Аннотация
Данная исследовательская работа предполагала выявить подтверждение или опровержение следующих версий:
1) из одной оловянной ложки можно выплавить именно 25 одинаковых ( полноценных) оловянных солдатиков;
2) 25 солдатиков – это воинское под разделение численностью 25 человек.
В ходе работы использованы следующие методы работы: наблюдение, опрос, изучение научной литературы по данной теме. В соответствии с целью решены задачи по изучению и отбору научной литературы по данной теме, по истории возникновения армии ; отобран иллюстративный материал для анализа литературного героя. Результаты исследования представлены в виде продукта исследовательской деятельности: презентации , рисунка и игрушек солдатиков, сделанных из гипса, свечки, олова
Практическое значение заключается в использовании исследования в детских творческих мастерских. Сделанный материал из гипса, свечи, олова может быть использован в экспозиции школьного и краеведческого музея, музея под открытым небом, на внеурочных занятиях.
Введение
Актуальность В 1 классе на уроке литературного чтения мы познакомились со сказкой Х.К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», которая начинается так: «Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков. Все сыновья одной матери – старой оловянной ложки. …Все солдатики оказались совершенно одинаковыми, и только один единственный был немножко не та кой, как все: у него была только одна нога, потому что отливали его послед ним и олова немного не хватило. Впрочем, он и на одной ноге стоял так же твердо, как другие на двух».
При чтении этих строк у нас появился вопрос: «Почему солдатиков в сказке 25, а не меньше? Тем более, что один из них не совсем удался. И действительно ли причиной отсутствия ноги у солдатика явилась нехватка олова?»
Целью нашего исследования является подтверждение или опровержение следующих версий:
1) из одной оловянной ложки можно выплавить именно 25 одинаковых ( полноценных) оловянных солдатиков;
2) 25 солдатиков – это воинское под разделение численностью 25 человек.
Разработкой первой версии занимался Артем Галданов, второй версии –Доржи Шагаев
Версия № 1. Из одной оловянной ложки можно выплавить 25 оловянных солдатиков.
Задачи исследования:
узнать, можно ли из старого оловянного предмета выплавить другие предметы;
выяснить, можно ли из одной оловянной ложки выплавить 25 оловянных солдатиков;
проверить утверждение Андерсена о причине отсутствия ноги у 25го солдатика.
Версия № 2. 25 солдатиков – это воинское подразделение численностью 25 человек.
Задачи исследования:
узнать, в составе армии какой страны могло находиться искомое воинское подразделение;
выяснить, действительно ли в этой армии существовало подразделение численностью 25 человек;
определить соответствие формы одежды солдата этого подразделения описанию ее в сказке.
Для решения поставленных задач 1 версии нами была изучена литература по данной теме, сделаны математические расчеты, проведены наблюдения и эксперимент, а также состоялись беседы с папой, врачом -ортопедом специалистами, которые по роду своей профессиональной деятельности связаны с выплавкой изделий из металла, .
Для решения поставленных задач 2 версии нами была изучена биографическая, художественная и историческая литература по данной теме, подобраны и проанализированы иллюстрации к сказке «Стойкий оловянный солдатик».
Объект исследования: оловянные солдатики
Предмет исследования: оловянные солдатики
Целью нашего исследованияявляется подтверждение или опровержение следующих версий:
из одной оловянной ложки можно выплавить именно 25 одинаковых ( полноценных) оловянных
солдатиков;
2) 25 солдатиков – это воинское под разделение численностью 25 человек
Методы исследования: , наблюдение, эксперимент ,опрос, практическая работа по выплавке слепков и фигур из олова и свечки
Основная часть
Версия 1
Из литературы и на основании личных наблюдений мы выяснили, что олово (Sn № 50) – мягкий, легкоплавкий металл, температура плавления которого 200–230°С. С древних времен его использовали для изготовления различных предметов (ложек, кружек), но в настоящее время он находит применение в основном при проведении паяльных работ.
Проведя взвешивание оловянной ложки и солдатика и сделав простейшие математические расчеты, мы убедились, что одной, даже новой оловянной ложки недостаточно для того, чтобы выплавить 25 одинаковых солдатиков, так как масса ложки составляет примерно 123 г, а масса одного солдатика около – 5 г. Кроме того, наблюдения показали, что старая оловянная ложка имеет еще меньшую массу, чем новая, так как в процессе пользования ложкой металл «стирается».
Эксперимент по выплавке солдатика. С целью проверки высказывания Андерсена, что причиной отсутствия ноги у одного из солдатиков явилась нехватка олова, нами был проведен эксперимент. Мы предположили, что заливку формы металлом могли про изводить двумя способами: либо с головы солдатика, либо с ног. Сделав формы, мы произвели заливку. При этом олова мы брали немного меньше, чем это необходимо для выплавки целого солдатика.
Заливку произвели с ног. Солдатик получился без подставки и обеих стоп и не мог стоять. Произвели повторную заливку. При этом форму наклонили. Солдатик получился без части подставки и без од ной ноги. Но такой солдатик был неустойчив, а в сказке говорится, что «он стоял так же твердо, как остальные на двух ногах».
В одной из книг мы нашли гравюру иллюстрацию к сказке, выполненную профессором Гансом Тегнером. На ней видно, что воронка для заливки олова находится над головой солдатика. Значит, в случае заливки «с головы» и при недостаточном количестве олова солдатик может получиться без головы, что и было нами подтверждено опытным путем. Однако при повторной заливке формы «с головы» мы все таки получили солдатика с головой и с пустотой в области одной ноги и штыка. Нас заинтересовал полученный результат, но его причину мы не смогли определить.
Для ее выяснения мы встретились с врачом стоматологом -ортопедом .Он сообщили, что причин выплавки металлических изделий с дефектами несколько. Самая распространенная из них – образование «воздушной пробки». Ее появление может быть вызвано плохой просушкой формы или быстрой заливкой металла, когда содержащийся в форме воздух не успевает выйти из небольших по объему полостей. В нашем случае образование «воздушной пробки» было вызвано именно второй причиной.
Выводы по гипотезе № 1:
Из старых оловянных предметов можно в домашних условиях выплавлять новые изделия.
25 оловянных солдатиков могли быть «сыновьями одной оловянной ложки» только при условии, что ее масса в 25 раз превышала массу одного солдатика. В противном случае в сказке должно было быть не 25, а 24 солдатика.
Солдатик не может быть «стойким», если причиной отсутствия у него ноги стала, как утверждает автор, нехватка олова.
Наиболее вероятной причиной отсутствия ноги у одного из солдатиков является образование «воздушной пробки» при литье.
Версия 2
Работу мы начали с изучения биографии автора.
Х.К. Андерсен (1805–1875) написал сказку «Стойкий оловянный солдатик» в 1838 г. Поэтому мы обратились к исторической литературе с целью найти сведения о воинских подразделениях датской армии того периода. К сожалению, такие сведения нам не удалось отыскать.
Тогда мы продолжили чтение биографической литературы в надежде отыскать в ней какое-либо упоминание о датской армии. В ходе чтения нами было установлено, что сам автор ни когда не служил в армии, однако многие его представления о солдате, военной форме и войне связаны с образом его отца, тоже Ханса Кристиана, – бедного башмачника, романтика, искателя приключений, поклонника Наполеона. Мы узнали, что, желая осуществить свою мечту о путешествиях и участии в великих сражениях, а так же скопить средства для обучения сына, он вместо сына богатого соседа записался в рекруты и с 1812 по 1814 г. служил в датской гренадерской роте 3го батальона 41го пехотного полка армии Наполеона.
Анализируя текст одного из переводов А. Ганзен, мы наткнулись на под сказку, которую дает автор: «…мой дом – простая коробка, да еще набилось нас туда чуть не целая рота – 25 солдат». Следует заметить, что такое указание на воинское подразделение (роту) встречается далеко не во всех переводах сказки на русский язык. По этой причине данный вариант мы не смогли посчитать точным переводом с датского, а прочитать сказку в оригинале нам не представилось возможным.
Чтобы узнать точную численность роты, ибо в сказке Андерсена она дана неточно: «чуть не целая рота», и выяснить боевой путь, а также названия сражений, в которых принимала участие датская гренадерская рота 41- го пехотного полка армии Наполеона, мы обратились в музей панораму Бородинской битвы г. Москвы. Это было обусловлено тем, что в 1812 г. основные военные действия армии Наполеона разворачивались на территории России. Из беседы с библиотекарем школы Ниной Кимовной мы узнали, что полк, в котором служил отец Х.К. Андерсена, не только не сражался на Бородинском поле, но вообще не принимал участия в походе на Россию. Для выяснения численного состава наполеоновской армии порекомендовала нам обратиться к штатному расписанию армии Наполеона, которое мы нашли в книге Э. Дюпюи «Всемирная история войн».
Из штатного расписания мы узнали состав наполеоновской армии и выяснили, что гренадерская рота состояла из пяти взводов по 25 человек. Таким образом, в сказке «Стойкий оловянный солдатик» изображается именно гренадерский взвод численностью 25 человек. Другого числа солдатиков в сказке (менее 25 человек) не могло быть, так как в этом случае подразделение считалось бы неукомплектованным и не могло участвовать в военных действиях.
Рассматривая иллюстрации к сказке, выполненные разными художниками, мы обратили внимание на то, что стойкий оловянный солдатик изображается на них не одинаково, а описание обмундирования солдатика во многих русских переводах сказки значительно разнится. Наиболее часто встречающееся: «А мундир то какой великолепный – красный с синим!» (пер. А. Ганзен). Но и это описание иллюстраторы трактуют каждый по своему. Например, художник В. Алфеевский (М.: Дет. литература, 1969) изобразил солдатика в красном мундире с синими лосинами, кивер – черный. В такой же цветовой гамме представила солдатика Н. Гольц (М.: Дет. литература, 1973). Иллюстратор А. Архипова (М.: Изобразит. искво, 1990) «надела» на солдатика синий мундир с красными эполетами. О. Богомолова (М.: Мир и культура, 1992) нарисовала солдатика в синих лосинах, красном мундире и красном кивере. Е. Монин (М.: Малыш, 1989) изобразил солдатика в синих лосинах, желтых гетрах, красно-синем мундире, а вместо кивера на голове солдатика красуется треуголка. Художники Т.А. Ляхович и Ю.М. Славнова (М.: Товво А.Н. Сытин и К°, 1992) одели солдатика в красно-синий мундир и белые лосины. Схожи с их обмундированием и военная форма солдатика в изображении Г.А. Траугот (Л.: Дет. литература, 1990). Как видим, «художественная» трактовка описания весьма вольная.
Однако мы считаем, что прообразом стойкого оловянного солдатика является отец сказочника. Это подтверждается следующими фактами.
Во-первых, отец писателя, так же как и герой сказки, был стойким, смелым и отважным солдатом. Он мечтал о военных победах и путешествиях, но мечтам его не суждено было сбыться, они, как бумажный кораблик из сказки, утонули в реке жизни.
Во-вторых, вернувшись с войны разочарованным и больным, отец вскоре умер, как говорят, «сгорел на войне», так же как оловянный солдатик сгорел в огне печи.
В третьих, образ стойкого оловянного солдатика неоднократно появляется в других сказках («Старый дом», «Оле Лукойе», «Огниво» и др.). Многие художественные образы в сказках писателя навеяны памятью об отце. Отец говорил перед смертью: «Ледяная дева заглядывала в окно. Это не к добру. Она протягивает ко мне руки, она пришла за мной…» Этот образ мы увидим в сказке «Снежная королева». Куст роз, которые очень любил отец (посаженный после его смерти любящим сыном на могиле), упоминается в сказке «Свинопас» как самое дорогое и ценное в жизни принца.
Все это позволяет нам считать, что прототипом стойкого оловянного солдатика является отец писателя. Имен но поэтому стойкий оловянный солдатик, по нашему мнению, должен быть одет в форменную одежду гренадера датской армии. В книге Фрица Майх Нера «Гадкий утенок» мы нашли такое детское воспоминание Андерсена об отце перед его уходом на войну: «Он был одет в красный мундир с желтым воротником, белые лосины и черные гетры. На голове у него красовалась высокая синяя шапка с бело-красной кокардой, над которой вздымался белый султан».
По этому описанию мы решили нарисовать свою иллюстрацию к сказке. Прообразом стойкого оловянного солдатика в одноименной сказке Х.К. Андерсена стал отец писателя.
25 солдат – это численный состав одного взвода датской гренадерской роты армии Наполеона.
Меньше солдат в указанном под разделении быть не может, так как рота будет считаться неукомплектованной и не сможет участвовать в военных действиях.
Являясь литературным воплощением конкретного лица, стойкий оловянный солдатик должен изображаться на иллюстрациях к сказке в форме датского гренадера армии Наполеона 1812–1814 гг.В сказке «Старый дом» оловянный солдатик произносит такую фразу: «Счастье – это осознавать, что тебя не забыли». Бесконечная любовь сына к своему отцу вечно живет и будет жить в образе маленького, но стойкого солдатика.
Заключение
В своей работе мы узнали о металле олове, его свойствах , сделали свои игрушки солдат из гипса, свечки, олова, узнали в составе армии какой страны могло находиться искомое воинское подразделение; сведения о воинских подразделениях датской армии того периода
Продуктом нашей исследовательской деятельности стал рисунок стойкого оловянного солдатика, игрушки стойкого оловянного солдатика из гипса, свечи и олова .
Литература
Бархин К.Б., Истрина Е.С. Методика русского языка в средней школе: Учебник для пед. вузов и пос. для преподавателей. – М.: Гос. Учебно пед. издание, 1937.
Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондарен ко С.М. Как учить школьников работать с книгой. – М.: Знание, 1987.
Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондарен ко С.М. Когда книга учит. – М.: Педагоги ка, 1991.
Лурия А.Р. Язык и сознание. – М., 1979.
Соболева О.В. Беседы о чтении. К проблеме понимания текста // Начальная школа плюс До и После. – 2007. – № 8, 9.
А. Ивич. Семьдесят богатырей. – М. : Дет. литература, 1986.
7. С.И. Венецкий. В мире металлов. – М.: Металлургия, 1988.
Приложение 1
ВЕРСИЯ 1
1) из одной оловянной ложки можно выплавить именно 25 одинаковых ( полноценных) оловянных солдатиков;
РАЗРАБОТКОЙ ПЕРВОЙ ВЕРСИЕЙ ЗАНИМАЛСЯ АРТЁМ ГАЛДАНОВ
Из одной оловянной ложки можно выплавить 25 оловянных солдатиков.
Задачи исследования:
узнать, можно ли из старого оловянного предмета выплавить другие предметы;
выяснить, можно ли из одной оловянной ложки выплавить 25 оловянных солдатиков;
проверить утверждение Андерсена о причине отсутствия ноги у 25го солдатика.
МОЯ АРМИЯ СОЛДАТ |
СОЛДАТИКИ |
ЗАЛИЛИ ГИПС |
ПОЛОЖИЛИ СОЛДАТИКА |
СНЯЛИ СЛЕПОК |
УБРАЛИ ПЛАСТИЛИН |
РАЗОГРЕЛИ СПИРТОВКУ |
|
ЗАЛИЛИ ОЛОВО |
|
МОИ ОЛОВЯННЫЕ СОЛДАТИКИ |
ПОЛУЧИЛИ ИГРУШКИ ИЗ ОЛОВА |
МОИ СДЕЛАННЫЕ ИГРУШКИ ИЗ ГИПСА И СВЕЧЕК
СЛЕПОК ИЗ ГИПСА |
ГОТОВИМ ФОРМУ |
ЗАЛИЛИ ФОРМУ СВЕЧКАМИ-ВОСКОМ |
|
СОЛДАТИКИ ИЗ ВОСКА |
|
Приложение 2
ВЕРСИЯ 2
2) 25 солдатиков – это воинское под разделение численностью 25 человек.
РАЗРАБОТКОЙ ВТОРОЙ ВЕРСИЕЙ ЗАНИМАЛСЯ ДОРЖИ ШАГАЕВ
Версия № 2. 25 солдатиков – это воинское подразделение численностью 25 человек.
Задачи исследования:
узнать, в составе армии какой страны могло находиться искомое воинское подразделение;
выяснить, действительно ли в этой армии существовало подразделение численностью 25 человек;
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА |
РАЙОННАЯ БИБЛИОТЕКА |
ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ О ВОИНСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ДАТСКОЙ АРМИИ ТОГО ПЕРИОДА |
ДАТСКИЙ ГРЕНАДЕР АРМИИ НАПОЛЕОНА |
ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СКАЗКЕ «СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК (перевод ГАНЗЕН) |
ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СКАЗКЕ «СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК ( художник В.АЛФЕЕВСКИЙ) |
ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СКАЗКЕ «СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК ( иллюстратор А. АРХИПОВА) |
ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СКАЗКЕ «СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК ( иллюстратор Е. Монин |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПР СКАЗКЕ Х,К.АНДЕРСЕНА
«СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК» В 1 « А» КЛАССЕ
УРОК ЧТЕНИЯ |
НАШ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК |