Влияние цвета стен на эмоциональное состояние учеников

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние цвета стен на эмоциональное состояние учеников

Нестерова В.А. 1
1МБОУ СОШ №2 города Никольска Пензенской области
Чернова Н.Н. 1
1МБОУ СОШ №2 города Никольска Пензенской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 Здоровье является самым ценным для человека. Оно зависит от многих факторов: образа жизни, наследственности, состояния окружающей среды, системы здравоохранения.               

  Та среда, которая нас окружает, оказывает воздействие на наше здоровье. 

Ученики большую часть своего времени проводят в школе, именно поэтому   их   здоровье   зависит   от   состояния   школьных   помещений: запыленности, шумовой атмосферы, освещения, цветового оформления и т.д.    Цвет – один из факторов, определяющих состояния нашей психики. С   позиции   психогигиены   больше   внимания   следует   уделять   цветовому оформлению   школьных   помещений.   Правильный   цветовой   климат существенным образом влияет на эмоциональное состояние школьников, их самочувствие и работоспособность.

    1. Цель работы

  • Выяснить, как цвет стен влияет на эмоциональное состояние учеников

    1. Задачи

  • Изучить литературу о том, как цвет влияет на людей

  • Провести опрос среди учащихся 9 «А» класса и выяснить, в кабинете с каким цветом стен им комфортнее находиться

    1. Актуальность

В школе ученики проводят достаточно много времени. Учёные утверждают, что цвет окружающей среды может влиять на работоспособность, аппетит, эмоции, кровяное давление, внимание. Соответственно, стоит изучить, какой цвет и какое влияние оказывает на здоровье.

  1. Теоретическая часть

2.1 Психология цветов

2.1.1 Белый цвет

Белый цвет в психологии неоднозначен – у специалистов к нему двойственное отношение. Считается, что он является символом чистоты, открытости невинности. Но этим значение белого цвета не ограничивается – у многих он ассоциируется с отчужденностью, холодностью, скрытностью, высокомерием.

В большинстве случаев, в восприятии людей, белый все же интерпретируется как положительный цвет, символизируя справедливость, благочестие, добро.

В первую очередь цвет влияет на человека именно через ассоциации, характеризуясь завершенностью и неким совершенством. Он дает ощущение окончательного и абсолютного решения, новых возможностей, свободы, исчезновения препятствий. Для многих людей он является вдохновляющим, внушает определенную надежду.

Психологи отмечают, что избыток белого цвета может «подключить» его негативные характеристики – ассоциации с отстраненностью и так далее. В подсознании большинства людей значение белого цвета близко к «естественным» ассоциациям: натуральное дерево, лен, хлопок, экология. Впрочем, у некоторых он вызывает отрицательные эмоции, ассоциируясь с больницами и, следовательно, болезнями.

Какие чувства и ощущения вызывает этот цвет? В некоторых случаях он помогает убрать скованность. Он дает толчок к деятельности, дает силы для покорения новых вершин, притупляет страхи, чувство неуверенности. Созерцая белый, человек ощущает больше независимости и свободы. Избыток любого цвета раздражает и утомляет. Белый – не исключение. В интерьере его лучше применять в качестве дополнительного, а не основного тона.

2.1.2 Бирюзовый цвет

Бирюзовый имеет еще и другое название: цвет морской волны. Он ассоциируется с нежным морем, спокойствием, умиротворениемЦвет воспринимается как прохладный, чистый, влажный, таинственный и завораживающий. 

Бирюзовые оттенки активно используются во многих методиках лечения цветом. Ведь в своем спектре они имеют спокойные и умиротворяющие тона: зеленый и синий. Восприятие цвета морской волны благотворно влияет на общее эмоциональное состояние, успокаивает нервы, снижает влияние стрессовых факторов. Данный оттенок показывает хорошие результаты в качестве вспомогательного средства при многих болезненных состояниях как физиологических, так и психологических:

  • бирюзовый способен расслаблять мышцы глаз;

  • созерцание данного цвета успокаивает, помогает восстановлению положительной энергии;

  • оттенки бирюзы могут использоваться как экстренная вспомогательная помощь в стрессовых ситуациях, так как их восприятие довольно быстро снижает эмоциональное напряжение;

  • при длительных умственных нагрузках и переутомлении ультрамариновый помогает отдохнуть и восстановить силы;

  • регулярное созерцание цвета, особенно в осенне-зимний период, когда спектр оттенков за окном ограничен, поможет укрепить иммунитет и справиться с депрессией;

  • психологи и врачи применяют цвет морской волны для борьбы с бессонницей, беспокойством, навязчивыми страхами, апатией и тяжелыми угнетенными состояниями.

Бирюза связана с гармонией, спокойствием, балансом и уравновешенностью внутренней энергии. Психологи рекомендуют наблюдать ее оттенки для улучшения самоконтроля, снятия напряжения. А также этот цвет помогает улучшить память и концентрацию внимания.

Тон стимулирует творческую деятельность и воображение. Он способен вдохновлять на принятие креативных и неординарных решений. Считается, что цвет морской волны очень необходим тем, чья деятельность тесно связана с искусством и творчеством. Он помогает подпитывать фантазию и наполняет уверенностью в себе.

Однако специалисты в области психологии выявили и некоторые минусы чрезмерного созерцания оттенков бирюзы. В частности, слишком большое их количество в окружающей обстановке может привести человека к излишней отрешенности и закрытости. 

2.1.3 Голубой цвет

В большинстве научных источников тон считают успокаивающим, поэтому широко применяют при работе с психологически нестабильными и неуравновешенными личностями. Он быстро создает доверительную и комфортную атмосферу.

Голубой действует на психологическое состояние гораздо мягче, чем темные синий или фиолетовый, редко вызывает раздражение или дискомфорт, не надоедает. Несколько особенностей воздействия на общее состояние организма:

  • Небесный снижает раздражительность, недовольство, избавляет от агрессивности и неуравновешенности, дарит чувство безопасности и уверенности.

  • Он улучшает внимание и запоминание, настраивает мышление, помогает выстроить и упорядочить мысли.

  • Рождает гениальные необычные идеи, усиливает чувства, будоражит фантазию, призывает вдохновение.

  • Способен корректировать состояние больного с ментальными недугами. Устраняет бессонницу, фобии и неврозы, увеличивает стрессостойкость.

  • 2.1.4 Жёлтый цвет

Желтый цвет в психологии изучен достаточно хорошо. В частности, психологам известно, что его влиянию подвержено в первую очередь правое полушарие мозга, отвечающее за креативное мышление и поиск нестандартных решений. Это полезно учитывать людям, чья деятельность сопряжена со сложными творческими или инженерными задачами. Также желтый цвет повышает самооценку, даёт мотивацию, помогает более ясно увидеть цель и сосредоточиться на работе, повышает общий тонус и способствует ясности мысли.

При помощи желтого цвета ускоряется не только работа разума, но и обостряются чувства, уходит негатив, подрывающий веру человека в себя. Он дает толчок новым и разнообразным идеям, помогает быстрее сконцентрироваться и научиться правильно, с пользой для дела организовывать свою работу и досуг. Желтый цвет способен повысить смекалку и познавательный интерес у детей.

Под воздействием желтого цвета нервные и легковозбудимые люди быстрее приходят в равновесие, а склонные к апатии и депрессиям – выходят из кризиса, начинают действовать, творить, общаться с людьми.

Однако не нужно окружать себя жёлтым цветом полностью, поскольку его влияние на психику может оказаться слишком сильным. При продолжительном воздействии он способен нарушить психоэмоциональное равновесие и сделать человека вспыльчивым. Интересно, что данный эффект проявляется у мужчин заметно сильнее, чем у женщин.

2.1.5 Зелёный цвет

Зеленый цвет имеет огромное влияние на психику человека.

С помощью зелёного цвета можно избавиться от депрессивного состояния, тревожности, невроза и страхов. Он позволяет повысить устойчивость к стрессу, и успокоить вспыльчивый характер.

Зеленый цвет повышает работоспособность, заряжает энергией и поднимает настроение. Если в комнате будут зеленые стены, засыпать будет намного легче.

Зеленый цвет избавляет человека от тревожности и волнения. Он позволяет стать бодрым, и повысить тонус всего организма. Этот оттенок помогает расслабиться, и стать более уравновешенным.

Люди, которые часто сталкиваются с зеленым цветом, более жизнерадостные и спокойные. Им легко находить компромиссы и общий язык с окружающими.

2.1.6 Оранжевый цвет

У большинства людей данный цвет ассоциируется с весельем, теплом, энергией. Он способен достаточно резко повысить настроение, создавая ощущение праздника и даже вызывая прилив сил

Психотерапевты часто используют оранжевый цвет в качестве средства, улучшающего настроение и помогающего вывести человека из депрессии.

Значение оранжевого цвета определяется двумя его компонентами: желтым и красным. Если преобладает желтая составляющая, оранжевый цвет получается более спокойным, позитивным и умиротворяющим. При этом он ассоциируется с солнцем и солнечным цветом. Если же оттенок ближе к красному, то цвет ассоциируется с огнём, за счёт чего получается более энергичным и даже несколько агрессивным.

Данный цвет обладает стимулирующим эффектом. Он ускоряет метаболизм, поднимает настроение, добавляет человеку сил и провоцирует желание действовать незамедлительно.

Кроме того, оранжевый цвет мотивирует к занятиям спортом.

2.1.7 Розовый

По сути, розовый представляет собой светлый оттенок красного цвета – как будто красную краску смешали с белой. Поэтому он может вызывать противоречивые ассоциации. Психологи приписывают розовому цвету такие эффекты как:

  • создание ощущения свежести, домашнего уюта и спокойствия;

  • расслабляющее влияние, улучшающее качество отдыха;

  • создание непринужденной праздничной атмосферы.

Розовый цвет символизирует возрождение, пробуждение природы, цветение, появление новой жизни. Он способен повлиять на физическое состояние, улучшая кровообращение и благоприятно воздействуя на работу внутренних органов.

Этот нежный и мягкий цвет способен резко снизить уровень агрессии, почти моментально заставляя успокоиться разгневанного человека. Он создаёт непринуждённую атмосферу, повышает настроение и добавляет оптимизма, помогает справляться со стрессом от разочарований и несбывшихся надежд.

2.1.8 Серый цвет

Этот цвет относится к спокойным оттенкам.

Чаще всего цвет ассоциируется с безразличием, скукой, апатией, однообразием. Это цвет дождливого хмурого дня. Чем темнее оттенок серого, тем более угнетающие ассоциации он может вызывать. Также серый цвет связан с некоторой нейтральностью, посредственностью.

Серый цвет в психологии означает, прежде всего, спокойствие, так как действует на человека умиротворяюще. Он способен унять страсти, подарить человеку рассудительность.

2.2 Требования СанПиНа

Согласно статье 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" рекомендуется использовать следующие цвета красок: для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого.

3. Практическая часть

3.1. Опрос «На сколько вам комфортно находиться в кабинетах»

Ученикам 9 «А» класса были предложены анкеты, в которых нужно было оценить уровень комфорта во всех классах от 1 до 10.

1 – 3 балла – не комфортно

4 – 7 балла – нейтрально

8 – 10 – комфортно

В ходе опроса выяснилось, что:

1) в кабинетах с персиковым цветом

18% учеников чувствуют себя не комфортно

24% – нейтрально

58% - комфортно

2) в кабинетах с бирюзовым цветом стен

17% учеников чувствуют себя не комфортно

25% - нейтрально

58% - комфортно

3) в кабинетах с голубым цветом стен

4% учеников чувствуют себя не комфортно

48% - нейтрально

48% - комфортно

4) в кабинетах с жёлтым цветом стен

12% учеников чувствуют себя не комфортно

46% - нейтрально

42% - комфортно

5) в кабинетах с зелёным цветом стен

17% учеников чувствуют себя не комфортно

48% - нейтрально

35% - комфортно

3.2 Ассоциации

Ученикам 9 «А» класса были предложены карточки с названиями цветов, но обратной стороне каждый должен был написать ассоциации с этим цветом.

В ходе опроса выяснилось, что:

1) С белым цветом у учеников ассоциируются следующие слова: снег, лист, мороженое, подоконник, заяц, гриб, облако, вата, чистота, свет, свитер, зима, лампочка.

2) С бирюзовым цветом у учеников ассоциируются следующие слова: комфорт, море, рубашка, вода, бирюза, кофта, лето, пенал, браслет, тетрадь, платье.

3) С голубым цветом у учеников ассоциируются следующие слова: океан, небо, море, красивый, тетрадь, ветер, море, мягкий.

4) С жёлтым цветом у учеников ассоциируются следующие слова: солнце, цыплёнок, песок, звёзды, золото, апельсин, мандарин, цитрусовые, сыр, красивый, жизнь, картошка фри, лимон, фломастер.

5) С зелёным цветом у учеников ассоциируются следующие слова: трава, лес, водоросли, мармелад, мохито, лайм, парта, карандаш, согласие.

6) С коричневым цветом у учеников ассоциируются следующие слова: шоколад, кузов, земля, жук, книга, кофе, машина, шишка, кора, стол, медведь, какао, муравейник.

7) С красным цветом у учеников ассоциируются следующие слова: кровь, светофор, любовь, цветы, петух, огнетушитель, свет, власть, космос, роскошь, рубин, яблоко, красный флаг, строгость, мухомор.

8) С оранжевым цветом у учеников ассоциируются следующие слова: апельсин, мандарин, огонь, сок, любимый, успех, осень, пустыня, цитрусовые, морковь, яркий свет, радуга.

9) С розовым цветом у учеников ассоциируются следующие слова: свинка, барби, кукла, кварц, нежный, цветы, волосы, футболка, раздражение.

10) С серым цветом у учеников ассоциируются следующие слова: крылья, грусть, скука, мрак, волк, небо, пушистый, дымчатый, бетон, асфальт, заяц, серебро, камень, болезнь, спокойствие.

11) С синим цветом у учеников ассоциируются следующие слова: ручка, учебник, стены, иней, вода, море, пиджак, агат, тяжёлый, глубокий, океан, комфорт, джинсы, смелость, слёзы.

12) С фиолетовым цветом у учеников ассоциируются следующие слова: богатство, цветок, комфорт, радуга, красота, дорогой, сирень, фингал, милый, красивый, одежда, радость, искренность, виноград.

13) С чёрным цветом у учеников ассоциируются следующие слова: ночь, безразличие, элегантность, смерть, уголь, темница, темнота, портфель, пустота, одежда, спокойствие, тень, грязь.

3.3 Личное мнение учеников о кабинетах

1) Нравится ли Вам окраска стен в ваших кабинетах?

12 человек ответили «Да»

6 человек ответили «Нет»

5 человек затрудняются ответить

2) Сказывается ли цвет стен классов на Вашем настроении?

11 человек ответили «Да»

9 человек ответили «Нет»

3 человека затрудняются ответить

3) Какой класс для Вас наиболее привлекателен?

В кабинете русского языка и литературы (9 человек)

В кабинете математики (4 человека)

В кабинете информатики (4 человека)

В кабинете физики (4 человека)

В кабинете истории (2 человека)

4) Какого цвета стены классной комнаты Вы предпочитаете?

Персиковый (10 человек)

Мятный (8 человек)

Бежевый (5 человек)

5) Какие кабинеты школы Вы считаете уютными?

Кабинет русского языка и литературы (11 человек)

Кабинет физики (7 человек)

Кабинет черчения (3 человека)

Кабинет математики (2 человека)

6) В каком кабинете Вы чувствуете себя спокойно?

В кабинете русского языка и литературы (10 человек)

В кабинете английского языка (8 человек)

В кабинете истории (5 человек)

7) В какой цвет, по – вашему, должны быть окрашены кабинеты?

Персиковый (6 человек)

Бежевый (6 человек)

Белый (4 человека)

Светло – розовый (4 человека)

Светло – голубой (3 человека)

Заключение

В ходе исследований выяснилось, что ученикам более комфортно находиться в кабинетах с персиковым и бирюзовым цветом стен. Эти кабинеты ученикам кажутся более уютными.

Исходя из исследований и рекомендаций СанПиНа, можно сделать вывод, что кабинеты стоит оформлять в пастельных тонах.

Также по результатам опроса можно сделать вывод, что цвет стен влияет на настроение большей части учеников.

Соответственно, оформление кабинетов влияет на состояние учеников.

Литература

https://nemkova.pro/articles/psihologiya-czvetov/

https://vplate.ru/psihologiya-cveta/vliyanie-na-cheloveka/

https://econet.ru/articles/psihologiya-tsveta-kak-my-reagiruem-na-tot-ili-inoy-tsvet

https://skillbox.ru/media/design/psihologia-belogo/

https://heaclub.ru/belyj-cvet-v-psihologii-cheloveka-tyaga-k-belomu-harakteristika-cveta-chto-oznachaet-u-devushek-i-zhenshhin-muzhchin-detej-chto-simvoliziruet-belyj-cvet#i-2

https://mystroimmir.ru/psihologiya/cvet/biryuzovii.html

https://damienmilay.com/basis/goluboj-czvet-v-psihologii-znachenie-chto-simvoliziruet-harakteristika/

https://heaclub.ru/zheltyj-cvet-v-psihologii-cheloveka-tyaga-k-zheltomu-harakteristika-cveta-chto-oznachaet-u-devushek-i-zhenshhin-muzhchin-detej-chto-simvoliziruet-zheltyj-cvet

https://mystroimmir.ru/psihologiya/cvet/korichnevyj.html

https://dnevnik-znaniy.ru/psixologiya/krasnyj-cvet-v-psixologii-znachenie.html

https://dnevnik-znaniy.ru/psixologiya/oranzhevyj-cvet-v-psixologii-znachenie-vliyanie-na-cheloveka.html

https://dnevnik-znaniy.ru/psixologiya/rozovyj-cvet-v-psixologii.html

https://vplate.ru/psihologiya-cveta/serogo/

https://psiholoog.ru/cveta/seryj-cvet-v-psihologii

https://heaclub.ru/sinij-cvet-v-psihologii-cheloveka-tyaga-k-sinemu-chto-oznachaet-u-devushek-i-zhenshhin-muzhchin-detej-chto-simvoliziruet-sinij-cvet

https://dnevnik-znaniy.ru/psixologiya/fioletovyj-cvet-v-psixologii-znachenie-vliyanie-na-cheloveka.html

https://dnevnik-znaniy.ru/psixologiya/znachenie-chernogo-cveta-v-psixologii.html

https://psylogik.ru/91-belyj-cvet-v-psihologii.html

https://vplate.ru/psihologiya-cveta/biryuzovyj/

https://vplate.ru/psihologiya-cveta/goluboj/

https://dnevnik-znaniy.ru/psixologiya/zheltyj-cvet-v-psixologii.html

https://znanio.ru/media/issledovatelskaya_rabota_vliyanie_okraski_shkolnyh_pomeschenij_na_zdorove_shkolnika-140097

https://ses-control.ru/images/articles/sanpin-2-4-2-2821-10-akt-v-2019.pdf

Просмотров работы: 245