Введение
«Как нет людей одинаково говорящих, так и нет людей одинаково пишущих». Аристотель
В школе в рамках классного часа меня попросили подготовить сообщение про почерк и характер человека. Я начала работать над изучением данной проблемы и очень заинтересовалась. Ведь если подумать, мы пишем везде, причем, как в личных, так и деловых целях. При этом от почерка зависит многое. Например, восприятие самого себя, то, как нас видят окружающие, оценки в школе и даже наш характер.
Интересно, что всех детей в школе учат писать одинаково, но по происшествие короткого времени они начинают писать различно. Возможно, таким образом, люди проявляют свои индивидуальные черты характера. Любопытно и то, что профессия эксперта-графолога, составляющего личностные характеристики, стала довольно распространена в различных областях – бизнесе, спорте, педагогике, медицине, криминалистике.
Наука о почерке - это древнейшее искусство. Основателем современной графологии принято считать аббата Жана Мишона (1807–1881), который создал «Систему графологии». Как и сам человек, почерк уникален, поэтому его характерные детали говорят об определенных качествах личности.
Создатель почерковедения в России Е.Ф. Буринский, сказал, что всякий «человек пишет так, как ему от рождения писать предназначено» [2]. А Бенджамин Дизраэли, премьер-министр Англии 19 века, говорил: «Почерк автора, как и все произвольные действия человека, имеет сходство с его характером» [2]. Многие известные люди тоже придерживались данного мнения: это Альберт Эйнштейн, Эдгар По, Жорж Санд и другие.
Существует достаточно большое количество типологий характера. Для своей работы я использовала известную классификацию швейцарского психиатра и педагога Карла Юнга, который считал, что «всякий человек стремится либо к восприятию внешнего мира, либо «внутрь себя». Он выделил два основных типа: экстравертов и интровертов, а также промежуточный тип – амбивертов [8]. Эти психологические типы характера есть в каждом человеке. Определить ведущий тип личности можно путем выявления преобладающей характеристики одной из сторон.
Я решила изучить вопрос взаимосвязи характера и почерка на примере 5 класса, когда почерк только начинает формироваться и 10 класса, когда почерк уже более устойчивый.
Исследовательская работа, направленная на выявление взаимосвязи почерка и характера школьников, проводилась на базе МБОУ СОШ № 3 городского округа город Выкса с декабря 2022г. по февраль 2023г. Были задействованы учащиеся 5-х и 10-х классов в количестве 43-х человек.
Цель работы: изучение взаимосвязи почерка с характером человека.
Задачи исследования:
Изучить литературу, собрать и обработать информацию по данной теме;
Изучить основные закономерности графологического анализа;
Изучить особенности почерка учащихся 5 и 10 классов;
Изучить типы личности учащихся 5 и 10 классов;
Изучить мнения специалистов школы по данной теме;
Сформулировать выводы, подвести итоги исследования.
Объектная область: русский язык ипсихология.
Объект исследования: почерк учащихся 5 и 10 классов.
Предмет исследования: взаимосвязь почерка и личностных характеристик человека.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, беседа, наблюдение, письменный опрос, графологический анализ почерка, сравнительный анализ.
Гипотезы исследования:
Характер человека можно определить по его почерку.
Процент достоверности результатов зависит от полового признака учащихся.
Глава 1. Обзор литературы
1 .1. Наука о почерке
Для того чтобы разобраться, как по почерку определить характер человека, необходимо для начала понять, что же такое почерк, характер и что за наука изучает их взаимосвязь. Для этого я заглянула в словарь С.И. Ожегова (рис.1).
П
Рисунок 1
очерк – это манера писать, характер начертаний букв в письме. Индивидуальная манера, характерные черты.Характер - совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении.
Графология – учение о почерке как отражении свойств характера и психических состояний человека. [7].
Хотя предположения о связи почерка с индивидуальными особенностями душевной жизни высказывались еще в античности, первая подробная работа, исследующая связь почерка и личности, была написана итальянским врачом К. Бальди (1622). Отцом современной графологии принято считать аббата Ж.-И. Мишона (1807-1881), который собирал и каталогизировал специфические особенности почерка и пытался установить строгие соответствия между ними и личностными качествами [4]. В конце XIX - начале XX столетия о графологии заговорили как о науке, а не как об искусстве. Существовало и Русское научное графологическое общество, председателем научной комиссии которого в 20-е годы был Д. М. Зуев-Инсаров, автор популярной книги «Почерк и личность» [6]. В наше время, графология рассматривается с должным вниманием и занимает достойное место в обществе.
Графология, как и любой психологический анализ, является наполовину наукой, наполовину искусством. Степень успешности графологического анализа зависит от подготовки специалиста, его личного опыта, образования. Большинство школ графологии считают необходимым начинать с получения общего впечатления от рукописи. Затем исследуются отдельные аспекты: размер, наклон, ширина, вертикальные пропорции, правильность, связность, форма соединения, нажим, скорость, ритм, равномерность линий, степень упрощения начертания букв, расстояния между словами и строками, поля, общее расположение и многочисленные мелкие детали, такие как способ ставить точки, росчерки и т.д. Изучение этих характеристик: «чистая графология», вполне научная процедура в том смысле, что такие факторы, как пропорции и углы, размеры и интервалы могут быть измерены и обобщены [4]. Каждая особенность имеет психологическую интерпретацию, которая подкрепляется, ослабляется или изменяется при исследовании других характеристик почерка. Как отметила кандидат психологических наук, графолог Лариса Дрыгваль, искусство графолога заключается в умении оценить доминирующие свойства характера человека и их взаимодействие, поэтому графолог должен быть еще и хорошим психологом [5].
Основные положения и законы науки о почерке были проверены и доказаны экспериментальным путем. В 90-е годы ученые провели эксперимент: опыты были связаны с изменением личностных характеристик и почерка под влиянием гипноза. Например, был такой эксперимент. Один и то же человек возраста 30-35 лет сначала писал текст в обычном для него состоянии. Этот почерк считали эталоном, отправной точкой. Затем человеку под действием гипноза внушали, что он ребенок в возрасте 5 лет, и просили написать текст. Он говорил, что не умеет писать, а может только написать свое имя печатными буквами. Затем, подопытному человеку внушали, что он, подросток в возрасте 13-14 лет. Почерк его менялся, и уже приобретал общие черты почерка-эталона. Затем, ему внушали, что он молодой человек в возрасте 20-25 лет. Почерк его становился очень похожим на почерк-эталон. Когда человеку внушали, что он старик в возрасте 70-75 лет, почерк его приобретал дрожание, слабый нажим, свойственный почерку пожилых людей. Затем экспериментаторы внушали подопытному человеку, что он хитрый, скрытый и жадный и его почерк становился мелким, неразборчивым. Когда ему внушали, что он добрый, открытый и щедрый, буквы становились крупными и круглыми, почерк размашистым. Таким образом, было научно доказано, что почерк человека меняется в течение всей жизни, но сохраняет общие черты и стиль письма [2].
По словам экспертов, почерк формируется с раннего детства: в начальных классах ребенок обучается навыкам письма (8-10лет), к 13-14 годам почерк приобретает индивидуальные особенности и уже к 18-20-летнему возрасту складывается окончательно. Эксперт-криминалист, графолог Сергей Сергеев, говорил, что с 18-20 лет у человека формируется так называемый динамический стереотип почерка. Если анализировать рукописи, сделанные до этого периода, в данных будет характерна незрелость, поскольку до этого времени почерк еще окончательно не сформировался. По словам эксперта, научиться писать - можно, а вот разучиться - нельзя, даже во время компьютерной эры [5].
Изучив литературу по данной теме, я узнала, как провести графологический анализ. Для этого необходимо выделить тот или иной признак почерка и найти соответствующее ему качество личности.
1.2. Характер и его типология
К
Рисунок 2
огда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Изучением характеров занимается наука характерология [1].
Психологи разработали различные классификации, помогающие определить типы характера. Для своей работы я использовала известную классификацию швейцарского психиатра и педагога Карла Юнга (рис.2).
С
Рисунок 3
огласно К.Г. Юнгу, в зависимости от установки сознания и её направленности либо на внутренний процесс, либо на объекты внешнего мира, людей можно разделить на интровертов и экстравертов (рис.3). В отличие от других ученых, Юнг не считал общительность или необщительность главным показателем экстраверсии и интроверсии соответственно, т.к. выделял более существенный отличительный признак – куда направлено сознание и внимание человека, вовне или внутрь, что для него важнее – объекты внешнего мира или внутренние процессы души.
Интроверт - тип личности, который больше направлен на свой внутренний мир и переживания. Наиболее комфортно чувствует себя в уединении от окружающего мира. Часто выбирают деятельность, где не требуется большого взаимодействия с другими людьми. Экстраверт – тип личности, который в значительной мере направлен на окружающий мир, людей и взаимодействие с ним. Наиболее комфортно чувствует себя в окружении людей и активной деятельности. Амбиверт – тип личности, которому присущи одновременно черты характера интроверта и экстраверта. Подходят практически любые виды деятельности [8].
Глава 2. Материалы иметоды исследований
Для достижения цели и поставленных задач, я провела два исследования. Использовала графологический анализ почерка по М. Петухову и опросник определения типов личности по К. Юнгу. В исследовании были задействованы ученики 5 класса, в количестве 23 человек (11 девочек и 12 мальчиков) и 10 класса в количестве 20 человек (11 девочек и 9 мальчиков). Общее количество испытуемых составляло 43 человека, из них 22 девочки и 21 мальчик.
Графологический анализ
М етод графологической психодиагностики личности позволяет установить зависимость между почерком и личностью. Эксперты выделяют основные особенности почерка (рис.4).
Рисунок 4
Психолог, графолог Михаил Петуховпредлагает следующие основные этапы графологического анализа:
Поля:
Узкие поля - человек отличается бережливостью или даже некоторой мелочностью, может дойти и до скупости.
Широкие поля - люди деятельные, с широкой душой. Чем шире поля, тем больше шансов на то, что к щедрости добавляется и желание похвастаться.
Нажим:
Сильный нажим характерен для уверенных в себе и энергичных людей, обладающих высокой работоспособностью. Такие люди, как правило, очень общительны и привлекают своей целеустремленностью и оптимизмом.
Л егкий нажим чаще всего бывает у крайне чувствительных и романтичных натур. Это мечтатели, сконцентрированные в первую очередь на своем внутреннем мире. Ответственны, но неторопливы, делают все аккуратно, стараясь не допускать ошибок. Зачастую такой нажим является признаком слабовольности. Изучая нажим можно узнать не только характер по почерку, но и эмоциональное состояние человека в момент письма. Чем сильнее были эмоции, тем сильнее нажим.
Направление строк:
П
Рисунок 5
рямые строчки - человек спокойный, рассудительный, реально оценивающий собственные возможности.Строчки, бегущие вверх типичны для оптимистов, а также тех, кто склонен завышать свою самооценку (рис.5).
Строчки, бегущие вниз характерны для пессимистов, и тех, кто имеет заниженную самооценку.
«Волнообразные» строчки говорят о некоторой склонности к авантюризму, об изворотливости и умении обманывать. Неровные строчки - признак человека, подверженного постоянной смене настроения.
Связанность букв:
Все буквы связаны - обладатели такого почерка обычно прямолинейны, предприимчивы, умеют критиковать, преобладает логическое мышление.
Каждая буква отдельно - скорее всего, у такого человека преобладает образное мышление, хорошо развита интуиция, есть богатый внутренний мир.
Равномерные связки из 2-3 букв - типичны для людей уравновешенных.
Наклон букв:
У гол наклона букв отражает уровень эмоциональности человека и его взаимоотношения с людьми.
Н
Рисунок 6
ебольшой влево характерен для индивидуалистов, тех, кто ставит свои интересы выше общественных.Сильный влево типичен для людей, живущих по принципу «Есть две точки зрения - неправильная и моя». Обладатели такого почерка самодостаточны и независимы, всегда имеют собственную точку зрения на любую проблему.
Небольшой вправо наиболее распространенный наклон почерка, присущий людям спокойным и уравновешенным (рис.6). Всегда открыты к общению, но и не прочь побыть наедине с собой. Склонны к переменам настроения.
Сильный вправо говорит о целеустремленности и настойчивости. Такие люди, как правило, максималисты и стремятся быть первыми во всем.
В ертикальный почерк (без наклона) характерен для упрямцев, людей предусмотрительных, которые сначала вдумчиво анализируют ситуацию и только потом принимают решения.
Размер букв:
Р
Рисунок 7
азмер почерка говорит об общительности человека.
Крупные буквы (больше 3 мм) говорят о том, что обладатель такого почерка открыт, эмоционален, легко знакомится с новыми людьми, в коллективе, как правило - лидер.
Буквы среднего размера (около 3 мм) встречаются чаще всего и не несут никакой скрытой информации.
М елкие буквы (от 2 мм и меньше) свидетельствуют о сдержанности, скрытности, замкнутости и целеустремленности (рис.7).
Форма букв:
О
Рисунок 8
круглые буквы характерны для людей мягких и уступчивых (рис.8). Таким людям гораздо труднее достичь поставленной цели.Угловатые и острые буквы говорят об эгоизме. Для такого типа людей важны свобода и независимость, им тяжело работать под чьим-то руководством.
Сочетание в одном слове острых и круглых букв говорит о непостоянстве, частой смене настроения. Преимущество таких людей в том, что у них развиты оба полушария мозга. Они одинаково легко справляются с творческой и аналитической работой.
Для графологического анализа необходим текст, написанный от руки на чистом листе бумаги. Как минимум четыре предложения, лучше с подписью. Необходимо учитывать, что при написании первых двух предложений человек может переживать, последние предложения пишет спокойно – по ним можно определять характер.
Изученные выше краткие характеристики дают представление о том, как работает графолог, и какие выводы на основании каких значимых элементов делает.
2.2. Опросник К. Юнга «Определение типа личности»
Одним из известнейших психологических тестов для определения типа личности является опросник К.Юнга «Определение типа личности».
Опросник включает в себя 20 вопросов с различными вариантами ответов (Приложение 1). Испытуемому предлагается следующая инструкция: «На каждый вопрос имеется два варианта ответа. Необходимо выбрать ответ, который вам больше подходит, обведите букву, обозначающую этот ответ».
Ответы заносятся в бланк ответов. Обработка данных проводится с помощью ключа показателей экстраверсии: 1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6б, 7а, 8б, 9а, 10б, 11а, 12б, 13а, 14б,15а, 16а, 17а, 18а, 19б, 20а. Количество ответов подсчитывается и умножается на 5. Баллы говорят о следующих результатах: от 0 – 35 баллов – интроверсия; от 36 – 65 баллов – амбиверсия; от 66 – 100 баллов – экстраверсия.
2.3. Встреча с педагогом-психологом школы «Почерк и характер»
В
Рисунок 9
январе состоялась встреча с педагогом-психологом школы (Рис.9). Она подтвердила, что по почерку можно определить характер человека и познакомила с типологиями характера различных ученых. А также объяснила влияние различных факторов на почерк и особенности почерка различных профессий. «Процесс написания текстов регулирует центральная нервная система. Поэтому в зависимости от эмоциональных и физических факторов, а также изменений внешней среды почерк изменится. Почерк эволюционирует по мере развития человеческой личности, однако общие его черты, точно так же как основные черты характера, сохраняются. В процессе графологического анализа необходимо также учитывать различные условия, вплоть до позы пишущего, качества бумаги и ручки, состоянии здоровья и пр. В графологии существует множество нюансов, и, чтобы дойти до их понимания, требуются месяцы, а иногда и годы усердных наблюдений и практики».
Глава 3. Результаты и их обсуждения
3.1 Графологический анализ почерка по М. Петухову
В первом эксперименте, пользуясь изученной информацией, я собрала образцы почерка у моих одноклассников и учеников 10 класса и проанализировала их по семи признакам письма, используя систему анализа графолога Михаила Петухова. Результаты графологического анализа представлены в приложении 6. Как видно из таблицы, почерк учащихся оказался различен, что говорит об их индивидуальности.
По размеру букв наибольшее количество приходится на почерк с буквами среднего размера – 22 человека, что составляет 51% от общего числа испытуемых. Из них в 5 классе – 10 человек (4 девочки и 6 мальчиков), в 10 классе – 12 человек (9 девочек и 3 мальчика). С мелким размером букв определено 13 человек (30%). Из них учащихся в 5 классе – 7 человек (4 девочки и 3 мальчика), в 10 классе – 6 человек (2 девочки и 4 мальчика). С крупным размером букв было выявлено наименьшее количество человек - 8, что составляет 19% от общего числа испытуемых. Из них в 5 классе – 6 человек (3 девочки и 3 мальчика), в 10 классе – лишь два человека (оба мальчики).
По связанности букв наибольшее количество приходится на равномерный почерк – 23 человека, что составляет 54% от общего числа испытуемых. Из них в 5 классе – 12 человек (8 девочек и 4 мальчика), в 10 классе – 11 человек (5 девочек и 6 мальчиков). Со слитным написанием букв оказалось 15 человек (35%). По 5 и 10 классу распределение 10 и 5 человек соответственно. Менее всего случаев определено с отдельным написанием букв – 5 человек (11%). Из них в 5 классе лишь 1 девочка, а в 10 классе – 4 человека (3 девочки и 1 мальчик).
По нажиму наибольшее количество испытуемых выявлено с сильным нажимом – 19 человек (44%). Из них в 5 классе значительное большинство – 14 человек (по 7 девочек и мальчиков), в 10 классе – 5 человек (1 девочка и 4 мальчика). С легким нажимом письма установлено 16 человек (37%), из них 5 класс – 6 (4девочки, 3 мальчика), 10 класс – 10 (6 девочек, 4 мальчика). Средний нажим выявлен лишь у 8 учащихся (19%) (по классам - 3 и 8 человек соответственно).
По наклону строк наибольшее количество приходится на стандартный наклон вправо – 21 человек (49%). Из них в 5 классе 9 человек (4 девочки и 5 мальчиков), в 10 классе – 12 человек (7 девочек и 5 мальчиков). Наклон влево выявлен у 6 человек (14%) – по 3 в каждом классе, в 5 классе - это девочки, а в 10 – мальчики. Без наклона пишут 16 учащихся (37%), из них в 5 классе 8 человек (4 девочки и 4 мальчика), в 10 классе – 12 человек (7 девочек и 5 мальчиков).
По форме букв наибольшее количество испытуемых выявлено с округлым написанием букв – 26 человек (61%). Из них большинство в 5 классе – 16 человек (7 девочек и 9 мальчиков), в 10 классе – 10 человек (4 девочки и 6 мальчиков). С угловатыми буквами оказалось 17 человек (39%), из них в 5 классе – 7 человек (4 девочки и 3 мальчика) и в 10 классе – 10 человек (7 девочек и 3 мальчика).
По направлению строк наибольшее количество приходится на строки, стремящиеся вниз – 12 человек, что составляет 28% от общего числа испытуемых. Из них в 5 классе – 7 человек (4 девочки и 3 мальчика), в 10 классе – 5 девочек. У 8 человек (19%) строки направлены вверх. По 4 человека в каждом классе, из них по 2 девочки и по 2 мальчика. С прямыми строками оказалось 16 человек (37%). По 5 и 10 классу распределение 7 и 9 человек соответственно. Менее всего случаев определено с волнообразным написанием строк – 7 человек (16%). Из них в 5 классе 5 человек (3 девочки, 2 мальчика), а в 10 классе – 2 человека (1 девочка и 1 мальчик).
По размеру полей значительное большинство пишут с узкими полями или вовсе без них– 41 человек (95%). Из них в 5 классе 23 человека (11 девочек и 12 мальчиков), в 10 классе – 18 человек (11 девочек и 7 мальчиков). Широкие поля выявлены лишь у 2 мальчиков 10 класса (5%).
3.2. Графологический анализ по типам характера
Изучая полученные данные графологического анализа и, опираясь на систему анализа М. Петухова и типологию личности К. Юнга, была составлена таблица 1. В представленной таблице отражены особенности почерка по характерным чертам личности для интровертов и экстравертов.
Таблица 1. Характеристики почерка по типам характера.
Характеристика почерка |
Интроверт |
Экстраверт |
||
Размер букв |
Мелкие |
Застенчивость Сдержанность |
Крупные |
Общительность |
Связанность букв |
Отделены |
Богатый внутренний мир Образное мышление |
Слитные |
Прямолинейность Логическое мышление |
Нажим |
Легкий |
Чувствительность Слабоволие Неторопливость |
Сильный |
Уверенность |
Наклон букв |
Влево |
Эгоцентризм |
Вправо |
Смелость Доброжелательность |
Форма букв |
Округлые |
Уступчивость Отзывчивость |
Угловатые |
Ум Вспыльчивость |
Направление строк |
Вниз |
Замкнутость Пессимизм |
Вверх |
Уверенность Оптимизм |
Опираясь на таблицу 1, были распределены графологические данные учащихся по типам характера. Результаты представлены в приложении 2, 3 и в диаграммах 1, 2, 3.
Диаграмма 1. Результаты графологического анализа учеников 5 класса по типам характера.
Согласно полученным данным, представленным в диаграмме 1 и в приложении 2, среди учеников 5 класса наибольшее количество - это экстраверты – 15 человек (66%), из них 8 девочек и 7 мальчиков. Интровертов и амбивертов определено равное количество – по 4 человека (17%). Интровертами оказались 2 девочки и 2 мальчика.
Диаграмма 2. Результаты графологического анализа учеников 10 класса по типам характера.
Из результатов графологического анализа учеников 10 класса (диаграмма 2) так же выявлено наибольшее количество экстравертов – 12 человек (60%), из них 4 девочки и 8 мальчиков. Интровертов и амбивертов определено 1 и 7 человек соответственно (5% и 35%). Интроверт оказался девочкой.
Таким образом, в диаграммах 1 и 2 отражены особенности почерка по типам характера мальчиков и девочек обоих классов. И в 5 и в 10 классе было выявлено экстравертов больше, чем интровертов. При этом в 5 классе из них преимущественно девочки (75%), а в 10 классе – мальчики (89%).
Диаграмма 3. Обобщенные результаты графологического анализа учащихся по типам характера.
Как видно из диаграммы 3, всех учащихся было выявлено 5 интровертов (12%), 27 экстравертов (63%) и 11 человек (25%) с промежуточным типом характера - амбивертов.
3.3. Определение типов личности по К.Юнгу
Во втором эксперименте мы провели исследование по методике К.Юнга «Определение типа личности» (приложение 1)Как видно из диаграмм 4,5 и 6, характер всех учеников как 5, так и 10 классов достаточно различен.
Согласно полученным данным, представленным на диаграмме 4, среди учеников 5 класса наибольшее количество - это экстраверты – 13 человек (57%), из них 7 девочек и 6 мальчиков. Интровертов и амбивертов определено 1 и 9 человек соответственно (39% и 4%). Интровертами оказались 3 девочки и 6 мальчиков.
Диаграмма 4. Результаты методики К.Юнга в 5 классе
Из результатов опросника К.Юнга учеников 10 класса, представленных в диаграмме 4, так же выявлено наибольшее количество экстравертов – 9 человек (45%), из них 100% мальчики. Интровертов и амбивертов определено 5 и 6 человек соответственно (45% и 55%). Интровертами оказались 5 девочек.
Диаграмма 5. Результаты методики К.Юнга в 10 классе
Согласно диаграмме 6, интровертов выявлено 14 человек, что составляет 32% и большинство из них девочки (8 человек); экстравертов – 22 человека (51%) и большая часть (15 человек) мальчики. Амбивертами оказались только девочки – 7 человек (17%).
Диаграмма 6. Обобщенные результаты изучения типов личности по К.Юнгу
3.4. Определение достоверности результатов
Далее был определен процент достоверности полученных результатов. Сравнительные результаты графического анализа и методики К. Юнга представлены в приложении 4 и 5 и на диаграммах 7 и 8.
Диаграмма 7. Процент совпадения полученных данных у мальчиков и девочек
Как видно из диаграммы 7, при сопоставлении полученных данных выявились полные совпадения данных графического анализа и опросника К. Юнга у 29 человек (68%) из них 14 мальчиков и 15 девочек. По классам результат распределился примерно одинаково: в 5 классе 14 человек (61%)с полным совпадением результатов (по 7 мальчиков и девочек), в 10 классе – 15 человек (75%), из них 7 девочек и 8 мальчиков. Частичное совпадение было выявлено у 5 человек (12%), 1-ой девочки и 4-х мальчиков. Совпадение частичное, так как по одному исследованию был выявлен «чистый» тип характера, а по другому – промежуточный, приближенный к выявленному типу характера. В 5 классе с частичным совпадением результатов – 4 человека (18%), 1 девочка и 3 мальчика. В 10 классе – 1 мальчик. У 9-ти человек – 20% - (7 девочек и 2-е мальчиков) типы характера по почерку и опросу оказались прямо противоположными. В 5 классе – 5 человек (21%), 3 девочки и 2 мальчика. В 10 классе – 4 девочки (20%).
Как видно из диаграммы 8, из числа учащихся определено 80% совпадения характера и почерка. Распределение процента совпадения по классам примерно одинаково. По 5 классу полное не совпадение – 5 (21%) человек, совпадение 18 человек (79%). По 10 классу полное не совпадение – 4 (20%) человек, совпадение 16 человек (80%).
Диаграмма 8. Процент совпадения полученных данных у учащихся
Так же, исходя из полученных данных (приложения 4, 5), можно говорить, что процент достоверности у мальчиков выше, чем у девочек – 91% и 69% соответственно. Это подтверждает, что процент достоверности результатов зависит от полового признака учащихся данного возраста.
Заключение
В результате проведенного нами экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:
Почерк учащихся 5 и 10 классов оказался различен, что говорит об их индивидуальности.
И в 5 и в 10 классе было выявлено экстравертов больше, чем интровертов.
Из числа учащихся определено 80% совпадения характера и почерка. Это подтвердило первоначально выдвинутую гипотезу о том, что характер человека можно определить по его почерку.
Так же, исходя из полученных данных, можно говорить, что процент достоверности у мальчиков выше, чем у девочек – 91% и 69% соответственно. Таким образом, еще одна, выдвинутая нами, гипотеза о том, что существует взаимосвязь достоверности результатов и пола учащихся, так же была подтверждена.
Изучение мнения специалиста школы в лице педагога-психолога, так же подтвердило взаимосвязь почерка и характера человека.
Таким образом, анализ литературы и проведенные исследования подтверждают возможность достоверного определения характера человека по почерку и зависимость процента достоверности от пола обучающихся в возрасте 11-16 лет.
Вместе с тем еще хотелось бы обратить внимание, что данная тема имеет дальнейшие разработки более углубленного изучения. Например, как нам показалось, было бы интересно рассмотреть, как меняется почерк при определенных условиях: диктант, свободное письмо, сочинение и с возрастом учащихся.
Список использованных источников и литературы
Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/
Зуев-Инсаров Д. М. Почерк и личность. М.: СТ, 1993. 111с.
Как определить характер человека по почерку?https://www.wmj.ru/otnosheniya/psihologiya/kak-opredelit-harakter-cheloveka-po-pocherku.htm
Кравченко В. И. Графология: характер по почерку. Учебно-методическое пособие. СПб, 2006 http://www.bnti.ru/showart.asp?aid=973&lvl=01.02.06
Маслова М. Секреты графологов: о чем говорит и умалчивает почерк, 2017 https://www.m24.ru/articles/obshchestvo/23012017/128039
Норман Д. О чем говорит почерк. Графология для начинающих. СПб: Вектор, 2010. 140с.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Оникс, 2012. 1376с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие. В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: ВЛАДОС, 1999. 480 с.
Щеголев И. Тайны почерка. СПб.: Питер, 2004. 128с.
Приложение 1
Опросник «Определение типов личности» по К. Юнгу [8].
Цель: выявить типологические особенности личности.
Инструкция: на каждый̆ вопрос имеется два варианта ответа. Необходимо выбрать ответ, который̆ вам больше подходит, и поставьте букву, обозначающую этот ответ.
Что вы предпочитаете: а) немногих друзей̆; б) большую компанию
Какие книги предпочитаете читать:
а) с занимательным сюжетом; б) с раскрытием переживаний героев
Что вы скорее можете допустить в работе: а) опоздание; б) ошибки
Если вы совершаете дурной̆ поступок, то: а) остро переживаете; б) не переживаете
Как вы сходитесь с людьми: а) быстро, легко; б) медленно, осторожно
Считаете ли вы себя обидчивым? а) да; б) нет
Склонны ли вы, хохотать, смеяться от души? а) да; б) нет
Считаете ли вы себя: а) молчаливым; б) разговорчивым
Откровенны вы или скрытны? а) откровенен; б) скрытен
Любите ли вы заниматься анализом своих переживаний? а) да; б) нет
Что вы предпочитаете, находясь в обществе? а) говорить; б) слушать
Часто ли вы переживаете недовольство собой̆? а) да; б) нет
Любите ли вы что-нибудь организовывать? а) да; б) нет
Хотелось бы вам вести интимный̆ дневник? а) да; б) нет
Быстро ли вы переходите от решения к исполнению? а) да; б) нет
Легко ли вы меняете ваше настроение? а) да; б) нет
Любите ли вы убеждать других, навязывать свои взгляды? а) да; б) нет
Каковы ваши движения? а) быстрые; б) замедленные
Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях? а) часто; б) редко
В затруднительных случаях:
а) спешите обратиться за помощью к другим; б) не любите обращаться
Обработка данных
Показатели экстраверсии: 1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6б, 7а, 8б, 9а, 10б, 11а, 12б, 13а, 14б,15а, 16а, 17а, 18а, 19б, 20а.
Количество ответов подсчитать и умножить на 5.
Баллы:
от 0 – 35 баллов – интроверсия;
от 36 – 65 баллов – амбиверсия;
от 66 – 100 баллов – экстраверсия.
Экстраверсия - «вывернутые наружу». Легки в общении, высокий̆ уровень агрессивности, имеют тенденцию к лидерству. Любят быть в центре внимания, легко завязывает контакты. Импульсивны, открыты. Имеют высокую контактность, очень общительные, среди контактов могут быть и полезные. Судят о людях «по внешности». Не заглядывают внутрь себя и других. Холерики и сангвиники.
Интроверсия – «обращены внутрь». Направлены на мир собственных переживаний, малоконтактен, молчалив, с трудом заводит новые знакомства. Не любит рисковать, переживает потерю друзей̆ и знакомых, старых связей̆. Нет вариантов проигрыша и выигрыша. Высокий̆ уровень тревожности и ригидности. Флегматик, меланхолик.
Приложение 2
Результаты графологического анализа учеников 5 класса по типам характера.
№ п\п |
Субъекты |
Характеристики почерка |
Вывод |
||
Интроверт |
Экстраверт |
Амбиверт |
|||
Девочки |
|||||
ШТ |
+++ |
+ |
++ |
И |
|
КМ |
+ |
+++ |
++ |
Э |
|
ЛМ |
+ |
++++ |
++ |
Э |
|
КЛ |
++ |
+++ |
+ |
Э |
|
РЛ |
+++ |
++ |
+ |
И |
|
ТД |
+ |
+++ |
++ |
Э |
|
БМ |
++ |
++ |
++ |
А |
|
БЛ |
++ |
+++ |
+ |
Э |
|
АН |
+ |
++++ |
+ |
Э |
|
ПА |
++ |
++ |
++ |
Э |
|
ГВ |
++ |
+++ |
++ |
Э |
|
Мальчики |
|||||
КМ |
+ |
+++ |
++ |
Э |
|
МГ |
+ |
+++ |
++ |
Э |
|
ПИ |
+++ |
+ |
++ |
И |
|
НР |
+++ |
+ |
++ |
И |
|
ВЕ |
+ |
+++ |
++ |
Э |
|
ФК |
+ |
++ |
+++ |
А |
|
СЕ |
++ |
++ |
++ |
А |
|
КА |
+ |
+++ |
++ |
Э |
|
АИ |
++++ |
++ |
Э |
||
СМ |
+ |
+++ |
++ |
Э |
|
КС |
++ |
++ |
++ |
А |
|
БД |
+ |
+++ |
++ |
Э |
Приложение 3
Результаты графологического анализа учеников 10 класса по типам характера.
№ п\п |
Субъекты |
Характеристики почерка |
Вывод |
||
Интроверт |
Интроверт |
Интроверт |
|||
Девочки |
|||||
ЗА |
+ |
+++ |
++ |
Э |
|
ЖЕ |
++++ |
++ |
Э |
||
КА |
+++ |
+ |
++ |
И |
|
ИМ |
+ |
+++ |
++ |
Э |
|
МО |
++ |
+++ |
+ |
Э |
|
ЗВ |
+++ |
+++ |
А |
||
ФЕ |
++ |
++ |
++ |
А |
|
ММ |
+++ |
+++ |
А |
||
ЯЛ |
+ |
++ |
+++ |
А |
|
БА |
++ |
+ |
+++ |
А |
|
СС |
++ |
++ |
++ |
А |
|
Мальчики |
|||||
БД |
++ |
+ |
Э |
||
МВ |
++ |
+ |
Э |
||
ГВ |
++ |
+ |
Э |
||
ЯС |
+ |
Э |
|||
КМ |
++ |
++++ |
А |
||
КД |
+ |
++ |
Э |
||
ЛН |
+ |
++ |
Э |
||
ФТ |
++ |
+ |
Э |
||
СС |
++ |
+ |
Э |
Приложение 4
Сравнительные результаты
графологического анализа и методики К.Юнга учеников 5 класса
№ п\п |
Субъекты |
Исследования |
Совпадение |
||
Графический анализ |
Методика К.Юнга |
||||
Девочки |
|||||
ШТ |
И |
И |
+ |
||
КМ |
Э |
Э |
+ |
||
ЛМ |
Э |
Э |
+ |
||
КЛ |
Э |
Э |
+ |
||
РЛ |
И |
А |
± |
||
ТД |
Э |
Э |
+ |
||
БМ |
А |
Э |
± |
||
БЛ |
Э |
Э |
+ |
||
АН |
Э |
И |
- |
||
ПА |
Э |
И |
- |
||
ГВ |
Э |
Э |
+ |
||
Мальчики |
|||||
КМ |
Э |
Э |
+ |
||
МГ |
Э |
Э |
+ |
||
ПИ |
И |
И |
+ |
||
НР |
И |
И |
+ |
||
ВЕ |
Э |
Э |
+ |
||
ФК |
А |
Э |
± |
||
СЕ |
А |
Э |
± |
||
КА |
Э |
Э |
+ |
||
АИ |
Э |
И |
- |
||
СМ |
Э |
И |
- |
||
КС |
А |
И |
± |
||
БД |
Э |
Э |
+ |
Приложение 5
Сравнительные результаты
графологического анализа и методики К.Юнга учеников 10 класса
№ п\п |
Субъекты |
Исследования |
Совпадение |
||
Графический анализ |
Методика К.Юнга |
||||
Девочки |
|||||
ЗА |
Э |
И |
- |
||
ЖЕ |
Э |
И |
- |
||
КА |
И |
И |
+ |
||
ИМ |
Э |
И |
- |
||
МО |
Э |
И |
- |
||
ЗВ |
А |
А |
+ |
||
ФЕ |
А |
А |
+ |
||
ММ |
А |
А |
+ |
||
ЯЛ |
А |
А |
+ |
||
БА |
А |
А |
+ |
||
СС |
А |
А |
+ |
||
Мальчики |
|||||
БД |
Э |
Э |
+ |
||
МВ |
Э |
Э |
+ |
||
ГВ |
Э |
Э |
+ |
||
ЯС |
Э |
Э |
+ |
||
КМ |
А |
Э |
± |
||
КД |
Э |
Э |
+ |
||
ЛН |
Э |
Э |
+ |
||
ФТ |
Э |
Э |
+ |
||
СС |
Э |
Э |
+ |
Приложение 6
Результаты графологического анализа.
Субъекты |
Размер букв |
Связанность букв |
Нажим |
Наклон |
Форма букв |
Направление строк |
Поля |
|||||||||||||
Крупные буквы |
Мелкие буквы |
Среднего размера |
Буквы отделены |
Равномерные |
Слитные |
Сильный нажим |
Средний нажим |
Легкий нажим |
Наклон влево |
Наклон вправо |
Без наклона |
Округлые буквы |
Угловатые буквы |
Строки вверх |
Волнообразные |
Строки вниз |
Прямые |
Узкие поля |
Широкие поля |
|
Девочки 5 кл. |
3 |
4 |
4 |
1 |
4 |
6 |
7 |
1 |
4 |
3 |
4 |
4 |
7 |
4 |
2 |
3 |
4 |
2 |
11 |
0 |
Мальчики 5 кл. |
3 |
3 |
6 |
0 |
8 |
4 |
7 |
2 |
3 |
0 |
5 |
7 |
9 |
3 |
2 |
2 |
3 |
5 |
12 |
0 |
5 класс |
6 |
7 |
10 |
1 |
12 |
10 |
14 |
3 |
6 |
3 |
9 |
11 |
16 |
7 |
4 |
5 |
7 |
7 |
23 |
0 |
Девочки 10 кл. |
0 |
2 |
9 |
3 |
5 |
3 |
1 |
4 |
6 |
0 |
7 |
4 |
4 |
7 |
2 |
1 |
5 |
3 |
11 |
0 |
Мальчики 10 кл. |
2 |
4 |
3 |
1 |
6 |
2 |
4 |
1 |
4 |
3 |
5 |
1 |
6 |
3 |
2 |
1 |
0 |
6 |
7 |
2 |
10 класс |
2 |
6 |
12 |
4 |
11 |
5 |
5 |
5 |
10 |
3 |
12 |
5 |
10 |
10 |
4 |
2 |
5 |
9 |
18 |
2 |
Всего |
8 |
13 |
22 |
5 |
23 |
15 |
19 |
8 |
16 |
6 |
21 |
16 |
26 |
17 |
8 |
7 |
12 |
16 |
41 |
2 |