ЗАВИСИМОСТЬ ГИГИЕНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОЛОСТИ РТА ОТ УРОВНЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЗАВИСИМОСТЬ ГИГИЕНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОЛОСТИ РТА ОТ УРОВНЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ

Коростылева А.Ю. 1
1МБОУ "Лицей 11 г. Челябинска"
Райлян Е.В. 1Коростылева Е.А. 2
1МБОУ "Лицей 11 г. Челябинск"
2ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Мне очень нравятся люди с белоснежной улыбкой. Такому человеку так и хочется улыбнуться в ответ! Мама сказала, что о красивой улыбке необходимо заботиться с детства, здоровье зубов начинается с их гигиены. У нас дома, на книжной полке нашлись книги для детей по анатомии человека и гигиене полости рта, которые я с удовольствием прочитала.

Оказывается, во рту здорового человека живет примерно 160 видов микроорганизмов!

Микробы попадают в ротовую полость с пищей и водой, а также из воздуха. Именно во рту наблюдаются самые благоприятные условия для развития бактерий. В полости рта всегда стоит равномерная влажность и температура (примерно 37 °С). Обилие питательных веществ, достаточное содержание кислорода, наличие складок в полости рта, межзубных промежутков и десневых карманов, слабощелочная среда провоцируют размножение различных бактерий.

Микроорганизмы неравномерно распределяются в полости рта. Максимальное их количество наблюдается на поверхности зубов и на спинке языка. В одном грамме зубного налета содержится примерно 300 миллиардов микробов, а в слюне - примерно 900 миллионов на 1 миллилитр. Среди них есть как вредные микроорганизмы, так и полезные, которые помогают сохранить здоровье нашего организма. Полезные бактерии во рту человека поддерживают наш иммунитет. Вредные микробы (стрептококк, пневмококк, гемофильная палочка) не проявляют себя, пока не наступит благоприятный момент. [2, 7]

Плохая гигиена полости рта приводит к тому, что микробы превращают углеводы пищевых остатков в органические кислоты. Под агрессивным воздействием кислот эмаль зуба начинает разрушаться. В процесс с течением времени вовлекаются всё более глубокие слои тканей зуба и образуется кариозная полость. Кроме того, микробы оказывают влияние на окружающие зуб ткани и развиваются заболевания тканей пародонта.

Кариес зубов и заболевания десен ухудшают внешний вид и самочувствие человека, плохо влияют на желудочно-кишечный тракт, органы дыхания и могут способствовать развитию заболеваний сердца. [2]

По данным Всемирной организации здравоохранения во всем мире у 60 – 90 % детей школьного возраста обнаруживается кариес зубов. Заболевание тканей пародонта занимает второе место после заболевание твердых тканей зубов среди детей среднего и старшего возраста. [4]

Гигиена полости рта является первым и наиболее важным шагом как к поддержанию здоровой улыбки, так и к оздоровлению организма в целом. О необходимости гигиены полости рта очень метко сказал один из моих любимых детских писателей Григорий Остер: «Выпавшие зубы чистить поздно!».

Чистота полости рта волновала людей с давних времен.

Гиппократ в V веке до н.э. рекомендовал такое средство для сохранения зубов и удаления дурного запаха изо рта: «Сжечь голову зайца и трех мышей... Растереть пепел вместе с мрамором в ступке... Чистить этим порошком зубы и десны, после чего протирать зубы и рот потной овечьей шерстью, смазанной медом». Плиний советовал в качестве профилактики от кариеса съедать раз в два месяца жареную мышь. В Китае считалось правильным чистить зубы пеплом от сожженной головы обезьяны. А древние римляне для этой гигиенической процедуры готовили порошок из толченого жемчуга или кораллов. [1]

В Древнем Египте чистили зубы палочкой, расщеплённой с одного конца, применяли порошки из растёртой яичной скорлупы, пемзы, бараньих рогов, использовали пепел сожжённых внутренностей быка. В древних Индии, Китае и Японии, кроме деревянных палочек, применяли металлические зубочистки и скребки для языка, порошки из гипса, минералов, толченных после обжига ракушек. Готовили настои трав для полоскания рта. Персидские врачи готовили порошки из обожженного оленьего рога, в рецепты зубных средств входили ароматические масла, минералы, мёд и высушенные травы. В Греции и Риме делали зубочистки из гусиных перьев, слоновой кости, дерева, бронзы, серебра и золота. К порошкам добавляли розовые лепестки, смолу, мёд. Полоскали рот настоями трав, белым вином.

На Руси в древние времена чистили зубы ивовыми и дубовыми веточками с разжёванным концом, берёзовым и липовым углём. Чистили и солью – пальцами или тряпочкой с раствором. Позже, в средние века, стали чистить «зубными метёлками» – палочками с пучком свиной щетины на конце.

Первая зубная щетка, напоминающая современную щетку, изобретена в Китае (в конце 1400-х гг.) и была сделана из свиного ворса, закрепленного на бамбуковой палочке. Производство зубных щёток было начато в 1780 году англичанином Уильямом Аддисом.   В те времена щетки были доступны лишь для богатых людей. Благодаря нейлону, стало возможным сделать их производство массовым. В 1938 г. естественная щетина (из шерсти животных) была заменена на синтетические волокна, в основном нейлон.

В конце XVIII столетия в Великобритании были созданы промышленным способом зубная паста и зубной порошок, которые можно было наносить на зубы при помощи обычного пальца или специальной щётки. Первую зубную пасту стала продавать компания Колгейт в 1873 году, в стеклянных баночках. Сжимаемые тюбики появились впервые в 1892 г. и были названы «Шеффилдским зубным кремом». Первая фторсодержащая паста появилась в 1960-х гг. [1,5]

В наши дни на прилавках аптек и магазинов средств гигиены полости очень много. Человеку при таком огромном выборе средств гигиены полости рта бывает очень тяжело сориентироваться и сделать правильный выбор. Например, иногда я выбираю зубную пасту или щетку просто из-за красивой упаковки! Чтобы разобраться во всем многообразии средств гигиены, принести пользу, а не вред здоровью, необходимо обучение гигиене полости рта.

«Методическими рекомендациями по проведению профилактических мероприятий, которые направлены на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях» (№206-ВС от 15 января 2008 г.) предусмотрено стоматологическое просвещение детей. Главное, чтобы школьники не просто узнали теорию о гигиене полости рта, но и получили практические навыки по уходу за полостью рта. А еще очень важно, чтобы дети сами стремились к сохранению здоровья зубов. [3]

Гигиеническое воспитание в стоматологии играет очень важную роль, так как причины возникновения кариеса зубов, заболеваний пародонта чаще всего обусловлены плохими привычками детей: отказ от гигиены полости рта, употребление большого количества сахаров и углеводистой пищи.

В настоящее время доказано, что с помощью только санитарно-просветительной работы и гигиенического воспитания среди школьников можно существенно снизить стоматологическую заболеваемость - до 25%. [2]

Добиться качества гигиены полости рта у детей невозможно без регулярного контроля, постоянного совершенствования навыков ухода за зубами и понимания для чего выполняется гигиенический уход за полостью рта. Стоматологическая заболеваемость в детском возрасте во многом определяет состояние здоровья людей во взрослом возрасте, поэтому необходимо обращать внимание на уровень гигиены полости рта детей.

Актуальность данной темы побудила нас провести данную научно-исследовательскую работу.

Цель исследования: Выявить зависимость гигиенического состояния полости рта от уровня гигиенических знаний у детей.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи.

  1. Изучить вопрос гигиены полости рта у детей по литературным источникам и из источников сети Интернет.

  2. Определить уровень знаний по гигиене полости рта у одноклассников.

  3. Оценить гигиеническое состояние полости рта у детей.

  4. Провести обучение учеников нашего класса индивидуальной гигиене полости рта.

  5. Оценить уровень гигиенических знаний и гигиену полости рта у одноклассников в динамике.

  6. Провести анализ полученных результатов.

Объект исследования – гигиена полости рта у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – уровень знаний по гигиене полости и гигиеническое состояние полости рта у учащихся 4 класса МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска».

Новизна исследования– выявлена зависимость гигиенического состояния полости рта от уровня гигиенических знаний у младших школьников.

Научно-практическая значимость работы:

– расширены знания моих одноклассников о гигиене полости рта,

– ученики нашего класса приобрели практические навыки гигиены полости рта.

Внедрение результатов исследования. Результаты нашего исследования используются как при планировании санитарно-просветительской работы в классе, так и в повседневной жизни моих одноклассников.

Объём и структура работы. Работа изложена на 16 страницах машинописного текста, состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений. Структура исследования обусловлена поставленными задачами. Работа иллюстрирована 4 таблицами и 2 рисунками. Указатель литературы содержит 7 источников.

ГЛАВА I.

ПРОГРАММА, МЕТОДИКИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Наша работа направлена на выявление зависимости гигиенического состояния полости рта от уровня гигиенических знаний у детей.

Мы разработали программу исследования, которая выполнялась в несколько этапов с марта по октябрь 2023 г.

1 этап – подготовительный. На данном этапе я читала литературу о гигиене полости рта у детей и искала информацию в сети Интернет. Затем была сформулирована цель и поставлены задачи исследования, мы разработали план и программу исследования.

При составлении программы сбора материала нами разработан бланк для анкетирования и регистрации гигиенического состояния полости рта ребенка (Приложение 1).

Для того, чтобы выполнить все задачи исследования, мы использовали методы:

– социологический метод (анкетирование);

– метод непосредственного наблюдения (определение уровня гигиены полости у детей);

– экспериментальный метод (обучение гигиене полости рта моих одноклассников и контроль уровня знаний и гигиенического состояния полости рта в динамике);

– метод экспертных оценок (консультации эксперта – врача-стоматолога);

– математико-статистический метод (обработка результатов).

2 этап – исследовательский. Экспериментальной базой исследования явилось МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска». Исследование проводили среди моих одноклассников - учеников 4 класса.

Для определения уровня гигиенических знаний (УГЗ) и навыков у школьников нами применялся модифицированный опросник С.Б. Улитовского (2003) [6], содержащий 8 вопросов по теме гигиены полости рта (Приложение 1). Каждый ответ имеет оценку от 1 до 4 баллов. Расчет индекса УГЗ проводился по формуле:

Индекс УГЗ = Сумма баллов по каждому вопросу / количество вопросов.

Оценка уровня гигиенических знаний представлена в таблице 1.

Таблица 1. Оценка уровня гигиенических знаний

Показатель УГЗ

(в баллах)

Уровень гигиенических знаний

1,0 – 1,9

Плохой (или низкий)

2,0 – 2,9

Удовлетворительный

3,0 – 4,0

Хороший

Опрос был анонимным. Все вопросы были закрытого типа, учащимся не надо было придумывать ответ, а необходимо было выбрать один ответ из предложенных нами. Мы вручали анкету детям, они заполняли ее самостоятельно. Инструкции по заполнению анкеты мы давали школьникам перед началом анкетирования.

Одноклассники добровольно согласились ответить на вопросы, им было интересно, вопросы им были поняты – результаты анкетирования должны быть достоверными.

Было собрано 30 анкет, среди респондентов 16 мальчиков и 14 девочек.

Гигиеническое состояние полости рта у одноклассников мы оценивали, используя упрощенный индекс гигиены полости рта ИГР-У (Грин-Вермиллион, 1964). [2] В обследовании приняли участие 28 детей (два ученика отказались принимать участие).

Для определения индекса обследовали 6 зубов: по два постоянных первых моляра и одному постоянному центральному резцу на верхней и нижней челюстях.

Для объективной оценки гигиенического состояния полости рта мы окрашивали зубной налет с помощью специального красителя (индикатора), который фиксируется органическим компонентом зубного налета. В качестве индикатора налета мы применяли таблетки «Динал», содержащие пищевой краситель, с дифференцированным окрашиванием зубного налета. Длительно находящиеся на поверхности зубов (зрелые) отложения окрашиваются в темно-синий цвет, свежие – в лилово-красный.

Критерии оценки зубного налёта:

 «0» - зубной налет не выявлен;

 «1» - зубной налет покрывает не более 1/3 поверхности зуба;

 «2» - зубной налет покрывает более 1/3, но менее 2/3 поверхности зуба;

 «3» - зубной налет покрывает более 2/3 поверхности зуба.

ИГР-У = сумма значений налёта / количество обследованных зубов.

Интерпретация индекса представлена в таблице 2.

Таблица 2. Оценка гигиены полости рта

Значение ИГР-У

(в баллах)

Оценка ИГР-У

Оценка гигиены полости рта

0,0 – 0,6

Низкий

Хорошая

0,7 – 1,6

Средний

Удовлетворительная

1,7 – 2,5

Высокий

Неудовлетворительная

Более 2,5

Очень высокий

Плохая

Обследование проводилось в условиях учебного кабинета при естественном освещении. При обследовании использовались стерильные стоматологические зеркала в индивидуальной упаковке, индивидуальные смотровые перчатки, таблетки «Динал», одноразовые стаканчики для полоскания полости рта.

При сборе информации использован метод экспертных оценок (консультации врача-стоматолога).

3 этап – экспериментальный. 

На данном этапе исследования:

- создали обучающую презентацию на тему гигиены полости рта;

- провели обучение учеников нашего класса индивидуальной гигиене полости рта с отработкой практических навыков на демонстрационных моделях челюстей;

- организовали просмотр образовательного мультфильма «Задача по зубам» сериала «Команда Познавалова», производства Общественной организации «Общее дело». 

В динамике определили уровень гигиенических знаний и оценили гигиеническое состояние полости рта у моих одноклассников.

На данном этапе собраны 31 анкета, в анкетировании приняли участие 15 мальчиков и 16 девочек. В обследовании приняли участие 25 школьников (четыре мальчика и две девочки отказались).

4 этап – заключительный:

- провели анализ результатов работы и оценили их,

- написали и оформили работу.

Статистический анализ результатов исследования проводили с использованием стандартного пакета статистических программ для Microsoft Office Excel.

ГЛАВА II.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения цели нашей работы на каждом этапе исследования мы решали поставленные задачи.

Уровень гигиенических знаний и навыков (УГЗ) у школьников удовлетворительный (среднее значение УГЗ=2,73), 15 учеников (50 %) обладают хорошим уровнем знаний. Данные представлены в таблице 3.

Таблица 3. Уровень гигиенических знаний и навыков у детей

Пол ребенка

Количество опрошенных

Среднее значение УГЗ

Уровень гигиенических знаний

плохой

удовлетворительный

хороший

n

%

n

%

n

%

Мальчики

16

2,59

3

18,7

7

43,8

6

37,5

Девочки

14

2,88

2

14,3

3

21,4

9

64,3

Всего

30

2,73

5

16,7

10

33,3

15

50,0

Большинство детей (40 %) чистит зубы после каждого приема пищи, 11 из 30 опрошенных (36,7 %) – 2 раза в день, 7 человек (23,3 %) – 1 раз в день. В нашем классе не оказалось детей, которые не чистят зубы! Девочек, чистящих зубы после каждого приема пищи, больше, чем мальчиков (64,3% и 18,8% соответственно).

В настоящее время зубные пасты являются наиболее распространенными средствами ухода за полостью рта. Правильный выбор зубной пасты является важным для гигиены индивидуальной гигиены полости рта. При исследовании установлено, что все одноклассники (100 %) чистят зубы зубной пастой, 30 % респондентов (6 мальчиков и 3 девочки) не знают какой пастой они пользуются. Среди опрошенных детей гигиеническую зубную пасту используют 36,7 %, 33,3 % – лечебно-профилактическую.

Никогда не использовали ополаскиватели для полости рта 9 человек (30% опрошенных), из них 3 мальчика и 3 девочки не знают, что такое ополаскиватель и 3 девочки знают, но не пользовались. Регулярно используют 20 % респондентов, применяют редко 50 % учащихся.

По результатам исследования для 13,3 % школьников (для 2 мальчиков и 2 девочек) зубные нити – это незнакомый предмет гигиены полости рта. Не пользуются зубными нитями в связи с отсутствием навыков их применения 16,7 % респондентов (4 мальчика и 1 девочка), 40 % используют их редко, постоянно пользуются зубными нитями 30 % опрошенных детей (4 мальчика и 5 девочек) .

Никогда не использовали щетку для языка 50 % респондентов – 8 мальчиков и 7 девочек (для 36,7 % опрошенных щетка для языка – это незнакомый предмет гигиены полости рта, не пользуются щетками для языка в связи с отсутствием навыков их применения 13,3 % одноклассников). Постоянно используют щетку для языка 23,3 % опрошенных, применяют редко – 26,7 % детей.

Частота замены зубной щетки и условия ее хранения не только отражают культуру гигиены полости рта, но и во многом определяют ее эффективность.

С должной частотой (через 3 месяца) меняют зубную щетку 50,0 % опрошенных, как мальчиков, так и девочек; через 6 месяцев меняют щетку 13,3 % респондентов, один раз в год производят замену зубной щетки 13,3 % школьников, реже (как сотрется щетина) меняют зубную щетку 23,4 % детей (25 % мальчиков и 21,4 % девочек). Эти данные говорят о том, что половина одноклассников (55,0 %) не выполняет одно из основных требований по уходу за полостью рта.

Хранят зубную щетку правильно 66,6 % % опрошенных детей, 33,4 % респондентов нарушают правила хранения зубной щетки.

Степень жесткости своей зубной щетки знают 53,3 % школьников, из них 3,3 % пользуются жесткой щеткой, 6,7 % - мягкой и 43,3 % - средней степени жесткости.

Результаты нашего исследования, приведенные выше, свидетельствуют, что условия для проведения работы по обучению гигиене полости рта в данной группе школьников самые благоприятные.

Дети показали достаточно высокий уровень знаний по гигиене полости рта, выше предполага­емого уровня знаний внутри исследуемой группы. Мы допускали возможность того, что на правильный ответ детей могут навести оценочные баллы, проставленные на­против ответов. Искренность ответов подтвердил выявленный уровень гигиены полости рта у школьников.

Результаты анализа гигиенического состояния полости рта школьников свидетельствуют, что 10,7 % осмотренных детей имеют хороший уровень гигиены полости рта, 60,7 % - удовлетворительный, 28,6 % - неудовлетворительный. Результаты представлены в таблице 4. Выявленный окрашенный налет был красного цвета, то есть незрелым, зрелого налета, окрашенного в темно-синий цвет, мы не увидели.

Таблица 4. Уровень гигиенического состояния полости рта у детей

Пол ребенка

Количество опрошенных

Среднее значение ИГР-У

Уровень гигиены полости рта

хороший

удовлетворит.

неудовлетворит.

плохой

n

%

n

%

n

%

n

%

Мальчики

14

1,55

1

7,1

9

64,3

4

28,6

0

0

Девочки

14

1,45

2

14,3

8

57,1

4

28,6

0

0

Всего

28

1,5

3

10,7

17

60,7

8

28,6

0

0

После проведенного обучения гигиене полости рта через 6 месяцев мы оценили эффективность обучения, проведя повторное анкетирование и определение гигиенического состояния полости рта путем окрашивания зубного налета.

Выявлена положительная динамика как уровня гигиенических знаний, так и гигиенического состояния полости рта у детей (рис. 1).

Среднее значение УГЗ поднялось до 3,29, что соответствует хорошему уровню знаний.

Рис. 1 – Динамика уровня гигиенических знаний и гигиенического состояния полости рта

Среднее значение ИГР-У находится в диапазоне удовлетворительного уровня гигиены полости рта, но показатель уменьшился в 2 раза - с 1,5 до 0,72 баллов, что свидетельствует о том, что дети стали лучше чистить зубы. Данные о динамике ИГР-У представлены на рисунке 2. В первичном обследовании принимали участие 28 детей, в повторном - 25 школьников.

Рис. 2 – Динамика изменения уровня гигиены полости рта у детей

Таким образом, мы можем утверждать, что с ростом уровня гигиенических знаний повышается и уровень гигиены полости рта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из наиболее эффективных и вместе с тем наиболее простых и доступных мер профилактики стоматологических заболеваний, является правильный и эффективный уход за зубами и полостью рта в целом, с использованием всех современных средств гигиены полости рта.

Гигиеническое воспитание детей очень важный этап в профилактике. Необходимо рассказывать детям о строении, функции и значении зубов в жизни человека, в популярной форме объяснять причины заболеваний зубов, информировать о роли питания и вредных привычек, необходимости гигиены полости рта, знакомить со средствами и предметами ухода за полостью рта, показывать методику чистки зубов на моделях, обучать методам контроля гигиены полости рта. В ходе нашей работы ученики повысили уровень гигиенических знаний (средний балл УГЗ поднялся с 2,73 до 3,29 баллов) и получили практические навыки ухода за полостью рта.

В ходе исследования мы выявили взаимосвязь между уровнем гигиенических знаний и гигиеническим состоянием полости рта у детей. С повышением уровня гигиенических знаний у учеников 4 класса улучшилась гигиена полости рта (показатель ИГР-У уменьшился в 2 раза: динамика с 1,5 до 0,72 баллов).

Результаты нашего исследования возможно использовать при планировании санитарно-просветительной работы и гигиенического воспитания в школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. История России, всемирная история. История ухода за зубами. www.istorya.ru

2. Курякина Н.В. Стоматология профилактическая / Н.В. Курякина, Н.А. Савельева. – М.: Медицинская книга; Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2003. – 288 с.

3. МР МЗ России №206-ВС от 15 января 2008 г. «Методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий, которые направлены на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях»

4. Плюхина Т.П. Стоматологическая заболеваемость детей Москвы по данным детского отделения Клинического центра стоматологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова / Т.П. Плюхина, И.Г. Островская, И.И. Маланчук, М.А. Ковальчук // Российская стоматология. – 2016. – № 9(1). – С. 67.

5. Суворова М.Н. Индивидуальная гигиена полости рта: учеб.-метод. пособие / М. Н. Суворова, Л. А. Зюлькина, Г. В. Емелина, Н. К. Кузнецова. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 32 с.

6. Улитовский С.Б. Определение уровня гигиенических знаний // Новое в стоматологии. – 2003. – № 6. – С. 78 – 80.

7. «Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Медицина / Сост. Н.Ю. Буянова – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 480 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

ОПРОСНИК

по определению уровня гигиенических знаний и навыков

Дорогие ребята!

Просим Вас принять участие в социологическом опросе и дать ответы на предложенные вопросы.

Пол __мальчик / девочка__

1. Сколько раз в день вы чистите зубы?

1. Один раз вдень

2. Два раза в день

3. Три раза в день

4. После каждого приема пищи

2. Какой вы пользуетесь пастой?

1. Не пользуюсь

2. Не знаю

3. Гигиенической

4. Лечебно-профилактической

3. Вы пользуетесь зубной нитью?

1. Не знаю, что это такое

2. Не умею и не пользуюсь

3. Пользуюсь, но редко

4. Пользуюсь регулярно

4. Вы пользуетесь ополаскивателем?

1. Не знаю, что это такое

2. Не умею и не пользуюсь

3. Пользуюсь, но редко

4. Пользуюсь регулярно

5. Как часто вы меняете зубную щетку?

1. Как сотрется щетина

2. Один раз в год

3. Один раз в полгода

4. Каждые 3 месяца

6. Как вы храните щетку?

1. В закрытом футляре

2. На полке, в закрытом шкафчике

3. В стаканчике, головкой внутри стаканчика

4. В стаканчике, головкой вверх

7. Вы пользуетесь щеткой для языка?

1. Не знаю, что это такое

2. Не умею и не пользуюсь

3. Пользуюсь, но редко

4. Пользуюсь регулярно

8. Какой зубной щеткой вы предпочитаете чистить зубы?

1. Не знаю

2. Жесткой

3. Мягкой

4. Средней жесткости

Приложение 2.

Определение уровня знаний по гигиене полости рта

и уровня гигиены полости рта (апрель 2023 г.)

 
   

Приложение 3.

«Урок здоровья»

   

Приложение 4.

Определение уровня знаний по гигиене полости рта

и уровня гигиены полости рта в динамике (сентябрь 2023 г.)

 
   
Просмотров работы: 48