Молодёжный сленг как компонент речевой культуры учащихся

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Молодёжный сленг как компонент речевой культуры учащихся

Рождественская В.В. 1
1МБОУ ЦО "Спутник" с. Чесноковка
Шайбакова Р.А. 1
1МБОУ ЦО "Спутник" с. Чесноковка
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Русский язык – это язык великого и талантливого народа.

В любой молодежной субкультуре любого периода сленг — способ самовыражения, отличительная черта их культуры. Каждый проходит через возраст, когда словарный запас пополняется разными «словечками», которые не имеет ничего общего с обычной нормальной речью. 

Сленг широко используется в современных социальных сетях и музыкальных клипах. Он постоянно изменяется, обновляется. Молодежный сленг часто используется и в учебе, работе, общении с друзьями.

Проблема исследования:в современном русском языке существует большое количество сленга, часто не понятного для взрослой аудитории. Это создает разногласия и недоразумения. Бороться со сленгом или принимать его? Данное противоречие и способствовало возникновению интереса к исследованию лексики учащихся Центра образования «Спутник» с. Чесноковка, определило проблему моего исследования.

Область исследования – молодежный сленг как слой лексики, который тесно связан с жизнью современного школьника.

Объект исследования – устная речь учащихся МБОУ ЦО «Спутник» с. Чесноковка, мнение учащихся о молодёжном сленге.

База исследования – обучающиеся 5-х и 6-х классов МБОУ ЦО «Спутник» с. Чесноковка.

Актуальность:

  • ограниченная лексика распространена среди учащихся, но ее происхождение плохо представлено в школьных учебниках русского языка;

  • молодежный сленг, жаргонизмы – это те явления, присутствующие повсюду; знакомство с ними, исследование поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом;

  • изучение ограниченной в употреблении лексики увеличивает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное;

  • работа по теме позволяет выяснить отношение учащихся моей школы к молодежному сленгу, а также выявить причины использования подобных слов.

Гипотеза: в речи учащихся моей школы преобладает лексика молодежного сленга, ее употреблениеделает речь понятнее в общении между собой. Так ли это?

Цель исследования: анализ речи школьников 5 и 6-х класссов с точки зрения употребления ими слов молодежного сленга.

Задачи:

  • Изучить литературу по теме исследования.

  • Провести анкетирование среди учащихся 5-6х- классов школы и определить, какое место занимает молодежный сленг в речи, каковы функции и причины его употребления.

  • Проанализировать результаты исследования, систематизировать материал и выводы разместить в диаграммах.  

  • Сделать выводы по теме исследования.  

  • Выполнить компьютерную презентацию.

Этапы исследования:

  • Изучение научной литературы, подбор теоретического материала.

  • Проведение анкетирования, обработка результатов.

  • Написание исследовательской работы.

  • Создание компьютерной презентации.

Методы исследования:

  • Методы сбора информации (изучение научной литературы, наблюдение);

  • Сбор лексики;

  • Анкетирование;

  • Анализ, сравнение; опрос;

  • Статистические исследования (подсчет, вычисления).

Глава 1. Теоретическая часть

Характеристика молодёжного сленга

Функции молодёжного сленга

Значение и роль сленга для подростка

Молодёжныйсленгэто слова, словосочетания и выражения, употребляемые молодыми людьми в возрасте 10-25 лет. Они отличаются разговорной, а иногда и грубо-фамильярной эмоциональной окраской.

Сленг относится к лексике ограниченной сферы употребления, используется преимущественно в устном общении.

Конечно, плохо, если и когда сленг полностью заменяет человеку обычную, нормальную речь. Однако современного школьника, не употребляющего совсем такие слова, представить тяжело. Главные плюсы – краткость, выразительность.

Допустим, сленг в речи ребят является средством повседневной речи. Возникает вопрос: почему именно так они разговаривают, почему этот лексикон настолько прочно вошел в обиход?

Функции молодёжного сленга следующие:

  • Групповая идентичность – использование этих слов, словосочетаний и выражений может служить обозначением того, что человек принадлежит к определенной молодёжной группе и имеет с ней общие интересы и ценности.

  • Дружеская атмосфера – слова часто используется в беседах с друзьями и близкими людьми для создания атмосферы дружбы, доверия.

  • Эмоции и настроение – сленг часто позволяет лучше выразить своё состояние, эмоцию и настроение.

  • Статус и значимость – молодёжный сленг часто содержит слова, используемые для обозначения значимости и статуса кого-то, чего-то.

  • Отношения – молодёжный сленг часто содержит слова используемые для обозначения различных отношений между людьми (например, слово «братан»).

  • Место – сленг содержит слова, словосочетания и выражения, которые используются для обозначения различных мест (например, слово «дом» – это еще и место, где человек чувствует себя уютно, а не только фактическое его место жительства).

Важно обозначить, что молодёжный сленг учащихся является постоянно меняющимся и динамичным. Список функций можно пополнять, поскольку всех особенностей использования сленга не учесть. Хотелось бы отметить, что молодёжный сленг может отличаться в зависимости от школы, района, региона.

Значение и роль молодёжного сленга для учащихся:

  • Развитие личности, самоидентификация. Это лексика позволяет ребятам выражать себя, свои эмоции, что особенно важно в трудном периоде жизни, когда они стараются найти свое место в обществе.

  • Независимость. Сленг служит средством самостоятельности во взрослом мире.

  • Организация подростковых сообществ. Молодёжный сленг помогает ребятам стать частью определенной культуры, группы. Лексика позволяет чувствовать себя частью чего-то большего. Это очень важно для некоторых учащихся, которые чувствуют себя одинокими или изолированными.

  • Общение с ровесниками, выделение. Молодёжный сленг может быть использован как способ скрыть смысл беседы от взрослых, сторонних слушателей.

Таким образом, молодёжный сленг играет важную роль в становлении, самоидентификации учащихся, помогая им выражать себя, создавать группы и защищать своё право и мнение. Несмотря на то, что такая речь часто непонятна взрослым, старшему поколению, она важна и будет продолжать развиваться.

Глава 2. Практическая часть

Социологическое анкетирование учащихся 5-х и 6-х классов

Результаты и анализ

Мнение взрослых

Изучив теоретический материал по теме молодёжного сленга, нам посчитали необходимым провести анкетирование среди всех учащихся 5-х классов, частично 6-х, чтобы изучить их знания и мнения о сленге.

Анкетирование считается необходимым инструментом для получения информации от людей. Этот способ позволяет и помогает рассмотреть мнения, понятия людей о конкретных явлениях; квалифицировать мотивацию собственной работы.

Анкетирование проводилось среди учащихся нашего Центра образования в течение недели.

В анкетах мы попросили 113 учащихся ответить на следующие вопросы:

1. Что такое молодежный сленг?

2.  Знаете ли вы слова молодежного сленга?

3. Используете ли вы эти слова в своей речи?

4. Запишите те, которые вы употребляете наиболее часто.

5. С какой целью вы их употребляете?

6. Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?

7. Стараетесь ли вы обойтись без молодежного сленга?

Исследование показало, что лексическое значение выражения «молодежный сленг» 37 учащихся не смогли объяснить, хотя они активно используют сленг в своей речи. 68,1% учащихся нашего Центра образования школы знают слова молодежного сленга, а 31, 9% – не знают (Приложение).

Часто используют эти слова в своей речи 46,55 % учащихся (54 чел.), редко – 43,10 % (50 чел.), никогда 8,62 9% (10чел.) Это говорит о том, что часть учеников понимает, что употребление жаргонизмов не делает их речь красивой и старается обходиться без них.

Использование нелитературной лексики чаще всего наблюдается при общении учащихся друг с другом и при выражении какого-либо чувства. В зависимости от ситуации слова могут выражать разнообразные эмоции: радость, разочарование, удивление, раздражение и др. Ребята считают, что чувства и эмоции тяжело выразить литературным языком.

Далее мы попросили написать слова, которые ребятаупотребляют наиболее часто. Анализ исследовательской работы и наших наблюдений позволили выделить в речи учащихся следующее:

Количество ответов

36

1

8

1

1

2

27

41

7

48

3

11

пон

кста

хз

нез

чо

ничо

рофл

треш

чел

кринж

пр

спс

31,03%

0,86%

6,90%

0,86%

0,86%

1,72%

23,28%

35,34%

6,03%

41,38%

2,59%

9,48%

Закономерным показался нам вопрос, который мы задали обучающимся: «С какой целью вы их употребляете?» Выяснилось следующее:

А) Считаем, что модно и современно – 23 учащихся (19,83%)

Б) Нужны в речи для связи слов – 17 (14,66%)

В) Помогает преодолеть недостаток слов в моей речи – 12 (10,34%)

Г) Делают речь понятнее для друзей – 42 (36,21%)

Д) Помогают самоутвердиться – 7 (6,03%)

Е) Придать своей речи живость, юмор – 61 (52,59%)

Мы выяснили, что ребята лучше понимают друг друга, разговаривая на жаргоне. Кроме этого, присутствует элемент самоутверждения – 6 % (7 чел.). Мы считали, что это утверждение «Модно и современно» наберет наибольшее количество голосов, но самым популярным стал ответ: «Придать свое речи живость и юмор».

Вопросом «Мог бы я обойтись без сленга, жаргонных слов и выражений?» не задавались 60 человек (51,72%). 46 учащихся (39,66%) ответили, что могут не использовать эти слова и выражения, 12 (10,34%)– не представляют свою речь без сленга.

17 учащихся (14,66%) считают, что, будучи взрослыми, не будут употреблять сленговую речь, 35 (30,17%) – оставят слова в своем лексиконе, 37 (31,90%) – не задумывались над этим вопросом.

Выбор учащимся того или иного ответа свидетельствует о его мироощущении и жизненных установках. Во всех случаях частое употребление этих «лишних слов», несомненно, портит нашу речь.

Наши рекомендации для желающих повысить культуру речи:

  • читать больше художественную литературу;

  • овладевать нормами литературного языка;

  • контролировать свою речь.

Мы поинтересовались мнением взрослых об употреблении молодёжного сленга.

Некоторые взрослые участники используют «молодёжные словечки», чтобы сохранить связь с молодежью, показать себя «в курсе» современных тенденций. Другие избегают использования данной лексики, поскольку это выглядит «непрофессионально», «некорректно», «неуместно».

Заключение

В заключение хочется отметить то, что молодёжный сленг – важный элемент культуры молодежи. Он используется в различных ситуациях, от частных разговоров с друзьями до общения в рабочей обстановке. Несмотря на то, что сленг может быть непонятен для более взрослых людей, его применение является нормальным способом общения для учащихся. Бороться со сленгом или принимать его? Думаем, принимать. Часть ребят будут им пользоваться всегда.

Гипотеза подтвердилась:в речи учащихся моей школы преобладает лексика молодежного сленга, ее употреблениеделает речь понятнее в общении между собой. Слова, словосочетания и выражения часто используются еще и для своей речи живости. Задачи, поставленные перед проектом, были успешно решены.

В планах продолжить работу над темой и составить словарь молодёжного сленга Центра образования «Спутник» с. Чесноковка. Это позволило бы улучшить общее понимание этого сленга у тех, кто хочет понимать его, а также помогло в переводе различных текстов, где могут использоваться слова из молодёжного сленга.

Список информационных источников

  1. Афанасьева А. Р., Коньков В. И. Эволюция молодёжного сленга // Межкультурная коммуникация в едином образовательном пространстве: проблемы и перспективы. – 2021. – С. 171-173.

  2. Гареева Л. М. Современный молодежный сленг: его источники и разновидности // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – №. 9-3 (111). – С. 129-131.

  3. Лейкина Н. А. Функции молодежного сленга // Актуальные проблемы языка и культуры: традиции и инновации. – 2020. – С. 210-212.

  4. Черенкова Д. И. Молодежный сленг: положительное и отрицательное влияние на сознание и речь подростка // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения. – 2019. – С. 246-249.

Просмотров работы: 45