Мир детей и взрослых в рассказе Ф.М. Достоевского «Елка и свадьба».

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мир детей и взрослых в рассказе Ф.М. Достоевского «Елка и свадьба».

Нутрихина А.Н. 1
1МБОУ Комсомольская СОШ
Хабарова Л.И. 1
1МБОУ Комсомольская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Во введении определен предмет исследования работы: это художественный образ детей и взрослых в рассказе «Елка и свадьба» Ф.М.Достоевского. Целью работы является через интерпретацию рассказа определить своеобразия мира детства и взрослых в творчестве Достоевского. Эта цель обусловила конкретные задачи:

  • рассмотреть отношение к детству Ф.М.Достоевского;

  • проследить, как детская и взрослая темы раскрыта в рассказе «Елка и свадьба»;

  • определить, в чем состоит новаторство Достоевского в раскрытии данной темы на примере одного рассказа.

Для решения данных задач использовался методы чтения художественного текста, его анализ и интерпретация.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы в школе на уроках литературы при изучении произведений Ф.М.Достоевского.

Гипотеза: только взрослые могут разрушитьидеальный мир ребенка своим равнодушием и жестокостью, сделав их такими же, как и они.

В первой главе рассмотрены особенности темы детства и концепция детства в творчестве Ф.М. Достоевского: ребенок – это особый мир.

Вторая глава работы содержит дату опубликования и интерпретацию рассказа Ф.М. Достоевского «Ёлка и свадьба»: мир детей и взрослых разный, но они взаимосвязаны.

В заключении сделаны выводы по гипотезе, которая подтверждена исследованием.

Дан список использованной литературы и приложение.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Комсомольская средняя общеобразовательная школа

Первомайского района Томской области

Конкурс исследовательских работ «Старт в науку»

Мир детей и взрослых в рассказе

Ф.М. Достоевского «Елка и свадьба».

Гуманитарное направление. Искусство и литература.

Подсекция «Литературоведение».

Выполнила ученица 10 класса

Нутрихина Анастасия Николаевна

Руководитель: учитель русского языка и литературы

Хабарова ЛилияИвановна.

с. Комсомольск.2023.

Оглавление

Введение --------------------------------------------------------------------------4

Глава 1.

1.1. Особенности темы детства в произведениях Ф.М. Достоевского

---------------------------------------------------------------------------------------5

1.2. Концепция детства в творчестве Ф.М. Достоевского-------------6

Глава 2.

2.1.Краткая справка о публикации рассказа Ф.М. Достоевского

«Елка и свадьба»-----------------------------------------------------------------8

2.2. Интерпретация рассказа Ф.М. Достоевского «Елка и свадьба»

---------------------------------------------------------------------------------------9

Заключение----------------------------------------------------------------------13

Список использованной литературы------------------------------------14

Приложение №1-----------------------------------------------------------------16

Введение

Ребенок и детство – одна из ведущих и ключевых тем мировой литературы. Ее по праву можно назвать универсальной, не ограниченной рамками какой-либо национальной литературы или временного периода, хотя в некоторые эпохи она приобретает особое значение. Универсальность объясняется тем, что детство – такая же общечеловеческая категория, как рождение, жизнь, смерть. 

Изображение духовного мира ребенка – одна из наиболее трудных тем в искусстве. Как проникнуть в этот неведомый сложный мир, какими художественными средствами можно его воссоздать? – над этими вопросами давно бились самые выдающиеся писатели мира.

Предметом исследования работы является художественный образ детей и взрослых в рассказе «Елка и свадьба» Ф.М.Достоевского. Целью работы является через интерпретацию рассказа определить своеобразия мира детства и взрослых в творчестве Достоевского. Эта цель обусловила конкретные задачи:

  • рассмотреть отношение к детству Ф.М.Достоевского;

  • проследить, как детская и взрослая темы раскрыта в рассказе «Елка и свадьба»;

  • определить, в чем состоит новаторство Достоевского в раскрытии данной темы на примере одного рассказа.

Для решения данных задач использовался методы чтения художественного текста, его анализ и интерпретация.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы в школе на уроках литературы при изучении произведений Ф.М.Достоевского.

Гипотеза: только взрослые могут разрушитьидеальный мир ребенка своим равнодушием и жестокостью, сделав их такими же, как и они.

Глава 1.

1.1. Особенности темы детства в произведениях

Ф.М. Достоевского.

Ребенок является центральной фигурой в произведениях прозы русских писателей 1840-х гг. самых разных направлений: «Деревня», «Зимний вечер», «Петербургские шарманщики» Д.В.Григоровича, «Семейство Тальниковых» А.Я.Панаевой Д.В.Григоровича», «Неточка Незванова», «Маленький герой» Ф.М.Достоевского, «Бежин луг» И.С.Тургенева, «Сон Обломова» И.А.Гончарова и др. Появление темы детства в русской литературе во многом связано с усилением в ней автобиографического начала. Попытка проследить формирование, развитие своего «я» неизбежно смыкается с воспоминаниями о первых годах жизни.

Достоевский был уверен в чистоте и безгрешности детской души и даже настаивал на этом: «Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чемy-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами. А потому мы их должны уважать и подходить к ним с уважением к их лику ангельскому, <.> к их невинности и <.> к трогательной их беззащитности»1. Маленький ребенок для Достоевского, особенно смеющийся и веселящийся, — это «лучик из рая», он словно приоткрывает тайну будущего, когда человек станет так же чист и простодушен, как дитя. Эта же тайна «обжигает» все существо героя рассказа, и поэтому он будет стремиться к людям, чтобы помочь восстановить им в себе замутненную доброту и утраченную искренность, а это значит восстановить в себе ребенка.

Сам Достоевский с особой симпатией и большим интересом относился к детям, не только в знакомых ему семействах, но и к совершенно посторонним. «Да и как не любить детей? — писал Достоевский. — Если уж перестанем детей любить, то кого же после того мы сможем полюбить и что станется тогда с нами самими?» - пишет он в том же Дневнике 1876 года.

Среди «униженных и оскорбленных» героев Достоевского особенно выделяются дети, страдающие без вины, наказанные без преступления. Тема детского страдания мучила писателя, особенно мысль о том, что детские слезы ребеночка могут быть результатом неправедной, злой жизни людей. Поэтому особенно часто Достоевский Ф.М. пишет о теме безразличного отношения большинства людей к детским страданиям и как ответная реакция – ожесточение сердца; тема безвинного детского страдания.

  1.2.Концепция детства в творчестве Ф.М.Достоевского.

Говоря об образе, а не теме детства,  мы имеем в виду его целостность и центральное положение в произведении. Анализ структуры художественного образа позволяет выделить составляющие компоненты: сам ребенок, его родители, воспитатели, сверстники, знакомые родителей; процесс познания предметного мира; основные занятия – игры, чтения и т.д. Писателя интересуют не конечные, «результативные» эмоции, а процесс их проявления во всей его сложности и многообразии. Анализ мира детства был бы неполным без обращения к одногодкам героев. Присутствие в произведениях образов нескольких детей подчеркивает, усиливает звучание главной темы. Важной стороной в изображении детства представляется показ взаимоотношений ребенка с окружающей действительностью, «деятельной» сферой.

 Большинство героев Достоевского доверчивы. Они жаждут рассказать о себе, «раскрыть душу» другому человеку. Они исповедуются иногда первому встречному, незнакомому собеседнику. Предел, образец простодушия – ребенок. Достоевский поддерживает, поднимает красоту своих лучших людей (а они всегда простодушны), связывая их с детьми.

Тема уважительного отношения к детям проходит через все творчество Достоевского. Он любил «терзать сердце читателя», то есть вызывать острую жалость, сострадание, ужас. Но писатель заставляет  жалеть и прекрасных или воскресающих к прекрасной жизни героев. Он знал, что любимое им простодушие в жестоком реальном мире в лучшем случае осмеивается, но ему нужно было вызвать именно жалость, потому что он это чувство высоко ценил. Пожалеть – значит уже отчасти полюбить, это уже размягчение коры эгоизма, шаг к желанию помочь. Достоевский щедр на параллельные «истории», но он скуп на детали. И из-за своей редкости они приобретают большую ударную силу. Деталь Достоевского – не элемент обстановки, так сказать рамки картины, а нечто значимое само по себе. Часто автору там нужно вызвать умиление, жалость, он апеллирует к естественному отношению человека к ребенку и животному (животное – это уже предел простодушия и невинности).

Одна из художественных форм восстановления «человека в литературе» у Достоевского – открывание в человеке – ребенка. Мир, один и тот же мир предстает в разных различиях. Часто как разъятый на части – в расколотом под влиянием конкретно-исторических социальных, духовных и так далее болезней, сознании Достоевского. Но то, что открыто ребенку, дано и взрослым героям Достоевского – как идеал, как возможность, но и как залог такой возможности – увидеть истинное лицо мира. Тайное, сокровенное, как бы упрятанное в символический стиль (но в то же время всегда «ощущаемое телом и духом») – постепенно переводится в мире Достоевского – в акт осознания.

2.1.Краткая справка о публикации рассказа Ф.М. Достоевского  «Ёлка и свадьба».

  Рассказ «Ёлка и свадьба» русского писателя, впервые опубликован в 1848 году в девятом номере журнала «Отечественные записки» Андрея Краевского.  На основании общего образа неизвестного повествователя в данном рассказе и ряде других произведений Достоевского исследователи творчества писателя предполагают, что у Фёдора Михайловича возникал замысел цикла подобных произведений. «Рассказы бывалого человека» должны были включать в себя три рассказа: «Отставной», «Домовой» и «Честный вор». В них рассказчик предстает перед читателями хроникёром, пересказывающим чужую историю. В рассказе «Ёлка и свадьба» тот же неизвестный рассказчик уже выступает очевидцем. Сходство рассказчика в этих произведениях с фланёром в фельетоне «Петербургской летописи» позволяет исследователям предположить, что цикл был задуман во второй половине 1847 года или в начале 1848 года. 31 августа 1848 года было получено разрешение Петербургского цензурного комитета на печать рассказа. Впервые рассказ был опубликован в 1848 году в девятом номере журнала «Отечественные записки» Андрея Краевского.

Глава 2.2. Интерпретация рассказа Ф.М. Достоевского «Елка и свадьба».

Сюжет рассказа кажется достаточно простым: неизвестный попадает

на детскую елку и наблюдает за детьми. Но внимание «постороннего» гостя сначала привлекают не дети, а два господина. Один попал на детский бал «из учтивости», выделялся бакенбардами, которые все время гладил, потому что не знал, куда «девать руки». Ему явно было не по себе на этом детском празднике, потому что все «узнали птицу по перьям» - одно слово «провинциал». А вот другой, Юлиан Мастакович, другое слово - «Лицо», антипод первому гостю, потому что почётный, его «поили», «лелеяли», гладили, как те самые бакенбарды у себя трогал первый гость от неловкости своего положения. Сначала не совсем понятно, почему наблюдавшему «стало страшно в присутствии такого лица»? Потом станет ясно, насколько глубоко развита интуиция нашего «неизвестного».

Елка как елка: дети радуются игрушкам, конфетам, подаркам. Может быть, поэтому никто не замечает, как одиннадцатилетняя девочка, кем-то обиженная, грустит в одиночестве вместе со своей куклой. Но только не наш герой. Он слышит и видит все: и про триста тысяч рублей, приготовленные в приданое этой маленькой девочке и замечает Юлиана Мастаковича, который внимательно ловит «празднословие господ». Обиднее всего для «неизвестного», что детей на самом лучшем празднике детства, елке, так же, как и взрослых, разделили на богатых и не очень: одному дорогую куклу, а другому – книжку. Дети оказались заложниками рангов их родителей. Чувствуй свое положение, ребенок! Именно поэтому «крайне забитый и запуганный» мальчик оказался в той же комнате, где находилась девочка с «богатейшей» куклой. От обиды и невозможности быть как все. Мир детства рассыпался в одну минуту. Вот они, взрослые! На Новый год, на празднике, их продолжают интересовать деньги, богатство, все то, что и составит их положение, ранг, карьеру. Что им до забав детей? Что им их чистота и непорочность? Если цель вдруг образовалась, надо ее достичь, все способы будут хороши. «Триста…триста, - шептал он.- Одиннадцать…двенадцать…тринадцать и так далее. Шестнадцать – пять лет!» Циничный Юлиан Мастакович уже рассчитывал свой бюджет, которым он будет обладать, если ему удастся жениться на этой грустной девочке через пять лет. Но подлых мыслей ему было недостаточно. А что, если вот сейчас, здесь, попробовать «понравиться» девочке? Ни по-взрослому произнесенное «милое дитя», ни мужское «душенька» не расположило юное созданье. А строгий взгляд на мальчика и несколько раз повторенный приказ уйти ему в залу к сверстникам лишь оттолкнул и испугал девочку. Не говоря уже о поцелуе в голову, который просто вызвал страх и последующее отвращение, чувство, которое у «будущей невесты» возникло впервые, от этого она «морщилась и робела». Кульминацией всех манипуляций по соблазнению девочки становится голос Юлиана Мастаковича. Звук понижался, переходя на шепот, как призыв стать ей благонравной, тогда она получит тысячу таких кукол, как сейчас на елке! Мастакович… Опытный, искусный мастер. Вероятно, он преуспевал в амурах. Но большая разница в возрасте и азарт, раж, в который он вошел, сломал все его планы. Дети плачут, когда чувствуют опасность, когда боятся. Попытка второго поцелуя через желание заплакать у девочки и хныканье мальчика переросла в гнев Юлиана Мастаковича и протест «будущей невесты»: «подите вы прочь…!»

Последующая сцена, когда богатый гость гоняет бедного рыжего мальчика, друга по несчастию девочки, по зале, залезая чуть ли не под стол, делает его смешным и нелепым, таким же несчастным теперь, как и детей, обидчивым, краснеющего от досады и злости, терпящего фиаско от своей мечты овладеть неопытной юной девушкой. Теперь он жалкий, не имеющий силы и власти над детьми, а ещё «толстенек», «с жирными ляжками», потный, вызывающий чувство брезгливости – прямые эпитеты, подчеркивающие сарказм взгляда да наблюдающего за всеми этими сценами героя. Именно поэтому он «захохотал во все горло», вызывающе, обратив на себя внимание Юлиана Мастаковича. Отказ в вакансии мальчику, за которого просит хозяин праздника, потому что он сын их гувернантки – это месть господина! Сатисфакция! Развязка предсказуема. Юлиан Мастакович - недаром мастак во всех делах. Не получилось с ребенком, получится с родителями. Он был уверен в этом. Рассыпая комплименты и матери и ее дочери, он завоевывал внимание, доводя до восторга, прежде всего, хозяйку. Теперь Юлиан Мастакович, «великий муж», приглашен в «их дом». Только вот одиннадцатилетняя «интересная девочка» по-прежнему несчастна, а ее отец улыбается только губами, видя насквозь «юлящего» мужчину. Его план работает…

Финал потрясает. Теперь это свадьба! Праздник любви, счастья! Надежды на будущее. ***ская церковь. Толпа. Контрастом служит лишь пасмурный день и изморось. Вот они приближающиеся слезы то ли природы, то ли человека. Усугубляет картину вид жениха. Он «маленький, кругленький, сытенький человек с брюшком, весьма разукрашенный». Уменьшительно-ласкательные суффиксы ещё больше принижают мужчину. Может быть, он так и не вырос нравственно, и автор хочет его сделать таким же маленьким, как и его будущая жена. Она - то напротив – «чудная красавица», «с детским невинным обликом»! Конечно, это они, выписанные по контрасту, но уже через пять лет: Юлиан Мастакович и шестнадцатилетняя дева. Антитеза парадоксов…Она по-прежнему бледна и грустна. И ее не радует событие. «Она смотрела рассеянно», «глаза ее были красны от недавних слез». Она плакала о несбывшихся мечтах, о том рыжем мальчике, о родителях, которые сделали все для ее же блага. Но кто спросил ее? Хочет ли она того, чего хотят они? Ее сердце так ещё молодо, ведь для нее «едва настала первая весна». Ей так хотелось любить. Однако расчет победил. И никто не услышал ее молитв о пощаде. Кажется, она убита! Возможно, поэтому ее сопровождает «античная строгость в облике» и «важность и торжественность ее красоты», когда она идет на таинство венчания. А точнее, отдает себя в жертву ему, мечтающему о ней и ее богатстве. Такое впечатление, что ее ведут на эшафот, а не под венец…На таинство духовной смерти…«А ты ни за что люби», - вот истина писателя Достоевского Ф.М., которая в этот момент рассыпается окончательно.

На протяжении всего опуса писатель сталкивает мир детства и взрослых, дает понимание того, что нравственно, а что безнравственно. Как страсть к обогащению может сломать судьбу человека. Использование оксюморона в единственном имени героя Юлиан (намек на имя византийского императора) и несуществующего имени, а значит, отчества Мастакович (с одной стороны, мастеровитый, а с другой стороны нечестный) показывает нам, что не всем людям нужно доверять. Богатый не значит честный. А взрослый не значит защитник! Не всякому взрослому нужно доверять, даже если это твой сосед по лестнице. И потом. Почему в жизни деньги решают все? Почему обесцениваются такие вечные темы, как любовь и достоинство? Достоевский Ф.М. писал, что  «гармония мира не стоит слезинки замученного ребёнка». Ведь хватило сил маленькой девочке сказать «прочь!» взрослому мужчине, так почему она не протестует сейчас, не говорит «нет!», когда ей шестнадцать лет? И какое дело ей до общества, пошлого, оправдывающего поступок Юлиана Мастаковича жениться на пятистах тысячах приданого и «сколько-то тряпками»?

Ф.М. Достоевский - действительно пророк, его произведения на века. Он видит глубоко, ясно. Вероятно, он знал истину. Узнаем ли ее мы?

Заключение.

   По ходу развития работы нами было выяснено, что основное направление в изображении детства и мира взрослых в творчестве Достоевского было изображение страданий детей в жестоком несправедливом мире и показ через эту призму ценности мира. Наглядным примером нам служит сначала девочка, а потом она же шестнадцатилетняя девушка, несчастная и безмолвствующая. Мы видим, ее внутреннюю борьба и полное понимание своей трагедии, слезы о несбыточном. Утрату только что начавшейся юности и безысходность на острие отчаяния. С родителями не поспоришь. Только убить себя? Но это же грех. А в душе Мастаковича не живет ребенок, который и управляет жизнью этого человека. Он навсегда пропащий и пошлый до низости человек, которого совсем не интересуют чувства, возраст! Он хищник. И только деньги правят его разумом и душой!  А ребенок через свою чистую, непорочную душу не способен  изменить ситуацию, уничтожить все зло, которое нам и показывает писатель, они не являются соучастниками злодеяний мира, они невинны, их страдания не могут быть оправданы. «Слезинка ребенка» не построит гармонию мира – новаторство мысли Ф.М. Достоевского и заключается в этом. Мир детей и взрослых вроде бы и разный, но одно проникает в другое, если исчезает мораль, если не работают такие категории, как добро, сострадание, любовь. Значит, наша гипотеза верна. Анализ рассказа Ф.М. Достоевского «Ёлка и свадьба» недвусмысленно показывает, что страдание «больших» несет страдание меньшим, и в частности страдание и гибель отцов несет страдание и гибель детям.

Список использованной литературы

 1) Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского.- М.: Сов. писатель, 1963. - 363с.

2 Белик А. Художественные образы Ф. М. Достоевского. Эстетические очерки.- М.: Наука, 1974. - 224с.

3) Днепров В. Проблемы реализма.- Л.: Сов. писатель, 1961.- 371с.

4 Кирпотин В. Мир Достоевского. Статьи. Исследования.- М.: Сов. писатель, 1983.- 471 с.

5) Клейман Р. Сквозные мотивы творчества Достоевского.- Кишинев: Штиинца, 1985.- 201 с.

6) Лихачев Д. Летописное время у Достоевского.- В кн.: Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы.- Л.: Наука, Ленингр.отд-ие, 1967, с. 305 -318.

7) Лихачев Д. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы, 1968, №8, с. 18-24.

8) Назиров Р. Проблема художественности Достоевского.- В кн.: Творчество Ф. М. Достоевского: искусство синтеза [Cборник статей]/ Под общ. ред. Щенникова Г.- Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та , 1991, с. 125-157.

9) Одиноков В. Типология образов в художественной системе Ф. М. Достоевского.- Новосибирск: Наука, Сибирское отд-ие, 1981.

10) Переверзев В. Творчество Достоевского.- В кн.: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов.- М.: Книга, 1990, с. 278-294.

11)Розанов В. О Достоевском. (Отрывок из биографии, приложен-ной к Собр. соч. Достоевского) .- В кн.: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов.- М.: Книга, 1990, с. 67-74.

12) Смирнова Е. Философия искусства у Достоевского // Вопросы литературы, 1968, №10, с. 218-222.

13) Урбанковский Б. Гуманизм трагический. Иисус Достоевского. // Наука и религия, 1971, №9 , с. 63-64.

14) Храпченко М. Сюжет и творческий метод.- В кн.: Русско-европейские литературные связи. [Сборник статей] .- М.-Л.: Гослитиздат , 1966, c. 22-28.

15) Чирков Н. О стиле Достоевского. Проблематика, идеи, образы.- М.: Наука, 1967.- 303 с.

 

  

Приложение №1.

Возможные вопросы и ответы на них.

  1. Особенность мира детства в русской литературе.

Детство - одна из самых ключевых тем художественной литературы. Мир детства – это сложный мир общения ребенка с людьми, мир его взаимоотношений.

        В литературе  19  века «создавался образ детства с четкими национальными чертами, растворялись признаки сословной принадлежности ребенка». Сформировались каноны образа русского детства — изображение зимы, деревенской жизни и народных забав, чувствительного и доброго ребенка.

       Детство представляется писателями как пора невинности и чистоты. Дети несравненно нравственнее взрослых. Они не лгут (пока их не доведут до этого страхом), они сближаются со сверстниками, не спрашивая, богат ли он, ровен ли им по происхождению. У детей нужно учиться пониманию истинного добра и правды. Героев произведений воспитывает окружающий мир во всех его проявлениях. Тема детства неразрывно связана с темой русского народа. Во всех произведениях воссоздается сложная жизнь детей, которые мечтают о лучшей жизни, которая сделала бы их счастливыми.

     «Будущее человечества» так называет детей один из героев Ф. Достоевского. Каким может предстать завтра это «будущее человечества», во многом зависит от духовно зрелой любви к детям, основанной на понимании своеобразия их внутреннего мира и на способности чему-то научиться у них. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!- восклицал Л. Толстой - Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Тема детства позволяет оценить состояние общества. Литературу XIX века интересует социально-нравственный аспект. Поиск гармонии ведет к миру

детства, ибо там цельность, чистота.

Образы детства, возникающие в произведениях художественной культуры, так или иначе, отражают важные стороны социальной реальности. На протяжении истории человечества и реальное содержание детства, и, следовательно, образ ребенка и детства  в произведениях литературы  многократно менялся.

  1. Какова была жизнь детей в дореволюционное время?

В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду: это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Причём, взгляды наших предков на этот процесс вряд ли порадовали бы современных подростков.

Самое главное – подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим. Во-первых, никто тогда не считал детей равными родителям. И именно на первых годах жизни ребёнка взрослые видели залог того, каким человеком он станет.
Во-вторых, авторитет матери с отцом в крестьянских семьях был непререкаем. Обычно родители были едины во взглядах на воспитание и обязанности чада, а если даже в чём-то и не были между собой согласны, то никогда не демонстрировали этого публично, поэтому у ребёнка не было шансов «перетянуть» одного из родителей на свою сторону.
В-третьих, ни с девочками, ни с мальчиками не было принято «миндальничать» и баловать их зазря. Обычно поручения между домочадцами распределялись главой семейства в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ. В то же время за успешно выполненное задание ребёнка всегда хвалили и поощряли, всячески подчёркивая, что он принёс пользу всей семье. Детский труд – привлечение детей к работе на регулярной основе. В настоящее время в большинстве государств он считается формой эксплуатации и, согласно конвенции N32 ООН «О правах ребёнка» и актам Международной организации труда, признан незаконным. Нашим прадедам подобное не могло даже присниться. Может, именно поэтому они вступали во взрослую жизнь прекрасно подготовленными и адаптированными?

«Отец сына не на худо учит». Возрастные критерии для детей были очень чёткими, и, соответственно, так же чётко разделялись их трудовые обязанности. Возраст измеряли семилетиями: первые семь лет – детство или «младенчество». Малышей называли «дитё», «младень», «кувяка» (плачущий) и другими ласковыми прозвищами.
Во вторые семь лет наступало отрочество: ребёнок становился «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам – длинная девичья рубаха.
Третья семилетка – юность. Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери. Пожалуй, требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы.

В первую семилетку жизни мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, тёплыми, непромокаемыми.
Многие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи и прочих необходимых в хозяйстве вещей. Пословица «Учи дитя, пока оно поперёк лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком.
Во вторую семилетку жизни за мальчиком окончательно закреплялись устойчивые и разнообразные хозяйственные обязанности, причём они приобретали чёткое половое разделение. Например, ни один отрок не был обязан ухаживать за младшими братьями и сёстрами или заниматься огородом, зато он должен был научиться пахать и молотить – к такой физически тяжёлой работе девочек не привлекали. Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату. К этому возрасту считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец.
Работа на земле. В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому мальчики-подростки должны были работать в поле. Они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряжённую в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведёт борозду».
Если земля была комковатой, то отец усаживал сына на борону, чтобы утяжелить ее, а сам вёл лошадь под уздцы. Подростки принимали самое активное участие и в сборе урожая. С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником.

У ход за скотиной. Ещё одна важная составляющая крестьянского быта, которую женщинам не доверяли (они могли только доить коров или коз, выгонять их на пастбище). Кормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим руководством старших. Главной же кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек. Именно поэтому с самых ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими, сидя или стоя в телеге, водить на водопой – в полном соответствии с поговоркой «Дело учит, мучит, да кормит».
Промысловые занятия. Были особенно распространены на Русском Севере и в Сибири, где служили надёжным источником дохода. Глядя на отца и старших братьев, мальчик сначала в форме игры перенимал навыки рыболовства и охоты, а затем совершенствовал это искусство. Уже к 8-9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу или бить её острогой. К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем. К 9-12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель и к 14, пройдя испытательный срок, стать полноценным её членом. Тогда он начинал вносить значимую долю в семейный бюджет и переходил в разряд взрослых «добытчиков» и завидных женихов.

Вот так и вырастали в крестьянских семьях «добры молодцы» – отцовы помощники, которыми родители по праву гордились. Кроме трудового воспитания, мальчишкам прививали и чёткие моральные принципы: их учили почитать старших, милосердно относиться к нищим и убогим, гостеприимству, уважению к плодам своего и чужого труда, основам веры.Было ещё два важных правила, которые любой отрок знал наизусть: первое – мужчина должен уметь защитить свою женщину и свою семью, причём не только физически, но и с материальной, и с психологической стороны. Согласно второму правилу, мужчина должен был уметь сдерживать свои эмоции и всегда контролировать себя.

  1. Что еще написано Ф.М. Достоевским о детях?

Писатель любил детей, считал их ангелами. Любил за ними наблюдать и общаться с ними. Особенно он был неравнодушен к детям из бедных семей. Он прекрасно понимал, что судьба таких детей будет непростая, что в будущем их ждут разочарования, унижения. О судьбах таких детей нам повествует автор в рассказах «Мальчик с ручкой», «Мальчик у Христа на ёлке», «Ёлка и свадьба», «Маленький герой».

«Мальчик с ручкой» - это рассказ о ребёнке, который просил милостыню в людных местах. С болью и печалью пишет автор об этом ужасном и постыдном пороке общества: голодные, холодные, без роду-племени дети, блуждающие по городу. Жизнь их ужасна. Они выживают – далеко не все – в самых ужасных условиях.
Рассказ не даёт очерстветь душе, сердцу тем, кто живёт в своём благополучном мире. « Мальчик у Христа на елке » Канун Рождества. В тёмном, холодном подвале живёт мальчик с мамой. В поисках еды он бежит на улицу, где в одном окне он видит ёлку, вокруг которой веселятся дети и «едят и пьют что-то…». Ему очень-очень хочется кушать… а ещё этот мороз пронизывает его, т.к. на нём убогая одежонка
Мальчик идёт дальше. В другом окне он видит, как какие-то барыни дают в подарок пироги всем, кто к ним заходит. Но его прогнали: «Ух, как на него закричали и замахали».
В третьем окне он увидел красивых куколок и засмотрелся на них, но «большой злой мальчик треснул его по голове и поддал ему ножкой». Измученные его душа и тело успокоились и он начал засыпать…окончательно замерзая…Во сне ему снится «христова ёлка» - ёлка для тех, у которых в жизни никогда не было ёлки.
А наутро нашли трупик мальчика… Автор обличает равнодушие людей, сожалеет, что в мире не хватает тепла, любви, доброты. Детей повинных только в том, что их родители бедные, ждут страшные судьбы. Но не должно быть так, настаивает Достоевский, в человеческом обществе. В рассказе у мальчика нет имени. Автор намеренно не дал имя ему, обо таких мальчиков много. Только у Христа на ёлке, только умерев и попав на небеса, мальчик познаёт счастье, радость, умиротворение.

  • 1Ф.М. Достоевский. Дневник писателя. 1876. Февраль.

Просмотров работы: 69