Введение
Семья представляет собой сложную многогранную систему социального функционирования человека. Состояние института семьи обусловлено многими факторами, в том числе возможностями государства. Изменения социального статуса семьи невозможны, без поддержки государства. Социальная защита это залог успешного функционирования любой социальной группы. [6, 85]
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человеческое существование.
Наиболее характерные черты социального государства выражаются в его социальной политике, которая осуществляется не федеральном, региональном и местном уровне.
Главной задачей социальной политики является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей.
В настоящее время социальное обеспечение в Российской Федерации постоянно развивается. Об этом свидетельствует большое количество принимаемых законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере социального обеспечения, в том числе на муниципальном уровне. Однако, большинство законов, затрагивающих вопросы семьи, малоэффективны или вообще не действуют. Все это требует принятия неотложных мер по укреплению и развитию социального института семьи.[7,32]
Граждане, которые в первую очередь имеют право на получение государственной поддержки - малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане.
Актуальность исследования обусловлена тем, что социальная политика является сферой осуществления важнейших функций органов государственной власти по созданию условий, обеспечивающих реализацию потребностей незащищенных слоев населения. В настоящее время можно наблюдать растущий интерес к реализации этой политики, к реализации различных социальных программ, как со стороны общественного мнения, так и со стороны органов власти.
Объектом исследования является социальная политика на муниципальном уровне.
Предметом исследования выступают механизмы реализации социальной политики в городе Костроме на муниципальном уровне.
Целью исследовательского проекта является изучение социальной защиты населения и разработка предложений по совершенствованию механизмов реализации социальной политики на уровне муниципального образования.
Для достижения поставленной цели в проекте решаются следующие задачи:
- исследовать содержание и структуру управления социальной сферы на уровне муниципального образования город Кострома;
- раскрыть содержание социальных проблем семей на муниципальном уровне;
- проанализировать роль муниципальных административных органов в социальном благополучии семьи и мероприятия, проводимые Администрацией города Костромы для повышения социального благополучия семей;
- дать предложения по улучшению социальной защиты семей за счет средств бюджета города Костромы.
Способами и методами написания данной работы выступают: использование федеральных, региональных и муниципальных законодательных правовых актов, научной литературы.
Научная новизна проекта обусловлена постановкой проблемы и попыткой объективно и комплексно проанализировать механизмы реализации социальной политики на муниципальном уровне в целях внесения предложений и практических рекомендаций, направленных на их совершенствование.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и предложения, полученные в результате исследования, могут быть учтены при разработке правовых актов на муниципальном уровне.
1.Социальные проблемы семей и пути их решения
на муниципальном уровне
1.1.Роль муниципальных административных органов в социальном благополучии семьи
Семья, будучи наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себе практически все социальные проблемы, которые существуют в современном обществе: мало обеспеченность, социальную дезадаптированность, трудности многодетных семей и инвалидов, специфичность положения беженцев, насилие над детьми и женщинами, юное материнство и многое другое. [6, 75]
В трудных материальных условиях находится большинство семей, наконец, 2015 года в г. Костроме в улучшении социального положения нуждались около 2,7 тысяч семей.
В оказании мер социальной поддержки семей на муниципальном уровне огромную роль играют органы местного самоуправления.
Деятельность органов местного самоуправления реализующих социальное благополучие семей на местном уровне, обусловлена тем, что они в состоянии более полно учитывать особенности экономического и социального развития местного сообщества, гибка, реагируют на местные потребности.
Именно органы местного самоуправления осуществляют разработку социальных программы, нацеленных на решение той или иной социальной проблемы, повышении качества жизни и благополучия семей. Социальные программы утверждаются местными органами представительной власти и финансируются за счет средств бюджета города Костромы.
Нужно отметить, что все стороны и элементы деятельности органов местного самоуправления в социальной сфере в совокупности создают не просто набор разных направлений и отдельных результатов, а некую интегрированную целостность – определенное качество жизни. Повышение этого качества и выступает главной целью деятельности органов местного самоуправления.
1.2. Мероприятия, проводимые Администрацией города Костромы для повышения социального благополучия семей
На муниципальном уровне создаются прочные основы для повышения уровня жизни населения, поддержание малоимущих слоев населения, открытие новых рабочих мест, снижение общественной напряженности и антисоциальных проявлений.
Для этого Администрация города Костромы разработала множества программ и мероприятий по стабилизации и улучшению социального положения жителей нашего города:
1. Муниципальная программа города Костромы «Порядка предоставления из бюджета города Костромы в 2016 году субсидий некоммерческим организациям в целях возмещения затрат, связанных с выполнением работ по ремонту жилых помещений ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, расположенных на территории города Костромы»;
2. Муниципальная программа на «Развитие системы образования в городе Костроме на 2014-2016 годы».
3. Организованные субботники по санитарной уборке с целью благоустройства нашего города;
4. Мероприятий по обеспечению безопасности на детских игровых и спортивных площадках по месту жительства, в местах массового отдыха, на территории образовательных учреждений города Костромы;
5. Администрация так же проводит мероприятия по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условиях.
6.О проведении массового мероприятия «Семейные выходные в Парке Победы» на территории парковой зоны по улице Профсоюзной в городе Костроме.
Главной Муниципальной программой на сегодняшний день является программа города Костромы «Развитие системы образования в городе Костроме на 2014-2016 годы».
Цель программы - создание условий для получения качественного образования и успешной социализации 100% детей, проживающих на территории города Костромы, для которых данные условия востребованы, так же это не только образования, но и огромный вклад, как социальной помощи семьям, нуждающимся в данной программе.
Сейчас в наше время образование играет не малую роль, как дошкольное образование, так и СПО и ВПО.
Задачи данной программы заключаются в следующем:
1) обеспечение государственных гарантий прав граждан города Костромы на общедоступность дошкольного образования;
2) обеспечение в муниципальных образовательных организациях города Костромы условий для качественного проведения образовательного процесса, отвечающего требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов и уровню современного развития образования и науки;
3) формирование здоровье сберегающей образовательной среды, обеспечивающей сохранение здоровья участников образовательного процесса;
4) создание равных возможностей для всех категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, в получении качественного образования;
5) создание условий для развития научно-исследовательского творчества обучающихся, включая новые образовательные формы и технологии работы с одаренными детьми;
6) обеспечение муниципальных образовательных организаций высококвалифицированными педагогическими кадрами, в том числе педагогами дошкольных образовательных организаций и учителями начальных классов, в совершенстве владеющими инновационными образовательными технологиями.
7) создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации;
8) внедрение различных механизмов участия потребителей образовательных услуг и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.
Целевые индикаторы и показатели программы:
1) количество дополнительных мест для детей дошкольного возраста в муниципальных дошкольных образовательных организациях города Костромы;
2) удельный вес численности воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций города Костромы, обучающихся по программам дошкольного образования, соответствующим требованиям стандартов дошкольного образования, в общем числе воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций города Костромы;
3) отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10% муниципальных общеобразовательных организаций города Костромы с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10% муниципальных общеобразовательных организаций города Костромы с худшими результатами единого государственного экзамена;
4) охват детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет);
5) удельный вес численности обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования;
6) количество несовершеннолетних обучающихся, стоящих на различных видах учета;
7) количество муниципальных образовательных организаций города Костромы, ведущих инновационную деятельность;
8) доля муниципальных образовательных организаций города Костромы, имеющих современные условия обучения;
9) создание дополнительных рабочих мест в муниципальных дошкольных образовательных организациях города Костромы;
10) удельный вес численности педагогических работников в возрасте до 30 лет в общей численности педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций города Костромы;
11) удельный вес численности педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций города Костромы, имеющих педагогическое образование, в общей численности педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организациях города Костромы;
12) количество руководителей муниципальных образовательных организаций города Костромы, прошедших повышение квалификации по направлению «Менеджмент в образовании»;
13) удельный вес численности педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций города Костромы, прошедших повышение квалификации, в общей численности педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций города Костромы;
14) количество управляющих и попечительских советов в муниципальных образовательных организациях города Костромы.
Так же не менее важна программа города Костромы является «Порядка предоставления из бюджета города Костромы в 2016 году субсидий некоммерческим организациям в целях возмещения затрат, связанных с выполнением работ по ремонту жилых помещений ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, расположенных на территории города Костромы».
Целью предоставления субсидии является обеспечение повышения степени благоустройства жилых помещений ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, проживающих на территории города Костромы.
Администрацией города Костромы также разработана программа Благоустройство нашего города. Основной целью программы является формирование в кварталах жилой застройки среды, благоприятной для проживания населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести работы по благоустройству территорий, прилегающих к многоквартирным жилым домам, внутриквартальных территорий общего пользования, в том числе территорий общего пользования в районах частных домовладений, обеспечив их за счет выполнения всех видов работ, необходимых для приведения конкретной территории в нормативное состояние;
- создать функционально, экологически и эстетически организованную городскую среду;
- обеспечить архитектурно-планировочную организацию дворовых территорий с учетом всех действующих норм и нормативов.
Благоустройство дворовых территорий обеспечит:
- здоровые и комфортные условия проживания населения;
- безопасность движения пешеходов, исключение травматизма людей, беспрепятственный проезд спецтехники, скорой помощи и т.д.;
- предотвращение попадания атмосферных осадков в подвальные помещения, намокание подошвы фундаментов и тем самым сохранение несущей способности фундаментов и жилых домов.
Исходя из специфики проблемы, поставленных целей и задач наиболее целесообразным представляется реализация программы в течение 2011-2016 годов.
В городе Костроме так же производится Обеспечения жилыми помещениями муниципального жилищного фонда малоимущих и нуждающихся в жилых помещениях граждан, а также иных установленных законодательством категорий граждан, проживающих на территории города Костромы.
В целях ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Администрация:
а) принимает заявления граждан о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
б) обеспечивает принятие главой Администрации решений о принятии на учет (снятии с учета) граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
в) ведет книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях;
г) в случаях, предусмотренных статьей 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта письма Администрации об отказе в принятии заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, выдает или направляет гражданам, подавшим заявление о принятии на учет, документы, подтверждающие принятие таких решений;
д) обеспечивает принятие главой Администрации решений о признании граждан малоимущими;
е) готовит проект решения Думы города Костромы об установлении пороговых значений размера, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
ж) в случаях, предусмотренных статьей 11.1 Закона Костромской области «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в Костромской области», осуществляет подготовку проекта письма Администрации об отказе в признании граждан малоимущими, выдает или направляет гражданам, подавшим заявление о признании малоимущими, документы, подтверждающие принятие таких решений;
з) осуществляет переоценку размера доходов и стоимости имущества граждан в целях подтверждения их статуса малоимущих каждые 3 года.
В 2015-2017 году реализация муниципальной программы «Благоустройство дворовых территорий на 2011-2017 годы» планируется по 3 направлениям:
- асфальтирование и ремонт дворовых территорий многоквартирных жилых домов через Комитет городского хозяйства Администрации города Костромы;
- установка детского игрового оборудования и проведение работ по благоустройству территорий через МКУ Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству;
- установка детского игрового оборудования на сформированных земельных участках многоквартирных жилых домов Управляющими организациями в рамках получения субсидий в целях возмещения затрат, связанных с выполнением работ по благоустройству.
В настоящее время специалистами Комитета городского хозяйства проведены:
- обследование дворовых территорий многоквартирных жилых домов;
- подготовлен плановый материал с указанием информации о расположении существующего детского игрового оборудования и оборудования, планируемого к установке, а также ориентировочную стоимость установки игрового оборудования, - проведено согласование предварительного места установки игрового оборудования со старшими многоквартирных домов;
- 4 марта 2016г. с представителями управляющих компаний проведено рабочее совещание по разъяснению процедуры проведения работ, выданы проекты протоколов общего собрания собственников помещений в МКД, собрания Управляющими компаниями будут проведены до 20 марта.
Администрация города Костромы с 1 января 2016 года переходит на программный бюджет, т.е. формирование расходных обязательств города в то числе и по социальным направлениям и будет реализовываться исключительно на основании разработанных и утвержденных программ.
2.Анализ деятельности административных органов социальной поддержки семей в городе Костроме
2.1.Предложения по улучшению социальной защиты семей за счет средств бюджета города Костромы
В ходе проведенного исследования социально-экономического положения семей города Костромы, был выявлен широкий круг проблем.
Основной и самой распространенной проблемой среди этих семей является отсутствие достойного жилья, второй по значимости можно назвать проблему экономической обеспеченности.
Большая часть семей не полноценно осведомлены о своих правах, то есть не являются юридически подкованными людьми (хотя это можно сказать о большинстве населения нашей страны в целом). И это тоже является очень значимой проблемой.
Также наблюдалась значительная неудовлетворенность деятельностью органов социальной защиты города Костромы.
Все эти проблемы в той или иной степени схожи с проблемами семей не только в Костроме, но и по всей России.
Основной причиной, на наш взгляд, неразрешимости проблем в изучаемой сфере является то, что отсутствует четкая и продуманная система поддержки семей как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.
В связи с этим предлагается для внедрения Муниципальная целевая программа, которая получила такое название как «Адресная помощь и общественные мероприятия по улучшению социального статуса семей в муниципальном образовании» на 2016-2021 год .(Приложение 1)
В настоящее время в городе Костромы установилась тенденция развития системы адресной социальной помощи для отдельных категорий граждан, направленная на смягчение социальной напряженности, решение наиболее острых проблем социально незащищенных категорий населения: старшего поколения (граждан, достигших пенсионного возраста), малообеспеченных семей с детьми и многодетных семей, граждан с инвалидностью и семей, имеющих ребенка-инвалида, граждан, освободившихся из мест лишения свободы.
Одной из стратегических целей социальной политики остается усиление адресности социальной помощи.
Администрация города Костромы старается охватить все сферы жизнедеятельности жителей города, выделяя денежные средства из муниципального бюджета на эти цели. (Приложение 2)
2.2. Обоснование социальной значимости внедрения разработанных мероприятий
Составление и разработка социальных программ предполагает обязательный порядок их оценивания для обеспечения качественного контроля и фиксации выполненных результатов. Указанные результаты учитываются и в дальнейшем берутся на вооружение при разработке дополнительных блоков и разделов (если это необходимо), в процессе составления новых программ. Оценка результатов важна при предоставлении отчетности соответствующим органам, контролирующим разработчикам и для составителей программ. Так, органы местного самоуправления г. Костромы ежеквартально отчитывается перед Администрацией города Костромы о ходе выполнения социальных программ по согласованным показателям.
Мониторинг программы на всех этапах цикла - важное условие успеха программы, представляющий собой своего рода сопровождающее оценивание.
Примерный перечень критериев-индикаторов для оценки социальных программ:
1. Снижение заболеваемости.
2. Снижение численности и состава групп риска.
3. Расширение сферы деятельности лиц с ограниченными возможностями.
4. Повышение качества природной среды.
Для того чтобы предоставить контролирующему органу необходимую отчетность, органами местного самоуправления города Костромы проводится контроль программы по соответствующим показателям:
1. Доля национальных процентов в общем объеме проекта.
2. Доля объектов, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов федерального значения.
3. Доля процентов, представленных в общем количестве.
4. Средняя.
5. Увеличение процентов по сравнению с предыдущим годом.
6. Доля процентов в общем объеме.
7. Увеличение процентов (в пересчете на 1000 человек) по сравнению с предыдущим годом.
8. Доля новых процентов в общем количестве.
9. Увеличение процентов по сравнению с предыдущим годом.
10. Увеличение (в пересчете на 1000 человек).
Таким образом, анализ показывает, что на настоящий момент сформирована своего рода общая модель (шаблон) процесса оценивания и контроля социальных программ.
На основании указанной общей модели разрабатываются различные частные технологии оценивания программ - в зависимости от конкретных, решаемых на уровне определенного муниципального образования, целей и задач.
Анализ имеющихся данных показывает, что за последние пятнадцать лет комитетом городского хозяйства администрации г. Костромы накоплен опыт и имеются положительные результаты по составлению и разработке социальных программ.
Результаты были обобщены: имеются данные о том, что 2015 году за счет действия всех социальных программ общая экономия денежных средств населения города Костромы в 2015 году составила более 50 млн. рублей.
Заключение
Сфера социальной защиты семей и малоимущих граждан (пенсионеры, инвалиды, дети, одинокие матери и т.д.) в нестационарных формах развивается в сложных условиях. В первую очередь, в связи с её недостаточным финансированием. Положение усугубляется значительной численностью малообеспеченных граждан, требующих социальной поддержки, а также тем, что органы социальной защиты и органы местного самоуправления в большей степени вынуждены брать на себя несвойственные им функции, в частности, по медицинскому, бытовому и торговому обслуживанию граждан.
Однако, несмотря на все трудности, в целом по городу Костроме удалось не только сохранить сеть учреждений, но и в определенной мере расширить ее.
Рассмотрев работу органов социальной защиты населения и органов местного самоуправления города Костромы, можно сделать следующие выводы: основные направления работы соответствуют направлениям государственной политики.
Безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы.
Несмотря на оказываемую материальную и другую помощь незащищенным категориям населения, потребность в помощи остается не просто востребованной, а необходимой. Большинство нуждается в адресной помощи и ждет её.
Для усовершенствования социальной защиты населения предлагается разработка и внедрение в работу муниципальной целевой программы: «Адресная помощь и общественные мероприятия по улучшению социального статуса семей в муниципальном образовании» на 2016-2021 год. Программа должна рассчитываться на каждого гражданина, которому требуется социальная помощь и поддержка.
Данная муниципальная программа включает социально-значимые сведения о человеке, определяющие его общественный, имущественный и правовой статусы. Создание муниципальной программы позволит эффективно решать задачи адресного взаимодействия с основными категориями социально незащищенных граждан.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что необходимо усовершенствовать меры поддержки изученной категории семей.
В ходе проведенной работы была достигнута поставленная цель: была изучена деятельность органов местного самоуправления по поддержке семей, проанализирована сложившаяся ситуация в данной области, и, на основании собранного материала, разработана программа мероприятий в области социальной поддержки семей в муниципальном образовании города Костромы.
Кроме того, были выполнены поставленные задачи:
- исследовано содержание и структура управления социальной сферы на уровне муниципального образования город Кострома;
- раскрыто содержание социальных проблем семей на муниципальном уровне;
- проанализирована роль муниципальных административных органов в социальном благополучии семьи и мероприятий, проводимых Администрацией города Костромы для повышения социального благополучия семей;
- даны предложения по улучшению социальной защиты семей за счет средств бюджета города Костромы.
В качестве итога работы необходимо отметить, что внедрение муниципальной программы и практическая реализация данных предложений, позволит изменить технологию социального обеспечения в лучшую сторону.
Кроме того, это позволит повысить уровень социального обеспечения, что отразится на тех категориях граждан, которые получают социальные выплаты и услуги по системе социального обеспечения.
Предоставление социального обеспечения является механизмом, направленным на поддержание достойного уровня жизни семей города Костромы, именно это заложено в Конституции РФ. Необходимо совершенствовать технологию социального обеспечения и адаптировать зарубежный опыт к российской действительности, прежде всего для того, чтобы повысить уровень обеспеченности граждан, а как следствие этого - возрастет стабильность в обществе.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в ред. от 21.07.2016 г.)
2. Федеральный закон от 23.06.2014 N 165-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 25.06.2012 N 91-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
4. Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
5. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебник для вузов Изд. 2-е, перераб., доп. / Г.В. Сулейманова. – М.: Дашков и К, 2015. – 464 с.
6. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2014. – 212 с.
7. Холостова, Е.И. Социальная политика и социальная работа: учеб.пособие / Е.И. Холостова. - М.: ИНФРА-М, 2015.- 216с.
Приложения
Приложение 1
Муниципальная целевая программа
Адресная помощь и общественные мероприятия по улучшению социального статуса семей в муниципальном образовании
на 2016-2021 год
Наименование муниципальной программы (далее - программа) |
Адресная помощь и общественные мероприятия по улучшению социального статуса семей в муниципальном образовании "Город Кострома" на 2016 — 2021 годы |
Администратор программы |
Администрация города Костромы |
Соисполнители программы |
Административные органы социальной поддержки семей в муниципальном образовании |
Сроки реализации программы |
2016 - 2021 гг. |
Стратегическая задача, на реализацию которой направлена программа |
Предоставление адресной социальной помощи и проведение общественных мероприятий по улучшению социального статуса семей в муниципальном образовании "Город Костромы" |
Цели программы |
- предоставление адресной социальной помощи отдельным категориям граждан; - предоставление льгот Почетным ветеранам города Костромы; - почетным гражданам города Костромы; - проведение общественных мероприятий для семей города Костромы. |
Задачи программы |
1. Предоставление адресной социальной помощи отдельным категориям граждан, проживающих в городе Костроме: - граждане старшего поколения (граждане, достигшие пенсионного возраста); - малообеспеченные семьи с детьми и многодетные семьи; - граждане с инвалидностью и семьи, имеющие ребенка-инвалида; - граждане, освободившиеся из мест лишения свободы. 2. Предоставление льгот Почетным ветеранам города Костромы, Почетным гражданам города Костромы. 3. Проведение общественных мероприятий для отдельных категорий граждан, проживающих в городе Костроме: - граждане старшего поколения (граждане, достигшие пенсионного возраста); - малообеспеченные семьи с детьми и многодетные семьи; - граждане с инвалидностью и семьи, имеющие ребенка-инвалида. |
Программно-целевые инструменты реализации программы |
Ведомственная целевая программа "Обеспечение адресной социальной помощью отдельных категорий граждан и проведение общественных мероприятий для населения в муниципальном образовании "Город Кострома" на 2016 - 2021годы" |
Целевые показатели программы |
- доля граждан старшего поколения (граждан, достигших пенсионного возраста), получивших адресную социальную помощь, от общей численности граждан старшего поколения (граждан, достигших пенсионного возраста), проживающих на территории города Костромы (%); - доля малообеспеченных семей с детьми и многодетных семей, получивших адресную социальную помощь, от общего количества малообеспеченных семей с детьми и многодетных семей, проживающих на территории города Костромы (%); - доля граждан с инвалидностью и семей, имеющих ребенка-инвалида, получивших адресную социальную помощь, от общей численности граждан с инвалидностью и семей, имеющих ребенка-инвалида, проживающих на территории города Костромы (%); - количество граждан, освободившихся из мест лишения свободы, получивших адресную социальную помощь (чел.); - количество Почетных ветеранов города Костромы, Почетных граждан города Костромы, получивших льготы (чел.); - количество общественных мероприятий, проведенных для отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Костромы (мер.) |
Ресурсное обеспечение программы |
Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию программы - 12349,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 1784,0 тыс. рублей, 2015 год - 2113,0 тыс. рублей, 2016 год - 2113,0 тыс. рублей, 2017 год - 2113,0 тыс. рублей, 2018 год - 2113,0 тыс. рублей, 2019 год - 2113,0 тыс. рублей. Источники финансирования: средства городского бюджета - 12349,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 1784,0 тыс. рублей, 2015 год - 2113,0 тыс. рублей, 2016 год - 2113,0 тыс. рублей, 2017 год - 2113,0 тыс. рублей, 2018 год - 2113,0 тыс. рублей, 2019 год - 2113,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Ожидаемые конечные результаты реализации ведомственной целевой программы: Достижение к 2021 году следующих показателей: - доля граждан старшего поколения (граждан, достигших пенсионного возраста), получивших адресную социальную помощь, от общей численности граждан старшего поколения (граждан, достигших пенсионного возраста), проживающих на территории города Костромы (5%); - доля малообеспеченных семей с детьми и многодетных семей, получивших адресную социальную помощь, от общего количества малообеспеченных семей с детьми и многодетных семей, проживающих на территории города Костромы (30%); - доля граждан с инвалидностью и семей, имеющих ребенка-инвалида, получивших адресную социальную помощь, от общей численности граждан с инвалидностью и семей, имеющих ребенка-инвалида, проживающих на территории города Костромы (30%); - количество граждан, освободившихся из мест лишения свободы, получивших адресную социальную помощь (10 чел.); - количество Почетных ветеранов города Костромы, Почетных граждан города Костромы, получивших льготы (35 чел.); - количество общественных мероприятий, проведенных для отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Костромы(30 мер.) |
Приложение 2
Социальная программа
«Адресная помощь и общественные мероприятия по улучшению социального статуса семей в муниципальном образовании на 2016-2021 год»
Приоритеты муниципальной политики в сфере
реализации муниципальной программы, цели, задачи
и целевые показатели муниципальной программы
Цели и задачи программы установлены на основе приоритетов, определенных стратегией социально-экономического развития Муниципального образования "Город Костромы" на период до 2021 года.
Целью Программы является предоставление адресной социальной помощи отдельным категориям граждан, предоставление льгот Почетным ветеранам города Костромы, Почетным гражданам города Костромы, проведение общественных мероприятий для населения города Костромы.
Задачами Программы является:
1. Предоставление адресной социальной помощи отдельным категориям граждан, проживающим в городе Костроме:
- граждане старшего поколения (граждане, достигшие пенсионного возраста);
- малообеспеченные семьи с детьми и многодетные семьи;
- граждане с инвалидностью и семьи, имеющие ребенка-инвалида;
- граждане, освободившиеся из мест лишения свободы.
2. Предоставление льгот Почетным ветеранам города Костромы, Почетным гражданам города Костромы.
3. Проведение общественных мероприятий для отдельных категорий граждан, проживающих в городе Костроме:
- граждане старшего поколения (граждане, достигшие пенсионного возраста);
- малообеспеченные семьи с детьми и многодетные семьи;
- граждане с инвалидностью и семьи, имеющие ребенка-инвалида.
Эффективность и результативность реализации мер программы планируется осуществлять по результатам мониторинга целевых показателей в сфере социальной политики, состав которых определен на основе показателей для оценки эффективности деятельности органов муниципального образования, имеющих отношение к сфере социального развития.
Анализ рисков реализации муниципальной программы
и описание мер управления рисками реализации
муниципальной программы.
К рискам реализации программы, которыми может управлять администратор программы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
1) организационные риски, связанные с возникновением проблем в реализации программы в результате недостаточной квалификации и (или) недобросовестности ответственного исполнителя, что может привести к неэффективному использованию бюджетных средств, несвоевременному финансированию, невыполнению ряда мероприятий программы.
Снижению указанных рисков будут способствовать повышение квалификации и ответственности персонала ответственного исполнителя для своевременной и эффективной реализации запланированных мероприятий и налаживание административных процедур для снижения организационных рисков;
2)финансовые риски, которые связаны с финансированием программы в неполном объеме за счет средств городского бюджета. Данные риски могут возникнуть по причине значительной продолжительности программы, а также зависимости ее успешной реализации от эффективного управления в целом.
Их снижению будут способствовать внедрение в практику программного бюджетирования и своевременная корректировка объемов финансирования основных мероприятий программы;
3) принятие новых (внесение изменений в действующие) нормативных правовых актов муниципального уровня;
4) экономические риски обусловлены необходимостью долгосрочного прогнозирования развития и финансового планирования. Следствием данных рисков может стать сокращение ресурсного обеспечения программы. Гарантией реализации программы является бюджетная обеспеченность основных мероприятий программы. Для управления риском при необходимости будет уточняться перечень и сроки реализации мероприятий программы.
Остальные виды рисков связаны со спецификой целей и задач программы, и меры по их минимизации будут предприниматься в ходе оперативного управления. Финансирование мероприятий программы в очередном финансовом году будет осуществляться с учетом результатов мониторинга и оценки эффективности реализации программы в отчетный период.
Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы - 12349,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2016год - 1784,0 тыс. рублей,
2017год - 2113,0 тыс. рублей,
2018год - 2113,0 тыс. рублей,
2019год - 2113,0 тыс. рублей,
2020од - 2113,0 тыс. рублей,
2021год2113,0 тыс. рублей.
Источники финансирования:
средства городского бюджета - 12349,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2016год - 1784,0 тыс. рублей,
2017год - 2113,0 тыс. рублей,
2018 год - 2113,0 тыс. рублей,
2019 год -2113,0 тыс. рублей,
2020год - 2113,0 тыс. рублей,
2021од - 2113,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий программы носят прогнозный характер и могут уточняться при принятии бюджета муниципального образования "Город Костромы» очередной финансовый год и на плановый период.
Ожидаемые конечные результаты реализации
муниципальной программы.
Планомерное достижение целевых показателей программы и ведомственной целевой программы позволит повысить обеспечение адресной социальной помощью отдельных категорий граждан.
Реализация программы позволит:
- повысить уровень жизни граждан старшего поколения (граждан, достигших пенсионного возраста) за счет проведения мероприятий программы;
- повысить уровень жизни малообеспеченных семей с детьми и многодетных семей за счет проведения общественных мероприятий программы;
- повысить уровень жизни граждан с инвалидностью и семей, имеющих ребенка-инвалида, за счет проведения мероприятий программы;
- повысить уровень жизни граждан, освободившихся из мест лишения свободы, за счет проведения мероприятий программы;
- увеличить количество граждан отдельных категорий, принявших участие в акциях и общественных мероприятиях.
В результате реализации программы по итогам 2021года планируется достичь следующих показателей:
- доля граждан старшего поколения (граждан, достигших пенсионного возраста), получивших адресную социальную помощь, от общей численности граждан старшего поколения (граждан, достигших пенсионного возраста), проживающих на территории города Костромы (5%);
- доля малообеспеченных семей с детьми и многодетных семей, получивших адресную социальную помощь, от общего количества малообеспеченных семей с детьми и многодетных семей, проживающих на территории города Костромы (30%);
- доля граждан с инвалидностью и семей, имеющих ребенка-инвалида, получивших адресную социальную помощь, от общей численности граждан с инвалидностью и семей, имеющих ребенка-инвалида, проживающих на территории города Костромы (30%);
- количество граждан, освободившихся из мест лишения свободы, получивших адресную социальную помощь (чел.);
- количество Почетных ветеранов города Костромы, Почетных граждан города Костромы, получивших льготы (чел.);
- количество общественных мероприятий, проведенных для отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Костромы (мер.)Для совершенствования механизма предоставления и повышения качества адресной социальной помощи по улучшению благополучия семей, Органам местного самоуправления нужно проанализировать необходимость в разработке, внедрение и дополнительная корректировки данной программы по улучшению социальной защиты семей за счет средств бюджета города Костромы.
30