Искусство психологического анализа в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина»

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Искусство психологического анализа в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина»

Шевцова А.А. 1
1МБОУ СОШ 1
Таганова Г.Э. 1
1МБОУ СОШ 1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Величайший роман всех времен Л.Н.Толстого «Анна Каренина». Над этим, одним из самых загадочных произведений, Лев Николаевич работал пять лет. Книга была встречена неоднозначно: ее и хвалили, и ругали, причем не только рядовые читатели, но и профессиональные литераторы. Само название позволяет увидеть причинно-следственные связи в жизни героев, которые показывает автор. Среди множества несвязанных событий улавливается тонкая нить, которая объединяет их в единую историю.

В нем сосредоточены сюжетно-композиционные особенности, сопоставления, которые помогают увидеть с разных сторон, обозначенные философские проблемы. По праву «Анну Каренину» называют самым известным и популярным романом о любви. Трогательная история о замужней женщины, бросившей мужа ради красавца офицера. Она пошла наперекор всему: мнению общества, морали, религии. Эта книга гораздо больше, чем просто роман о любви, это целая наука о семье, о жизни. Можно сказать, что вся психология заключается в «Анне Каренине».

Цель проекта: выявить приемы психологического анализа в системе поэтических средств и определить их взаимосвязь в романе «Анна Каренина» Л.Н.Толстого

Задачи: 1) изучить историю исследования данной проблемы;

2) уточнить содержание понятия психологизма и охарактеризовать основные его формы, сложившиеся в русской реалистической прозе XIX века;

3) обозначит поэтические черты романа, которые способствуют достижению глубокого психологического анализа;

4) провести анализ художественной структуры романа;

5)проанализировать и сделать вывод на основе опрошенных читателей, о восприятии романа;

Глава 1. Понятие психологизма в психологии и литературе.

Психологизм в психологии – это определение характеристик человека и общества, законов их функционирования и развития с помощью психических явлений. В основе это направления в социологии становится не сама психология индивида, а психология коллективная. «Например, философы, которые думают, что логические законы не являются психологическими законами, будут рассматривать отождествление этих двух понятий как психологизм.» (Стэндфордская энциклопедия философии 21 марта 2007 г.; основная редакция Чт. 27 февраля 2020 г.)

Психологизм в литературе – это изображение психологических переживаний человека в художественных произведениях, достаточно полное обрисовка чувств, мыслей героев с помощью литературных средств. Авторами, которыми часто принимался этот прием, являются прежде всего Л.Н. Толстой и М.Ф. Достоевский, также И.С. Тургенев и, конечно же А.П. Чехов в его произведениях очень четко проявляется психология души человека

Психологизм может быть явным, то есть открытым – прямое восприятие внутреннего мира человека:

-авторские сообщения о внутреннем мире героя;

-высказывания героев, которые дают представление об их душевном состоянии;

-исповеди героев;

-внутренние монологи;

И может быть неявным – скрытым, спрятанным в «подтекст», который основан на учете внешних проявлений психологии героев, там внутреннее состояние персонажей раскрывается благодаря выразительным жестам, речи, поведению:

-психологический портрет героя;

-несобственно-прямая речь;

-психологический пейзаж;

Читая любое произведение, мы сразу обращаем свое внимание на поведение, речь, интеллект героев, то есть мы их узнаем , изучаем – выступаем в роли психолога. Нам интересно как будут вести себя персонажи в той, или иной ситуации. И в литературе такой интерес приобретает особую форму, и чем глубже идет процесс изучения особенностей этих форм, тем более открыто сущность образа человека в ловком владении слов, красивых оборотов, средств выразительности.

Не без причины говорят о том, что в каждом произведении можно найти ответы на все свои вопросы. Неспроста говорят, что в них можно найти самих себя. Из этого можно сделать вывод: литература тесно связана с психологией, потому что в любом рассказе, романе, повести происходит раскрытие человеческих душ. И нам, обычным людям, очень интересно читать такие произведение, там мы находим себя, и именно там показан жизненный опыт, который читатель может для себя подчеркнуть.

1.2. Способы и методы психологизма в литературе

Авторское психологическое повествование.

Это повествование от третьего лица, которое ведется рассказчиком. Максимально объективный способ психологизма. Он может проследить внутренние переживания героев и показать их наиболее подробно и глубоко. Оскар Уайльд в своем романе «Портрет Дориана Грея» использует этот метод. Он придает этому произведению собственный узнаваемый стиль и позволяет конкретизировать замысел автора.
«- Вы рады нашему знакомству, мистер Грей, - сказал лорд Генри, глядя на него.

- Сейчас рад. Но интересно, будет ли так всегда?

Всегда! Ужасное слово. Я вздрагиваю, когда слышу его. Женщины его просто обожают. Они убивают любовь попытками продлить её навеки. К тому же, это слово бессмысленно. Единственная разница между капризом и страстью на всю жизнь в том, что каприз немного долговечнее.»

Внутренний монолог.

Художественный прием психологизма; воспроизведение речи героя, обращенного к самому себе и не произнесенный вслух. Внутренний монолог имитирует устную речь, непосредственно рождающий в данный момент времени, поэтому он отражает душевное состояние героя как поток чувств. Так, например в произведении «Гроза» А.Н. Островский показывает внутренние терзания главной героини через монолог. Таким образом, данный монолог является одним из главных в понимании характера Катерины.

«Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо!.. Солнышко её греет, дождичком её мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: жёлтенькие, красненькие, голубенькие… всякие, всякие… Так тихо, так хорошо! Мне как будто легче! А об жизни и думать не хочется.»

Письма, дневники.  

Они позволяют наиболее естественно сообщать о внутреннем состоянии героев, достаточно полно и глубоко раскрыть внутренний мира (герой сам говорит о своих мыслях и переживаниях). Так, например, в произведении С. Цвейг «Письмо Незнакомки» передаетчувства героини, ее судьбу через письмо. Автор не спроста пишет ее переживания в такой форме, только так мы по-настоящему понимаем героиню, душевные терзания. Письмо — это что-то личное, которое никто не должен узнать, о чем там. А в этом романе, с помощью него ничего не утаивается, и можем понять героиню, узнать ее самые сокровенные желания и мечты, а главное ее мысли в сложных жизненных обстоятельствах.

«С этого мгновения я полюбила тебя. Я знаю, женщины часто говорили тебе, своему баловню, эти слова. Но поверь мне, никто не любил тебя с такой рабской преданностью, с таким самоотвержением, как то существо, которым я была и которым навсегда осталась для тебя, потому что ничто на свете не может сравниться с потаенной любовью ребенка, такой непритязательной, беззаветной, такой покорной, настороженной и пылкой, какой никогда не бывает требовательная и - пусть бессознательно - домогающаяся взаимности любовь взрослой женщины…»

Записки путешественника.

Они позволяют передавать мысли, наблюдения размышления автора. В повести Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Оно содержит в себе путевые заметки, в которых описывается жизнь российского общества, делая пометки во время путешествия, он отражает реальные проблемы, нужды народа. Именно этот способ позволяет вести большое количество эпизодов, встреч, рассуждений.

«Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая. Таковою ее почитали все те, которые ездили по ней вслед государя. Такова она была действительно, но на малое время. Земля, насыпанная на дороге, сделав ее гладкою в сухое время, дождями разжиженная, произвела великую грязь среди лета и сделала ее непроходимою… Обеспокоен дурною дорогою, я, встав из кибитки, вошел в почтовую избу, в намерении отдохнуть…»

Сны героев.

Они влияют на ход событий, предвосхищают их, предают внутреннее состояние героя. Сон героев, как способ проявления психологизма, используется в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Пушкин часто своих произведениях вводит этот элемент. Сон Татьяны, в котором Онегин убивает Ленского, становится пророческим, т. е. вещим. В нем она видит медведя, он является кумом Онегина. Он пришел к ней разобраться в своих терзаниях. Сон стал решающим в жизни Татьяны. Именно он повлиял на ее дальнейшую судьбу.

«И снится чудный сон Татьяне.

Ей снится будто бы она

Идет по снеговой поляне,

Печальной мглой окружена…»

Художественные детали (мир вещей, предметов, портрет)

А) Взаимосвязь человека и вещей. Они характеризует человека, придают ему значимость, но иногда может и затмить его, тогда человек уравнивается статусу вещи

Функции вещей:

1) Культурологическая — исторический роман (роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» в качестве исторического предмета изображен сам католический храм в центре Парижа)

2) Сюжетно-композиционная — детективы. ( «Строгий спортивный костюм, кепи — ни дать ни взять турист, странствующий по болотам! Он даже остался верен своему поистине кошачьему пристрастию к чистоплотности: гладко выбритые щеки, рубашка без единого пятнышка» - сборник рассказов А. Дойла «Приключения Шерлока Холмса)

Таким образом, существует огромное множество приёмов и способов для изображения внутреннего мира героев, то есть приёмов психологизма в литературе.

Символизация важна для понимания литературных персонажей. Какая-то вещь, на которую автор акцентирует внимание читателей, несет смысловую и идейную нагрузку. Произведение «Гранатовый браслет» А. И. Куприна само за себя говорит, какая вещь будет судьбаносной. С одной стороны, обычный ничем не примечательный гранатовый браслет, а с другой вещь, перевернувшая жизнь людей, изменившая представление, которое считалось когда-то правильным.

Б) Детали — это фрагмент внутреннего мира героев. То, что на первый взгляд может показаться мелочью на самом деле играет важнейшую роль в ходе всего произведения или даже его сути.

1) Портрет. Например, И. Н. Гончаров в романе «Обломов» описывает внешность Ильи Ильича, которое отражает характер героя. "Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким..." 

"Лицо у него не грубое, не красноватое, а белое, нежное..."

2) Пейзаж. Он выступает как способ характерологии, содействуя раскрытию героя. Так же пейзаж – это своеобразный инструмент внутреннего состояния образа, который изложен нам автором. Например, в сборнике рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника» именно пейзаж играет одну из самых главных ролей.

Глава 2. Своеобразие психологизма Л.Н.Толстого

Лев Николаевич писал лаконичные и большие произведения, но если говорить о деле, то он всегда краток.

Поговорим же, о своеобразие психологизма Л. Толстого. Произведения этого гениального автора сосредотачивают все внимание читателя на развитие сюжета, на красоту и богатство, изящность языка. Толстой, как правило, олицетворяет утонченную, элитную Россию, точнее светское общество 19 века. Лев Николаевич во всех своих произведениях заостряет внимание на более сильных духом, уверенных в себе личностях.

Множество писателей критиковали или восхищались Толстым. И именно на основе их высказываний можно найти своеобразие психологизма Льва Николаевича.

Николай Чернышевский выпускает книгу «Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого.» Уже на основе его ранних произведения сформировывается уникальность психологизма. Николай Гаврилович пишет: «Чрезвычайная наблюдательность, тонкий анализ душевных движений, отчетливость и поэзия в картинах природы, изящная простота – отличительные черты графа Толстого.»

По мнению Чернышевского Толстого интересует «диалектика души», он выделает следующие принципы:

-изображение внутреннего мира человека в развитии;

-изображение героя в кризисные моменты его судьбы;

-влияние окружающего мира на душевное состояние;

Эти принципы были явно изображены в романе «Война и мир». Главные герои объединены одними мыслями о поиски смысла жизни.

Толстой изображает весь мир, чтобы изобразить человека. Он обращает читателей на самые мелкие детали, что многое означают, в сущности, характеристики героя. «Он создал не только множество людей, но и множество миров. Он как бы предоставил каждому своему персонажу его собственную вселенную: Вронскому свою, Болконскому свою, Облонскому свою – а потом повел нас из одной вселенной в другую и этим навеки сроднил нас с каждым из созданных им людей.» - так выразился Корней Чуковский о творчестве Толстого. Также Ю. В. Бондарев говорил про него: «Толстой написал всю психологию души человека».

В каждом произведении Льва Николаевича прослеживается невольное сканирование каждого героя. Подводя итог, могу сказать, что Толстой – это в самом деле «хирург» человеческих душ. Так, как он раскрывает героев, проводит над ними испытания, выворачивает их на изнанку, не сможет никто. Не могу не сказать о цитате Чернышевского, полностью характеризующая творчество и замысел Толстого: «Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей».

Толстой замечал то, что не видели другие, его погружение в психологию гениально.

«Толстой в «Анне Карениной» — это совершенно новый, непривычный писатель. Даже не психолог, а глубочайший психоаналитик, совершавший тончайшее погружение в подсознание человека. Он открыл то, что позже стали называть фрейдизмом» - так сказал Борис Эйфман – хореограф-постановщик балета «Анна Каренина», 2005 год.

2.1. Психологизм в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина»

Л.Н. Толстой – гениальный русский писатель, открывший и художественно исследовавший глубину человеческой души, беспредельность и безмерность этой души. Толстой открыл двойственность души, т. е. показал, как в душе человека идет постоянная борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, красотой и безобразием. В романе «Анна Каренина» автор показывает, как двойственность главной героини Анны и некое предопределение реализуется в ее портрете, в ее снах, в состояние бреда, в окружающей ее действительности.

Портрет Анны. Особую роль в портретах героев играют глаза. Первый раз Анну мы видим глазами Вронского, который приехал на вокзал встретить свою мать. Главные герои встречаются в вагоне поезда. «Вронский…пошел было в вагон, но почувствовал необходимость еще раз взглянуть на нее (на Анну) …Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза дружелюбно, внимательно остановились на его (на Вронском) лице,… в этом коротком взгляде Вронский успел заметить сдержанную оживленность… Она потушила умышленно свет в глазах, но он светился против ее воли в чуть заметной улыбке». Глаза в портрете – это всегда кусочек духовного, внутреннего мира человека, это всегда та нравственная атмосфера, которую переживает герой в данный момент. Толстой подчеркивает блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, глаза, пронизанные светом. Из этой детали мы видим Анну живую, полную тепла, у нас создается впечатление молодой, энергичной, женщины. В этом описании можно разглядеть зачаток будущих отношений Анны и Вронского, ее внутреннюю силу, ее жажду жизни.

Наравне с глазами важную роль играет мимическое движение губ: «...губы ее дрожат и она с трудом удерживает слезы», оно соответствует психологическому состоянию героини. Это детальное описание внешности помогает увидеть нам ее внутреннее напряжение. Следует отметить, что Толстой на протяжении всего романа подчеркивает внутренний огонь, который одухотворяет красоту Анны, делает ее привлекательной: «Огонек замигал в ее глазах»; «В глазах ее вспыхивал радостный блеск»; «неудержимый дрожащий блеск глаз и улыбки обжег его».

Рассмотрим портретную характеристику Анны на балу. «Она была прелестна в своем… черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы расстроившейся прически, прелестны грациозные легкие движения маленьких ног и рук, прелестно это красивое лицо в своем оживлении; но было что-то ужасное и жестокое в ее прелести». В последней фразе мы чувствуем нечто отталкивающее и настораживающее нас.На балу Анна предстает перед нами глазами Кити, которая восхищалась ею и которая почувствовала опасность для себя, исходившую от нее. «Какая-то сверхъестественная сила притягивала глаза Кити к лицу Анны: «Да, что-то чуждое, бесовское и прелестное есть в ней». Повторяющийся эпитет «прелестная» и контрастирующие с ним определения «ужасное», «жестокое», «чуждое», «бесовское» говорят не только о внешности, но и о внутреннем мире Анны, которым она притягивала к себе и которого, возможно, еще не знала в себе. Эта противоречивая портретная характеристика является предвестием будущего несчастья.

Символические образы. Толстой заканчивает линию Анны символическим образом свечи: «И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла».

Однако катастрофичность отношений Анны и Вронского предсказана несчастием, случившимся на железнодорожной станции: поездом раздавило сторожа. Анна чувствует «дурное предзнаменование».Надо сказать, что Толстым образ железной дороги понимался как враждебный человеку. Крушения и несчастные случаи на железных дорогах производили ужасное впечатление, вызывали страх перед «чугункой».

Детали. Так, уезжая из Москвы, в вагоне поезда Анна теряет ощущение действительности. Она чувствует, «что нервы ее, как струны…в груди что-то давит дыхание…на нее беспрестанно находили минуты сомнения, вперед ли едет вагон, или назад, или вовсе стоит». Автор использует меткое сравнение «нервы ее, как струны», «в груди что-то давит дыхание». Эти детали помогают нам полнее увидеть смятенность героини. Анна впадает в состояние бреда: ей мерещится какой-то мужчина, который грызет что-то в стене, старушка, превратившаяся в черное облако, красный огонь, ослепивший глаза. «И потом все закрылось стеной. Анна почувствовала, что она провалилась». Буря, которая «рвалась и свистела между колесами вагонов», сопровождая встречу Анны с Вронским на станции. Отметим, что внутренний мир героев предстает перед нами в особом ракурсе: Толстой вглядывался в состояния пограничные между сознанием и бессознательным. Душевная жизнь показана в ее крайних проявлениях, в моменты наибольшей психологической напряженности. Герои на грани нервного срыва, исповеди, бреда. Благодаря этому, Толстой показывает всю глубину человеческой души, противоречивость сознания и подсознания. «Она оглянулась и в ту же минуту узнала лицо Вронского». «Я не знала, что вы едете. «Зачем вы едете?» —сказала она, опустив руку, которою взялась было за столбик. И неудержимая радость и оживление сияли на ее лице. — Зачем я еду? — повторил он, глядя ей прямо в глаза. — Вы знаете, я еду для того, чтобы быть там, где вы, — сказал он, — я не могу иначе.

Простите меня, если вам неприятно то, что я сказал, — заговорил он покорно. Он говорил учтиво, почтительно, но так твердо и упорно, что она долго не могла ничего ответить.— Это дурно, что́ вы говорите, и я прошу вас, если вы хороший человек, забудьте, что вы сказали, как и я забуду, — сказала она наконец.— Ни одного слова вашего, ни одного движения вашего я не забуду никогда и не могу...— Довольно, довольно! — вскрикнула она, тщетно стараясь придать строгое выражение своему лицу, в которое он жадно всматривался.» Именно в это время, она желала услышать эти слова…

СОН. Исключительную роль в раскрытии внутреннего мира героев имеют сны. Однако между сном, бредом и явью нет резкой границы – герои переходят из кошмарного сновидения в кошмарную действительность. Необходимо отметить, что легких или хотя бы нейтральных по настроению снов у героев не бывает: психологические страдания не только продолжаются, но и усиливаются в них, потому что в бессознательном состоянии свободнее проявляется тот ужас, который носят герои в душе. Сны выполняют важную функцию: они в большинстве случаев доводят до предела переживания героев. У Анны никогда, до самого последнего дня не хватало мужества осознать ясно свое положение. «Она говорила себе: «Нет, теперь я не могу об этом думать; после, когда я буду спокойнее». Но это спокойствие для мыслей никогда не наступало. Она не то, что не видит, но не хочет видеть своего положения и делает постоянное усилие, чтобы затемнить свое сознание. Самообман, боязнь истины получили выражение в ее страшном сновиденье, которое почти каждую ночь посещало ее. «Ей, что оба вместе были ее мужья, (о Вронском и Каренине) что оба расточали ей свои ласки. Алексей Александрович плакал, целуя ее руки, и говорил: как хорошо теперь! И Алексей Вронский был тут же, и он был также ее муж. И она, удивляясь тому, что прежде ей казалось это невозможным, объясняла им, смеясь, что это гораздо проще и что они оба теперь довольны и счастливы. Но это сновидение, как кошмар, давило ее, и она просыпалась с ужасом». Прямая форма психологического изображения - изображение характера изнутри, используется Толстым при описании страшного сна Анны, в котором она видит маленького с взъерошенной бородой мужика, приговаривавшего по-французски: «Надо ковать железо, толочь его, мять…». Этот сон играет символическую роль, он предсказывает гибель Анны и даже прямую причину гибели – «железо». Итак, сны, предчувствия, создающие в романе атмосферу трагического рока, есть выражение предопределения судьбы. Все это означает, что герои хотя и знают о преступлении ими некоего незыблемого закона, но не хотят его признавать. И то, что они не хотят знать, но знают, принимает форму неясную, фантастическую, зловещую. И это является порождением подавленного, раздвоенного сознания.

Присутствует еще одна особенность психологического анализа героини - внутренний монолог: «И что сама я тут? Я сама или другая?». Анна словно теряет ориентиры в пространстве и в жизни, теряет свое «я». Один из самых ярких монологов – монолог Анны перед смертью. Анна все более запутывается в самой себе и в отношениях к ней Вронского. Она чувствует себя несчастной и одинокой. Ей представляется, что все осуждают ее, желают ей зла. Даже церковный звон раздражает ее, кажется ложью. «Зачем эти церкви, этот звон и эта ложь?» Любовь отступает, теперь Анна считает так: «мы все ненавидим друг друга». «Все вызывало в ней отвращение и злобу и давило ее какой-то тяжестью». Она больше не верит Вронскому: «Чего он искал во мне? Любви не столько, сколько удовлетворения тщеславия». Анна думает: «Если я уеду от него, он в глубине души будет рад». Она приходит к отчаянию: «Моя любовь все делается страстнее и себялюбивее, а его все гаснет и гаснет. И помочь этому нельзя». Анна оказывается на железнодорожной станции без определенного намерения покончить с собой. Судьба словно привела ее туда, откуда началась история ее любви к Вронскому. Решение пришло как будто спонтанно: «И вдруг, вспомнив о раздавленном человеке в день ее первой встречи с Вронским, она поняла, что ей надо делать». Анна думает: «Отчего же не потушить свечу, когда смотреть больше не на что, когда гадко смотреть на все это?...Все не правда, все ложь, все обман, все зло!...». Бросившись под поезд, она в то же мгновение «ужаснулась тому, что делала». Но было поздно: «что-то огромное, неумолимое толкнуло ее в голову и потащило за спину». Полифония. Толстой стремится показать независимость сознания героев от сознания автора. Сознание каждого героя существует независимо от сознаний других. Такое свойство психологического анализа М.М.Бахтин назвал «полифонией», Толстой, прежде всего, стремится дать слово самому герою. Отсюда и имеют большое значение монологи героев. Особая роль отведена монологу-исповеди, то есть исповеди одного героя другому. Монолог-исповедь мы можем проследить в эпизоде родов Анны. Анна чувствует, что ей «осталось жить немного», что теперь она «все понимает, все видит». Анна вновь остро ощущает свое раздвоение, когда говорит мужу: «Я все та же…Но во мне есть другая, я ее боюсь – она полюбила того, и я хотела возненавидеть тебя и не могла забыть про ту, которая была прежде. Та не я. Теперь я настоящая, я вся». В бреду, перед лицом смерти Анна просит Каренина о прощении: «Ты прости меня, прости совсем! Я ужасна…», и он прощает ее. Впервые, пожалуй, Каренин оживает, испытывает «счастье прощения». Таким образом, сознание отдельного героя раскрывается в его взаимосвязи и взаимодействии с сознанием другого героя.

Из этого монолога-исповеди мы понимаем, что было, оказывается, в супружеской жизни Каренина и Анны что-то, что скрыто от посторонних глаз: состоявшаяся супружеская связь духовных «я» в их душах. Супруги Каренины не отдавали себе отчета, что они связаны таким образом. И Анна, и Каренин в минуту откровения любви духовных существ узнали вполне эту силу в себе. Но наперекор ей вскоре разрушили ту сплоченность, которые духовные «я» образовали в них. Тут не вина прелюбодеяния, не супружеская измена и не измена морали, а измена Богу, духовная измена, следовательно, нарушение замысла Бога на человека.

Обстановка и пейзаж у Толстого также являются способами характеристики героев. Толстой переключает наше внимание на бушующую природу и детали окружающей действительности. «И в это время, как бы одолев препятствие, ветер засыпал снег с крыши вагона, затрепетал каким-то железным оторванным листом, и впереди плачевно и мрачно заревел густой свисток паровоза». Толстой пишет: «ветер… затрепетал каким-то железным оторванным листом», нас точно охватывает чувство тревожного страха, «плачевно и мрачно заревел… свисток», словно он предупреждает о грядущей опасности. Но наша героиня не замечает этого. «Весь ужас метели показался ей еще более прекрасен теперь». Итак, окружающая реальность создает настроение и усиливает социальную, психологическую характеристику героев, в данном случае отражая внутреннюю борьбу Анны с самой собой.

2.2. Изучение социальных причин поведения Анны Карениной

Гениальность Льва Николаевича Толстого проявляется в тончайшем анализе не только психологических причин суицидального поведения главной героини романа «Анна Каренина», но и в раскрытии медицинских аспектов великой человеческой трагедии.  Именно медицинские аспекты этой проблемы обычно не принимаются во внимание большинством читателей либо рассматриваются поверхностно. А между тем эта сторона романа интересна не только с исторической точки зрения, но и раскрывает актуальную проблему современности. Ярким примером систематического употребления Анной Карениной наркотических средств является сцена описания послеродового состояния, когда Анна тяжело болела. В приступе боли Анна «заметалась на постели» и обратилась к доктору: «Дайте мне морфину. Доктор! Дайте же мне морфину. О боже мой, боже мой!»  Мы видим, что больной человек обращается к доктору с требованием дать наркотик абсолютно легально, не видя в этом никакой для себя угрозы. На протяжении всего романа мы наблюдаем, как с каждым разом всё реже и реже в сознании героини происходят определенные проблески, и всё чаще сознание становится спутанным, «как в тумане».  Так у Анны проявлялись последствия опиумной зависимости. Приступы агрессии вылились в жажду мести ценой лишения себя жизни. Помрачение ума приводит Анну к страшной гибели. В прошлом общественно-государственная политика по отношению к наркотикам и наркопотреблению существенно различалась – от допустимости и даже благожелательности до полного неприятия, запрета и преследования. Таким образом, в России, как и в других европейских странах, происходило вполне мирное сосуществование наркотиков и общества. Опиум и морфин Анна Каренина приобретала с благословения докторов в качестве обезболивающего средства.  Мы видим, что ни сама Анна, ни её окружение не подозревали серьёзной угрозы, исходящей от подобного лечения. Пытаясь избавиться от головной боли, Анна Каренина попадала в сильнейшую наркотическую зависимость от опиума и его производных. Всё это усугубляло и без того тяжёлое положение толстовской героини.

Мы видим, что с одной стороны на психику Анны давят жёсткие установки общества по отношению к женщине, не оставляющие ей возможность простить себя. А с другой стороны благожелательное отношение российской медицины ХIХ века к употреблению опиума среди состоятельных пациентов способствовало наркотизации Анны Карениной. Таким образом, трагедия главной героини не является только её личной драмой. Роман «Анна Каренина» высвечивает   тёмные стороны российского общества середины ХIХ века.

Заключение

Существует множество версий и мнений о романе «Анна Каренина». Но я придерживаюсь одной: мы можем долго говорить о возможных психологических расстройствах главной героини, но она, как и мы человек, который хочет быть счастливым. Она искала, боролась за него, не у каждого найдется смелость сражаться за любовь. Кто-то может сказать, что она и не любила никого ни Вронского, ни мужа. Возможно, он будет прав, но она осознавала, что ей в жизни нужно что-то меня. Героиня не хочет жить с нелюбимым мужем. И во время борьбы за свое счастье, она наделала кучу ошибок и за них расплатилась.

Хочется отметить, что люди, читая это произведение и видят только то, что на поверхности, только нити сюжета. Негативные рассуждения читателей легко обосновываются. Лев Толстой – гений, он написал так, что люди даже не заметили красивую и счастливую любовь, а видели только пороки Анны. Читатели не замечают красоту языка, его богатство, изящность оборотов, сравнений, они увлечены только Анной, а потом еще и не довольны. Вот он, истинный дар Льва Николаевича. Если подумать, то в произведении не столько важен сюжет, сколько его подача, его наполнение, загадки, тайны. Именно это должно привлекать читателей. Когда Толстого стали обвинять в чрезмерной жестокости по отношению к главной героине, он заявил, что Анна Каренина сама приняла такое решение. Как и Татьяна из «Евгения Онегина», которая вышла замуж, не поставив в известность автора.

Литература

  1. https://litrekon.ru/podgotovka/k-ege/psihologizm-v-literature-chto-eto-takoe/?ysclid=lgcj3tf9bv431976852

  2. http://literatura-ege.ru/литература-термины-и-понятия-психоло/?ysclid=lgcj57s5ss450616971

  3. https://www.literaturus.ru/2015/07/vneshnost-oblomova-citaty.html?ysclid=lgcgufnqkf364806623

  4. https://resh.edu.ru/subject/lesson/4661/conspect/?ysclid=lgcj6mozx6725361219

  5. https://studfile.net/preview/9259058/page:2/

  6. Л.Н. Толстой «Анна Каренина» издательство «СЗКЭО» 2021 год.

  7. ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под редакцией И.П. Цыбулько. – М. : Издательство «Национальное образование» , 2021. стр. 241-242.

  8. Павел Басинский «Подлинная история Анны Карениной» / Издательство АСТ, 2023 г.

  9. https://dzen.ru/a/YqIbaiWx8ArgOmZu

  10. https://www.dissercat.com/content/psikhologizm-kak-konstruktivnyi-komponent-poetiki-romana-ln-tolstogo-anna-karenina?ysclid=lgdiu5ms9w796613145

  11. https://mgpu-media.ru/issues/issue-34/literary-studies/stylistic-techniques.html?ysclid=lgdf22enie550003615

  12. http://www.microarticles.ru/article/psihologizm-v-romane-lnTolstogo-anna-karenina.html

https://infourok.ru/roman-l-n-tolstogo-anna-karenina-socialnopsihologicheskiy-aspekt-3352921.html?ysclid=lgw2w0sdiy21555832

Приложение

Просмотров работы: 929