Влияние СМИ на речь современного школьника

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние СМИ на речь современного школьника

Шарафутдинова Е.И. 1
1ГАПОУ "АПТ"
Шувалова З.Г. 1
1ГАПОУ "АПТ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время я стала обращать внимание на речевую безграмотность в обществе. Множество речевых и грамматических ошибок допускают как подростки, так и взрослые, образованные люди. Порой кажется, что забыты правила русского языка. Так, часто говорят «звОнишь» вместо «звонИшь», «красивЕе» вместо «красИвее», «одевать» вместо «надевать» и т.д. Также многие не могут запомнить, что не существует слова «ложить», правильно говорить «класть». Случаи речевых и грамматических ошибок встречаются в современном обществе крайне часто.

Цель проекта:

  • выяснить какое влияние оказывают СМИ на речь;

  • проанализировать информацию, которая публикуется в СМИ;

  • найти и объяснить грамматические и речевые ошибки;

  • провести социологический опрос , чтобы узнать мнение школьников по данной проблеме.

Исходя из цели, были определены следующие задачи:

    • провести опрос среди учащихся школы с целью выяснения их отношения к СМИ.

    • проследить, как осуществляется языковое манипулирование в СМИ – виды и приёмы речевого воздействия.

Этапы работы над проектом:

  • выбор темы до 07.09.2023;

  • обоснование актуальности до 10.09.2023;

  • определение проблемы до 15.09.2023;

  • формулирование цели и гипотезы до 17.09.2023;

  • определение этапов работы до 18.09.2023;

  • проведение исследовательской работы до 21.09.2023;

  • получение и анализ данных до 26.09.2023;

  • оформление данных в виде теста до 28.09.2023;

  • обсуждение и корректировка данных до 29.09.2023;

Раздел I

Средства массовой информации. Их признаки и влияние на речь

современного школьника.

1.1 СМИ

Что же такое СМИ? Сначала я задала этот вопрос ученикам и получила такие ответы:

  • средства массовой информации, которые снабжают нас информацией со всего мира;

  • сфера человеческой деятельности, которая доводит до людей информацию;

  • любая новость, напечатанная, сказанная в телепередаче, радио, интернете;

-организации помогают людям находиться в курсе всех событий, происходящих в городе, стране, мире;

  • источники новостей;

Все мнения можно считать верными, конечно, им необходимы некоторые дополнения, а в общем ученики знают, что такое СМИ.

На самом деле средства массовой информации (СМИ) — периодические печатные издания, радио, теле и видеопрограммы, иные формы распространения массовой информации. Запрещено использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний: для призыва к захвату власти; насильственному изменению конституционного строя и целостности государства.

Признаки СМИ:

  • массовость

  • периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;

  • принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция)

1.2 Влияние СМИ

Состояние русской языковой культуры волнует сегодня многих. Об этом говорят и пишут педагоги и журналисты, писатели, ученые - языковеды, специалисты - все, кому дорог и небезразличен родной язык.

Язык - это душа народа. По своей природе он не может не отражать того, что происходит с человеком и вокруг человека. Огрубление языка, явное его оскудение, снижение тональности общения - все это свидетельствует о нашей духовной и нравственной деградации.

Несмотря на то, что телевидение в наши дни теряет свою популярность среди школьников, оно всё равно является одним из самых мощных средств массовой информации. Оно сильно воздействует на поведение людей, изменяя характер их общения с внешним миром. Особенно чувствительна к влиянию телевидения молодежь. «Не только то, что говорится по телевидению, но и то, как говорится, каким языком, люди принимают за истинную речь». Телевыступления рассчитаны на широкую аудиторию и должны быть понятны всем. Речь телеведущих – образец для подражания. Именно они (телеведущие) формируют речевую культуру в современной России. Однако не все выступления соответствуют этим нормам. Я убедились в этом, просмотрев несколько телевыступлений и обнаружив грамматические и речевые ошибки.

Грамматические ошибки:

  1. «Мы с ним обсуждали О ТОМ, что...» (Березовский Борис Абрамович, программа «Итоги» НТВ) – «Мы с ним обсуждали ТО, что…» (неправильное управление)

  2. «Президент попросил доложить ВСЕ, ЧТО делается в стране сейчас» (Черномырдин Виктор Степанович, ОРТ) – «Президент попросил доложить ОБО ВСЁМ, ЧТО творится в стране» (неправильно управление)

    1. Физиологическое и психологическое воздействие средств массовой информации на процесс развития ребенка

На сегодняшний день все большее число родителей беспокоит влияние средств массовой информации на развитие их детей. Кабельное телевидение, игровые приставки, компьютерные игры, интернет, сотовые телефоны современные дети считают чем-то само собой разумеющимся, хотя это все было совершенно чуждым маленьким детям, взрослевшим несколько десятилетий назад. Ранее дети усваивали культурные ценности от родителей и учителей. Теперь дети подвергаются большему влиянию новых информационных технологий. Принято считать, что пристрастие к телевидению имеют дети, лишенные родительского внимания.

Что касается физического развития, то просмотры телевизора также ведут к уменьшению времени, отводимого на занятия спортом. Дети, подолгу просиживающие перед телевизором, ведут малоподвижный образ жизни, часто едят во время просмотра телепередач. Больше всего родителей беспокоит усвоение стереотипов, усвоение агрессивного поведения и чрезмерная подверженность влиянию рекламы. Как известно, именно через телевидение дети усваивают социальные стереотипы поведения женщин, мужчин, пожилых людей и многих других групп, включая и самих детей.

Может ли просмотр телепередач помочь детям научиться быть более добрыми, честными, щедрыми и готовыми к сотрудничеству с другими и т.д.? Да, если дети будут смотреть добрые сказки и мультфильмы. А не те, в которых герои - супермены, мутанты; сериалы и фильмы, где сплошь и рядом пьющие, курящие люди, ведущие достаточно разгульный образ жизни.

    1. Вывод по теоретической части.

Современный человек не мыслит уже свое существование без телевидения. Нас всегда поражали и пугали различного рода шаманы, заклинатели, гипнотизеры, психотерапевты. Но по сравнению с силой воздействия телевидения на психику людей воздействие всех их вместе взятых в тысячу раз меньше. Особенно подвержены воздействию телевидения дети с их еще не сформировавшимися психикой и организмом в целом. Еще один, не менее, а, может быть, даже более важный аспект проблемы "дети и телевидение". Это влияние телевидения на физическое здоровье ребенка. Как показывают исследования, на еще не окрепший организм ребенка действуют следующие факторы: излучение от экрана телевизора, мелькание яркостных и цветовых пятен на его экране, частая смена изображений . Мелькания яркостных и цветовых пятен оказывают вредное влияние на зрительный аппарат ребенка в целом , на функционирование сердца и мозга, так как частоты мельканий могут и совпадают с частотами колебаний сердца, частотами электрических колебаний, сопровождающих деятельность сердца и мозга человека. Особенно опасно, когда наступает резонанс этих колебаний.

Из сказанного следует вывод о необходимости ограничивать время, в течение которого ребенок сидит у телевизора, не разрешать ему смотреть передачи с частыми мельканиями световых и цветовых пятен.

РАЗДЕЛ 2

Контент-анализ влияния СМИ на социальное развитие современного младшего школьника

На данном этапе нашего исследования мы ставили перед собой следующую цель: провести контент-анализ и выявить степень влияния СМИ на социальное развитие младших школьников в общем виде, что позволило нам обозначить лишь ряд наиболее существенных, с нашей точки зрения, причин влияния:

  1. Телепросмотры в жизненном цикле школьников;

  2. СМИ и структура досуга;

  3. Структура телевизионного вещания;

  4. Компьютер и детская субкультура.

Опираясь на выделенные нами аспекты влияния, дадим полное описание контент-анализа.

    1. СМИ и структура досуга


В ходе нашего исследования мы так же попытались выяснить характер досуговой деятельности младших школьников. С этой целью мы опросили учащихся начальных классов школ г. Альметьевска (примерно 300 человек). Учащимся была предложена следующая ситуация: "Когда у меня появляется свободное время, я …". Определились следующие группы ответов.

Вид досуговой деятельности


и магнитофон) имеют, в целом 43%. Ведущее место в досуге детей занимает прослушивание музыки. Но в последнее время через СМИ на юных слушателей обрушивается море музыкальной продукции. По результатам нашего исследования около 60% учащихся начальной школы выбирали для себя приоритетным творчество современных эстрадных исполнителей. Среди наиболее популярных: "Земфира", "Корни", популярные "попзвезды" проекта "Фабрика звезд" и т.п. Проанализировав песни этих групп, мы убедились, что они не только не приобщают к нормам, а наоборот, побуждают ребёнка игнорировать устои общества, пропагандируя "культ силы", агрессию, свободную любовь. Как показало исследование, младших школьников привлекает, в основном, «внешняя» сторона песни: ритм, запоминающаяся мелодия.

    1. Структура телевизионного вещания.


Так же в ходе нашего исследования мы попытались выяснить наиболее популярные телепередачи и телеканалы, которые ежедневно смотрят младшие школьники. С этой целью мы опросили учащихся начальных классов школ г. Альметьевска (примерно 300 человек). Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:

  • Какой телеканал ты наиболее часто смотришь?

  • Какая детская телепередача тебе больше всего нравится?

Определились следующие группы ответов.

вопрос "Какая детская телепередача тебе больше всего нравится?",

так как эти телепередачи практически отсутствуют

на экранах

нашего телевидения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последнее время я стала обращать внимание на безграмотность в обществе. Речевые и грамматические ошибки допускают как школьники, так и взрослые. Чтобы узнать причины этого, я решила выяснить как влияют СМИ на речь, проанализировать информацию, публикуемую в СМИ и провести опрос среди школьников, чтобы выяснить их отношение к СМИ.

В результате опроса, я узнала, что в общем числе ученики знают, что такое СМИ – это печатное издание, радио, теле и видео программы. Основным СМИ на сегодняшний день остается телевидение. Оно оказывает сильное влияние на поведение людей. То, как говорят на ТВ, люди принимают за истинную речь. Однако не все выступления соответствуют правилам. В докладе приведены основные примеры ярких грамматических и речевых ошибок.

Результат воздействия ТВ зависит от того, какие именно программы смотрят дети. Именно через ТВ дети принимают социальные стереотипы поведения. Оно оказывает также и физическое влияние – излучение от экрана, повышенная нагрузка на зрение. На основе моего проекта, мы можем сделать вывод, о необходимости ограничивать время просмотра ТВ, или же нахождения у экранов смартфон.

В то же время, значительное преимущество остается за телесериалами для взрослых и различных ток-шоу, не несущих в себе значимой информации для младшего школьника, как в интеллектуальном, так и в духовном развитии, а наоборот содержащие в себе скандальный, преступный и агрессивный по отношению к окружающей действительности характера.

В конечном итоге, анализ полученных данных наряду с проведением мониторинговых социологических исследований доказал необходимость разворачивания комплексных социально-педагогических исследований, ориентированных на социальное проектирование педагогических моделей социальной ситуации развития с учетом новых информационных реалий.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОШИБОЧНО

ПРАВИЛЬНО

звОнишь

звонИшь

красивЕе

красИвее

Одевать

Надевать

ЛОЖИТЬ (не существует)

КЛАСТЬ

вООбщем

В общем

впринципИ

впринципЕ

агенСТво

агенТство

будуЮщий

будущий

извЕни

извИни

нетУ

нет

приДти

приЙти

патАлогоанатом

патОлогоанатом

продюССер

продюСер

учаВствуй

учаСТвуй

Использованная литература и интернет-ресурсы:

1)Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ — русский язык для всех. [Электронный ресурс//gramota.ru];

2)Колмакова В. В., Федоненко К., Савельев Т. Влияние СМИ на речевую культуру // Молодой ученый. — 2016;

3)https://moluch.ru/archive/111/28221/ (дата обращения: 19.02.2019);

4)Справочный портал «Калькулятор» (https://www.calc.ru/funktsii-sfer-i-elementov- obshchestva.html);

5)Каталог статей (https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/06/20/vliyanie-sredstv-massovoy-informatsii-smi-na-mirovozzrenie-i-psihiku);

6)Новости России и мира сегодня (https://lenta.ru);

7)Информационный портал (https://life.ru).

Просмотров работы: 69