Выявление степени загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами автотранспорта с учетом автотранспортной нагрузки

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Выявление степени загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами автотранспорта с учетом автотранспортной нагрузки

Полякова А.М. 1
1ФГБОУ ВО Курский государственный медицинский университет Минздрава России медико-фармацевтический колледж
Ивлева Е.В. 1
1ФГБОУ ВО Курский государственный медицинский университет Минздрава России медико-фармацевтический колледж
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы. До середины двадцатого столетия человечество не обращало внимание на состояние окружающей среды, которое ухудшилось в результате индустриализации (роста городов, развития промышленности и производства) и не применяло никакие меры по ее улучшению. Лишь в 60-х годах прошлого века люди поняли, что от состояния окружающей среды зависит качество жизни человека. В результате в современном мире в почве, воде и воздухе содержание вредных веществ с годами увеличивается. В крупных городах основным источником вредных веществ в атмосфере является автомобильно-дорожный комплекс. По некоторым оценкам среди источников загрязнения воздуха 50-80% приходится на автотранспорт. По другим данным автотранспорт является источником 30-70% общей массы выбросов. Таким образом, 40-75% загрязняющих веществ, попадающих в атмосферу, приходится на автотранспорт.

Так как люди в основном проживают в городах, то происходит заполнение всей территории города транспортом, и вследствие этого образуется зона повышенной концентрации вредных веществ. Особенно много токсичных веществ накапливается в воздухе на перекрестках городских улиц, на вынужденных стоянках при «холостой» работе двигателей (светофоры, «пробки» в часы пик). Некоторые из этих веществ оседают на дорогах, а другие - поднимаются в воздух, накапливаются в атмосфере и выпадают с осадками, загрязняя почву и воду.

Учитывая выше сказанное, исследование проблем автотранспортной нагрузки и степени загрязнения воздуха выхлопными газами является актуальным и с экологической, и с медицинской точки зрения.

Цель исследования: выявить степень загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами автотранспорта возле медико-фармацевтического колледжа КГМУ.

Задачи исследования:

1. Произвести учет и анализ автотранспортной нагрузки территории возле медико-фармацевтического колледжа;

2. Рассчитать количество вредных веществ, выбрасываемых в воздух;

3. Оценить экологическое состояние микрорайона колледжа по состоянию хвоинок сосны обыкновенной;

4. Провести исследование деревьев, растущих вдоль изучаемых улиц, на содержание ионов свинца.

5. Осуществить анализ наличия зеленых насаждений вокруг МФК КГМУ и разработать практические рекомендации.

Научная гипотеза. Предполагаем, что атмосферный воздух в районе медико-фармацевтического колледжа загрязнен выхлопными газами автотранспорта, что сказывается не только на качестве воздуха, но и на состоянии растений, растущих вокруг колледжа.

Объекты исследования:

1) атмосферный воздух;

2) растения (сосна обыкновенная);

3) опавшая листва.

Предметы исследования: состояние хвоинок сосны обыкновенной, ионы свинца.

Методы исследования. В данной работе были использованы методы анализа информационно-теоретической базы, классификации и обобщения тематического материала, сравнительно-анализирующие методы, обработка статистических данных. В практической части применялись экспериментальные исследования, аналитические методы и разработка рекомендаций и предложений.

Научная новизна: было подсчитано количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу различными автомобилями (легковыми, грузовыми, работающими на дизельном топливе), в течение часа возле медико-фармацевтического колледжа.

Практическая значимость работы заключается в том, что данные исследования представляют собой, прежде всего, информативную ценность для обучающихся и преподавателей нашего колледжа. Результаты работы можно будет использовать на практических занятиях по дисциплинам «Гигиена и экология человека», «Экология», «Биология», «Основы патологии». А также, проведенные исследования могут лечь в основу общих учебно-методических разработок, положений, санитарных правил, гигиенических требований и правил, направленных на оздоровления сотрудников и обучающихся медико-фармацевтического колледжа КГМУ, что позволит сделать вклад в реализацию профилактических мероприятий.

Атмосферный воздух – это среда, которая окружает человека постоянно, через которую удовлетворяются его первейшие жизненные потребности. Роль воздуха в возникновении и лечении болезней подчеркивал Гиппократ. Ф.Ф. Эрисман отмечал, что любые изменения физических или химических свойств воздуха легко отражаются на самочувствии человека, нарушая гармоническое равновесие нашего организма, т.е. здоровья.

Экологическая роль воздушной среды для человека заключается в следующем:

1. воздух доставляет организму кислород;

2. принимает углекислый газ и газообразные продукты обмена;

3. влияет на терморегуляцию;

4. через воздух на организм действуют солнечные лучи;

5. воздух – резервуар вредных газов, взвешенных веществ и микробов, действующих на человека.

Выхлопные газы – продукт работы двигателей внутреннего сгорания, и, учитывая стремительный рост количества транспорта за последние 50 лет и, в частности, прирост личного автотранспорта в городах, выхлопные газы в воздухе городов обосновались всерьез и надолго, а количество их только растет.

Важно знать, что лишь один автомобиль способен всего лишь за сутки поставить в воздух около килограмма таких вредных соединений. Большее вредное влияние здоровью человека, растительности, животным, а также почве и водным ресурсам оказывают машины, двигатели которых работают на дизеле, нежели на бензине или газе, при этом вырабатывается большее количество сажи.

Согласно статистике, грузовые машины и автобусы вырабатывают больше выхлопных газов, нежели легковые автомобили. Этот факт напрямую связан с режимом работы и объемами двигателей внутреннего сгорания автомобилей.

Так, например, легковая машина дает за сутки порядка 220 мг/м3 угарного газа, автобус 230 мг/м3, а небольшой грузовик целых 500 мг/м3. Легковушка дает 45 мг/м3 оксида азота, автобус 18 мг/м3, а небольшой грузовик – 70 мг/м3. Также автобус, в отличие от легковушки, постоянно выбрасывает в воздух оксиды серы, углерода и соединения свинца.

Выхлопные газы автомобилей – это сочетание двухсот-трехсот химических соединений, которые являются достаточно вредными для организма человека. Они получаются при сгорании различного автомобильного топлива и отходят в открытую атмосферу. Наибольший объем токсинов присутствует в выхлопных газах, когда двигатель работает на холостом ходу и на сниженных скоростях. При таких режимах происходит плохое выгорание топлива и отход несгоревших элементов топлива в количестве более чем в десять раз превышающем выхлопы при стандартном режиме автомобиля.

Кроме того, автотранспорту, как источнику загрязнения воздушной среды присущ ряд отличительных особенностей: [1]

А) Численность автомобилей очень быстро увеличивается, соответственно растет выброс вредных продуктов.

Б) В отличии от промышленных источников загрязнения, автотранспорт не привязан к определенным площадкам, и, как правило, не изолирован от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Автомобиль – движущийся источник загрязнения, негативное воздействие которого распространяется на жилые районы, места отдыха и т.п.

В) Автомобильный выброс распространяется на уровне дыхания человека и его рассеяние в условиях городской застройки, затруднено.

Г) Увеличение количества взвешенной в воздухе и осевшей на поверхности пыли объясняется также повышенным износом асфальтового покрытия автомобильных дорог вследствие применения шипованных шин.

Д) Наибольшее количество загрязняющих веществ выбрасывается при быстром разгоне автомобиля, а также при движении с малой скоростью, а выбросы углеводородов и оксидов углерода наиболее высоки при торможении и на холостом ходу, выбросы оксидов азота особенно высокие при разгоне. Соответственно, автомобили особенно сильно загрязняют воздушную среду при частых остановках и при движении с малой скоростью [6].

Содержание основных химических веществ в выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания меняется в зависимости от типа двигателя, бензиновый или дизельный, однако основной набор остается прежним (табл. 1). При работе двигателя на этилированном бензине в составе выхлопных газов присутствует свинец, а у двигателей, работающих на дизельном топливе - сажа.

Таблица 1. Химический состав выхлопных газов автомобиля

Компонент

Объемная доля в бензиновом двигателе, %

Объемная доля в дизельном двигателе, %

Токсичность

Азот N2

74–77

76–78

нетоксичен

Кислород O2

0,3–8

2–18

нетоксичен

Водоро́д Н2

0 – 5,0

-

нетоксичен

Водяной пар H2O

3–5,5

0,5–4

нетоксичен

Диоксид углерода СО2

5–12

1–10

нетоксичен

Оксид углерода (CO – угарный газ)

0,5–12

0,01–5

токсичен

Углеводороды CхHу

0,2–3

0,009–0,5

токсичны

Альдегиды

0–2

0,001–0,009

токсичны

Диоксид серы SO2

0–0,002

0–0,03

токсичен

Сажа, г/м3

0–0,04

0,1–1,1

Канцерогены

Бензапирен, г/м3

0,01–0,02

0–0,01

Канцерогены

Как видно из таблицы, в состав выхлопных газов достаточно разнообразен, и большая часть компонентов токсична. По химическому составу и свойствам, а также характеру воздействия на организм человека их подразделяют на группы.

Это нетоксичные вещества (азот, кислород, водород, водяной пар, углекислый газ и другие естественные компоненты атмосферного воздуха).

Таблица 2. Влияние выхлопных газов автомобилей на здоровье людей

Вредные вещества

Последствия воздействия на организм человека

Окись

углерода

(СО)

Препятствует адсорбции кровью кислорода, что ослабляет мыслительные способности, замедляет рефлексы, вызывает сонливость и может стать причиной потери сознания и летального исхода

Окислы

азота

(NхОх)

Увеличивают восприимчивость организма к вирусным заболеваниям (типа гриппа), раздражают легкие, вызывают бронхит и пневмонию, отек легких

Сернистый ангидрит (SO3)

Раздражает слизистую оболочку органов дыхания, вызывает кашель, нарушает работу легких; снижает сопротивляемость к простудным заболеваниям; может обострить хронические заболевания сердца, а также вызывает бронхит

Cвинец

(Pb)

Способствует появлению отклонений в функционировании половой системы, дефектов у новорожденных, замедлению развития детей с самого раннего возраста, вызывает бесплодие, спонтанные аборты и другие нарушения

Сажа

Опасность сажи заключается в адсорбции на своей поверхности канцерогенов

Бенз(а)пирен

Относится к супертоксикантам, вызывающий ─ новообразования

Анализ таблицы 2 показал, что вследствие содержания в выхлопных газах автотранспорта вредных и даже ядовитых веществ, а также при постоянном действии таких элементов на органы человека, способствует возникновению гипоксии, приводящее удушью в следствие накопления угарного газа, раздражающий эффект слизистых оболочек дыхательной и пищеварительной системы, заболевания легких, снижение сопротивляемости организма к простудным инфекциям, интоксикация, появление новообразований и др. Свинцовое отравление даже на ранних стадиях влияет на головной мозг, в результате чего у детей снижается интеллект, нарушается координация движений, ухудшается слух и память.

В первой части работы определили количество выхлопных газов, поступающих в атмосферу от автотранспорта. Участок исследования расположен возле медико-фармацевтического колледжа во время большой перемены (12.00 часов).

Согласно методическим указаниям «Расчёт выбросов вредных веществ в окружающую среду при сжигании углеродсодержащего топлива» (ФГБОУ ВО «Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина»), в таблице 3 представили расчеты о количествах вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу одним автомобилем (в гр.).

Таблица 3. Количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу одним автомобилем (в граммах)

Химические соединения

Грузовики

Легковые

СО

502,2

225,8

NO2

70,4

43,8

С

19,3

-

SО2

4,5

-

Рb

0,2

0,27

За один час по улице Карла Маркса 68/69 проехало:

- грузовиков – 23,

- легковых автомобилей – 485,

На основании результатов таблицы и количественных подсчетов проехавшего автомобильного транспорта на указанном участке дороги, в таблице 4 представлены следующие данные.

Таблица 4. Количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу автотранспортом (в килограммах)

Химические соединения

Грузовики

Легковые

Итого

СО

11,6

109,5

121,1

NO2

1,62

21,2

22,82

С

0,45

-

0,45

SО2

0,10

-

0,10

Рb

0,05

0,13

0,18

Анализ таблицы 4 показал, что в атмосферу автотранспортом выбрасывается большое количество вредных веществ. Среди них выделяют окись углерода – больше 121 кг, диоксид азота – более 22 кг, углерод, сернистый газ и свинец, количество которых представлено в таблице.

Колоссальное влияние на количество выбросов (не считая сжигания топлива и времени) играет организация движения автомобилей в городе (значительная часть выбросов происходит в пробках и на светофорах).

Таким образом, территория в районе расположения медико-фармацевтического колледжа загрязнена в большей степени такими вредными веществами, как угарный и бурый газы, свинец и другие.

В связи с этим, мы решили определить состояние хвои сосны обыкновенной для оценки загрязненности атмосферы.

В незагрязнённых лесистых экосистемах основная масса хвои сосны здорова, не имеет повреждений, и лишь малая часть хвоинок имеет светло-зелёные пятна и некротические точки микроскопических размеров, равномерно рассеянные по все поверхности. В загрязнённой атмосфере появляются повреждения и снижается продолжительность жизни хвои сосны.

Методика индикации чистоты атмосферы по хвое сосны состоит в следующем. С нескольких боковых побегов в средней части кроны 5 – 10 деревьев сосны в 15 – 20-летнем возрасте отбирают 100 - 200 пар хвоинок второго и третьего года жизни.

Анализ хвои проводили в колледже. Вся хвоя делится на три части (неповреждённая хвоя, хвоя с пятнами и хвоя с признаками усыхания), и подсчитывалось количество хвоинок в каждой группе. Данные заносили в таблицу с указанием даты отбора проб на каждом участке. Полученные результаты сравнивали с результатами прошлых лет. Делается вывод об изменении загрязнения атмосферы. На рисунке 1 показаны различные состояния хвои сосны.

1 2 3 4 5 6

Рисунок 1. Повреждение и усыхание хвои сосны: 1- хвоинки без пятен; 2,3 – с черными и желтыми пятнами; 4,5,6 – хвоинки с усыханием

Таблица 5. Результаты исследования

№ п/п

Повреждение и усыхание хвоинок

Номера ключевых участков

1

2

1

Дата отбора проб

ноябрь

декабрь

2

Общее число обследованных хвоинок

100

100

3

Количество хвоинок с пятнами

40

42

4

Процент хвоинок с пятнами

40%

42%

5

Количество хвоинок с усыханием

18

20

6

Процент хвоинок с усыханием

18%

20%

7

Количество хвоинок без нарушения

42

38

8

Процент хвоинок без нарушения

42%

38%

Рисунок 2. А) Без пятен, Б) С мелкими пятнами, В) С чёрными пятнами, сухие

Анализируя данные эксперимента состояния хвои сосны для оценки, загрязнённости атмосферы можно сделать вывод, что на территории микрорайона расположения колледжа атмосфера загрязнена оксидами серы. Масса хвои сосны здорова, то есть не имеет повреждений, пятен, следов усыхания, что составляет в среднем 42% и 38%. Так, 40% - 42% хвоинок имеет светло – зелёные пятна и некротические точки, 18% - 20 % хвоинок с явным усыханием. Хвойные (сосна, ель) имеют повышенную чувствительность к диоксиду серы.

Проведя оценку повреждения и усыхания хвои, собравшей для исследования с территории медико-фармацевтического колледжа (таблица 6) выявили,

Таблица 6. Классы повреждения и усыхания хвои

Классы повреждения и усыхания хвои

1

2

3

хвоинки без пятен

хвоинки с небольшим числом мелких пятен

хвоинки с большим числом черных и желтых пятен, некоторые из них крупные - во всю ширину хвоинки.

42 - 38

40-42

18-20

нет сухих участков

1 класс

усох кончик

2 класс усыхания

вся хвоинка жесткая или более половины ее длины - сухая.

4 класс усыхания

Классы повреждения хвои: 1- хвоинки без пятен; 2-хвоинки с небольшим числом мелких пятен; 3-хвоинки с большим числом черных и желтых пятен, некоторые из них крупные - во всю ширину хвоинки.

Классы усыхания хвои: 1- нет сухих участков; 2- усох кончик 2-5 мм; 3- усохла треть хвоинки; 4- вся хвоинка жесткая или более половины ее длины — сухая.

Исследование показало, что 42-38 хвоинки относятся к 1 классу повреждения и усыхания, 40-42 – ко 2 классу повреждения и усыхания, 18 – 20 - к 3 классу повреждения и 4 классу усыхания. Вывод: 38-42% хвоинок без повреждений, без пятен, здоровые, следовательно, на территории МФК КГМУ состояние хвойных неудовлетворительное и атмосфера достаточно загрязненная, о чём свидетельствуют данные наблюдения.

Сосна обыкновенная, также как и все хвойные породы деревьев, образует на хвое слой воска для защиты от этого газа. Чем сильнее загрязнен воздух, тем больше слой воска на иголках. Кроме того, загрязнение атмосферного воздуха вызывает неправильное формирование кроны и образование некротических пятен, а также полный некроз хвои. В связи с вышесказанным, решили определить количество воска на хвое. Для этого было сделано:

1. Собрано по 10 хвоинок с сосен, произрастающих вокруг колледжа;

2. Помещены они в пробирки, залиты равным количеством дистиллированной воды;

3. С помощью спиртовки нагреты пробирки и прокипячены в течение 5 минут;

4. Оценено, визуально сравнивая с чистой водой, степень помутнения воды в пробирках. (Степень помутнения воды в пробирках пропорциональна количеству воска на хвое) (таблица 7, рисунок 3).

Таблица 7. Определение количества воска на хвое

Проба 1

Проба 2

Проба 3

Хвоинки + вода =

кипячение

Хвоинки + вода =

кипячение

Хвоинки + вода =

кипячение

Слабое, незначительное помутнение

Помутнение

Помутнение

Рисунок 3. Определение количества воска на хвое

Эксперимент показал, что в пробах № 2 и № 3 наблюдается помутнение воды, следовательно, количество воска на хвое достаточное, что говорит об его загрязнении.

Как отмечалось ранее, один из загрязнителей атмосферного воздуха автотранспортом – это свинец. По степени воздействия на живые организмы свинец отнесен к классу высокоопасных веществ наряду с мышьяком, кадмием, ртутью, селеном, цинком, фтором и бензапиреном (ГОСТ 17.4.1.02-83).

Свинец необычайно пагубно влияет на многие процессы в организме человека. Он вызывает обширные патологические изменения в нервной системе, крови, сосудах, активно влияет на синтез белка, энергетический обмен клетки и ее генетический аппарат. Свинец подавляет ферментативные процессы превращения порфиритов и кровообразование, различные АТФазы. Он угнетает окисление жирных кислот, нарушает белковый, липидный и углеводный обмены, способен замещать кальций в костях. Свинец нарушает деятельность сердечно-сосудистой системы, вызывая изменения электрической и механической активности сердечной мышцы, морфологические и биохимические изменения в миокарде с признаками сосудистой дегенерации, повреждения мышечной стенки сосудов и нарушение сосудистого тонуса. Органические соединения свинца, например тетраэтилсвинец, высокотоксичные для нервных тканей – они подавляют метаболизм глюкозы, синтезы РНК и ДНК, повреждают миелиновые оболочки нервных клеток, что сопровождается снижением скорости передачи нервного возбуждения.

Отравление человека свинцом проявляется неспецифическими симптомами: сначала – повышенная возбудимость и бессонница, позже – утомляемость и депрессия. Более поздние симптомы заключаются в расстройстве функции нервной системы и в поражении головного мозга. Признаки заболевания наблюдаются при содержании свинца в крови, равном 1 мкг/мл.

В связи с тем, что в колледже обучаются дети, половина несовершеннолетних, мы решили провести исследование на обнаружение ионов свинца в опавшей листве возле колледжа. Мы определяли наличие свинца методом хромата калия. Хромат калия K2CrO4 с ионами свинца в нейтральной или слабокислой среде образует желтый осадок хромата свинца:

Pb2+ + CrO42- → PbCrO4

Для этого нам понадобилось 1 растительная проба 100 грамм листьев (рис. 4), 50 мл спита, раствор хромата калия, спиртовка, фильтр, колба, пробирка, пипетка.

Рисунок 4. Приготовление растительного материала с деревьев, располагающих вокруг медико-фармацевтического колледжа

Исследование заключалось в следующем:

1) собрали 100 г листьев;

2) измельчили листья деревьев и добавили 50 мл спирта. Тщательно перемешали, чтобы соединения свинца, если они присутствуют в растительной пробе, перешли в раствор;

3) отфильтровали раствор и упарили его до 10 мл для получения концентрированного экстракта.

4) добавили по капле в экстракт пробы в раствор хромата калия поочередно.

5) наблюдали образование желтого осадка хромата свинца (рис. 5).

Рисунок 5. Проведение эксперимента – определение наличия хромата свинца в растительной пробе

Проведя данный эксперимент, мы констатировали тот факт, что атмосферный воздух в районе расположения колледжа загрязнен, что говорит о наличии свинца в растительной пробе.

Таким образом, выхлопные газы автомобилей содержат тяжелые металлы, в том числе свинец, относящийся к 1 классу опасности и аккумулирующийся не только в почве, но и в растениях. Концентрацию свинца в растениях мы не измеряли, но, если в почве будет содержаться избыточное накопление свинца, корни растений не смогут в полной мере выполнять барьерную функцию. Тем более, при наличии в почве ионов других металлов, например, калия, барьерная функция корня еще более ослабнет.

Колледж находится рядом с проезжей шестиполосной дорогой, поэтому атмосферный воздух возле него загрязнен токсичными веществами, содержащимися в выхлопных газах автомобилей.

Согласно научным исследованиям и практическим рекомендациям экологов необходимо как можно больше высаживать зеленые насаждения как возле образовательного учреждения, так и вдоль проезжей части. К таким растениям относятся хвойные растения, каштан, тополь, берёза, клён, черёмуха, сирень и другие, т.к. они более устойчивы к воздействию загрязнения окружающей среды и поглощают большое количество пыли и вредных веществ. Например: сосна, сизые и серебристые формы ели колючей очень устойчивы ко многим фитотоксинам и, в силу своей «вечнозелёности», способны поглощать ядовитые вещества даже зимой. А каштаны расщепляют токсичные вещества почти без ущерба своему «здоровью», в отличие от многих других деревьев.

В связи с этим мы решили рассмотреть наличие зеленых насаждений (деревьев) возле колледжа (рис. 6).

Рисунок 6. Схема изображения территории медико-фармацевтического колледжа (вид сверху)

Анализ данной схемы (рис. 6) показал, что возле медико-фармацевтического колледжа произрастает достаточное количество вышеназванных деревьев, но т.к. количество машин, особенно в часы пик, нисколько не меньше, особенно возле светофора - перекрестка улиц Школьной и Карла Маркса, то необходимо принять срочные меры по высадке деревьев вдоль проезжей части. Из-за отсутствия зеленых насаждений происходит уменьшение выделения кислорода и поглощения углекислого газа, а также уменьшается увлажненность воздуха и, как следствие, процент оздоровления воздуха тоже понижается. Свою очередь, данная мера позволит не только снизить на небольшой процент загрязнение выхлопными газами, но оптимизирует физические и химические показатели атмосферного воздуха. Поэтому, хотелось бы, чтобы администрация города Курск, МФК КГМУ, а также администрация рядом располагающимся торговым развлекательным центром «Мегагринн» нашли оптимальный вариант при решении данного вопроса.

В составе эковолонтерского отряда и совместно с преподавателями и администрацией колледжа необходимо всем неравнодушным студентам следить и поддерживать здоровое состояние древостоя на территории колледжа, вовремя убирать погибшие и усохшие деревья и заменять их новыми.

А также, немаловажное значение имеет экопросвещение не только среди обучающихся медико-фармацевтического колледжа, но и среди обучающихся других образовательных организаций, воспитывать в них бережное отношение к природе, любовь и уважение к своей малой родине.

Организация мероприятий по защите окружающей среды от влияния автотранспортных средств зависит от общей экономической ситуации, т.к. любые мероприятия - вывод из эксплуатации изношенного парка, замена топлива, внедрение систем, снижающих выбросы, посадка деревьев вдоль проезжей части, требуют значительных материальных затрат.

На основаниипроведенных исследований можно сделать следующие ВЫВОДЫ:

1. Произведен учет и анализ автотранспортной нагрузки территории возле МФК КГМУ. Территория в районе расположения медико-фармацевтического колледжа загрязнена в большей степени такими вредными веществами, как угарный и бурый газы, свинец и другие. При этом рассчитано количество вредных веществ, выбрасываемых в воздух, согласно методическим указаниям «Расчёт выбросов вредных веществ в окружающую среду при сжигании углеродсодержащего топлива» (Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина);

2. Произведена общая оценка экологического состояния района расположения колледжа по состоянию хвоинок сосны обыкновенной, показывающее наличие загрязняющего фактора окружающей среды;

4. Проведено исследование деревьев, растущих рядом с колледжем, на содержание ионов свинца, наличие которого говорит о степени загрязнения выхлопными газами автотранспорта;

5. Осуществлен анализ произрастания зеленых насаждений вокруг МФК КГМУ с последующей разработкой практических рекомендаций по снижению негативного воздействия выхлопных газов.

В заключении хотелось отметить, что загрязнение атмосферы в скором времени может подойти к критической черте исчезновения всего живого с лица земли. Сегодня, в век скоростных технологий, когда почти ежедневно изобретается столько нового на благо человека, никто не задумывается о том, чего это будет стоить, к каким последствиям может привести.

Каждый человек должен задуматься о том, какие серьёзные последствия несёт атмосфера, пропитанная вредными химическими веществами. Жизнь, данная нам однажды природой не должна нарушаться искусственными факторами, которые негативно сказываются на здоровье человека.

Однако исключить из жизни наличие автотранспорта невозможно или проблематично, но вполне возможно и необходимо сократить количество вредных примесей содержащихся в выхлопных газах. Одним из путей экологизации автомобильного транспорта является перевод его на альтернативные виды топлива.

В последние годы ведется активная разработка биологических видов топлива, электромобилей и возможных модификаций двигателя, что позволит отказаться от углеводородного “корма” автомобилей и сократит количество вредных выхлопных газов. Однако пока это все вопрос скорее будущего, а не настоящего, поэтому сейчас лучше защищаться от выбросов. Для защиты сферы обитания человека, правительство должно принимать законы, призванные оптимизировать движение городского транспорта. Кроме того, в настоящее время следует делать акцент на производстве экологически чистого транспорта, разрабатывать альтернативные энергоисточники для транспортных средств, развивать бизнес по прокату велосипедов и озеленять город.

Список литературы:

1.Алексеев С.А., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экология. Информационно- развивающие дидактические задания. Санкт-Петербург СМИО «ПРЕСС», 1999 год;

2.Ашихмина Т.Я. «Школьный экологический мониторинг», М., «АГАР», 2000 год, 385 стр.;

3. Вяткин М. Ф., Куимова М. В. О влиянии выхлопных газов автомобилей на здоровье человека // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 87-88. — URL https://moluch.ru/archive/90/19172/

4. Интернет-источник: Загрязнение окружающей среды выхлопными газами. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yabrukova.21310s16.edusite.ru/p65aa1.html, дата обращения: 17.01.2023 год

5. Интернет-источник: Влияние выхлопных газов на организм людей. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://otravlenye.ru/vidy/himicheskie/vliyanie-vyhlopnyh-gazov-na-organizm-lyudej.html#i, дата обращения: 17.01.2023 год

6. Кожитов В.А. Автотранспортное загрязнение окружающей среды и влияние загрязнителей на здоровье человека// Методические указания «Расчёт выбросов вредных веществ в окружающую среду при сжигании углеродсодержащего топлива» /ФГБОУ ВО «Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина», Изд-во: Ивановский ГЭУ им. В.И. Ленина, 2015 г. 248 с. С. 114-135

Просмотров работы: 156