Образ доктора в детской литературе (на примере произведений А. И. Куприна, К. И. Чуковского, А. Я. Бруштейн)

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ доктора в детской литературе (на примере произведений А. И. Куприна, К. И. Чуковского, А. Я. Бруштейн)

Крстич С.В. 1
1Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр детского творчества"
Козикова А.В. 1
1Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр детского творчества" г. Чебаркуль
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Проблема работы. Мне было известно, что есть много художественных произведений, в которых главным героем является врач. Но я не была с ними знакома, и не знала, какими качествами наделяют своих героев-докторов авторы книг.

Цель работы: изучение образа доктора в детской литературе (на примере произведений А. И. Куприна, К. И. Чуковского, А. Я. Бруштейн).

Задачи работы: 1) изучить биографические данные авторов произведений; 2) сделать обзор сюжетов изучаемых произведений; 3) изучить историю создания произведений; 4) изучить, как описывают авторы изучаемых произведений внешность героев-врачей; 5) изучить характеры докторов в изучаемых произведениях; 6) выявить характеристики профессиональных умений врачей в произведениях; 7) изучить особенности поступков врачей в произведениях.

Актуальность работы. Профессия врача является одной из самых важных, востребованных и, в то же время, сложных. Тем, кто хочет стать врачом, с детства важно не только выучить такие предметы, как химия или биология, но и представлять себе, какими качествами должен обладать врач, видеть перед собой примеры хороших врачей, в том числе – и среди героев художественной литературы.

Новизна работы. В ходе работы изучены произведения художественной литературы, героями которых являются врачи. Проводится сравнение черт этих героев по признакам, предложенным автором работы.

Объект работы: детская художественная литература.

Предмет работы: образ доктора в произведениях детской литературы.

Гипотеза работы: я предполагаю, что врачи во всех изучаемых произведениях имеют схожие черты характера и профессиональной деятельности.

Методы работы. В работе использованы следующие группы методов: 1) теоретические: анализ, систематизация, обобщение; 2)практические: сравнение, описание.

Хронологические рамки работы: 1897-1955 гг. Верхняя хронологическая граница определяется датой написания самого раннего произведения, а нижняя хронологическая граница – датой написания самого позднего произведения.

Географические рамки работы. Исследование проводилось в городе Чебаркуль. В работе рассматриваются произведения российских писателей.

Практическая значимость работы. Работа привлекает внимание к детской литературе, а также к профессии врача, к особенностям его работы и тем качествам и чертам характера, которые необходимы для успеха в этой сфере. Работа может быть использована на уроках по литературе, а также для подготовки к мероприятиям по профориентации.

Источники работы. В работе использованы следующие источники:

1. произведения Корнея Ивановича Чуковского «Доктор Айболит» [1], Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор» [2] и Александры Яковлевны Бруштейн «Дорога уходит в даль…» [3];

2. иллюстрации к этим произведениям.

Обзор литературы к работе. В работе использованы следующие блоки литературы:

1. биографии писателей А. И. Куприна, К. И. Чуковского и А. Я. Бруштейн. О К. И. Чуковском [4] и А. И. Куприне [5] мы пользовались биографическими статьями для детей. С биографией А. Я. Бруштейн мы познакомились благодаря очерку Д. Л. Быкова [6] и статье в электронной Всероссийской энциклопедии детской литературы [7].

2. Работы, посвященные анализу изучаемых произведений. Здесь можно привести в пример статьи Т. А. Ясеневой [8], Н. В. Нещерет [9], М. М. Гельфонд [10].

Раздел 1. Краткий обзор изучаемых произведений

1.1. Краткие биографические данные авторов

В работе изучаются произведения трех авторов.

Александр Иванович Куприн[11] родился 28 августа (7 сентября) 1870 года в городе Наровчате Пензенской губернии. Он был шестым ребёнком в семье Ивана Куприна и Любови Кулунчаковой. Трое детей умерли, не дожив до 2-х лет. Его отец скончался от холеры, когда Александру был 1 год. В 1874 году мать с тремя детьми переезжает в Москву. Из-за тяжелого материального положения они поселяются в общей палате вдовьего дома (Сиротский пансион). В 1876 году мать вынуждена отдать Александра в сиротское училище. В 1880 году поступает во Вторую московскую военную гимназию (кадетский корпус). Ему везде тяжело было мириться с жёсткой дисциплиной и казарменной системой. Осенью 1888 года поступает в 3-е Александровское юнкерское училище. С юности у него родилась глубокая любовь к литературе.

В 1890 году он окончил училище и был отправлен служить в пехотный полк в Подольской губернии. В 1894 году А. И. Куприн уходит с воинской службы в отставку и переезжает в Киев. Работал репортёром. В 1896 году он поступил работать заведующим учётом кузницы на один из крупнейших заводов. Начинает цикл очерков о жизни рабочих. Появляются серьёзные произведения на эту тему (например, «Молох»). В 1901 году переезжает в Санкт-Петербург, а затем в Севастополь.

В годы I Мировой войны он отправляется добровольцем на фронт, а после демобилизации – устроил у себя в доме госпиталь для раненых.

После революции, в 1920 году, писатель уехал во Францию. Вернулся в СССР в 1937 году, а 25 августа 1938 года скончался от рака в возрасте 68 лет.

Корней Иванович Чуковский [12] (настоящее имя – Николай Корнейчуков) – советский поэт и прозаик. Он родился 19 марта 1882 года в Санкт-Петербурге. Его мама Екатерина Осиповна работала прислугой. Все детство будущий поэт провёл в бедности. Был отчислен из 5-го класса гимназии по причине низкого происхождения.

В подростковом возрасте Чуковский занимался разного рода подработкой: разносил газеты, чистил крыши и расклеивал афиши. В этот период биографии юноша всерьез увлекся чтением.

В молодости он стал сотрудничать с газетой «Одесские новости». После 2-х лет работы перспективного журналиста с семьёй отправили в командировку в Лондон (к тому времени он был уже женат на Марии Борисовне Гольдфельд). В течение года он изучал зарубежную литературу и работал с разными документами. В Лондоне Чуковский всерьез увлекся английской литературой – прочел в оригинале Теккерея, Диккенса, Бронте. Впоследствии литературные переводы У. Уитмена помогли Чуковскому завоевать себе имя и добиться признания в литературной среде.

В дореволюционные годы у писателя были проблемы с властями.

После революции псевдоним Корней Иванович Чуковский становится настоящим именем писателя. Постепенно основным занятием становится детская литература. Автор прославился такими произведениями как «Айболит», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха» и др. Чуковский перевел на русский для детей произведения Р. Киплинга и М. Твена.

Скончался Корней Иванович в возрасте 87 лет 28 октября 1969 года в Москве от гепатита.

Бруштейн Александра Яковлевна [13] (урожденная Выгодская) родилась 11(23) августа 1884 года в г. Вильно. Её отец – Яков Ефимович Выгодсткий – известный врач. Мать – Елена Семёновна – тоже из семьи врача. В 1901 году окончила Виленский институт благородных девиц. С юности увлекалась театром и литературой. В старших классах стала преподавать в бесплатной школе для рабочих. В 1902 году вышла замуж за Сергея Александровича Бруштейна, врача-физиолога. С этого же года начала публиковаться. В 1905 они поселились под Новгородом. За помощь революционерам Сергей Александрович был уволен. В 1906 году переежают в Петербург. С 1906 Александра Яковлевна вновь учится на юридическом, а с 1910 года – на историко-филологическом отделении Бестужевских курсов.

После революции 1917 года участвовала в открытии школ для взрослых (ликбез), открытии рабочих клубов и школ профессиональной грамоты для младшего медицинского персонала.

Написала более 40 пьес и киносценариев. С 1925 года – основной драматург Ленинградского Театра юного зрителя. С 1955 г. работала над автобиографической трилогией «Дорога уходит в даль …».

Скончалась в 1968 году в возрасте 84 лет.

1.2. Обзор сюжетов изучаемых произведений

В произведении «Айболит» главный герой – доктор, который лечит зверей. К нему обращаются все лесные жители. Однажды он получает телеграмму о том, что в Африке болеют зверята. Он тут же собирается в путь. Ему помогают волки, кит, орлы. В итоге он добирается до больных зверей и лечит их.

В рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор» речь идёт о бедной семье Мерцаловых, у которых было четверо детей. У них тяжело заболела дочь, но им не на что купить лекарство, они голодают. Однажды перед Рождеством отец семейства совсем отчаялся. Внезапно в парке он повстречал пожилого человека, который оказался врачом (профессором Н. И. Пироговым). Этот человек оказал помощь семье Мерцаловых. После встречи с ним у этих людей жизнь стала налаживаться.

В произведении А. Я. Бруштейн «Дорога уходит в даль…» приводятся воспоминания автора о её детстве в городе Вильно. Одним из главных персонажей является её отец – Яков Ефремович – доктор по профессии. Книга состоит из описания различных жизненных ситуаций, в которых проявляется характер врача.

1.3. История создания произведений

«Чудесный доктор» А. И. Куприна основан на реальных событиях. Однажды писатель услышал эту историю от своих знакомых, речь шла о знаменитом враче профессоре Николае Ивановиче Пирогове. В рассказе описан реальный поступок доктора. Произведение создано в 1897 году.

«Айболит» К. И. Чуковского – это переложение произведения Хью Лофтинга «История доктора Дулиттла» (1920). К. И. Чуковский хорошо знал английский язык, занимался переводами английской литературы на русский. Он прочитал сказки Хью Лофтинга, в которых действует похожий персонаж. В 1929 году он написал стихотворение на сюжет этой сказки [14].

«Дорога уходит в даль…» – это автобиографическая история Александры Бруштейн. Произведение написано в 1955 году по воспоминаниям о детстве писательницы, отец которой был врачом. См. Приложение 1.

Раздел 2. Образ доктора в произведениях «Доктор Айболит» К. И. Чуковского, «Чудесный доктор» А. И. Куприна, «Дорога уходит вдаль…» А. Я. Бруштейн

2.1. Внешность доктора

В стихотворении К. И. Чуковского «Доктор Айболит» внешность главного героя не описана. Однако все иллюстраторы этого произведения изображают его уже немолодым человеком, с сединой или даже лысоватым. Он носит очки, белый медицинский халат и шапочку. Его всегда изображают с какими-нибудь приборами – градусник, укол, «слушалка» и пр., а также с бутылочками микстур.

В рассказе «Чудесный доктор» представлен образ профессора Николая Ивановича Пирогова, как он запомнился семье, которой помог. В первый раз перед героем предстал «старик» небольшого роста, одетый в тёплую шапку, меховое пальто и высокие калоши. Затем они увидели его в старомодном поношенном сюртуке. Он носил седые баки. Лицо его было серьёзным и умным. Голос его показался мягким, старческим, ласковым. «В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю», - писал о нём автор [15].

Герой произведения «Дорога уходит в даль…» врач Яков Ефимович – ещё относительно молодой человек. Он худощав, подвижен, с печальными насмешливыми глазами. Пальцы его всегда перепачканы йодом. Он совсем не заботиться об одежде и внешнем облике (об этом приходится заботиться его жене).

2.2. Характер доктора

Основная черта характера доктора Айболита передана в самой первой строчке: «добрый доктор». Он умеет всех ободрить, развеселить. Доктор Айболит не теряется в сложной ситуации. Для него характерно самопожертвование («десять ночей Айболит не ест, не пьёт и не спит, десять ночей подряд он лечитнесчастных зверят…»). Он беспокоится только о том, что станет с его пациентами, если он погибнет по пути в Африку («Что станет с ними, с моими зверями лесными»), и нисколько не беспокоится о себе.

Профессор Николай Иванович Пирогов назван «добрым ангелом» семьи Мерцаловых. В рассказе представлены такие его качества как неравнодушие, сострадательность, милосердие, отзывчивость. Он искренне и бескорыстно спешил помочь окружающим. Николай Иванович не тщеславился и не искал похвалы, старался сделать доброе дело втайне, чтобы о нём не «трубили» вокруг. Он был щедрым и умел найти нужное слово, чтобы утешить и ободрить в сложной ситуации. Он не презирает бедность, не осуждает и не обвиняет человека, а спешит на помощь, спешит делать добро.

Наверное, самым сложным представлен характер доктора Якова Ефимовича из произведения «Дорога уходит вдаль…». У него современные для его времени взгляды, он верит во всесилие науки. Не любит богатых, которые не заботятся о своих рабочих. Он бесплатно лечит бедняков, не делая различия между лечением состоятельного пациента и бедного. Он бескорыстен, трудится на благо общества. Он может ответить на любые вопросы дочери. Весёлый, с хорошим чувством юмора. Однако в быту Яков Ефимович очень рассеян, не любит бывать в магазине, немного «выбит» из окружающей жизни. Всегда углублён в свои мысли. Он всегда занят, спешит к больным.

Таким образом, у трёх персонажей много общих черт характера. Среди них – сострадательность, милосердие, бескорыстие и самопожертвование. См. Приложение 3.

2.3. Характеристики профессиональных умений доктора

Профессиональные умения доктора Айболита автор определяет так: «Всех излечит, исцелит». Он знает все болезни и умеет их вылечить, находит подход к каждому пациенту. Кроме знаний у него ещё и сострадательное сердце, поэтому лечение идёт быстрее.

Главный герой рассказа «Чудесный доктор» представлен, скорее, как личность с большим и добрым сердцем, милосердным и сострадательным, но по сюжету можно определить и его профессиональные особенности: он очень быстро поставил диагноз большой девочке Машутке, выписал нужные лекарства. Но самая главная его заслуга в том, что он поддержал всю семью.

Врач из повести «Дорога уходит в даль…» получил хорошее медицинское образование – он окончил военно-медицинскую академию, в которой усердно учился. Яков Ефимович серьёзно относится к медицине, потому что врач отвечает за человеческие жизни. Он следит за новинками в сфере медицины. Он – врач высокой квалификации. Занятия медициной вызывают у него даже эстетические чувства: он «любуется» своей операцией – «красиво сделано, элегантно». Яков Ефимович много работает – и в праздники, и в будни. Он лечит бедняков бесплатно и не делает различия между богатыми и бедными пациентами.

2.4. Характеристика поступков доктора

Весь сюжет «Доктора Айболита» построен вокруг его «подвига»: когда к нему прислали с известием, что в Африке болеют зверята, он, не раздумывая, отправляется им на помощь. И не сдаётся ни перед какими препятствиями, проходит все их мужественно потому, что понимает, что больным пациентам никто, кроме него, не сможет помочь.

Рассказ «Чудесный доктор» тоже построен вокруг одного поступка доктора Николая Ивановича Пирогова. Он не прошёл мимо несчастного отчаявшегося человека, но остановился, попросил рассказать ему, что произошло (не отреагировав при этом на грубость). И не просто выслушал человека, но и стал действовать: попросил проводить его к ним домой, осмотрел пациентку, оставил денег на лекарства.

Сюжет произведения «Дорога уходи в даль…» построен по-другому. Характер доктора выявляется через многочисленные бытовые происшествия, связанные, как правило, с его дочерью. Доктор перед нами предстает через восприятие его дочери, она приводит случаи, которые больше всего ей запомнились. Отец учил дочку Александру не унывать ни в какой ситуации. Отец очень строго наказал её за то, что она хвасталась дорогой куклой перед детьми бедняков. Ещё строже он реагирует на воровство дочерью зелёных неспелых яблок в чужом огороде (особенно за то, что яблоки Саше не были нужны сами по себе, ей интересно было их утащить – ради забавы). Но особенно ярко проявляется его характер через бесплатную помощь подруге его дочери, которая была на краю гибели (эта история похожа на события из рассказа «Чудесный доктор»).

Заключение

Образ доктора представлен в разных произведениях детской литературы. Мы рассмотрели три таких произведения. Один из докторов – вымышленный персонаж (Доктор Айболит), а два других – это реальные личности.

На основе изучения этих произведений можно сделать вывод о том, что в образе доктора в разных произведениях много сходств. К таким сходствам относятся:

  • Милосердие и сострадательность.

  • Высокая профессиональная квалификация.

  • Умение общаться с пациентами, умение их поддержать, утешить.

  • Самоотречение.

Представленные в этих врачах качества важны не только для работников медицинской сферы, но и для всех людей вообще. На пример этих людей можно чему-то поучиться.

Список источников и литературы

1. Чуковский, К. И. Айболит // Чуковский, К. И. Стихи и сказки / К. И. Чуковский. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2010. – с. 3-21.

2. Куприн, А. И. Чудесный доктор / Александр Куприн. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. – 63с.

3. Бруштейн, А. Я. Дорога уходит в даль… / А. Бруштейн. – М.: Издательство АСТ, 2022. – 300 с.

4. Биография К. И. Чуковского [Электронный ресурс] – URL: https://podg-kursy.ru/kopilochka/kornej-ivanovich-chukovskij-biografiya-dlya-detej.html - дата обращения 30.03.2023; Биография Чуковского [Электронный ресурс] – URL: https://chukovskiy.su/biografiya - дата обращения 10.03.2023.

5. Биография А. И. Куприна [Электронный ресурс] – URL: https://pedsovet.su/index/0-85 - дата обращения 11.02.20223; Куприн Александр Иванович [Электронный ресурс] – URL: https://histrf.ru/read/biographies/aleksandr-ivanovich-kuprin - дата обращения 11.02.2023.

6. Александра Бруштейн (1884–1968): очерк // Советские писатели: в 2 т. Т. 1 / Д. Л. Быков. — М.: ПРОЗАиК, 2020. – 479 с.

7. Бруштейн Александра Яковлевна [Электронный ресурс] – URL: https://prodetlit.ru/index.php/Бруштейн_Александра_Яковлевна - дата обращения 12.04.2023.

8. Ясенева Т. А. Чудо по Божьему промыслу / Т. А. Ясенева [Электронный ресурс] – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=kxrozp – дата обращения 1.04.2023

9. Нещерет Н. В. «Главное – не падайте никогда духом» [Электронный ресурс] – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=kxrozz – дата обращения 1.04.2023

10. Гельфонд, М. М. Творческая история автобиографической трилогии А. Я. Бруштейн «Дорога уходит в даль» [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskaya-istoriya-avtobiograficheskoy-trilogii-a-ya-brushteyn-doroga-uhodit-vdal - дата обращения 5.03.2023; Гельфонд, М. М. Трилогия Александры Бруштейн «Дорога уходит в даль»: опыт комментирования [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trilogiya-aleksandry-brushteyn-doroga-uhodit-v-dal-opyt-kommentirovaniya - дата обращения 5.03.2023

11. Биографическая справка составлена на основе следующих материалов: Куприн Александр Иванович [Электронный ресурс] – URL: https://histrf.ru/read/biographies/aleksandr-ivanovich-kuprin - дата обращения 11.02.2023; Биография А. И. Куприна [Электронный ресурс] – URL: https://pedsovet.su/index/0-85 - дата обращения 11.11.2022; http://kuprin-lit.ru – дата обращения 11.02.2023.

12. Справка составлена на основе статей: Биография К. И. Чуковского [Электронный ресурс] – URL: https://podg-kursy.ru/kopilochka/kornej-ivanovich-chukovskij-biografiya-dlya-detej.html - дата обращения 30.03.2023; Биография Чуковского [Электронный ресурс] – URL: https://chukovskiy.su/biografiya - дата обращения 10.03.2023

13. Справка составлена на основе: Бруштейн Александра Яковлевна [Электронный ресурс] – URL: https://prodetlit.ru/index.php/Бруштейн_Александра_Яковлевна - дата обращения 11.01.2023

14. День рождения доктора Айболита [Электронный ресурс] – URL: https://deti.cbs-angarsk.ru/detyam/pochitayka/dni_rozhdeniya_geroev/den_rojdeniya_doktora_aybolita.html - дата обращения 23.01.2023

15. Куприн, А. И. Чудесный доктор / Александр Куприн. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. – с.19.

Приложение 1

Таблица 1. Сравнительная характеристика изучаемых произведений

Название произведения

Автор произведения (годы жизни)

Дата создания произведения

Жанр произведения

История создания произведения

Когда происходит действие

Где происходит действие

Краткий сюжет

Чудесный доктор

Александр Иванович Куприн (1870-1938)

1897

Рассказ

Написана на основе реальных событий. Записан рассказ, услышанный когда-то автором.

1860-е гг.

Киев

В Киеве жила семья Мерцаловых – отец, мать и пятеро детей. Они внезапно совсем обеднели. Это случилось потому, что отец долго и сильно болел, за что его лишили места работы. Семье не на что было жить. Один ребёнок скончался от болезни. Вторая – тоже была на грани смерти. Лекарств и питание не могли найти. Было рождественское время. В один из дней отец совсем отчаялся и ушёл в парк. Там ему встретился пожилой человек, который шёл дарить подарки знакомым детям. Мерцалов очень разозлился на него, накричал, но старик не обиделся, а попросил рассказать, что с ними случилось. В итоге он помог семье: вылечил девочку, помог с деньгами и работой. Этот доктор оказался Николаем Ивановичем Пироговым.

Айболит

Корней Иванович Чуковский

(1882-1969)

1929

Стихотворение

Написано на основе сюжета сказок английского писателя Хью Лофтинга про доктора Дулитла.

-

Россия, Африка

Жил доктор Айболит, который лечил зверей. Он оказывал помощь любому, кто к нему обратиться. Однажды ему пришло известие с просьбой о помощи больным в Африке. Доктор, не раздумывая, отправился туда. Он не спал 10 дней, но смог всех вылечить.

Дорога уходит в даль…

Александра Яковлевна Бруштейн

(1884-1968)

1955

Повесть

Автобиография. Написана по детским воспоминаниям автора.

1893

Город Вильно (Виль-нюс)

Рассказывается о жизни девочки, отец которой был доктором.

Приложение 2

Образ доктора в иллюстрациях к произведениям

  1. 2.

Иллюстрации к произведению «Чудесный доктор»

  1. Г. А. Мазунин. Иллюстрация к произведению «Чудесный доктор»

Источник: https://www.labirint.ru/screenshot/goods/457004/76/ - дата обращения 24.10.2022.

  1. Источник: https://www.9111.ru/questions/7777777771094315/ - дата обращения 26.10.2022.

  1. 4.

Иллюстрации к произведению «Доктор Айболит»

3. Источник: https://www.labirint.ru/screenshot/goods/457004/76/ - дата обращения 22.10.2022.

4. Источник: https://gas-kvas.com/risunki-zhivotnyh/print:page,1,24993-ajbolit-i-zhivotnye-risunki-48-foto.html – дата обращения 14.10.2023

5. 6.

Иллюстрации к произведению А. Бруштейн «Дорога уходит в даль…»

5. Источник: https://polunika.livejournal.com/76596.html - дата обращения 2.11.2022. 

6. Источник: https://iknigi.net/avtor-aleksandra-brushteyn/172106-doroga-uhodit-v-dal-aleksandra-brushteyn/read/page-4.html - дата обращения 2.11.2022.

Приложения 3

Таблица 2. Сравнительная характеристика персонажей-врачей в изучаемых произведениях

Имя героя / Название произведения

Внешность

Характер доктора

Характеристики профессиональных умений доктора

Характеристика поступков доктора

Айболит,

«Доктор Айболит»,

К. И. Чуковский

Не описана

- «Добрый доктор Айболит»;

- умеет всех ободрить, развеселить;

- не теряется в сложной ситуации;

- самопожертвование («десять ночей Айболит не ест, не пьёт и не спит, десять ночей подряд он лечитнесчастных зверят…»);

- беспокоится только о том, что станет с его пациентами, если он погибнет («Что станет с ними, с моими зверями лесными»).

- «Всех излечит, исцелит».

- Знает все болезни и как их вылечить.

- Любовь и сострадание к больным.

- Находит подход к больным зверятам («и всем по порядку даёт шоколадку»)

- Пришил зайчику ножки: при этом всех ободрил – «Не беда, подавай-ка его сюда».

- Сразу же отозвался на просьбу отправиться в Африку – вылечить детей.

Профессор Николай Иванович Пирогов,

«Чудесный доктор», А. И. Куприн.

- «старик»;

- небольшого роста;

- «умное, серьёзное лицо с седыми баками»;

- «в тёплой шапке, меховом пальто и высоких калошах»;

- «в старомодном, довольно поношенном сюртуке»;

- «голос мягкий, ласковый, старческий»;

- «в необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие»

- «Добрый ангел нашей семьи»;

- Неравнодушие.

- Сострадание.

- Отзывчивость.

- Не тщеславился и не искал похвалы и благодарности.

- Спешил помочь окружающим.

- Щедрый.

- Умел найти нужное слово, поддержать, утешить.

- Быстро определил болезнь девочки Машутки.

- Выписал нужные лекарства.

- Умел по-доброму общаться с пациентами, располагал к себе.

- Хорошо отзывался о коллегах, порекомендовал нужного специалиста.

- Не прошёл мимо попавшего в тяжёлое положение человека.

- Не обиделся на оскорбления.

- Предложил свою помощь.

- Помог деньгами.

- Вылечил ребёнка.

Яков Ефимович Яновский

- Худой, подвижный с печальными и насмешливыми глазами.

- С перепачканными йодом пальцами.

- Может ответить на любые вопросы дочери.

- У взрослого папы почти не было времени.

- Трудится до изнеможения (делает сложные операции, проводит бессонные ночи у постели больного, однажды он «так устал, что у него не слушались руки, и маме пришлось нарезать ему завтрак»).

- Лечит бедняков, а не богатых и не берёт деньги. У нет своего дома, так как лечит бедняков.

- Весёлый, хорошее чувство юмора.

- Его отчитывает собственная служанка (то есть он со всеми на равных).

- Забывчивый во всём, что касается бытовых вопросов, рассеянный.

- Не любит заходить в магазины.

- Рассеянный.

- Немного выключенный из окружающей жизни.

- Всегда углублён в свои мысли.

- Всегда торопиться к больным, ездит на извозчике, по сторонам не глядит – не знает даже самых известным мест в городе.

- Сострадает беднякам.

- Бескорыстен.

- Может резко высказаться – по поводу несправедливого отношения к людям.

- Бывает строг с дочерью.

- Мировоззрение, характерное для учёного того времени: не религиозен, уповает на науку, хочет служить обществу.

- В студенчестве жил а бедности – знает, что такое нужда.

- «Любуется» своей операцией – «красиво сделано, элегантно».

- «Работает в праздники, как в будни».

- Читает про новинки медицины.

- Лечит бедняков бесплатно.

- Не делает различия между богатыми и бедными пациентами.

- Окончил военно-медицинскую академию – очень усердно учился.

- Серьезно относится к медицине, так как отвечает за человеческие жизни.

- не дал хвастаться дочке дорогой куклой перед бедными детьми;

- наказал дочку за кражу зеленых яблок из чужого сада;

- учил дочь не унывать и плакать в любой ситуации («Ненавижу плакс!»);

- вылечил бедную девочку Юльку.

Просмотров работы: 63