Oбраз яблока используется во многих произведениях. Например, «Белоснежка», «Спящая царевна и 7 богатырей». В мультфильме «Смешарики» есть серия, где яблоко является чуть-ли не одним из центральных персонажей. Кар Карыч на яблоке испытывал свою силу воли, приговаривая: «Я не хочу это яблоко!» [24]. Мне стало интересно, а почему именно яблоко? Что символизирует яблоко в литературе?
Актуальность выбора данной темы объясняется так же тем, что научных работ, посвящённых исследованию символа яблока в литературе, очень мало. Вскользь слово «яблоко» в составе фразеологизмов упоминается в диссертации кандидата филологических наук Н. А. Красс: «Концепт дерева в лексико-фразеологической семантике русского языка: на материале мифологии, фольклора и поэзии» [13]. На сайте cyberleninka.ru есть статья кандидата филологических наук М. В. Кутьевой «Слово «яблоко» и его смыслы в коммуникативном пространстве русского и испанского языков», где данная лексема рассматривается с точки зрения правильности смыслового перехода при переводе из мира одного языка в мир языка другого [17].
В связи с этим считаю, что символ яблока в научной литературе раскрыт не полностью, несмотря на то, что по всей очевидности, этот фрукт является уникальным по своей многогранности трактовки образа.
Тема исследования: Символ яблока в литературе.
Цель исследования: выявление символического значения яблока в литературе
Задачи исследования:
Найти и проанализировать литературу по данной теме.
Познакомиться с мифами и сказками народов мира, пословицами и поговорками, в которых встречается термин «яблоко».
Найти художественные произведения классиков, в которых упоминается этот образ, выявить сходства и отличия.
Провести анкетирование, опрос и сделать выводы.
Объект исследования: образ яблока в литературе.
Предмет исследования: многогранность трактовки этого образа в литературе.
Гипотеза: символ яблока в литературе имеет много значений, зачастую противоположных по смыслу друг другу.
Методы исследования:
Теоретические:
Чтение и анализ литературных источников.
Анализ и сравнение литературных образов.
Обобщение результатов исследования.
Эмпирические:
Анкетирование учащихся.
Материалом для исследования послужили тексты кельтских, скандинавских, славянских мифов и сказок, а также сказки А.С. Пушкина, братьев Гримм, Саши Черного, В. Сутеева, рассказы Г. Уэллса, Ч. Айтматова, стихи В. Солоухина.
Теоретическая значимость: исследование поможет лучше понимать замысел автора, разовьет критическое мышление.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы и учителями, и учащимися на уроках литературы при изучении вопроса неоднозначности толкования образа яблока, а полученные сведения о сортах яблока могут быть использованы в садоводстве.
В повседневной жизни яблоко – простой и обыденный фрукт. Но в литературе этот символ таинственен и полон скрытых смыслов, продолжающих волновать человечество и в наши дни. Он объединяет в себе много противоположных значений. Символ яблока можно назвать парадоксальным. Уже долгое время яблоко олицетворяет и добро, и зло, в зависимости от эпохи употребления значения.
Яблоко является символом богатства и благополучия. В скандинавской мифологии яблоки были пищей богов и пристально охранялись богиней-хранительницей Идун [19].
У кельтов яблоко символизировало знание, мудрость и силу, а в Авалоне росли яблони, плоды которых могли помочь стать счастливым и бессмертным [32].
В Китае яблоко было символом миролюбия, у балтов ассоциируется с заходящим солнцем [5].
В болгарской мифологии это символ брака, любви и детей [4]. В народном творчестве сладкие яблоки часто сравнивают с девушками, а яблоню - со стройной фигурой девушки. Если парень и девушка понравились друг другу, то был обычай дарить яблоко. Молодожены обязательно ели яблоки, которые выступали символом продолжения рода. Существовал даже праздник – «золотое яблоко», помогающий бездетным женщинам обрести ребёнка.
В Древней Руси был обычай на Рождество готовить компот из сушеных плодов, а главное место занимало яблоко. Чтобы был урожай, крестьянин перед посевом ржи подкидывал кверху несколько яблок и груш. Рано утром в Великий четверг девушки ходили под яблони, чтобы росли косы. Детям на новый год обязательно дарили яблочки, потому, что детям больше всего требовалось жизненной энергии. Яблоко всегда присутствовало на свадьбе. Считалось традицией сделать небольшое деревце из ветки яблони, берёзы
или из ветвей других деревьев. Но вне зависимости от того, какое дерево было в основе, атрибут назывался «яблонька». Деревце украшали яблоками, лентами, как символ девичьей красоты. «Яблоньку» делали подружки невесты сразу после сватанья. До свадьбы её ставили в красный угол. А после свадьбы деревце чаще всего сжигали, а ленточки девушки забирали себе и потом зарывали в поле. Зелёные яблоки считались отказом от предложения, а сладкие - соглашением. Яблоко наряду с мёдом и пряниками считалось самым распространенным гостинцем. Есть яблоки до Яблочного Спаса запрещалось[3].
Но, помимо таких значений, как плодородие, молодость, знания и здоровья яблоко вписывается в образную систему зла.
Причиной Троянской войны также было яблоко — яблоко раздора. У Пелея и Фетиды родился сын, которого назвали Парисом. Они позвали всех богов и богинь на праздник, кроме Эриды. Обиженная Эрида подкинула между Герой, Афродитой и Афиной яблоко с надписью «прекраснейшей». Каждая из них считала, что это яблоко предназначено именно ей. Богини попросили Зевса рассудить их, но Зевс отказался. Тогда судьёй выбрали Париса. Гера предложила ему власть над всем миром, Афина - воинскую славу, но царевич отдал предпочтение Афродите, которая пообещала в жены самую красивую девушку. Парис выбрал Елену. Но она была уже замужем. И тогда Парис решает украсть её. Из-за истории похищения Парисом Елены и началась Троянская война, а яблоко стало символом раздора. Вот так невинный фрукт превратился в источник бед[16].
Большинство христиан связывают яблоко с библейской притчей о первородном грехе: сатана в образе змеи заманил первую женщину в сад, где она оторвала и попробовала запретный плод, давая и Адаму сделать это. Как гласят народные верования, этот фатальный кусок засел в горле мужчины, откуда и дошло название адамово яблоко – вечное воспоминание о падении рода человеческого. Последствия этого поступка хорошо известны: разгневанный Господь изгоняет из райских садов наших прародителей, на чем и кончается вечное счастье и беззаботность [10].
Таким образом, в христианской культуре яблоко является плодом искушения и греха, символом изначальной вины человека, в особенности женщины как первопричины всех бед и страданий.
Русское народное творчество имеет много примеров пословиц и поговорок, в которых так или иначе фигурирует образ яблока.
Пожалуй, самая известная поговорка, в которой заключается отсылка к яблоку: «Запретный плод сладок». Это аллюзия на библейский сюжет грехопадения Адама и Евы. Смысл этой поговорки заключается в том, что всегда хочется того, что нельзя.
Популярность этого плода неслучайна. Яблоко − доступный, любимый фрукт, обладает многими целебными, полезными свойствами. «По одному яблоку в день бери – врача не зови!», «В доме, где едят яблоки, не нужен врач», «Хорошее яблоко доктора стоит», «Одно яблоко в день - доктора за дверь» [21]. Конечно, у наши предков не было лабораторий, но за этими знаниями, которые мы получили в виде пословиц и поговорок, стоят наблюдения целых поколений.
Наши предки тонко чувствовали процесс регулирования физического труда. Так, есть много поговорок и пословиц, смысл которых сводится к тому, что если нужен результат, то к этому нужно приложить определенные усилия: «Не посадишь яблоню, не съешь яблока». Если не начнёшь что-то делать сам - то дальше дело не пойдёт: «Не залезешь на дерево – не сорвёшь яблоко». Но, при этом, всему свое время, не нужно торопить события: «Не срывай яблоко, пока зелено; созреет — само упадет». Если дело не идет, то, возможно, надо подождать: «Яблочное семя знает своё время», «В незрелом яблоке вкуса нет».
Очень много пословиц посвящено семейному воспитанию и влиянию
наследственности на развитие человека: «Яблоко от яблони недалеко падает», «Не родит осина яблоки», «По яблоне – яблоки, по пню – опёнки», «Не расти яблочку на елке», «Дождёшься - как от вербы яблок», И, действительно, часто ребёнок поступает так же, как и родители. «Какова яблоня, таковы и яблочки», «От хорошей яблони яблоки хорошие родятся» - у нормальных родителей будет хороший ребёнок.
Народная мудрость гласит, что не всегда нужно доверять только красивому внешнему виду: «Красно на вид, да червь сидит», «Сверху мило, да с нутра гнило», «Не всякое яблоко сладкое», а также, что под плохим влиянием даже самый хороший человек может наделать много дурных поступков: «Гнилое яблоко соседнее портит», «Одно гнилое яблоко может испортить целую корзину спелых яблок» [21].
Продолжать этот список можно долго, но ясно одно: яблоко действительно служит неким многосторонним, объемным символом в народном творчестве и отражает многие аспекты быта нашего народа.
С давних времен создано также и множество сказок, где яблоко или яблоня играют свои роли наравне с главными героями.
Так, молодильные яблоки в сказках часто используются в качестве средства для исцеления больных или раненых. В сказке «О молодильных яблоках» старый царь желал снова стать молодым и здоровым [28]. Его младший сын Иван находит волшебные яблоки. Таким образом, яблоко здесь – это символ здоровья. И действительно, сколько витаминов и микроэлементов в этом плоде. Но также яблоко принесло Ивану и счастье в личной жизни - он находит свою любовь. В этой сказке яблоко является символом здоровья, красоты и любви, символом поиска суженого.
Яблоко является символом помощи в поисках нареченного и в сказке «Крошечка-Хаврошечка» [15]. Это история сироты по имени Хаврошечка, которую оберегала корова, после смерти которой на ее косточках выросла яблоня. Яблоня была такая красивая, с золотыми яблочками, что проходящий мимо принц не смог отказать себе в удовольствии отведать этот плод. Хаврошечка дает яблочко принцу и в итоге выходит за него замуж.
А в других сказках, например, «Гуси лебеди» [9], яблоко и яблоня выступают и в роли спасительниц детей, и как символ духовного роста, плода древа жизни. Именно яблоня закрывает детей своими ветвями от гусей-лебедей: «Девочка с братцем опять побежали. А гуси - лебеди воротились навстречу, вот - вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня... Яблоня, матушка, спрячь меня! Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами». Девочка съела яблочко, и добрая лесная яблоня укрыла их своими ветвями.
Но яблоко не всегда несет добро, молодость, здоровье, не всегда дарит жизнь. В ряде сказок яблоко выступает в противоположном символическом значении: это плод, несущий смерть.
Так, в известной сказке братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» [8] именно яблоко становится причиной смертельного сна главной героини. Подобное развитие событий мы встречаем и у А. С. Пушкина в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» [20]. Яблоко несет смерть и в цыганской сказке «Волшебные яблоки» [6]. Ее сюжет таков: «Одна таборная цыганка одолжила денег у ведьмы, а когда пришел срок отдавать, оказалось, что нечем. Детей было много, а мужа нет. Тогда как-то раз принесла старая горбатая женщина корзинку с яблоками, и сказала, чтобы эти яблоки никто не ел. Но дети цыганки подбежали все разом и схватили их. А как только надкусили, так сразу и исчезли. И как долго не искала она их, то с той поры больше и не видела своих детей».
Следовательно, в ряде сказок яблоко - символ смерти. Эти сказки объединяет ещё и то, что яблоко все герои получали от злой колдуньи. Как правило, колдунья - это уже старая женщина. Почему именно старуха преподносит героям такой страшный «подарок»? Может быть, это связано с тем, что старый человек в силу возраста находится ближе к концу жизненного пути?
Как символ несчастья и, в то же время, богатства, яблоко используется в литовской сказке «Золотые яблоки, золотая птица и три королевских сына» [12]. «Жил-был на свете могущественный король, и был у него сад, в котором росла яблоня с золотыми яблоками». Яблоки стали пропадать, и царь посылал сыновей, чтобы они нашли вора. Сыновья стали исчезать, так как свернули не на ту дорогу. Лишь младший сын Иван нашёл золотую птицу, которая воровала яблоки. На обратном пути братья убивают его.
В сказках «Аленький цветочек» [2] и «Сказке о серебряном блюдечке и наливном яблочке» [23] яблоко выступает в роли своеобразного оракула, предсказывающего судьбу и, вместе с тем, навигатором, показывающим мир на блюдечке. «Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города один за другим видны, корабли на морях, и полки на полях…». Сказка «Аленький цветочек» пользуется такой популярностью, что даже был выведен новый сорт яблок, который так и называется – «аленький цветочек». Это осенний сорт. Дерево маленькое, но зимостойкое, имеющее крупные плоды ярко-красной окраски.
В заключении хотелось бы сказать, что яблоко – древний плод, известный человеку свыше 4 000 лет. Все яблоки мира произошли от дикой яблони Сиверса в горах Алатау (Северный Казахстан и Киргизия) [22]. Яблоко даже было талисманом для некоторых народов. Образ этого плода очень часто используется в фольклоре разных стран мира: в сказках, пословицах и поговорках, у Гомера в «Илиаде», в древних мифах [16]. Яблоко может быть плодом дерева жизни. Под деревом жизни собирались боги, решались судьбы людей. Здесь искали здоровья и вечной молодости, тайных знаний и защиты.
Сказки продолжали писать и советские писатели. В. Г. Сутеев написал очень добрую сказку «Мешок яблок» [26], на основе которой советские аниматоры сделали великолепный мультипликационный фильм, получивший приз на международном фестивале сказочных фильмов в Оденсе (Дания) в 1975 году - Приз Серебряной Русалки. Это сказка про зайчика, который собрал мешок яблок, и всем, кто встретился по пути, отдавал яблоки. Когда пришёл домой, то яблок не осталось. Но все, кому заяц давал яблоки, принесли много разных ягод и овощей. Яблоко здесь несёт добро и благополучие.
В. Г. Сутеев вообще очень любил образ яблока. У него есть ещё одна сказка, связанная с этим фруктом. Она так и называется – «Яблоко» [27]. Эта сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор. И каждому досталось по кусочку лакомства. Таким образом, Сутеев использует аллюзию на яблоко раздора в Троянской войне Париса и Елены.
В рассказе Саши Черного «Яблоки» [30] автор повествует о двух мальчиках, которых отправили в загородное имение их дяди с прекрасным яблоневым садом, в котором была и особая яблоня. Она росла перед домом, и дядя с тетей называли ее «кальвиль»: «Сад был вроде райского, это мальчики в первое же утро решили. И как в раю, здесь тоже была запретная яблоня, с которой тетя не позволяла ни одного яблока трогать. Молодое деревце росло перед самой верандой, яблок на нем было ровным счетом девять, и сидели они крепко, как пришитые. Они еще не совсем поспели и должны были быть готовы только через две недели, к дядиному рождению. Тогда их на блюде на почетном месте и положат». Но главный герой допустил оплошность, привязав козу к этой ценной яблоне, в результате чего все яблоки с дерева попадали раньше срока. Образ Яблока здесь несёт двойной смысл: это и символ добра, дома, чего-то сладостного, уютного, но в тоже время и символ познания. В результате своего опрометчивого поступка мальчик понял, что маленькая оплошность может довести и до большой беды.
У Саши Черного есть и стихотворение, посвященное этому душистому плоду [31] (см. Приложение 1).
У Герберта Уэллса, английского писателя, есть замечательный фантастический рассказ - «Яблоко» [29]. В нем говорится о некоем мистере Хинклифе, которому повстречался в поезде незнакомец. Этот незнакомец предложил ему яблоко с Дерева Познания, рассказав историю о том, как яблоко попало к незнакомцу. Мистер долго думал, куда его деть, перекладывая из кармана в карман, и, в конце концов, выкинул. «Но во мраке ночи м-ру Хинклифу приснился сон: он видел долину и пылающие мечи, и искривлённые деревья, и знал, что яблоко, которое он так легкомысленно выбросил, было действительно яблоком Древа Познания. И, проснувшись, он почувствовал себя очень несчастным...М-р Хинклиф выскользнул из дому, перелез через стену у площадки для игр, пройдя молчаливый город, вышел на дорогу к железнодорожной станции и забрался во фруктовый сад, куда бросил свой плод. Но в росистой траве, среди поникших головок одуванчиков он ничего не нашёл». Наверное, так бывает часто: что имеем - не храним, потерявши, плачем.
У Чингиза Айтматова, киргизского писателя, есть не менее интересный рассказ - «Красное яблоко» [1]. У главного героя есть семья: жена и дочь. Но отношения в семье переживают не самые лучшие времена: супруги принимают решение о временном расставании с целью понять собственные желания и чувства по отношению друг к другу. Женщина уезжает в Москву в аспирантуру. И вот, гуляя как-то по осеннему саду с дочерью, главный герой видит одинокое красное яблоко. И в этот момент он понимает, что на свете существует женщина, которой он хочет дарить красные яблоки ежедневно. Отец с дочерью отправляют телеграмму матери о приезде с осенним подарком в виде красного яблока. В этом рассказе яблоко послужило символом познания самого себя, своих желаний и чувств, символом поиска суженой.
В юмористическом рассказе О. Генри «Стихший ветер» [7] яблоки – деталь описания героя и, в то же время, символ богатства: «— Наряжать вас? — восклицает Этербери. — Ни в коем случае! В том виде, в каком вы есть, от вас будет гораздо больше проку, чем от целой кучи предметов, которым вдевают в петлицы хризантемы. Вам надлежит сыграть роль солидного, хотя и неумытого капиталиста с Дальнего Запада. Вы презираете условности. У вас так много акций, что вам не до абстракций. Консервативный, невзрачный, неотесанный, хитрый и бережливый — такова ваша поза. В Нью-Йорке это действует безотказно. Положите ноги на стол и ешьте яблоки. Кто бы ни вошел — ешьте яблоки. Пусть все видят, как вы засовываете яблочную кожуру в ящик своего стола. Старайтесь выглядеть как можно более экономным, богатым и грубым».
В романе Агаты Кристи про великого сыщика Эркюля Пуаро «Карты на стол» [14] яблоки – средство вдохновения. Ее героиня, писательница миссис Оливер ела яблоки в огромных количествах: «Рядом с миссис Оливер на сидении нагромождена была целая куча самых разнообразных вещей: несколько карт города с указанием улиц, сумка, три книжки и огромный пакет с яблоками. Яблоки были слабостью миссис Оливер. Было известно, что, описывая весьма запутанные сцены своего романа «Смерть в водосточной трубе», она могла за один присест уничтожить пять-шесть фунтов яблок, а потом через час и десять минут где-нибудь на одном из важных обедов, устраиваемых в ее честь, снова отдав должное своей страсти к яблокам, она вдруг приходила в ужас от начинающихся болей в желудке».
Тема яблока, как символа познания, представлена и в поэзии современности. Например, в юмористических стихах Владимира Солоухина, где он говорит о яблоке Ньютона [25] (см. Приложение 2).
В художественной литературе самого разного ранга: от детских сказок, до взрослой литературы - образ яблока встречается не менее часто, чем в народном фольклорном творчестве. Яблоко и здесь несёт самую разнообразную смысловую нагрузку: от символа соблазна, до символа любви, дома, детей.
Для изучения общественного мнения людей осимволическом значении яблока в литературе нами было осуществлено анкетирование. Анкета, разработанная нами, состояла из шести вопросов. В опросе участвовало 25 человек в возрасте от 10 до 12 лет. Место проведения опроса: МОАУ «Лицей № 6» г. Оренбурга.
1. Вы любите яблоки?
Да
Нет
2. Как вы думаете, яблоко как символ - многозначно?
Да (хотя бы два символа__________________________________)
Нет
3. Читали ли вы произведения, где присутствуют яблоки?
Да
Нет
4. Что значит яблоко в славянской мифологии?
________________________________________________________ 5. Есть ли сорт яблони, которая названа в честь сказки, где присутствует яблоко?
Есть
Нет
Не знаю
6. Где родина яблок?
_________________________________________________________
Результаты опроса показали, что только 3 человека из 25 (12% опрошенных) не любят яблоки. На вопрос о яблоке как многозначном символе только 8 человек (32% опрошенных) ответили верно. Но, при этом, лишь 2 человека (8% опрошенных) не читали произведения, в которых присутствуют яблоки. На вопрос, что значит яблоко в славянской мифологии верно ответили 4 человека из 25 (16% опрошенных). О том, что ученые вывели новый сорт яблок в честь сказки знали 6 человек (24% опрошенных). На вопрос, где родина яблок. верно ответили только 2 человека (8% опрошенных).
Анализируя результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что та информация, которую я получила в ходе своего исследования, весьма полезна и актуальна для повышения общего уровня образования моих одноклассников.
Цель нашего исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Безусловно, яблоко - один из самых распространенных фруктов на евразийском континенте в силу его доступности и относительной дешевизны. Оно употребляется в пищу в свежем и запеченном виде, служит сырьём в кулинарии и для приготовления напитков. Согласно современным исследованиям клетчатка яблока, хотя её меньше, чем в большинстве других фруктов, стимулирует перистальтику кишечника, что может снизить риск возникновения рака. Клетчатка также может быть полезна для профилактики заболеваний сердца, похудения и снижения уровня холестерина.
Из-за своей необыкновенной распространенности яблоко имеет множество значений у разных народов, зачастую совершенно противоположных по смыслу. У скандинавов это символ счастья, а в христианстве - олицетворение зла.
Разными людьми образ яблока тоже воспринимается по-разному. Например, для В. Сутеева - это символ благополучия. У режиссёра Ералаша В. Басова - знак «любви». В серии под названием «Яблоко» [11] мальчик Петров подозвал к себе Шишкина. В обмен на жвачку Шишкин согласился передать яблоко девочке Ёлкиной со словами:
«Ёлкина, ты яблоки любишь?». Если бы она произнесла «Да», Шишкин должен был ответить: «И Петров тебя тоже». Но диалог немного изменился:
- Елкина, ты яблоки любишь?
- Яблоки? Терпеть не могу!
- И Петров тебя тоже.
А для меня, как начинающего писателя, яблоко - это символ вдохновения. Пока я работала над проектом, постоянно представляла, мысленно рисовала образ наших великолепных, вкусных, душистых дачных яблок. И родилось стихотворение, которое очень понравилось моим родным и знакомым (см. Приложение 3).
И хоть у нас на даче много различных сортов яблок, мы обязательно посадим на своей даче весной яблоню «Аленький цветочек». Это тот сорт яблок, про который мы так удачно узнали, пока работали над исследованием.
Список использованных источников и литературы
Айтматов Ч. Красное яблоко: новелла / Ч. Айтматов. - Фрунзе: Мектеп, 1985. - 155 с.
Аксаков С. Аленький цветочек: сказка / С. Аксаков. - Москва: Эксмо, 2022. - 192 с.
Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи / Подготовка текста и коммент. Ю. М. Медведева, вступит, статья Б. П. Кирдана. - Москва: Современник, 1982 - 464 с. – URL: https://imwerden.de/pdf/afanasyev_drevo_zhizni_1982__ocr.pdf (дата обращения: 15.09.2023). – Режим доступа:открытый доступ.
Баев В. Яблоко в традиционной культуре – плод греха или символ плодородия / В. Баев, пер. с болг. П. Григорьева // БНР. – URL: https://bnr.bg/ru/post/100174225/yabloko-v-tradicionnoi-kulature-plod-greha-ili-simvol-plodorodiya (дата обращения: 15.09.2023). – Режим доступа:открытый доступ.
Вернер Э. Мифы и легенды Китая: монография / Э. Вернер, пер. с англ. С. Федорова. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. - 365 с.
Волшебные яблоки / Цыг. нар. сказки. – URL: http://hobbitaniya.ru/cigan/cigan6.php(дата обращения: 15.09.2023). – Режим доступа:открытый доступ.
Генри О. Стихший ветер: рассказ / О. Генри, пер. М. Беккер. – URL: https://www.rulit.me/books/stihshij-veter-read-284648-1.html (дата обращения: 15.09.2023). – Режим доступа:открытый доступ.
Гримм Я. и В. Белоснежка и семь гномов: сказка / Я. и В. Гримм. - Москва: Эксмо, 2013. - 56 с.
Гуси-лебеди: сказка / Русская народная сказка. - Москва: Эксмо, 2017. - 14 с.
Добросельский П. В. О полемических аспектах происхождения, грехопадения и цели земной жизни человека: монография / П. В. Добросельский // Азбука веры. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/o-polemicheskih-aspektah-proishozhdenija-grehopadenija-i-tseli-zemnoj-zhizni-cheloveka/5 (дата обращения: 15.09.2023). – Режим доступа:открытый доступ.
Ералаш Яблоко: сериал / Ералаш, 14 сезон, 276 серия. – URL: https://www.ivi.ru/watch/eralash/2430 (дата обращения: 15.09.2023). – Режим доступа:открытый доступ.
Золотые яблоки, золотая птица и три королевских сына / Латышск. нар. сказка. – URL: https://lukoshko.net/story/zolotye-yabloki-zolotaya-ptica-i-tri-korolevskih-syna.htm (дата обращения: 15.09.2023). – Режим доступа:открытый доступ.
Красс Н.А. Концепт дерева в лексико-фразеологической семантике русского языка: на материале мифологии, фольклора и поэзии: дис. ... канд. фил. наук. - М., 2000. - 140 с. - URL:https://www.dissercat.com/content/kontsept-dereva-v-leksiko-frazeologicheskoi-semantike-russkogo-yazyka-na-materiale-mifologii (дата обращения: 15.09.2023). – Режим доступа:открытый доступ.
Кристи А. Карты на стол: роман / А. Кристи, пер. В. Коткина. - М., Прометей, 1990, - 439 стр. - С. 81
Крошечка-Хаврошечка: сказка / Русская народная сказка. - Москва: Эксмо, 2018. - 48 с.
Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции: хрестоматия школьника / Н. А. Кун. - Москва: Планета детства, 2005. – 208 с.
М. В. Кутьева Слово «яблоко» и его смыслы в коммуникативном пространстве русского и испанского языков. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/slovo-yabloko-i-ego-smysly-v-kommunikativnom-prostranstve-russkogo-i-ispanskogo-yazykov (дата обращения: 15.09.2023). – Режим доступа:открытый доступ.
Мифологический словарь: энциклопедия / Гл. ред. Е.М. Мелетинский - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 672 с.
Мифы народов мира: энциклопедия / под ред. Токарева С. А. - М., Советская энциклопедия, 1991 г. - т.1- 671 с. – URL: http://mifolog.ru/mythology/item/f00/s03/e0003053/index.shtml (дата обращения: 15.09.2023). – Режим доступа:открытый доступ.
Пушкин А. С. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях: сказка / А. С. Пушкин. - Москва: АСТ, 2022. - 64 с.
Русский фольклор: собр. соч. / Сост. В.П. Аникин - Москва: Художественная литература, 1986 - с. 367 – URL: http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000017/index.shtml(дата обращения: 15.09.2023). – Режим доступа:открытый доступ.
Руссо М. История яблони: до людей и с людьми / М. Руссо // ProScience. – URL: https://polit.ru/article/2019/06/01/ps_apple/ (дата обращения: 15.09.2023). – Режим доступа:открытый доступ.
Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке: сказка / Русская народная сказка. - Москва: Эксмо, 2018. - 72 с.
Смешарики Сила воли: сериал / Смешарики, 9 сезон, 176 серия. – URL: https://www.ivi.ru/watch/smeshariki/100709 (дата обращения: 15.09.2023). – Режим доступа:открытый доступ.
Солоухин В. Яблоко: стихотворение / В. Солоухин // Культура.рф. – URL: https://www.culture.ru/poems/23279/yabloko (дата обращения: 15.09.2023). – Режим доступа:открытый доступ.
Сутеев В. Г. Мешок яблок: сказка / В. Г. Сутеев Сказки. - Москва: АСТ, 2021. - 192 с. - С. 56
Сутеев В. Г. Яблоко: сказка / В. Г. Сутеев Сказки. - Москва: АСТ, 2021. - 192 с. - С. 125
Толстой А. Сказка о молодильных яблоках и живой воде: сказка / Русская народная сказка. - Москва: Рипол-Классик, 2010. - 36 с.
Уэллс Г. Яблоко: рассказ / Г. Уэллс, пер. с англ. А. М. Карнауховой Ленинград: Мысль, 1924. - с. 116-124. – URL: http://az.lib.ru/u/uells_g_d/text_1896_the_apple.shtml (дата обращения: 15.09.2023). – Режим доступа:открытый доступ.
Черный С. Яблоки: сказка/ С. Черный // Сказки РуСтих. – URL: https://skazkibasni.com/archives/11207 (дата обращения: 15.09.2023). – Режим доступа:открытый доступ.
Черный С. Яблоки: стихотворение / С. Черный // Культура.рф. – URL: https://www.culture.ru/poems/43204/yabloki (дата обращения: 15.09.2023). – Режим доступа:открытый доступ.
Энциклопедия. Мифические существа: энциклопедия / сост. К.М. Королев - СПб.: Terra Fantastika, 1997. - 400 с.
Яблоки
На рогатинах корявых ветви грузные лежат.
Гроздья яблок нависают, как гигантский виноград…
Их весь день румянит солнце, обвевает ветерок,
И над ними сонно вьется одуревший мотылек.
А внизу скосили травы, сохнет блеск густых рядов,
И встревоженные пчелы ищут, жалуясь, цветов…
Сколько яблок! В темных листьях сквозь узлы тугих сетей
Эти – ярче помидоров, те – лимонов золотей.
Подойдешь к тяжелой ветке и, зажмуривши глаза,
Дух их радостный вдыхаешь, как хмельная стрекоза…
Посмотри! Из-под забора поросята влезли в сад –
Приманил и их, как видно, духовитый аромат:
Оглянулись вправо-влево, как бы не было беды,
И накинулись гурьбою на опавшие плоды.
Ходят ноги, ходят уши, ходят хвостики винтом,
А взволнованная кошка притаилась за кустом…
Непонятно ей и странно: разве яблоки еда?
В синем небе сонно тает белоснежная гряда.
И до самого забора, до лохматой бузины
Гроздья яблонь расцветили тень зеленой глубины.
Пахнет осенью и медом, пахнет яблочным вином.
Петушок веселым басом распевает за гумном…
Саша Черный
Я блоко
Я убежден, что Исаак Ньютон
То яблоко, которое открыло
Ему закон земного тяготенья,
Что он его,
В конечном счете,— съел.
То яблоко — дитя Земли и Солнца —
Родилось,
Выросло из завязи,
Созрело
(А перед этим пчелы прилетали,
И дождь прошел, и теплый ветер дул)
Не столько для того чтобы упасть
И доказать движеньем по прямой,
Что тяготенье вправду существует,
Но, главным образом, чтоб стать
красивым, сладким,
И сочным, и прохладным, и большим,
Чтобы его, любуясь, разломили,
И аромат услышали,
И сладость
Вкусили чутким человечьим ртом.
Владимир Солоухин
Червяк и яблоко
На яблоне красиво,
Словно фонари,
Как будто цвета нивы
При зареве зари,
От ветра чуть качаясь,
Мокрея, когда дождь,
Соком наливалась
Яблочная гроздь.
В середине лета
Один червяк узнал
Рассказ о плоде этом:
Что он красив и ал,
Что вкусен, сладок... В общем,
Стоит всё ж рискнуть.
И, посмотрев на солнце,
Отправился он в путь.
Яблоки из-за жары
Становятся вкуснее.
«Впереди две-три горы,
До темноты успею.
Ах, какой чудесный запах!
Уже почти дошел!
Только б не попасться птахам -
Как было б хорошо!»
Но мохнатая вдруг лапа
Встала на его пути.
«Ой! Не надо меня цапать!
Мне вперёд нужно идти!
А-ааа, спасите! Кто-нибудь!».
Тут лапа убежала.
«Фух!» - червяк продолжил путь.
«Не на того напала!»
Завиднелись далеко
Точки золотые,
Ведь висели высоко
Яблоки большие!
Он до яблони дошёл,
Над ним был тёмный лес!
Тень он дал – «Как хорошо!»
Червяк наверх полез.
Тронув одно яблоко,
Откусил с него,
Вкус был таким сладеньким...
«Пока не съем его,
Я не уйду отсюда!
И принесу домой...
Изысканное блюдо -
Все восхищаться будут мной!»
И чуть речь кончив, он
Съел яблоко зараз.
И долгий, сладкий сон
Пришёл к нему как раз.
Очнулся он не скоро.
Взяв яблоки получше,
Назад шёл через горы.
Плоды чуть все не скушал.
Тащил, пыхтя, три дня их,
А как пришёл домой -
Сказал: «Кому моих...»,
Тут дружненькой толпой
Все черви налетели...
И драка началась...
И яблоки все съели,
В один присест за раз.
Шалдаева Лера