Введение
В настоящее время, все чаще в речи, особенно подростков, появляются слова, которые не имеют никакого значения, а лишь делают нашу речь неяркой, непонятной, иногда даже искаженной и не совсем внятной. Я задумалась, часто ли мы прислушиваемся к своей речи и речи окружающих? Как разговаривают мои родители, друзья, одноклассники, окружающие меня взрослые, в том числе и учителя? Конечно, эти слова стали очень привычными, и мы не считаем их чем-то запрещенным. Но даже если эти слова и нельзя назвать бранными, они наносят ощутимый вред нашей речи. Культура речи в современном обществе занимает важное место и играет огромную роль. Все эти размышления натолкнули меня на проведение исследования.
Актуальность моей работы заключается в том, что наш великий, могучий, красивейший русский язык засоряется совсем ненужными речевыми единицами- словами-паразитами. Чистота языка приобретает острый характер и требует важных решений.
Цель исследования: выявление наличия слов-паразитов в речи людей и привлечение их внимания к своей речи.
Предмет исследования: употребление в речи окружающих меня людей слов-паразитов.
Гипотеза: если каждый из нас будет следить за своей речью, то общество станет намного культурнее, и мы сможем сохранить наш замечательный русский язык.
Методы исследования:
- изучение научной литературы
-анкетирование
-наблюдение
-анализ и отбор информации
II. Теоретическая часть.
Слова-пустышки или слова-паразиты появились в нашей речи из-за бедности словарного запаса. Некоторые из них произошли от древнерусских слов, например, частица «ну» произошла от слова «понукать»- заставлять, торопить. Для того, чтобы узнать, как в науке называют такие слова, я обратилась к разным словарям и вот какую информацию нашла.
Слова-паразиты- лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов вроде «типа», «например», «как бы», «это самое», «собственно», «ну..», «так сказать», «реальные», «вот», «как сказать», «в… … ( Википедия)
Слова-паразиты - слова и звуки, засоряющие устную речь (например, «ну», «э э», «как бы», «так сказать», «значит» и др.). Они могут являться результатом навыка, приобретенного в родной речи и перенесенного в иноязычную речь. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
«Слова-паразиты»- асемантические единицы речи, которые не несут информационной нагрузки и не выполняют дополнительных функций, имеющих отношение к информационному содержанию речи. Для них характерны: избыточность, немотивированность, несовпадение со словарным значением. … ( Российский гуманитарный энциклопедический словарь)
«Слова –паразиты»- слова устной речи, не несущие никакой информации и затрудняющие понимание излагаемой мысли …(Толковый переводоведческий словарь)
Заполнители пауз (слова-паразиты)- заполнители пауз присутствуют в речи, если говорящий затрудняется в выборе слова или не решается высказать какую-то мысль. Заполнители пауз – это вставки в речь. (Энциклопедический словарь по психологии и педагогике)
Вдумаемся в название этих слов. В лингвистике дается такое определение: «Слова-паразиты» (совр. дискурсивные слова, дискурсивы) — слова, которые отражают не столько отношения между элементами описываемого в высказывании фрагмента действительности, сколько отношения между элементами структуры диалога или монолога, т.е. не несущие смысловой нагрузки слова, характерные для спонтанной, неподготовленной речи.
Как только не названы эти слова: слова-пустышки, слова –паразиты, слова- сорняки, вредные слова, лишние слова, слова- заменители. Ни одного красивого названия! В каждом из них отражается вредность их употребления и ненужность для носителя языка.
Можно ли каким- то образом избавить себя и окружающих от употребления этих слов? Есть ли пути решения этой проблемы? Конечно, есть. Для этого я провожу свое исследование.
III. Практическая часть.
Исследование 1
Изучая слова-пустышки , я составила таблицу, в которой отражена классификация слов- паразитов.
Часть речи |
Слово- паразит |
Звуки |
«э-э», «м-м», «а-а» |
Частицы |
Же, ведь, ну, не, вот, да, как бы, пожалуй, так, нет. |
Местоимения |
Этот, это, как его там. |
Вывод: слова-пустышки могут быть выражены разными частями речи.
Изучив достаточно литературы и имея четкое понимание с какими словами мы имеем дело, я решила провести анкетирование среди своих одноклассников. Ребятам было предложено ответить на несколько вопросов.
Исследование 2
В каких ситуациях вы их используете |
На уроках |
В общении с друзьями |
В общении с родителями |
|
Считаете ли вы , что эти слова засоряют нашу речь |
да |
нет |
сомневаюсь |
|
Только ли вы в вашей семье употребляете слова-паразиты |
Да только я |
Другие члены семьи тоже |
||
Какие слова-паразиты вы чаще всего употребляете |
Анализируя ответы ребят, я пришла к следующему выводу, который отражен в представленных диаграммах.(Приложение 3)
Вывод: большинство ребят моего класса используют в своей речи слова-пустышки, чаще они их употребляют в общении с друзьями и родителями, реже на уроках. Больше половины участников анкетирования согласны с мнением, что эти слова засоряют нашу речь. Многие ребята отмечают, что в их семьях не только они пользуются словами-паразитами, но и их родственники. Наиболее частыми в употреблении оказались слова: короче, типа, ну.
Исследование 3
Конечно же не обошлось мое исследование без наблюдений. Объектом наблюдения стали : мои родители, сестра, одноклассники. Каков же результат? Анализируя слова-пустышки в речи моих одноклассников, я заметила, что одна группа слов употребляется для эмоциональной окраски речи, например, «блин». Другие слова служат для замещения пауз: «ну», «вот». Многие ребята, стараясь сформулировать своё высказывание, тянут: «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м», а для ускорения речи используют слова: короче, так сказать. Когда говорящий не может найти подходящее слово, он добавляет слова-пустышки: типа, типа того, как бы, вроде того. Как выяснилось, мама таких слов не употребляет, а вот у папы целый букет вредных слов: «короче, конкретно, без проблем». Он настолько часто их использует, что мне стало удивительно, ведь раньше я этого не замечала. Моя сестра не оказалась исключением. В ее речи часто проскальзывают такие слова как: типа, короче, так вот.
Вывод: как и у многих моих одноклассников, в моей семье слова-пустышки- частые гости.
Исследование 4
Потом я решила понаблюдать за ведущими на телевидении. К моему большому удивлению, я ни у одного не услышала в речи сорных слов.
Вывод: культура и чистота речи публичных людей- главное в их профессиональной деятельности.
Исследование 5
Мне также стало очень интересно, употребляют ли слова-пустышки учителя нашей школы. Оказалось, что да. Конечно, это очень редкие случаи.
На этом мои исследования не закончились. Я решила проанализировать художественные произведения, которые мы изучали на уроках литературы. В художественной литературе таких слов тоже достаточно, и это вполне объяснимо. В любом произведении есть прямая речь героев. Именно в речи героев такие слова были мною обнаружены. По результатам анализа прочитанных произведений составлена таблица.
Автор |
Произведение |
Герой |
Слова |
Народ |
«Царевна-лягушка» |
Царь Василиса Премудрая Старичок Иван-царевич |
Ну, вот , этот, Ну Ну ну |
И.А.Крылов |
«Ворона и лисица» |
Лисица |
ну |
М.Ю. Лермонтов |
«Бородино» |
Автор дядя |
Ведь Вот, ну ж |
Н.В.Гоголь |
«Заколдованное место» |
Фома |
Вот, то есть, ну |
Л.Н.Толстой |
«Кавказский пленник» |
Жилин Костылин |
Ну, вот, э ну |
А.П. Чехов |
«Хирургия» |
фельдшер |
Вот-вот, ну |
Исследование 6
Особенный интерес у меня вызвало употребление слов-паразитов в английском языке. И в нем такие слова тоже есть.
like |
well |
so |
maybe |
By the way |
Sort of |
Как бы, ну, блин, типа |
Ну, ну что ж |
Так |
Может быть |
Кстати |
Типа того |
Интересно, может ли употребление слов-пустышек характеризовать человека? Вот такую интересную информацию я нашла.
У молодежи очень часто можно услышать словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не всегда ответственностью, это сказывается и на речи.
Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.
«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать своим словам значимость.
«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Они пытаются перенести подбор нужного слова на собеседника. Вообще, такие люди склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.
«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных.
«Как бы» используется как подростками (наравне с «типа» и «значит»), так и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.
«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.
«Вообще-то» – словечко людей не всегда уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.
«Так сказать» и «собственно» – используют в свой речи чаще интеллектуалы.
Что нужно сделать, чтобы слова-пустышки как можно реже появлялись в нашей речи? Выход всегда есть! Представляю несколько рекомендаций, которые, по моему мнению, помогут очистить нашу речь от вредных слов.
1.Читайте выразительно вслух.
2. Читайте больше классической литературы.
3.Попробуйте заменять слова-пустышки синонимами.
4.Осуществляйте внешний контроль.
5.Составьте словарь пустышек и подберите им замену.
6.Можно придумать и наказание за употребление вредных слов.( лишить себя чего-то вкусненького или выполнять каждый раз какое-либо физическое упражнение)
7.Сначала подумай, потом говори!
8.Старайся говорить размеренно и чётко.
9.Пишите сочинения, пересказывайте тексты.
10. Постоянно пополняйте свой словарный запас.
Вывод
На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Как компьютерные вирусы разрушают операционную систему, так и слова - паразиты портят наш язык. Чаще всего слова-паразиты используются учащимися из-за скудного словарного запаса.
В ходе исследовательской работы я убедилась, что среди подростков нашей школы существует такая проблема, как употребление слов-«паразитов». Данная исследовательская работа, по моему мнению может иметь большую практическую значимость и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку.
«Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… (И.С.Тургенев!)
Приложение
Приложение 1
Часть речи |
Слово- паразит |
Звуки |
«э-э», «м-м», «а-а» |
Частицы |
Же, ведь, ну, не, вот, да, как бы, пожалуй, так, нет. |
Местоимения |
Этот, это, как его там. |
Приложение 2
В каких ситуациях вы их используете |
На уроках |
В общении с друзьями |
В общении с родителями |
|
Считаете ли вы , что эти слова засоряют нашу речь |
да |
нет |
сомневаюсь |
|
Только ли вы в вашей семье употребляете слова-паразиты |
Да только я |
Другие члены семьи тоже |
||
Какие слова-паразиты вы чаще всего употребляете |
Приложение 3
Литература
1. «О словах-паразитах» журнал «РЯШ» №15, 2004.
2. «Толковый словарь русского языка», М. 2004г.
3.«Словарь по общественным наукам» http:// www/ i-u / biblio / archive / kuitura %5Irehti / 07/ aspx.
4.Энциклопедия «Википедия» – электронный носитель.
5.Северская О.И. Говорим по-русски с Ольгой Северской. М.:СЛОВО/SLOVO, 2004 г.
6.Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/
7.Гритчин Н. Как бы великий и типа могучий// Известия, 19 марта 2007 г.
8Дараган Ю.В. Функция слов-«паразитов» в русской спонтанной речи, М. [email protected].
9.www.gramota.ru
10.http://www.philology.ru
11.http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Слова-паразиты
12.http://www.planetashkol.ru/articles/22711/