанность трудоустраивать всех своих граждан. Известно, что безработицы в СССР не было. Беседуя с нашими бабушками и дедушками, мы узнали, что они могли спокойно устроиться на работу во время каникул, а некоторые после окончания школы устраивались в совхоз или на завод и там получали профессию. После окончания техникума проблем с трудоустройством также не было: государство заботливо давала места всем молодым специалистам, поощряло наставничество (опытные передавали свои знания молодым). Проблемой для некоторых как раз являлось «как отказаться от распределения, если я нашёл себе другое место». Конечно, сейчас рыночная экономика, предприятия находятся в частной собственности и им нельзя приказать, но есть же не только директивные методы, можно экономически заинтересовать предпринимателя! Но давайте сначала посмотрим, что записано в Трудовом кодексе Российской Федерации. [8]

2.1 Правовые проблемы трудоустройства несовершеннолетних.

Возьмём только проблемные статьи. По закону государство реализовывает демократический принцип равенства и отсутствия дискриминации по признаку возраста. Посмотрим, как это конкретно реализуется в статьях (Далее подчёркивание и курсивом комментарии - наши).

Статья 270 ТК РФ. Нормы выработки для работников в возрасте до восемнадцати лет. Для работников в возрасте до восемнадцати лет нормы выработки устанавливаются исходя из общих норм выработкипропорционально установленной для этих работников сокращенной продолжительности рабочего времени. Для работников в возрасте до восемнадцати лет, (…) могут устанавливаться пониженные нормы выработки.

Статья 271 ТК РФ. Оплата труда работников в возрасте до восемнадцати лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы. При повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до 18 лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Труд работников в возрасте до восемнадцати лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по установленным сдельным расценкам. Оплата труда работников в возрасте до восемнадцати лет, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

(Видим, что при сокращенном рабочем дне работникам моложе 18 лет платят так же, как и при полном дне, если посчитать по часам; то есть зарплаты равны у опытных и неопытных работников - это невыгодно работодателю. Даже тем, кто работает сдельно, и оплата их труда зависит от объёма сделанной работы, устанавливается законом доплата или пониженные нормы выработки.)

Статья 267 ТК РФ. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет. Ежегодный оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время.

(Допустим, берёт дядя Вася фермер на работу несовершеннолетних, и в самый разгар прополки или уборки они все вместе решили отдохнуть от нудной работы и ушли в отпуск. Что делать? Ничего! Закон такой! В следующий раз возьмёт взрослых, чтобы в отпуск по закону могли проситься только через 6 месяцев, как раз по окончанию летне-осеннего сезона.)

Статья 265 ТК РФ. Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет. Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания).

(Перечень работ, при которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержден постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 г. N 163)

(Кажется, что с этим и работодатели спорить не будут, но в беседе со специалистом Центра занятости узнаём, что «опасными условиями труда» считаются, например, работа по уборке осенней листвы граблями. Основание: грабли – острый инструмент, дети могут пораниться. Такая работа несовершеннолетними может производиться только под присмотром взрослого. Если детей группа, то это ещё выгодно работодателю, (хотя взрослому тоже за пригляд платить надо), а если молодой человек пришёл один, его не возьмут. Такой же опасной работой считается покраска, забивание гвоздей, пиление и колка дров, копание земли лопатой и т.д.)

Статья 266 ТК РФ. Медицинские осмотры лиц в возрасте до 18 лет. Лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после обязательного медицинского осмотра. (…) Предусмотренные настоящей статьей обязательные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.

(Это тоже приводит к отказу от принятия на работу работника «т.к. не выгодно». При социологическом опросе, один из респондентов написал, что как-то хотел взять на работу школьников для уборки территории на 1 месяц. Посчитал, сколько должен заплатить за медосмотр всех, и.. принял их неофициально. Директор ОАО «Колос» Брусницын Е. И. по поводу медицинских осмотров сказал, что «заплатишь, а подросток через 2-3 дня сбежит».)

Статья 269 ТК РФ. Дополнительные гарантии работникам в возрасте до восемнадцати лет при расторжении трудового договора. Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности ИП) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Более того: Перед увольнением несовершеннолетнего по сокращению численности, штата или в связи с ликвидацией фирмы нужно выяснить, не является ли он сиротой, не остался ли без попечения родителей. Такого работника необходимо обучить другой профессии или повысить его квалификацию. Затем его необходимо трудоустроить. Причем сделать это придется за счет средств работодателя. Так сказано в пункте 6 статьи 9 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

(Если такой работник поступил по квоте, то работодателю никуда не деться, а если пришёл устраиваться сам, вряд ли его возьмут, потом столько расходов на него! Один работодатель нам сказал «жалко их, конечно, но я ведь плачу налоги, почему я должен за свой счёт их трудоустраивать?»)

Один из работодателей пояснил нам: чтобы не связываться с инспекцией он заключает только срочный трудовой договор. Другой принимает на работу взрослого, а работает ребёнок этого взрослого.

Для детей не предусмотрен и испытательный срок (статья 70 ТК РФ), то есть невозможно проверить насколько хотя бы трудолюбивый молодой человек.

Перейдём к молодым специалистам

2.2 Проблемы трудоустройства молодых специалистов.

Беседы и социологический опрос показали, что после получения профессии, молодые специалисты часто не могут найти работу по специальности. Проще тем, кто учился по целевому направлению, у кого был заранее заключён договор с работодателем, но таких очень мало. В СССР было «распределение»: выпускников направляли на предприятие, где имелась вакансия. Каждый выпускник был уверен, что ближайшие 2-3 года он будет работать по специальности, получит опыт. А предприятие гарантированно получит работника, ведь у некоторых вакансии постоянно открыты, например, потому что предприятие находится в деревне.

Посмотрим, что есть в ТК РФ.

Статья 16 ТК РФ. «Основания возникновения трудовых отношений». По этой статье трудовые отношения могут возникать в результате направления на работу Центром Занятости) работников в счет установленной квоты.

Далее мы ориентируемся на Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации."[1] На основании ст. 5 этого Закона государство помогает трудоустроиться особо нуждающимся в социальной защите гражданам, испытывающим трудности в поиске работы. Среди прочих категорий: несовершеннолетние 14-18 лет и «граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые». (Специалист ЦЗ пояснила: «Помогаем, если есть вакантные места, т.к при сформировавшемся штате никто никого увольнять не должен, чтобы принять по квоте нуждающегося гражданина».

Статьи 198-208. «Ученический договор»

Здесь говорится о том, что предприятие, имеет право заключать ученический договор с работником на профессиональное обучение или переобучение. В главе описаны некоторые гарантии (по времени обучения в неделю не более часов, чем при работе; получение стипендии не ниже прожиточного минимума, оплата работы на практических занятиях по установленным расценкам и отсутствие испытательного срока). Нарушение ученического договора любой из сторон наказывается в установленном порядке (через суд). (Итак, в законодательстве есть установление квот на рабочие места для молодёжи, особо нуждающейся в социальной защите и защита «контрактников», и больше мы ничего не нашли. Молодые специалисты остаются вне законодательства. Есть только социально-экономические методы привлечения молодёжи в сёла: медикам и педагогам дают деньги для покупки жилья в селе, льготы по оплате услуг ЖКХ и электроэнергии.)

В ИТОГЕ, мы увидели, что государство, проявляя заботу о несовершеннолетних работниках, практически лишает их возможности трудоустроиться. Медицинские осмотры за счёт работодателя, отсутствие испытательного срока, нелогичные запреты на отдельные виды работы для подростков, увольнение только с согласия госинспекции по труду и комиссии по делам несовершеннолетних, обязанность работодателя за свой счёт переобучить увольняемых детей-сирот, найти им другую работу – всё это отталкивает работодателей от несовершеннолетних работников. Не лучше дела обстоят у молодых специалистов, которые не могут найти работу после выпуска по причине отсутствия опыта. В трудоустройстве государство помогает (по ТК РФ) только особо нуждающимся социально незащищённым несовершеннолетним выпускникам профессиональных учреждений и тем, кто учился по договору с работодателем, если работодатель нарушает договор и отказывает в трудоустройстве.

В следующей главе мы обобщим все данные, полученные при опросе, беседе со взрослыми и работодателями (некоторые сведения мы уже привели в 1 и 2 главах). И предложим изменения к статьям Трудового кодекса.

Глава 3. Выявление несоответствий социальным целям в статьях ТК РФ о трудоустройстве молодёжи.

3.1 Законодательные проблемы глазами простых людей и специалистов.

Для выявления проблем трудоустройства молодёжи, мы провели социологический опрос, беседы с работодателями, и знакомыми взрослыми, специалистом Центра занятости.

Социологический опрос.

Мы опросили 20 взрослых. Среди них 5 человек работали в СССР, поэтому трудностей в трудоустройстве не было. Лишь 6-ти человекам, которые учились уже в РФ, удалось устроиться на работу, после получения высшего или среднего специального образования, по специальности (9 – не смогли). Респонденты считают, что молодым специалистам необходимо предоставлять жильё и содействовать в трудоустройстве на предприятия для получения опыта.

Также мы опросили 30 подростков 14-17 лет в нашей школе

По результатам соц. опроса мы выяснили, что подростки ищут работу для того, чтобы не завесить от родителей и иметь личные деньги. Работу искали 12 человек, на предприятиях села им отказали в трудоустройстве, сказав, что работы для них нет. Только два предприятия берут детей, но неофициально,дети также работают со своими родителями, то есть без трудового договора.

Ребята находят работу у жителей села: распиловка и колка дров, уборка снега, ремонт забора (как раз то, что запрещено ТК), прополка, сбор урожая.

Беседа со специалистом Центра занятости.

Одним из способов трудоустройства детей и молодых специалистов является обращение в Центры занятости населения (ЦЗН). Мы поговорили со специалистом Центра занятости БГО и узнали, что:

Работу предприятия района для детей почти не предлагают. С ЦЗ сотрудничают не более 6 предприятий и то не каждый год. Предлагаются работы: покраска (но не пахнущей краской и не в помещении); уборка мусора, приборка, прополка, сбор урожая, мелкий ремонт- всё без применения опасных инструментов (грабли, лопаты, секаторы, гвозди, молотки); фасовка и раскладка товара в магазине; мытьё окон, но только на первом этаже; курьерская работа; подшивка газет, журналов, ремонт книг. С группой детей должен быть взрослый, которому ничего не оплачивается.

Из всех программ в нашем регионе работает только программа «Первое рабочее место» [5], по которой ЦЗ доплачивает молодому работнику; ещё осуществляется поддержка открытия своего малого бизнеса через ЦЗ, но подростки Белоярского района не обращаются, только взрослые.

Специалист называет причины молодёжной безработицы: отсутствие законодательной обязанности брать молодых; сложная система трудоустройства и увольнения детей; большой пакет документов для тех, кто хотел бы организовать производственную бригаду школьников или студентов; низкая информированность школьников о профессиях, которые нужны обществу, следствием чего является неправильный выбор.

Кстати, о последней причине. Здесь на законодательном уровне нужно создать отдел в Центре занятости, который будет обязан тестировать и консультировать школьников на предмет их способностей к тому или иному виду деятельности, пропагандировать нужные обществу. Не по обращению выпускника (многие стесняются обратиться сами или не знают, куда можно обратиться), а обязательным приходом в школу. Наверняка, можно посчитать, что потери государства при 50% «профессиональной безработице» намного превышают расходы на такие функции ЦЗ. В нашей школе в прошлом учебном году двое из 6 выпускников узнали о профессии, которая их заинтересовала, слишком поздно, сроки подачи заявления о сдаче предметов ЕГЭ прошли. Здесь ещё надо корректировать закон о ГИА. Сроки подачи заявления, мы считаем, слишком ранние – 1 февраля. И надо проработать законодательно возможность досдавать экзамены по выбору, если понял, что ошибся в выборе.

На вопрос, чтобы Вы изменили в законе, нам ответили, что возмещение работодателям зарплаты, которую они платят молодым, могло бы частично решить проблему отказа брать таких работников. Это уже как-то использовалось, когда практиканты работали через Центр занятости.

Беседы с работодателями.

В нашем селе Бруснятское мы насчитали 14 предприятий разных форм собственности, некоторые имеют несколько производственных точек. Мы решили немножко схитрить, и прежде чем начать беседу, провели эксперимент: возьмут ли нас на работу. Сначала мы говорили, что хотим трудоустроиться, а потом уже раскрывали секрет, что мы проводим исследование. Результат оказался таким: НИКТО из частных предпринимателей не захотел нас взять. Когда мы раскрылись, то получили примерно одинаковые ответы «Принимать детей на работу, это такая сложная процедура! Ещё сложнее потом уволить!»

Предприниматели указали на такие причины отказа:

1) Надо платить за медицинский осмотр подростка (это дорого, не выгодно, и дети быстро сбегают);

2) Работодатели не хотят связываться с госинспекцией по труду (не всегда можно точно соблюдать все нормы, подросток сам может захотеть что-то сделать, что ему нельзя, а не уследишь). Один из работодателей рассказал, что нанял как-то детей собирать мусор в мешки, а, когда приехал трактор, они кинулись его грузить. Хорошо, никто не надорвался, а то бы наказали.

3) Дети не всегда ответственно относятся к делу, приходится их постоянно контролировать, что не всегда возможно. Директор ООО «Веста» поделилась таким опытом приёма несовершеннолетнего: взяли на фасовку, всё показали, объяснили, проверили – понял, правильно взвешивает. Несколько дней всё было хорошо, а потом работник стал фасовать больше, чем надо. И ничего не предъявишь ему, он не является материально ответственным.

4) С группой детей должен быть взрослый, но мало кто из работающих хочет брать на себя бесплатно ответственность за чужих детей.

5) Дети работают медленнее, а платить им надо как взрослым.

6) Много ограничений по работе, некоторые нелогичные (например, забивать гвозди можно только под присмотром взрослого, но тогда взрослому быстрее самому их забить).

На вопрос: нужен ли предприятию несовершеннолетний работник, почти все сказали «да», потому что всегда периодически появляется мелкая работа, для которой держать взрослого не выгодно, поэтому приходится кому-то добавлять эту обязанность, или снимать на время с основной работы (например, сортировка тары, подборка упавших с конвейера овощей, уборка территории). Но, когда снять нельзя, то неофициально приглашают на 2-3 часа детей сотрудников, чтобы проблем с госинспекцией по труду не было (если что - «пришли к родителям просто так»)

Ещё один вопрос мы задали о приёме на работу молодых специалистов. Здесь оказалось ситуация лучше. Мы живём в селе, и предприятия нуждаются в квалифицированных работниках, пусть и без опыта. Вакансии есть в школе, в ОВП (амбулатория), в строительной организации, в магазинах, на сельхозпредприятиях. Но выявилась проблема: отсутствие жилья. Поэтому в нашем селе рады любому специалисту.

Те работодатели, которые жили ещё при СССР, вспоминают «советскую систему распределения выпускников». Жили на квартирах, пока отрабатывали, а потом создавали семьи и оставались совсем, со временем строились или находили жильё. Государственное распределение логично внедрить хотя бы для тех, кто обучался в ВУЗах бесплатно, ведь это за счёт государственных средств они учились, так пусть и отрабатывают!

Многие опрошенные взрослые вспоминали и систему «производственных бригад детей» в СССР. У нас в совхозе и на Измоденовском заводе были такие. С подростками занимался специальный постоянный бригадир, мастер. Ему за это доплачивали. Сейчас можно решить это через налоговые льготы. Один из работодателей предложил не взымать налоги с заработной платы того, кто будет следить за несовершеннолетними работниками и обучать их. Для государства это мизерные деньги, а работнику – прибавка к зарплате.

Учителя вспоминают «систему наставничества». Молодой специалист приходил на работу, и ему сразу приставляли опытного работника, которому доплачивали как куратору, который помогал освоиться, поддерживал, учил, как сохранять дисциплину на уроках, как проводить интересные уроки. Неужели нельзя это вернуть хотя бы в государственных учреждениях?! Ведь есть люди, которые пасуют при первых же неудачах, разочаровываются в профессии, считают, что не туда поступили учиться, бросают работу. А при поддержке, этого бы не происходило. Государство теряет много времени, пока молодые самостоятельно приобретут опыт к 30 годам, и много средств, не только переучивая в ЦЗ, но и на наём иностранных специалистов.

Проведя практические исследования, мы окончательно утвердились во мнении, что государство делает всё, чтобы несовершеннолетние не могли устроиться на работу, и почти ничего не делает, чтобы молодые специалисты получили опыт по своей профессии.

А теперь - поправки к статьям Трудового кодекса РФ.

3.2 Рекомендации поправок к статьям закона о труде несовершеннолетних и молодых специалистов. /см Приложение/

1. Ввести специальные курсы для выпускников – «Как искать работу», на которых будут обсуждаться различные варианты предстоящих переговоров с нанимателями, вопросы, касающиеся правил поведения при поиске вакансии.

2. Добавить функцию ЦЗ об обязательном тестировании учеников на предмет их способностей и рекомендации профессии.

3. Стимулировать работодателей для принятия на работу молодежи: предоставлять льготы по налогам.

4. Возвратить «отработки», как в СССР, для тех, кто учился на бюджетных местах, это даст опыт молодому специалисту и работника для работодателя. Государственные предприятия обязаны будут брать «по распределению», а с частными предприятиями заключать социальный договор, стимулируя их интерес налоговыми льготами.

5. Убрать из обязанностей работодателя оплачивать медицинский осмотр при приёме на работу детей (для этого есть обязательное медицинское страхование).

6. Убрать из обязанностей работодателя за свой счёт искать работу детям-сиротам и переучивать их при необходимости увольнения (для этого есть ЦЗ).

7. Предоставлять налоговые льготы по зарплате тем работникам, которые будут работать с несовершеннолетними.

8. Обязать хотя бы государственные предприятия ввести систему «наставничества» и доплачивать наставнику.

6. Изменить статью о возможности получения отпуска несовершеннолетним не в любое время, а хотя бы через 4 месяца. (если он проработал столько и не сбежал, то будет работать и дальше).

7. Скорректировать перечень запрещённых для детей работ

Заключение

Начиная работать над исследованием о трудоустройстве несовершеннолетних и молодых специалистов, мы не предполагали, что проблема настолько серьёзная. В СССР труд по Конституции был обязателен, поэтому государство способствовало трудоустройству и молодых и взрослых. Создавались производственные бригады школьников, были развиты система распределения после окончания специального профессионального учреждения, система наставничества. В связи с переходом на рыночную экономику, невозможно стало заставить частные предприятия этим заниматься, но поощрить, мы считаем, с помощью налоговых льгот можно. А на госпредприятия вернуть распределение тех, кто учился на бюджетных местах (бесплатно). В тоже время, анализируя Трудовой кодекс РФ, мы увидели, что забота государства о несовершеннолетних работниках вылилась в то, что работодатели не хотят принимать детей: слишком много условий и обязанностей, много дополнительных расходов; и никаких поощрений. Создаётся впечатление, что государство не хочет, чтобы дети работали, но трудовые навыки, ответственность за свою работу необходимо воспитывать с детства, к тому же дети хотят самостоятельно зарабатывать на свои расходы. Мы увидели, что проблему молодёжного труда надо решать комплексно, одними поправками в ТК РФ не обойтись. Надо менять статьи Налогового кодекса, статьи закона о Центре занятости. Надо создавать реальную политику молодёжного трудоустройства, если государство хочет, чтобы наша страна процветала! Ведь мы, молодые, - будущее государства, и самое ближайшее! К сожалению, наша гипотеза подтвердилась: молодёжи трудно устроиться на работу именно из-за несовершенства трудового законодательства! Мы обобщили все полученные материалы, в том числе результаты практических исследований, и создали рекомендации поправок к Трудовому кодексу. Надеемся, что наше исследование принесёт пользу обществу.

Источники информации

1.Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации (№ 1032-1 от 1991 года в редакции от 09.03.2016)

2. Занятость и безработица в Российской Федерации в декабре 2015 года(по итогам обследований населения по проблемам занятости) (Электронный ресурс) - http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/16.htm

3. Конституция РФ (1993 года)

4. Особенности увольнения отдельных работников – Увольнение несовершеннолетнего (Электронный ресурс) - http://e.berator.ru/enc/siv/80/70/60/

5. «Программа «Первое рабочее место» (Электронный ресурс) - http://www.socioera.ru/soces-785-1.html

6. «Роль государства в молодёжном трудоустройстве» (Электронный ресурс) -//http://www.simpleeconomic.ru/silems-442-1.html

7. Система ГАРАНТ: «Комментарии к ТК РФ» (Электронный ресурс) http://base.garant.ru/10135206/#ixzz45pGHZZth

8. Трудовой кодекс РФ (№ 193-ФЗ от 2001 года в редакции от 03.07.2016)

Приложение

В действующей редакции

Предлагаемая поправка

Статья 267 ТК РФ. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время.

Статья 267 ТК РФ. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время, но не ранее чем через 120 календарных дней непрерывной работы (исключая больничный лист)

Статья 266 ТК РФ. Медицинские осмотры лиц в возрасте до 18 лет

Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.

Предусмотренные настоящей статьей обязательные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.

Статья 266 ТК РФ. Медицинские осмотры лиц в возрасте до 18 лет

Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.

Предусмотренные настоящей статьей обязательные медицинские осмотры осуществляются за счет средств обязательного медицинского страхования [или другой вариант: за счёт средств, предоставляемых органам службы занятости для трудоустройства категорий населения особо нуждающихся в социальной защите.]

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Статья 9, пункт 6. Работникам - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Статья 9, пункт 6. О работниках - детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны сообщить в органы службы занятости.

Органы службы занятости осуществляют профессиональную ориентацию, направляют для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, организовывают трудоустройство лиц данной категориив той же или другой организациях.

 

Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет"

Убрать из перечня некоторые нелогичные запреты на виды работ и профессий (То есть разрешить несовершеннолетним при условии письменного согласия родителей на выполнение их детьми данных видов работ). Например:

1183. Обрубщик сучьев.

1184 Окорщик

1191 Тракторист

1213 Укладчик пиломатериала, деталей и изделий из древесины (в соответствие с нормами поднятия тяжести)

1235 Подготовщик набивных и настилочных синтетических материалов при производстве мебели [Логики для запрета нет, так как в производстве мебели и так нельзя применять вредные синтетические материалы]

1490 Сортировщик бумажного производства, занятый на сортировке обрезков тряпья и макулатуры

1577 Раскройщик материалов в кожгалантерейном производстве.

И другое

Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 (ред. От 09.03.2016) «О занятости населения в РФ»Статья 9. Право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости

Добавить в пункт 1 Статьи 9 следующее предложение: «Органы службы занятости в обязательном порядке обеспечивают услуги профессиональной ориентации для учащихся общеобразовательных учреждений методом посещения специалистами органа службы занятости этих учреждений и другими методами.»

Статья 16 ТК РФ. Основания возникновения трудовых отношений.

Вставить абзац

В статью 16 ТК РФ добавитьоснование возникновения трудовых отношений: трудовые отношения возникают на основании трудового договора, заключаемого работодателями и образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования о предоставлении рабочих мест выпускникам этих учреждений.

Глава 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений.

Вставить статью 19.2

Статья 19.2 ТК РФ. Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора,заключаемого работодателями и образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования о предоставлении рабочих мест выпускникам этих учреждений.

Лица, окончившие образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования на бюджетной основе, обеспечиваются работой в соответствии с полученной специальностью и квалификацией на основании трудового договора образовательного учреждения и работодателя государственного, муниципального предприятия о стажировке выпускника. А также на основе социального договора с работодателем предприятия частной формы собственности. Органы службы занятости оказывают содействие в трудоустройстве для прохождения стажировки и защиту прав таких выпускников с учетом их профессиональной подготовки, и квалификации.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

24) направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные организации и научные организации, включая образовательные организации высшего образования и научные организации иностранных государств;

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

24) направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные организации и научные организации, включая образовательные организации высшего образования и научные организации иностранных государств; а также прохождение стажировок выпускниками начальных, средних и высших профессиональных учреждений, обучающихся на бюджетной основе в соответствии с полученной профессией (специальностью) и квалификацией.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся

Включить пункт 1.1

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся

1.1 Выпускники, окончившие образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования на бюджетной основе, обязаны пройти стажировку в соответствии с полученной профессией (специальностью) и квалификацией на предприятиях, с которыми образовательная организация заключила соответствующий договор.

Просмотров работы: 1682