Учёт функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга в организации учебной деятельности профильных 8 классов

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Учёт функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга в организации учебной деятельности профильных 8 классов

Шелест А.Е. 1
1ОАНО Школа "Ника"
Жабина И.Ю. 1
1ОАНО Школа "Ника"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность данной работы заключается в необходимости изучения функциональной межполушарной асимметрии для оптимизации условий обучения в школе, для правильного выбора внеурочной деятельности, которая будет влиять на гармоничное становление личности.

Цель: изучить особенности и возможности учета функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга, в организации учебной деятельности профильных классов старшей школы.

Достижение поставленной цели возможно через решение ряда задач:

-подбор и анализ психологической литературы по теме исследования;

- изучить историю исследования асимметрии головного мозга

- рассмотреть функциональную асимметрию мозга и её виды;

-провести эмпирическое исследование, проанализировать данные;

-разработать практические рекомендации.

Объект исследования: мозговая активностьполушарий

Предмет исследования: учёт функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга в учебной деятельности старшеклассников.

Методы исследования: анализ психологической литературы, тесты: “Функциональная асимметрия головного мозга. Моторная асимметрии”, “Функциональная асимметрия головного мозга. Сенсорная асимметрия”, “Функциональная асимметрия . Психическая асимметрия.”

Гипотеза исследования: изучение индивидуальных особенностей развития полушарий головного мозга учащихся старших классов, позволяет разработать рекомендации по созданию образовательного пространства в профильных классах, а также выстроить урок с учетом нейро – физических особенностей.

Теоретическая значимость: в работе представлен теоретический материал, который описывает что такое межполушарная асимметрия и её виды, особенности.

Практическая значимость:результаты исследования могут быть использованы в деятельности учеников средней и старшей школы, учителей-предметников, психологов.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга, в организации учебной деятельности профильных классов старшей школы

    1. Межполушарная асимметрия

Межполушарная асимметрия (греч. а – “без” и symmetria – “соразмерность”) – одна из фундаментальных закономерностей организации мозга не только человека, но и животных. Проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психологических процессов.

В настоящее время считается доказанным, что с функциями левого и правого полушарий у человека связанны два типа мышления – абстрактно – логическое и пространственно – образное.

Эти типы мышления имеют ряд синонимов: вербальное и невербальное,

аналитическое и синтетическое, дискретное и симультанное. Также было доказано, что правополушарное мышление, создающее специфический пространственно – образный контекст, имеет решающее значение для творчества.

Исследования показывают, что при органическом поражении левого полушария мозга у художников и музыкантов практически не страдают их артистические способные, а иногда даже повышается уровень эстетической выразительности творчества. При этом поражения правого полушария способны привести к полной утрате способности к творчеству.

1.2 История изучения проблемы функциональной асимметрии головного мозга

В основе первой классической концепции функциональной асимметрии лежало положение об абсолютной противоположности функций правого и левого полушарий. К середине 19 века интерес исследователей переместился с изучения левого полушария мозга на правое. Теория функциональной асимметрии, подкрепленная новыми данными, получила название – “концепция относительной доминантности”. В её основе по – прежнему лежала идея противоположности функций левого и правого полушарий и утверждалось представление об относительной доминантности левого полушария по отношению к речевым функциям, а также опосредованным речью психическими процессами (у правшей) и относительной доминантности правого полушария в организации невербальных гностических функций.

В настоящее время проблема межполушарной асимметрии рассматривается как проблема функциональной специфичности полушарий. В этом принимает участие как левое, так и правое полушарие, но при этом каждое вносит свой специфический вклад. Под функциональной асимметрией понимается различное по характеру и неравное по значимости участие левого и правого полушария мозга в осуществлении психических функций. Такому подходу свойственно следующее положение: функциональная асимметрия носит не глобальный, а парциальный характер. Выделяют моторные асимметрии, сенсорные и психические. В разных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков;

1.3 Функциональная асимметрия мозга и её виды

Функциональная асимметрия головного мозга — характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга. Установлено, что функцией левого полушария является оперирование знаковой информацией, а также чтение и счет, отвечает за эмоции любопытства, радости. Функции правого полушария – оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознавание сложных объектов.

Предпосылки к становлению функциональной асимметрии головного мозга передаются генетически, но сама она, как и тесно связанная с ней речь, окончательно формируется лишь в социальном общении. При этом в зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево- или правополушарного мышления, что во многом определяет психологические особенности субъекта.

Функциональная асимметрия мозга, которая в большой степени определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека.

Функциональная асимметрия мозга определяется неравнозначностью участия больших полушарий мозга человека в протекании различных процессов в организме. Оба полушария активны, они работают совместно, передают друг другу информацию, распределяют деятельность между собой и т.п. Вопрос лишь в том, какое из полушарий в каждом случае доминирует, какое более активно.

Функциональная асимметрия является одной из важнейших психофизиологических закономерностей в деятельности головного мозга человека. Все проявления функциональной асимметрии делятся на три группы: моторная, сенсорная и психическая асимметрии человека.

Глава 2. Эмпирическое исследование функциональной асимметрии в больших полушариях головного мозга

2.1 Описание исследования

В психологических исследованиях приняли участие учащиеся 8-х классов в количестве 24 человек. Из них: 8 «Е» - 6 девушек, 7 юношей; 8 «Ж» - 6 девушек, 5 юношей. Цель исследования: изучить особенности функциональной асимметрии в больших полушариях головного мозга у учащихся 8-х классов. Исследования проходило при помощи следующего диагностического инструментария, описанного в ведении.

Тестирование проходило с согласия исследуемых в индивидуальной форме, в специально отведённом кабинете в благоприятной психологической обстановке. Исследуемым были выданы бланки для заполнения с инструкциями к каждой диагностической методики. Подбор диагностического инструментария полностью соответствует возрасту исследуемых.

    1. Результаты исследования

    1. Моторная асимметрия. Функциональная асимметрия рук.

Данный тест направлен на определение ведущей руки. Полученные результаты исследования были сведены в единую таблицу ниже.

Таблица 1. Результаты по тесту“ Функциональная асимметрия рук”

Код

Класс

Еп

Ел

Ео

Епр

Функция

1

А.Д.

6

1

0

71

П

2

А.П.

5

2

0

42

П

3

Б.Л.

6

1

0

71

П

4

Б.Н.

5

2

0

42

П

5

В.М.

4

3

0

14

Л

6

В.Ю.

6

1

0

71

П

7

Г.А.

6

1

0

71

П

8

Г.А.

4

3

0

14

Л

9

Г.С.

5

2

0

42

П

10

Ж.Д.

5

2

1

38

П

11

К.Т.

5

2

0

42

П

12

Л.А.

5

2

0

42

П

13

М.В.

6

1

0

71

П

14

М.М.

4

2

1

28

П

15

М.И.

4

3

0

14

Л

16

Н.М.

7

0

0

100

П

17

С.А.

7

0

0

100

П

18

С.Д.

5

2

0

42

П

19

Ф.А.

4

3

0

14

Л

20

Ц.Е.

4

2

1

28

П

21

Ш.А.

4

3

0

14

Л

22

Ш.Д.

3

4

0

-14

Л

23

Ш.М.

7

0

0

100

П

24

Ы.А.

5

2

0

42

П

Полученные данные позволяют вывести процентное соотношение. Таким образом, в группе выявлено 75% (18) исследуемых, у которых ведущая правая рука, левая рука ведущая у 25% (6) исследуемых. Полученные данные позволяют представить нам их в гистограмме.

Рисунок 1. Результаты исследования по тесту «Моторная асимметрия. Функциональная асимметрия рук»»

    1. Моторная асимметрия. Функциональная асимметрия ног и тела.

Данный тест направлен на определение ведущей ноги и стороны тела. Полученные результаты исследования были сведены в единую таблицу.

Таблица 2. Сводная матрица по функциональной асимметрия ног и тела

Код

Класс

Еп

Ел

Ео

Кпн

Функция

1

А.Д.

6

1

0

100

П

2

А.П.

5

1

1

57

П

3

Б.Л.

5

2

0

42

П

4

Б.Н.

6

1

0

71

П

5

В.М.

6

1

0

71

П

6

В.Ю.

7

0

0

100

П

7

Г.А.

4

3

0

14

Л

8

Г.А.

5

2

0

42

П

9

Г.С.

5

2

0

42

П

10

Ж.Д.

5

1

1

57

П

11

К.Т.

5

2

0

42

П

12

Л.А.

6

1

0

100

П

13

М.В.

7

0

0

100

П

14

М.М.

6

1

0

71

П

15

М.И.

6

1

0

71

П

16

Н.М.

4

3

0

14

Л

17

С.А.

3

4

0

-14

Л

18

С.Д.

6

1

0

100

П

19

Ф.А.

6

1

0

100

П

20

Ц.Е.

7

0

0

100

П

21

Ш.А.

5

2

0

42

П

22

Ш.Д.

3

4

0

-14

П

23

Ш.М.

6

1

0

71

П

24

Ы.А.

4

3

0

14

Л

Полученные данные позволяют вывести процентное соотношение. Таким образом, в группе выявлено 83% (20) исследуемых, у которых ведущая правая нога и сторона тела, левая нога и сторона тела ведущая у 17% (4) исследуемых. Полученные данные позволяют представить нам их в гистограмме.

Рисунок 2. «Результаты исследования по тесту «Моторная асимметрия. Функциональная асимметрия ног и тела»»

    1. Сенсорная асимметрия. Функциональная слухоречевая асимметрия.

Данный тест направлен на определение ведущего уха. Полученные результаты исследования были сведены в единую таблицу, представленную ниже.

Таблица 3. Сводная матрица по функциональной СА

Код

Класс

Еп

Ел

Ео

Кпу

Функция

1

А.Д.

0

4

1

-80

Л

2

А.П.

3

1

0

50

П

3

Б.Л.

4

1

0

60

П

4

Б.Н.

2

3

0

-20

Л

5

В.М.

3

2

0

20

П

6

В.Ю.

5

0

0

100

П

7

Г.А.

3

2

0

20

П

8

Г.А.

5

0

0

100

П

9

Г.С.

2

3

0

-20

Л

10

Ж.Д.

1

1

3

0

Л

11

К.Т.

5

0

0

100

П

12

Л.А.

2

3

0

-20

Л

13

М.В.

3

2

0

20

П

14

М.М.

3

2

0

20

П

15

М.И.

5

0

0

100

П

16

Н.М.

5

0

0

100

П

17

С.А.

2

3

0

-20

Л

18

С.Д.

3

2

0

20

П

19

Ф.А.

3

2

0

20

П

20

Ц.Е.

4

1

0

60

П

21

Ш.А.

4

0

1

80

П

22

Ш.Д.

3

2

0

20

П

23

Ш.М.

2

3

0

-20

Л

24

Ы.А.

2

3

0

-20

Л

Полученные данные позволяют вывести процентное соотношение. Таким образом, в группе выявлено 67% (16) исследуемых, у которых ведущее правое ухо, левое ухо ведущее у 33% (8) исследуемых. Полученные данные позволяют представить нам их в гистограмме.

Рисунок 3. «Результаты исследования по тесту «Сенсорная асимметрия. Функциональная слухоречевая асимметрия»»

    1. Сенсорная асимметрия. Функциональная зрительная асимметрия.

Данный тест направлен на определение ведущего глаза. Полученные результаты исследования были сведены в единую таблицу.

Таблица 4. Сводная матрица по функциональной ЗА

Код

Класс

Еп

Ел

Ео

Кпг

Функция

1

А.Д.

2

1

0

33

П

2

А.П.

3

0

0

100

П

3

Б.Л.

3

0

0

100

П

4

Б.Н.

3

0

0

100

П

5

В.М.

2

1

0

33

П

6

В.Ю.

3

0

0

100

П

7

Г.А.

2

1

0

33

П

8

Г.А.

0

3

0

-100

Л

9

Г.С.

2

1

0

33

П

10

Ж.Д.

2

0

1

66

П

11

К.Т.

1

2

0

-33

Л

12

Л.А.

2

1

0

33

П

13

М.В.

3

0

0

100

П

14

М.М.

2

1

0

33

П

15

М.И.

3

0

0

100

П

16

Н.М.

2

1

0

33

П

17

С.А.

2

1

0

33

П

18

С.Д.

1

2

0

-33

Л

19

Ф.А.

3

0

0

100

П

20

Ц.Е.

0

3

0

-100

Л

21

Ш.А.

2

1

0

33

П

22

Ш.Д.

3

0

0

100

П

23

Ш.М.

3

0

0

100

П

24

Ы.А.

2

1

0

33

П

Полученные данные позволяют вывести процентное соотношение. Таким образом, в группе выявлено 83% (20) исследуемых, у которых ведущий правый глаз, левый глаз ведущий у 17% (4) исследуемых.

Рисунок 4. Результаты исследования по тесту «Сенсорная асимметрия. Функциональная зрительная асимметрия»

Полученные данные позволили объединить все данные в одну таблицу. Для того, чтобы определить ведущее полушарие.

Таблица 5. Сводная матрица по функциональной асимметрии

Код

Класс

Сочетание букв

Полушарие

1

А.Д.

ПЛП

Л

2

А.П.

ППП

Л

3

Б.Л.

ППП

Л

4

Б.Н.

ПЛП

Л

5

В.М.

ЛПП

П

6

В.Ю.

ППП

Л

7

Г.А.

ППП

Л

8

Г.А.

ЛПЛ

П

9

Г.С.

ПЛП

Л

10

Ж.Д.

ПЛП

Л

11

К.Т.

ППЛ

Л

12

Л.А.

ПЛП

Л

13

М.В.

ППП

Л

14

М.М.

ППП

Л

15

М.И.

ЛПП

П

16

Н.М.

ППП

Л

17

С.А.

ПЛП

Л

18

С.Д.

ППЛ

Л

19

Ф.А.

ЛПП

П

20

Ц.Е.

ППЛ

Л

21

Ш.А.

ЛПП

П

22

Ш.Д.

ЛПП

П

23

Ш.М.

ПЛП

Л

24

Ы.А.

ПЛП

Л

Таким образом, в группе выявлено 30% (7) исследуемых, у которых ведущее правое полушарие, левое полушарие ведущие у 70% (17) исследуемых. Рассмотрим результаты в гистограмме ниже.

Рисунок 5. Результаты исследования по тесту «Функциональная асимметрия»

3.1 Психическая асимметрия. Тест «Лица»

Данный тест направлен на определение ведущего полушария с помощью двух зеркально изображенных лиц. Матрица с данными представлена ниже.

Таблица 6. Сводная матрица результатов по методике «Тест «Лица»»

Код

Класс

Буква

Полушарие

1

А.Д.

Б

Л

2

А.П.

А

П

3

Б.Л.

А

П

4

Б.Н.

А

П

5

В.М.

А

П

6

В.Ю.

А

П

7

Г.А.

А

П

8

Г.А.

А

П

9

Г.С.

Б

Л

10

Ж.Д.

А

П

11

К.Т.

А

П

12

Л.А.

Б

Л

13

М.В.

А

П

14

М.М.

А

П

15

М.И.

Б

Л

16

Н.М.

А

П

17

С.А.

А

П

18

С.Д.

Б

Л

19

Ф.А.

А

П

20

Ц.Е.

Б

Л

21

Ш.А.

Б

Л

22

Ш.Д.

А

П

23

Ш.М.

Б

Л

24

Ы.А.

А

П

Полученные результаты позволяют вывести процентное соотношение. Таким образом, в группе выявлено 67% (16) исследуемых, у которых ведущее правое полушарие, левое полушарие ведущие у 33% (8) исследуемых.

Рисунок 6. «Результаты исследования по тесту «Лица»»

3.2 Психическая асимметрия. Тест «Фигуры».

Данный тест направлен на определение ведущего полушария с помощью 5 разных фигур. Матрица с данными представлена ниже.

Таблица 7. Сводная матрица результатов по методике «Тест «Фигуры»»

Код

Класс

Фигура

Полушарие

1

А.Д.

круг

П

2

А.П.

зигзаг

П

3

Б.Л.

треугольник

Л

4

Б.Н.

зигзаг

П

5

В.М.

треугольник

Л

6

В.Ю.

зигзаг

П

7

Г.А.

зигзаг

Л

8

Г.А.

квадрат

Л

9

Г.С.

треугольник

Л

10

Ж.Д.

квадрат

Л

11

К.Т.

зигзаг

П

12

Л.А.

зигзаг

П

13

М.В.

зигзаг

П

14

М.М.

зигзаг

П

15

М.И.

зигзаг

П

16

Н.М.

зигзаг

П

17

С.А.

зигзаг

П

18

С.Д.

треугольник

Л

19

Ф.А.

зигзаг

П

20

Ц.Е.

треугольник

Л

21

Ш.А.

квадрат

Л

22

Ш.Д.

круг

П

23

Ш.М.

треугольник

Л

24

Ы.А.

круг

П

Полученные результаты позволяют вывести процентное соотношение. Таким образом, в группе выявлено 58% (14) исследуемых, у которых ведущее правое полушарие, левое полушарие ведущие у 42% (10) исследуемых. Полученные данные позволяют нам представить их в гистограмме.

Рисунок 7. «Результаты исследования по тесту «Фигуры»»

    1. Психическая асимметрия. Вербальный тест.

Данный тест направлен на определение ведущего полушария с помощью ряда слов, которые надо было расформировать по группам. Матрица с данными представлена ниже.

Таблица 8. Сводная матрица результатов по методике «Вербальный тест»

Код

Класс

Цифра *

Полушарие

1

А.Д.

1

Л

2

А.П.

1

Л

3

Б.Л.

1

Л

4

Б.Н.

1

Л

5

В.М.

1

Л

6

В.Ю.

1

Л

7

Г.А.

2

П

8

Г.А.

1

Л

9

Г.С.

2

П

10

Ж.Д.

2

П

11

К.Т.

2

П

12

Л.А.

2

П

13

М.В.

1

Л

14

М.М.

1

Л

15

М.И.

2

П

16

Н.М.

1

Л

17

С.А.

1

Л

18

С.Д.

2

П

19

Ф.А.

2

П

20

Ц.Е.

1

Л

21

Ш.А.

1

Л

22

Ш.Д.

1

Л

23

Ш.М.

2

П

24

Ы.А.

2

П

1)При доминировании логического мышления слова разделялись по принципу: покровы – животные – действия или глаголы – существительные.

2) При доминировании образного мышления слова разделялись по принадлежности к животному: собака, шерсть, бегать; рыба, чешуя, плавать; птица, перья, летать.

Полученные результаты позволяют вывести процентное соотношение. Таким образом, в группе выявлено 42% (10) исследуемых, у которых ведущее правое полушарие, левое полушарие ведущие у 58% (14) исследуемых. Полученные данные позволяют нам представить их в гистограмме.

Рисунок 8. «Результаты исследования по тесту «Вербальный тест»»

Полученная информация позволила свести все в одну таблицу. Для того, чтобы определить ведущее полушарие с точки зрения психической асимметрии. Данные представлены ниже в сводной матрице.

Таблица 9. Сводная матрица по тесту “Психическая асимметрия”

Код

Класс

Сочетание букв

Полушарие

1

А.Д.

ЛПЛ

Л

2

А.П.

ППЛ

П

3

Б.Л.

ПЛЛ

Л

4

Б.Н.

ППЛ

П

5

В.М.

ПЛЛ

Л

6

В.Ю.

ППЛ

П

7

Г.А.

ПЛП

П

8

Г.А.

ПЛЛ

Л

9

Г.С.

ЛЛП

Л

10

Ж.Д.

ПЛП

П

11

К.Т.

ППП

П

12

Л.А.

ЛПП

П

13

М.В.

ППЛ

П

14

М.М.

ППЛ

П

15

М.И.

ЛПЛ

Л

16

Н.М.

ППЛ

П

17

С.А.

ППП

П

18

С.Д.

ЛЛЛ

Л

19

Ф.А.

ППП

П

20

Ц.Е.

ЛЛЛ

Л

21

Ш.А.

ЛЛЛ

Л

22

Ш.Д.

ППЛ

П

23

Ш.М.

ЛЛП

Л

24

Ы.А.

ППП

П

Полученные результаты позволяют вывести процентное соотношение. Таким образом, в группе выявлено 42% (10) исследуемых, у которых ведущее левое полушарие, правое полушарие ведущие у 58% (14) исследуемых. Полученные данные позволяют нам представить их в гистограмме.

Рисунок 9. “Результаты исследования по тесту” Психическая асимметрия”

Индивидуальные ответы исследуемых позволили составить для каждого испытуемого индивидуальную характеристику личности, на основании развития полушарий головного мозга. Данные представлены в сводной матрице ниже.

Таблица 10. Индивидуальная психологическая карта класса

Код

Класс

С+М.

Псих.

Индивидуально – психологические особенности

1

А.Д.

Л

Л

Более вынослива правая рука, тяготеет к теории

2

А.П.

Л

П

Более вынослива права часть тела, целостное восприятие

3

Б.Л.

Л

Л

Более вынослива правая нога, хорошо воспринимает аналитические понятия

4

Б.Н.

Л

П

в левое полушарие информация доходит быстрее, распознает интонацию

5

В.М.

П

Л

Объект левым глазом воспринимается больше, большой словарный запас

6

В.Ю.

Л

П

температурная чувствительность у левой руки, медлителен

7

Г.А.

Л

П

болевой порог выше на правой руке, склонен к созерцательности

8

Г.А.

П

Л

Левый глаз ловит предмет быстрее, легче решать задачи на время

9

Г.С.

Л

Л

Выносливее правая нога и рука, легче решает задания на установление сходства

10

Ж.Д.

Л

П

В левое полушарие информация доходит и воспринимается быстрее, установление идентичности

11

К.Т.

Л

П

Мышцы левой части лица сильнее правой, неразговорчив

12

Л.А.

Л

П

Левая часть лица более мужественная, понимание речи любой

13

М.В.

Л

П

В левом полушарии информация обрабатывается лучше, не воспроизводит речь

14

М.М.

Л

П

температурная чувствительность у левой руки, конкретное узнавание

15

М.И.

П

Л

болевой порог выше на левой руке, присуща двигательная активность

16

Н.М.

Л

П

Правый глаз ловит предмет быстрее, конкретные виды деятельности

17

С.А.

Л

П

Более выносливая правая часть тела, склона к созерцательности

18

С.Д.

Л

Л

Правое ухо лучше слышит, активно пользуется словарным запасом

19

Ф.А.

П

П

температурная чувствительность у правой руки, лучше узнает невербальные символы

20

Ц.Е.

Л

Л

Более вынослива правая рука, тяготеет к теории

21

Ш.А.

П

Л

Левый глаз ловит предмет быстрее, умеет прогнозировать события

22

Ш.Д.

П

П

Объект левым глазом воспринимается красочнее, распознает шумы

23

Ш.М.

Л

Л

Правый глаз ловит предмет первее и его аккомодация происходит быстрее, воспринимает абстрактно

24

Ы.А.

Л

П

Более выносливая правая нога, созерцательна

Вывод: Проведенное эмпирическое исследование с учащимися 8 классов, позволило изучить функционирование полушарий головного мозга. Были изучены моторная, сенсорная и психическая асимметрии. На основании полученных результатов, выведены таблицы, составлены диаграммы, гистограммы. Также создана индивидуально – психологическая карта 8 классов, в которой представлены закодированные учащиеся с индивидуальными психологическими характеристиками по работе с данным классом, с данными учащимися. Также разработаны рекомендации, направленные на организацию урока, создание образовательного пространства, с целью эффективного процесса обучения и получения знаний, разработаны упражнения в рамках нейрофитнеса, которые могут быть использованы на уроках в качестве разминки и развития полушарий. Цель, поставленная в начале исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

    1. Рекомендации

В результате проведенного исследования, разработали рекомендации, направленные на организацию урока, создание образовательного пространства, предложены упражнения по нейрофитнесу, которые могут быть использованы на уроках, пример по одному профильному классу представлен в приложении 1, а также разработано и напечатано авторское учебно -методическое пособие для учителей.

Заключение

Учёт функциональной асимметрии головного мозга играет огромную роль в процессе обучения школьников старшего звена. Потому что межполушарная асимметрия - неравноценность, качественное различие того «вклада», который делают левое и правое полушария мозга в каждую психическую функцию; различия в мозговой организации высших психических функций в левом и правом полушариях мозга. Существует три вида межполушарной асимметрии: моторная, сенсорная и психическая. Каждая из этих асимметрий отвечает за что – то свое.

В эмпирической части исследования были изучены моторная, сенсорная и психическая асимметрии. Анализ результатов тестов показал, что по моторной и сенсорной асимметриям вместе взятых в исследуемых классах больше левополушарных чем правополушарных детей подростков.

После анализа тестов, направленных на изучение психической асимметрии головного мозга, было выявлено, что в исследуемых классах больше правополушарных, чем левополушарных старшеклассников.

После всей проведенной исследовательской работы мы разработали рекомендации по провождению урока для каждого профиля. Также туда вошли упражнения по нейрофитнесу, для развития мозга, тренировки памяти и многого другого. Если учителя включат в провождение урока данные рекомендации, то это явно положительно отразится на учебной деятельности определенного профиля и класса в целом.

Библиографический список

  1. Александров С. Г. – “Функциональная асимметрия и Межполушарные взаимодействия головного мозга. Учебное пособие для студентов” / С. Г. Александров. – И.: ИГМУ, 2014 – 62с.

  2. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. – “Функциональные асимметрии человека” / Н. Н. Брагина., Т. А. Доброхотова. - М.: Медицина, 1981 – 201с.

  3. Самохин М.В.- Текст научной статьи по специальности “Клиническая медицина” / М.В. Самохин. - М.:, 2019 – 4с.

  4. Соколов E. H., доктор биологических наук, профессор; Чуприкова Н. И., доктор психологических наук, профессор – “Нейропсихология: 4-е издание”/

Е.Н. Соколов. – СПб.: Питер, 2005. — 496 с

  1. Кривобокова В.А. - “Физиология человека”/ В.А. Кривобокова. – К.: КГУ, 2018 – 86с.

  2. Красильников Г.Т., Косенко В.Г., Крачко Э.А., Агеев М.И, Шулькин Л.М., Косенко Н.А., Захарова-Макагон Я.А. – “ Психологическое и клиническое значение функциональной асимметрии головного мозга ”/ Г.Т. Красильников, В.Г. Косенко, Э.А. Крачко, М.И. Агеев, Л.М Шулькин, Н.А. Косенко, Я.А. Захарова-Макагон. – К.:, 2019 – 4с.

  3. Силина Е.А., Евтух Т.В., – “Межполушарная асимметрия и индивидуальные различия”/ Е.А.Силина, Т.В. Евтух – П.: РПО, 2005 – 138с.

  4. Кроткова О.А. – “Психофизическая проблема и асимметрия полушарий мозга”/ О.А. Кроткова – М.:, 2014 – 16с.

  5. Сиротюк А.Л., Думиникэ Ю.С – “Психофизиологическая основа индивидуальности человека в обучении и стрессе”/ А.Л. Сиротюк, Ю.С. Думиникэ - Т.: ТвГУ, 2015 – 10с.

Интернет источники

  1. https://lektsii.org/16-7892.html?ysclid=lf8jusp75867693425

  2. https://monographies.ru/ru/book/section?id=2682&ysclid=lf8jvub6yk711214600

Приложение 1

Химико – биологический профиль обучения

Рекомендации по организации урока и пространства

Нейрофитнес(упражнения)

  1. Ребенок должен чувствовать себя комфортно

  2. Урок должен быть насыщенный, яркий и познавательный

  3. Пространство должно быть организовано правильно:

    1. Цвет в кабинетах этого профиля должен быть спокойный и выжаренный, иногда даже холодный (фиолетовы, синий, голубой, серый, белый, зеленый и т.д.)

    2. Должны быть лаборантские помещения для практических работ

    3. Должны быть парные парты для командных работ

    4. Раздаточные и практические материалы

4.Также урок должен быть выстроен правильно:

4.2Информация должна быть рассказана в логической последовательности и с максимальной точностью

4.3 На данном направлении можно обойтись без визуализации

  1. Кулачки – Ладошки. Одна рука - ладонь, вторая – кулак, одновременно меняем положение рук – первая – кулак, вторая – ладонь, ритмично, доводя до автоматизма

  2. Два пальца. На одной̆ руке показываем мизинец, на другой̆ указательный̆ палец, хлопок, меняем положение рук, теперь на одной̆ руке указательный̆ палец, на другой̆ мизинец.

  3. Правая рука касается кончика носа, левая – мочки правого уха. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук.

  4. Кастрюлька – крышечка. Одна рука в кулаке вертикально («кастрюлька»), другая - «крышечка» - ложится на кастрюльку, поменяете положение рук с «точностью до наоборот». Действия четкие, ритмичные, доводим до автоматизма.

Просмотров работы: 28