Особенности организации пространства и времени в литературе для детей и подростков.

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Особенности организации пространства и времени в литературе для детей и подростков.

Сосновских О.Ю. 1
1МАОУ СОШ №5
Потапова Т.В. 1
1МАОУ СОШ №5
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

«А вот в наше время…». Наверное, каждый хотя бы однажды слышал эту фразу. Какое же время считать хорошим? Мы часто слышим этот вопрос и в реальной жизни, и в литературе (классической и современной), и в СМИ. Каждое новое поколение критикует прошлое и находит положительные черты в современном ему мире, но этот мир подвергается критике со стороны других поколений. И это вполне закономерно. Наступает другое время – изменяются взгляды на жизнь, приходит новая мода, возникают новые привычки, связанные с новыми условиями жизни. Поэтому часто возникает недопонимание между представителями разных поколений, так как многие считают свое время лучшим.

Современные писатели Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак дают ответ на вопрос: «Какое же время лучше?» – названием своей повести: «Время всегда хорошее», которая увидела в свет в 2009 году и сразу стала очень популярной как среди подростков, так и у старшего поколения.

Как же авторам удалось сравнить разные времена, если человек не может одновременно находиться в прошлом, настоящем и будущем? И вообще оказывается: прошлое, настоящее и будущее – весьма относительные категории. Что для одного является настоящим, для другого – будущее. А настоящее очень быстро становится прошлым.

Цель нашего исследования: выявление роли хронотопа в сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» и повести А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее».

Задачи:

  1. Изучить теорию понятия «хронотоп».

  2. Проанализировать сказку Льюиса Кэрролла и повесть А. Жвалевского и Е. Пастернак, выяснить, как и для чего применяется здесь фантастический мотив путешествия во времени.

  3. Дать оценку двух временных пластов, сравниваемых в произведениях.

  4. Проследить значение художественного времени и художественного пространства (хронотопа) в произведениях.

Гипотеза: мы предположили, что именно особенности хронотопа помогают авторам выразить идею, вынесенную в заглавие повести А. Жвалевского и Е. Пастернак.

Работа состоит из двух частей. В первой части рассматривается теория понятия «хронотоп».

Во второй части анализируется произведения «Алиса в стране чудес» и «Время всегда хорошее», дается оценка временным пластам этих произведений. Данный сравнительный анализ и позволяет подтвердить правильность высказывания, вынесенного в заглавие повести А. Жвалевского и Е. Пастернак.

Объект исследования: сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», повесть А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее».

Предмет исследования: хронотоп в сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» и повести А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее».

Актуальность исследования обусловлена рядом причин: повышение интереса к творчеству писателей и литературе вообще; нравственный аспект повести А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее». Использовать материал данной работы можно как на уроках литературы, так и во внеурочной деятельности.

Глава 1. Теория понятия «хронотоп»

Анализируя прозаическое произведение, мы непременно будем говорить о трёх реалиях: человек, время, пространство. Изучение сюжета и композиции литературного произведения, определение его основных тем и идей обязательно связано с элементами анализа хронотопа.

«Хронотоп – это то ядро, которое держит в целостности всё произведение и дает возможность проследить взаимосвязь художественного произведения с фактами реальной жизни» 1.

Время – одна из основных форм существования мира. Категория времени cвязана с последовательной сменой этапов жизни природы, человека и, конечно, развития сознания; поэтому восприятие течения времени сплетается с отношениями причин и следствий, прошлого, настоящего и будущего, а также с субъективным ощущением его.

Ведущая роль в разработке категорий художественного пространства и времени принадлежит М.М. Бахтину, предложившему «последовательно хронотопический подход» в изучении художественного произведения. В статье «Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике» (1937-1938) им была разработана теория хронотопа, перевернувшая прежние представления о пространстве и времени в художественном произведении. Сам термин был взят ученым из математического естествознания - теории относительности Эйнштейна.

Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим и характеризуется художественный хронотоп.

___________

1 Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Эпос и роман. Спб., 2000. С. 214.

Контекстуальное значение хронотопа, исходя из идеи М.М.Бахтина, можно связать не только с развитием сюжета, но и с развитием характера персонажа.

В литературе ведущим началом в хронотопе является, по мнению Бахтина, не пространство, а именно время.

Субъективной игре со временем и нарушению элементарных временных соотношений и перспектив в хронотопе вымышленного мира соответствует такая же субъективная игра с пространством, нарушение элементарных пространственных отношений и перспектив.

Хронотоп есть, по Бахтину, «определенная форма ощущения времени и определенное отношение его к пространственному миру».2

Литературные хронотопы имеют прежде всего сюжетное значение, являются организационными центрами основных описываемых автором событий. «В хронотопе завязываются и развязываются сюжетные узлы. Можно прямо сказать, что им принадлежит основное сюжетообразующее значение»3.

Несомненно также изобразительное значение хронотопов. Сюжетные события в хронотопе конкретизируются, время приобретает наглядный характер.

Бахтин подчеркивает, что «хронотоп определяет и образ человека в литературе; этот образ всегда существенно хронотопичен».

_______________

2 Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Эпос и роман. Спб., 2000. С. 219

3 Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Эпос и роман. Спб., 2000. С. 219.

Глава 2. Хронотоп в литературе для детей и подростков.

Хронотоп создаёт особую картину мира во времени и пространстве и позволяет построить композицию произведения. При этом он не просто изображает пространство и время, но создаёт их условное изображение, потому художественное время и художественное пространство не равны реальным. Например, время в литературном произведении может быть либо соотнесено, либо не соотнесено с историческим, может быть непрерывным (линейно развертывающимся) или иметь временные перестановки (инверсионная композиция, ретроспекция), время может быть намеренно замедлено автором (ретардация) или свернуто до ремарки (отраженное в сознании героя, нарочито медленно движущееся или вовсе останавливающееся).

«Алиса в Стране чудес» принадлежат к жанру литературной сказки, но от всех известных нам сказок её отличает прежде всего особая организация хронотопа, который, по теории М.М. Бахтина, является ведущей формально-содержательной категорией. И здесь Кэрролл оригинален, предлагая свои решения, во многом качественно иные, чем в современной ему (в широком смысле слова) литературной сказке или в традиционных фольклорных образцах.

В «Стране чудес» используется мотив сна как особого способа организации мира сказки. Сон «включается» не сразу, ему предшествует вполне реальный зачин.

Как ни короток этот зачин, он укореняет Алису в реальном, «биографическом» времени. Сказка начинается и кончается как обычная викторианская повесть середины века, лишь сон вводит в неё собственно сказочные мотивы. События в «Стране чудес» происходят «здесь» и «сейчас». Этим сказки Кэрролла и отличаются от многих других, такое построение сказок позволяет нам говорить о реальном, «биографическом», с одной стороны, и собственно сказочном — с другой, типе организации времени в пределах сказки Кэрролла. Под сказочным временем мы будем понимать не время всей сказки в целом, а сказочное время сновиденья.

Сон —это своеобразный рычаг, который «включает» и «выключает» основное сказочное действие с его особыми характеристиками. В «Стране чудес» мотив сна возникает в прямом и буквальном смысле слова, хотя писатель в начале сказки нигде и не говорит о том, что это был сон.

«Сон» выступает как важнейший формально-содержательный момент, по-своему моделирующий сам мир сказки. Для пространственно-временных отношений в сказке Кэрролла принципиальное значение имеют именно сложные взаимоотношения «сна» (т. е. мира, создаваемого воображением) и реальности.

В «Стране чудес», «сон» является не только основным, но и единственным способом организации сказочного пространства и времени. В реальное, время зачина и концовки вторгается сказочное время «сна», разрывающее «биографическую», линейную последовательность течения времени. Сколько (минут? часов?) проспала Алиса, уткнувшись головой в колени сестры, мы не знаем; да, собственно, это и не имеет значения, ибо время сна, а следовательно, и время сказки никак не соотносятся с реальным, «биографическим» временем. Между «биографическим» зачином (Алиса томится, сидя в жаркий день на берегу; размышляя о том, не подняться ли и не нарвать ли цветов, она незаметно засыпает) и «биографической» концовкой (Алиса просыпается и сестра отсылает ее пить чай), занимающими лишь очень небольшой временной отрезок, простирается некий провал в реальном течении времени. Этот провал в линейном, «биографическом» времени происходит с помощью магического слова «вдруг»: «Вдруг мимо пробежал белый кролик с красными глазами...». Линейное время смыкается, оставляя сказочное время за своими пределами.

Как же течет время в самой Стране чудес? Сказочное время Страны чудес не только физически выключено из «биографического» ряда, но и психологически также оно никак не определяет жизни героини, никак не соотносится с ее реальным существованием. Оно предельно абстрактно и существует само по себе.

Сказочное время «Страны чудес» существует благодаря некоему достаточно абстрактному сказочному пространству. Оно возникает не сразу, а серией последовательных переключений. Зачин сказки достаточно реален, пространство здесь также вполне реальное, знакомое, «свое», земное. Это усыпанный цветами берег реки, на котором сидят Алиса и ее сестра. В этот реальный мир неожиданно, «вдруг» вторгается первый собственно сказочный персонаж: это Белый Кролик с часами в жилетном кармане, который к тому же на ходу говорит: «Ах, боже мой, боже мой, я опаздываю...». С этих слов мы незаметно, как это бывает лишь во сне, «вплываем» в сказку, в сказочное пространство и время. Переход от реального зачина к ирреальности сказки осуществлен очень плавно и ровно; он подготовлен словами: «Мысли ее текли медленно и несвязно, — от жары ее клонило в сон. Конечно, сплести венок было бы очень приятно, но стоит ли ради этого подыматься?».

Кроличья нора под изгородью оказывается такого размера, что в нее без помехи проходит семилетняя девочка. Нора сначала идет прямо, ровно, как туннель, а потом вдруг круто обрывается, так что Алиса начинает падать, словно в глубокий колодец. Падение вводит новое (четвертое) пространство. Оно еще более ирреально, чем нора. Колодец, в который падает Алиса, то ли очень глубок, то ли обладает еще одним дополнительным сказочным свойством: падают в него медленно. Есть у него и еще некоторые особенности: по стенам он уставлен шкафами и полками, а кое-где увешан картинами и картами. Падение Алисы продолжается так долго, что она успевает многое передумать, в частности, не приближается ли она к центру земли (по ее представлению, это «около четырех тысяч миль вниз»), на какой она находится широте и долготе и «не пролетит ли она всю землю насквозь». Все эти соображения, равно как картины, полки и банка с апельсиновым вареньем, оказавшаяся на одной из них, служат, очевидно, одной цели: организовать сказочное пространство, придать ему, если можно так выразиться, некую реальность ирреальности. Заячья нора, куда свободно пролезает девочка, нора, превращающаяся в глубочайший колодец, в который медленно падает Алиса, с одной стороны, совершенно ирреальна. С другой же, благодаря тому что она соотносится — пусть фантастично — с некими всем знакомыми и реальными координатами, она становится не только представимой, но и по-своему реальной.

В повести А. Жвалевского и Е. Пастернак параллельно существуют два временных пласта: 1980 год и 2018 год. Исходная дата - 10 апреля. Обратим внимание на то, что авторы выбирают не такое далекое будущее: повесть написана в 2009 году, а «будущее» представлено 2018 годом.

Мы выписали приметы времени, в котором жили дети в начале повести. Повесть написана в форме дневниковых записей, поэтому реалии того или иного времени читатель видит глазами героев.

Вот что хочется выделить о времени, в котором живёт Витя:

10 апреля 1980 года, утро

Витю ругают за то, что его друг принёс в школу пасхальный кулич, испечённый его бабушкой.

– А о чем вы при этом говорили? – с угрозой спросила пионервожатая.

– Не помню, – откровенно признался я, подумав.

– Вы говорили о бабушке Архипова, – сообщила мне Васса.

– Да! Точно! – я обрадовался, что вспомнил нужное. – Он говорил, что она булку испекла!

Две пары глаз так и впились в меня.

– А зачем она испекла этот… эту булку, ты помнишь? – голос завучихи звучал вкрадчиво.

Я вспомнил. Мне стало жарко. Теперь понятно, почему меня вызвали.

– Нуууу… – начал я. – Просто так… Кажется… (2, стр.)

10 апреля 1980 года, вечер

Вечером мне надо было готовиться к политинформации. Как раз шла передача про то, как американские империалисты пытаются сорвать Олимпиаду в Москве, а люди доброй воли им не дают этого сделать. Но я никак не мог сосредоточиться – сидел и думал про Женьку. Он, конечно, неправ, но все равно на душе было противно.

11 апреля 1980 года

Я с радостью подчинился. Уселся с ногами на подоконник, хотя это в нашей школе строжайше запрещено. Наверное, мне нужно было сделать что-то запрещенное, чтобы хоть немного успокоиться. Сидел, успокаивался и прислушивался к голосам из кабинета.

Таким образом, в 1980 году мальчик Витя оказывается в труднейшей ситуации: его друг Женька Архипов обвиняется в том, что вместе с бабушкой отмечает религиозный праздник Пасху. За такой проступок его надо исключить из пионерской организации (либо нужно, чтобы Женя сказал, что «бога нет» и осудил бабушку. Но Женька против этого). Виктор – председатель совета дружины, и ему нужно будет проводить данное собрание, но он не может и не хочет выступить против друга.

А вот реалии Олиного времени:

10 апреля 2018 года, утро

Я проснулась от радостного «ку-ка-ре-ку» и выключила будильник на комике. Встала, побрела на кухню, по дороге включила комп. До первого урока еще час, вполне можно посмотреть, что за ночь на форуме написали.

Я раздраженно оторвалась от компа и отправилась одеваться. В школу тащиться страшно не хотелось, тем более что первым уроком намечалась контрольная по математике. Эту контрольную еще не писал ни один класс, поэтому на форуме задания не появились, а прошлогодние искать в архиве было лень.

10 апреля 2018 года, день

День в школе не задался с самого начала. Математичка совсем озверела, урок начала с того, что собрала у всех комики. То есть контрольную я писала вообще как без рук, ни тебе с кем поговорить, ни тебе шпор, ни тебе калькулятора. Просто как в доисторические времена! Главное, у многих же есть вторые комики, но как-то не догадались взять их с собой. Да, а потом она вообще учудила, взяла и раздала нам бумажки – это, говорит, контрольная, решайте. Класс аж обалдел. Как, говорим, ее решать?

– «Постановление Министерства образования от 3 апреля 2018 года»…

В связи с излишней компьютеризированностью школьников и для проверки их знаний учредить в конце каждого учебного года экзамены. Оценка выставляется по десятибалльной системе и выносится в аттестат зрелости. Это чтоб, мол, мы все годы хорошо учились, а не только последний класс. Да, но самый-то ужас не в этом, а в том, что экзамены эти будут проходить не в виде тестов, а устно.

– Экзамена три, – продолжала Елена Васильевна, – русский язык и литература – устно, математика – письменно, но не на компьютере, а на бумаге, и история – тоже устно. Делается это для того, чтоб вы, современные школьники, научились хоть немного владеть устной речью и писать ручкой по бумаге. Экзамены через три недели.

Класс завис. Так и разошлись в полном ужасе. Я даже до самого дома комик не включила…

В 2018 году девочка Оля тоже оказывается в непростой ситуации: приближаются устные экзамены, а дети в этом времени не умеют выражать свои мысли в устной форме (они привыкли работать на компьютерах). Девочка очень боится устных экзаменов, и как бы они с мамой ни пытались готовиться у них ничего не получалось. «Я помню параграф учебника, я помню вопросы в конце, я помню, мы на компах самостоялку делали, и помню, что в первом вопросе правильный ответ первый, а третий вопрос самый сложный, и там правильного ответа нет, нужно было поставить галочку в клеточке «нет верного ответа». Но я вообще не помню, о чем там идет речь! Что-то про греков, что-то про Геракла…Он был крутой. Все.» «Паузы между предложениями – это там должны быть смайлики»

Как мы видим, оба героя стоят перед выбором, они не знают, как им поступить, поэтому в данном произведении путешествие во времени становится попыткой убежать из своего времени. Кроме того, ни один из ребят не знает, куда он попадет: обмен временами произойдет в процессе болезни.

Вот как авторы описывают процесс перемещения во времени:

Витя

11 апреля 1980 года, утро

Стреляет пушка. Большое каменное ядро из нашего городского музея летит мне прямо в голову, а я не могу даже пошевелиться.

Ядро врезается мне в лоб и взрывается…

Неизвестное число неизвестного года

Совсем ничего не болит. Даже странно — я ведь хорошо помню, как мне в голову летело ядро. И взрыв помню.

Может, я умер, и это рай?

Оля

13 апреля неизвестного пока года

Я открыла глаза и удивилась. В комнате был странный полумрак. Вроде б и солнце где-то светит, но в комнату не попадает. Присмотрелась и поняла – на окне висят толстенные шторы, у нас сроду таких не было

Оля окажется в 1980 году, где нет никаких компьютеров, а Виктор в 2018 году, где «много разных партий», а «президент на Пасху ходит в храм». Казалось бы, проблемы решены, но оказывается, не так-то все просто…

Для того, чтобы оценить те сложности, с которыми столкнутся ребята в новом для себя времени, нужно рассмотреть эти два временных пласта. Анализируя исходную ситуацию, мы видим, что каждый из героев чувствовал себя хорошо в своем времени, пока не столкнулся каждый со своей проблемой.

Понимая, что им не справиться с теми обстоятельствами, в которых они оказались, ребята заболевают и во время болезни происходит обмен временами. Оля попадает в прошлое, а Виктор – в будущее.

Восприятие нового для них времени начинается с дома. Тут мы видим, насколько разными являются данные временные пласты: 1980 год «убог», по мнению Оли; 2018 «слишком красив», по мнению Вити.

Оля, 1980 год.

- Мы еле в скорую дозвонились, автомат во дворе сломался, папа аж к магазину бегал…

Честно говоря, я ничего не поняла, но решила не переспрашивать. Ну видно же, переволновался человек, вот и несёт всякую ерунду. (48 – 49 стр.)

И вот тут мне стало плохо по-настоящему. Компа на столе не было! Там, на его законном месте, валялась груда книг, тетрадки какие-то, бумажки… (49 стр.)

Витя, 2018 год.

Первое, что поразило, - телевизор в углу. Маленький и очень тонкий.

Да и мебель… не было у меня никогда такой мебели! Всё какое-то яркое, легкое… И совсем нет книг! Я даже сел в кровати, повертел головой, но так и не обнаружил любимого книжного шкафа – большого, коричневого, в котором на нижней полке не хватало одного стекла – мы с Женькой однажды очень активно играли в солдатики. (51 стр.)

14 апреля наступило «выздоровление», ребята пошли в школу, столкнулись с другими ребятами из нового времени. Посмотрим, как воспринимают эту действительность каждый из ребят

Новый мир не нравится Оле своей внешней стороной: «убого», «неудобно», ей непонятно, чего боятся люди в 1980 году, ведь она прибыла из свободного мира.

Я просто одурела от идиотизма вопросов. Нет, я не пришла, нет, не идем… Я совершенно не понимала, какое им вообще до меня дело? Кто им позволил трогать меня руками, дергать за волосы и хлопать по спине? Почему они так громко смеются, смотрят мне в глаза и беспрерывно что-то спрашивают? (101 стр.)

Виктора удивляет новый мир прежде всего неумением налаживать отношения среди людей, отсутствием книг.

Мне стало еще страшнее. К счастью, тут мимо меня пробежал какой-то мальчик, он на бегу выхватил небольшой цветной прямоугольник из кармана и быстро провел им по какому-то прибору. Прибор пискнул, мальчик пронесся мимо него, даже не притормозив. Наверное, у меня тоже должна была быть такая карточка. Порывшись в карманах, я действительно выудил цветной прямоугольник.

Виктор быстро осваивается в новом мире, так как он умеет общаться. Оле «протягивают руку помощи» все учащиеся класса, а особенно Женя Архипов. Оля начинает при помощи Жени читать книги и ее проблема с возможностью свободно обращаться с речью постепенно исчезает.

Далее герои начинают пытаться изменить тот мир, в который они попали

Виктор помогает ребятам подружиться (учит их общаться в реальной жизни). Это сделать не так сложно, т. к. есть желание у ребят этому научиться. Витя проявляет себя как настоящий наставник. Постепенно ребята начинают делать успехи: не боятся говорить, общаться. Они подружили даже родителей.

Хуже обстояло дело у Оли: она не понимала, что плохого в том, что бабушка ее нового друга Жени испекла кулич, зачем исключать его отца из партии, не понимает, почему «пионерами становятся самые достойные, а принимают всех?», почему «нельзя любить бабушку больше, чем пионерскую организацию». Она бесстрашно встает на защиту Жени, но не понимает, чем это им грозит.

Возможно, ребята и остались бы в своих новых временах, но Витя видит сон о том, что Женя в будущем превращается в человека опустившегося, спившегося, и понимает, что Оле его не спасти, что в этой ситуации нужен именно он, Виктор Шевченко: «Я почему-то был уверен, что Архипыч сейчас копается где-то в мусорном баке – и все из-за меня» «Надо вернуться»,- такая мысль приходит Виктору. Он понимает, что ответственность за принятие решения по-прежнему от него не уходит.

Попытки Оли помочь Жене ни к чему хорошему не приводят: Олю хотят отвести к психиатру, а над семьей Жени нависает серьезная опасность, т. к. в обществе 80-х не принимались «вольные» взгляды будущего.

Ребята меняются временами, возвращаются снова в 14 апреля, в день проведения собрания по исключению Жени из пионеров.

Побывав в будущем, Виктор обнаружил очень полезную вещь – Интернет. Именно там он находит информацию о боевых заслугах бабушки Жени Архипова. Она во время войны помогала партизанам и была удостоена награды, но ее никак не могли отыскать. Виктор сумел в своем настоящем применить полученную информацию и спас семью Архиповых: вместо осуждения бабушки состоялось награждение её медалью «За отвагу». Виктор не ушёл от ответственности за принятие решений, а путешествие в будущее помогло найти ту информацию, которая только и могла спасти семью Архиповых от осуждения.

Побывав в прошлом, Оля поняла ценность человеческого, реального общения. В мире, где «есть всё», не хватало только душевной теплоты, умения это тепло дарить окружающим людям.

Оля и Виктор Александрович встретятся в 2018 году на тех самых экзаменах, которых Оля так боялась. Виктор стал учителем и вместе со своим другим Евгением Архиповым открыл клуб для общения одаренных детей. В этот клуб была приглашена и Ольга. Самый важный сюрприз, который ее там ожидал – это Евгений Евгеньевич Архипов, сын Жени из прошлого. Этот мальчик очень увлечен физикой и хочет доказать, что можно путешествовать во времени, чтобы каждый себе выбрал время по душе.

Мы решили провести анкетирование (см. Приложение 1) среди выпускников 9 и 11 классов для того, чтобы узнать, в каком времени они хотели бы побывать, что хотели бы узнать в будущем и изменить в прошлом. Результаты анкетирования представлены в Приложении 2.

Результаты анкетирования говорят об осознанности и социальной зрелости выпускников. Им хочется не просто побывать в прошлом или будущем, а быть свидетелями каких-то важных исторических событий, встретиться с великими людьми. В принципе, анкетирование подтверждает справедливость названия повести А. Жвалевского и Е. Пастернак: «Время всегда хорошее».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав повесть А. Жвалевского и Е. Пастернак, можно сделать следующие выводы:

Благодаря фантастическому сюжету мы узнали о жизни наших ровесников в 1980 году. Это интересно, т. к. в это время школьниками были наши родители.

Перемещение во времени нужно в этой повести не просто для того, чтобы сделать сюжет увлекательным для современного читателя, а помогает решить серьезные нравственные проблемы, с которыми сталкиваются одинаково и школьники прошлого, и школьники будущего. Это путешествие во времени доказывает, что у любого времени есть свои хорошие стороны, но есть и проблемы, предотвратить которые можно, если начать вовремя о них задумываться.

Авторы выбирают «будущее», которое не так уж и далеко от времени написания повести – 2018 год. На наш взгляд, это попытка обратить внимание на проблему, которая все острее встает в современном обществе: овладевая новыми технологиями, люди неизбежно теряют элементарные навыки реального общения, а значит, теряется и способность к чувствам.

Анализ хронотопа показывает, что человек будущего живет в высокотехнологичном мире и постепенно сам становится подобен механизму. Ребята в будущем не умеют сопереживать, не умеют дружить. Они воспринимают друг друга только как конкурентов.

Перемещение во времени в данной повести не дает героям полного решения их проблем: от ответственности за свои поступки не убежать. Путешествие в будущее лишь открывает одну из возможностей решения проблемы.

Главный вывод, к которому, думаю, приходят и герои, и читатели: каждое время хорошее, если есть время для простого человеческого общения, если люди способны дружить, готовы к взаимопомощи, взаимопониманию.

Список литературы:

  1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: Сб. — М.: Худ. лит., 1975.

  2. Жвалевский А. В., Пастернак Е. Б «Время всегда хорошее», М: «Время», 2021

  3. Сайт о книгах Жвалевского. http://az-book.info/tag/novinki/

Приложение 1

АНКЕТА.

Дорогие ребята! Просим вас ответить на вопросы нашей анкеты.

Просим выделить нужный вариант ответа или вписать свой ответ.

  1. Если-бы у вас была возможность перемещаться во времени, в каком времени вы хотели бы оказаться?

  • В прошлом

  • В будущем

  • Свой ответ ______________________________________________________________

  1. В каком времени вы хотели бы побывать? (век, год или время жизни конкретного человека)

_______________________________________________________________________

  1. Что вы хотели бы изменить в прошлом?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. О чём вам хотелось бы узнать, заглянув в будущее?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Результаты анкетирования

11 класс

  1. Если-бы у вас была возможность перемещаться во времени, в каком времени вы хотели бы оказаться?

В прошлом (9 человек)

Сразу после вымирания человечества (1)

  1. В каком времени вы хотели бы побывать?

В 90-х

В 1970 19 век или 50 годы 20-го века

В 20 веке

В 1980-х, в начале 20-го века, в конце 18 – начале 19

5 век до нашей эры

В 1812 году

В железном веке

В период Парижской коммуны 1871 год

В 1972 в своём городе, когда день был 600 часов, а луна отдалилась в 2 раза

  1. Что вы хотели бы изменить в прошлом?

Ничего (5 человек)

Предотвратить как можно больше войн и других катаклизмов.

Помочь человечеству в развитии.

Всё, только начиная с правления Ленина.

Многое, например, спасти Пушкина, исправить ошибки детства.

Я бы ничего не хотела изменять, а просто увидеть создание органов МВД.

  1. О чём вам хотелось бы узнать, заглянув в будущее?

Чем закончится война с Украиной. (2 человека) Кто будет моей женой. Кем я буду работать.

О том, когда человечество перестанет существовать.

Как изменятся люди, природа, и каких высот достигнет человечество.

Ни о чём.

Как долго ещё будет существовать человечество и что именно всё-таки приведёт к его гибели.

Узнать я бы хотела о происхождении, «зарождении» органов МВД России.

Мне бы хотелось узнать, будет ли изучен Океан не на 2%, а на 100%. Узнать, появились ли летающие машины?

Как погибнет человечество, узнать причину.

9 класс

  1. Если-бы у вас была возможность перемещаться во времени, в каком времени вы хотели бы оказаться?

В прошлом (9 человек)

В будущем (8 человек)

И в прошлом и в будущем

  1. В каком времени вы хотели бы побывать?

20 век (2 человека)

В 2050 году (2 человека)

18 – 19 века

В 2010 году

2017 год

2000 год

Во время восстания Декабристов

1945, 1950 года

В 2015

В 18 веке

В 1990 в Японии

В Древнем Египте

В 2025 году

В 22 веке

В 2040 году

В 1941 году

  1. Что вы хотели бы изменить в прошлом?

Ничего (7 человек)

Чтобы Александр Сергеевич Пушкин был жив и написал ещё много произведений. (2 человека)

Предотвратить все войны, которые были, различные аварии (ЧАЭС) (2 человека)

Я бы с самого раннего возраста начал заниматься спортом.

В прошлом я бы хотел изменить своё будущее.

Сказать то что когда-то не сказала.

Исправить свои ошибки.

Чтобы дедушка не умер.

Я бы хотел, чтобы СССР не распался.

Много чего, например, начать учиться лучше, чтобы средний балл был выше.

  1. О чём вам хотелось бы узнать, заглянув в будущее?

Кем я стану. (4 человека)

Как изменится мир. (3 человека)
Что будет происходить в моей (нашей) жизни. (2 человека)

Узнать о своей семье. (2 человека) Как будут выглядеть современные средства передвижения.

До чего дойдут технологии.

Получится ли всё задуманное мной.

Как будут жить все страны, как будет устроено образование, какие будут новые технологии.

Будет очное или онлайн обучение? Появятся ли летающие машины?

О новых технологиях, узнать, получила ли я работу мечты.

Как будут жить люди.

Я не хочу в будущее.

Какой будет Россия после В.В. Путина.

Просмотров работы: 54