Получение плодородного грунта в условиях школьной лаборатории и пришкольного участка

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Получение плодородного грунта в условиях школьной лаборатории и пришкольного участка

Никульченкова А. 1
1МАОУ «Слободо-Туринская СОШ №2»
Сидорова Т.К. 1
1МАОУ «Слободо-Туринская СОШ №2»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В нашей школе реализуется несколько долгосрочных проектов: «Зимний сад» - выращивание комнатных растений, « Мини ситифермерство» - выращивание овощных культур, «Школьная клумба» - выращивание рассады цветочных культур и оформление пришкольного участка. Для всех проектов необходим плодородный почвенный грунт, который закупается школой ежегодно.

С 2017 года на территории пришкольного участка нашей школы реализуется проект «Школьная клумба». На протяжении этого времени в клумбу высаживаются цветы: бархатцы, агерантум, георгины, петунья, циннии, астры и др. Но в связи с тем, что почва не удобрялась уже несколько лет, цветы растут плохо. Поэтому необходимо вносить органические удобрения - перегной. Мы узнали стоимость перегноя — 2000 рублей за машину. Для бюджета школы это затратно.

Как по-другому решить эту проблему, подсказал наш школьный весенний субботник. С территории пришкольного участка мы собираем и вывозим несколько машин опавших листьев и травы, а они могут быть прекрасным органическим удобрением. Кроме этого мы решаем проблему опавшей сухой листвы на территории школы, так как она может быть источником пожара.

Таким образом, собирая листву в компостные ямы, мы можем решить проблему с удобрением почвы.

Цель: Создать условия на пришкольном участке для получения перегноя – плодородного грунта, для внесения его на пришкольный участок и выращивания растений.

Задачи:

1. Изучение литературы по теме исследования.

2. Проверить опытным путем скорость гниения листьев в условиях школьной лаборатории.

3. Создать проект компостной ямы на пришкольном участке.

4. Заложить компостную яму на пришкольном участке.

Проблема:

- изучить территорию пришкольного участка с целью определения оптимального расположения компостных ям.

Объект исследования: создание органических удобрений.

Предмет исследования: процесс образования перегноя в условиях школьной лаборатории и пришкольного участка.

Гипотеза: Реализация данного проекта даст возможность определить оптимальные условия для получения плодородного грунта в условиях школьной лаборатории, а в дальнейшем и на пришкольном участке. И даст возможность применять его для выращивания растений в условиях школьной лаборатории и повышение плодородия пришкольного участка.

1.Теоретическая часть

1.1. Польза перегноя.

Перегной – это часть грунта, в основе которой находятся перегнившие растительные и животные остатки. Показатель плодородности напрямую зависит от количества этого компонента в почве. Выглядит перегной как рыхлая и мягкая, пористая земля, иногда в составе можно наблюдать мелкие комковатые частички. Это природное удобрение не имеет неприятного запаха гнили. У него нет недостатков, так как при внесении в грунт не происходит никакого негативного воздействия. Применение данного вида удобрения имеет следующие преимущества:

  • почва становится более структурированной, в ней улучшается воздухообмен, а также лучше удерживается влага;

  • в земле возрастает процент гуминовой и фульвокислоты, что благоприятно влияет на рост и развитие растений

  • происходит стимуляция активности почвенных микроорганизмов, а также дождевых червей.

1.2. Процесс гниения органических растительных остатков.

Особую роль в процессе играют бактерии гниения:

Сенная палочка относится к споровым палочкам. Развивается на сухом сене и вызывает расщепление белков.

Маслянокислые бактерии - группа споровых анаэробов, споры очень устойчивы к высоким температурам. Оптимальная температура развития 35-37 °С.

Уксуснокислые бактерии - аэробы, развиваются при доступе воздуха.

Условия гниения:

-влажность

-температура

-наличие кислорода (процесс окисления)

-наличие микроорганизмов

Ускорители гниения:

Отруби. Это домашнее средство изготавливают самостоятельно уже очень давно и в его основе применяют отруби пшеницы или ржи.

Травяная настойка. Это та самая, известная всем огородникам прикормка, в которой куриный помет и трава замачивается в воде и настаивается в течении 7-10 дней. Оказалось, эта подкормка эффективно ускоряет созревание компоста.

Настой на дрожжах. Дрожжи сами по себе вызывают процесс гниения путем выделения газов. Для начала делают первичную закваску, бутыль 3 литра заполняют теплой водой, добавляют чайную ложку дрожжей и примерно 50 грамм сахара.

1.3. Компостная куча или яма.

Компост – это удобрение из органики, способное улучшить качество любой почвы, повысить урожай. Для его подготовки подойдут органические отходы, которые всегда образуются в частных владениях и на дачных участках. Компостная яма-сооружение, в котором вызревает компост, глубина ямы от 0,80 -1м ширина около 2 метров, длина произвольная.

Компостная куча — самое ценное и питательное удобрение среди садоводов и дачников. Она получается в результате разложения органических остатков, которое происходит под воздействием биологических реакций. В результате получается смесь, которая улучшает структуру почвы и насыщает растения полезными микроэлементами (Приложение 1).

2. Практическая часть проекта

2.1. Практическая работа: Получение перегноя.

Цель работы: получить перегной из листьев в условиях лаборатории.

Оборудование: пищевые контейнеры с крышками, химический стакан.

Материалы: сухие листья, почва, вода, дрожжи, сахар.

Ход работы.

Этап 1: Закладка опыта 22 сентября 2022 год.

В контейнер №1 слоями выкладываем листья, чередуя с землей. Сверху поливаем водой и прикрываем крышкой.

В контейнер №2 также выкладываем листья. Сверху поливаем настойкой на дрожжах (Приложение 2,3).

Создаем необходимые условия:

Ставим контейнеры в теплое, влажное место (температура в кабинете 20-24С °). Стеклянной палочкой делаем отверстия для попадания воздуха (Приложение 4)

Этап 2: Результаты опыта 22 января 2023 год.

В итоге, после осмотра 1 экземпляра обнаружилось, что основная часть листьев разложилась, но жилки листа остались (Приложение 5).

После просмотра контейнера №2, обнаружилось, что все содержимое перегнило и листьев не осталось.

Вывод: Дрожжевая настойка ускоряет процесс гниения, позволяя быстрее получать хорошее удобрение. Для получения перегноя из листьев в лабораторных условиях необходимо почва как источник гнилостных бактерий, влага и комнатная температура воздуха.

2.2. Опрос педагогов и обучающихся 10-11 классов.

Цель опроса: выяснить знают ли респонденты, что из листьев и растительных остатков можно получить плодородный грунт.

Опросник.

  1. Есть ли у вас приусадебный участок?

100%- есть

  1. Устраивает вас плодородие почвы на вашем участке?

92%- устраивает

8%- не устраивает

  1. Что делаете с опавшими листьями осенью и весной?

58%- выбрасывают

42%- собирают в кучу/яму

  1. Есть ли у вас компостная куча или яма?

42%- есть

58%-нет

  1. Знаете ли вы, что опавшие листья быстро перегнивают и превращаются в перегной.

92%-знают

8%-не знают

По итогам опроса можно сделать вывод: большинство респондентов знают, что листья быстро перегнивают и из них можно получить перегной, но около 50% их выбрасывают в контейнеры для мусора, что делать нельзя.

2.3. Определение места компостной ямы на пришкольном участке.

Место компостной ямы не должно нарушать ландшафт пришкольного участка, быть доступным для транспортировки листьев во время школьного субботника. Мы с руководителем проекта посоветовались с заместителем директор по АХР и решили сделать компостные ямы около газовой котельной, там, около школьного ограждения есть естественное углубление, которое можно увеличить до нужного размера.

Целесообразно сделать две ямы, в первую собрать весенние листья, а во вторую можно собирать все растительные остатки в течение лета: сорняки, скошенную траву.

На практике компостную яму мы сделали осенью (использовали технику) сложить в нее с одной стороны опавшие осенние листья, пересыпали их с почвой, полили водой. Во вторую часть сложим цветы со всех школьных клумб.

3. Экономическое обоснование проекта.

Год

Затраты

Экономия

2021 - 2022

1. Вывоз листьев с пришкольного участка,

услуги МУАТП «Треффик».

Грузовой автомобиль 1 час — 1000 рублей.

3 часа — 3000 рублей.

2. Почвенный грунт для рассады

10 кг — 250 рублей.

8 мешков - 2000 рублей.

Итого: 5 000,00 руб.

 

2022 -2023

1. Вывоз веток с пришкольного участка, услуги МУАТП «Треффик». Грузовой автомобиль 1 час — 1000 рублей.

2000 рублей

2023 - 2024

1. Вывоз веток с пришкольного участка, услуги МУАТП «Треффик».Грузовой автомобиль 1 час — 1000 рублей.

2. Почвенный грунт из компостной ямы.

2000 рублей

2000 рублей

Всего: 4000 рублей

2024 -2025

1. Вывоз веток с пришкольного участка, услуги МУАТП «Треффик».Грузовой автомобиль 1 час — 1000 рублей.

2. Почвенный грунт из компостной ямы.

3. Удобрение на пришкольный участок.

2000 рублей

2000 рублей

2000 рублей

Всего: 6000 р.

2025 - 2026

1. Вывоз веток с пришкольного участка, услуги МУАТП «Трефик».Грузовой автомобиль 1 час — 1000 рублей.

2. Почвенный грунт из компостной ямы.

3. Удобрение на пришкольный участок.

4. Продажа почвенного грунта.

В перспективе 10 кг. 200 рублей.

2000 рублей

2000 рублей

2000 рублей

Всего: 6000 рублей

Вывод: Ежегодная экономия бюджета школы может составлять от 3000 до 6000 рублей, а также есть возможность получения прибыли от продажи почвенного грунта.

Заключение

В ходе исследовательской работы нами были изучены теоретические вопросы по теме исследования.

Опытным путем я определила условия образования перегноя в школьной лаборатории, сделала проект компостной ямы, которую сделали осенью 2023 года с привлечением техники — экскаватора ( ИП «Пермяков Ю.М.» )

Мы решим проблему опавшей листвы и других растительных остатков на территории пришкольного участка, будем собирать все в компостную яму и получим перегной.

Ежегодная экономия средств может составить около 6000 рублей.

Перспективы:

- Ежегодное получение почвенного грунта для выращивания рассады цветочных культур для школьной клумбы, для проекта «Мини ситифермерство», для пересадки комнатных растений школы.

- Внесение органического удобрения в школьную клумбу позволит улучшить плодородие почвы и наш пришкольный участок будет еще красивее.

В итоге хочется сказать, что опавшие сухие листья являются источником опасности при их возгорании. А могут заменить торф, если уложить их в компостную яму. Можно даже перекопать почву с листьями и это улучшит ее плодородие. Можно применить листья как «теплую подушку» в теплицах и парниках (листва перегнивает и дает естественное тепло, и еще образуется перегной).

Прежде чем выбросить опавшую листву, и другие растительные остатки, подумайте!

Список литературы

1.Траннуа П. Как повысить урожай. Практическое руководство по приготовлению компоста и улучшению плодородия почвы. Изд. Эксмо, 2014

Интернет ресурсы:

1. Источник: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fm-strana.ru%2Farticles%2Fkompostnaya-kucha-kak-uskorit-sozrevanie%2F&cc_key=

2. Источник: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fm-strana.ru%2Farticles%2Fkompostnaya-yama%2F&cc_key=

3. Источник: https://tr-page.yandex.ru/translate?lang=en-ru&url=https%3A%2F%2Fen.wikipedia.org%2Fwiki%2FPutrefying_bacteria

4. Источник: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fm-strana.ru%2Farticles%2Fkompostnaya-kucha-kak-uskorit-sozrevanie%2F&cc_key=

Приложение 1.

Приложение 2.

Выкладывание листвы и почвы в контейнеры:

Полив водой

Полив настойкой из дрожжей и сахара

Приложение 3

Стеклянной палочкой делаем отверстия для попадания воздуха.

Проверка опыта в контейнере №1

Проверка опыта в контейнере №2

Приложение 4

Просмотров работы: 35