Мир детского фольклора

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мир детского фольклора

Пушкарева В.Д. 1
1МБОУ "Калачевская сош"
Косилова Н.Я. 1
1МБОУ "Калачевская сош"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Детский фольклор - один из самых живых и богатых явлений современной русской культуры. В нём одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рождённые. Во многих детских песнях и играх воспроизводится время и события, давно потерянные памятью народа.

В детском фольклоре содержится огромный воспитательный потенциал, он помогает лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков, формирует духовность и любовь к малой родине. Именно поэтому данная тема актуальна.

Дома я нашла старый альбом, в котором моя мама, учась в школе, записывала детские считалки, дразнилки, частушки. Тогда у меня и возникла мысль провести своё исследование. Меня заинтересовали вопросы: какие жанры фольклора знают современные дети? Передаётся ли детский фольклор из поколения в поколение? Какие малые жанры фольклора дошли до нас из глубокой старины? Существует ли современный детский фольклор?

Я решила собрать, систематизировать детский фольклор за последние десятилетия (примерно 50 лет), проведя опрос среди обучающихся нашей школы и их родителей, и создать электронный альбом «Добро пожаловать в мир детского фольклора!»

Объект данной исследовательской работы: детский фольклор

Предмет исследования: жанры детского фольклора

Цель моей работы: сбор детского фольклора нашего посёлка Калачёво за последние десятилетия и создание электронного альбома.

Задачи работы:

  • провести опрос и собрать детский фольклор;

  • определить жанры произведений устного народного творчества;

  • систематизировать собранные произведения;

  • проанализировать преемственность поколений;

  • создать электронный альбом «Добро пожаловать в мир детского фольклора!».

Методы исследования: изучение литературных источников (чтение книг, статей Интернет), сбор материала и обработка данных, наблюдение и обобщение, получение нового продукта

Гипотеза: детский фольклор передаётся из поколения в поколение как в первоначальном виде, так и в изменённом.

Мой исследовательский проект предполагает привлечение интереса к устному народному творчеству посредством обращения к детскому фольклору. Созданный электронный альбом может быть использован на уроках литературы при изучении темы «Фольклор», на уроках истории, во внеурочной деятельности.

Основная часть

Глава 1. Что такое детский фольклор?

Детский фольклор является интересной, разнообразной и малоизученной областью фольклористики. Термин «детский фольклор» был введен учеными в начале XX века, им обозначали «произведения устной народной словесности, предназначенные для детей и исполняемые взрослыми и детьми». Исследователь детского фольклора Г.С. Виноградов писал: «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста, и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор» [4, с. 198].

Весь репертуар детского фольклора можно разделить на произведения детского творчества (считалки, дразнилки, игры-песни, сказочки и другие), произведения взрослых для детей (потешки, пестушки, колыбельные песни), произведения, заимствованные из фольклора взрослых.

Жанровая система детского фольклора довольно подвижна. В процессе исторического развития одни жанры уходят из детского фольклора, другие, наоборот, появляются.

К детскому фольклору не раз обращался великий знаток рус­ского языка В.И.Даль при составлении знаменитого четырехтом­ного «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863-1866). А первым сборником детского фольклора, изданным в Рос­сии, были «Детские песни» (1868), собранные П.А.Бессоновым. Интерес к народной культуре, возникший в начале XIX века и не угасавший на всем его протяжении, способствовал многочисленным публикациям фольклорных произведений, в том числе и детских. К народному творчеству обращаются поэты и прозаики, интерпретируя и об­рабатывая его или заимствуя его формы.

Заметной вехой стала работа В.П.Аникина «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор», вышедшая в конце 50-х годов. В.П. Аникин к детскому фольклору относит «творчество взрослых для детей, творчество взрослых, ставшего со временем детским, и детское творчество в собственном смысле слова» [2, с. 13].

Позже Ани­кин составил многотомный труд «Мудрость народная. Жизнь че­ловека в русском фольклоре», первый выпуск которого посвящен младенчеству и детству.

Одна из последних по времени крупных работ - книга М.Н.Мельникова «Русский детский фольклор» (1987). По опреде­лению Мельникова, «детский фольклор представляет специфиче­скую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора» [6, с.8].

Глава 2. Моё исследование

Нет человека, который бы не знал хотя бы несколько пословиц и не помнил напева какой-нибудь колыбельной песни. Наши бабушки и дедушки, родители в определенный период жизни были носителями детского фольклора.

Я решила исследовать, какие же жанры фольклора использовало старшее поколение, и сравнить с современным детским фольклором. Для этого предложила обучающимся разных возрастных групп (ученикам 1-4 классов, 5-10 классов, родителям моих одноклассников, родственникам) ответить на вопрос:какие потешки, дразнилки, считалки, загадки и другие жанры детского фольклора вы помните и можете рассказать? (приложение №1).

В анкетировании приняли участие 119 учащихся, 60 родителей и 23 бабушки. Результаты анкетирования проанализированы и представлены в таблице (приложение №2).

Мною было выяснено, что и современные дети, и их родители, а также бабушки и дедушки помнят разные жанры детского фольклора. Это анекдоты, дразнилки, заклички, считалки, мирилки, страшилки, потешки, колыбельные песни, частушки, пальчиковые игры.

Из 119 учащихся, принявших участие в исследовании, считалки вспомнили 101, что составляет 95%. Около 80% из них - считалки неизмененные, такими их помнит моя мама и другие взрослые (нами опрошено 60 человек взрослых). 10% составили считалки, которые претерпели некоторые изменения, «осовременились».

Считалка - это небольшой стихотворный текст с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенный для случайного избрания (обычно одного) участника из множества. Она были частью игры, ей решали, например, кому водить во время игры в прятки.

Ехала карета тёмным лесом за каким-то интересом.

Инте-инте-интерес, выходи на букву «С».

На златом крыльце сидели:

Царь,

Царевич,

Король,

Королевич,

Сапожник,

Портной.

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей.

Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана.

Буду резать, буду бить – всё равно тебе водить!

Некоторые считалки были названы только школьниками. Это считалки, изменённые под влиянием нового времени. В основе их – старые считалки, та же композиция, но продолжение современное. Королевичи и царевичи заменены на героев любимых мультфильмов.

Ехал Лунтик на тележке, раздавал он всем орешки.

Кому два, кому три, дирижером будешь ты!

На златом крыльце сидели мишки Гамми, Том и Джерри.

Скрудж Мак Дак и три утёнка,

А ведущей будет Понка!

Раз, два, три, четыре, пять. Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет.

Пиф-паф, ой-ой-ой, умирает зайчик мой.

Привезли его в больницу, он украл там рукавицу,

Привезли его в палату, он украл там шоколадку.

Привезли его домой, оказался он живой.

Вышел Децл из тумана,

Вынул пейджер из кармана.

Пейджер пискнул, Децл сдох,

Потому что Децл лох.

Считалки, которые знает только старшее поколение:

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько дали?

Аты-баты, сто грошей.

Аты-баты, выходи-ка,

Аты-баты, поскорей!

Кони, кони, кони, кони,

Мы сидели на балконе.

Чай пили, чашки били, по-турецки говорили.

Вышел месяц из тумана, огляделся без обмана.

Буду царствовать и жить, а тебе сейчас водить!

Опа, опа, Америка, Европа, Индия, Китай. А ну-ка, вылетай.

Дети часто используют дразнилки, общаясь друг с другом в детском саду, в школе, во дворе.Это небольшие стишки, созданные детьми для высмеивания недостатков человека, с которыми сталкиваются, или для защиты от обидчика. Дразнилки высмеивают жадных ребят, хвастунов, воображал, достается плаксам, трусам, ябедам. Оказывается, не только взрослые учат уму-разуму, но дети и сами всё время воспитывают друг друга, исправляют недостатки. А если дразнят не по делу, тогда можно ответить отговорками:

Кто как обзывается, тот сам так называется.

Говоришь на меня – переводишь на себя.

Первое слово съела корова.

Шёл крокодил, твоё слово проглотил,

А моё оставил и печать поставил.

Их вспомнили 69 школьников и 11 родителей. Дразнилки назвали 119 учащихся, что составляет 100% и 60 родителей (100%.). Практически все названные дразнилки пришли к современным детям без изменений.

Жадина – говядина – солёный огурец, на полу валяется – никто его не ест!

Лысая башка, дай кусочек пирожка!

Обманули дурака на четыре кулака!

Скажи: «ракета» - твой папа начальник туалета.

Скажи: «фонтан» - твои трусы вон там.

Тили -тили-тесто! Жених и невеста.

Поехали купаться, стали целоваться!

Рёва-корова, дай молока!

Сколько стоит? – Три пятака!

Плакса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!

Дразнилки сложены почти на все русские имена.

Петька – дурак, курит табак, спички ворует, дома не ночует!

Андрей – воробей! Не гоняй голубей!

Голуби боятся, на крышу не садятся!

Дядя Хрюша – повторюша, а по имени Андрюша.

Все тарелки облизал, а спасибо не сказал!

Ленка-пенка,колбаса! На верёвочке оса.

А оса кусается, Ленка улыбается!

Колька – полька, колбаса, на верёвочке оса.

А оса кусается, Колька улыбается.

А оса шевелится, завтра Колька женится!

Мишка-кубышка,

Около уха - шишка.

Лёнчик-пончик съел батончик!

Покричали, поспорили, а потом обязательно помирились. Для этого дети используют мирилки.  Это короткие стихотворные строчки, которые приговаривают дети после ссоры. Своё название мирилки получили от слова «мир» — мириться, дружба. При этом дети сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга.

Мирилки вспомнили 87обучающихся (73%) и 29 взрослых (48,3%).

Мирись, мирись и больше не дерись,

а если будешь драться, то я буду кусаться!

А кусаться ни при чём, будем драться кирпичом.

А кирпич ломается – дружба начинается!

Мирись, мирись, мирись и больше не дерись,

А если будешь драться, то я буду кусаться.

А кусаться нам нельзя, потому что мы друзья!

Давай с тобой мириться, дружить и веселиться.

Раз, два, три, четыре, пять. Мы друзья с тобой опять!

Моя бабушка рассказывала, что в детстве они с подружками очень любили залезать под стол, накрытый одеялом, чтобы было темно, и рассказывали друг другу страшилки. Страшилка – это жанр современного детского фольклора: короткий рассказ с элементами мистики, цель которого — испугать слушателя.

В страшилках используются мотивы смерти, покойники, приведения и т.д. Их рассказывают дети всех возрастов, но наиболее характерно для детей от 10 до 12 лет. Говорят специально жутким голосом, например:

Стоит черный-черный лес.

В черном-черном лесу черная-черная поляна.

На черной-черной поляне стоит черный-черный дом.

В этом черном-черном дому стоит черный- черный стол.

На нем стоит черный-черный гроб.

Крышка открывается…

А потом рассказчик делает многозначительную паузу, а затем радостно произносит:

А там маленький беленький котенок!

Всего10% респондентов назвали страшилки:

В чёрной, чёрной комнате стоит чёрный-пречёрный гроб, а в нём чёрный- пречёрный мертвец.

- Хочешь правду ты узнать? Загляни-ка под кровать!

- Что ты видишь? – Там темно!

- Это «Чёрное пятно»!

- Загляни туда опять… ХВАТЬ!

Три ученика 6 класса написали современную страшилку:

В чёрном-чёрном городе была чёрная-пречёрная улица. На этой чёрной-пречёрной улице стоял чёрный-пречёрный дом. В этом чёрном-пречёрном доме была чёрная-пречёрная квартира, а в этой чёрной-пречёрной квартире – чёрная-пречёрная комната. В этой чёрной-пречёрной комнате стоял чёрный-пречёрный стул. На чёрном-пречёрном стуле сидела чёрная-пречёрная девочка. Вдруг в эту чёрную-пречёрную комнату вошла чёрная-пречёрная женщина и сказала:

- Доченька, свет с водой включили, иди мыться!

Респонденты всех возрастных групп знают много дворовых стишков. Это короткие смешные стишки, созданные детьми (иногда встречаются в форме стихов-переделок). Развлекательные стишки и песенки-прибаутки существуют и вне игры, они всегда динамичны, наполнены энергичными поступками персонажей.

Дворовые стишки, которые вспомнили наши родители:

У попа была собака, поп её любил.

Она съела кусок мяса, поп её убил.

Ямку вырыл, закопал, на дощечке написал:

У попа была собака, поп её любил…

Тише, мыши! Кот на крыше!

А котята – ещё выше!

Кот пошёл за молоком,

А котята кувырком,

Кот пришёл без молока,

А котята: - Ха-ха-ха!

Жили-были дед да баба, ели кашу с молоком.

Рассердился дед на бабу, хвать по пузу кулаком!

А из пуза два арбуза поскакали под кровать,

А из носа два матроса побежали воевать.

Внимание! Внимание! Говорит Германия!

Сегодня под мостом поймали Гитлера с хвостом!

Я маленькая девочка, я в школу не хожу.

Я Ленина не видела, но я его люблю.

Божья коровка, улети на небо!

Там твои детки кушают котлетки!

Самолёт-вертолёт! Посади меня в полёт!

А в полёте пусто. Выросла капуста.

Некоторые стишки встретились только в школьной среде. Это в основном стихи-переделки.

Куда идём мы с Пятачком?

Большой-большой секрет!

На остановку за бычком, которого там нет.

Не ходите, дети, в школу, пейте, дети, кока-колу

И танцуйте на досуге модный танец «буги-вуги».

Я маленькая девочка, я в школу не хожу.

Купите мне подарочек, я замуж выхожу.

Катилась мандаринка по имени Иринка,

В школу не ходила, двойку получила.

Молчанка - небольшое стихотворное произведение для проведения игры. Ведущий начинает читать текст комического содержания, стараясь рассмешить или задеть участников, чтобы кто-то засмеялся и заговорил.

Этот жанр вспомнили 46 обучающихся (38,6%) 48 родителей (80%)

Мы набрали в рот воды

И сказали всем: «Замри!»

А кто первый отомрёт,

Тот получит шишку в лоб!

Чок-чок, зубы на крючок,

Кто скажет слово, тому щелчок!

Чок-чок, зубы на крючок, а язык на палочку.

Ехали цыгане, кошку потеряли.

Кошка сдохла - хвост облез, кто промолвит, тот и съест!

Кони-кони-огони сидели на балконе.

Чай пили, чашки били, по-турецки говорили:

- Геляби, геляби, геляби-ляби-ляби.

А кто первый отомрёт, тому ящерица в рот!

Частушка- это фольклорный лирический жанр, короткая лирическая песня.

58 взрослых (96,6%) вспомнили частушки о нашем селе Калачево.

Калачево – калачи.

Спиченково – спички.

Калачевцы на батун

Купили электричку.

Калачево на горе,

Надоело оно мне,

Ну, а наш улус в логу-

Наглядеться не могу.

Калачевские мальчишки

Стали моду соблюдать,

Из- под беленькой рубашки

Шейку грязную видать.

Как пойдешь по Калачево,

Кочки да кочки.

Калачевские девчата

Аленьки цветочки

Нашлись ребята, которые написали считалки и дразнилки с нелитературными словами, и мне было за них стыдно. Радует, что таких произведений было немного.

Все собранные малые жанры фольклора я систематизировала и создала электронный альбом «Добро пожаловать в мир детского фольклора!» (прилагается)

Заключение

Мы собрали детский фольклор нескольких поколений и провели своё исследование. По полученным результатам можно сделать вывод, что детский фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции. Он меняется вместе с жизнью людей. Произведения детского фольклора служат развитию речи, сообразительности, внимания, прививают любовь и уважение к существующему порядку вещей, учат правилам поведения. «Фольклор и сегодня приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам», - писал в своём сборнике «Живая вода» В.П. Аникин [1, с.54].

Поколение наших мам и пап выросло в 70-е, 80-е годы, когда особенно популярны были дворовые игры. Поэтому родителями и старшим поколением больше всего было названо считалок, дразнилок и стишков, так как эти жанры детского фольклора активно развиваются в группах.

Хотя современные дети меньше, чем их родители играют со сверстниками во дворах, но и они тоже не потеряли своего интереса к русскому фольклору и назвали большое количество именно дразнилок, считалок, дворовых стишков.

Исходя из собранного материала, выдвинутая нами гипотеза, что детский фольклор передаётся из поколения в поколение как в первоначальном виде, так и в изменённом, полностью нашла своё подтверждение. И старшему поколению, и нам, современным детям, интересны одни те же жанры детского фольклора. Они непрерывно обновляются и переделываются. А самое главное, на мой взгляд, то, что очень часто дразнилки, считалки, страшилки, загадки создают сами дети. Они выдумывают, шутят, рифмуют, фантазируют, таким образом, творят, развивают воображение и речь. А значит, мы можем с уверенностью сказать: пока в природе существуют дети, пока у них есть возможность общаться друг с другом, детский фольклор будет жить и бурно развиваться в любой среде. Будут ли это подвижные игры деревенских детей на свежем воздухе или дразнилки, используемые городскими детьми в школе или в Интернете во время общения в социальных сетях.

Использованная литература

  1. Аникин, В.П. Живая вода: сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок [Текст] / В.П.Аникин. – Москва: Россия, 1975. - С.54

  2. Аникин, В.П. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре: младенчество, детство [Текст] / В.П.Аникин. – Москва: Россия, 1991. - С. 13-23

  3. Аникин, В.П. Русский фольклор [Текст] / В. П. Аникин. – Москва: Россия, 2001. - С.6-8

  4. Виноградов, Г.С. Русский детский фольклор [Текст] / Г.С. Виноградов. - Иркутск: Время, 1968. – С. 198-214

  5. Иванов, И. И. Устное народное творчество [Текст] / И. И. Иванов. - Москва: Россия, 2000. - С. 16

  6. Мельникова, М.Н. Русский детский фольклор [Текст] / М.Н.Мельникова. - Москва: Книжный мир, 1987. - С.3-15

  7. Чередникова, М.П. Голос детства из дальней дали: игра, магия, миф в детской культуре [Текст] / М.П. Чередникова. - Москва: Россия, 2002. - С.73-78

  8. Приложения

Приложение №1

Уважаемые школьники, родители, бабушки и дедушки!

Предлагаем вам принять участие в опросе на тему «Жанры детского фольклора».

К детскому фольклору относятся:

  • анекдоты

  • дразнилки

  • загадки

  • мирилки

  • молчанки

  • пословицы и поговорки

  • скороговорки

  • стишки

  • страшилки

Для этого ответьте на вопрос: какие считалки, дразнилки, загадки и другие жанры детского фольклора вы помните и можете рассказать?

Пожалуйста, укажите вашу возрастную группу: бабушки и дедушки, родители, старшие братья и сёстры – и число полных лет.

Оформить ответы можно как печатно, так и рукописно.

Срок сдачи до 20 декабря

 

 

 

Приложение №2

 

Таблица №1. Жанры фольклора, вошедшие в электронный альбом

Жанры детского фольклора

Общее количество

дразнилки

39

мирилки

9

молчанки

9

считалки

28

страшилки

11

дворовые стишки

31

отговорки

5

колыбельные песни

8

пальчиковые игры

8

частушки

29

Всего

177

Просмотров работы: 314