ВВЕДЕНИЕ.
Одна из самых острых проблем современности – проблема коррупции и противодействия ей. Отсутствие всесторонней борьбы с коррупцией, массового осуждения в общественном сознании может привести к разрастанию этого зла до угрожающих масштабов. Особую актуальность эта проблема приобретает на современном этапе – переломном этапе развития России, когда по сути формируется общество с его новыми ценностями, одной из которых является морально-нравственное здоровье народа.
Принято думать, что бороться с коррупцией бесполезно и простой гражданин не может повлиять на эту ситуацию. В этой работе предпринята попытка рассмотреть и проанализировать сущность коррупции, ее историю, проявления на федеральном и местном уровне, а также меры по борьбе с ней.
Работа состоит из 3-х глав, введения и заключения. В заключении подведены итоги. Проведена исследовательская работа,в частности –анкетирование и анализ его результатов, изучение законодательных и нормативных актов по проблеме ,отчетов прокуратуры Республики Северная Осетия –Алания по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (см.в Приложении) .
КОРРУПЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ.
Понятие коррупции.
Коррупция как сложное социально-историческое, политическое, моральное явление не имеет однозначного определения. В «Словаре иностранных слов» (С.-Петербург: 1994г.) коррупция определяется как «прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью в целях личного обогащения; продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей». Уже в римском праве существовал глагол «corrumpo, - ere» в значении «портить, разрушать, истощать, обольщать». В итоге в юридической науке все эти определения слились в понятие «коррупции» как продажность служебных действий. В Советском энциклопедическом словаре (М.:1980) коррупция определяется как «преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, связанных с его должностью в целях личного обогащения». Интересно, что далее советские авторы данного определения указывают на то, что коррупция характерна для буржуазного государства. За годы, прошедшие с распада СССР и прекращения действия советской власти, экспертное сообщество пришло к выводу, что коррупция – это явление универсальное, присущее любому типу общества. Целый ряд международных организаций рассматривают коррупцию как глобальную проблему современного мира, хотя в развитых странах масштабы этого явления несопоставимы с тем, какой размах оно приобрело в странах развивающихся. В документах международных организаций коррупция определяется как «злоупотребление государственной властью в личных целях». Не потому ли одним из главных условий вхождения Украины в Евросоюз стало требование покончить с коррупцией?
В российских юридических документах коррупция рассматривается как коррупционное правонарушение, влекущее за собой юридическую ответственность: уголовную, административную и дисциплинарную.
В Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции» дано следующее определение коррупции: «а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица»( 2, 2008 г. 30 декабря).
Все определения коррупции едины в одном – это использование служебного положения в целях личного обогащения, наносящее экономический, политический, морально-этический урон обществу.
Из истории коррупции.
Коррупция появляется в истории вместе с государственным аппаратом как органом принуждения и насилия. Формирующаяся бюрократия и чиновники с самого начала находили множество возможностей для личного обогащения. Уже в Библии присутствует тема коррупции и ее осуждение. И Библия и Коран указывают на злоупотребления в судебном деле, не случайно мировые религии подчеркивают важность недопущения подкупа именно судей. В древневосточных обществах правители предпринимали жестокие меры в качестве наказания за коррупционные действия.
Античные Греция и Рим также не избежали этой проблемы: проявления коррупции гневно осуждались. Но Аристотель указал сразу на главное средство против коррупции - сами государственный строй и законы должны быть таким образом устроены, чтобы не давать возможность для злоупотреблений.
В средневековой Европе тема коррупции нашла свое отражение в литературе Возрождения: у Данте в «Божественной комедии» мздоимцы погружались во второй ров 8 круга ада. Именно в коррупции Данте видел одну из главных причин падения Итальянских Республик. Но проблема коррупции занимала и мыслителей: Н.Макиавелли глубоко понимал порочную сущность коррупции, говоря, что она есть использование публичных возможностей в частных интересах. Эпоха Просвещения также не обошла тему коррупции. Европейские мыслители, такие например, как Т.Гоббс, Ш.Монтескье и др. полагали, что коррупция порождает презрение к законам; что любой, наделенный властью человек, обязательно злоупотребит этой властью себе на пользу и т.д., и это вытекает из самой природы человека и т.д.
Османская империя погибла в том числе и потому, что в ней коррупция достигла невиданного размаха – за бакшиш можно было купить все: услуги, должности, расположение, несмотря на то, что наказания за коррупционные действия карались чаще всего смертью.
Древняя Русь также была озабочена проблемой коррупции. В «Русской правде» (Х1 в.), государственные чиновники, собиравшие штрафы (виры), от которых они имели определенный процент, умудрялись завышать этот процент в своих интересах (1, ст.9, с.25). При Иване III был введен порядок содержания должностных лиц за счет местного населения – кормления. Система кормлений стала благодатной почвой для развития средневековой коррупции. Злоупотребления, порождаемые этой системой, приобретали такой размах, что неоднократно были причиной народных волнений. Государство всякий раз реагировало и пыталось бороться с этим явлением. Например, в Судебнике Ивана III содержится прямой запрет брать взятки(1,ст.67,с.66). Стремление государства запретить коррупционные действия получило свое развитие в Судебнике Ивана Грозного в 1550г. Официально взяточничество было признано тяжким преступлением и для лиц, нарушавших этот запрет, предусматривались довольно суровые наказания, вплоть до смертной казни. С этой же целью – противодействия взяточничеству - Иван Грозный в 1555-1556 гг. отменил систему кормлений.
Русский истории С.М.Соловьев отмечает усилия Бориса Годунова в борьбе с коррупционными проявлениями. Если судья уличался во взятке, то наказание предусматривало штрафы и конфискацию имущества.
Во времена второго Романова – Алексея Михайловича (1645-1676), злоупотребления, допущенные ближайшими сановниками царя Морозовым, Плещеевым и др., вызвали народное восстание – Соляной бунт 1648г. В 1649г. было принято Соборное уложение, в котором были предусмотрены меры по борьбе с должностными преступлениями. Целая глава Х Соборного уложения, посвященная Суду, предусматривает в нескольких статьях меры пресечения судейских и чиновничьих злоупотреблений, например: ст.3, ст.5, ст.7, ст.12 и т.д (1, Глава Х, с.135, 136, 137). В петровское время борьба с коррупцией вышла на новый уровень. Как известно, ближайшее окружение Петра, в частности, А.Меньшиков, много воровали и Петр понимал опасность коррупции для проводимых им реформ. Им были приняты указы, прямо направленные на борьбу со злоупотреблениями и казнокрадством чиновников. Например, Указ Петра I «О воспрещении взяток и посулов», где посулы рассматривались как незаконные поборы с населения и объявлялись вне закона. Была установлена смертная казнь за взяточничество, а в более легких случаях предусматривалась вечная ссылка с конфискацией имущества. Особенностью Указа было то, что вводилась равная ответственность чиновников за взяточничество независимо от занимаемой должности. Но все усилия Петра I в борьбе с этим злом были тщетны.
На протяжении всего царского периода истории России к вопросу борьбы со взяточничеством обращались и Елизавета Петровна, и Екатерина II, которая использовала различные методы борьбы с коррупцией: от официальных указов, обязательных к исполнению до сатирических пьес и стаей, написанные ею самой, где главными персонажами выводились взяточники. Екатерина II также установила фиксированный размер оклада чиновников, должный удержать их от взяток.
В последующий период русские императоры – от ПавлаII до Николая II также боролись с коррупцией на законодательном уровне.
В советский период коррупция априори исключалась из жизни, так как это было несовместимо с советской идеологий. В первые годы советской власти классовый подход диктовал новому руководству государства беспощадную борьбу с коррупционными проявлениями: взяточничество приравнивалось к контрреволюционной деятельности, за которую полагался расстрел. Советская пропаганда рассматривала коррупцию как обязательный атрибут классового эксплуататорского общества, исключая ее из советской системы, хотя в реальной жизни советских людей она присутствовала. Это явление нашло свое отражение в советской художественной литературе, например, в произведениях И.Ильфа и Е.Петрова, С.Михалкова, М.Зощенко и других. В сталинский период высшие руководители получали в конвертах денежные «вознаграждения», не облагаемые налогами. Впоследствии они были отменены Н.Хрущевым и заменены бесплатными льготами. Анализируя данный факт, напрашиваются следующие выводы: в некотором смысле, эти «конверты» можно рассматривать как предупреждение взяточничества партийных чиновников, но оборотной стороной этого стремления стала привычка партийной номенклатуры к дармовым льготам и благам. Наивысшего расцвета эта система достигла при Л.И.Брежневе.
В период Ю.В.Андропова пришло понимание коррупции в советском обществе как социального зла. Ю.В.Андропов нарушил иммунитет высших партийных чинов и в отношении некоторых организовал уголовное преследование. Например, «хлопковое дело» в Узбекистане, расследования деятельности высших чинов МВД и др. К сожалению, эти меры ничего не дали, более того, были неоднозначно восприняты общественностью.
Надо признать, что советская власть не смогла победить коррупцию, однако последующий период показал, что границы и масштабы этого явления могут быть гораздо шире.
Подводя итоги, следует указать некоторые причины, породившие коррупцию в истории Российского государства:
Система кормлений (ХV век), предусматривающая содержание должностных лиц за счет местного населения открывала простор для лихоимства и мздоимства;
Непомерно раздутый бюрократический аппарат и зависимость населения от чиновничества в любом вопросе;
Правовой нигилизм, свойственный как чиновникам, так и населению;
Низкий уровень морали и нравственности чиновников.
КОРРУПЦИЯ В РФ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ.
В современном мире коррупция растет повсеместно, меняются ее формы. Россия не исключение. В 1991г. распался СССР, была ликвидирована советская власть, страна перешла к рынку. Новый этап развития страны не был обеспечен правовой базой, что позволило новоявленным руководителям страны злоупотреблять своими полномочиями и заниматься хищениями. В современной России коррупция превратилась в социальный институт. По мнению некоторых экспертов, причины этого кроились в том, что чиновники госаппарата присвоили себе функции государства. Коррупция препятствует созданию условий для конкуренции (одного из главных условий рынка), что в свою очередь мешает экономическому развитию. Количество чиновников в новейшее России превышает аналогичный показатель в советский период. Беспредельная зависимость человека от чиновников стала восприниматься населением как естественное явление, норма жизни. Социологические службы проводят множество исследований по этим вопросам. Нами была предпринята скромная попытка провести собственное исследование на базе нашей школы. Из 350 опрошенных проанализированы ответы 50 человек. Респондентам было предложено ответить на следующие вопросы:
Давали ли вы взятки? - Да. Нет.
Считаете ли вы материальное вознаграждение (подарки, деньги) преподавателям школ и вузов, врачам и т.д. за работу, которую они должны делать бесплатно? - Да. Нет. Затрудняюсь ответить.
Является ли бытовая коррупция столь же опасным и вредным явлением для общества как и коррупция в органах государственной власти? – Да. Нет. Затрудняюсь ответить.
Анализ проведенного опроса показал следующее: на первый вопрос 75% опрошенных ответило отрицательно. На второй вопрос 65% ответили – «нет», так как рассматривают подарок не как взятку, а как благодарность. Что касается 3 вопроса, то 80% затруднились в ответе.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что в нашем обществе не осознается, что коррупция начинается именно с мелких взяток. На наш взгляд, в психологии местного обывателя присутствует ложное чувство благодарности, которое они стараются материализовать в подарках и деньгах. Это приводит к формированию устойчивых настроений у «берущей» стороны: они привыкают к подношениям, а потом начинают и требовать. Показательной является в рамках данного исследования реакция пользователей социальных сетей, а именно face book на призыв к студентам нашей республики - «Ни рубля в зачетку при сдаче сессии». А именно – призыв остался без ответа и без комментариев со стороны студенчества. Другие же пользователи указали нам на утопичность и несостоятельность подобной инициативы.
3.МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ.
3.1. Государственная политика противодействия коррупции;
В современной России коррупция стала неотъемлемым элементом социально-экономической системы. Первым антикоррупционным законом РФ был подписанный Б.Н.Ельциным Указ Президента РФ № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Нормы этого Указа легли в основу законодательства о коррупции. Государственная Дума первого созыва приняла закон «О борьбе с коррупцией» с периода 1994 по 1997г. Закон вызвал разногласия и в конечном счете не был утвержден Президентом. Но государство прибегло к расширению антикоррупционного законодательства посредством издания отдельных законодательных актов. Например, к ним относится Указ Президента РФ № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». К этой же категории указов относятся указы: Указ Президента РФ № 484 от 15 мая 1997г.; закон № 115 – ФЗ от 7 августа 2001г.; Указ Президента РФ № 885 от 12 августа 2002 г.; Указ Президента РФ № 815 от 19 мая 2008г. и другие.
В Северной Осетии борьба с коррупцией также одно из главных направлений деятельности правоохранительных органов. В интервью корреспонденту «Северной Осетии» с начальником отдела прокуратуры РСО-Алания по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Асланом Кайтуковым было сказано, что в частной беседе один из госслужащих сказал, что «коррупция будет процветать до тех пор, пока чиновникам и сотрудникам различных ведомств, а также простому люду, пришедшему за помощью в госструктуру выгодны «серые схемы», и добавил, что искоренить ее при желании было бы то же просто». Пока же ситуации, в которых есть признаки личной заинтересованности, конфликта интересов – на каждом шагу, и это отметил В.В.Путин в своем ежегодном послании, сделав недвусмысленный посыл правоохранителям: закон должен быть суров к тем, кто сознательно пошел на тяжкое преступление, нанес ущерб жизни людей, интересам общества и государства(3, 09.12.2015). В этом же интервью был задан вопрос о работе по противодействию коррупции и ее эффективности. А.Кайтуков сказал, что количество коррупционных преступлений выросло вдвое по сравнению с прошлым годом; заинтересованные органы не всегда исполняют свои должностные обязанности в соответствии с федеральным законодательством, имея ввиду исполнительную власть, муниципальных, государственных и правоохранительных органов – всех тех, кто обязан заниматься противодействием коррупции, выявлять среди своих сотрудников людей, превышающих должностные полномочия. На вопрос о том, осуждены ли взяточники по статье 290 УК РФ, интервьюер ответил, что хвастаться пока особо нечем.
Необходимость борьбы с коррупцией осознается всеми соответствующими органами и лицами, в частности, прокуратурой РСО-Алании. В ходе прокурорских проверок выявлены многочисленные нарушения антикоррупционного законодательства в сфере бюджетных отношений, несоблюдения должностными лицами ограничений, запретов и обязанностей, в частности, непредставления либо представления недостоверных сведений о доходах, нарушения запрета для госчиновников заниматься предпринимательской деятельностью. Такой направленности выявлено 92 преступления, из которых – 23 по результатам прокурорских проверок. По факту взяточничества возбуждено 32 уголовных дела, до суда дошли 25. Привлечено к дисциплинарной ответственности 25 должностных лиц МВД республики, в том числе 5 руководящих лиц.
Прокуратура республики проводит и другую работу профилактического характера. Например, встреча представителей Управления главы РСО-Алания по вопросам противодействия коррупции, государственной гражданской службы и кадров во главе с руководителем Тамерланом Цгоевым с жителями Правобережного района.
На встрече присутствовал также глава Правобережного района Сослан Фраев. На встрече было подчеркнуто, что обращения граждан по фактам коррупции должны рассматриваться в приоритетном порядке.(3,16.11.2016г.) Серия аналогичных встреч с местными жителями пройдет во всех районах республики.
К сожалению, в проблеме коррупции в Северной Осетии есть своя специфика. Крайне отрицательную роль играют кумовство, родственные связи, ложные представления о том, что стыдно и что не стыдно. Несмотря на все усилия со стороны государства, которые, по признанию ответственных лиц, недостаточны и неэффективны, коррупции не удается хотя бы уменьшить. Большой проблемой являются проявления коррупции в высших эшелонах власти. Как говорит Михаил Велер, модели поведения копируются сверху вниз, а не наоборот.
На наш взгляд, пока само общество не выработает нетерпимого отношения к коррупции, усилиями только государства победить ее невозможно.
Роль общественности в борьбе с коррупцией.
В борьбе против коррупции значительную роль должны играть институты гражданского общества, только тогда, когда противостояние коррупции станет делом каждого из нас. Этому должны способствовать ОНФ, общественные организации различного уровня, гражданские активисты и т.д. Такие известные и авторитетные деятели российской культуры как Никита Михалков («Бесогон»), Михаил Велер, Сергей Михеев, Михаил Ремезов, Дмитрий Куликов, Роман Бабаян и другие, через СМИ проводят идеи непримиримого отношения к коррупционным проявлениям в нашей жизни. Тема борьбы с коррупцией, ее неприятия должна формироваться со школьной скамьи, присутствовать в воспитательном процессе в вузах, ибо, как говорил Сергей Михалков: «Сегодня дети, завтра народ». Именно при этих условиях человек будет вступать во взрослую жизнь с твердым убеждением о неприемлемости коррупции.
Любое общество само создает правила, по которым живет и гражданину важно понять соотношение морали и закона. Очень важно, чтобы общественное мнение стало настолько действенным в деле осуждения коррупции, что провинившийся взяточник боялся общественного осуждения больше, чем уголовного преследования по соответствующей статье.
В деле профилактики коррупции большую роль играет работа по повышению правовой культуры подрастающего поколения и населения в целом. Возможно, если чаще проводить социологические опросы на тему коррупции, население лишний будет задумываться над пагубностью этого явления. Правоохранительные органы должны быть более последовательными в этой борьбе, применяя принцип верховенства закона и равенства всех перед законом. Антипримером, на наш взгляд, является дело «Оборонсервиса» с фигурантами Сердюковым и Васильевой. Вся страна с недоумением наблюдала за процессуальным фарсом. Здесь правосудие было далеко от своего прямого назначения. Какой же урок был преподнесен обществу в этом случае? Об этом свидетельствовала негативная реакция социальных сетей. В последнее время наше общество сотрясается целым рядом коррупционных скандалов в высших эшелонах власти, в частности, дело полковника Захарченко, министра Улюкаева и др. Общество отреагировало шквалом народных анекдотов, в которых смех сквозь слезы.
С проблемой коррупции напрямую связан вопрос об углублении имущественного и социального неравенства в нашем обществе. Этот разрыв принимает угрожающий для государства характер, ведущий к дестабилизации. От того, какова будет позиция каждого из нас, зависит успех или неуспех борьбы с коррупцией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Современная Россия находится в состоянии переходной экономики, что порождает дополнительные трудности, с одной стороны, а с другой – создает возможности для коррупционных проявлений. Коррупция порождается рядом экономических, политических, социальных, правовых и духовно-нравственных причин. Проблемы бедности, безработицы, правовой безграмотности остаются нерешенными, а в условиях современного кризиса усугубляются. Необходимо вести законодательную и просветительную работу по преодолению этого явления. В массовом сознании должна возобладать идея колоссального вреда коррупции и ее неприятия. Применение только карательных мер борьбы не приведет к победе над коррупцией. В общественных дискуссиях принято приводить в пример Китай, где борьба с коррупцией носит жесточайших характер: показательные казни по мысли их организаторов должны отбить охоту брать взятки. Наши либералы приводят тот аргумент, что эти меры не могут побороть коррупцию в Китае. Но речь в данном случае должна идти о масштабах коррупции, а они несопоставимы в Китае и в России. В обществе должно быть понимание, что коррупция подрывает сами его основания. Морально-нравственный уровень общества должен соответствовать мысли Цицерона: «Невелика заслуга, если человек честен лишь потому, что никто и не пытался его подкупить»(с.411).
В знаменитом «пособии» Роберта Грина «48 законов власти» целых два закона: закон 26 «Держи руки чистыми» и закон 40 «С презрением отвергай бесплатные обеды» служат предостережением для правителей от соблазнов коррупции.(9,с.277, 445).
Задача воспитания честности, безупречного исполнения своего служебного и человеческого долга - это задача воспитания и в эту работу должно включиться сами государство и общество.
Список литературы:
Источники:
Отечественное законодательство Х1-ХХ веков. Часть 1. М.: «Юрист» 1999г.
Федеральный закон 25 декабря 2008г. № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008 г. 30 декабря.
Северная Осетия. 09.12.2015г.
Procurer – osetia.ru 31.07.2015
Литература:
Антикоррупционноая политика. Учебное пособие для вузов./под ред.Сатарова Г.А. М.: 2004г.
В поисках смысла. М.: 2005г.
Максимов В.К., Наумов Ю.Г. Коррупция (социально-экономический и криминологический аспекты). М.: 2006г.
Музалевская Е.А. Коррупция в системе государственной службы в России: истоки и тенденции (1992-2005гг.). Автореферат дисс….канд.ист.н. М.: 2006г.
Роберт Грин. 48 законов власти. М.: 2007г.
Интернет-ресурсы:
1.http://www.procuror-osetia.ru/
3.http://genproc.gov.ru/
Приложение.
1.Анализ анкетирования школьников.
2.Анализ отчетов прокуратуры Республики Северная Осетия -Алания по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции за 2 года (2013-2015гг)
Анкета. Респонденты-школьники и их родители, некоторые учителя
Вопросы.
1.Давали ли вы взятки? - Да. Нет.
2.Считаете ли вы материальное вознаграждение (подарки, деньги) преподавателям школ и вузов, врачам и т.д. за работу, которую они должны делать бесплатно? - Да. Нет. Затрудняюсь ответить.
3.Является ли бытовая коррупция столь же опасным и вредным явлением для общества как и коррупция в органах государственной власти? – Да. Нет. Затрудняюсь ответить.
Анализ проведенного опроса показал следующее: на первый вопрос 75% опрошенных ответило отрицательно. На второй вопрос 65% ответили – «нет», так как рассматривают подарок не как взятку, а как благодарность. Что касается 3 вопроса, то 80% затруднились в ответе.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что в нашем обществе не осознается тот факт, что коррупция начинается именно с мелких взяток.
Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции |
|||
Наименование показателя |
2013 |
2014 |
% (+;-) |
Выявлено нарушений закона |
2172 |
2038 |
-6,2 |
Принесено протестов |
302 |
216 |
-28,5 |
Направлено исков, заявлений в суды |
191 |
386 |
102,1 |
Внесено представлений |
545 |
527 |
-3,3 |
К дисциплинарной ответственности привлечено лиц |
571 |
455 |
-20,3 |
Вынесено предостережений о недопустимости нарушения законов |
6 |
8 |
33,3 |
Возбуждено уголовных дел (по инициативе прокурора) |
105 |
80 |
-23,8 |
Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции |
|||
Наименование показателя |
6 мес 2014 |
6 мес 2015 |
% (+;-) |
Выявлено нарушений закона |
1406 |
914 |
-35,0 |
Принесено протестов |
156 |
138 |
-11,5 |
Направлено исков, заявлений в суды |
183 |
78 |
-57,4 |
Внесено представлений |
390 |
424 |
8,7 |
К дисциплинарной ответственности привлечено лиц |
307 |
343 |
11,7 |
Вынесено предостережений о недопустимости нарушения законов |
3 |
4 |
33,3 |
По материалам сайта Прокуратуры РСО-Алания 1.http://www.procuror-osetia.ru/
20