Естественное восстановление леса после пожаров в Ухоловском районе

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Естественное восстановление леса после пожаров в Ухоловском районе

Царева В.А. 1
1МБОУ Ухоловская средняя школа Рязанской области
Храпова Н.В. 1
1МБОУ Ухоловская средняя школа
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

С незапамятных времен самый страшный враг леса – огонь. В народе говорят: « Из одного дерева можно сделать миллион спичек, одной спичкой можно сжечь миллион деревьев». Достаточно брошенного, но не потушенного окурка, искры, небрежно забытого костра, и произойдёт ужасное несчастье - гибель зелёных сокровищ.Ежегодно в нашей стране выгорает более полумиллиона гектаров леса. Лесные пожары наносят основной ущерб землям лесного фонда Российской Федерации. При этом почти 80 % возгораний происходит по вине местного населения.[6].

Актуальность работы.В настоящее время проблема лесных пожаров крайне актуальна. Это связано с изменением климата в сторону потепления, незаконными вырубками, строительством промышленных сооружений, многолетней хозяйственной деятельностью человека на лесных территориях и их загрязнением. Лесные экосистемы играют значительную роль, как на глобальном, так и на местном уровне. Они являются поставщиками экологических благ для всего живого в целом, и человечества, в частности, как источник экономически ценных ресурсов.Леса выполняют множество важнейших биоэкологических функции: обогащают атмосферу кислородом, сохраняют плодородие земли, регулируют и фильтруют водные потоки, предотвращают эрозию почвы, влияют на формирование климата и препятствуют загрязнению воздуха.Проблема гибели лесов включена в число ключевых глобальных проблем человечества. Основной причиной уничтожения лесов на планете принято считать пожары.После пожара снижаются водоохранные, защитные и другие полезные свойства леса, уничтожается фауна, сооружения и населенные пункты. Кроме того, лесной пожар представляет серьезную опасность для людей и сельскохозяйственных животных [6,7]. Процессы сукцессии после пожаров зависят от различных факторов: географического положения, климата, структуры ландшафта и размещения площади, особенностей рельефа, типа условий местопроизрастания, биологии представленных на площади пород, особенностей типа леса и сукцессионной фазы, типа и интенсивность пожара, размера сгоревшей площади, наличия источников обсеменения и качества семян и т.д. [7].Поэтому проблема восстановления лесов после пожаров в настоящее время актуальна и является одной из важнейших проблем по сохранению жизни на планете Земля.

В связи с этим, мы поставили следующую цель: Выяснить, как происходит восстановление леса после пожара.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать научную литературу и ресурсы Интернета по данной теме.

  2. Изучить статистику лесных пожаров на территории Ухоловского района.

  3. Провести интервью со специалистом пожарной части по вопросам причин и последствий возникновения лесных пожаров на территории Ухоловского района.

  4. Исследовать участок леса, подвергшегося лесному пожару.

  5. Выяснить, как восстанавливается растительность после пожара.

  6. Провести сравнительный анализ видового состава пострадавшей и нетронутой огнем части леса.

  7. Дать оценку экологического состояния почвы по кислотности солевой вытяжки.

  8. Провести исследования по выявлению отношения школьников к лесным пожарам.

  9. Разработать и реализовать цикл мероприятий по профилактике лесных пожаров и подготовить агитационный материал.

Гипотеза:- на исследуемой территории протекает процесс вторичной сукцессии — восстановление участка лесной растительности.

Объект исследования: смешанный лес Ухоловского лесничества.

Оборудование: рулетка, линейка, блокнот, шпагат, колышки для отметки площади исследуемой территории, лабораторное оборудование.

В процессе работы над проектом были использованы следующие методы исследования:

- теоретические методы: анализ литературных источников по исследуемой проблеме; моделирование изучаемого явления;

- эмпирические методы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

- диагностические методы: анкетирование, опрос;

-математические методы:регистрация, сопоставление и сравнение, анализ полученных результатов.

Новизна работы:В работе описывается, как восстанавливается растительность после пожара.Показан экологический ущерб от лесного пожара на примере конкретного пожарища – лес Ухоловского лесничества, который находится в нескольких сотнях метровот Александро-Невского Ибердского монастыря.

Практическая значимость:

Результаты работы можно использовать на уроках биологии, экологии и внеурочной деятельности.

Методики проведения были взяты из пособийТ.Я.Ашихминой.[1]и М.В.. Высотской[2].

Структура работы:Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованных источников информации.Включает 29 страницы текста, в том числе 8 таблиц, 8 диаграмм и 15 страниц иллюстраций.

Глава 1. Обзор литературы.

1.1 Виды лесных пожаров.

Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории. Лесные низовые пожары характеризуются горением лесной подстилки, подпочвенного покрова и подлеска, без захвата крон деревьев. Скорость движения фронта низового пожара составляет от 0,3 — 1 м/мин (при слабом пожаре) до 16 м/мин (1 км/час) (при сильном пожаре), высота пламени 1- 2 м. Лесные верховые пожары развиваются, как правило, из низовых и характеризуются горением крон деревьев. При беглом верховом пожаре пламя распространяется главным образом с кроны на крону с большой скоростью, достигающей 8 — 25 м/час.Подземные пожары возникают как продолжение низовых или верховых лесных пожаров и распространяются по находящемуся в земле торфяному слою на глубину до 50 см и более. Горение идет медленно, почти без доступа воздуха, со скоростью 0,1—0,5 м/мин с выделением большого количества дыма и образованием выгоревших пустот (прогаров). Основные способы борьбы с лесными пожарами: захлестывание кромки огня, засыпка его землей, заливка водой (химикатами), создание заградительных и минерализованных полос, пуск встречного огня. [6]

    1. Причины возникновения лесных пожаров

В настоящее время вероятность возгорания и масштабного распространения огня из-за природных факторов не превышает 20 %. Большинство лесных пожаров спровоцировано деятельностью людей.Поэтому выделяют следующие основные причины пожара леса:

Антропогенные причины пожара (связанные с действиями человека):

Неосторожное обращение с огнём, разведение костров на торфяниках, забытые в лесу бутылки или осколки, бесконтрольные сельхозпалы (выжигание сухой травы на отгонных пастбищах или сенокосах) осенью и весной, игнорирование правил пожарной безопасности.

Природные причины пожара: молнии, торнадо, землетрясения, самовозгорание торфяника, сухой травы, а также грозы. Они случаются редко, однако представляют огромную опасность.[6].

1.3 Влияние пожаров на биоценоз.

Пожар - катастрофическая ситуация, в которой биоценоз местности, охваченной пожаром, полностью исчезает. Исчезает или сильно повреждается верхний ярус растительности, определяющий тип биоценоза. Погибают семена растений, выживают лишь глубоко находящиеся в почве корневища. В результате пожара обедняется видовой состав луговой растительности и животного мира. Везде, где прошли пожары, сорные виды растительности захватят освободившуюся территорию. Погибают многие насекомые, их личинки, куколки: не только вредители леса, но и полезные, истребляющие различных вредителей сада и огорода и участвующие в процессе образования почвы. При пожаре гибнет и вся полезная микрофлора почвы. На месте пожара  происходит пирогенная сукцессия - последовательная, необратимая и закономерная смена одного биоценоза другим на определенном участке среды. [7].

1.4 Сукцессия.

Сукце́ссия (от лат. Succesio — преемственность, наследование) — последовательная закономерная смена одного биологического сообщества другим на определённом участке среды во времени в результате влияния природных факторов или воздействия человека. Термин введён Ф. Клементсом для обозначения сменяющих друг друга во времени сообществ, образующих сукцессионный ряд, где каждая предыдущая стадия формирует условия для развития последующего. Если при этом не происходит вызывающих новую сукцессию событий, то ряд завершается относительно устойчивым сообществом, имеющим сбалансированный при данных факторах среды обмен. Такое сообщество Ф. Клементс назвал климаксным.

Чаще всего рассматривают первичную и вторичную сукцессии. Первичная сукцессия является исходной отправной точкой, так как возникает на безжизненных участках. Примерами первичной сукцессии являются: заселение сообществами на скалах; заселение отдельных территорий в пустыне. Вторичная или восстановительная сукцессия происходит на ранее заселенном участке. Примеры вторичной сукцессии: заселения леса после пожара; зарастание заброшенного поля; заселение участка после схода лавины, что уничтожила на почве все живое.Причинами вторичной сукцессии выступают: лесные пожары; вырубка леса; вспашка земли; наводнения; извержение вулканов.Полный процесс вторичной сукцессии длится около 100-200 лет. Конечным этапом становится появление деревьев. Растут осина, ель, сосна и дуб, которым заканчивается процесс сукцессии. Это означает что восстановление естественной экосистемы на этом участке полностью завершено. [5,12]

Этапы сукцессии

Этапы экологической сукцессии следуют одна за другой, поскольку это направленный процесс.

Стадии:

- свежие гари с полностью погибшим древостоем

- лиственно-сосновые или сосново-лиственные молодняки

- средневозрастные и приспевающие насаждения

- спелые и зрелые сообщества

Главные закономерности сукцессии:

На начальном этапе разнообразие видов незначительно, с течением времени оно увеличивается.С развитием процесса взаимосвязи между организмами увеличиваются. Возрастает также симбиоз, усложняются цепи питания.В процессе закрепления сукцессии уменьшается количество отдельных свободных видов. С каждым этапом развития усиливается и укореняется взаимосвязь организмов в существующей экосистеме. Преимущество полностью сформированного сообщества экосистемы над молодым, состоит в том, что оно способно противостоять негативным изменениям окружающей среды. [5]

Глава 2.Методика исследования и полученные результаты

2.1. Физико-географическая характеристика района исследования

Муниципальное образование – Ухоловский муниципальный район расположен на территории Рязанской области в 123 километрах от города Рязани. Центром муниципального образования – Ухоловский муниципальный район является р.п. Ухолово.

С запада муниципальное образование граничит с Ряжским районом Рязанской области, с юга – с Новодеревенским районом Рязанской области и Тамбовской областью, с востока – с Сараевским, с севера – с Кораблинским и Сапожковским районами Рязанской области. Протяженность территории с севера на юг – 51 км, с запада на восток – 29 км.[3].

2.2 Статистика лесных пожаров на территории Ухоловского района.

Проблема лесных пожаров в Ухоловском районе - одна из самых острых проблем лесного комплекса. Стихийно распространяющийся в лесу огонь, часто становится угрозой промышленным объектам, сельскохозяйственным угодьям, поселкам, наносит огромный ущерб лесному хозяйству и природе, а также угрожает жизни людей.

Наблюдения и исследования проводились нами в течение нескольких лет.Перед проведением полевых исследований мы наметили план своих действий. Этоэкскурсии в лес, исследовательская работа, пропаганда знаний о пожарах, сотрудничество с пожарной службой и СМИ. Самым «жарким» в Ухоловском районе был июль 2010 год.Из беседы со старшим инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ряжскому, Сараевскому, Ухоловскому, Александро-Невскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУМЧС России по Рязанской области мы узнали, сколько гектаров леса сгорело в 2010 году. (Приложение №1)

Лесные пожары отражены в таблице №1

Таблица №1

Дата

Сгоревший лес (в га)

29.07.10г.

350

30.07.10г.

1,2

31.07.10г.

1,5

04.08.10г.

23

05.08.10г.

5

07.08.10г.

20

08.08.10г.

10

09.08.10г.

1,3

12.08.10г.

5

13.08.10г.

40

17.08.10г.

1,5

18.08.10г.

1

22.08.10г.

2

2011г.

0

2012г.

0

2013г.

0

2014г.

0

2015г.

0

2016г.

0

2017г.

0

2018г.

0

2019г.

0

2020г.

0

2021г.

0

2022г.

0

Из таблицы мы видим, что с 2011г. по 2022год лесных пожаров на территории Ухоловского района не было.

2.3 Анкетирование

Для выяснения уровня познаний о лесных пожарах мы провели анкетирование среди учащихся Ухоловской школы. Нами было опрошено 70 респондентов различного возраста. (Приложение №2-3)

Диаграммы

  1. Как называется наука о лесных пожарах?

  1. Из-за чего чаще всего возникают лесные пожары?

  1. Как правильно затушить костер, чтобы не допустить пожаров в лесу?

  2. Что такое верховой пожар?

  3. Какое лучшее место для костра?

  1. Что делать если вы попали в зону пожара?

  1. Как потушить пожар, который начался только что?

  1. Что такое пирогенная сукцессия?

Результаты анкетирования среди учащихся нас порадовали. Ребята правильно ответили на большинство вопросов анкеты.78% учащихся знают, из-за чего чаще всего возникают лесные пожары. Знают, где лучше разводить костёр (89%). Что делать, если попали в зону пожара (Знают 100% ребят)

Ребята смогут правильно сориентироваться при возникновении чрезвычайной ситуации. Однако вопрос о пирогенной сукцессии вызвал затруднение у 80% школьников.

2.4 Изучение процессов восстановления растительности леса после пожаров на территории Ухоловского лесничества.

2.4.1 Восстановление растительности.

Восстановление леса – очень длительный процесс. Одной из задач нашей работы является изучение процесса  восстановления растительности после пожара. Это участок смешанного леса ассоциации сосняк зеленомошный.

Низовой устойчивый пожар, переходящийв верховой вызвал сильное подгорание корневой системы древесно-кустарниковых растений. Сгорел напочвенный покров и гумусовые горизонты почвы. Ветер и большое количество высокой,прошлогодней травы способствовали переходу низового пожара в верховой.

В 2011 г. участки сгоревшего леса частично были очищены от повреждённых деревьев. (Приложение №4)Растения после пожара формировались за счет разных видов. В своей работе мы использовали данные исследовательской работы Алёны Х., учащейся Ухоловской школы, за 2011-2012 г.[12].

На месте пожарища ею определялся видовой состав растительности, общее проективное покрытие, а так же проекция каждого вида в отдельности.

Растенияпосле пожара прорастают и играют большую роль в зарастании почвы.

Кипрей (Иван-чай) на гари образовал сплошной густой покров. Корни быстро разрослись и дали много новых надземных побегов. Растения быстро стали крупными, взрослыми. Во второй половине лета наступило цветение. Бурному развитию этого растения способствовало обогащение почвы нитратами. Очень обильно встречается осина. Рябина, крапива двудомная, чистотел произрастают рассеяно. В единичном виде встречается тысячелистник и полынь.

В результате пожара обновилась почва, что является плодородным слоем для травянистых растений.

Более или менее полное зарастание гари растениями наступает через 3 – 4 года. Однако коренная растительность, то есть та, которая присуща тому или иному типу леса в ненарушенных условиях, после пожара восстанавливается очень редко. Коренная растительность: сосна обыкновенная, дуб черешчатый, рябина обыкновенная, бересклет бородавчатый, лещина обыкновенная, купена, пырей ползучий, осока лесная, кукушкин лён.

На следующем этапе, примерно через 4-6 лет, появились кустарники и деревья, прежде всего осина и береза. Эти породы затеняют землю, а их обширные корневые системы забирают из почвы всю влагу, так что проросткам видов, первыми попавших на место пожарища, становится трудно расти. Эти виды деревьев являются быстро растущими, поэтому уже через 6-8 лет, к 2012 году, они сильно разрослись.

К сегодняшнему моменту к указанным выше березе и осине добавились и другие, деревья и кустарники – дуб черешчатый и крушина.

Летом 2022 г. для изучения восстановления растительного покрова после пожарабыла заложена пробная площадкарастительного сообщества, типичного для данной территории, а также контрольная площадка.

2.4.2 Результаты исследований и оценка влияния лесного пожара на растительное сообщество пробной площади (после пожара) (Приложение №5)

На экспериментальной площадке исследовался состав и структура растительных сообществ, травяно-кустарничковый покров, динамика восстановления растительности, кислотность почвы. Определялся видовой состав растительности, общее проективное покрытие в процентах, среднее наименьшее расстояние между особями, обилие видов по Друде (таблица №2).

Таблица №2

Шкала оценок обилия О. Друде[2].

Обозначение обилия по Друде

Характеристика обилия

Среднее наименьшее расстояние между особями

Проективное покрытие(%)

Сор.3(copiosae)

Растение встречается очень обильно, но не смыкается надземными частями.

Не более 20

90 – 70

Cop.2

Растение встречается обильно.

20–40

70- 50

Cop.1

Растение встречается довольно обильно.

40–100

50 – 30

Sp. (sparsae)

Растение встречается рассеянно, в относительно небольшом количестве.

100–150

30 – 10

Sol. (solitaries)

Растения единичны.

Более 150

Менее10

Un. (unicum)

Растение встречено на ПП в одном экземпляре.

   

Участок леса №1 (после пожара)

Дата исследования пробной площади –16.07.2022 год.

Проективное покрытие живого напочвенного покрова – 100%.

Растения на площади 10 м х 10 м2

Таблица №3

Названия растения

Обозначение обилия по Друде

Среднее наименьшее расстояние между особями (счетными единицами) вида, см

Проективное покрытие(%)

  1. 1.

Сосна обыкновенная

Pinussylvrstris

sp (sparsae)

100–150

30 – 10

  1. 2.

Берёза

(Betula),

Cop.1

40–100

50 – 30

  1. 3

Дуб черешчатый

Quйrcusrуbur

Un. (unicum)

 

Менее10

  1. 4.

Осина(Populustremula L.)

Sol. (solitaries)

более 150

Менее10

  1. 5.

Крушина (Frangula)

Un. (unicum)

 

Менее10

  1. 6.

Пырей ползучий

Elytrнgiarйpens

sp (sparsae)

100–150

30 – 10

  1. 7.

Осока лесная

CarexSylvftica

sp (sparsae)

100–150

30 – 10

  1. 8.

Кипрей (Иван-чай) (Epilobium)

Cop.1 sp (sparsae)

40–100

50 – 30

  1. 9.

Крапива двудомная (Urtīca)

sp (sparsae) рассеянно

100–150

30 – 10

10.

Зверобой

Un. (unicum)

 

Менее10

11.

Вейник лесной

Calamagrostisepigeios

sp (sparsae) рассеянно

100–150

30 – 10

12.

Мятлик луговой

Poapratйnsis

sp (sparsae) рассеянно

100–150

  1. – 10

13.

Ландыш майский

 Convallariamajalis

sp (sparsae) рассеянно

100–150

30 – 10

14.

Кукушкин лен

Polytrichumcommune

sp (sparsae)

100–150

30 – 10

На участке мы видим признаки пирогенной сукцессии. Сгорели подрост и подлесок, значит, изменилась освещенность. Это способствует появлению на пожарище светолюбивых растений. Активно развивается кипрей узколистный. При глазомерной оценке по шкале О. Друде количество растений данного вида оценивается как довольно обильное, группами в наиболее освещенных частях площадки. Активно развиваются злаки – вейник наземный, пырей ползучий, мятлик луговой.

2.4.3 Результаты исследований растительного сообщества контрольной площади. (Рядом со сгоревшим лесом) (Приложение №6-7)

Участок леса №2 (нетронутый пожаром)

Дата исследования пробной площади –16.07.2022 год.

Проективное покрытие живого напочвенного покрова – 100%.

Растения на площади 10 м х 10 м2

. Формула древостоя5С3Д1Р1К

Степень сомкнутости крон: 85-90%

Таблица №4

Названия растения

Обозначение обилия по Друде

Среднее наименьшее расстояние между особями (счетными единицами) вида, см

Проективное покрытие(%)

1.

Сосна обыкновенная

Pinussylvrstris

1 ярус

Cop.1

40–100

50 – 30

2

Дуб черешчатый

Quйrcusrуbur

1 ярус

sp (sparsae)

100–150

30 – 10

3.

Рябина

Sórbusaucupária

2 ярус

Un. (unicum)

 

Менее10

4

Клён остролистный

Acerplatanoides.

2 ярус

sp (sparsae)

100–150

30 – 10

5.

Лещина обыкновенная

Córylusavellána

3 ярус

Sol. (solitaries)

более 150

Менее10

6.

Бересклет бородавчатый

Euonymus

3 ярус

sp (sparsae)

100–150

30 – 10

7.

Пырей ползучий

Elytrнgiarйpens

4 ярус

Sol. (solitaries)

более 150

Менее10

8.

Майник двулистный

Maianthemumbifolium

4 ярус

Sp

100–150

30 – 10

9.

Кошачья лапка дву–домная

Antennбriadiуica

4 ярус

Sol. (solitaries)

более 150

Менее10

10.

Крапива двудомная (Urtīca)

4 ярус

Sol. (solitaries)

более 150

Менее10

11.

Земляника лесная

Fragariavesca

4 ярус

Sol. (solitaries)

более 150

Менее10

12.

Вейник лесной

Calamagrostisepigeios

4 ярус

sp (sparsae) рассеянно

100–150

30 – 10

13.

Мятлик луговой

Poapratйnsis

4 ярус

sp (sparsae) рассеянно

100–150

30 – 10

14.

Купена лекарственная

Polygonátumodoratum

4 ярус

sp (sparsae) рассеянно

100–150

30 – 10

15.

Вероника дубравная

Veronica chamaedrys

4 ярус

Sol. (solitaries)

более 150

Менее10

16.

Сныть обыкновенная

Aegopodiumpodagraria

4 ярус

Sp

100–150

30 – 10

17.

Ландыш майский

Convallariamajalis

4 ярус

Cop.1 sp (sparsae)

40–100

50 – 30

18.

Ястребинка волосистая

Hieraciumpilosella

4 ярус

Sol. (solitaries)

более 150

Менее10

19.

Кукушкин лен

Polytrichumcommune

4 ярус

Cop.1

40–100

50 – 30

Возобновление

Степень сомкнутости: 25-35%

Таблица № 5

Порода

Высота

Возраст

Обилие

Происхождение

Характер размещения

1.

Дуб черешчатый

45см

3-5лет

sol

самосев

точечно

2.

Рябина

40

3-5 лет

sol

самосев

точечно

3.

Клён остролистный

55см

3-5 лет

sol

самосев

точечно

Подлесок

Степень сомкнутости: 20-35 %

Таблица № 6

Порода

Высота

Обилие

1.

Клён отролистный

sp

2.

Бересклет бородавчатый

sol

Между неповрежденной и пройденной огнем, участками леса большая разница в проективном покрытии растений и фитомассе.

2.4.4. Определили коэффициент флористического сходства.[9]

Коэффициент флористического сходства или индекс Жаккара позволяет оценить возможность протекания сукцессии на данном участке.

Кj= Сх100% / (А+В) – С,где А – число видов данной группы в первом сообществе, В – во втором, а С – число видов, общих для обоих сообществ. Индекс выражается в процентах сходства.

На исходном участке №1 мы обнаружили 14 видов растений, научастке №2 19видов растений. На двух участках было найдено 8 общих видов растений.

Kj = 8х100%/ (14+19) –8 = 32%

Коэффициент флористического сходства 32% говорит о том, что на участке протекает пирогенная сукцессия.

2.4.5. Послепожарные изменения почв.

Оценка экологического состояния почвы по кислотности солевой вытяжки

Мы предположили, что лесные пожары изменяют кислотность почвы и решили определить РН почвы. Поэтому следующим этапом нашей работы стала оценка экологического состояния почвы по кислотности солевой вытяжки(Приложение №8)

Цель: определить кислотность почвы.

Оборудование: весы технические, лопатка, оборудование для определения PH воды, раствор хлорида натрия, стакан на 200 мл, цилиндр мерный на 50 мл.

Порядок выполнения работы:

  1. Высушила собранные образцы.

  2. В стакан поместила 20-50г высушенной почвы

  3. Добавила к почве раствор хлорида натрия 5 мл на 2 г почвы;

  4. Перемешала содержимое стакана в течение 3-5 минут с помощью лопатки;

  5. Отфильтровала содержимое стакана через бумажный складчатый фильтр, собрала готовую вытяжку в нижнем стакане. Обратила внимание на ее внешний вид (цвет, мутность). Вытяжка однородная, не содержит частиц почвы.

  6. Определила PH солевой вытяжки.[1]

Шкала для определения кислотности почвы

Таблица № 7

Высокая кислотность

Умеренная кислотность

Слабая кислотность

Нейтральная кислотность

Щелочная среда

PH 1-2

PH 3-4

PH 5-6

PH 7

PH 8

Таблица № 8

пробы

Место отбора почвы

Внешний вид солевой вытяжки

PH солевой вытяжки

1

Участок несгоревшего леса

Прозрачная, бесцветная

PH = 3-4

2

Участок гари.

Прозрачная, бесцветная

PH = 5-6

Таким образом, наибольшее влияние лесной пожар оказывает на кислотность серых лесных оподзоленных почв. Если рН лесной подстилки на участке №2 был кислый и составлял 3-4, то почва на участке №1 имела величину рН – 5-6. Заметное повышение рН отмечено по всем горизонтам до глубины 25 см. Это произошло вследствие увеличения содержания водорастворимых щелочных соединений, выщелачиваемых из золы, оставшейся после сгорания лесной подстилки.

2.4.6 Историческое место: Александро-Невский Ибердский монастырь.

Недалеко от места пожарища находится Александро-Невский Ибердский монастырь. (Приложение №8) Когда едешь на машине, вокруг – лес. И вдруг на пригорке появляется монастырь, который был основан в 1802 году праведным старцем Софронием. В храме Александра Невского покоятся мощи праведного старца. Очень красиво там в любое время года. От посёлка Ибердский сквозь лес к Александро-Невскому храму ведёт зигзагообразная, но добротная для наших мест и времени асфальтовая дорога.Монастырь чудом не пострадал от страшного пожара 2010 года, до обители огонь не дошёл каких-то сотни метров. На фотографии дорога к монастырю до и после пожара. (11) (Приложение №9)

Глава 3. Практические мероприятия по охране лесного массива.

3.1 Пропаганда знаний о лесных пожарах и методах их предотвращения в СМИ.

В редакции районной газеты «Колос» мы поработали с архивными материалами.

Фото: Работа с архивными материалами (05.07.2022г.)

Фото: Распоряжение главы Муниципального образования Ухоловский район от 30 июля 2010 года. «О введении режима чрезвычайной ситуации»(06.08.2010)

Фото: Мобильные группы на тушении пожаров (13 .08.2010г., статья слева)

Фото: Принимают огонь на себя (14.08 2010 г., статья справа)

«Огненный четверг» или ЧП районного масштаба.Другими словами четверг 29 июля 2010 года не назовёшь. 350 га леса сгорело в Ухоловском районе 29 июля 2010 года.

Всё началось где-то около 11 часов с небрежно брошенного окурка возле автобусной остановки у поворота на хутор Верёвкин – и на мобильный телефон главе района тут же поступил сигнал тревоги от дежурного ЕДДС.

Фото: «Огненный четверг» или ЧП районного масштаба (13.08.2010г.)

С 2011 года на территории Ухоловского района зафиксировано незначительное количество пожаров. На наш взгляд этому способствовала широкая пропаганда знаний о лесных пожарах и методах их предотвращения в средствах массовой информации.

3.2. Противопожарные аншлаги и минерализованные полосы для остановки лесных пожаров.

В 2010 году на месте пожарища отсутствовали противопожарные аншлаги и минерализованные полосы для остановки лесных пожаров. В настоящее времяминерализованные полосы существуют, противопожарные аншлаги установлены. (Приложение №10)

3.3.Привлечение внимания учащихся Ухоловской школы и жителей п. Ухолово к проблеме пожаров.(Приложение №11-14)

- С результатами проведённых исследований и наблюдений я поделилась на уроках экологии с учащимися 8-11 классов;

- Провела классный час: «Лесные пожары и их опасность» и распространила буклет: «Берегите лес от пожаров»;

- Чтобы привлечь внимание местного населения к проблеме пожаров в лесном массиве, я написала статью «Лесные пожары как экологическая проблема», которая была опубликована в общественно-политической газете Ухоловского района «Колос» 18.08.2022 г.

- Участвовала в распространении противопожарных листовок.

Глава 4.

4.1. Анализ результатов и выводы.

В результате проделанной работы мы пришла к выводу, что проблема лесных пожаров имеет глобальный характер для Рязанской области и Ухоловского района, ее необходимо рассматривать как экологическую трагедию. Количество лесных пожаров можно сократить через проведение активной агитационной деятельности среди населения и школьников.

Проведенные экологические исследования и наблюдения, позволили нам сделать следующие выводы:

1.В ходе проведённого исследования нами была проанализирована научная литература и фондовые материалы лесхоза, проведены почвенные и геоботанические исследования и выявлены изменения в природном комплексе, связанные с деятельностью человека.

2. Мы проследили время восстановления растений и изменение видового разнообразия.

3. Между неповрежденной и пройденной огнем участками леса большая разница в проективном покрытии растений и фитомассе.

4. Коэффициент флористического сходства или индекс Жаккара позволяет оценить возможность протекания сукцессии на данном участке.

5. Более или менее полное зарастание гари растениями наступает через 3 – 5 лет. Однако коренная растительность, то есть та, которая присуща тому или иному типу леса в ненарушенных условиях, после пожара восстанавливается очень редко.

6. РН смещается из кислого диапазона в нейтральный.Заметное повышение рН отмечено по всем горизонтам до глубины 25 см. Это происходит вследствие увеличения содержания водорастворимых щелочных соединений, выщелачиваемых из золы, оставшейся после сгорания лесной подстилки.

4.2. Заключение.Подводя итоги проекта, можем сделать вывод, что цель, которую мы ставили в начале исследования – достигнута.

А выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение в ходе работы.

Перспективы проекта.

Результаты исследования можно применить в природоохранных мероприятиях, направленных на предупреждение лесных пожаров, а так же преподавании дисциплин экологического цикла (общая экология, экологический мониторинг, основы рационального природопользования, биогеография.)

Практическая значимость работы.

Мы привлекли внимание учащихся и жителей посёлка Ухолово к проблеме пожаров. Разработали и реализовали цикл мероприятий по профилактике лесных пожаров и подготовили агитационный материал.

Рекомендации по предупреждению лесных пожаров

В пожароопасный сезон в лесу запрещается:

-бросать горящие спички и окурки;

- употреблять при охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов;
- оставлять в лесу промасленный или пропитанный бензином, керосином и иными горючими веществами обтирочный материа;
- оставлять на освещенной солнцем лесной поляне бутылки или осколки стекла, так как, они способны сработать как зажигательные линзы;
- выжигать траву под деревьями, на лесных полянах, прогалинах и лугах;

- разводить костры в лесу, а также на участках поврежденного леса (ветровал, бурелом) и старых горельниках;

- поджигать деревья в целях подачи сигналов бедствия.

Кинуть горящую спичку дело одной секунды, а вот на восстановление сгоревшей растительности потребуется очень много лет. А ведь наибольшей ценностью леса является его собственная экосистема в её естественном состоянии. (Приложение№15)

Список использованных источников информации

  1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебное пособие -М.: АГАР, 2010- 376с.

  2. Высотская М.В. Проектная деятельность учащихся. Волгоград, 2008г., - 203 стр.

  3. Географическая справка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ukholovo.ru/geografiya/

  4. Гущина Е.Г. Дубравы Рязанской области. Уч. зап. по ботанике Рязанского государ. педаг. ин-та, т. 68, Рязань, 1968 г.

  5. Егорова Н.А. Учебная практика по ботанической географии.- М.: Изд-во МГУ, 1984.-56с.

  6. Лыткина Л.П. Пирогенные сукцессии растительности в лесах Лено-Амгинского междуречья (Центральная Якутия) // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 8 – С. 57-58. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7780449

  7. Определение природной пожарной опасности в лесу. /Методические рекомендации. – Л.: ЛенНИИЛХ, 1981.

  8. Лесные пожары на территории России. /; под ред.– М.: ДЭКС ПРЕСС, 2004.

  9. Казакова М.В., Соболев Н.А. Природно-заповедный фонд Рязанской области.- Рязань: «Русское слово», 2004.- 418с.

  10. Куприянов А.Н. Мониторинг, оценка и прогноз состояния окружающей природной среды на основе современных информационных технологий.- Кемерово: ИД «Азия», 2013.- 108с.

  11. Флора средней полосы европейской части России. 11-е изд.-М.: Товарищество научных изданий КМК, 2014. – 635 с.

  12. Храпова А.И. Исследовательская работа: Пожар как антропогенное воздействие на систему леса». 2012г.

  13. Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. М., 2004

  14. R: A language and environment for statistical computing. – Vienna: R Foundation for Statistical Computing [Electronic resource]. – 2004. Режим доступа: http://www.R-project.org

Приложение

Приложение №1

Фото: Беседа со старшим инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ряжскому, Сараевскому, Ухоловскому, Александро-Невскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУМЧС России по Рязанской области

Приложение №2

Вопросы анкеты (выберете 1 вариант ответа).

1. Как называется наука о лесных пожарах?

а) Биология. б) Геология. в) Зоология. г)Пирология.

2. Из-за чего чаще всего возникают лесные пожары?

а) Удар молнии. б) Поведение людей, оставляющих непотушенные костры или окурки в местах отдыха или умышленный поджог. в) Жаркое лето.

г) Самовозгорание торфяника.

3.Как правильно затушить костёр, чтобы не допустить пожаров в лесу? (допустимы несколько вариантов ответа).
а). Один раз залить его водой. б). Засыпать землёй. в). Обложить камнями.
г). Несколько раз залить водой, при этом перемешивать.

4. Что такое верховой пожар?

а). Когда горит лесная подстилка, трава, кусты. б). Горят верхушки деревьев. в). Горят под землёй торфяники.

5. Для костра лучшее место - это?

а). Лесосеки (места вырубки лесов). б). Открытая поляна. в). Торфяники. г). Место среди деревьев.

6. Что делать если вы попали в зону пожара?
а). Быстро фотографировать и выслать друзьям, в интернете, с надписью"Смотри где я!"
б). Накрыться какой-нибудь одеждой и прятаться под кустом или деревом.
в). Быстро уходить от огня, двигаясь перпендикулярно направлению ветра. При сильном задымлении рот и нос нужно прикрыть мокрой тряпкой.

7. Как потушить пожар, который начался только что?

а). Задуть пламя. б). Сбивать пламя веником из зелёных листьев. в). Накрыть пламя какой-нибудь одеждой.

8. Пирогенная сукцессия- это:

а).Последовательная, необратимая и закономерная смена одного биоценоза другим на определенном участке среды.

б). Сгоревший участок леса.в) Обратимая и закономерная смена одного биоценоза другим.
г). Место среди деревьев.

Приложение №3

Фото: Анкетирование учащихся Ухоловской школы

Приложение №4

Фото: «Паленый лес» (23.07. 2011 г.)[12]

Фото: Исследуемый участок (22.07. 2011 г.)[12].

Площадка полностью очищена от сгоревшего леса.

Приложение №5

Фото:Исследуемый участок №1 (16.07. 2022 г.)

Приложение №6

Фото: Исследуемый участок №2 (16.07. 2022 г.)

Приложение №7

Фото: Возобновление растительности

Фото: Подлесок

Приложение №8

Фото: Отбор почвы на участках №1 и №2 (16.07.2022 г.)

Фото: Определение кислотности почвы (18.07.2022г.)

Приложение №9

Фото: Александро-Невский Ибердский монастырь.

Фото: Дорога к монастырю до и после пожара 2011 г.[12]

Приложение №10

Фото: Минерализованные полосы для остановки лесных пожаров

(16.07.2022 г.)

Фото: Противопожарные аншлаги (16.07.2022 г.)

Приложение №11

Фото: Знакомство учащихся с результатами исследования.

Приложение №12

Фото: Классный час: «Лесные пожары и их опасность»

Приложение №13

Фото: Статья «Лесные пожары как экологическая проблема», газета «Колос» № от 18.08.2022 г

Приложение №14

Фото: Распространение противопожарных листовок.

Приложение №15

Фото: Напоминание о страшном пожаре 2010 г.

Просмотров работы: 331