Изучение влияния СМИ на речь подростка

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучение влияния СМИ на речь подростка

Панкратова Д.С. 1
1МБОУ «Лицей №1»
Рузанова Т.Л. 1
1МБОУ «Лицей №1»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

В последнее время я стала обращать внимание на речевую безграмотность. Множество речевых и грамматических ошибок допускают как подростки, так и взрослые, образованные люди. Порой кажется, что забыты все правила русского языка. Мне стало интересно: почему люди говорят и пишут с ошибками? Ведь несколько лет назад человечество было грамотнее, и об этом нам говорят различные результаты исследований, проведённых учёными.

Именно поэтому я решила провести исследование и выяснить причину падения уровня грамотности и культуры речи.

Объект исследования: средства массовой информации

Тема: «Изучение влияния СМИ на речь подростка»

Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что в настоящее время уровень грамотности школьников, а также их речевой этикет снижается, а способствуют этому, безусловно, источники СМИ: Интернет, радио, телевидение, журналы и газеты.

На основе определённой цели мною была выдвинута гипотеза данного исследования: я считаю, что причиной снижения уровня грамотности и культуры речи у подростков является не только снижение читательского интереса, но и огромное воздействие на нас средств массовой информации и интернета.

Цель исследования: выяснить причину падения уровня грамотности и культуры речи у подростков, влияние на речевую культуру средств массовой информации.

Гипотеза: влияние средств массовой информации носит неоднозначный характер, то есть оно может быть как позитивным, так и негативным.

Задачи исследования:

- рассмотреть понятие «СМИ».

- проанализировать функции СМИ.

- выявить сущность влияния СМИ на речь подростка.

- провести опрос среди учащихся «МБОУ Лицей№1» с целью выяснения их отношения к СМИ.

- определить способы решения выявленных проблем.

Методы исследования: для решения поставленных задач я использовала следующие методы:

- эмпирический (анкетирование, наблюдение за речью учащихся, сравнение, анализ, обработка данных анкетирования)

- теоретический (изучение научной литературы)

2. Теоретическая часть.

Глава 1

Что такое СМИ?

Казалось бы, этот вопрос не должен вызывать затруднений. Большинство людей, скорее всего, ответят на него примерно так: СМИ – это любое издание, выходящее с какой-либо периодичностью и рассчитанное на некую аудиторию. Однако такое определение не является исчерпывающим.

Итак, средства массовой информации (СМИ) - это система учреждений, созданных в обществе для открытой публичной передачи информации с помощью специальных технических средств.

Отличительная черта СМИ – это публичность, неограниченный круг пользователей, непостоянный объём аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса.

Виды СМИ:

- электронные СМИ: телевидение, радио, интернет

- печатные издания (пресса): газеты, журналы

Функции СМИ:

Информационная ― сбор и передача населению информации о событиях действительности.

Регулятивная ― воздействует на принятые обществом стандарты поведения, формирует общественное мнение (вплоть до запуска в действие окна Овертона).

Нормативная ― формирование социальных ценностей и норм.

Просветительская ― донесение до аудитории важной информации о правах, обязанностях и возможностях.

Социального контроля ― формирование и корректировка социальной политики.

Эмоциональной разрядки ― уменьшение или снятие напряжения

Но есть и другое, менее заметное влияние СМИ на каждого из нас. От увиденного по телевизору, прочитанного в газете и журнале, услышанного по радио меняются сложившиеся взгляды и предпочтения людей.

2.1 Влияние СМИ

Под влиянием СМИ, происходит изменение речевой культуры, формируются процессы, которые ведут к снижению качества речи. Особое беспокойство вызывает негативное влияние современных средств массовой информации на молодое поколение. Подростки бессознательно впитывают в себя всё, что их окружает. СМИ оказывает влияние не только на грамотность людей, но и на их поведение.

Положительное влияние Средств Массовой Информации (источники новостей) на подростков.

СМИ помогает развить понимание. Большинство подростков живут закрытой жизнью. Но под воздействием различных СМИ, у них появляется осведомленность об обществе и мире. Это культурное и политическое сознание является жизненно важным, если мы хотим получить поколение социально ответственных граждан. Из новостных каналов, журналов, социальных сетей, которые трубят о мировых событиях, подростки могут понять, что происходит в мире.

Негативное влияние СМИ на подростков.

Подростки, которые смотрят слишком много телевидения, показывают более низкие результаты на экзаменах. Кроме того, такие подростки плохо читают. Исследования показывают, что люди с высокими баллами на экзаменах меньше смотрели телевизор в детстве и подростковом возрасте.

Именно поэтому в средствах информации происходят изменения норм русского языка. С одной стороны, СМИ держат нас в курсе событий. С другой же стороны, мы отступаем от норм речи и используем:

- разговорные и просторечные слова (чё,щас и др.)

-жаргонизмы (облом, кент, меня плющит и др.)

-иноязычные слова (босс, ник, хай и др.)

- интернет-сленг (бро, клево, забей и др.)

- использование графических элементов или пиктограмм (« :) - улыбка и др.

Глава 2

3.1 Проведение исследования «Влияние СМИ на речь

подростков МБОУ «Лицей №1»

В первую очередь, СМИ влияет на подростков. Подрастающее поколение формирует свои мнения и вкусы практически на все сто процентов благодаря развлекательному телевидению и Интернету. Большую часть информации, которая получают школьники из интернета, они начинают считать собственным мнением.

В своём исследовании я постаралась найти ответы на следующие вопросы:

-действительно ли существует проблема снижения уровня культуры речи и грамотности?

-в чём её причины?

-каковы последствия?

-возможно ли остановить падение уровня грамотности и культуры речи школьников, и как это сделать?

Исходя из этого, я провела несколько опросов для учащихся 5-6 классов МБОУ «Лицей№1» с целью выяснения их отношения к современным источникам информации. Анкетирование проводилось в течение третьей четверти.

Анализ анкетирования учеников показал, что все участники активно пользуются всеми каналами средств массовой информации. Что касается достоверности информации из СМИ, то респонденты отдают предпочтение телевидению и печатным изданиям, так же можно сказать, что практически все опрошенные ученики активно пользуются всеми каналами средств массовой информации и считают, что использование этих самых каналов нейтрально сказывается на психо-эмоциональном состоянии современной молодежи.

1 вопрос звучал так; "Из какого источника СМИ вы предпочитаете читать информацию?". 72 человека ответили «Интернет» (80%), а 18 учеников сказали «телевидение» (20%).

Отвечая на 2 вопрос анкеты "Какой источник СМИ, по вашему мнению, является наиболее достоверным?", четверо из опрошенных респондентов сказали, что это телевидение (5%), пять человек ответили, что это газеты, журналы (10%), 81 человек ответили, что это Интернет (90%).

В ответе на 3 вопрос "Используете ли вы Интернет в качестве основного источника информации?" абсолютно все участники опроса ответили «да» (100%).

На 4 вопрос "Сколько времени вы проводите в Интернете?" таким образом тринадцать человек сказали «менее 1 часа» (15%), 73 респондента выбрали ответы «1-2 часа» и «2-4 часа» (80%), и четверо сообщили, что проводят в Интернете более 4 часов (5%).

Отвечая на 5 вопрос "Какие источники информации вы никогда не используете?", абсолютное большинство ответили, что не используют радио (85 человек, 95%), 5 сказали, что не используют газеты и журналы (5%).

В ответе на 6 вопрос "Какая информация, передаваемая каналами СМИ, вам наиболее интересна?" основной массив опрошенных выбрал варианты отдых, досуг, развлечения, спорт и новости.

На вопрос 7 "Как часто Вы анализируете информацию, полученную через СМИ?" все ученики ответили "всегда"(100%).

На завершающий, 8 вопрос анкеты "Как Вы можете в целом оценить влияние современных СМИ на молодежь?" ровно половина из опрошенных придерживается нейтральной стороны (45 человек, 50%), девять человек отмечают негативное влияние средств массовой информации на молодежь, и 2 думают, что они позитивно влияют на молодое поколение.

В моём исследовании я также использовала метод наблюдения. Общаясь с одноклассниками и их друзьями, я выяснила, что 80% ребят используют в речи нецензурные выражения. По словам учителей русского языка МБОУ «Лицей»№1, учащиеся 5-6 классов в своих сочинениях допускают большое количество речевых ошибок. Среди них встречаются разговорные и жаргонные выражения.

Глава 2.2

3.2 Способы решения выявленных проблем. Рекомендации.

Подводя итог результатам анкетирования можно выделить большинство опрошенных учеников, по их мнению, не испытывают серьезного влияния со стороны средств массовой информации, однако являются очень сильно зависимыми от них. Так же большая часть опрошенных негативно относятся к безнравственности льющейся в избытке из телевизора, всемирной сети и других СМИ. Я убедилась в том, что СМИ негативно влияют на речь школьников МБОУ Лицей. Из-за неграмотной и малокультурной речи блогеров, музыкальных исполнителей, из-за ошибок, допускаемых тележурналистами и авторами объявлений, мы сами говорим и пишем неправильно. Подросткам нравится использовать Интернет-сленг. Их радует, когда им пишут на таком же сленге. Из-за увлечения Интернет-сленгом подростки пишут с ошибками, искажающими устную и письменную речь не только на форумах, но и в повседневной жизни (в частности в тетрадях по русскому языку). Неправильная речь звучит не только в Интернете, но и с экранов телевидения, в эфире радио, т.е. в повседневной жизни. В речи подростков появляется много иностранных слов, употребляющихся без перевода. Интернет-общение содержит много нецензурных фраз, приводящих к засорению языка.

Я думаю, что «противоядием» такой ситуации может быть сознательная работа по повышению культуры речи человека. Если люди, распространяющие массовую информацию, будут показывать пример чистой, грамотной речи – устной и письменной, любви к чтению хорошей литературы, мы сможем противостоять вредному влиянию СМИ на сознание подростков.

Я хотела бы дать следующие рекомендации моим одноклассникам и их друзьям:

1) Больше читать классическую и научно-популярную литературу (электронная библиотека «Литмир», «RoyalLib.com);

2) Выбирать контент и просматривать развивающие видеоролики, фильмы, телепередачи (образовательная платформа «Лекториум», группы в «В контакте»: «Прогулки сквозь века», «Art Traffic. Культура. Искусство», «Наука и техника», телеканал ВВС, электронная библиотека «КиберЛенинка», портал «Техника-молодежи»);

3) Сокращать количество времени, проведённого за компьютером и планшетом (за компьютером – не более 3 часов в день, за планшетом – не более 2 часов.);

4) Слушать много разнообразной и качественной музыки;

5) Не гнаться за модой;

6) Следить за своей речью (не употреблять грубые слова, нецензурные выражения и жаргонизмы).

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СМИ сегодня - это мощный фактор воздействия на психологическое социальное состояние подростков. Я рассмотрела тему влияния СМИ на речь подростков , и теперь можно с уверенностью сказать, что воздействие средств массовой информации существует и оно достаточно значимое. Выяснилось, что существует как позитивное, так и негативное медиа-воздействие на молодых людей.

В результате исследовательской работы и наблюдений я пришла к выводу, что грамотность речи школьников неизбежно падает и способствует этой тенденции множество факторов: СМИ, образование, друзья, семья, но наибольшее влияние оказывают СМИ, в том числе интернет. В результате исследования поставленная цель была достигнута и сделаны выводы.

Опираясь на результаты опроса, можно сказать, что современное молодое поколение определенно находится под влиянием СМИ. Многие подростки не считают влияние СМИ негативным, не считают, что СМИ оказывает плохое воздействие на здоровье человека и его сознание. Это говорит о том, что именно в данный момент ситуация чрезвычайная и требует немедленного решения, ведь подростки уже находятся под гипнозом - гипнозом СМИ. Если родители не будут контролировать жизнь подростков и их занятость в свободное время, а те в свою очередь правильно осознавать воздействие СМИ на психику и нравственность, последствия будут плачевны. Злоупотребление современными СМИ, в особенности Интернетом, тало очень распространено в мире. Интернет-зависимость стала серьезной проблемой для здоровья физического и психологического. Но следует отметить, что СМИ используются подростками для получения дополнительного образования. Они имеют возможность общаться со своими сверстниками из других стран, что существенно расширяет их кругозор. Интернет позволяет организовать общение с родными, которые живут далеко. Это позволяет сохранить связь различных поколений. Я считаю, что достаточно полно изучила сущность и специфику данной проблемы, с поставленными задачами моего проекта я справилась, цель которую я ставила перед собой, достигнута. Моя гипотеза, которую я выдвинула в начале исследовательской работы, подтвердилась.

В заключение, устремляя внимание на проблему культуры речи человека, я бы хотела процитировать слова А. Н. Толстого, который писал: «Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». От каждого из нас зависит в той или иной мере здоровье общей языковой среды, которую мы хотим сохранить для новых поколений в чистоте и свежести. Мощь, мудрость и красота русского слова открывается во всей своей широте только перед человеком, просвещенным и знающим.

5. Список информационных источников

1) Колмакова В. В., Федоненко К., Савельев Т; Влияние СМИ на речевую культуру // Молодой ученый. — 2016;

2) Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ — русский язык для всех. [Электронный ресурс//gramota.ru];

3) https://moluch.ru/archive/189/47856/ Информационный портал (https://life.ru).

4)Https://www.prodlenka.org/publikacii-uchaschihsja/proektnye-raboty/8927-vliyanie-smi-na-podrostkov

5)https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-smi-na-formirovanie-lichnosti-podrostka

6) https://moluch.ru/archive/189/47856/

Приложение 1

Анкета для учащихся 5-6 классов

1.Из какого источника СМИ вы предпочитаете читать информацию?

2. Какой источник СМИ, по вашему мнению, является наиболее достоверным?

3.Используете ли вы Интернет в качестве основного источника информации?

4.Сколько времени вы проводите в Интернете?

5. Какие источники информации вы никогда не используете?

6. Какая информация, передаваемая каналами СМИ, вам наиболее интересна?

7. Как часто Вы анализируете информацию, полученную через СМИ?

8. Как Вы можете в целом оценить влияние современных СМИ на молодежь?

Приложение 2

Анализ исследования

Из какого источника СМИ вы предпочитаете читать информацию?

Какой источник СМИ, по вашему мнению, является наиболее достоверным?

Используете ли вы Интернет в качестве основного источника информации?

Сколько времени вы проводите в Интернете?

Какие источники информации вы никогда не используете?

Какая информация, передаваемая каналами СМИ, вам наиболее интересна?

Как часто Вы анализируете информацию, полученную через СМИ?

Как Вы можете в целом оценить влияние современных СМИ  на молодежь?

Просмотров работы: 226