Санитарно-эпидемиологические правила в жизни современного школьника

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Санитарно-эпидемиологические правила в жизни современного школьника

Назарова А.А. 1Артамонова П.А. 2
1МБОУ "Красносельская СШ им. И.Н. Маркеева"
2МБОУ "Красносельская СШ им. И.Н. Маркеева"
Иванова Е.А. 1Бусарова Н.В. 2
1МБОУ "Красносельская СШ им. И.Н. Маркеева"
2Арзамасский фили ал ННГУ им. Н. И. Лобачевского
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В целях профилактики эпидемии COVID-19 для школьника очень важно соблюдать санитарно-эпидемиологические правила. Одними из важных составляющих данных правил являются: гигиеническая обработка рук с применением кожных антисептиков, проветривание коридоров, учебных кабинетов с регулярным обеззараживание воздуха, проведение генеральных уборок с использованием дезинфицирующих средств (СанПиН 1.2.3685-21).

Редко кто задумывается о микроорганизмах, которые в огромных количествах скапливаются на учебных поверхностях, электронных устройствах современного школьника. Нас заинтересовала эта проблема, что и послужило актуальностью исследования. Проблема исследования - наличие микроорганизмов, опасных для здоровья. Объект исследования – микрофлора помещений в школе и электронных принадлежностей современного школьника. Предмет исследования – степень загрязнения школьных помещений и поверхностей электронных устройств школьника.Нами выдвинута гипотеза исследования: предположим, что количество микроорганизмов в школьных помещениях и на электронных устройствах обучающегося уменьшается после дезинфекции. Цель нашей работы: проанализировать микрофлору школьных помещений, школьных принадлежностей и электронных устройств школьника. Для достижения цели поставлены с задачи: 1. Изучить состояние проблемы в литературе. 2. Провести экспериментальное наблюдения за бактериальными колониями на питательных средах. 3. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы. 4. Разработать практические рекомендации по необходимости ежедневной дезинфекции школьных помещений и электронных устройств в процессе обучения.

Глава 1. Обзор литературы

В процессе эволюции жизни на Земле сформировались два вида биологических субъектов – микро- и макроорганизмы, которые адаптировались к существованию в тесном контакте. Основная часть микроорганизмов принадлежит к группе бактерий, эти невидимые невооруженным глазом живые существа, повсюду. Мир бактерий весьма многочислен и разнообразен. Морфологически они различаются по форме, величине, взаимному расположению клеток, по наличию или отсутствию жгутиков и капсул, по способности клеток к спорообразованию. Морфологические признаки учитываются при определении систематического положения микроорганизмов. Традиционно считают, что по форме большинство из них бывают шаровидными (сферическими), палочковидными (цилиндрическими) и извитыми. Однако между основными формами имеются и переходные (коккобактерии и др.). Кроме того, существуют нитчатые формы бактерий, а также бактерии необычной формы: звездчатые, кольцевидные, треугольные, амебоидные, пластинчатые и другие (Бусарова, 2018).

Микроорганизмы обитают во всех природных средах и являются обязательными компонентами любой экологической системы и биосферы в целом (Пасечник, 1998).

Качественный и количественный состав микроорганизмов, обнаруживаемых в почве, воде, воздухе, на растениях, пищевых продуктах, в организме человека и животных, различен. Выяснение экологии микроорганизмов служит основой для понимания явлений паразитизма, природно-очаговых и зоонозных заболеваний, а также для разработки противопаразитических мероприятий в борьбе с различными инфекционными болезнями (Аникеев, Лукомская, 1983; Кашкин, Лисин, 1983).

Ученые из разных уголков мира выяснили, что больше всего микроорганизмов встречается на: компьютерных клавиатурах, телефонных трубках, на поручнях общественного транспорта. Согласно исследованиям американских микробиологов, на экранах современных смартфонов живет почти семь тысяч видов бактерий из которых 80 % в данный момент присутствуют на руках его владельца. Среди них богатый выбор – от сальмонелл и кишечной палочки до стрептококков и золотистых стафилококков. Кишечная палочка, патогенные штаммы которой вызывают желудочно‑кишечные расстройства, перитонит. Синегнойная палочка при попадании в организм вызывает воспаление тонкой кишки или цистит, сальмонелла – возбудитель брюшного тифа, сальмонеллеза. Стрептококки – большой род бактерий, способных жить практически в любых органах и тканях человека, нарушая их работу, вызывая острые воспаления. Штаммы золотистого стафилококка провоцируют системные инфекции, вплоть до  сепсиса (Справочник. Санитарная микробиология, 1998).

Длянакопления,выделения,культивированияисохранениямикроорганизмовпользуются разными питательнымисредами,которыене толькосодержатпитательные вещества,нои являются средой обитания микроорганизмов. Используемая в микробиологии – колониеобразующая единица (КОЕ), дает возможность оценивать количество жизнеспособных бактерий или грибковых клеток в образце (Гусев, Минеева, 2004 )

Глава 2. Материал и методы исследования

Для проведения эксперимента нами был использован микробиологический метод (Бусарова, 2018). На первом этапе было проведено культивирование клеток. Рассев смывов с поверхностей на 5 сред для улучшения качества проводимого исследования: 1. МПА – мясопептонный агар (используется для изучения свойств различных микроорганизмов); 2. ЖМС – желточно-молочно-солевой агар (избирательная среда для стафилококков); 3. Среда Плоскиревакрасная прозрачная среда для энтеробактерий); 4. Кровяной агар (красно-коричневого цвета) – для выделения прихотливых микроорганизмов, стрептококков, возможность для выявления гемолитических свойств (способность под действием ферментов расщеплять гемоглобин). 5. Среда Сабуро агар – желто-прозрачная среда (используется для роста дрожжевых и плесневых грибов).

Рассев проб воздуха школьных помещений седиментационным методом проводился на среду МПА.

Используемые среды были получены из лаборатории филиала ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области в городском округе город АрзамасАрзамасском, Ардатовском, Вадском, Дивеевском районах, городском округе город Первомайск».

Были взяты смывы: №1 с поверхности рук; №2 с поверхности рук после обработки антисептиком; №3 с поверхности школьного стола по окончании учебного дня; №4 с поверхности школьного стола после обработки антисептиком; №5 с клавиатуры компьютера по окончании учебного дня; №6 с клавиатуры компьютера после обработки антисептиком; № 7 с телефона по окончании учебного дня; №8 с телефона после обработки антисептиком; №9 с компьютерной мышки по окончании учебного дня; №10 с компьютерной мышки после обработки антисептиком.

Пробы воздуха: №11 школьный коридор в конце учебного дня; №12 учебный класс в конце учебного дня; № 13 школьный коридор после работы рециркулятора и обработки помещения школьный коридор в конце учебного дня; №14 учебный класс после работы рециркулятора и обработки помещения.

Обработка поверхностей проводилась дезинфектором воздуха и «СЕПТИЗА» (см. Приложение, рис. 1). Пробы помещались в термостат на 5 суток.

На втором этапе, рассматривая выросшие колонии в проходящем свете невооруженным глазом (макроскопически) и с помощью лупы, были посчитаны и описаны.

Глава 3. Результаты и их обсуждение

Смывы и пробы были высеяны в октябре 2021 года, после чего был проведен количественный анализ колониеобразующих единиц (КОЕ) микроорганизмов. Всего было исследовано 5 смывов в двухкратной повторности на 5 видах питательных сред и 2 пробы воздуха в двухкратной повторности на одной питательной среде. Полученные результаты занесены в таблицы 1,2,3 (см.Приложение, рис. 5).

Как видно из таблицы 1 в конце учебного дня до обработки поверхностей (см.Приложение, рис. 2) в пробах: № 1 (поверхность рук) КОЕ выявлены на средах МПА-3, ЖМС-36 (вероятно стафилококки), Кровяной агар-31 (возможны стрептококки) (табл. 3). Форма колоний шаровидные; средние размеры, серовато-матовые колонии, профиль-выпуклый, поверхность – гладкая, край-гладкий, полупрозрачные, структура-однородная.

Таблица 1

Результаты смывов с разных поверхностей

проб

Среда/Рисунок/

Сабуро агар

МПА

ЖМС

Плоскирева

Кровяной агар

1/2

         

3/4

         

5/6

         

7/8

         

9/10

         

Таблица 2

Результаты проб воздуха

Номер пробы

Рисунок

Номер пробы

Рисунок

11

 

13

 

12

 

14

 

Таблица 3

Количественный состав (КОЕ) микроорганизмов

Номер пробы

(в конце учебного дня/

после обработки антисептиком)

Среда

Общие количество

на всех средах

Сабуро агар

МПА

ЖМС

Плоскирева

Кровяной агар

1/2

0/ 0

3/0

36/ 0

0/ 0

31/ 0

70/0

3/4

4/0

5/ 2

4/ 2

0/ 0

7/ 0

20/4

5/6

5/ 0

0/ 0

0/ 0

0/ 0

5/ 0

10/0

7/8

0/ 0

1/ 0

3/ 0

0/ 0

2/ 1

6/1

9/10

1/ 0

0/ 0

0/ 0

0/ 0

8/ 0

9/0

11/13 (проба воздуха)

27/3

 

12/14(проба воздуха)

12/3

 

3 (поверхность учебного стола) на среде Сабуро агар - 4 КОЕ обнаружены крупные колонии круглой формы сфестончатым краем, цвет: от желто - оранжевого до белого, профиль колоний-бугристый, поверхность-шероховатая, край колоний-волнистый, непрозрачные, структура-волокнистая (плесневые грибы). На среде МПА - 5, ЖМС-4 и Кровяной агар -7 (табл. 3). Форма - шаровидные (воможны стафилакокки и стрептококки), средние размеры, серовато-матовые колонии, профиль колоний-выпуклый, поверхность-гладкая, край колоний-гладкий, полупрозрачные, структура-однородная. № 5 (клавиатура ПК) на среде Сабуро агар 5 КОЕ (плесневые грибы). Форма: ризоидная, крупные. Цвет: от желто - оранжевого до кремового, профиль колоний-бугристый, поверхность-шероховатая, край – волнистый, непрозрачные, структура-волокнистая. На Кровяном агаре -5 КОЕ. Форма шаровидная; мелкие,серовато-матовые колонии, профиль – выпуклый, поверхность – гладкая, край гладкий, полупрозрачные, структура-однородная (возможно стрептококки) (табл. 3). №7 (поверхность телефона) на средах МПА- 1 КОЕ , ЖМС- 3 КОЕ и Кровяном агаре - 2 КОЕ. Форма колоний: шаровидная; мелкие, серовато-матовые, профиль – выпуклый, поверхность-гладкая, край – гладкий, полупрозрачные, структура-однородная. № 9 (поверхность компьютерной мыши) на средах Сабуро агар -1 КОЕ (дрожжи) и Кровяной агар – 8 КОЕ (стрептококки).Форма колоний шаровидная мелкие, серовато-матовые, профиль-выпуклый, поверхностьгладкая, крайгладкий, прозрачные, структура-однородная.

В пробах воздуха школьных помещений в конце учебного дня на среде МПА обнаружено: №11 (школьный коридор) - 27 КОЕ; №12 учебный класс - 12 КОЕ. Колонии шаровидной формы, средние размеры, серовато-матовые, профиль-выпуклый, край-гладкий, полупрозрачные, структура-однородная.

После обработки поверхностей (табл. 3)дезинфектором воздуха и «СЕПТИЗА» в пробах№ 2 (поверхность рук), №6(клавиатура ПК) и №10 (поверхность компьютерной мыши) колонии не обнаружены. В пробах 4 (поверхность учебного стола) число колоний сократилось: МПА-2 КОЕ, ЖМС-2 КОЕ. Проба №8 (повехность телефона)на среде Кровяной агар - 1 КОЕ (прозрачная) (Приложение, рис. 3).

Что наблюдалось и в пробах воздуха школьных помещений после обработки рециркулятором и влажной уборки помещений: №13 (школьный коридор) – 3 КОЕ; №14 (учебный класс) – 3 КОЕ.

Во всех смывах не выявлены колонии на среде Плоскирева, следовательно энтеробактерии, среди которых большое число опасных для человека видов, отсутствуют. Достаточное количество прихотливых микроорганизмов обнаружены на среде - Кровяной агар. Колонии на питательной среде Сабуро агар выявлены на поверхностях учебного стола и клавиатуре ПК – на данной среде активно растут дрожжевые и плесневые грибы. Таким образом, наибольшие количество колоний в конце учебного дня обнаружено в пробах №1 (поверхность рук), №3 (поверхность учебного стола), №11 (воздух школьного коридора).

В пробах воздуха школьных помещений №12 и 13 преобладают в основном точечные КОЕ до 1 мм. На основании подсчёта колоний , выросших в чашках Петри, была проведена оценка содержания микроорганизмов в 1 м3.

Зная, что за 5 мин. при спокойном состоянии воздуха на площадь 1дм2 падает столько бактерий, сколько их содержится в 10 л воздуха, можно произвести количественный учет бактерий. Для этого необходимо: 1) определить площадь питательной среды в чашки Петри по формуле πr2; 2) вычислить количество колоний на S = 1дм2; 3) пересчитать количество бактерий на 1м3 воздуха.

Определение пробы №1 после школьных занятий: в чашке Петри пробы №11 диаметром 10 см выросло 27 колоний. Определяем плотность питательной среды πr2. 3,14۰(5Х5) =78,5 см2. Вычисляем количество колоний на S = 1дм2 = 100 см2 18 колоний => 78,5см2. Составляем пропорцию:

Х колоний=>100см2, 27 колоний - 78,5 см. 2=27۰100/78,5=23 колонии. Далее вычисляем количество бактерий на 1 дм2 воздуха=1000 л. Содержащиеся 23 колонии бактерий на S = 1дм2 соответствуют V = 10 л воздуха. Чтобы узнать количество микроорганизмов в 1м3 воздуха составляют пропорцию: 23 => 10 X => 1000 X = (23۰1000)/10 = 3400 бактерий в 1 м3.

По аналогии произвели расчеты показателей проб №12 (15 колоний). В пробах воздуха №13 и №14 (после работы рецеркулятара и влажной уборки помещений) количество колоний резко уменьшается. Результаты поместили в таблицы № 4,5 и графические в приложение, рис. 4.

Таблица 4

Количественный учёт микрофлоры школьных помещений после завершения школьных занятий

Исследуемая проба

Число колоний на 1 дм2 поверхности
агаровой пластинки

Число бактерий на 1 м3 воздуха

(норма 4500 в зимний период)

№11 (школьный коридор)

27

3400

№12 (учебный класс)

12

1500

Таблица 5

Количественный учёт микрофлоры школьных помещений после обработки рецеркулятором и влажной уборки помещений

Исследуемая проба

Число колоний на 1 дм2 поверхности
агаровой пластинки

Число бактерий на 1 м3 воздуха

№13 (школьный коридор)

3

400

№14 (учебный класс)

3

400

По результатам исследования, нами разработаны практические рекомендации по ежедневной дезинфекции школьных помещений и электронного оборудования в течение учебного дня (см.Приложение, рис. 6).

Гипотеза исследования подтверждена: количество микроорганизмов в школьных помещениях и на электронных устройствах обучающегося уменьшается после дезинфекции.

Заключение

  1. В результате проведенного эксперимента установлено, что количество микроорганизмов школьных помещений, учебных поверхностей изменяется в зависимости от условий образовательной деятельности современного школьника.

  2. Выявлено преобладание КОЕ микроорганизмов в конце учебного дня до дезинфекции на поверхностях рук школьника и с учебного стола, а так же в пробах воздуха в школьным коридоре.

  3. В смывах не выявлены колонии на среде Плоскирева, следовательно энтеробактерии, среди которых большое число опасных для человека видов, отсутствуют. Достаточное количество микроорганизмов обнаружено на средах: кровяной агар (характерна для стрептококков) и ЖМС (характерна для стафилококков), отмечены так же колонии на среде Сабуро, что говорит о наличии дрожжевых и плесневых грибов.

  4. Установленное количество микроорганизмов в 1м3 воздуха в исследуемых помещениях соответствует норме в зимний период времени.

  5. Установлено, что после обработки рецеркулятором воздуха учебных помещений и дезинфектором «СЕПТИЗА» поверхностей, отмечается уменьшение или полное отсутствие микроорганизмов.

  6. Разработаны практические рекомендации по необходимости ежедневной дезинфекции школьных помещений и электронного оборудования в процессе обучения.

Список литературы

  1. Аникеев В.В., Лукомская К.А. Руководство к практическим занятиям по микробиологии. - М.: “Просвещение”, 1983. – 232 с.

  2. Гусев М. В., Минеева Л. А.. Микробиология. Третье издание. – М.: Рыбари, 2004 – 240 с.

  3. Кашкин П.Н, Лисин В.В. Практическое руководство по медицинской микологии. – Л.: Медицина, 1983. – 176 с.

  4. Микробиология:руководствоклабораторнымзанятиям.Учебно-методическоепособие.Составитель:БусароваН.В.–Арзамас:АрзамасскийфилиалННГУ, 2018.– 76с.

  5. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология, 9 кл. – М.: Дрофа, 1998 – 156 с.

  6. СанПиН 1.2.3685-21 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”

  7. Справочник. Санитарная микробиология, Министерство здравоохранения ГМА им. Мечникова И.И., С-П, 1998. – 276 с.

Приложение

     
     
     
     

Рис.1. Взятие проб

Рис.2 Количественный состав микроорганизмов с поверхности по завершению учебного времени

Рис.3 Количественный состав микроорганизмов с поверхности после обработки антисептиком

Рис.4 Число бактерий воздуха на 1 м3 воздуха

(норма 4500 в зимний период)

Рис.5 Общие количество колоний на питательных средах

Просмотров работы: 21