Тема добра в сказках народов мира

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тема добра в сказках народов мира

Аверьянова Л.А. 1Ушакова З.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 16»
Хайдукова А.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 16»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ.Актуальность

Все мы с детства знаем и любим сказки.

В первом классе мы читали и изучали Русские народные сказки [3]. Мы поняли, что сказки — это не только интересная история для развлечения, а еще и урок о том, как должен вести себя человек и к чему он должен стремиться.

Мы анализировали сказки и выяснили, что наши народные сказки учат дружбе, смелости, справедливости. Учат защищать свой дом, слушаться родителей. А самое главное, в Русских сказках это ДОБРО! Оно всегда побеждает зло!

Русские народные сказки учат нас добру, за добрые поступки каждый будет награжден. Благодаря доброму сердцу, жалости к слабым и беззащитным персонажам главному герою помогают все, даже птицы и звери.

  1. Добро в русских народных сказках. Анализ русских сказок.

Что такое добро? Добро – это помощь ближнему, животному и растительному миру. Это все что приносит радость и счастье, все что вызывает положительную оценку. Когда самому радостно от поступка.

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»:

Яблоня, река и печка помогают сестрице спасти братца от злой Бабы-Яги. Но всем девочка сначала делает доброе дело и в награду сказочные персонажи прячут их от Гусей-лебедей.

Русская народная сказка «Морозко»:

Злая мачеха заставляет отца увезти Настеньку в лес зимой в лютый мороз. Добрый персонаж Морозко помогает падчерице. За труд и доброе отношение Морозко щедро награждает Настеньку.

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»:

Иван-царевич идет спасать свою жену из царства Кощея Бессмертного. Ему помогают в этом добрые поступки. Он жалеет животных, птиц и рыб, и они помогают ему в поисках иглы, чтобы победить злого Кощея и спасти Василису.

  1. Цель проекта.

Сказки существуют во всем мире. В каждой стране, у каждого народа – свои сказки.

Мы задумались, а все ли сказки одинаковы? А учат ли сказки других народов быть добрыми и милосердными к окружающим?

Мы решили провести исследование и выяснить это.

  1. Задачи и методы исследования.

Чтобы мы смогли сравнить поступки героев и законы сказок, нам нужно познакомиться со сказками разных народов мира.

Задачи:

  1. Изучить народные сказки мира и выбрать те, в которых главный герой творит добро по отношению по отношению к слабым и беззащитным.

  2. Выяснить, получают ли герои этих сказок награду за добро, как в русских народных сказках?

Методы исследования – опрос одноклассников, чтение и анализ сказок.

  1. Мы решили обсудить сказки с ребятами в классе. Мы читали сказку и выясняли, чему она нас учит, учит ли быть добрым и милосердным.

  2. Мы подготовили вопросы для анализа сказок:

  • Кто является главными героями?

  • Кто совершает добро?

  • Ожидает ли герой награды?

  • Вознаграждаются ли добрые поступки героев?

  • Чему учит нас сказка?

  • Как мы можем применить эти уроки в реальной жизни?

  • ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ НАРОДНЫХ СКАЗОК МИРА.

  • Индийская народная сказка «Подарок голубя» [10].

Мы читали и анализировали сказку в классе, отвечали на вопросы и рисовали рисунки:

  • Главными героями сказки являются индийский бедняк Кижаван и Голубь.

  • Кижаван спасает раненого голубя, не оставляет его в беде.

  • Герой очень добр и любит животных. Он отдает свою постель и всю еду Голубю. Он не берет золото в дупле, потому что не ждет награды.

  • За заботу и бескорыстие Голубь дает волшебное кольцо Кижавану, теперь у него будет все, что ему нужно для жизни.

  • Сказка учит нас совершать добрые поступки, любить и оберегать слабых, не ждать за это награды. Но еще эта сказка учит тому, что за добрый поступок нужно отблагодарить, если кто-то сделал тебе добро, нужно тоже быть добрым в ответ, не забывать добра. Тогда Добра на Земле станет больше!

Мы составили из рисунков наших одноклассников картинный план этой сказки:

Вьетнамская народная сказка «Добрый юноша» [8].

Мы читали и анализировали сказку в классе, отвечали на вопросы и рисовали рисунки:

  • Главным героем сказки является вьетнамский юноша, по прозванию Добряк. А также герои-помощники: Мышка, Лиса и Муха.

  • Добряк жалеет животных, когда они пытаются полакомиться угощением для гостей, он понимает, что они голодны и отпускает их на волю.

  • Герой не ждет награды, он по доброте душевной отпускает животных.

  • За доброту животные помогают Добряку выполнить сложные задания короля и стать мужем принцессы.

  • Сказка учит нас понимать потребности других, совершать добрые поступки даже по отношению к самым маленьким и незначительным, потому что даже такое маленькое существо как муха, может помочь в трудную минуту.

  • Датская народная сказка «Соседи» [9].

Мы читали и анализировали сказку в классе, отвечали на вопросы и рисовали рисунки:

  • Главными героями сказки являются датская семья и Степные человечки.

  • Семья подружилась со своими соседями несмотря на то, что про человечков ходили дурные слухи, их считали злыми.

  • Герои не ждут награды, они были дружелюбны и добры к своим соседям в ответ на вежливость и доброту.

  • За доброту Степные человечки помогают семье, они спасают от болезни жену, помогают по хозяйству и в поле. Когда человечки покидают свой дом, они оставляют щедрые подарки дружной и доброй семье.

  • Сказка учит нас быть дружелюбными, гостеприимными со своими соседями, не верить слухам и судить о людях по их поступкам, а не по тому, что говорят о них другие.

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Выводы и результаты исследования.

Мы изучили Русские, Скандинавские сказки, сказки народов Юго-Восточной Азии.

Прочли в классе и обсудили индийскую, вьетнамскую и датскую сказки.

В ходе исследования мы сделали выводы:

Сказки разных народов учат нас добру и милосердию. Это говорит о том, что в любом уголке мира добро ценится и будет вознаграждено в ответ. Тем самым народ хочет показать то, что добра на земле больше, чем зла. И этому все народы нашей Земли учат своих детей с помощью сказок.Наши добрые дела.

Мы стараемся совершать добрые поступки, заботиться о природе, о братьях наших меньших, помогать дома, быть хорошими друзьями.

Новые изученные в этом проекте сказки помогут нам и всем нашим друзьям стать добрее!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. 70 СКАЗОК НАРОДОВ МИРА. – Книжное издательство Донецк – Донбасс, 1963

  2. БОЛЬШАЯ КНИГА ВЕЛИКИХ СКАЗОЧНИКОВ. – СПб.: Издательский дом «Ленинград», 2012

  3. Буряк Мария Викторовна, Курышева Елена Николаевна. ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ. 1 КЛАСС. ПО ДОРОГАМ СКАЗОК. Тетрадь для обучающихся. – Планета (уч), 2018 г

  4. ВОЛШЕБНЫЙ МИР. СКАЗКИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ. – Санкт-Петербург: Социально-коммерческая фирма «Человек», 1993

  5. ИВАН ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК: РУССКИЕ СКАЗКИ. – Москва: Эксмо, 2016

  6. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ. – Москва: АСТ АСТРЕЛЬ, 2002

  7. ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ. АРАБСКИЕ СКАЗКИ. – Москва: «Махаон», 2006

Ссылки на интернет-ресурсы:

  1. ВЬЕТНАМСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ДОБРЫЙ ЮНОША»: http://skazkoved.ru/index.php?fid=1&sid=57&tid=2755 (10.02.2022)

  2. ДАТСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СОСЕДИ»: https://l-skazki.ru/datskie/2313-sosedi.html (10.02.2022)

  3. ИНДИЙСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ПОДАРОК ГОЛУБЯ»: https://solnet.ee/skazki/260 (10.02.2022)

Просмотров работы: 374