Почему пословица недаром молвится

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Почему пословица недаром молвится

Чиботарь Д.Ю. 1
1Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат «Общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования № 17 «Юные спасатели МЧС»
Семенова С.И. 1Гареева Л.А. 1
1Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат «Общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования № 17 «Юные спасатели МЧС»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Пословицы и песни всегда кратки,

а ума и чувства вложено в них на целые книги.

А.М. Горький

Прошедший 2022 год был объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Нематериальное культурное наследие - часть духовной культуры, созданная прошлыми поколениями. Это устное народное творчество (сказки, былины, пословицы, поговорки и многое другое).

С самого детства мы слышим от своих мам и бабушек коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки, например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Мал золотник, да дорог», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Это народная мудрость. Пословицы и поговорки.

Начиная с 1 класса, мы часто встречаемся с ними на страницах учебников. Иногда бывает очень сложным понять и объяснить смысл этих выражений. Мы задумались, какой смысл содержат пословицы? Зачем они нужны в жизни? Так возникла тема исследования: «Почему пословица недаром молвится?»

Мы считаем эту тему актуальной. В пословицах и поговорках заложен богатый опыт и мудрость народа. Ведь и в наше время, в нашей жизни мы можем опираться на них.

Мы поставили перед собой цель: выяснить роль пословиц в жизни человека. И определилизадачи:

  1. Изучить понятия «пословицы и поговорки», определить их сходство и различие;

  2. Познакомиться с историей появления пословиц и поговорок;

  3. Узнать, какие бывают пословицы и поговорки;

  4. Проанализировать использование пословиц и поговорок в нашем окружении;

  5. Поделиться собранной информацией в социальных сетях через тематическое сообщество.

Объект исследования: пословицы и поговорки.

Предмет исследования: значение пословиц и поговорок в жизни человека.

Гипотеза: мы предположили, что пословицы и поговорки могут помочь современным людям в решении многих жизненных ситуаций, сделать правильный выбор и просто учат жизни.

Методы исследования:

  1. Изучение литературы о пословицах и поговорках;

  2. Наблюдение;

  3. Анкетирование и его анализ.

  1. ОБзор литературы и интернет—источников

    1. Что такое пословицы и поговорки

Из источников литературы мы узнали толкование слова пословица.

Ее называют народной мудростью, устной школой, сводом правил жизни, исторической памятью народа. Пословицы бытуют в речи, вводятся как законченные изречения, готовые цитаты, автором которых является народ. Меткое выражение, удачное сравнение, сказанные кем-то однажды, подхватываются другими, становятся частью народной речи, благодаря постоянному употреблению в похожих по смыслу ситуациях.

Пословицы — это «мудрость многих, остроумие каждого». Читать их интересно и увлекательно. В них отражён быт человека, любовь к родителям, подмечены черты характера людей и описаны природные явления. Они не устаревают, будут читаться и всегда найдут отклик в человеческой душе [6]. Пословица может и просто толковать о чём-либо, в ней всегда есть «вывод», что полезно помнить и принять к сведению.

В толковом словаре С. И. Ожегова дается такое определение: «Пословица — краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм».

Есть пословицы веселые и грустные, потешные и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И. Даль: «Пословица — это свод народной премудрости…, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах…».

Яркую и точную характеристику пословицам дал сам народ. Он отметил меткость пословиц: «Пословица — недаром молвится»; «Старая пословица не в бровь, а в глаз»; их мудрость: «Глупая речь не пословица»; их правдивость: «Пословица правду всем говорит». В пословице видели доброго советчика: «Пословица — всем делам помощница»; отмечали живучесть и долголетие пословиц: «Пословица век не сломится»; их особый склад: «Глупая речь не пословица»; их связь с речью: «Красна речь пословицей».

В нашей речи встречаются и такие выражения: «ни к селу ни к городу», «как снег на голову», «баклуши бить». Это поговорки — незаконченные образные выражения, сравнения, которые метко определяют какое-либо жизненное явление. Отличие пословиц и поговорок сам народ видит в том, что поговорка — это украшение речи — цветок, тогда как, пословица — суждение полное, завершенное, целое — ягодка: «Поговорка — цветок, пословица — ягодка» (Русская народная пословица). Это поэтическое сравнение говорит о том, что народ видел близость пословиц и поговорок. В живой речи часто поговорка становится пословицей, а пословица превращается в поговорку.

И. Снегирёв, исследователь первой половины XIX века, отмечал, что «некоторые поговорки произошли от пословиц и, наоборот». Например, пословица: «Легко чужими руками жар загребать» часто употребляется, как поговорка: «Чужими руками жар загребать», то есть образное изображение любителя чужого труда. Это выражение есть типичная поговорка. Но это выражение может принять вид законченного и завершённого суждения.

Таким образом, познакомившись со значением слов «пословицы и поговорки», мы сделали вывод о том, что пословицы и поговорки — это произведения устного творчества народа, которые представляют собой краткие и точные народные изречения. Пословица учит, а поговорка подмечает. В живой речи часто поговорка становится пословицей, а пословица превращается в поговорку.

    1. Как произошли пословицы и поговорки

Из Интернета мы узнали историю происхождения пословиц и поговорок.

Пословицы — это жанр устного народного творчества (передавались из уст в уста). Кто-то случайно употребил в своем разговоре интересное выражение, оно понравилось второму, затем третьему и вся округа начинает использовать его. С годами память о настоящем авторе стирается, и пословица становится народной.

Возникновение пословиц и поговорок относится к глубокой древности. Издавна человек заботился не только о питании, жилище и близких людях. Он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе, и в своем воображении. Многовековые наблюдения народа, его мечты и надежды воплощались в пословицах и поговорках. Издавна они являются спутниками и сопровождают нас в жизни.

В дошедших до нас древних пословицах отразились языческие верования и мировоззрения народа. «Кукушка кукует: горе вещует» — эта пословица восходит к древнейшим языческим представлениям о том, что птичий крик может предвещать беду для человека.

Собирать пословицы люди начали уже в XVII столетии, в XVIII веке их впервые подготовили к печати В.Н. Татищев, А.И. Богданов, М.В. Ломоносов. Самым известным собирателем XIX века был и остается до сих пор известный ученый—филолог В.И. Даль (Приложение 1). Его сборник «Пословицы русского народа», вышедший в 1862 году не потеряла актуальности до сегодняшнего дня.

Первоначально пословицы входили в состав небольших рассказов, сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чем шла речь в рассказе или песне. Эти обобщения легко запоминались и оставались в памяти народа.

Многие пословицы и поговорки пережили столетия. В ХIХ веке учёные обратили внимание на то, что пословица указывает на эпоху, в которую она появилась. Так, например, пословица «Пусто, словно Мамай прошел», указывает на время нахождения Руси под игом.

Некоторые пословицы возникли из художественного творчества: сказок, преданий, анекдотов. Это такие поговорки, как: «Битый небитого везёт», «По моему прошению, по щучьему велению» и другие.

Другие пословицы возникли из церковных книг. Например: «Бог дал, Бог взял».

Некоторые пословицы имеют литературное происхождение. Русские писатели составляли пословицы и поговорки по образцу народных, например: «У разбитого корыта» (А.С. Пушкин); «Как белка в колесе», «А Васька слушает, да ест», «А воз и ныне там», «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» (И.А. Крылов) и многие другие.

Каждый народ слагал пословицы на родном языке. Очень часто пословицы, созданные на разных языках, выражают одну и ту же мысль, хотя звучат при этом по-разному. Например, русская народная пословица «Век живи — век учись» на языках народа мира звучат так: «Полезней накапливать знание, чем золото» (монгольская); «Сила науки — в её связи с жизнью» (американская); «У кого сильнее мышцы, тот победит одного, кто силён знаниями — тот победит тысячи» (киргизская).

Основным источником народных пословиц и поговорок является жизненный опыт народа. Люди, которые в свое время складывали пословицы, были безграмотными, у них не было никакого иного способа сохранить свои наблюдения и жизненный опыт, как передавать его из поколения в поколение из уст в уста. Мы все слышим пословицы с раннего детства, к ним привыкаем. Благодаря своей легкой форме, такой вид жанра автоматически откладывается в нашей голове и запоминается, расширяет кругозор.

Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный образ народа. Это как заповеди народа, правила жизни каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт.

Таким образом, познакомившись с историей происхождения пословиц и поговорок, мы пришли к выводу, что менялась жизнь, появлялись новые поговорки, забывались старые, но оставалось то, что имело значение для следующих поколений.

    1. Какие бывают пословицы и поговорки

О важности народных пословиц и поговорок говорили многие писатели и поэты: А. С. Пушкин: «…Что за роскошь, что за смысл. Какой толк в каждой поговорке нашей, что за золото! А не даётся в руки, нет!» [2]Николай Васильевич Гоголь говорил о пословицах: «В них всё есть — издёвка, насмешка, попрёк, словом — всё шевелящее и задирающее за живое».

На уроках литературы при изучении темы «Устное народное творчество» мы узнали, что у каждой пословицы и поговорки есть своя задача:

  1. Пословицы предупреждают: Что посеешь — то и пожнёшь;Поспешишь — людей насмешишь.

  2. Пословицы подытоживают народный опыт: Один ум хорошо, а два лучше;Не ошибается тот, кто ничего не делает;Поживем — увидим.

  3. Пословицы высмеивают: Всяк кулик своё болото хвалит.

  4. Пословицы комментируют внешний вид: Встречают по одёжке — провожают по уму.

  5. Пословицы дают советы: Не буди лихо, пока оно тихо;Готовь сани летом, а телегу зимой;Век живи — век учись.

  6. Пословицы учат мудрости: Весенний день год кормит;Пей, гуляй — а работу знай;Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Автор первого толкового словаря русского языка Владимир Даль в своем сборнике «Пословицы русского народа» сгруппировал пословицы и поговорки по темам: о судьбе; о счастье; о богатстве и бедности; о любви; о чтении; о труде; об уме, учении и т. д.

Темы пословиц охватывают все стороны жизни людей.

Таким образом, выяснив, что у каждой пословицы и поговорки есть своя задача, мы пришли к выводу, что пословицы учат мудрости, дают советы и охватывают все стороны жизни.

  1. Практическая часть

    1. Анализ анкетирования учащихся четвертых классов

Мы решили выяснить, используют ли в речи пословицы современные школьники, и провели анкетирование среди учащихся 4-5 классов нашей школы «Пословицы и поговорки в нашей жизни». Для этого мы создали гугл форму для опроса и раздали ссылку ученикам нашей школы. (Приложение 2).

Мы выяснили, знают ли ребята пословицы. Среди 44 учащихся нашей школы, принявших участие в опросе, 32 (73%) человека ответили положительно и смогли привести по два примера пословиц. 8 (18%) человек ответили, что не только знают, но и употребляют их в своей речи.

Они указали, что пословицы слышали от родителей (17 человек – 39%), от бабушек и дедушек (20 человек – 46%), от учителя (23 человек – 52%), встречались с пословицами на страницах школьных учебников (29 человек – 66%).

Но, к сожалению, указали, что слышат пословицы от своих сверстников только 2 человека (5%). Только 50 % опрошенных объяснили правильно смысл предложенных пословиц.

На вопрос: «Для чего служат пословицы в нашей жизни?» 27 человек (61%) ответили, что они дают полезные советы, 16 человек (36%) отметили, что пословицы обогащают нашу речь и 1 человек (2%) указал, что пословицы помогают более ярко выразить свои мысли.

Результаты анкетирования помогли нам сделать следующие выводы:

  1. Большинство опрошенных знают пословицы и поговорки, смогли вспомнить и привести примеры.

  2. В своей речи, к сожалению, наши сверстники почти не используют пословицы и поговорки;

  3. Многие ребята слышат пословицы и поговорки от родных, от учителя; встречаются с ними на страницах учебников, но почти никто не слышит их от своих сверстников.

  4. Половина детей не смогли объяснить смысл предложенных пословиц.

  5. Однако большинство опрошенных понимают роль пословиц и поговорок в нашей жизни.

Мы считаем, что главная проблема заключается в том, что современные дети мало интересуются пословицами, не могут объяснить их смысл. А ведь это богатство народной мудрости!

    1. Знакомство со школьным библиотечным фондом пословиц

Чтобы познакомиться со сборниками пословиц и поговорок и узнать, интересуются ли ими ученики нашей школы, мы сходили в школьную библиотеку. Библиотекарь Ищик Галина Викторовна познакомила нас со сборниками пословиц и поговорок и рассказала нам о значении пословиц для человека. Из беседы мы узнали, что изучение пословиц помогает познакомиться с культурой, историческими событиями страны и жизнью её людей. Пословицы обогащают нашу речь. Не каждый вспомнит то или иное стихотворение, поведает басню, но каждый в своей речи найдёт место пословице. Пословицы прививают любовь к добрым делам и родине, рассказывают о том, как правильно вести себя, напоминают о важности здоровья. Применяя пословицы, мы можем украсить разговор. Но, к сожалению, книги с пословицами и поговорками не пользуются спросом у учеников нашей школы.

Мы сделали вывод: пословицы и поговорки можно найти на страницах многих книг и сборников, но они не входят в круг чтения современных школьников.

    1. Создание сетевого сообщества «Мир пословиц и поговорок»

Мы решили привлечь внимание к народной мудрости, которая заложена в пословицах и поговорках. Современные школьники много времени проводят в социальных сетях. Они служат средством общения и получения информации. «Почему бы не воспользоваться этим и не найти себе единомышленников?» - подумали мы и создали сообщество в социальной сети «ВКонтакте», которое назвали «Мир пословиц и поговорок». (Приложение 3) Наше сообщество даёт возможность привлечь людей и обсудить темы, которые интересны подписчикам. В сообществе можно найти подборку известных русских пословиц и поговорок, которые помогут подписчикам в выборе правильного жизненного пути. В нем находится выставка рисунков к пословицам.

Не секрет, чтобы предостеречь себя от ошибок в жизни, надо прислушиваться к советам пословиц. Для этого надо знать и понимать их смысл. Поэтому мы составили памятку «Как объяснить смысл пословицы» и разместили её в сообществе.

В сообществе можно найти для себя ответы на такие вопросы: история происхождения пословиц и поговорок, какие задачи решают пословицы; можно узнать о Владимире Дале - собирателе пословиц русского народа; узнать, что такое паремиология и многое другое.

Мы считаем, что материал нашего сообщества интересен не только для школьников, но и людям старшего возраста. Это поможет глубже познать жизнь, обычаи своего народа, свою Родину.

    1. Отражение смысла пословиц в наших жизненных ситуациях

Мы предложили ребятам нашего класса и подписчикам сообщества написать рассказы — истории из жизни, в которых раскрывается смысл пословиц. Эти рассказы помогли нам правильно понять смысл пословиц и подтвердить гипотезу: пословицы и поговорки помогают в решении жизненных ситуаций, учат жизни. В своих рассказах ребята описали истории из жизни, которые произошли с ними и с их друзьями. Каждый рассказ заканчивается пословицей, подтверждает её смысл, доказывает, что «Пословица недаром молвится» (Приложение 4).

Составленные рассказы получились очень интересными, поучительными. Мы решили заинтересовать учащихся других классов, показать им чему учат пословицы. Для этого мы выступили перед учащимися начальной школы, представили им свои рассказы и увлекли их этим занятием. (Приложение 5). Мы думаем, они тоже будут прислушиваться к советам пословиц.

Таким образом, проделанная работа помогла нам понять смысл многих пословиц и познакомить с ними сверстников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая по теме исследования, мы открыли для себя многообразный мир пословиц и поговорок. Они актуальны. Тематика их разнообразна. Мудрость пословиц касается всех сторон жизни. Они дают оценку происходящему. В пословицах народ запечатлел свои традиции, обычаи, историю.

Подводя итоги нашей работы, можно сказать, что мы добились поставленной цели и решили намеченные задачи.

Мы расширили знания о пословицах и поговорках, об истории их возникновения. Чтобы понять и объяснить смысл пословиц, мы составили памятку, которая помогла нам описать жизненные истории и доказать народную мудрость.

Мы собрали пословицы и поговорки, которые слышим у себя дома.

Мы создали сетевое сообщество «Мир пословиц и поговорок», тем самым увлекли своих подписчиков нематериальным культурным наследием, что особо важно в современном мире.

Наша работа имеет практическую значимость. Её можно использовать на классных часах, уроках окружающего мира, русского языка и литературного чтения в школе.

В будущем мы хотим продолжить изучение пословиц и поговорок, пополнять сообщество новой интересной информацией.

В ходе работы мы сделали следующие выводы:

  1. Пословицы и поговорки — это произведения устного народного творчества; пословица учит, а поговорка подмечает;

  2. В жизни остаются те пословицы, которые имеют значение для следующих поколений;

  3. Современные дети встречаются с пословицами на страницах учебников, книг, слышат от взрослых, но редко используют в своей речи и не всегда могут объяснить их смысл;

  4. Для человека важно не заучить пословицу, а понимать её смысл и учиться на её советах.

Гипотеза о том, что пословицы и поговорки помогают нам в решении жизненных ситуаций, помогают сделать правильный выбор и просто учат жизни, подтвердилась.

Пословицы и поговорки проверены временем. Они воспитывают: учат, как поступать, направляют.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится —

Ведь с ней и горе, не беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте помнить их, друзья!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аникина В.П. Русские пословицы и поговорки, Москва, Художественная литература, 1988;

  1. Даль В. И. «Пословицы русского народа», т. 1, Москва 1879 г.;

  2. Даль В. И. Толковый словарь русского языка, Москва, Эксмо, 2010;

  3. Зимин В. И., С. Д. Ашурова, В. Н. Шанский, З.И. Шаталова Русские пословицы и поговорки Учебный словарь. Москва, Школа—Пресс, 1994;

  4. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва, 1997;

  5. Снегирёв И., «Русские народные пословицы и притчи», М., 1848,стр.30;

  6. http://kid-game.ru;

  7. http://www.langlit.ru/2013/11/blog-post_27.html;

  8. http://potomy.ru/human/1284.html;

  9. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru;

  10. http://времясоветов.рф/?page_id=1127;

  11. http://dok.opredelim.com/docs/index—48414.html;

  12. http://www.kakprosto.ru/kak-100287-chto-takoe-poslovicy-i- pog.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

В ладимир Иванович Даль – собиратель пословиц

Даль был многогранным человеком: он сделал столько, сколько, кажется, одному человеку сделать не под силу. В историю нашей культуры Даль вошёл прежде всего как создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». В.И.Даль был по образованию военным медиком, а по призванию - писателем, этнографом и географом.

Даль родился в Луганске. Его отец, датчанин, приехал в Россию по приглашению Екатерины II в 1799 году. Отец знал немецкий, английский, французский, русский, еврейский, латинский, греческий языки, был богословом и медиком. Мать, Мария Даль, свободно владела пятью языками.

«Прадеды мои по отцу были датчане»,- писал в автобиографии В.И. Даль, но сам себя он относил к русским: «Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

В доме его родителей много читали и ценили печатное слово, любовь к которому передалась всем детям.

В возрасте 13 лет В. Даль поступил в Петербургский морской кадетский корпус, где обучался 5 лет. Здесь Даль составил свой первый словарь, в него вошли 34 слова кадетского жаргона.

После нескольких лет службы во флоте, (в 1826 году) Владимир Даль поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. Жил он в тесной чердачной каморке, зарабатывая на жизнь уроками русского языка. Эта пора, по его признанию, была «золотым веком жизни». На пути Даля встретилось множество замечательных людей, среди них и В.А.Жуковский, и поэт Языков, и хирург Пирогов

С марта 1832 года В. И. Даль служит ординатором в Петербургском военно-сухопутном госпитале и вскоре становится медицинскою знаменитостью Петербурга. Во время русско-турецкой войны Даль, леворукий хирург, делал сложные операции раненым солдатам. А во время событий польской кампании обнаружил в себе способности инженера.

Даля как литератора прославили «Русские сказки…». Ректор Дерптского университета решил пригласить своего бывшего студента, доктора медицины Даля, на кафедру русской словесности. При этом книга была принята в качестве диссертации с целью получения ученой степени доктора филологии, но потом она была отклонена самим министром просвещения как неблагонадежная. Это произошло из-за доноса на автора книги.

Тираж данной книги был изъят из продажи. Один из немногих оставшихся экземпляров Даль решил подарить А.С. Пушкину. Жуковский давно обещал их познакомить, но Даль, не дожидаясь его, взял «Сказки…» и пошёл сам — без всяких рекомендаций — представляться Александру Пушкину. Так началось их знакомство. Именно Пушкин подал Далю идею созданию толкового словаря.

А.С.Пушкин подарил Далю свою знаменитую «Сказку о рыбаке и рыбке» с подписью: «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому – сказочник Александр Пушкин».

Как друг и врач, Даль находился у постели смертельно раненого Пушкина. Перед смертью Пушкин подарил В.Далю свой старинный перстень с изумрудом.

В 1859 году В.Даль в Москве целиком отдаётся любимому делу. Еще в молодости он обратил внимание на разницу между речью образованных людей и простого народа и начал собирать народные слова и выражения, стараясь выяснить их происхождение.

Это любимое занятие – изучение языка русского народа. Даль был искателем и собирателем слов и именно этому делу он отдал всю свою жизнь. Итогом почти пятидесятилетнего труда стал сборник, уникальный и единственный в своем роде по объему и разнообразию материала: в него вошли пословицы и поговорки русского народа, скороговорки, приметы, загадки. Даль собрал 200 000 слов. Сам образ жизни Даля – постоянные переезды с места на место, встречи с разными людьми – помогал ему стать собирателем слов. Прекрасные душевные качества, общительность, разносторонность интересов Даля привлекали к нему людей.На творчестве Даля положительно отразилось хорошее знание им современной жизни - ведь никто из писателей XIX века не странствовал по Руси столько, сколько Владимир Даль. За свой великий труд В.И.Даль удостоен Ломоносовской премии Академии наук и звания почётного академика

Память о В.И.Дале хранят 2 дома: 1й – в котором он родился, находится в Луганске. 2й – в котором жил последние годы - находится в Москве на Большой Грузинской улице. В этих домах открыты мемориальные музеи. Учреждена золотая медаль и орден В.И.Даля. Эти награды вручаются известным общественным деятелям, филологам, историкам и писателям.

Труд В.И.Даля «Пословицы русского народа»

C 1849 по 1859 год Даль служил управляющим удельной конторой в Нижнем Новгороде. Город этот много чем славился, но одним из самых ярких событий здесь была ежегодно проводимая ярмарка. Вот так описывали современники Даля эту ярмарку: «Месяц и 10 дней движется, гудит, переливается красками ярмарка. Идёт по ярмарке худой носатый человек, нижегородский чиновник Даль. Ничего не покупает. Слушает ярмарочный гул. Выдёргивает из гула слова, прибаутки, пословицы – точно золотых рыбок из омута…

Одновременно с работой над словарём В.И.Даль работал и над сборником «Пословицы русского народа». Каждую пословицу он переписывал дважды на узких полосках бумаги; Даль называл такие полоски «ремешками». Один «ремешок» - в словарь, как пример для пояснения слов; дугой вклеивался в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. В.И.Даль собрал 30130 пословиц. В сборнике Даля пословицы расположены по темам. Заслуга В.И.Даля не только в том, что он собрал такое количество народных изречений ( до него издавались сборники всего в 2000 пословиц), но и в том, что Даль впервые распределил пословицы по темам (до него пословицы в сборниках располагались в алфавитном порядке). Сто восемьдесят тетрадей, куда Даль вклеивал «ремешки», - это сто восемьдесят тем. Среди них : «Жизнь – смерть», «Радость – горе», «Ум – глупость», «Правда – кривда», «Воля – неволя», «Стихии», «Вселенная», «Народ – мир» и другие.

Однако, сами того не подозревая, мы пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок, которые в прошлом веке каждый русский человек знал в их полном, неусеченном виде.

Вот каковы некоторые пословицы «в неусеченном виде»:

  • Гора с горой не сходится, а горшок с горшком столкнется.

  • Чудеса в решете! Дыр много, а выскочить некуда.

  • Собаку съел, а хвостом подавился.

  • Утро вечера мудренее, трава соломы зеленее.

  • Палка о двух концах: либо ты меня, либо я тебя.

  • Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.

  • Губа не дура, язык не лопатка: знают, что горько, что сладко.

В заключение я бы хотела привести слова В.И.Даля о правдивости и неподсудности пословицы: «Пословица – коротенькая притча… это суждение, приговор, поучение, под чеканом народности…Сборник же пословиц – свод народной, опытной премудрости… это радость и веселие, горе и утешение в лицах, это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».

QR – код и ссылка на статью «Владимир Иванович Даль – собиратель пословиц» в сообществе «Мир пословиц и поговорок» в социальной сети «ВКонтакте»:

https://inlnk.ru/68wJEP

QR – код и ссылка на статью «Труд В.И.Даля «Пословицы русского народа»

в сообществе «Мир пословиц и поговорок» в социальной сети «ВКонтакте»:

https://inlnk.ru/G6Y1EO

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета «Пословицы в нашей жизни»

Цель анкетирования: выяснить, знают ли наши сверстники пословицы и поговорки и используют ли их в речи

В анкетировании принимал участие 44 человека 4-5 классов средней школы – интернат № 17.

Вопросы анкеты:

  1. Знаете ли вы пословицы и поговорки?

ДА НЕТ

  1. Если ДА - приведите не менее двух примеров пословиц или поговорок:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Используете ли вы пословицы и поговорки в речи?

Подчеркните. ДА НЕТ

  1. Где ты чаще всего вы встречаешься с пословицами и поговорками?

Подчеркните:

-слышу от родителей

-слышу от бабушек и дедушек

-слышу от учителей на уроках

-слышу от сверстников

-встречал на страницах учебников

5. Объясните смысл пословиц:

Дарёному коню в зубы не смотрят. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каждый кулик своё болото хвалит. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Для чего служат пословицы и поговорки в нашей жизни?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

QR- код и ссылка на Гугл-анкету «Пословицы в нашей жизни»:

https://inlnk.ru/0Qn0A5

Результаты анкетирования

1. Знаете ли вы пословицы и поговорки? Если Да, то приведите не менее двух примеров пословиц или поговорок.

Среди 44 учащихся 4-5 - х классов нашей школы, принявших участие в нашем опросе

32 (73%) человека ответили положительно и смогли привести по два примера пословиц.

Вывод: большинство опрошенных знают пословицы и поговорки.

2. Приведите не менее двух примеров пословиц или поговорок.

Сделал дело - гуляй смело.

Тише едешь - дальше будешь.

Поспешишь - людей насмешишь.

Делу время - потехе час.

Семь раз отмерь - один раз отрежь.

Дарёному коню в зубы не смотрят

Хотя не богат, а гостю рад. Слушай больше - говори меньше.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Как аукнется - так и откликнется. Лес и вода - родные брат и сестра.

С кем поведёшься от того и ума наберешься.

Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

Не умеешь - не берись.

Хлеб всему голова.

Повторение - мать ученье.

Каждый кулик своё болото хвалит.

Будет хлеб и будет обед.

Не зима знобит, а весна.

Вывод: Больше половины опрошенных смогли вспомнить и привести примеры известных им пословиц и поговорок.

3.Используете ли вы пословицы и поговорки в речи?

Вывод: В своей речи сверстники почти не используют пословицы и поговорки.

4.Где ты чаще всего вы встречаешься с пословицами и поговорками?

17 человек – 39% из числа опрошенных слышали пословицы от родителей, от бабушек и дедушек 20 человек – 46%, от учителя 23 человека – 52%, встречались с пословицами на страницах школьных учебников 29 человек – 66%. От своих сверстников слышат пословицы только 2 человека (5%).

Вывод: Многие ребята слышат пословицы и поговорки от родных, от учителя, встречаются с ними на страницах учебников, но почти никто не слышит их от своих сверстников.

5. Объясните смысл пословиц:

Только 50 % опрошенных объяснили правильно смысл предложенных пословиц: «Дарёному коню в зубы не смотрят», «Каждый кулик своё болото хвалит».

Вывод: Половина детей не смогли объяснить смысл предложенных пословиц.

6. Для чего служат пословицы и поговорки в нашей жизни?

27 человек (61%) считают, что пословицы дают полезные советы, 16 человек (36%) отметили, что пословицы обогащают нашу речь и 1 человек (2%) указал, что пословицы помогают более ярко выразить свои мысли.

Вывод: большинство опрошенных понимают роль пословиц и поговорок в нашей жизни.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Ссылка и QR – код сообщества «Мир пословиц и поговорок» в социальной сети «ВКонтакте»

https://inlnk.ru/zaJGkk

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Пословицы в рассказах и рисунках

Космин Матвей, 4а класс

Где труд, там и радость!

Л етом мы с братом решили сделать будку для собаки. Папа начертил нам план. Мы вместе купили доски и гвозди. Стали мастерить. Я с радостью помогал брату забивать гвозди. Когда мы закончили делать будку, собака облюбовала новую квартирку. Она начала вилять хвостом, показывая свою радость новому дому. Словно благодарила нас за новое жильё. Недаром говорят «Где труд, там и радость!»

Гончаренко Наталья 4а класс

Сделал дело – гуляй смело!

В ите в школе задали много уроков. Ребята решили погулять. Все остались во дворе, а Витя пошёл выполнять задания. Погода стояла хорошая, ребята гуляли долго. Витя успел отзаниматься и погулять с ребятами. На следующий день на уроках Витя поднимал руку и уверенно отвечал на все уроки. Ведь правду говорят: «Сделал дело – гуляй смело!»

Боровских Маргарита, 4а класс

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь!

Б ыл у меня один друг. Отношения были хорошие, всегда помогали друг другу. Но вот как-то раз, я невзначай сказала ему обидное слово. После этого наша дружба закончилась. Вроде, я неспециально обидела своего друга, но отношения наши испортились всего из-за одного неосторожного слова. Вот уж действительно говорят «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь!»

Ильичева Ксения, 4а класс

Терпенье и труд, всё перетрут!

Мама записала дочь Аню на уроки фортепиано. На первом занятии её научили гаммам. Домашним заданием было повторить пройденное, но Ане показалось это трудным, и она не стала ничего делать. На уроке Аня призналась, что не занималась дома. Учитель сказала, что если хочешь хорошо играть на инструменте, то необходимо долго и упорно заниматься. Ане стало стыдно, и она пообещала всегда заниматься. Девочка начала усердно отрабатывать игру на фортепиано. Ей было тяжело, но она не сдавалась. Когда Аня выросла и стала знаменитой пианисткой, учитель сказала: «Терпенье и труд, всё перетрут!»

Мягкова Диана 4А класс

Старый друг, лучше новых двух.

У меня была подруга Милана. Мы знали секреты и тайны друг друга. Дружили давно, с самого детства. Ко мне подошли две девочки и хотели со мной познакомиться. Я с ними начала общаться, но мне с ними было не так интересно, как с Миланой. Вот уж и правда: «Старый друг, лучше новых двух».

Селяхин Артём 4а класс

Друг познаётся в беде!

Однажды мы с другом поехали кататься на велосипедах. После дождя на улице было сыро и мы решили поездить по лужам. Мой друг Сева доехал до середины лужи и упал. Я был в кроссовках, но не испугался. Пошёл на помощь к другу. Вымочив ноги, я помог другу подняться. Домой мы поехали мокрые, но довольные. Не даром говорят: «Друг познаётся в беде!»

Тарагара Александр, 4а класс

Слово не воробей- вылетит не поймаешь!

Был у меня один дружок-товарищ. И отношения были хорошие и помогали друг другу. Но вот как-то я сказал ему обидное слово. Друг на меня обиделся и наша дружба закончилась. Наша дружба закончилась из-за одного неосторожного слова. Вот уж действительно говорят «Слово не воробей- вылетит не поймаешь!»

Не плюй в колодец, пригодится воды напиться!

Черепнин Игорь, 4Б класс

Делу - время, потехе – час!

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Пословицы и поговорки, часто используемые речи

  • Делу время – потехе час.

  • Сам заварил кашу – сам и расхлёбывай.

  • Без труда, не вытянешь и рыбку из пруда.

  • Не верь ушам, а верь очам.

  • Ему беда, что с гуся вода.

  • За худые слова, слетит и голова.

  • Хорошее слово – половина счастья.

  • Малое слово – большую обиду творит.

  • Сердечное слово до сердца доходит.

  • Много говорить – голова заболит.

  • Сделал дело – гуляй смело.

  • Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.

  • Семеро одного не ждут.

  • Семь раз отмерь, один раз отрешь.

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

  • Доброе дело два века живёт.

  • От добра добра не ищут.

  • Поспешишь – людей насмешишь.

  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

  • Друг познаётся в беде.

  • Друга за деньги не купишь.

  • Повторенье – мать ученья.

  • Собака лает – караван идёт.

  • Не рой яму другому – сам туда упадёшь.

  • Вода у друга лучше, чем у врага мёд.

  • Нет друга ищи, а нашёл береги.

  • Береги бровь, глаз цел будет.

  • Грамоте учиться – всегда пригодится.

  • Кушать хочется, да лень ворочаться.

  • Лад и согласие – первое счастье.

  • Жизнь прожить – не поле перейти.

  • Хлеб – всему голова.

  • Муж и жена – одна сатана.

  • Тише едешь – дальше будешь.

  • Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.

  • Одна голова хорошо, а две лучше.

  • Гусь свинье не товарищ.

  • Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

  • Мал да удал.

  • Любишь кататься – люби и саночки возить.

  • Других не суди, на себя посмотри.

  • Трус своей тени боится.

  • Цыплят по осени считают.

  • Поживи подольше – узнаешь побольше.

  • Много снега, много хлеба.

  • Любой жуёт, да не любой живёт.

  • Здоровье всему голова.

  • На добрый привет, добрый ответ.

  • Худо тому, кто добра не делает никому.

  • Бедного обижать – себе добра не желать.

  • Кто живёт в добре – тот ходит в серебре.

  • Час в добре пробудешь - всё горе забудешь.

  • Кто жизнью дорожит, тот за веком бежит.

  • Жизнь дана на добрые дела.

  • Доброе слово, что дождь в засуху.

  • Как аукнется – так и откликнется.

  • Делая людям зло- не жди от них добра.

Просмотров работы: 25