Сказочный подтекст в рассказе К. Паустовского "Правая рука"

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сказочный подтекст в рассказе К. Паустовского "Правая рука"

Терехов С.А. 1
1МБОУ "СОШ №51" г. Барнаул
Данилова О.Н. 1
1МБОУ "СОШ №51"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Восприятие Алтая каждым человеком неповторимо, каждый видит его по-своему, особенно писатели. Именно они могут живо описать происходящее, позволяют непосредственно прикоснуться к живой истории края, увидеть, как менялся Алтай, узнать мысли и чувства людей, живших и бывавших здесь в разные эпохи.

Актуальность исследования творчества Паустовского во время пребывания в военные годы на Алтае обусловлена недостаточной изученностью художественного мира малой прозы писателя этого периода. Региональная литература недостаточно изучена и требует внимания современного литературоведения. Считаем, что стоит акцентировать внимание на творчестве К.Г. Паустовского, как наиболее ярком авторе, изучение произведений которого дает возможность возвыситься от предельно географических реалий изображения красот Алтая до сказочно-мифологических.

Тема исследовательской работы: «Сказочный подтекст рассказа
К. Паустовского «Правая рука». Выдвинув гипотезу, действительно ли повествование рассказа «Правая рука» отражает в себе не только реалистичное изображение красот Алтая, мысли и чувства людей, живших и бывавших здесь, но и мифический образ города-курорта Белокуриха, была сформулирована цель работы: рассказать о «белокурихинском» рассказе, художественное пространство которого воспроизводится по аналогии со сказочно-мифологическим, а не географическим.

Задачи: изучить литературу и интернет-источники на данную тему и найти в источниках информации (книги, интернет и т. д.);

проанализировать их содержание на возможное отражение в них исторических реалий того времени;

выделить основные мотивы, нашедшие отражение в рассказе
К. Паустовского «Правая рука»;

познакомить одноклассников с результатами работы на классном часе и выступить на научно-практической конференции с результатами работы над заявленной темой.

Объекты исследования: рассказ «Правая рука», литература и статьи по теме исследования.

Предмет исследования: сказочный подтекст рассказа «Правая рука».

Методы исследования: методы теоретического исследования (анализ и синтез различных источников информации, обобщение).

Основная (содержательная часть)

    1. Константин Паустовский на Алтае

В 1942–1943 гг. Константин Паустовский неоднократно приезжал на Алтай. В Барнауле Паустовский встречался с коллективом Камерного театра
А.Я. Таирова, эвакуированного в наш город.

Работа над пьесой началась на алтайском курорте Белокуриха, где
К.Г. Паустовский и А.Я. Таиров вместе с женами «отдыхали» во время летнего отпуска, затем продолжилась в Барнауле. В процессе работы с коллективом театра Паустовский некоторое время (зима 1942 и ранняя весна 1943 гг.) провёл в Барнауле и Белокурихе. Этот период своей жизни он назвал «Барнаульские месяцы». Помимо пьесы «Пока не остановится сердце» Паустовский писал роман «Дым отечества». Алтайские впечатления и встречи послужили Паустовскому материалом для рассказов «Спор в вагоне», «Приказ по военной школе», «Пачка папирос», «Правая рука». «Мы часто вспоминаем Барнаул и Белокуриху с очень нежным чувством. <…> Белокуриха вспоминается – как маленький антракт среди угрюмого тумана», – замечает писатель в письме к А.Я. Таирову в феврале 1943 г.

Паустовского поселили в Белокурихе на так называемой «Шестой даче». В романе «Дым Отечества» он запечатлел поэзию этих мест:

В ущелье, заросшем березовым лесом, на берегу речушки Безымянки, стоял большой деревянный дом.

С первых дней войны в доме никто не жил. Двери и окна были заколочены. Дом почему-то назывался Шестой дачей, хотя ни пятой, ни четвертой, ни какой-нибудь другой дачи вблизи не было.

Дом стоял одиноко. Около него кончалась дорога, вырубленная в скалах. Дальше, как говорили местные жители, до самой китайской границы, тянулись одни только леса и алтайские горы.

В окна изредка заглядывали – да и то с опаской – мальчишки из Белокурихи. Они рассматривали пустые комнаты, потом шарахались, опрометью бежали по дороге, и от страха у них спирало дыхание. Мальчишки божились, что слышали, как в доме трещат под чьими-то шагами половицы, и видели огромную человеческую тень на полу.

    1. Сказочно-мифическое в рассказе «Правая рука»

Именно Белокуриха стала основным местом действия рассказа «Правая рука» (1943). После нахождения в госпитале г. Бийска главный герой рассказа Тихон Рябцов определяется «служить сторожем в Белокуриху – небольшой курорт в предгорьях Алтая, знаменитый целебной водой». Произведения К. Паустовского обычно очень сильно насыщены географическими реалиями. Сын Паустовского говорит о том, насколько точно воспроизведён в них природный мир того или иного региона: «Кроме тех мест, где мы жили вместе, в дальнейшем мне удалось побывать в Карелии, на Кольском полуострове, на Полярном Урале, на Алтае... Сравнивая свои впечатления от этих мест с их описаниями в книгах отца, я не находил «разночтения».

Так же, как и люди, природа является полноправным, а часто и главным героем его произведений. И вот насколько иной раз сильно преобразование образов людей, настолько точно изображено все, что касается природы.

Наблюдения Вадима Паустовского, на первый взгляд, подтверждают то, что в рассказе «Правая рука» масса достоверных пейзажно-топографических деталей. Но, видимо не зря, сам писатель назвал окрестности Белокурихи «сказочными местами» (в письме к С.М. Навашину 10.10.1942 г.). Художественное пространство «белокурихинского» рассказа воспроизводится по аналогии со сказочно-мифологическим, а не географическим.

В уже упомянутом письме к С.М. Навашину Паустовский приводит правильное название речки, протекающей через Белокуриху: «В горной реке Белокурихе я ловил с московским доктором Кулагиным хариусов (это – вроде форели)». В рассказе «Правая рука» речка названа по-иному: «Тихона приставили охранять недостроенную плотину на горной речушке Безымянке, в трех километрах от Белокурихи». Лишь в рамках мифологии безымянность может являться Именем.

Во вступительной части рассказа мы можем проследить путь, который приводит зенитного пулеметчика Тихона Рябцова к речке Безымянке. После ранения под Петергофом Тихону «отрезали раздробленную правую руку», и он долго лежит «в госпитале на Каменном острове». Так как рана не заживает, его везут «через Ладожское озеро по мокрому льду» в Вологду, а затем переправляют «в город Бийск, в самую глухую Сибирь».

Сквозь больничное окно госпиталя Тихон видит только безжизненный заснеженный сад: «Тихо было в пустом городе, на холодной земле, и казалось, что уснуло все живое непробудным сном». Каменноостровский госпиталь выступает как преддверие царства мёртвых. Из Ленинграда Тихона эвакуируют по «ледяной дороге». Автор отказывается от известного сочетания – «Дорога жизни». В сказках все способы переправы имеют одинаковое происхождение: они отражают представление о странствовании умершего в загробный мир. Русская сказка знает довольно много разновидностей переправы. Герой, например, превращается в животное или птицу и убегает или улетает, или он садится на птицу, или на коня, или на ковер-самолет и пр., надевает сапоги-самоходы, его переносит дух, черт, он едет на корабле или переправляется на летучей лодке, на лодке же он переправляется через реку при помощи перевозчика, он спускается в пропасть или подымается на горы при помощи лесенок, веревок, ремней, цепей или когтей, дерево вырастает до неба, или герой лезет по дереву, наконец, его ведет вожатый, за которым он следует. Ледяную переправу также можно встретить фольклоре в связи с мотивом путешествия героя в иное царство.

Сравним рассказ «Правая рука» и «Сказку о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде» из сборника А.Н. Афанасьева. Целебная вода Белокурихи и живая вода волшебной сказки аналогичны. Как отмечает А.И. Куляпин: «Паустовский не зря поселил своего героя близ Белокурихи. Подобно сказочной живой воде целебная вода знаменитого курорта излечивает его и духовно, дав надежду, новый смысл жизни, и даже телесно».

Также, в одном из вариантов сюжета о молодильных яблоках «платой» за перевоз через реку является отсеченная рука. «Что вам за работу, братцы?» – спрашивает Иван-царевич. «Подавай правую руку», – требуют перевозчики. А в тексте, записанном в Тверской губернии, возникает образ ледяного моста: «Змей только дунул, и сделался ледяной мост».

    1. Мотив восхождения в рассказе

В военном мире чистота алтайской природы притягивает многих. Отечественная война с её массовыми перемещением, эвакуация фабрик, заводов, учреждений культуры заставила обратить внимание и на те регионы, которые в свете политического мифа тридцатых годов были не слишком значимы. Постепенно Алтай обретает своё место в культурном пространстве страны. Алтай-земля заветная. С давних времён шли сюда люди в поисках лучшей жизни, земли и свободы. Мечта о загадочном Беловодье вспыхнула заново с новой силой. Многие писатели используют в своих произведениях легенду о Беловодье, у всех она представлена по-разному, находят Беловодье и на Алтае. У Константина Паустовского тоже есть своё Беловодье, которое мы можем наблюдать в рассказе «Правая рука».

Конечная точка маршрута Тихона Рябцова – самый глухой уголок Сибири. Ю.М. Лотман установил, что в целом ряде русских романов XIX века Сибирь «играет роль мифологического момента «смерть – нисхождение в ад». Обратимся к Антологии «Образ Алтая в русской литературе». Писатели 1850-1900 гг. представляют нам образ Алтая разным: это и алтайская сказка, и ад земли и неба, и мифическая счастливая земля, и «глухая она сторона, чтобы всякая правда в ней за сказку другим казалась!», и суровая и своеобразно красивая природа Алтая.

Второй том Антологии «Над царственной ширью Алтая» включает художественную литературу об Алтае 1900-1917 гг. Ведущей темой в эпических произведениях становится тема Беловодья, поисков земли обетованной, рая на земле, однако часто рай оборачивается для коренного населения и переселенцев подлинным адом. Паустовскому же важен контраст между трагическим мироощущением искалеченного войной героя и удивительной гармонией Алтая. Тихон, например, с ненавистью смотрит на прекрасные весенние горы. Для Тихона не было сейчас во всём мире мест более угрюмых, нагоняющих тоску, чем эти благословенные горы.

Тем самым Паустовский корректирует классическую схему XIX в. Вместо нисхождения в рассказе «Правая рука» появляется мотив восхождения. Белокуриха – не ад, а рай, которого удостаиваются за свои страдания дети, потерявшие родителей, и тяжело раненый на фронте матрос. Весной ущелье Безымянки до самых вершин покрывается полевыми цветами, «и даже старухи по деревням, глядя на горы, что-то шамкали про райские места, про благорастворение воздуха». При этом Алтайский эдем, хоть и прекрасный, остается все же частью мира мертвых.

    1. Мотив одиночества, ненужности и неподвижности в рассказе

На берегу Безымянки Тихона обволакивает атмосфера безмолвия и неподвижности. Плотина, которую он сторожит, останавливает не только водный поток, но, словно бы, и само время: «Время шло медленно. Кругом не было ни души. За все лето только один раз мимо избы Тихона прошел по тропе седой охотник, но и с ним Тихону не удалось поговорить. Старик был совсем глухой». К тому же вопреки всем астрономическим законам, символизируя остановившееся время, за окном избушки Тихона всегда поблескивает «одна и та же звезда – самая яркая из всех звезд на небе».

Живет Тихон в «низкой избе, прижатой горами к самой речушке», просыпаясь, смотрит «в низкое оконце». На тесноту сердится даже Безымянка. Нет ничего удивительного в том, что благословенные горы Алтая воспринимаются героем как «угрюмые и нагоняющие тоску». Его отчаяние проистекает из ощущения собственной никчемности: «Не нужный я никому человек, – думал Тихон, и сознание этой ненужности было страшнее всего, что он до сих пор перенес в жизни».

Тихон Рябцов собирается усыновить мальчика-испанца. Это как лекарство для излечения его никчёмности, отверженности. Встреча с пионерами-тимуровцами даёт надежду на обретение нового смысла жизни главному герою рассказа. Два подростка из эвакуированного в Белокуриху лагеря выслеживают Тихона «как следопыты и разведчики». Увидев, как он «бился с дровами», «надумали ему помочь». Помогают тайно, как и положено тимуровцам. «Заводилой» в этом деле оказывается Мигуэль, «даром, что тихий».

Словосочетание «правая рука» для читателей сороковых годов имело особый смысл: в советском лексиконе так именовали младших помощников партии. Сошлемся, например, на высказывание М. И. Калинина: «– У нас комсомол – правая рука партии и государства». Паустовский, без сомнения, рассчитывает на понимание читателем образности названия рассказа.

    1. Мотив отверженности в рассказе

Тихон на досуге читает роман В. Гюго «Отверженные» – сначала в одиночестве, потом вслух испанскому мальчику Мигуэлю. «Трогательная история каторжника Вальжана» захватывает героя, поскольку он явно видит в ней отражение собственной судьбы – тоже человека «отверженного». Впрочем, причины отверженности Жана Вальжана и Тихона Рябцова отличаются. Жан Вальжан отвержен в связи с криминальной деятельностью, а герой Паустовского с криминальной темой не связан вовсе. Одиночество Тихона – следствие увечья, полученного в бою с фашистами.

    1. Образ Бабы Яги в рассказе «Правая рука»

В финале рассказа Тихон покидает белокурихинское царство мёртвых, завершается рассказ бегством героя из «райских мест». Он отправляется на поиски приёмного сына, испанского мальчика Мигуэля. На обратном пути ему снова предстоит преодолеть водную преграду. На этот раз – реку Катунь. В волшебной сказке избушку Бабы Яги – «сторожевую заставу» на границе царства смерти – герой способен миновать «не раньше, чем будет подвергнут допросу и испытанию, может ли он следовать дальше». Паустовский использует сюжет волшебной сказки. Прощающегося с райскими местами Тихона Рябцова ритуально «допрашивает» на берегу Катуни необычного вида старуха. Она не по сезону тепло одета: «в разноцветных валенках: левый – серый, а правый – черный». Непарность обуви старухи ассоциативно сочетается с видимой асимметрией тела героя, а также с несоответствием между радостным эмоциональным настроем и общим трагизмом его положения. «Горе тебе нипочем. <…> Безрукий, калека, а радуешься», – удивляется старуха.

Паустовский не ограничивается подчеркиванием демоничной непарности ног старухи, ее диалог с Тихоном Рябцовым, начавшийся, как весьма банальный, затем приобретает курьезно-загадочный характер. Узнав, что Тихон идет к сыну, старуха спрашивает: «А жена померла, что ли?» «Не было у меня жены», – усмехается в ответ Тихон, рассердив тем самым старуху. Противоестественность ситуации в том, что у Мигуэля-Мити целых два отца и ни одной матери. Сиротой мальчик стал после того, как «у него фашисты убили в Мадриде старика отца, он остался один». О матери Мигуэля в рассказе – ни слова, будто бы он не рожден женщиной.

    1. Финал рассказа

Мигуэль не просто приемный сын Тихона – он, не ампутированная конечность, а и есть та самая правая рука, которая вынесена в название рассказа. В «сказочной» Белокурихе изувеченный войной герой восстанавливает не только душевную гармонию, но и телесную целостность. Мотив возвращения тесно увязан в рассказе с темой победы над смертью. Как только паром, на который вступает Тихон, «скрипя, тронулся, тотчас солнце так ударило по воде, что Тихон зажмурился. Прощайте, сибирские горы!». В госпитале на Каменном острове, а позже и в избушке на берегу Безымянки Тихон смотрит в окно на ночное небо. А тут само солнце приветствует героя, вернувшегося из небытия в мир живых.

Заключение

Облик Алтая многогранен, он складывался на протяжении многих десятилетий, порой существенно меняясь. Но в любое время отечественная культура отражает всю уникальность, неповторимость и самобытность нашего края. Суровая и своеобразно красивая природа Алтая сливается с вольнолюбивым мотивом, который слышится в народных песнях, легендах и былях. Рассказ «Правая рука» позволяет непосредственно прикоснуться к живой истории края, увидеть, как менялся облик Алтая, узнать мысли и чувства людей, живших и бывавших здесь, и дает возможность возвыситься от предельно географических реалий изображения красот Алтая до сказочно-мифологических.

Практическая значимость исследовательской работы. Материалы, собранные в ходе исследовательской работы, могут быть использованы в дальнейшем:

для выступления на уроках литературы и истории родного края в рамках соответствующей темы;

как база для дальнейшего исследования темы.

Список источников и литературы:

  1. Григорьев Е. Каким должен быть комсомолец. Саратов: Газетно-книжное издательство Обкома ВКП(б), 1943.

 
  1. Лотман Ю.М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 3. Таллинн: Александра, 1993.

 
  1. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: в 3 т. Т. 1. М.: Наука, 1985.

 
  1. Образ Алтая в русской литературе: антология: в 5-ти тт. Барнаул, 2015. Т.1,2.

  1. Паустовский К.Г. Правая рука. // Паустовский К.Г. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. М.: ГИХЛ, 1958.

 
  1. Паустовский В. Прививка к географии // Воспоминания о Константине Паустовском. М.: Советский писатель, 1975.

 
  1. Паустовский К.Г. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 2. Роман и повести. М.: Художественная литература, 1981.

  1. Паустовский К.Г. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 9. Письма, 1915–1968. М.: Художественная литература, 1986.

  1. Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998.

 
  1. Свободная И.Н. 70 лет со дня прибытия в эвакуацию в Барнаул Московского государственного Камерного театра под руководством А.Я. Таирова // Барнаульский хронограф, 2012. Барнаул, 2011.

Приложение № 1

Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968)

Остатки плотины

В.М. Васнецов «Баба-Яга» 1917 г.

Просмотров работы: 71