Фразеологизмы

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Фразеологизмы

Нагибина К.А. 1
1МБОУ СОШ №6 г. Югорск
Ерусланова С.В. 1
1МБОУ СОШ №6 г. Югорск
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель исследовательской работы: Расширить и систематизировать знания о фразеологизмах.

Задачи исследовательской работы:

  1. Познакомиться с понятием фразеологизма и источниками их образования.

  2. Понять роль фразеологизмов в нашей речи.

  3. Провести анкетирование среди одноклассников на тему «Знаете ли вы значения фразеологизмов?» и «Какие фразеологизмы вы чаще всего используете?», на основании чего определить самые «популярные».

Объект исследования: фразеологизмы.

Предмет исследования:самые употребляемые фразеологизмы среди моих одноклассников.

Методы исследования: сбор информации, анкетирование, анализ, обобщение результатов.

Гипотеза: из числа фразеологизмов, которые слышат одноклассники, наиболее просты для понимания те, которые связаны с процессами, происходящими в современной жизни ребенка.

Для достижения цели работы и подтверждения гипотезы был использован такой метод как анкетирование. Данное анкетирование проводилось среди учеников 1 «в» класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6». Фразеологизмы, предложенные на рассмотрение одноклассникам, были взяты из пособия «Словарь фразеологизмов для учеников 1 – 4 классов» (https://infourok.ru). В исследовании приняло участие 18 человек.

В ходе анализа проведенного анкетирования мы определили, что мои одноклассники не всегда понимают значение фразеологизмов, используемых в школьной среде. Обусловлено это тем, как я теперь уже знаю, из понятия фразеологизма, что значение слов, составляющих его, по отдельности не формирует значение фразеологизма в целом. Также мы выяснили, что ученикам начальных классов ближе и понятнее «современные» фразеологизмы нежели те, источником образования которых служат исторические события, легенды и архаизмы.

Русский язык очень богат на свои слова и выражения. Очень часто один и тот же смысл можно выразить по-разному с помощью фразеологизмов. Чтобы человек мог широко применять фразеологизмы в своей речи, необходимо постоянное развитие своей личности, изучение истории, чтение книг, общение с образованными людьми, иными словами непрерывное саморазвитие.

Фразеологизмы.

План исследований.

Введение.

Я часто слышал в детском саду, сейчас в школе, в разговорах старших, а также по телевизору следующие словосочетания: как язык проглотил, сложа руки, заруби себе на носу и т.д. Какой смысл несут эти выражения? Нередко, услышав эти слова, я не знал, как на них реагировать, т.к. не всегда понимал их значение. На мой взгляд, это очень интересная и увлекательная тема. Я бы хотел больше узнать о фразеологизмах, так как они часто употребляются в нашей речи, украшают её, делают более выразительной и образной. Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи и один из самых живых механизмов выражения человеческой мысли.

  1. Понятие «фразеологизм» и источники их образования.

Фразеологизм – устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов. Например, выражение «Курам на смех» означает нелепый, бестолковый поступок, но по значению слов в данном словосочетании это понять трудно. Поэтому, чтобы правильно определить смысл данного фразеологизма необходимо обратиться к его происхождению. У людей широко распространено мнение о курице как о весьма глупой птице, которая при наличии крыльев летать не может, не вьет гнезда и не видит в темноте. Только зная это, можно понять, что, если даже курицы смеются, значит поступок, совершаемый человеком, про которого так говорят, абсолютно нелепый.

Источников образования фразеологизмов, как выяснилось после изучения различной литературы, огромное множество.

К источникам относятся пословицы, поговорки, выражения, крылатые слова, русские народные сказки, которые передаются из поколения к поколению, обычаи.

Также существует такой источник, как речь представителей различных профессий и ремесел. Например, среди военных популярный фразеологизм – пороху понюхать или еще пороху не нюхал.

Исторические события, библейские рассказы и литературные произведения стали еще одним мощным источником фразеологизмов. Люди широко используют в своей речи выражения из басен И.А. Крылова («а Васька слушает да ест» или «а ларчик просто открывался»).

Учитывая, что фразеологических оборотов большое количество, ученику начальных классов становится очень сложно все их значения запомнить.

На сегодняшний день набирает обороты такое понятие как «Современные фразеологизмы». Источником их образования становятся процессы, происходящие в современном мире, технологии, которые неотрывно связаны с человеком, а также популярные или даже «жаргонные» выражения из фильмов и произведений современной литературы.

  1. Роль фразеологизмов в русском языке.

Роль фразеологизмов в русском языке велика. Зачастую они выражают мудрые изречения людей, ставшие устойчивыми словосочетаниями. Каждый фразеологизм – это краткое выражение длинной человеческой мысли.

Проще сказать: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», нежели описывать это в нескольких предложениях.

Так же можно отметить, что фразеологизм – это частица жизни наших предков, ведь именно они впервые употребляли их, значит, это часть нашей истории. В большей степени, конечно, истории русского языка.

Многие из фразеологизмов пришли к нам из других языков, эпох, сказок, легенд.

С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые мы легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто даже не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна.

Фразеологизмы, как и другие художественные средства, обогащают нашу речь, делают ее более образной. (Он плохо работает – Он работает спустя рукава).

Известно, что фразеологизмы представляют значительную трудность для тех, кто осваивает чужой язык. Тем не менее, знать их весьма полезно, так как фразеологизмы украшают речь, делая её более выразительной.

Но хочу заметить, что далеко не все пословицы, афоризмы и т.д. становятся «крылатыми». Не все они теряют свое авторство и становятся популярными и любимыми в народе. Далеко не всегда «красивые слова» принимаются в обиход разговорной речи, а потому фразеологизмами не являются.

Наши ученые-языковеды до сих пор спорят, что же такое фразеологизмы.

Одни из них к фразеологизмам относят все «крылатые выражения»: пословицы, поговорки, цитаты, афоризмы, лозунги, рекламные клише, сленги… Другие настаивают на том, что фразеологизмами являются лишь идиомы, т.е. оборот речи, значение которого не определяется значением входящих в него слов.

Таким образом, фразеологизмы являются одним из самых мобильных изобразительно-выразительных средств русского языка, а также – основным источником его обогащения. Нужно уметь правильно подбирать фразеологизмы, это является необходимым условием яркой, выразительной и точной речи.

Понимание устойчивых выражений, а также их правильное употребление в речи считается одним из показателей совершенства речевого мастерства и высокого уровня языковой культуры. Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее и ярче выражает он свои мысли.

  1. Практическая часть.

Для достижения цели своей работы и подтверждения гипотезы использовал такой метод как анкетирование. Данное анкетирование проводилось среди учеников 1 «в» класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6». Фразеологизмы, предложенные на рассмотрение одноклассникам, были взяты из пособия «Словарь фразеологизмов для учеников 1 – 4 классов» (https://infourok.ru). В исследовании приняло участие 18 человек.

Моим одноклассникам необходимо было выполнить следующие задания:

  1. Объясни значение фразеологизма одним словом:

1.Считать ворон - ______________________________________________________

2. Как снег на голову ____________________________________________________

3. Как в воду канул ______________________________________________________

4. Как кот наплакал _____________________________________________________

5. Мышей не ловишь _____________________________________________________

Цель: выявить насколько понятны значения часто употребляемых фразеологизмов в школьной среде для моих одноклассников.

Вывод:учащиеся неверно пояснили значения некоторых фразеологизмов.

Часто используемый фразеологизм

Количество ответивших учеников

  1. Считать ворон

17 чел.

  1. Как снег на голову

0 чел.

  1. Как в воду канул

0 чел.

  1. Как кот наплакал

10 чел

  1. Мышей не ловишь

3 чел.

Обусловлено это тем, как мы теперь уже знаем из понятия фразеологизма, что значение слов, составляющих его, по отдельности не формирует значение фразеологизма в целом. В виду того, что на уроке учитель объясняла значение фразеологизма «считать ворон», 17 из 18 учеников правильно определили его значение.

  1. Отметь знаком «+» те фразеологизмы, значение которых тебе понятно:

Бить баклуши

 

Быть в шоколаде

 

Морочить голову

 

Развесить уши

 

Авгиевы конюшни

 

Висеть на телефоне

 

Как Мамай прошел

 

Уши вянут

 

Белены объелась

 

Кого-нибудь приколоть

 

Цель: выявить фразеологизмы, из числа предложенных, понятные для одноклассников, подтвердить гипотезу и определить «популярные» фразеологизмы среди учеников 1 «в» класса.

Вывод: второе задание показало, что моим одноклассникам (13 из 18) ближе и понятнее «современные» фразеологизмы нежели те, источником образования которых служат исторические события, легенды и архаизмы.

Фразеологизмы, источником образования которых служат исторические события, легенды, архаизмы

«Современные» фразеологизмы

Бить баклуши

9 чел.

Быть в шоколаде

12 чел.

Морочить голову

5 чел.

Развесить уши

16 чел.

Авгиевы конюшни

0 чел.

Висеть на телефоне

9 чел.

Как Мамай прошел

3 чел.

Уши вянут

12 чел.

Белены объелась

5 чел.

Кого-нибудь приколоть

10 чел.

Таким образом, подводя итоги исследовательской работы, можно смело сказать, что гипотеза подтвердилась, и моим одноклассникам понятнее фразеологизмы, которые они либо уже слышали, либо источником их образования являются современные процессы. Ну а самыми «популярными» фразеологизмами среди моих одноклассников стали «Считать ворон» и «Развесить уши».

Заключение.

Русский язык очень богат на свои слова и выражения. Очень часто один и тот же смысл можно выразить по-разному с помощью фразеологизмов. Чтобы человек мог широко применять фразеологизмы в своей речи необходимо постоянное развитие своей личности, изучение истории, чтение книг, общение с образованными людьми, иными словами непрерывное саморазвитие.

Богатство словами и сила русского языка определяется неиссякаемыми возможностями, которые скрываются в каждом слове или фразеологизме, потому что, по выражению А.С. Пушкина, «разум неистощим в соображении понятий, как язык не истощим в соединении слов».

Русские фразеологизмы – наше бесценное культурное и национальное достояние.

Список литературы:

  1. Горбушина Л.А. Фразеологизмы в русском языке.

  2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык.

  3. Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского языка.

  4. https://infourok.ru

Приложение

Анкета для учащихся 1 «в» класса для исследовательской работы

на тему «Фразеологизмы»

  1. Объясни значение фразеологизма одним словом:

1. Считать ворон - _____________________________________________

2. Как снег на голову - __________________________________________

3. Как в воду канул - ____________________________________________

4. Как кот наплакал - ____________________________________________

5.Мышей не ловишь - ___________________________________________

  1. Отметь знаком «+» те фразеологизмы, значение которых тебе понятно:

Бить баклуши

 

Быть в шоколаде

 

Морочить голову

 

Развесить уши

 

Авгиевы конюшни

 

Висеть на телефоне

 

Как Мамай прошел

 

Уши вянут

 

Белены объелась

 

Кого-нибудь приколоть

 
Просмотров работы: 36