Читательский портрет современного подростка

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Читательский портрет современного подростка

Минакова Д.А. 1Бирюкова Е.Д. 1
1МБОУ СОШ НОМЕР 11
Березуева О.А. 1
1МБОУ СОШ НОМЕР 11
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В последнее время нередко можно услышать разговоры о том, что сегодня не любят читать, что книги все больше вытесняются телевидением и Интернетом, особенно среди подростков. Однако на самом деле мало кто может ответить на вопрос о том, что на самом деле читают ученики не по школьной программе и читают ли они хоть что-нибудь. Это обусловило выбор темы нашего исследования: «Читательский портрет современного подростка»

Актуальность-глобальная проблема, намного серьезнее чем многие думают. От того, насколько образованными, читающими будут люди, зависит многое.

Цель-выяснить, на сколько часто взрослые и дети занимаются чтением.

Задачи проекта: Провести анализ факторов, влияющие на проявление интереса к чтению; Найти причины маленького процента читающих; Составить опрос учащихся школы и понять какие жанры читают подростки чаще.

Глава I Сбор и анализ сведений о читательских предпочтениях в XX и XXI веке

XX век:

1.«Унесённые ветром».Маргарет Митчелл ,1936

2. «1984». Джордж Оруэлл

3.«Властелин Колец». Джон Рональд Руэл Толкин, 1954

4. «Над пропастью во ржи». Джером Дэвид Сэлинджер, 1951

5.«Великий Гэтсби». Фрэнсис Скотт Фицджеральд, 1925

6.«Гарри Поттер и философский камень». Джоан Роулинг,1997

7.«Маленький принц». Антуан де Сент-Экзюпери, 1943

8.«Паутина Шарлотты». Элвин Брукс Уайт, 1952

9.«Таинственный сад». Фрэнсис Элиза Бернетт, 1910

10.«Имя Розы». Умберто Эко, 1980

XXI век :

1.Майер Стефани «Сумерки»

  • Первую позицию рейтинга занимает роман американской писательницы Стефани Майер «Сумерки». Книга, покорившая молодёжь, стала настоящим бестселлером современности. Будоражащие кровь остросюжетные эпизоды и нежные сцены признаний в любви девушки к вампиру не могут оставить равнодушными ни одного читателя. Роман лишён банальности, и каждая строчка наполнена интригой, переплетённой с искренними чувствами героев. Роман стал одной из самых популярных современных книг для подростков.

2.Дж. К. Ролинг и ее серия книг про Гарри Поттера

  • Серия книг о «Гарри Поттере» завоевала любовь молодого поколения. Главный герой приключенческих историй Гарри Поттер обучается в школе волшебства. Мальчик является добрым магом и противостоит тёмной стороне зла. Впереди его ждут опасные приключения и ожесточённая борьба с главным врагом, злым волшебником Волан де Мортом, который хочет поработить мир магии. Невероятные краски и динамика сюжета не оставят безразличным ни одного любителя фантастики. Произведение входит в тройку лучших современных книг для юношества.

3.Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества»

  • Имя лауреата Нобелевской премии, колумбийца Габриеля Гарсиа Маркеса золотыми буквами вписано в историю литературы XX века. Произведения писателя любят и читают во всем мире. В настоящем издании публикуется знаменитый роман-притча Гарсиа Маркеса "Сто лет одиночества". Соткав художественную ткань произведения из сказок, старинных преданий и легенд, небылиц и притч и раздвинув границы реального до границ фантастического, Гарсиа Маркес вносит собственную лепту в формирование "магического реализма".

4.Рэй Брэдбери «451° по Фаренгейту»

  • Рэй Брэдбери стал создателем современного шедевра «451 градус по Фаренгейту», который сразу полюбился молодёжи за свою эксцентричность. Роман относят к жанру научной фантастики, описывающий общество потребителей, которым несвойственны чувства и полёт мысли. Люди имеют всё, но не хотят думать и жить настоящей жизнью. Правительство роботизировало общество и очень тщательно за этим следит. Представители правопорядка сразу выявляют непослушных граждан, и жестоко расправляются с ними. Для того, чтобы добиться идеального «порядка» в стране, люди, стоящие у власти издают закон сжечь все книги, которые могут заставить человека думать и чувствовать. Не зря писатель даёт такое неординарное название роману. Книга входит в топ 10 современных книг для подростков, и будет полезна и интересна подрастающему поколению.

5. Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков»

  • Войдите в светлый мир двенадцатилетнего мальчика и проживите вместе с ним одно лето, наполненное событиями радостными и печальными, загадочными и тревожными; лето, когда каждый день совершаются удивительные открытия, главное из которых - ты живой, ты дышишь, ты чувствуешь! "Вино из одуванчиков" Рэя Брэдбери - классическое произведение из золотого фонда мировой литературы. Это одна из книг, которые хочется перечитывать вновь и вновь.

6. Джон Грин «Виноваты звезды»

  • Сентиментальная история о любви и ценности жизни Джона Грина «Виноваты звёзды» входит в десятку лучших современных книг для подростков. Роман расскажет о любви двух подростков, страдающих онкологическим заболеванием. Они прекрасно понимают, что жизнь каждого из них может оборваться в любой момент, поэтому готовы побороться за право быть вместе до конца. Молодым людям предстоит столкнуться с непониманием окружающих. Книга заставляет задуматься о смысле жизни и главной её ценности – любви.

7. Джон Ро́нальд Ру́эл То́лкин «Властелин колец»

  • Трилогия «Властелин Колец» бесспорно возглавляет список «культовых» книг ХХ века. Ее автор, Дж. Р.Р. Толкин, профессор Оксфордского университета, специалист по древнему и средневековому английскому языку, создал удивительный мир – Средиземье, который вот уже без малого пятьдесят лет неодолимо влечет к себе миллионы читателей. Великолепная кинотрилогия, снятая Питером Джексоном, в десятки раз увеличила ряды поклонников как Толкина, так и самого жанра героического фэнтези.

8. Коллинз Сьюзен «Голодные игры»

  • Сьюзен Коллинз получила популярность, благодаря своей трилогии, которая так полюбилась молодым читателям. Её творение состоит из трёх остросюжетных историй: «Голодные игры», «И вспыхнет пламя», «Сойка пересмешница». В центре истории девушка-подросток Китнисс и её возлюбленный Пит Меларк, которым предстоит принять участие в жёстких играх без правил. Подростки становятся единственной надеждой людей на спасение. Храброй девушке предстоит не только спасти свою жизнь, но и свергнуть с престола тоталитарного государства деспотичного правителя дистриктов. Книга стала мировым бестселлером и считается одной из самых читаемых современных книг среди подростков 15-16 лет.

9. Буэн Джеймс «Уличный кот по имени Боб»

  • Необычная история от Джеймса Буэна. Книга расскажет о верной дружбе уличного кота Боба и молодого человека Джеймса. Каждый день кота начинался с поисков пропитания. Музыкант Джеймс страдал тяжёлой зависимостью, и каждый день его также начинался с поиска допинга. Встреча с котом спасла молодого человека от безысходности. Книга произвела бум в соцсетях, и стала очень популярной, как и её главные герои.  

10. Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом»

  • Книга взорвала отечественный книжный рынок и обрела не просто культовый, а легендарный статус! Повесть, в которой тема взросления будто переворачивается с ног на голову и обретает черты сюрреалистического юмора! Книга, в которой гомерически смешно и изощрённо зло пародируется сама идея счастливого детства. Чуткий и умный Санаев всё правильно понял. Оттого ценность его повести возрастает, и ей гарантировано место в истории русской литературы.

Вывод: Как мы видим, основные читательские предпочтения не меняются с годами: всегда в моде остается нестареющая и вечная классика. Молодежь чаще всего читает ее по школьной программе, а взрослый читатель обращается к ней осознанно: чтобы восполнить пробелы школьного обучения или просто перечитать для души лучшие образцы художественной литературы. Процент читающих в 21 веке составляет 92% россиян.

Глава II. Читательский портрет моего класса

Далее мы провели анкетирование учащихся 7-8 классов нашей школы. В исследовании приняло участие 116 учеников. Из них 67 девочек и 49 мальчиков.

Мы задали вопросы:

Какие жанры вы читаете?

Читаете ли вы?

В каком виде вы читаете?

Результаты исследования представлены на диаграммах

Исходя из 1 опыта мы выяснили, что девочки читают больше чем мальчики т.к. 76% девочек читают и 24% не читают, а 53% мальчиков читают, а не читают 47%

В электронном виде читают 25% мальчиков и 15% девочек, мальчики читают в электронном виде книги на 10% больше чем девочки

В библиотеке берет книги 62% мальчиков и 55% девочек, мальчики читают книги из библиотеки на 7% больше чем девочки

Покупают книги в магазинах 30% девочек и 13% мальчиков, девочки читают покупные книги на 17% больше чем мальчики

Романтика:5% мальчиков и 31% девочек, романтику читают на 26% больше девочки чем мальчики

Фантастика: 64% мальчиков и 28% девочек, фантастику читают мальчики на 36% больше чем девочки

Детектив:11% мальчиков и 26% девочек, детектив читают девочки на 15% больше чем мальчики

Научные:5% мальчиков и 4% девочек, научные читают девочки на 1% меньше чем мальчики

Ужасы:5% мальчиков и 11% девочек, ужасы читают девочки на 6% больше чем мальчики

Вывод:Анкетирование показало, что подавляющее большинство подростков регулярно читают фантастику, активно читают, называют чтение своим любимым занятием. Данные мониторинга показали, что книга, по-прежнему, является важнейшим источником информации. Общая картина предпочтений литературных жанров мало изменилась, она по-прежнему получилась достаточно сложная и неоднородная.

Глава 3 Опрос «Любимое произведение»

Далее мы спросили у учащихся 7-8 классов о их любимой книге. И вот какие ответы мы получили:

1.Любимое произведение «13 причин почему», больше всего понравилось, что этот рассказ ведется от двух главных героев с большим промежутком времени, но мыслят они одинаково в одних и тех же событиях. это очень увлекательно. возможно, я бы посоветовала эту книгу подросткам или даже взрослым, чтобы показать, что жизнь не ужасна.

2.Любимое произведение «после бала», понравилось то, что в произведении раскрывают пословицу «не по виду суди, а по делу гляди». люди не всегда кажутся теми, кем являются. первое впечатление обманчиво. я бы всем рекомендовала прочитать это произведение.

3. Любимое произведение-это повесть «Ася», в ней очень хорошо показывается страх главного героя серьезных чувств к девушке. произведение раскрывает многие аспекты психологии. из повести я вынесла для себя, что нельзя бояться своих чувств, а нужно принимать их и показывать. советую прочитать его нерешительным людям.

4.Одним из моих любимых произведений является книга «В конце они оба умрут» Адам Сильвера. Данная книга наполнена доброй, дружеской атмосферой, показывая читателю насколько сильно надо ценить каждый момент его жизни. Рекомендовала бы это произведение прочесть каждому, ведь оно заставляет задуматься о многих вещах, которые в современном обществе являются проблемой. Оно заставило меня сделать выводы не только о том, насколько надо ценить жизнь, но и о том как важно с кем ты ее проводишь и на кого тратишь свое время. «Жизнь – это дар и это надо ценить, невозможно угадать, что будет с тобой завтра. Жизнь нужно принимать такой, какая она есть. Важен каждый прожитый день …»- Джек Доусон, Титаник.

В кругу поклонников «серьезной» литературы попрежнему в основном высокообразованные читатели. Русскую и зарубежную классику, современную отечественную и зарубежную прозу, как и раньше, предпочитают преимущественно анкетируемые с незаконченным высшим и высшим образованием, специалисты, служащие, студенты. Историческую прозу читают в основном респонденты зрелого возраста – ИТР, служащие, педагоги, пенсионеры, домохозяйки, безработные со средним специальным и высшим образованием, причем историческая тема больше популярна у мужчин, чем у женщин. Поэзией, что интересно, увлекаются больше служащие и рабочие со средним специальным и высшим образованием. Что касается "легкой книги": если раньше она была востребована в основном среди малообразованной части населения и сравнительно редко встречалась в интеллектуальных слоях, то в настоящее время она вошла в круг предпочтения практически всех социальных групп.

Мы еще раз убедились, что на дружбу читателя с книгами развлекательно-познавательного характера не влияют ни род занятий, ни уровень образования. Так, любители детективов имеются среди студентов, специалистов со средним специальным и высшим образованием, рабочих, безработных. Если шесть лет назад книги этого жанра были не очень популярны среди пенсионеров, то теперь люди преклонного возраста с удовольствием их читают. Фантастика, как и раньше, популярна среди студентов и учащихся.

Общий вывод: В целом отношение к художественной литературе не изменилось, ее читают и перечитывают, но читатель стал более осознанно подходить к выбору литературы. Если раньше чтение носило преимущественно деловой характер, особенно у молодежи (молодые респонденты спрашивали классику по школьной программе, учебную литературу или книги по специальности), но теперь читатели все чаще спрашивают книги для саморазвития, для души, классическую художественную литературу и книги современных российских и зарубежных авторов, психологическую литературу, опираясь при выборе в основном на Интернет и советы друзей. Характер читательских предпочтений стал разнообразнее и взыскательнее, поэтому от библиотекаря во многом зависит, что именно будет читать человек, пришедший в библиотеку, и будут ли это книги для ума, души и сердца.

В кругу поклонников «серьезной» литературы по-прежнему в основном высокообразованные читатели. Русскую и зарубежную классику, современную отечественную и зарубежную прозу, как и раньше, предпочитают преимущественно анкетируемые с незаконченным высшим и высшим образованием, специалисты, служащие, студенты. Историческую прозу читают в основном респонденты зрелого возраста – ИТР, служащие, педагоги, пенсионеры, домохозяйки, безработные со средним специальным и высшим образованием, причем историческая тема больше популярна у мужчин, чем у женщин. Поэзией, что интересно, увлекаются больше служащие и рабочие со средним специальным и высшим образованием. Что касается "легкой книги": если раньше она была востребована в основном среди малообразованной части населения и сравнительно редко встречалась в интеллектуальных слоях, то в настоящее время она вошла в круг предпочтения практически всех социальных групп.

Мы еще раз убедились, что на дружбу читателя с книгами развлекательно-познавательного характера не влияют ни род занятий, ни уровень образования. Так, любители детективов имеются среди студентов, специалистов со средним специальным и высшим образованием, рабочих, безработных. Если шесть лет назад книги этого жанра были не очень популярны среди пенсионеров, то теперь люди преклонного возраста с удовольствием их читают.

Заключение

Проблема формирования читательской компетенции школьников всегда вызывала устойчивый интерес у экспертов, поэтому вопросами чтения и понимания, анализа и интерпретации художественного произведения сегодня занимаются и ученые, и учителя-практики. Социологические исследования констатируют, что за последние десятилетия статус чтения и его роль уменьшилась. Предпочтение отдают в основном развлекательному чтению. Этот факт говорит о том, что подросткам не хватает ярких романтических впечатлений в реальной жизни, поэтому они пытаются сублимировать их, читая фантастическую и детективную и другую литературу.

Такие маленькие результаты, по-нашему мнению складываются из-за огромного объема информации, всеобщей доступности, свобода в средствах выбора, все это заставляет ученика чаще отказываться от книги как источника информации, хранителя культурных и духовных ценностей общества. Также влияет то, что чтение — медленный процесс, который требует временных затрат и умения сосредоточиться.

Молодое поколение привыкло к быстрой смене деятельности, к быстрым и легко видимым результатам. Нежелание читать у подростков вызвано не только возрастом. Чтение упало в досуговых предпочтениях и взрослых. За последние 20 лет выросло уже два поколения не читающих россиян, у не читающих родителей подрастают не читающие дети. В наше время чтение приобретает выраженный характер обращения подростков и детей к чтению лишь с практической целью – «деловое» чтение - необходимое для подготовки к учебным занятиям. Знакомство с классическими произведениями и произведениями современной литературы и изучение полностью отдано на откуп школы. Но в последние годы началась тенденция к повышению читательского интереса. Сказались проводимые мероприятия в этом направлении, такие как Год литературы, введение обязательного экзамена и другие. Многие читатели пользуются интернет- ресурсами, более доступными современным молодым людям. К сожалению, в семьях очень мало уделяют внимания чтению классической и современной литературы, утрачена традиция семейного чтения. Часто родители предлагают своим детям читать любимые классические произведения, которые запомнились им с самого детства. Но у современных подростов эти книги вызывают скуку. Другие родители принуждают ребенка читать определенное количество страниц в день перед тем, как разрешают сесть за компьютер или посмотреть телевизор. К такому обязательному чтению довольно быстро ребенок начинает испытывать одно лишь отвращение. Взрослым кажется, что современные книги бесполезны и поверхностны, что их содержание сформирует у ребенка неверные ценности. Но это не так. Сейчас выходит множество ценных с точки зрения литературного искусства книг для детей и подростков, которые помогают задуматься над вечными ценностями, при этом увлекают необычным сюжетом и глубиной характеров героев. В связи с этим, мы хотим дать советы для родителей по приобщению детей к чтению

  • Наслаждайтесь чтением сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным…) и выработайте тем самым у детей отношение к чтению, как к удовольствию.

  • Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей сказок.

  • Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться еѐ фондами.

  • Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка.

  • Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни.

  • Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.

  • Пусть ребѐнок читает вслух маленьким детям или кому-нибудь из домашних.

  • Поощряйте чтение (разрешите подольше не ложиться спать, чтобы почитать).

  • Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.

  • В доме должна быть детская библиотечка.

  • Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещѐ что-то прочитать об этом (книги о динозаврах, космических путешествиях и т. д.)

  • Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

  • Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему.

  • Устройте домашний театр: читайте по ролям, используя костюмы и реквизит.

  • Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

  • Детям поначалу лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.

Роль семьи очень важна в формировании устойчивого интереса подростков к чтению: если семья читающая, или хотя бы в семье присутствует уважительное отношение к книгам, то подросток будет читать. Возможно, даже родители не будут сами читать, но дома есть библиотека, которой они дорожат, не просто ради собирательства, а именно родители понимают ценность чтения, то подросток будет читать.

Многие современные родители умудряются на корню задушить желание ребенка читать одной простой вещью: они пытаются убедить детей читать то, что нравилось им самим 20, 30, 40 лет назад. Им кажется, что «Приключения Тома Сойера» или роман про Остров Сокровищ – классика, которая должна нравиться абсолютно всем, и, в первую очередь, их детям. Однако современным детям это может быть не просто неинтересно – непонятно. Прогресс не стоит на месте, так же и развивается литература. Идите в ногу со временем, не критикуйте выбор ребенка, изучайте новинки популярных издательств, читайте книжные обзоры критиков, но самое главное помните: лучший способ развить в подростке любовь к чтению – читать самим.

Идеалом можно считать читателей, которые с ранних лет проявляют устойчивый интерес к книге. Именно в этом возрасте надо поддерживать, создавать условия для свободного, самостоятельного выбора книг, не бояться изменчивости запросов. Поиск «удивительного», «необычного» в определенной мере сохраняется у подростков и по отношению к художественной литературе. Интерес читателя в этом случае привлекает экстремальная ситуация, супергерой. Это отвечает жизненным потребностям подростка, желанию испытать свои возможности, проверить себя мысленно в необычных обстоятельствах.

Источники

http://www.nbchr.ru/PDF/vkus-chteniy.pdf

HYPERLINK "https://miridei.com/idei-dosuga/kakuyu-knigu-pochitat/20_luchshih_knig_20go_veka/"HYPERLINK "https://miridei.com/idei-dosuga

Просмотров работы: 160