Введение
Интернет сегодня – это самый колоссальный источник информации. Невозможно представить жизнь современного человека без мобильного телефона и компьютера с доступом в Интернет. Мировая сеть представляет собой не только огромную поисковую систему, но и всё чаще используется как средство общения, особенно представителями молодого поколения. Общение в социальных сетях – основной образ жизни современного ребенка, подростка и даже взрослого.
Виртуальная коммуникация породила особый язык – язык виртуального общения, или «сетеяз». Этот особый язык постепенно перебрался в нашу повседневную жизнь. Посещая различные сайты, общаясь по электронной почте, сразу замечаешь, что в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют без соблюдения норм орфографии и пунктуации. В чатах, на форумах тексты пишутся без знаков препинания, без пробелов, без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками.
Писать безграмотно, т.е. на «олбанском языке», стало очень модно, особенно в молодежной среде, хотя многие школьники, активно употребляющие варианты «олбанского» написания, ничего не знают об этом явлении.
Возникает проблема: в школе мы стараемся соблюдать нормы орфографии и грамматики, пишем, как учат правила и требуют учителя, а в интернете – отступаем от правил, чтобы не показаться несовременными.
Мы решили изучить это явление, чтобы понять, «сетеяз» - это безобидная игра или серьезная угроза нашему языку, ведущая к потере грамотности и отсутствию взаимопонимания между людьми.
Цель проекта: проанализировать речь обучающихся нашей гимназии и определить степень влияния «сетеяза» на речь детей, на взаимопонимание между людьми разного поколения.
Объект исследования:язык виртуального общения, или «олбанский язык».
Предмет исследования: влияние языка виртуального общения на взаимопонимание между людьми разного поколения.
Задачи проекта:
Изучить научную литературу по теме проекта;
Провести анкетирование среди обучающихся начального, среднего и старшего звеньев с целью определения отношения к языку виртуального общения;
Составить толковый словарик «сетеяза»;
Провести анкетирование среди людей разного возраста с целью определения знания слов «сетеяза»;
Сформулировать выводы по теме исследования.
Гипотеза: использование «сетеяза» оказывает сильное влияние на взаимопонимание людей и искажает великий русский язык.
Методы исследования: анализ научной литературы, сравнение, обобщение, анкетирование, анализ результатов анкетирования.
Новизна данной работы состоит в том, что рассматривается общение учащихся «Гимназии №4» в сети Интернет.
Практическая значимость: материал исследования может применяться на уроках русского языка и классных часах с целью защиты русского языка.
Глава 1. Использование русского языка в сети Интернет
Нормы русского языка
Русский язык, всегда был, есть и будет величайшей ценностью для всех народов России. Именно он породил, сохранил, и будет всегда хранить русскую культуру как основу устойчивого развития всего человечества.
Для литературного языка характерна нормированность.
Языковая норма – это правила употребления слов, их произношения и правописания. Это образцовое, общепринятое употребление слов, словосочетаний, предложений.
Норма обладает некоторым набором признаков:
1) устойчивость нормы;
2) распространенность языкового явления;
авторитет источника.
Выделяются следующие типы языковых норм:
– нормы письменной и устной речи;
– нормы письменной речи;
– нормы устной речи.
К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:
– лексические нормы;
– грамматические нормы;
– стилистические нормы.
Специальными нормами письменной речи являются:
– нормы орфографии;
– нормы пунктуации.
Только к устной речи применимы:
– нормы произношения;
– нормы ударения;
– интонационные нормы.
Нормы, общие для устной и письменной речи, касаются языкового содержания и построения текстов.
Лексические нормы, или нормы словоупотребления, – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.
Грамматические нормы делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические.
Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов.
Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.).
Синтаксические нормы предписывают правильное построение словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов, соотнесения частей предложения друг с другом, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием.
Стилистические нормы – это разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.
Нормы орфографии – это правила обозначения слов на письме. Они включают правила обозначения звуков буквами, правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, правила употребления прописных (заглавных) букв и графических сокращений, правила переноса слов.
Нормы пунктуации определяют употребление знаков препинания.
Орфоэпические нормы включают нормы произношения, ударения и интонации.
Свободный, сильный, изысканный русский язык является одним из самых красивых и богатых языков мира. Его достоинства выражаются в огромном словарном запасе, богатстве синонимов слов, подвижностью ударения, гармоничном синтаксисе и т.д. Однако и у этого великого и могучего языка есть ряд острых проблем. Например, тревогу вызывает проникновение в нашу речь большого количества иностранных слов и выражений, а самое страшное нарочно допускаются орфографические и пунктуационные ошибки, сокращают слова, пропускают отступ между ними. Иными словами, происходит искажения норм русского языка.
Язык – явление развивающееся, поэтому мгновенно реагирует на все изменения в обществе, пополняясь новыми словами, избавляясь от ненужных. Мы изменяем свой язык. Вопрос – в лучшую ли сторону? Лев Толстой говорил: «Кто на каком языке думает, тот к такому народу и принадлежит». Любопытно, к какому народу принадлежим мы?
«Сетеяз» как язык виртуального общения
Бурный рост со второй половины XX века компьютерных технологий, и, в частности, массовое внедрение в середине 1980-х годов в обиход обычного человека персональных компьютеров и компьютерных устройств, внесли в русский язык громадное количество специальных слов и выражений, богатую разветвлённую терминологию.
Под термином «сленг» объединяются разнородные явления - жаргонизмы, разговорные слова и выражения, присущие виртуальному общению, случайные образования, возникшие в результате ассоциаций, образные слова и выражения. Многие слова и обороты, начавшие свое существование как «сленговые», в настоящее время прочно вошли в сетевое пространство. Эти единицы, выходя за пределы профессионального и группового сленга, начинают употребляться широкими кругами носителей общелитературного языка, не ограниченными определенными социальными рамками (возраст, профессия, уровень образования, общие интересы и др.). Основным источником таких слов в русском языке является Интернет-сленг [1].
Интернет-сленг делает речь более краткой, эмоционально-окрашенной. В виртуальном пространстве с помощью Интернет-сленга современная молодежь может наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции. Главное в этом языковом явлении – отход от обыденности, игра, ирония, маска. Непринужденный молодежный сленг . Молодежный интернет-сленг подобен его носителям: он резкий, громкий, дерзкий – одним словом, «сетеяз».
«Сетеяз», то есть «сетевой язык» – это интернет-язык, который обладает своими характерными чертами. К чертам «сетеяза» относятся:
- невнимание к правилам грамматики и орфографии или сознательное их искажение;
- нерегулярная пунктуация;
- обилие ошибок и опечаток;
- неформальность обращений;
- использование сокращений: нра (нравится), оч (очень);
- использование особых графических символов (например, смайлики, знаки улыбки);
- отсутствие деления на абзацы;
- образование новых слов и другие.
Новый стиль общения в Интернете подразумевает, что виртуальный человек должен уметь говорить быстро и при этом еще быть оригинальным.
По мнению психологов: «Ничего удивительного в этом нет. У детей, подростков и ребят постарше всегда было стремление отгородиться от «взрослой», общепринятой культуры и чем-то выделиться». То есть школьники и студенты, пользуясь словарным составом «сетеяза», хотят подчеркнуть собственную продвинутость, современность, посвященность.
Ещё одной причиной появления и распространения «нового языка» исследователи считают бедность словарного запаса пользователей. Предполагается, что родоначальники «олбанского» языка на различных форумах и конференциях высмеивали пользователей, которые пишут правильно (грамотно).
Существует мнение, что предпосылкой для появления «олбанского», стала потребность в создании набора эмоциональных клише той части пользователей сети Интернет, которые не удовлетворены смайликами или эмотиконами.
Характерной особенностью, отличающей сленг в сетевом пространстве от других видов, является его быстрая изменчивость, объясняемая сменой поколений [2].
В чем же отличие Интернет-сленга от сленгов других типов?
Во-первых, эти слова служат для общения людей одной возрастной категории. При этом они используются в качестве синонимов к английским словам, отличаясь от них эмоциональной окраской.
Во-вторых, Интернет-сленг отличается «зацикленностью» на реалиях мира молодых. Рассматриваемые сленговые названия относятся только к сетевому пространству, таким образом, отделяя его от всего остального, и зачастую непонятны людям других возрастных категорий. Благодаря знанию такого специального языка, молодые чувствуют себя членами некой замкнутой общности.
Вместе с новой техникой в мир человека внедрились также компьютерные игры, где тоже присутствуют определённые индивидуальные обозначения вещей, такие как квест, RPG, дедматч и др.
Таким образом, Интернет-сленг нельзя причислить ни к одной отдельно взятой группе нелитературных слов и можно рассматривать его как явление, которому присущи черты каждой из них. Это и позволяет определить слова «сетеяза» как слова, употребляющиеся только людьми определенной возрастной категории, которые заменяют обыденную лексику разговорной, а иногда и с грубо-фамильярной окраской.
Олбанский язык
В жизни мы используем два языка – сложный письменный и простой устный. Интернет породил третий язык – промежуточный. Он соединил в себе точность первого и краткость второго.
Третий язык быстро набирает лексику. Слова типа «аська» или «мыло» давно перестали быть неологизмами и вошли в разговорный язык. Сетевой жаргон уже практически превратился в диалект, непонятный для непричастных. Ситуация стала меняться в самое последнее время, когда все больше и больше стал заявлять о своих правах так называемый «олбанский язык», получивший огромное распространение. Для него характерны нарушения правил орфографии, но нарушены они таким образом, что слово, написанное необычным способом, звучит привычно, поэтому и закрепилось искаженное название «олбанский».
Основой «олбанского языка» как раз и является возведение ошибок в правило, говоря иначе, своеобразный культ ошибки, которая превращается в единственно признаваемый принцип. К нему, в свою очередь, присоединяется несколько технических приемов, обеспечивающих в случае необходимости «перевод» с русского языка на «олбанский».
Это, во-первых, правило: «пиши, как слышишь». Во-вторых, написание в конце слов тех шумных звонких согласных, которые в произношении невозможны (классические образцы — «превед» вместо «привет» или «красавчег» вместо «красавчик»), и, в-третьих, использование буквосочетания «сч» на месте буквы «щ».
Распространено также слияние слов воедино без пробела (ржунимагу).
Важно отметить, что лексика «олбанского языка» выходит за пределы Интернета – слова «превед», «зачот», «аффтар жжот» можно встретить и в СМИ, и в рекламе.
Распространение «сетеяза» неизбежно снижает грамотность. Невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции с помощью таких слов, а потом, когда будет необходимо, заговорить красиво и грамотно. Человек, который уважает себя, людей, которые его окружают, страну, в которой живет, прошлое своих предков, должен уважать и свой язык.
Все более переходя на виртуальное общение, мы можем разучиться красиво говорить, да и что там красиво – можно разучиться говорить вообще.
Глава 2. Практическая часть
Для проверки выдвинутой гипотезы мы составили анкету для учащихся нашей гимназии.
Инструкция
Общение в социальных сетях – основной образ жизни современного ребенка, подростка и даже взрослого.
Виртуальное общение породило особый язык – язык виртуального общения, или «сетеяз». Этот особый язык постепенно перебрался в нашу повседневную жизнь.
В виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют без соблюдения норм орфографии и пунктуации. В чатах, на форумах тексты пишутся без знаков препинания, без пробелов, без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками.
Цель нашего анкетирования – определить, а как общаетесь в сети вы?
Анкета
Чем для тебя является Интернет? Выбери 1 вариант ответа:
А) Интернет - так же важен для меня, как школа, друзья;
Б) Интернет - источник информации, которым удобно иногда пользоваться;
В) Интернет - просто развлечение.
Как часто Вы пользуетесь Интернетом? Выбери 1 вариант ответа:
А) очень часто;
Б) часто;
В) редко.
Соблюдаешь ли ты правила русского языка при общении в сети Интернет? Выбери 1 вариант ответа:
А) да;
Б) нет;
В) не всегда.
Используешь ли слова из «сетеяза» при общении (СПС, норм и тому подобные)? Выбери 1 вариант ответа:
А) очень часто;
Б) часто;
В) редко;
Г) никогда.
Напиши слова, которые употребляешь в сети.
С какой целью ты их употребляешь?
А) Чтобы быть современным;
Б) Чтобы меня понимали сверстники;
В) Не хватает времени на написание сообщений в сети Интернет, соблюдая правила русского языка;
Г) Грамотное написание слов – это скучно;
Д) Чтобы прикрыть свою безграмотность;
Е) Потому что это модно.
Мог (могла) бы ты обойтись без употребления «сетеяза»?
А) Да;
Б) Нет;
В) Не всегда.
Когда станешь взрослым, будешь ли ты употреблять подобные слова?
А) Да;
Б) Нет;
В) Не думал(а) об этом;
Как ты думаешь, влияет ли написание слов в Интернете на твою грамотность?
А) Да;
Б) Нет.
Анкетирование было проведено среди учащихся 4, 9 и 11 классов.
Обработав ответы, мы получили следующие результаты.
Чем для тебя является Интернет?
Вопрос анкеты |
4 класс |
9 класс |
11 класс |
Всего |
Интернет - так же важен для меня, как школа, друзья |
3 чел. |
10 чел. |
12 чел. |
25 |
Интернет - источник информации, которым удобно иногда пользоваться |
20 чел. |
15 чел. |
9 чел. |
44 |
Интернет - просто развлечение |
8 чел. |
4 чел. |
6 чел. |
18 |
Чем старше дети, тем важнее для них интернет; чем младше дети, тем больше для них интернет выступает источником информации и способом развлечения.
Как часто Вы пользуетесь Интернетом? Выбери 1 вариант ответа:
Вопрос анкеты |
4 класс |
9 класс |
11 класс |
Очень часто |
1 чел. |
19 чел. |
19 чел. |
Часто |
18 чел. |
8 чел. |
2 чел. |
Редко |
2 чел. |
0 чел. |
0 чел. |
Очень часто используют интернет дети старшего возраста.
Соблюдаешь ли ты правила русского языка при общении в сети Интернет? Выбери 1 вариант ответа:
Вопрос анкеты |
4 класс |
9 класс |
11 класс |
Да |
19 чел. |
10 чел. |
13 чел. |
Нет |
0 чел. |
2 чел. |
1 чел. |
Не всегда |
10 чел. |
15 чел. |
7 чел. |
Только один ребёнок из опрошенных (4 класс) не общается в сети. Соблюдают правила в большей степени ученики 4 класса.
Используешь ли слова из «сетеяза» при общении (СПС, норм и тому подобные)? Выбери 1 вариант ответа:
Вопрос анкеты |
4 класс |
9 класс |
11 класс |
Очень часто |
9 чел. |
2 чел. |
1 чел. |
Часто |
10 чел. |
8 чел. |
7 чел. |
Редко |
6 чел. |
11 чел. |
9 чел. |
Никогда |
4 чел. |
6 чел. |
3 чел. |
При данном соотношении ответов слов «сетеяза» больше представили ученики 11 класса.
Напиши слова, которые употребляешь в сети (Приложение).
С какой целью ты их употребляешь?
Вопрос анкеты |
4 класс |
9 класс |
11 класс |
Чтобы быть современным |
10 чел. |
4 чел. |
6 чел. |
Чтобы меня понимали сверстники |
13 чел. |
10 чел. |
10 чел. |
Не хватает времени на написание сообщений в сети Интернет, соблюдая правила русского языка |
4 чел. |
9 чел. |
6 чел. |
Грамотное написание слов – это скучно |
1 чел. |
2 чел. |
0 чел. |
Чтобы прикрыть свою безграмотность |
7 чел. |
0 чел. |
0 чел. |
Потому что это модно |
6 чел. |
0 чел. |
1 чел. |
Только 1 ученик из опрошенных (4 класс) написал, что не употребляет слова «сетеяза».
Мог (могла) бы ты обойтись без употребления «сетеяза»?
Вопрос анкеты |
4 класс |
9 класс |
11 класс |
Да |
11 чел. |
19 чел. |
14 чел. |
Нет |
5 чел. |
3 чел. |
2 чел. |
Не всегда |
15 чел. |
3 чел. |
4 чел. |
Опрошенных, готовых отказаться от «сетеяза», больше.
Когда станешь взрослым, будешь ли ты употреблять подобные слова?
Вопрос анкеты |
4 класс |
9 класс |
11 класс |
Да |
5 чел. |
6 чел. |
9 чел. |
Нет |
5 чел. |
3 чел. |
2 чел. |
Не думал(а) об этом |
20 чел. |
18 чел. |
9 чел. |
Не задумываются об употреблении слов «сетеяза» в дальнейшем, в большей степени, ученики 4 класса.
Как ты думаешь, влияет ли написание слов в Интернете на твою грамотность?
Вопрос анкеты |
4 класс |
9 класс |
11 класс |
Да |
21 чел. |
6 чел. |
6 чел. |
Нет |
10 чел. |
19 чел. |
15 чел. |
Уверены в своей грамотности ученики старших классов.
По результатам 5-ого вопроса нами был составлен словарик слов, используемых в сети Интернет (Приложение).
Мы решили проверить, как понимают слова «сетеяза» люди разных поколений. Для этого составили небольшой диалог на языке «сетеяза»:
№ |
«Сетеяз» |
Русский язык |
1 |
- Вацок! Ты чё моросишь? Го. |
- Приятель! Ты что волнуешься? Пойдём! |
2 |
- Йоу, чел! Как матан? |
- Привет! Как дела по математике? |
3 |
- Хай, уцы! |
- Привет, дружище! |
4 |
- Привло! Кд? |
- Привет! Как дела? |
5 |
- Норм! |
- Нормально. |
6 |
- Шо делаем? |
- Что делаем? |
7 |
- Чилимся. |
- Отдыхаем. |
8 |
-Он хзе? |
- Он где? |
9 |
- Хызнула. |
- Она не знает. |
10 |
- Это изи. |
- Это легко. |
Респондентами стали люди в возрасте от 20 до 60 лет.
Результаты, полученные в ходе опроса, представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Возраст |
Количество людей |
Количество правильных ответов |
Количество правильных ответов в процентах |
От 10 до 20 лет |
15 |
111 |
82% |
От 21 до 30 лет |
15 |
86 |
64% |
От 31 до 40 лет |
15 |
73 |
54% |
От 41 до 50 лет |
15 |
70 |
52% |
От 51 до 60 лет |
15 |
54 |
40% |
От 61 до 70 лет |
15 |
51 |
38% |
Таким образом, можно сделать вывод: употребление «сетеяза» может привести к непониманию между разными поколениями людей и к потере нашего великого и могучего русского языка! Гипотеза доказана.
В результате проделанной работы мы составили рекомендации:
1) выпускать стенгазету с рубриками: «Говори правильно», «Пиши правильно»;
2) ежемесячно подводить итоги «Самый грамотный ученик» по результатам письменных работ учащихся.
Заключение
Чистота слова проявляется в соблюдении всех правил грамматики и орфографии. Главными причинами возникновения всего, что нарушает чистоту слова, являются различный уровень образования людей, среда, в которой человек находится, воспитание и семейные традиции.
К сожалению, многие люди не осознают, что чистота родного языка - это показатель культуры и морального состояния всего народа. Каждый современный человек обязан знать элементарные правила русского языка. Реальная же картина свидетельствует, как деградирует общество, становясь практически безграмотным.
Безграмотность порабощает молодых как наиболее активных пользователей социальных сетей, где отказываются от правописания.
В ходе нашего исследования были решены поставленные задачи: нами
изучена научная литература по теме проекта; проведено анкетирование среди обучающихся начального, среднего и старшего звеньев; что позволило составить толковый словарик «сетеяза» и провести анкетирование среди людей разного возраста с целью определения знания значения этих слов.
В результате проделанной работы получила подтверждение гипотеза:
использование «сетеяза» оказывает сильное влияние на взаимопонимание людей и искажает великий русский язык.
Коверканье слов неизбежно снизит грамотность. Мы считаем, что безграмотность в современном информационном обществе все же должна признаваться пороком, а писать и говорить правильно должно считаться престижным. Нужно повышать культуру речи и овладевать нормами языка.
В последнее время в сети Интернет прошли несколько акций: на многих блогах, форумах, персональных страницах появились таблички «Я умею говорить по-русски!», «Пишу по-русски, “аффтарам” просьба не беспокоить», «Хочу читать тексты на правильном русском языке». Кроме того популярность набирает проект «Тотальный диктант».
Таким образом, мы выступаем за чистоту нашего языка и надеемся, что здравый смысл, а главное любовь к русскому языку и желание сохранить его, возобладают над сетевым языком, который постепенно утратит свою популярность.
Список используемой литературы
Бурбукина О. Влияние общения в сети Интернет на практическую грамотность учащихся моей школы – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://znv.ru/12711
Буторина Е.П. А поговорить? Интернет как лингвистический феномен // «Мир медиа XXI», 2019, № 1.
Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке (электронная версия) – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/community/russian_language/post80323446
Горбачевич К.С. Вариантность слова и языковая норма. - Издательство: Наука. Ленинградское отделение. - 2008
Милованова Е., Завалишина М. Социальные сети и подросток – плюсы, минусы и альтернативы. - М., 2014г.
Рощевская Е.В. Общение подростков в Интернете: положительные и отрицательные аспекты – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ito.edu.ru/2010/Rostov/II/7/II-7-15.html
Саксонова Ю.И. Психологические особенности Интернет-общения подростков (чаты и форумы) – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24725
Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. С. 56–62.
Приложение
Словарь «сетеяза»
А
Ассалам алейкум – здравствуйте
Б
Бро – близкий человек
Бугага – злой смех
В
Ватафак – что за ерунда
Вацок – приятель
Внатуре – серьёзно
Всм – в смысле
Вхахахвх – очень смешно
Г
Го – пойдём
Е
Ема – сильное удивление
Ес – да
Ж
Жесть – сильное удивление
Жиза – жизненно
З
Зашквар – что-то сделал мерзкое
Збс – очень хорошо
Здарова- приветствие
И
Изи – легко
Й
Йоу, чел – приветствие
К
Как матан – как дела по математике |
Как там – что произошло |
Капец – удивление |
Кд – как дела |
Кек – ухмылка |
Крч – короче |
Кста - кстати |
Кхлянусь (клинусссь) – говорю правду Л |
Леее – обращение (удивление) |
Лол – смеюсь громко |
Ля ля ля – восхищение М |
Мб – может быть |
Микрочелик - карлик |
Моросишь – волнуешься Н |
Не блещешь!!! – не знаешь хорошо |
Незн – не знаю |
Нефор – не такой, как все |
Норм – всё хорошо О |
Ок – хорошо |
Ока – хорошо |
Окай – хорошо |
ОМГ – удивление |
Ору – смеюсь П |
Пж – пожалуйста |
ПЗР – подкаблучник, влюбленный парень |
Плиз – пожалуйста |
Пок – пока |
Полийсмен - полицейский |
Привло, прив – привет Р |
Ржака - весело |
Рофлить - смеяться |
Рофл - смеюсь громко С |
Салам – привет |
Спос – спасибо |
Спс – спасибо Т |
Ты хзе – ты где |
Ты чё – ты что У |
Уцы – близкий человек, друг
Х
Хай – привет |
ХD – смех |
Хз – не знаю |
Хызнула – она не знает Ч |
Чел – человек |
Чё – что |
Чилл (чилимся, чилить) – отдых (отдыхаем, отдыхать) Ш |
Шо делаем – что делаем
Щ
Щи – лицо
Ы
Ыыы – глупая шутка
Я
Яб – я бы