Введение
За последние десятилетия наиболее распространённым стал жанр литературной антиутопии. Сюжеты произведений мгновенно перерабатываются в сценарии для фильмов. Выходя на широкие экраны, они становятся популярными и востребованными. Именно такими стали произведения следующих авторов: «Гостья» Стефани Майэр (2008), «Голодные игры» Сьюзен Коллинз, «Бегущий по лабиринту» Джэймса Дэшнера (2009) и «Дивергент» В. Рот (2011).
В каждом из них мы найдем определённые сходства, но ещё больше отличий.
Чем особенен роман С.Коллинз? Почему спустя очень короткий срок на его основе сняли фильм, а потом появилось и продолжение книг, которые тоже экранизировали. Во-первых, главная героиня — это подросток, который в силу разных причин, оказался способным пойти против системы. Во-вторых, находясь в ограниченном пространстве, что роднит многие антиутопии, она задается вопросами о происходящем, хочет поступать, по совести. В-третьих, в мире этой книги присутствует понятие выбора, который позволяет в какой-то степени понять себя, происходящее, найти свой путь.
Герой - подросток, способный пойти против системы, способный принимать нелегкие решения, стремящийся к справедливости, борющийся за свои чувства, приближает подобные произведения к нам, подросткам. Поэтому изучение черт жанра молодежной антиутопии можно считать актуальным.
Конечно же, в основе этих произведений лежат черты, свойственные любому произведению жанра антиутопии. Но есть и отличительное. Чем же особенно это понятие? В.И Игнатова отмечает следующие черты:
Главный герой - подросток или молодой человек;
Сила характера проявляется в ситуации выбора;
Системе противостоит любовь. Для героя важна семья, друзья;
Неважность красивой или привлекательной внешности человека;
Главный герой теряет близких, что подталкивает его к дальнейшей борьбе;
Чувство справедливости в героях сильнее страха перед системой, обстоятельствами;
Чувство страха становится способом преодолеть препятствия, путём к внешней и внутренней свободе;[2]
Кроме того, Михеева Е.Н в одной из своих статей отмечает следующую особенность жанра: «женские и мужские стереотипные образы главных героев в современных молодежных антиутопиях не совпадают с устоявшимися в обществе гендерными представлениями». {6}Девушки и юноши в равной степени способны на проявление смелости, отваги, силы воли, способны быть бунтарями и пойти против окружения. Девушка уже не воспринимается как представитель слабого пола.
Егор Москвитин считает, что молодёжь, популяризируя этот жанр, «отстаивает право нового поколения не воспроизводить жизненные сценарии своих родителей.» Впрочем, что и ведет молодое поколение к бунту, к борьбе за свободу против угнетения. Молодёжь хочет сама выбирать профессию («Дивергент»), не жить так, как жили родители и, стало быть, выбирать образ жизни, выбирать работу, иметь право строить семью «Голодные игры». {7 }
Таким образом, мы видим, что молодёжная антиутопия особенна героями. Оказавшись в ограниченном пространстве: стена вокруг города Чикаго в произведении «Дивергент», лабиринт в романе «Бегущий в лабиринте», дистрикт в «Голодных играх» – герой проявляет решительность, силу воли, бесстрашие даже тогда, когда не может быть не страшно, потому что он защищает близких ему людей: родителей, друзей, любимого человека. Он сражается с системой, породившей жестокость и насилие, с системой, прикрывающейся благими намерениями, за которыми скрывается либо полное порабощение свободы, либо мнимое её проявление. И не важно, кто ведет борьбу: девушка или юноша.
В работе мы представим не только классические черты молодёжной антиутопии, которые будут характерны для любого произведения этого жанра, но и новые, особенные признаки. Они расширят наши представления об этом жанре и дадут возможность понять, почему он так популярен в последние десятилетия.
Объект: роман С.Коллинз « Голодные игры».
Предмет: мироустройство в романе С.Коллинз « Голодные игры».
Цель: рассмотреть особенности современной молодежной антиутопий на примере романа С. Коллинз «Голодные игры».
Задачи:
Определить особенности романа-антиутопии;
Показать черты романа- предупреждения;
Выявить новые признаки жанра молодежной антиутопии на примере романа С.Коллинз « Голодные игры»;
Методы: описательный, сравнительно-сопоставительный, анализ.
Гипотеза: современные молодежные антиутопии имеют свои отличительные признаки.
Глава 1.
Антиутопия как жанр литературы
1.1 Специфика жанра антиутопии
Антиутопия – жанр художественной литературы, описывающий государственный или мировой уклад, в котором при изначальном стремлении к идеальному существованию для всех обитателей складываются негативные тенденции развития. Антиутопия является противоположностью утопии, рисующей идеальный мир.
Впервые понятие « антиутопии» как название литературного жанра ввели Гленн Негли и Макс Патрик в книге «В поисках утопии» (1952).
Изучением антиутопии как жанра литературы занимался Б. Ланин. В его работах мы можем проследить не только истоки зарождения этого жанра, но путь развития, трансформации. Автор пытается проследить типологические связи русской антиутопии и зарубежной. Именно он выделяет следующие признаки жанра:
Социальная среда и личность – вот основной конфликт антиутопии;
Ритуализация жизни. Движение личности запрограммировано;
Антиутопия всегда проникнута ощущением застывшего времени. Отсюда – непременная попытка заглянуть в будущее;
Пространство антиутопии всегда ограничено;
Реальное в антиутопии – пространство надличностное, государственное, принадлежащее не личности, а социуму, т. е. власти;
Страх – внутренняя атмосфера антиутопии;[3]
Следует отметить, что В. И. Филатов в книге «Антиутопия XX века как метод предвидения будущего» рассматривает разные аспекты значения антиутопии: и философское, и рефлексивное, и познавательное, и прогностическое и даже идеологическое. Он выделяет следующую особенность жанра: «Образное описание квазисовершенного (квази- мнимый) общества, основанного на рациональных принципах, с позиции его жителя, не утратившего своей индивидуальности».[7] Именно эта черта будет характерной для романа «Дивергент».
А.Ф. Любимова отмечает, что «антиутописты в своих произведениях описывают тоталитарное общество, идеология которых, ограниченная от государственного аппарата и ограниченная им же, проникает на все уровни общественной и личной жизней. Проблема несвободной личности возникает путем воздействия на нее внешних сил, в большинстве случаев – государства, закладываясь в душу и разум человека».[4] А братья Стругацкие в одной из статей утверждали: «Антиутопия – мир, в котором торжествует зло».[6]
Действительно, тот строй, которые изображают авторы, будь то в произведениях Р. Брэдбери, О. Хаксли, Е. Замятина или современных писателей-антиутопистов, создан самим человеком и по вине человека. Лишаясь свободы, какого-либо выбора, чувствуя пустоту и одиночество, будучи обреченными быть безликими, таким же, как и все, человек становится винтиком, маленькой частью большого механизма государства.
Кроме того,Е. С. Долгина считает, что «антиутопии в полной мере отражают распад семейных отношений в XX веке. Это связано с тем, что государство решило стать для человека абсолютно всем».[1] Именно эту особенность мы наблюдаем во многих произведениях этого жанра. Семья в них – нечто формальное, необходимое, не несущее никакой душевной теплоты, родства. А ведь именно семейные отношения вскрывают в человеке личное, индивидуальное, зачастую побуждая его сочувствовать, сопереживать, сожалеть о чем-то или просто любить.
Таким образом, этот жанр особенен тем, что описывает государственный или мировой уклад, в котором, несмотря на изначальное стремление к идеальному существованию всех обитателей, складываются отрицательные тенденции развития, ведущие к крушению не только моральных и нравственных принципов, но связанного с ними человеческого сознания.
1.2 Жанровые разновидности антиутопии
Литературоведы выделяют следующие жанровые разновидности антиутопии:
1. Социальная антиутопия. Произведения следующих писателей: Е. Замятина «Мы», А. Платонова «Котлован», У. Голдинга «Повелитель мух»;
2. Научная антиутопия Произведение М. Булгакова «Роковые яйца»;
3. Сатирическая антиутопия. Произведения следующих авторов: Ф. Искандера «Кролики и удавы», К. Чапека «Война с саламандрами», П. Буля «Планета Обезьян», В. Войновича «Москва 2042», Т. Толстой «Кысь»;
4. Историческая антиутопия. Произведение В. Аксёнова «Остров Крым»;
5. Фантастическая антиутопия или роман – предупреждение. Произведения О. Хаксли «О дивный новый мир», Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
1. 2.1 Роман – предупреждение и его особенности
Задача антиутопии - предупредить мир об опасностях, которые ждут его на этом пути. Роман-предупреждение – это синтез традиций антиутопии и социальной фантастики. Но, в отличие от антиутопии, здесь можно увидеть не только негативное развитие социальных устройств и развития человека в нем, но и конкретное решение этих проблем. В этом его главная задача и главная особенность, а главенствующем признаком может считаться авторская позиция писателя и его устремленность в будущее.
В главном жанре антиутопии – в «романе-предупреждении», зачастую исчезает атрибут фантастичности, и теперь уже «одинаково пристальное внимание уделено и раскрытию новых человеческих характеров, и самих общественных отношений, которые их формируют», и сам человек в системе этих отношений становится объектом повествования.
Появляется возможность утверждать, что роман-предупреждение есть не что иное, как следствие жанра «предсказание», а в глобальном масштабе – жанра «пророчества», которые были более широко представлены и известны истории русской литературы XIX века.
Постановка острых социальных и духовных проблем – это главнейший прием, характеризующий данный жанр.
Таким образом, роман-предупреждение – это антиутопическое произведение, в котором излагаются негативные явления различных социально-психологических моделей, предполагаются грядущие изменения в них и предлагаются возможные пути решение возникших проблем. Синонимы жанра роман-предупреждение: «предсказание» и «пророчество».
Роман «Голодные игры» тоже можно отнести к роману- предупреждению, который рисует нам, что будет, если человек откажется от своего «я», если он будет бояться высказывать несогласие с существующим социальным и политическим строем. Человек, подобно, всем жителям дистриктов, будет послушным, исполнительным, каждый будет заниматься своим делом, которое дает Панем, живущий в роскоши и богатстве, в то время, как все остальные голодают и на забаву им участвуют в «Голодных играх». И только герой – подросток, в силу своего юношеского максимализма, веры в справедливость, способен противостоять враждебному миру.
Глава 2.
Роман С.Коллинз «Голодные игры» как молодежная антиутопия
2.1 Мироустройство в романе «Голодные игры»
Государство в книге С.Коллинз имеет свою структуру, четкое разделение для его жителей. Такое разделение мы увидим и в книге В.Рот «Дивергент», и в книге Д.Дэшнера «Бегущий в лабиринте». Есть те, кто правят, им дозволено распоряжаться чужими жизнями, судьбами, они составляют основу власти, и все остальные, кто должен подчиняться, выполнять требования и приказы, жить по определенным правилам. Но никто ни в одном из этих произведений не знает, кто является основателем данной системы.
Вершина государственной системы в «Голодных играх»- Панем. Панем (с латинского переводится как «хлеб») представляет собой тоталитарный строй во главе с президентом Кориоланом Сноу. Это единственное государство в Северной Америке, и никакие другие народы или государства ни разу не были упомянуты в книгах.
Капитолий — это столица Панема. Огромный город, в котором находится резиденция президента и правительства. Населяют Капитолий, как правило, наиболее богатые и обеспеченные жители Панема, которые существуют за счёт труда жителей дистриктов. В Панеме ценят роскошь, положение человека. Они амбициозны, самоуверенны, высокомерны. Дистрикты для них- всего лишь способ для их обогащения. Жители дистриктов обязаны трудиться, чтобы жители Панема жили в довольстве и роскоши.
Дистрикты (с сербского переводится как «округ») — тринадцать округов, двенадцать из которых эксплуатируются Капитолием. Каждый дистрикт отвечает за изготовление, приобретение или переработку товаров конкретной отрасли, как это диктуется Капитолием. Все дистрикты находятся под безжалостным контролем Капитолия и не имеют никакого влияния за пределами собственной территории.
Дистрикт 1 является самым развитым из всех дистриктов и ответственен за производство еды и продуктов. Его жители живут в изобилии и роскоши, имея доступ к лучшей еде и материальным благам. Однако они также вынуждены работать на государство, чтобы удовлетворить спрос на продукты в других дистриктах.
Дистрикт 2. В нем живут каменщики, но после договора с Дистриктом 13, Дистрикт 2 превратился в базу Капитолия по разработке оружия и по подготовке миротворцев. Жителей дистрикта часто называют домашними животными Капитолия за их преданность столице. Он состоит из профессиональных воинов, которые готовы участвовать в Голодных играх.
Дистрикт 3. Основным родом их деятельности является производство электроники, а также автомобилей и оружия. Его жители обладают интеллектуальными способностями. Несмотря на это, он достаточно беден.
Дистрикт 4. Его жители занимаются рыболовством. Они отлично знают местообитания рыб и могут вылавливать ее с помощью древних методов.
Дистрикт 5. Энергетика - главный род деятельности этого дистрикта. Там находится и ГЭС, питающая электроэнергией почти всю страну.
Дистрикт 6. Об этом дистрикте известно, что здесь производят разнообразные транспортные средства, а также, что он огромный и густонаселённый. Можно предположить, что здесь добывают железную руду, затем выплавляют из неё сталь, из которой затем делают разного рода машины и механизмы, а не только поезда и рельсы для высокоскоростного экспресса.
Дистрикт 7. Продукцией седьмого дистрикта являются пиломатериалы, древесина, бумага и всё, что производится из дерева.
Дистрикт 8. В нем производят текстиль, в том числе униформу для военных.
Дистрикт 9. Это сельскохозяйственный дистрикт, в частности, здесь выращивают зерно, но в отличие от дистрикта 11 здесь живёт совсем немного народа.
Дистрикт 10. Родом деятельности десятого дистрикта является животноводство и скотоводство.
Дистрикт 11. Ещё один дистрикт, жители которого занимаются сельским хозяйством. Однако, в отличие от дистрикта 9, здесь возделывают разные культуры, в том числе хлопок. Так как дистрикт просто огромный, места хватает для всего.
Дистрикт 12 находится в горах, которые ранее назывались Аппалачи. Здесь работают шахтёры, добывающие уголь. Он самый маленький и малонаселённый - всего около 8 тысяч жителей. Это самый бедный дистрикт, его жители живут в неблагоприятных условиях. Его жителей называют Шлаком.
Дистрикт 13 был уничтожен после восстания против Капитолия. На самом же деле все его жители просто спустились под землю, т.к. под дистриктом с давних пор находился военный объект – Бункер. Ранее в нем производилось ядерное оружие. А жители остальных Дистриктов думали, что здесь производят графит, который, собственно, используется в ядерной энергетике.
2.2 Черты молодежной антиутопии в романе «Голодные игры»
1. Главный герой – подросток
Главная героиня романа - Китнисс Эвердин, которой на момент начала действий шестнадцать лет, по-своему в начале романа ломает существующую систему. Китнисс Эвердин также в начале повествования совершает бунт, однако его цель носит довольно возвышенный характер. Во время Жатвы (процесс отбора детей на Голодные игры) жребий падает на сестру героини Прим, которой на тот момент двенадцать лет, что означает верную смерть. Китнисс, жертвуя собой ради жизни сестры, называет свою кандидатуру. Именно это изначально возвышает образ героини, т.к. ее несогласие и «бунт» направлены не на себя, а на защиту других: «С той самой минуты, когда я встала на место Прим, что-то изменилось – я обрела ценность». Такие мысли выходят за рамки подросткового сознания и отсылают к глубокой философской идее самопожертвования и безграничной любви.
Пит Мелларк - житель Дистрикта 12, пекарь. Он коммуникабельный человек, может найти общий язык с любым человеком, кроме того он наделён способностями оратора и, что менее заметно — сильнейшим даром манипулятора. Кроме того, он скромен и застенчив.
Мелларк обладает волевым сильным характером, в критических ситуациях он всегда сохраняет хладнокровие.
2. Осознание героями несправедливости общества
Главные герои романа- открытые люди, не умеющие заискивать перед другими. Они искренни, правдивы, чувство справедливости в них сильно развито и не позволяет принять действительность, с которой их заставляют смириться. Китнис видит, насколько страдает мать, которая до сих пор не может осознать смерть мужа. Шахтеры, работающие в нечеловеческих условиях, каждый день идут на смерть, спускаясь в шахты. К тому же постоянно увеличивают нормы добычи угля, а платят гроши. Так и случилось, что после гибели отца девушке пришлось спасать семью от голода, занимаясь нелегальной охотой и продавая добычу на рынке. Китнис вынуждена была стать главной в семье, заботиться не только о сестре, но и матери. Жизни дистриктов противопоставлен образ жизни в Капитолии. Там царит роскошная и богатая жизнь. Его жители единственные в стране имеют доступ к качественному образованию, медицинскому обслуживанию и хорошей еде. Такую жизнь Капитолию обеспечивает труд исключительно жителей дистриктов. Столица Панема ничего не производит, а только потребляет громадное количество ресурсов. Кроме того, и в самом Капитолии есть те, кто занимает почти бесправное, угнетенное положение. Это безголосые – люди, наказанные за измену Капитолию, путем отрезания языка. О их прошлом известно немного, вероятно, они поддерживали повстанцев и революцию в Панеме. К безголосым можно обращаться только с приказом, чтобы еще сильнее их унизить.
Ещё один момент показывает понимание несправедливости общества- момент выбора трибута.
— Есть доброволец! — выпаливаю я. — Я хочу участвовать в Играх.
На сцене легкое замешательство. В Дистрикте-12 добровольцев не бывало уже несколько десятков лет, и все забыли, какова должна быть процедура в таких случаях. Не должны 12-летние дети погибать, забавляя кого-то!
Гейл – единственный близкий друг детства Китнис в дистрикте 12. Они вместе занимались охотой, заботясь о своих семьях: отец Гейла погиб в том же взрыве, что и отец Китнис. Юноша мечтал о побеге далеко в леса Панема, чтобы там начать новую жизнь, свободную от тоталитарного строя. Но он понимал, что ни его семья с тремя младшими детьми, ни родные Китнис не смогут выжить в диком лесу. Гейл был влюблен в Китнис. Он по-настоящему почувствовал несправедливость, когда ей пришлось заступиться за Прим и пойти на Голодные игры добровольно. Несмотря на то что имя Гейла было вписано 42 раза, ему повезло. Он пообещал помогать семье Китнис и заботиться об их пропитании, но так и не успел признаться ей в чувствах. Ему было тяжело наблюдать за отношениями Китнис и Пита на играх, но он оставался преданным и любящим другом.
3. Образы наделены героическим пафосом, они жертвенны и благородны
Подростковая антиутопия сосредоточивается на внимании к подвигу и героической непоколебимости главных персонажей. Так, Китнисс изначально находится в позиции несогласия и бунта. Китнисс самостоятельно добывает пропитание семье, выходя за дозволенные правилами границы.
Читая произведение, у читателя возникает двойственное отношение к Питу, он кажется мягким, добрым, не способным на поступок, потому что рос при строгих родителях, не голодал, не испытал проблем, что другие жители дистрикта. Но это видимость.
«Когда Пит разворачивается, чтобы идти, я секунду вижу его, освещенного факелом. Лицо, распухшее от синяков, на руке окровавленная повязка. Судя по шаркающему звуку, он прихрамывает. Вот, значит, как! Мне качал головой — не лезь, мол, на рожон, — а сам тем временем думал нырнуть в самое пекло, наплевав на советы Хеймитча»
Пит умеет подстраиваться под ситуацию, он терпеливый, он умеет ждать, и в нужный момент дать отпор. Он не выставляет свою внутреннюю силу на показ.
«— Что ты делаешь здесь до сих пор? — шипит он. Я смотрю на него непонимающим взглядом; по волдырю у него под ухом стекает струйка воды. Он толкает меня тупым концом копья. — Вставай! Живо! — Я поднимаюсь, а он продолжает меня толкать. Что это значит? Зачем? Пит больно меня пихает. — Беги! Ну беги же!»
Пит не смирился со своим положением, не сдался, не перешёл на сторону врага. В этот момент он тоже мог погибнуть, но о себе совсем не думал, сейчас важна была только Китнис. Он ждал момента, чтобы помочь, потому что она ему дорога. Это скромное благородство.
4.Подростки занимают доминирующее положение по отношению к взрослым.
Особенно отчетливо указанный момент прослеживается в романе «Голодные игры». Так, Китнисс заботится о своей сестре, находит пропитание, защищает Прим, когда ту выбирают на Жатве, а после дает матери наставления о том, как себя вести после своего ухода. Она говорит так, как будто прожила целую жизнь, говорит твердо, настойчиво, будто приказывая.
«Теперь ты обязана справиться. Ты не можешь замкнуться в себе и бросить Прим совсем одну. Я уже не смогу вам помочь. Что бы не случилось, что бы не показывали на экране, обещай мне, что ты будешь бороться!»
При этом она становится причиной того, что целая государственная система меняет свои правила. Взрослые представляют собой либо идеал человека (отец Китнисс, который научил ее искусству выживания), либо воплощение отжившей системы, (например, жители Панема, которые, живут в свое удовольствие). Другие взрослые воспринимаются как наставники, друзья, враги, но они все еще принадлежат к другому, практически противоположному миру.
5.Неважность красивой или привлекательной внешности человека
Китнис нельзя назвать красавицей, у героини типичная внешность обитателя «угольного» дистрикта. Оливковая кожа, глаза темно-серого цвета и темные кудрявые волосы, которые героиня заплетает в косу. При маленьком росте и худобе Китнисс, благодаря охоте, сильна и вынослива. Но что-то в ней все же привлекает внимание окружающих. Ее визитная карточка – роскошная коса. Став участником Голодных игр, Китнис необходимо оставаться в центре внимания зрителей, особенно спонсоров. Поэтому организаторам важно привести трибутов в порядок. Голодные игры будут смотреть, если жители Капитолия выберут себе наиболее привлекательных и интересных участников.
Жизнь Капитолия держится на совершенстве, превосходстве, красоте и богатстве. Его жители судят окружающих по внешнему виду, который нельзя назвать натуральным или естественным. Капитолийцы ценят яркость, неповторимость, каждый пытается выделится дерзким, кричащим образом.
6. Подростковая любовь
Данная тема раскрыта и в «Голодных играх», однако со своими особенностями. Китнисс чужды романтические отношения, т.к. она погружена в заботу о своей семье и своем выживании. В нее безответно влюблены ее друг детства Гейл и Пит. В итоге именно их отношения с Питом помогают им победить в играх, она, снова проявляя себя как сильную личность, не оставляет Пита умирать с тяжелым ранением. Их взаимосвязь и взаимодоверие позволяет им принять решение о том, что они умрут вместе, однако не подчинятся закону Капитолия.
– Значит, с пяти лет ты совсем не обращал внимания на других девочек?
– Ничего подобного. Я обращал внимание на всех девочек. Просто для меня ты всегда была самой лучшей.
Питу с детства нравилась Китнис. Он видел в ней что-то особенное, настоящие. Пит часто тайно наблюдал за Китнис в школе, был готов помочь ей, несмотря на строгую мать. Но Китнис не замечала его чувств, потому что она всегда была занята заботой о семье.
По сравнению с грязью здесь просто рай. Чистая одежда, спальный мешок, лекарства... ты.
— Это ты никогда не обращала на меня внимания.
— Зато теперь обращаю.
— Ну, здесь-то у меня мало конкурентов.
Мне снова хочется невозможного: спрятаться ото всех, закрыть ставни. Под ухом прямо-таки слышу шипение Хеймитча: «Скажи это! Скажи!» Я сглатываю комок в горле и произношу:
— У тебя везде мало конкурентов.
Китнис трудно понять и признать, что она чувствует к Питу. Эти чувства, не понятные ей, будто пугают ее, делая неуверенной, ранимой. Но она точно знает, что он по-настоящему искренен, добр к ней, ему можно доверять. Он единственный, кто сейчас понимает ее и может поддержать. Проявление таких чувств бесценно для героини.
– Еще разок? Для публики?- его голос не злой, он бесцветный, а это еще хуже. Я уже теряю своего мальчика с хлебом.
Я беру его руку, и мы идем к выходу, навстречу камерам. Я очень крепко держу Пита и боюсь того момента, когда мне придется его отпустить.
Китнис полностью полагается на Пита. Они заявили, что не собираются подчинятся жестоким и несправедливым правилам и готовы бороться за свою свободу. Теперь они должны быть вместе, чтобы защитить себя и свои семьи. У них нет времени честно обсудить их чувства друг к другу: для всей страны они безумно влюбленные, и только это способно хоть на время приостановить гнев Капитолия.
7. Проявление взаимопомощи
«Я глядела на буханки и не верила своим глазам. Они были совсем хорошие, кроме подгорелых мест. Неужели это мне? Должно быть. Буханки валялись у самых моих ног. Испугавшись, что кто-то мог видеть, как все произошло, я поскорее сунула их под рубашку и быстро пошла прочь.».Именно так думала Китнисс, когда Пит кинул ей буханки хлеба, которые по приказу матери должен был скормить свиньям. Он ее пожалел, потому что прочитал в глазах безысходность и отчаяние. Этот поступок важен для Китнис, ведь этот хлеб не дал семье умереть с голоду. И даже не важно сейчас, что Пит хлеб кинул: он боялся матери, которая его била.«Даже просто бросив хлеб, он проявил невероятное великодушие; узнай об этом мать, ему бы здорово досталось. Я не могла его понять.»
Гейл, как лучший друг, всегда помогал Китнис, они вместе охотились, он менял подстреленных белок на хлеб. И, конечно, он взял на себя ответственность за жизнь семьи Китнис, он не даст умереть им с голода.
8. Герои не лишены чувствительности
Несмотря на чувство угнетенности, загнанности, герои произведения сохраняют способность замечать окружающую красоту. Такие важные детали, показывающие желание жить в покое, без страха, радоваться мелочам, имеют место быть в произведении.
«За ночь, казалось, пришла весна: воздух чист и свеж, легкие пушистые облака в небе».
«На секунду наши глаза встретились; он тут же отвернулся, а я, смутившись, опустила взгляд на землю. А там, надо же — одуванчик, первый одуванчик в этом году. Сердце у меня учащенно забилось. Я вспомнила отца, как мы вместе охотились в горах, и внезапно поняла, что нужно делать, чтобы выжить».
Китнис – девушка серьезная, собранная, наблюдательная. Кажется, что она лишена чуткости, мечтательности. Но это заблуждение. Так, самый обыкновенный одуванчик пробуждает в Китнисс воспоминания об отце, она будто удивляется чему-то, увидев его.
«Бывало, в тихие минуты на охоте я слышала, как бьется его сердце.»
« И сейчас, когда я карабкаюсь по холмам к нашему месту — скалистому уступу высоко над долиной, скрытому от чужих глаз кустарником, у меня будто груз сваливается с плеч, и шаги становятся быстрее.»
«Потом мы устраиваемся в укромном местечке между выступами скал, где нас никто не увидит, зато перед нами долина, бурлящая летней жизнью, с тьмою всякой съедобной зелени и корений, и озеро с рыбой, переливающейся на солнце всеми цветами радуги.»
Китнис- натура сильная духом, ведь она в свои 16 лет в ответе за будущее семьи. Она крайне редко позволяет себе отвлечься от давящих и угнетающих проблем. Но в то же время, оказавшись за пределами Шлака, так называют их дистрикт, на природе, она будто оживает, становится более простой, чуткой, слабой.
9.Мотив инициации
Инициа́ция, или посвящение — один из обрядов перехода, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо общественной группы или мистического общества. Подобное «посвящение» мы увидим не только в « Голодных играх, но и в романе В.Рот « Дивергент», и в романе Д.Дэшнера « Бегущий в лабиринте».
Существует система Голодных игр: по исполнению двенадцати лет имя ребенка вписывается в список претендентов на битву. Этот возраст знаменует резкий переход из мира детства в мир взрослых, где ты себе практически не принадлежишь.
Так, мотив инициации также становится интегральным признаком молодежных антиутопий как символ духа подросткового бунтарства и настойчивого стремления к самостоятельности. Это еще раз доказывает ориентированность исследуемого жанра на определенную аудиторию и ее психологические проблемы, связанные с повышенным ощущением собственной автономности.
10. Значимость символики
Символика является важной составляющей для молодежи. Это может быть значок, брошка, татуировка, элемент одежды, прическа…
Для героини таким важным символом является брошь – маленькая птичка. Эту брошь Китнисс дарит на удачу ее подруга Мадж Андерси. «Она протягивает мне круглую брошь — ту, что сегодня украшала ее платье. Тогда я не рассмотрела ее как следует, теперь вижу: на ней маленькая летящая птица.»
Эта брошь важна для героини: это не только связь с дистриктом, с домом, семьей, но и сама Китнисс словно эта маленькая птичка, запертая в мире жестокости, несправедливости и стремящаяся бороться, не дать себя сломать. Брошь будто наделяет ее особой силой, неслучайно перед отправкой на испытания стилист Цинна прикрепляет брошь на костюм девушки.
11.Повествование часто строится в форме дневника
Повествование от первого лица – уникальный способ четко передать мысли у чувства главного героя. Текст анализируемого романа часто напоминает дневниковые записки Китнис, что позволяет посмотреть на происходящие события глазами самой героини, проследить ее отношения к окружающим, понять ее переживания и эмоции.
Дневниковая форма, передающая мысли вслух, возникшие здесь и сейчас, находят отклик в сознании читателя. Создается впечатление, что ты находишься на месте героини, думаешь, как она, говоришь, как она, действуешь, как она. Ее чувства — это твои чувства. «Это ошибка! Этого не может быть! Имя Прим — на одном листке из тысяч! Я даже за нее не волновалась. Разве я не обо всем позаботилась? Разве не я взяла эти чертовы тессеры, чтобы ей не пришлось рисковать? Один листок. Один листок из тысяч.»
«Я стою ни жива ни мертва, пока многотысячная толпа застывает в единственно доступном нам акте своеволия — молчании. Молчании, которое лучше всяких слов говорит: мы не согласны, мы не на вашей стороне, это несправедливо».
Заключение
В результате работы мы пришли к следующим выводам:
1.Антиутопия как жанр литературного произведения имеет свою историю, она противопоставлена утопии;
2.Антиутопия имеет свои отличительные признаки, среди которых ограниченность пространства, тоталитаризм, отсутствие индивидуальности, события разворачиваются в будущем после катастрофы;
3. Существуют жанровые разновидности романа- антиутопии, среди которых роман-предупреждение – это антиутопическое произведение, в котором излагаются негативные явления различных социально-психологических моделей, предполагаются грядущие изменения в них и предлагаются возможные пути решение возникших проблем;
4.Молодежная антиутопия не только наследует признаки классической, но и имеет собственные отличительные черты;
5.Особенности молодежной антиутопии: главный герой подросток, герои осознают несправедливость общества, важна тема любви, образы наделены героизмом, противопоставление индивидуальности тоталитарному обществу, превосходство подростка над взрослым;
6. Герои постоянно находятся в классической ситуации выбора, она проходит красной нитью через все произведение. Чувство страха практически не покидает героев, оно идет бок о бок с их поступками, мыслями, чувствами;
7. В романе мы выявили новые черты, свойственные для молодежной антиутопии: мотив инициации, значимость символики, значима дневниковая форма повествования;
Список литературы
Долгина Е.С. «Проблемы культуры в русской литературной утопии XIX—XX веков», издательство Нижневартовского государственного гуманитарного университета, 2009 год;
Игнатова В.И. «Отличительные черты молодёжной антиутопии как жанра художественной литературы», Тульский государственный педагогический университет, 2015 год;
С.Коллинз « Голодные игры», АСТ, 2019 год;
Ланин Б. «Анатомия литературной антиутопии» М., 1993 год;
Любимова А.Ф. «Жанр антиутопии в XX веке: содержательные и поэтологические аспекты», Пермь: ПГУ, 2001 год;
Михеева Е.Н. «Гендерный стереотипный образ главных герое в романе- антиутопии», Тула: ТГУ, 2016 год;
Е.Москвитин «Почему антиутопия становится лейтмотивом поп-культуры», https://snob.ru/selected/entry/112006/ , 2016 год
Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. «Куда ж нам плыть?», Сб. публицистики «Людены», 1990;
Филатов В.И. «Антиутопия XX века как метод предвидения будущего», 2014 год;