Исследование кожи человека

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исследование кожи человека

Саблин А.И. 1
1МАОУ «ОЦ№2 г. Челябинска»
Топычканова С.А. 1Саблина А.В. 2
1МАОУ «ОЦ№2 г. Челябинска»
2МАОУ «Лицей №97 г. Челябинска»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Когда мне было 4 годика на коже часто появлялись разные пупырышки, неровности и пузырьки. Особенно на руках. Я постоянно задумывался, от чего же это может происходить? И почему если намажешь кожу детским кремом кожа становилась более мягкой и пропадали пупырышки и неровности. Конечно не сразу, но если использовал постоянно, то кожа разравнивалась. Тогда мама купила мне учебник по анатомии человека для дошкольников. Там я нашел картинку , которая была подписана «Как устроена кожа человека?» В 2022 году я вместе с мамой создал макет кожи человека, предварительно изучив данное изображение. И уже в 2023 году мама принесла домой цифровой микроскоп и готовые микропрепараты кожи человека. Изображение, которые я увидел в микроскоп мне очень понравилось, это красиво, я даже не думал, что в микроскопе моя кожа может так выглядеть и я решил посмотреть те пупырышки, которые периодически появляются на моих руках под микроскопом.

Цель исследования: исследовать поверхность кожи рук при обычных условиях и с применением детского крема.

Задачи исследования:

  1. рассмотреть готовые микропрепараты кожи человека;

  2. создать временные микропрепараты поверхности собственной кожи до использования крема и после втирания в кожу детского крема;

  3. провести данный опыт на коже мамы, потому что у меня и мамы одинаковая кожа, склонная к появлению шелушения и пупырышек на руках;

  4. сравнить данные исследования;

  5. продемонстрировать макет кожи человека, созданный мной год назад;

  6. оформить исследователъскую работу.

Методика исследования: создание миропрепаратов с применением техники временного микроскопирования без окрашивания, использование готовых микропрепаратов

Объект исследования: кожа моих рук и рук мамы

Гипотеза исследования: детский крем способствует смягчению и снижает количество отшелушивающихся пупырышек на коже(снижению числа мертвых клеток на коже).

Продукт проекта: научная статья и выступление перед классом с результатами проекта.

Основная часть

Глава 1: Теоретический обзор литературы

    1. Строение кожи человека

Кожа человека состоит из трех основных слоев — эпидермиса (наружной части кожных покровов), дерма (основного слоя) и гиподермы (слоя жировой клетчатки, расположенной под дермой). Строение эпидермиса и других слоев кожи различно. Если эпидермис представлен в виде эпителия, то более глубокие слои состоят в основном из соединительной ткани. В покрове тела выделяют три слоя — наружный, внутренний и подкожный жировой слой.[1]

    1. Значение кожи человека.

Кожа — это самый большой орган человеческого тела. Её вес составляет более кг. Кожа тонким слоем покрывает всё тело и защищает внутренние органы от повреждений, от вредных бактерий, от холода и жары. Благодаря ей мы способны ощущать тепло и холод, боль и прикосновения. Кожа — орган осязания и орган защиты организма. [4]

  1. Защитная (от механических повреждений, от потери воды, от УФ лучей, от патогенных (вызывающих заболевания) микроорганизмов).

  2. Выделительная (с потом выделяются продукты азотистого обмена, избыток солей).

  3. Терморегуляция (поддержание постоянной температуры тела).

  4. Рецепторная (кожная чувствительность).

  5. Газообменная (поглощает , выделяет ).

  6. Образование витамина D.[2]

Глава 2: Практическая часть

2.1. Методика исследования

Перед тем, как провести исследования мною была изучена литература по строению кожи человека и ее значению. После чего стало интересно посмотреть в микроскоп строение кожи человека по готовому микропрепарату. Оказалось не просто найти все элементы строения на микропрепарате и на созданной мной и мамой макете. Потому что , как написано в книге кожа многослойна и состоит из множества клеток, волосяных фолликул, сосудов, желез. [1,2,3]Мне было интересно найти на микропрепарате каждый элемент сроения кожи по макету, который был создан мной еще в 6 лет. (Приложение 1 фото 1-4) После этого я перешел к созданию миропрепаратов с применением техники временного микроскопирования без окрашивания.

2.2. Описание хода исследования

Для проведения исследований я взял предметное стекло, пинцет, пипетку и стаканчик с водой. Таким образом мне понадобилось такое оборудование: предметное стекло, пипетка, стакан с водой, детский крем, цифровой микроскоп.(Приложение 2, фото 5)

Я взял предметное стекло, нанес на него каплю воды при помощи пипетки, с поверхности кожи своих рук я с помощью пинцета отшкурил сухую кожу. И начал рассматривать под микроскопом её. (приложение 2 фото 5,6). После чего зафиксировал на экране сухие чешуйки кожи(отмершие клетки). Их было много. Далее я смазал руки детским кремом и повторил исследование. (Приложение 2 фото 7,8). Количество отмерших клеток сократилось. Тогда я решил сравнить поверхность своих рук и поверхность кожи рук мамы. Провел такое же исследование.(Приложение 3 фото 9-11)

2.3. Результаты исследования

По фото, увиденное мной под цифровым микроскопом я увидел, что на сухой поверхности кожи больше отмерших чешуек, чем на коже, смазанной кремом. Тогда мама мне дала книжку, где написано, что кожа смягчается при помощи крема и меньше отмирает при ее тщательном увлажнении. Вода и жир дают ей мягкость и эластичность. По результатам исследования были составлены таблица и график.(Приложение 4 график «Сравнение количества отмерших клеток у меня и мамы»)

Признак для сравнения

Моя поверхность

кожи рук

Поверхность кожи

рук мамы

  1. количество отмерших клеток

до использования крема

Много, больше 20 клеток

Много, больше 20 клеток

  1. количество отмерших клеток после использования детского крема

9 клеток

12 клеток

2.4. Описание проектного продукта

После проведенного мной исследования я решил выступить перед классом. И показал ребятам важность правильного ухода за кожей. (Приложение 5 фото 13)

Заключение

По результатам исследования мне стало понятно, что за кожей необходимо правильно ухаживать. Не допускать замерзания, проникновения инфекций и снизить риск появления покраснений и воспалений. В изучаемой литературе было написано, что питание и здоровый образ жизни оказывает влияние на состояние кожи. Об этом я планирую изучать дальше. Мне стало интересно, как питание может повлиять на состояние кожи? В книге написано, что если кушать много сладостей, то наша кожа может шелушится и чесатся, а так же может возникнуть аллергия. Я рассказал ребятам своего класса данные исследования , они удивились очень, что кожа так выглядит под микроскопом, и что кожа на поверхности отмирает.

Цель исследования достигнута, я исследовал поверхность кожи рук при обычных условиях и с применением детского крема.

Задачи исследования:

  1. рассмотрел готовые микропрепараты кожи человека;

  2. создал временные микропрепараты поверхности собственной кожи до использования крема и после втирания в кожу детского крема;

  3. провел данный опыт на коже мамы, потому что у меня и мамы одинаковая кожа, склонная к появлению шелушения и пупырышек на руках;

  4. сравнил данные исследования;

  5. продемонстрировал макет кожи человека, созданный мной год назад;

  6. оформил исследовательскую работу.

Гипотеза исследования подтверждается: детский крем способствует смягчению и снижает количество отшелушивающихся пупырышек на коже.

Продукт проекта: научная статья и выступление перед классом с результатами проекта.

Список используемой литературы

  1. Кошевенко, Ю. Н. Кожа человека. В 2 томах. Том 1. Структура, физиология и предназначение функциональных элементов кожного органа человека / Ю.Н. Кошевенко. - М.: Медицина, 2006. - 360 c.

  2. Мартин Рут. Удивительное тело ООО «Клевер медиа-групп»,2020.-16 с.(с.4)

  3. Макрушина Светлана, Емеленко София. Анатомия:книжка-панорамка.-Донецк: Аль Пако,2018.-10 с.(6 с.)

  4. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здорове школьника.-М.: Просвещение, 1998.-128 с.(89 с)

Приложение

Приложение 1

Фото 1,2 рассматривание кожи под микроскопом и работа с макетом

 

Фото 3,4. Готовый микропрепарат строения кожи человека в разрезе под микроскопом

 

Приложение 2

Фото 5,6 Проведение исследования поверхности кожи рук

 

Фото 7 фото Фото 8. фото поверхности

поверхности кожи рук до нанесения крема кожи рук после нанесения крема

 

Приложение 3

Фото 9,10 проведение исследования на поверхности кожи рук мамы

 

Фото 11 фото поверхности рук мамы Фото 12 фото поверхности рук мамы

до нанесения крема после нанесения крема

 

Приложение 4

график «Сравнение количества отмерших клеток у меня и мамы»

  1. количество отмерших клеток у меня до использования детского крема

  1. количество отмерших клеток у меня после применения детского крем

4.количество отмерших клеток у мамы до использования крема

5.количество отмерших клеток у мамы после применения крема

Приложение 5

Фото 13 выступление перед учащимися класса с результатами проекта

Просмотров работы: 86