ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА КРИМИНАЛИЗАЦИЮ ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА КРИМИНАЛИЗАЦИЮ ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Бубнова Е.Н. 1
1
Макаревич А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы исследования. В настоящее время развитие информационных технологий заложило основу формированию современного общества совершенно нового типа - информационного общества.

В последнее время мы не мыслим своего существования без средств массовой информации. СМИ прочно обосновались в нашей повседневной жизни. Для нас стало, довольно обыденным явлением смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM-радиостанции. Таким образом, значение средств массовой информации в жизни современного человека трудно переоценить.

Наиболее сильное воздействие средств массовой информации способны оказать на формирование неокрепшей личности несовершеннолетнего. В молодом возрасте человек не только активно формируется, познает окружающую действительность, но и вырабатывает к ней соответствующее отношение в соответствии с которым в будущем и будет строить своё поведение.

Возможность оказания средствами массовой информации отрицательного воздействия на поведение человека до настоящего времени у многих вызывает сомнение, особенно у представителей СМИ. Научные исследования, проводившиеся в этой области в нашей стране и за рубежом, свидетельствуют о том, что такое воздействие имеется.

Первые исследования в этой области были проведены еще в 60-х годах прошлого века в США.

Неконтролируемая свобода средств массовой информации, начавшаяся с конца 80-х, начала 90-х годов, привела к тому, что информация, передаваемая ими, стала нести в себе существенный отрицательный потенциал.

Проблема исследования,заявленная в данной работе, её нерешенность диктует необходимость разработки правового механизма регулирования воздействия, исключающего негативное влияние СМИ на несовершеннолетних.

Цель и задачи исследования.

Целью предпринимаемого исследования является попытка изучения негативного влияния СМИ на поведение несовершеннолетних и поиск путей совершенствования правового механизма, ограничивающего негативное воздействие средств массовой информации на поведение молодежи.

В соответствии с указанной целью в процессе исследования были поставлены следующие задачи:

1.Определить основные направления негативного воздействия средств массовой информации на поведение несовершеннолетних.

2.Провести анализ информационного потока СМИ, оказывающего негативное воздействие на формирование личности несовершеннолетнего.

3.Разработать рекомендации и предложения по совершенствованию норм информационного и административного законодательства, регулирующих деятельность средств массовой информации.

Объектом исследования выступает сфера деятельности средств массовой информации в аспекте негативного влияния на поведение несовершеннолетних.

Предметом исследования является процесс негативного воздействия средств массовой информации на поведение несовершеннолетних.

Методологическую основу исследования составляют различные методы научного познания: историко-правовой, сравнительно-правовой, анкетирования, анализа документов, статистических материалов, обобщения.

Теоретической базой исследования являлись научные труды отечественных криминологов: А.И Алексеева, Ю.М. Антоняна, А.И. Долговой и др.

Нормативной основой исследования послужили: Конституция Российской Федерации, уголовное и административное законодательство Российской Федерации, нормативные правовые акты министерств и ведомств Российской Федерации.

Эмпирическую базу исследования составили статистические данные МВД России о состоянии преступности, материалы социологических исследований, касающихся воздействия масс-медиа на общественное мнение и индивидуальное сознание.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе проанализировано как влияние СМИ, способствующее ухудшению криминологической ситуации (криминогенное влияние), так и влияние, способное вызвать позитивные для общества изменения криминологической ситуации (профилактическое влияние).

Теоретическая значимость исследования. Полученные результаты могут быть использованы в качестве теоретической основы разработки практических мер, направленных на снижение криминогенного и повышение профилактического влияния СМИ.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты могут быть использованы в качестве основы разработки практических мер, направленных на снижение криминогенного и повышение профилактического влияния СМИ. Результаты могут быть учтены в последующих исследованиях данной проблемы. Кроме того, они могут быть использованы:в законотворческой деятельности, направленной на повышение эффективности деятельности СМИ по воспитанию молодежи, повышению уровня правосознания и профилактики правонарушений, укреплению взаимодействия СМИ с правоохранительными органами.

1. Информационная безопасность детей: современные угрозы ипути их преодоления

В обиход давно и прочно вошли такие понятия как «информационная политика», «информационная война», «информационная безопасность». Средства массовой информации не зря называют четвертой властью. Сила их воздействия на человека поистине огромна.

Порядок, периодичность и направленность распространяемой СМИ информации способна направлять действия не только отдельных людей, но и значительных групп населения.

Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ (действующая редакция, 2016), а также подзаконные нормативные акты, распространяющиеся на оборот информации в СМИ, рекламе, Интернете представляют собой реальные, высокоэффективные организационно-правовые механизмы защиты детей и семей с детьми в современном информационном мире.

К ним относятся: возрастная классификация и маркировка информационной продукции, введение временного раздела в теле-радиотрансляции взрослых и детских программ и передач, регламентация экспертизы информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, меры государственного и общественного контроля.

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы информационная безопасность детей выделена в качестве одного из важнейших направлений государственной политики России.

В числе основных задач провозглашено обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в этой сфере.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 14-ФЗ в целях защиты детей от растления принят ряд поистине революционных поправок к статьям Уголовного кодекса об ответственности за преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних, на проведение которых в Государственной Думе у наших специалистов ушло более 10 лет:

- закреплен принцип презумпции осознания виновным возраста потерпевшего ребенка;

- из всех составов преступлений исключен признак заведомости несовершеннолетия потерпевшего;

- ужесточена ответственность и введено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за указанные преступления;

- совершение в отношении детей преступления родителем, педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, отнесено к числу обстоятельств, отягчающих наказание (ст. 63 УК РФ);

- закреплен принцип презумпции беспомощного состояния детей, не достигших 12-летнего возраста, в соответствии с которым любое посягательство против их половой неприкосновенности приравнивается к сексуальному насилию и влечет более строгую ответственность по ст. 131 или 132 УК РФ.

Уголовный кодекс РФ дополнен несколькими новыми составами преступлений, связанными с использованием детей в порнобизнесе, с детской порнографией:

- привлечение несовершеннолетнего в качестве исполнителя для участия в зрелищном мероприятии порнографического характера;

-кино, фото, или видеосъемка ребенка в целях изготовления и (или) распространения порнографических материалов или предметов;

- вовлечение несовершеннолетнего в оборот порнографической продукции лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста;

- распространение, публичная демонстрация и рекламирование порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних;

Повышены меры уголовной ответственности за совершение таких преступлений с использованием СМИ и Интернет (лишение свободы на срок до 15 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет).

Федеральным законом № 50-ФЗ 5 апреля 2013 года под угрозой административной ответственности введен запрет на распространение в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетних, пострадавших от противоправных действий.

Федеральным законом «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельными законодательными актами Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей» от 29.06.2013 N 135-ФЗ (действующая редакция, 2016) в целях сохранения физического, в том числе репродуктивного, нравственного, духовного и психического здоровья несовершеннолетних установлен запрет пропаганды гомосексуализма среди детей и подростков, направленной на формирование у них нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, от навязывания им информации, вызывающей к ним интерес.

Запрет такой пропаганды признан конституционным и обоснованным Конституционным Судом РФ и Европейским судом по правам человека.

Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений оказывает растлевающее влияние на подрастающее поколение, обусловливает рост числа преступлений сексуального характера, вовлечению детей в секс- и порнобизнес, угрожает духовно-нравственной и демографической безопасности государства, препятствует воспитанию несовершеннолетних в духе традиционных семейных ценностей, способствует социальной дезадаптации общества.

Несмотря, на проведенную работу со стороны государственных структур в этом направлении, количество преступлений относительно несовершеннолетних отдается достаточно высоким.

Удручающие данные преступной статистики привел на встрече с недавно назначенным Уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Анной Кузнецовой председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин.

А. Бастрыкин обратил внимание на ряд негативных тенденций, которые требуют особого контроля. Так, на протяжении последних 5 лет, по данным СК, неуклонно растет количество преступлений в отношении несовершеннолетних.

За период 2012-2015 годов следователями признаны потерпевшими свыше 65 тысяч несовершеннолетних, из них свыше 34 тысяч, то есть более половины, - малолетние. За 4 года почти в два раза увеличилось количество возбужденных уголовных дел о преступлениях, совершенных против половой неприкосновенности детей и подростков. По данным криминальной статистики, в 2012 году было совершено 6 499 таких преступлений, а в 2015 году - уже 10 942.

В 2015 году 690 несовершеннолетних пострадали от сексуальных домогательств со стороны близких и членов семей. Из них 260 ребятишек и вовсе стали жертвами преступных посягательств со стороны родителей. Конечно, нельзя голословно обвинять во всех преступлениях СМИ и Интернет, но пагубная информация нередка в их публикациях.

Большую опасность сегодня представляют действия тех, кто распространяет в Интернете информацию, пропагандирующую тематику суицида. Председатель СК России отметил, что ситуация усугубляется такими факторами, как подробное освещение каждой истории самоубийства в СМИ, что может вызывать стремление к подражанию у других подростков. Кроме того опасно, по его словам, влияние Интернета, где можно свободно найти целые сайты и группы с подробными описаниями способов суицида, а также «клубы самоубийц» в соцсетях.

При этом действующее уголовное законодательство не позволяет привлечь к ответственности за склонение к самоубийству, если в действиях лица отсутствуют угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства.

В связи с этим, считают в СК, имеется острая необходимость введения уголовной ответственности за совершение действий, направленных на склонение к совершению самоубийства, в частности, путем распространения соответствующей информации.

Кроме того, результаты расследования уголовных дел по фактам детских самоубийств показали, что в настоящее время отсутствует госорган, ответственный за мониторинг сети Интернет на предмет выявления запрещенной информации о способах совершения самоубийств и призывах к совершению самоубийств. Подобный пробел уже стоил жизни многим подросткам. Этими вопросами, по словам Александра Бастрыкина, занимается сейчас межведомственная рабочая группа, созданная при СК РФ.

Принятые законодательные новации имеют огромное внутри- и внешнеполитическое, общественное и духовно-нравственное значение.

Так, они создают, правовую основу для защиты семьи и ребенка от деструктивного влияния агрессивной информационной среды. Вводятся правила безопасного для детей оборота информации, устанавливается юридическая ответственность за злоупотребления свободой массовой информации, свободой слова и свободой творчества в ущерб здоровью и развитию детей. Родителям, воспитателям и педагогам предоставляются современные и вполне действенные правовые средства ограждения детей от грозящих им опасностей в медиасреде.

Однако, состояние защищенности детей от деструктивного информационного воздействия во всех сферах их жизнедеятельности, даже в семье и в школе, остается неудовлетворительным.

Требуют объединения усилий государства, профессионального сообщества, родительской общественности и иных институтов гражданского общества новые риски и угрозы информационной и нравственно-психологической безопасности детей, связанные с развитием сети Интернет и мобильной связи, нарастающим противоправным контентом в СМИ и других средствах массовой коммуникации.

Массовые общественные протесты продолжают вызывать попытки:

- явной и скрытой пропаганды потребления алкоголя, наркотиков, других психоактивных веществ, а также половой распущенности, аномальных форм социального и сексуального поведения;

- навязывания деструктивных норм, ценностных ориентаций, образа жизни криминальной и маргинальной субкультур;

- вовлечения детей в секс- и порнобизнес, распространения порнографии, в том числе детской;

- насильственного, с игнорированием воли родителей внедрения в систему образования чуждых отечественной культуре экспериментальных программ, методик и учебных материалов, противоречащих российским традициям общественного и семейного воспитания детей;

- пропаганды насилия и жестокости, агрессивного и суицидального поведения;

- воздействия на сознание и поведение несовершеннолетних религиозных и псевдорелигиозных тоталитарных сект, ориентированных в своей идеологии на разрушение традиций семейного воспитания, разрыв родственных связей своих членов, на сексуальное растление детей;

- оправдания и поощрения употребления ненормативной лексики.

Свободно в розничной сети реализуются игры и игрушки, отрицательно влияющие на психическое здоровье и развитие детей, вызывающие проявления жестокости и агрессии, пробуждающие нездоровый сексуальный интерес, подрывающие авторитет и принижающие социальную ценность института семьи, провоцирующие их на агрессивные и безнравственные действия, подрывающие традиционные семейные ценности.[10,65]

Пропаганда порнографии, допустимости и нормальности половой жизни в несовершеннолетнем и даже малолетнем возрасте, навязчивые попытки культивирования в обществе нетрадиционных сексуальных отношений, в том числе педофилии, способствуют виктимизации детей:

- за последние четыре года в России количество преступлений, связанных с изготовлением и распространением через сеть Интернет детской порнографии, возросло более чем в 12 раз (в 2015 году зарегистрировано 684 таких преступления, в 1-ом полугодии 2016 года — уже 784);

- количество фактов распространения детской порнографии использованием сети Интернет возросло более чем в 10 раз .(в 2015 году зарегистрировано 868 таких преступлений, в 1-ом полугодии 2016 года - уже 1213).

- на 23,8% увеличилось количество фактов незаконного распространения «взрослой» порнографии (по ст. 242 УК РФ);

- в 1-ом полугодии 2016 года оборот взрослого порно возрос на 90,8% по сравнению с 1-ым полугодием 2015 года;

- на 36,0% увеличилось количество фактов распространения взрослой порнографии с использованием сети Интернет;

- постоянно увеличивается их доля в общем количестве преступлений по ст. 242 УК РФ (в 2014 году она составляла 23,7%, в 2015 году — 68,0%).

Статистически зафиксировано продолжающееся омоложение контингента потерпевших от преступлений сексуального характера:

- по сравнению с 2014 г. в 2015 г. на 37,2% возросло число насильственных действий сексуального характера в отношении малолетних детей 12-13 лет;

- в 4,2 раза возросло число потерпевших от них детей в возрасте до 12 лет;

- на 29,7% — число развратных действий с детьми 12-13-летнего возраста (а в 1-ом полугодии 2015 года — уже на 44,0%).

Об изменении возрастной структуры преступности несовершеннолетних, повышении тяжести и общественной опасности преступлений, совершаемых подростками в возрасте 14-15 лет, свидетельствует увеличение доли числа таких подростков, осужденных:

- за грабеж (с 32,4 до 38,0%);

- за убийство (с 19,6 до 26,1%);

- за разбой (с 24,4 до 29,8%);

- за вымогательство (с 38,5 до 39,1%).

- за изнасилование (с 24,6 до 29,1%).

Таким образом, отрицательное воздействие негативной информации поведение на детей усугубляется в условиях интенсивного развития современных информационных технологий, мобильной связи, цифрового вещания.

2. Влияние средств массовой информации на формирование преступного и

виктимного поведения несовершеннолетних

Приходится признать, что проводимая сегодня российскими СМИ информационная политика в сфере преступности напоминает именно информационную войну, причем войну, направленную, прежде всего, против несовершеннолетних.

В отличие от взрослой преступности преступность несовершеннолетних гораздо чувствительней к мерам борьбы с ней, к контролю и надзору со стороны общества и государства.

Борьба с преступностью несовершеннолетних должна быть особенно упорной, соответствующие меры профилактики должны предприниматься не только к каждому нарушителю, но и к их семье, близким.

Однако, результаты этой борьбы будут эффективными только тогда, когда общая направленность информационной политики государства займет сторону пострадавших от преступлений, а не сторону преступников, как это зачастую можно видеть.

Согласно принципу справедливости, лицо, совершившее преступление, должно быть наказано соответственно содеянному. Проведение политики неотвратимости наказания - лучшее средство борьбы с преступностью.

Преступник не перестает быть человеком и продолжает обладать всеми правами и обязанностями, однако, не стоит идеализировать людей, преступивших закон. Гуманность, конечно, необходима, но она, прежде всего, должна касаться пострадавших от преступных посягательств.

Важно понимать, что несовершеннолетние, не обладающие богатым жизненным опытом, в ряде случаев не могут адекватно оценить и отграничить плохое и хорошее, принимая образцы преступного и виктимного поведения.

Подростки наиболее восприимчивы к информации, особенно если она звучит из уст популярного ведущего в модной телепередаче.

Активного вовлечения несовершеннолетних в преступное поведение идет путем внедрения в сознание несовершеннолетних высоких стандартов потребления на общем фоне обнищания людей.

Большая часть несовершеннолетних преступников не получала должного внимания и контроля со стороны взрослых. В этих условиях подросток особенно подвержен внешнему влиянию, мощнейшим источником которого являются средства массовой информации.

Популяризация праздного образа жизни является мощным виктимизирующим фактором несовершеннолетней аудитории.

Ежедневно десятки передач сообщают нам о количестве совершенных преступлений разных видов, демонстрируют кадры криминальной хроники.

Средства массовой информации, прежде всего телевидение, систематически культивируют среди молодежи преступную идеологию.

Журналисты, желая сделать сюжет ярче, смакуют подробности совершенных убийств и изнасилований, нередко переходя этические нормы, а иногда и приукрашивая реальность.

Наше телевидение давно превратилось в развлекательно-коммерческое, полностью утратило воспитательные и образовательные функции.

На наш взгляд, федеральные каналы уделяют образовательным и воспитательным программам незначительную часть эфирного времени.

Огромное количество российских и зарубежных исследований, подсчитывающих, сколько сцен убийств и насилия видят дети за день, месяц, год.

Можно только догадываться о силе воздействия этого потока на неокрепшую психику подростка, проводящего у экрана по 3-4 часа ежедневно.

Не меньший вред средства массовой информации причиняют, популяризируя и романтизируя преступный образ жизни.

Отрицательное социальное поведение приобретает привлекательность у молодежи и подростков. Создается мнение о том, что воровской мир жесток, но благороден, а воровские «понятия» разумнее официальных законов, к тому же, проще и понятнее.

Одновременно образы стражей порядка часто оказываются не на высоте с точки зрения морали, профессионализма и законности.

Конечно, в реальной жизни далеко не все сотрудники полиции оказываются образцовыми. Однако, речь в данном случае идет о создании общественного мнения, которое прямо влияет на формирование преступного поведения членов этого общества, прежде всего несовершеннолетних.

Следует отметить, что в газетных публикациях и телевизионных программах просматривается тенденция противопоставления двух полярных типов: образа «врага» обывателя в лице работника полиции и «строгого, но справедливого» образа преступника.

Не способствует формированию уважения граждан к закону и повышению авторитета правоохранительных органов заметное преобладание негативных оценок их деятельности в печати и электронных средствах массовой информации, что также негативно сказывается на виктимологической профилактике, формируя у потенциальной жертвы комплекса предрешенности несчастья, которому никто не захочет или не сможет помешать.

В результате у несовершеннолетнего формируется мнение о том, что полиция все равно бездействует и занята только получением взяток, а преступность - это не так и плохо, а может даже и хорошо. В результате подросток, причем часто далеко не самый пропащий, избирает для себя преступный путь.

Старшее поколение любят вспоминать советские годы, говоря о том, что в те счастливые времена такого не было. В том-то все и дело, что было. Были и нечистые на руку сотрудники милиции, были и благородные преступники.

В то время велась совершенно иная информационная политика. Негативные факты замалчивались, а положительные раздувались насколько это возможно.

Детям с помощью стихов Сергея Михалкова внушали, что им всегда придет на помощь дядя Степа милиционер. Взрослые смотрели фильмы «Место встречи изменить нельзя» и «Следствие ведут знатоки». Даже комедии Леонида Гайдая вносили вклад в популяризацию правосудия.

Была в советских фильмах и еще одна важная составляющая: пропаганда труда как источника благосостояния. У населения формировалась причинная связь между успехами в работе и жизненным успехом.

Можно было бы посмеяться над этим идеальным миром, если бы не факты. Поколение наших отцов и дедов, воспитанное на этих фильмах, отличалось трудолюбием, массовой честностью, законопослушностью, порядочностью, и готовностью помочь ближнему.

Изменение информационной политики оказало серьезное влияние на формирование другого общества. В этом новом обществе открылись новые возможности. Не получив эти возможности, мы с ностальгией вспоминаем былые годы и пересматриваем наивные советские фильмы, говоря о том, что мир стал жестоким, а люди злыми индивидуалистами, заботящимися только о себе.[10,67]

Современные фильмы почти полностью утратили причинную связь между успехами в работе и жизненным успехом.

Большинство киногероев по факту имеют дом, машину и прочие атрибуты «красивой жизни». Причем все эти атрибуты взялись неизвестно откуда. Соответственно подросток, смотрящий эти фильмы, видит, что у людей все есть просто потому, что они молодые и им это нужно. У подростка возникает вопрос: «Чем я хуже? Почему у меня всего этого нет?». Не нужно проводить исследований, чтобы понять, что все это служит дополнительной мотивацией преступного поведения несовершеннолетних.

Современное общество утратило систему социального контроля над процессом становления подрастающего поколения.

Институты социализации, такие как, школа, детские молодежные организации, семья проигрывают в своем влиянии на подростка средствам массовой информации.

Передачи по телевидению о жестокости в обществе в целом, и о последствиях, причиняемых насильственными преступлениями детям и подросткам, в частности, должны не столько смаковать ужасы преступлений, виктимизируя общество, сколько должны быть подчинены еще одной цели - привлекать внимание граждан к данной проблеме.

Телевидение, компьютерные социальные сети, с помощью которых распространяется информация, часто прививают совсем не те духовные и моральные ценности, которые позволят подростку стать членом взрослого законопослушного общества.

Для большинства несовершеннолетних просмотр телевизора, слушание музыкальных записей, работа с компьютером становятся своеобразной компенсацией дефицита межличностных контактов, средством отвлечения при возникновении осложнений в общении со сверстниками.

Часто подросток, находясь один в квартире, включает телевизор или компьютер для того, чтобы снять ощущение одиночества. Этим же способом он может отгораживаться от родителей.

Огромную роль в жизни молодежи играют компьютерные сети. Работа в Интернете с одной стороны, приводит к расширению контактов, развитию процессов воображения, способствует изучению иностранных языков и ряду других позитивных эффектов. Но, с другой стороны, она может привести к «синдрому зависимости», способствуя сужению интересов, уходу от реальности, поглощенности компьютерными играми, социальной неустроенности.

Российские средства массовой информации в целях удержания и расширения зрительской и читательской аудитории вынуждены прибегать по существу к криминогенным воздействиям. Применяемые при этом приемы сводятся к манипуляциям с традиционными духовными, социальными и правовыми ценностями, к игре на исконных человеческих слабостях, к смакованию и прославлению пороков, к уничижению нравственности.

Прежде всего, это пропаганда развлечений как цели жизни, реклама клубов, дискотек и других «тусовок». Близка к этому и пропаганда секса как средства развлечения, призывы к признанию общественным мнением традиционных гетеросексуальных отношений и основанных на них браков устаревшими, ханжескими, несовременными.

Непрофессиональные действия СМИ оказывают криминогенное воздействие на массовое сознание и тем самым опосредованно влияют на состояние преступности в обществе.

Отсутствие адекватной информационной политики государства, которая ориентировала бы средства массовой коммуникации на достижение целей национальной безопасности, на защиту социума от преступности, на повышение уровня нравственной и правовой культуры населения, приводит к снижению антикриминального потенциала общества.[9,62]

В условиях распространения в российском обществе правового нигилизма и негативизма, повышения терпимости граждан к нарушению нравственных и уголовно-правовых запретов чрезвычайную актуальность приобретает изучение информационных предпосылок криминализации общественного сознания.

В качестве мер предупреждения криминогенных эффектов от массового информационного воздействия СМИ на сознание подрастающего поколения целесообразно законодательно усилить комплекс мер, содержащий соответствующие требования цивилизованного ограничения демонстрации в СМИ актов насилия, агрессии,откровенных сцен эротического содержания, аномальных, патологических форм поведения, а также ввести другие разумные и достаточные ограничения (время показа, места распространения).

Установить реальную юридическую ответственность СМИ и их представителей, виновных в распространении материалов, несовместимых с ценностями и нормами цивилизованного общества в разглашении оперативной, служебной информации в области борьбы с преступностью; в нарушении принципов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Угроза разрушающего характера коммерческой культуры и рекламной индустрии, находящихся в состоянии войны с традиционными ценностями, пока еще не нашла должного понимания у государства.

Современная Россия приближается к общемировым стандартам во всех отношениях. Этот процесс должен касаться и свободы средств массовой информации.

Разумная цензура в этой сфере способна принести положительные результаты.

Данная политика должна проводиться непосредственно на государственном уровне, путем издания законодательными органами различного рода нормативных актов, регулирующих такого рода отношения. Если у нас сейчас принято ругать цензуру, то в отношении к продукции для детей и юношества, за рубежом, цензура очень развита и приносит только положительные результаты.

3. Значение медиапсихологической экспертизы в решении проблем защиты несовершеннолетних от деструктивного воздействия информационной продукции

По мере того как общество становится информационным, возрастает значимость проблем, связанных с цивилизованным регулированием оборота информационной продукции. Общество все более осознает опасность бесконтрольной эксплуатации средств массовой коммуникации со стороны медиабизнеса. Представители общественности, педагоги и психологи указывают на негативное влияние содержания современных СМИ на подрастающее поколение и нравственное состояние общества. Решение данной проблемы требует маркировки и контроля опасной продукции, содержащей факторы риска деструктивного воздействия.

Чтобы торговать колбасой, надо иметь медицинский сертификат от фтизиатра, венеролога и т.д., а чтобы торговать духовным продуктом, достаточно широковещательно заявить, мол, кто угодно имеет право публично сказать и показать, что захочет, где захочет и кому захочет. Очевидно корыстные суждения людей, компетентность и законопослушность которых ничем не подтверждена, не удается опровергнуть ни общественным деятелям с безупречной репутацией, ни ученым, добившимся широкой известности, ни самим жертвам информационного травматизма.

В науке в настоящее время имеются средства для надежного выявления факторов деструктивного воздействия в мультимедийных текстах. Наиболее адекватное и всестороннее описание влияния информационной продукции на психику человека и уровня ее психологической безопасности дает медиапсихологическая экспертиза, раскрывающая комплексный, многоуровневый характер воздействия медиасообщения: психофизиологический, смысловой и идеологический.

Потребитель испытывает непосредственное психофизиологическое воздействие используемых в конкретном мультимедийном продукте технических приемов и аффектогенных выразительных средств, среди которых: скорость подачи информации, яркость, плотность, амплитуда раздражителей, субсенсорные подпороговые воздействия, а также специфический символьный язык, способный дезориентировать относительно истинного содержания сообщения (например, нарочито «детские» рисунки, игрушки-персонажи для передачи асоциального, сексуально нагруженного содержания).

Такое воздействие обусловливает первичный, немедленный вред, который наносится здоровью и психофизиологическому состоянию потребителей непосредственно в момент восприятия сообщения. Элементарное воздействие первогоуровня направлено на срыв способности критического анализа информации и открывает дорогу для более глубокого вторжения в ценности и установки реципиента на следующих уровнях.

Второй уровень воздействия связан с внешне определенной (эксплицитной, явно представленной) структурой сообщения: сюжетом, персонажами, высказываниями и поступками героев, мизансценами и т.д., понимание которых требует от реципиента развернутой интеллектуальной работы, нежели на первом уровне. Основная проблема такого медиапсихологического анализа состоит в том, чтобы не ограничиться описанием лишь декларируемых и доступных осознанию утверждений и ценностей и выйти на уровень имплицитного значения, задаваемого конкретной структурой информации, иными словами, дешифровать «геном» сообщения как набор культурных или контркультурных кодов – мемов и медиавирусов (деструктивных мемов).

Наконец, третий уровень воздействия медиасообщения определяется картиной мира и жизненной философией, конструируемой авторами послания и призванной идейно обосновать и закрепить предлагаемые модели поведения. Необходимо иметь в виду, что альтернативная картина мира и фундирующая ее идеология формируются не только вследствие целенаправленной разработки, но и как результат накопленного потенциала действия, кумулятивного эффекта от широкомасштабного и продолжительного тиражирования в СМИ сообщений, содержащих однотипные патогенные коды.

Такое трехуровневое комплексное воздействие было выявлено, в частности, в ходе медиапсихологической экспертизы мультипликационных сериалов, демонстрировавшихся по каналам Центрального телевидения: 2х2, МузТВ и МТV («Бивис и Батхед», «Злобный мальчик», «Симпсоны», «Южный парк», «Футурама», «Мультреалити», «Морская лаборатория», «Металлопокалипсис» и др.).

Особое значение в формировании специфического эффекта данных сериалов имеет нарочито примитивный, «детский» характер рисованных изображений, способствующий психологической регрессии, «инфантилизации» реагирования, снятию психологических барьеров и критичности восприятия, что относится к первому психофизиологическому уровню воздействия сообщения.

Тот факт, что в анимационных фильмах значимые, в том числе табуированные, предметы, позы, жесты, части тела и т.д., предъявляются не в натуральном, а в рисованном виде, нисколько не «смягчает» их воздействия. Более того, символические изображения, особенно условные, упрощенные, карикатурные, обладают даже большей «проникающей» способностью, основанной на мгновенной узнаваемости примитивных обозначений, подобно настенным рисункам и надписям, и легче вызывают ответную реакцию, поскольку сразу задействуют воображение, которое дорисовывает и опредмечивает беглые знаки в более близких, понятных и желанных для восприятия формах.

Известно, что прямые указания, называния, образы способны вызывать непосредственные физические ощущения, рефлекторные реакции подобно тому, как человек вдруг замечает прилив аппетита при запахе жаркого или непроизвольно отдергивает руку, нечаянно прикоснувшись к горячему утюгу.

Дело в том, что некоторые позы и предметы, жесты и образы, звуки и интонации воздействуют физиологически, на доинтеллектуальном уровне переработки информации, вызывая стресс, который уже не может снять рациональное рассуждение, и нравственное чувство оказывается заблокированным. И от таких прямых ощущений человек испытывает физическое удовольствие (или отвращение, страх), возбуждение (или расслабление), уверенность (или дискомфорт). А потому реактивные состояния немедленного наслаждения/отвращения становятся способом подкрепления одних и торможения других реакций при выработке новых паттернов поведения.

Условные рисунки в соединении с вербальным сопровождением (репликами, слоганами, пояснениями) быстро превращаются в устойчивые клише, маркирующие сигналы, паттерны восприятия, активно использующиеся при общении с друзьями, самооценке личного поведения, самовыражения в «граффити», настенных девизах и надписях, т.е. внедряются в повседневный обиход как средство осмысления реальности и регуляции поведения.[9,62]

На втором уровне воздействия на первый план выходит сюжетное построение мультфильма, которое, как выяснилось, воспроизводит структуру сказки.

Подобно сказкам анимационные сериалы используют устойчивые амплуа-маски: «герой», «ложный герой», «помощник», «антагонист/вредитель», «волшебный даритель», «красавица», и универсальные типовые коллизии: «запрет и нарушение запрета»; «попытка вредителя обмануть свою жертву»; «нехватка или желание иметь что-либо»; «получение помощи»; «борьба героя и вредителя»; «обличение ложного героя»; «преображение героя»; «победа» и т.п. Это позволяет создателям мультфильмов использовать закономерности форм социализации, превращая анимационный фильм всвоего рода «обучающую машину».

Одно из важнейших выразительных средств сказки состоит прямом в обращении к культурным архетипам, обладающим непосредственной убедительностью и не требующим доказательства, таким, как архетип преображения: лягушка преображается в идеал женщины, Иван-дурак – в Ивана-царевича и т.п., что знаменует не только общественное признание достоинств персонажа, но, главное, скачок в росте самосознания и самооценки героя. И ради этого стоит побеждать Кощея, рисковать жизнью, искупаться в кипящем молоке и т.п. В ходе медиа-психологического анализа было установлено, что исследуемые мультсериалы используют те же схемы, но с противоположными целями, подменяя и разрушая культурные традиции и нравственные нормы. Так, в мультфильме «GayBash» сериала «Мультреалити» герой проходит испытания и физические мучения, в результате которых осознает свою нетрадиционную сексуальную ориентацию, тем самым возводя гомосексуальность в ранг идеала.

Используя структуру сказки, исследованный мультипликационный жанр по функциям и смысловой направленности является антисказкой.Благодаря жанровым особенностям сказки, антисказка легко вторгается в ментальные глубины личности и подвергает иронии, глумлению и кощунству те или иные традиции, ценностные представления или моральные нормы, что угрожает полной дискредитацией базовых ориентиров личности и принципов цивилизации, подобно тому, как компьютерный вирус, подавляя одни и замещая другие алгоритмы базовых программ, угрожает привести в негодность материнскую плату.На репрезентативном материале (около 150 серий мультфильмов) было показано, что пародирование ментальной традиции, отрицание культурных норм и ценностей, включая ироническое переосмысление архетипов (добро, зло, друг, враг, отец, мать, родня, герой, мудрый старец, невеста, дитя, просветление, открытие, преображение и т.д.), составляет основную, типовую особенность анализируемых сериалов.

Натретьем уровневоздействия выделенные патогенные коды, достигая определенной концентрации вследствие тиражирования в СМИ, создают перекос в картине мира, когда все сводится либо к сексуальности, либо к агрессивности, либо к асоциальности, либо к какой-нибудь другой конфликтной с точки зрения нравственности сферы жизни.

Навязчивое повторение шокирующих образов, лозунгов, символов общедоступными информационными каналами как бы санкционирует анормальность, подводит базу под самые неприглядные мотивы и желания. И агрессивное поведение воспринимается как технология успеха, которой можно руководствоваться, а натуралистичная порнография превращается в идейнуюпорнологию, расценивающую все в плане заборных изображений и надписей.Оформление сексуальной, социопатической, депрессивной и иной фиксации в идейное течение, принципиальную позицию знаменует окончание инкубационного периода медиавирусов, выход «заболевания» в открытую форму и начало «пандемии» (массовая дезингибиция, растормаживание поведения, снятие запретов на общественно опасные девиации, нравственная дезориентация). Признаки порнологии и апологии социопатической личности были отчетливо зафиксированы в указанноммедиаматериале. [9,71]

Особенность медиапсихологической экспертизы состоит в том, что она допускает непосредственную эмпирическую верификацию полученных результатов.

Выводы о наличии патогенных факторов воздействия в мультипликационных сериалах, переданных на экспертизу, были подтверждены в ходе эмпирического исследования влияния данных мультфильмов на психику человека, в частности чувствительность (сензитивность) и толерантность к агрессии в повседневной жизни.

Исследование проводилось на взрослых телезрителях, познакомившихся с этими сериалами в детском, подростковом, юношеском или зрелом возрасте. Средний возраст испытуемых составил 24,5 года. Результаты показали высокую, статистически достоверную связь между возрастом первого знакомства с данными мультсериалами и уровнем чувствительности и толерантности к агрессии. Чем раньше происходило знакомство с указанным мультипликационным жанром, тем выше был уровень приемлемости агрессии и ниже чувствительность к ней. Это подтверждает «программирующий», деструктивный характер антисказки как специфического медиавируса, особенно при воздействии на детскую психику.

Как видно, данные, получаемые в ходе медиапсихологической экспертизы, носят комплексный характер и отражают не только специфическое воздействие мультимедийного материала на аудиторию, но и актуальное состояние коллективного сознания, опосредующее влияние информации как на отдельного человека, так и на общество в целом.

Это позволяет более широко взглянуть на вещи и не ограничиваться только определением в отношении конкретного образца медиапродукции, но выработать целостный подход, последовательную политику в решении вопроса о защите населения от патогенной информационной продукции. С этой точки зрения необходимо дополнить медиапсихологический анализ деструктивного воздействия мультимедиа публичным мониторингом экономических аспектов TV- и мультимедиабизнеса.

Пора, наконец, издержки, которых требует защита от деструктивного воздействия специфической информации, переложить с общества и самих жертв информационно-психологического травматизма на тех, кто получает от этого прибыль или удовольствие. Подобно тому, как от химических, ядерных и других загрязняющих окружающую среду фирм и предприятий требуют строить все более технологичные очистные сооружения, нужно в практическом плане поставить вопрос об обязанности распространяющих, к примеру, загрязненные мультсериалы сети и студии, вроде канала «2х2», кодировать свой сигнал, чтобы воспроизвести его можно было только с помощью специального декодирующего устройства, покупать которое будет уже сам потребитель. [9,43]

Люди, проявляющие осознанный интерес к маркированной продукции, обычно располагают средствами для того, чтобы приобрести декодирующее устройство. Их право на информацию не будет ущемлено. Не будет ущемлено и право художников на свободу творчества и право медиабизнеса на свободу торговли. Дополнительные расходы на кодирование сигнала медиабизнес вполне способен компенсировать за счет производства и продажи декодирующих устройств и повышения цен на свои услуги для узкого круга лиц.

Мультимедиатексты, в которых в той или иной степени содержатся элементы порнографии, жестокости, насилия и другие факторы риска деструктивного воздействия, следует маркировать, подобно тому, как указывается в градусах крепость спиртных напитков, и устанавливать конкретную сумму акцизного сбора за производство, ретрансляцию и расширенную продажу, к примеру, конкретных мультипликационных сериалов (некоторые из них, возможно, окажутся непригодными для продажи вообще, подобно определенным видам продукции). В настоящее время существуют объективные индикаторы наличия (или отсутствия) в мультимедиа факторов риска деструктивного воздействия (порнографии, жестокости, социопатии и т.д.), которые может элементарно подсчитывать простой налоговик, сами производители и распространители в порядке саморегулирования. Эти индикаторы определены во всех развитых странах, что позволяет проводить всеобщую возрастную маркировку информационной, мультимедийной продукции.

Спорные моменты и явные нарушения можно будет вполне убедительно разрешать и устранять в Торгово-промышленной палате, Союзе промышленников, Ассоциации потребителей, а главное, в судебных инстанциях по экономическим правонарушениям, если оценивать их исключительно в рублях, а не в политических заклинаниях и не в моральных поучениях идеологов порнологии.

Уже давно за рубежом существуют специальные общественно-государственные структуры с функциями, аналогичными судебным, для решения спорных вопросов. Каждое решение данного органа становится прецедентным и автоматически включается в состав индикаторов маркировки информационной продукции (те или иные индикаторы могут исключаться из списка в соответствии с решением Совета), что позволяет постоянно обновлять системы оценивания по мере развития мультимедиа, культуры, науки и нравственного самосознания общества.[10,54]

Для кардинального решения проблемы следует добиваться полной прозрачности медиабизнеса. Зная кому, в каких долях и на каких условиях принадлежат киностудии, редакции, телеканалы, рекламные агентства, сети продаж DVD и CD и т.п.; каковы издержки производства и процент прибыли на всех циклах производства, ретрансляции, рекламы и продвижения продукции; размеры государственных дотаций, суммы международных преференций и скидок; вилки оплаты труда художников, журналистов, инженеров, менеджеров; вложения спонсоров, благотворительных организаций и «фондов развития» и т.п. Зная все это, можно с достаточной надежностью определять, «кто, в каких целях (или «за сколько»), в каком масштабе и в чьих интересах заказывает и направляет информационное воздействие. Пока этого нет, потребитель не знает, кому и в каком размере предъявлять претензии за информационную травму, юристу трудно адекватно оценить законность (или противоправность) пропагандистской акции, журналист не чувствует ответственности за социальные последствия своих действий. Куда больший эффект, чем моральные рассуждения и философствования, возымеют иски и штрафы, суммы которых можно будет исчислять в соответствии с доходами-расходами прозрачного медиабизнеса от производства, ретрансляции и расширенной продажи, к примеру, мультипликационных сериалов.

Совместная деятельность судебных, законодательных, общественных и экспертных органов позволит разрешить данную проблему строго в рамках конституционного пространства, обеспечив надежную защиту детей от деструктивного информационно-психологического воздействия, а национальную аудиторию – от публичных оскорблений общественной нравственности.

Заключение

Негативные тенденции общественного развития охватывают все большие слои подростков, молодежи, снижая возрастную границу, выражаясь в различных формах деструктивного поведения и обусловливая «кризис социализации». Возрастание озлобленности на фоне социальной невостребованности и бесперспективности в сознании подавляющего большинства молодых людей при культивировании элитарности и вседозволенности в сознании незначительного, но обозреваемого меньшинства, при «маркетологизации» морали усугубляет и без того достаточно острый социальный конфликт, затягивая и углубляя его.

Немалый «вклад» в популяризацию и распространение именно этих, отнюдь не лучших, проявлений среди молодежи вносят в последнее десятилетие и средства массовой информации.

Именно средства массовой информации в значительной степени формируют нравственно-правовое сознание подрастающего поколения, являясь одним из основных, а иногда и единственным, источником информации несовершеннолетнего о деятельности правоохранительных органов, об общепринятых нормах поведения, в том числе и законах. Влияние средств массовой информации в современном обществе на формирование и поведение несовершеннолетних весьма велико. По объёму и силе воздействия оно вполне сравнимо с таким мощным институтом формирования личности, как семья, и по многим параметрам значительно превосходит многие другие институты.

Отрицательное воздействие средств массовой информации может приводить к дефектам в нравственно-правовом сознании, таким, как формирование у несовершеннолетних: мнения о допустимости противоправного поведения и чувства безнаказанности; отрицательного отношения к правоохранительным органам и их деятельности. Повышенная агрессивность порой формирует склонность к причинению вреда другим людям и чужой собственности, психология «потребления» развивает ориентацию на накопление материальных благ и пользование ими как высшей жизненной ценности. Такого рода дефекты могут способствовать как совершению административных правонарушений, так и совершению преступлений.

Негативное воздействие средств массовой информации на несовершеннолетних не является однородным. В отличие от других средств массовой информации, телевидение способно особо негативно воздействовать на неокрепшую психику несовершеннолетних. В основном такое воздействие оказывают художественные фильмы, передачи на криминальную тематику и реклама.

В большинстве развитых стран мира осознание опасности неконтролируемого информационного воздействия на несовершеннолетних привело к принятию целого ряда мер, направленных на противодействие негативному воздействию средств массовой информации.

Наиболее эффективными и потому чаще всего употребляемыми оказались меры административно-правового противодействия.

Изменения, произошедшие в нашей стране в начале 90-х годов, привели к отказу от цензуры и отмене большинства ограничений на деятельность средств массовой информации.

Свобода слова имела не только положительные последствия, но и отрицательные. На страницах печатных СМИ, в эфире радио, а особенно на телеэкранах появилось огромное количество информации, способной оказать негативное воздействие на подрастающее поколение.

Причиной подобного положения в стране, ранее незнакомой с проблемой негативного воздействия средств массовой информации, является несовершенство нового административного и информационного законодательства.

Анализ действующего законодательства позволяет прийти к однозначному выводу: «нормативные правовые акты, регулирующие радиовещание, не обеспечивают в полной мере обязательства государства по защите интересов детей и молодежи».

Особенно большие нарекания вызывает несовершенство закона «О средствах массовой информации». В ныне действующей редакции он не способен реально ограничить негативное воздействие средств массовой информации на несовершеннолетних.

Закон «О рекламе», в отличие от закона «О средствах массовой информации», защищает несовершеннолетних значительно эффективнее, однако и он нуждается в совершенствовании.

В условиях несовершенства законодательства государственные органы, призванные обеспечить реализацию государственной политики в отношении средств массовой информации, не способны эффективно противодействовать их негативному воздействию.

Необходимо внести изменения в закон «О средствах массовой информации» и закон «О рекламе» и ряд подзаконных актов. Это позволит ограничить негативное воздействие на несовершеннолетних рекламы, художественных фильмов, передач и публикаций на криминальную тематику.

Негативное воздействие информации на криминальную тематику можно ограничить, обязав средства массовой информации в обязательном порядке предоставлять часть эфира (номера) официальным представителям правоохранительных органов для проведения правовой пропаганды.

Демонстрация художественного фильма по телевидению без регистрации, либо с нарушением правил демонстрации, установленных в ходе регистрации, должна служить основанием наступления административной ответственности.

Представляется, что предложенный комплекс мер позволит существенно ослабить негативное воздействие средств массовой информации на подрастающее поколение.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993. - 96 с.

2.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016)

3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016, с изм. от 17.11.2016)

4.Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 03.07.2016) О средствах массовой информации (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)

5.Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (действующая редакция, 2016)

6.Алексеев А.И. Криминогенное влияние на молодежь фильмов пропагандирующих насилие и жестокость. Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ, 2015.-40 с.

7. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М.: Юридическая литература, 2011. -160 с.

8.Антонян Ю.М.Социальное влияние. С.Пб.: Питер, 2013. - 448 с.

9.Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. -М.: МГУ, 2014.-208 с.

10.Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. С.Пб.: Питер, 2010. 656 с.

11.Система средств массовой информации России: Учебноепособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2013.- 259 с.

24

Просмотров работы: 5626