Введение
«Мы должны оберегать язык от засорения,
помня,что слова, которыми мы пользуемся
сейчас, будут служить многие столетия
после нас».
С.Я.Маршак
Когда мы говорим, часто сложно подобрать нужные слова. Людям приходится употреблять лишние слова, которые к теме разговора не относятся. Сама я их, наверное, не заметила бы, но часто слышу замечания от взрослых. Мне стало интересно: я одна так говорю или многие также вставляют в свою речь ненужные слова. Именно такие слова называются «паразитами». Нужны они или нет? Можно ли без них обойтись? Они меняют нашу речь в лучшую сторону?
А кто такие паразиты? Это те, которые живут за счет других в каком-нибудь организме или в природе. [ 5 ]
Мозг человека, который слушает богатую паразитами речь, не осознаёт важности мысли, которую хотят до него донести. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться? В своем исследовательском проекте попытаюсь ответить на эти вопросы. Я заметила, что русский язык засоряется бессмысленными, некрасивыми словами. Они раздражают слушателя и звучат в искажённой форме по сравнению с литературным языком. Я заинтересовалась темой «Слова – «паразиты» и языковые вирусы» и решила выявить сущность ее.
Актуальность темы
Я считаю, что эта тема актуальна, так как мы должны сохранить наш богатый могучий русский язык в том виде, в котором мы его получили от предков и передать в лучшем состоянии следующему поколению. Неслучайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи лишних слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника.
Что же представляют собой слова - «паразиты», как они появляются, когда и где употребляются? Современные школьники в своей речи употребляют много слов – «паразитов». С этим явлением нужно бороться.
Цель:
- выявление наличия слов-паразитов в речи окружающих людей и привлечение их внимания к своей речи.
В соответствии с целью исследования, мною были сформулированы следующие задачи:
-изучить лингвистическую литературу по теме и определить, что такое слова - «паразиты» и языковые вирусы;
- исследовать речь обучающихся на наличие слов-паразитов;
-выяснить причины употребления слов-паразитов в речи;
-исследовать речь телеведущих;
-найти способы снижения употребления слов-«паразитов» в речи;
-выпустить буклет-памятку «Как избавиться от слов-паразитов»
Гипотеза:
Большинство людей не задумываются о вреде слов-паразитов. Создав проектную работу, я смогу доказать им, что красивая речь - это очень важно.
Объект исследования:русский язык - выявление наличия слов - «паразитов» в речи окружающих людей и привлечение их внимания к своей речи.
Предмет исследования: слова - «паразиты» и языковые вирусы
Методы исследования: изучение литературы по теме исследования, анкетирование;
анализ, классификация и обобщение, систематизация.
Практическая значимость: результаты данного исследования можно использовать для проведения уроков по культуре речи и тематических классных часов.
Глава I. Основная часть (теоретическая)
I.1. Слова-паразиты – лингвистическое явление
Слова-паразиты – это слова для связки речевых оборотов. В точности вредные слова ничего не значат. Люди, использующие их в своей речи, попросту не замечают их, потому что привыкли к ним. Помимо того, что сорные слова мешают восприятию речи и пониманию, они еще и утомляют нас, слушателей. [ 1 ] Слова-паразиты – лингвистическое явление.
Существует целый ряд терминов, дающих определение словам – «паразитам»:
- «слова-заменители»
- «слова- сорняки»
- «мусорные слова»
- «вставные элементы»
- «незнаменательная лексика»
- «вредные слова»
- «лишние слова»
- «языковые вирусы»
Самое употребляемое его определение - это слова и звуки, засоряющие устную речь.
Итак, познакомившись с этим определением, пришла к такому выводу, что слова-паразиты питаются нашей речью и вредят ей. Как говорится, врага надо знать в лицо. То, что слова-паразиты — это враги современного человека, всем понятно.
I.2. Причины употребления слов – «паразитов»
- Ограниченный словарный запас
- Низкая скорость мышления
- Отражение человеческой натуры
- Эмоциональность и возбужденность
- Намеренное использование сорных слов
- Влияние моды [ 2 ]
I.3. Характеристика человека по языковым вирусам
Оказывается, по некоторым словам можно судить о человеке, его характере, образовании и воспитанности.
Слово «блин» употребляют люди, плохо контролирующие свои эмоции.
«Ну» - это слово побуждает собеседника включаться в диалог, тем самым заполняя речевые паузы.
Когда человек говорит «короче», то, с высокой вероятностью, вам необходимо запастись терпением. Любители этого слова-паразита просто не умеют говорить кратко.
Когда наш собеседник говорит «как бы», он старается оставить себе место для маневра. Он не уверен в собственных действиях и словах.
«Типа»– это такой народный вариант «вроде бы», выражающий неуверенность. «Кстати» - это слово типично для любителей привлечь к себе внимание. Начиная
свой рассказ со слова «кстати», они могут вклиниться в разговор, даже если их рассказ будет совсем не к месту.
Слово «вот» характерно для тех, кто не знает, что говорить дальше. Оно не несет особой смысловой нагрузки, если не является указательным, но очень прочно въедается в повседневную речь.
«Это самое» - украшает речь людей ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. [ 4 ]
В результате, все используемые в речи слова-паразиты характеризуют человека не с лучшей стороны.
I.4. Влияние слов – «паразитов» на человека
Как же влияют слова – «паразиты» на человека? Он выглядит неуверенно. Путается и запинается. Становится неинтересным. Не производит хорошего впечатления. Это еще раз доказывает, что избавление от языковых вирусов актуально для человека. [ 3 ]
Глава II. Практическая часть
II.1.Слова - «паразиты» и языковые вирусы, употребляемые в речи шеститиклассников СОШ №38
Чтобы нарисовать портрет человека, употребляющего или вовсе не употребляющего вирусные слова в своей речи, я провела опрос–анкетирование, выделила наиболее часто употребляемые слова – «паразиты».
В опросе участвовало 35 учащихся пятых классов. Ребята употребляют сорные слова как дома, так и в школе. По их мнению, они помогают им легче выражать эмоции. Но я считаю, что ученик, употребляющий в своей речи эти языковые вирусы, не так интересен в общении, путается в своих же предложениях, постоянно запинается, иногда теряет нить повествования. Его речь быстра и непонятна, режет слух, некрасочна. А у слушателя создается впечатление, что говорящий человек эмоционален и болтлив. [ 6 ]
Ниже представлены языковые вирусы пятиклассников СОШ №38 в процентном соотношении:
Блин – 55%
Короче – 34,2%
Типа – 49%
Как его там – 12 %
В общем – 14,2%
Ну – 29%
Ё-моё – 6%
Как бы –72%
Просто – 52%
Это самое – 54,2%
Ммм– 40%
Результатом исследования стал тот факт, что независимо от возраста слова – «паразиты» и языковые вирусы портят речь употребляющего их, делают ее непонятной для слушателя, заставляют запинаться. Значит, лучшим выходом будет полное избавление от данных вирусов, предотвращая большее разрушение речи.
II.2. Анкетирование
Для достижения цели моего исследования я провела 2 анкетирования на тему «Слова - «паразиты» и языковые вирусы». В опросе участвовало 35 шестиклассников. В результате анкетирования, наблюдения и эксперимента проанализировала наиболее употребляемые школьниками слова - «паразиты». В первой анкете были сформулированы вопросы [Приложение №1 Т.№1 Д.№1 ]
Таким образом, исходя из полученных результатов анкетирования, можно сделать вывод: всем шестиклассникам нравится узнавать интересное о русском языке; большая часть учащихся знает, что такое слова - «паразиты» и языковые вирусы пять шестиклассников хотят узнать, что же такое слова - «паразиты» и языковые вирусы;
Из вышеизложенного материала следует, что моё исследование не напрасно, а очень даже полезно и увлекательно.
По итогам второго анкетирования выявлены следующие результаты:
(количество шестиклассников, использующих следующие слова- «паразиты»)
[Приложение №2 Т.№2 Д№2]
II.3. Речевые паразиты в речи телеведущих
Далее я решила выяснить, злоупотребляют ли словами-паразитами знаменитые ведущие российского телевидения. Несколько раз просматривала популярные передачи на центральных каналах телевидения и отслеживала употребление сорняков в речи известных телеведущих. Лидером в употреблении слов-паразитов оказался ведущий Андрей Малахов. Проанализировав программы, я установила, что наиболее часто он употребляет слова «ну» и «вот». Реже слышатся – «как бы», «значит».
Итак, не все телеведущие имеют речь без «паразитов».
Заключение
Из разных источников я узнала, что такое слова-паразиты, основные причины их употребления, мнения разных людей. Все они утверждают, что все-таки необходимо найти способы борьбы со словами-паразитами
Cлова - «паразиты» засоряют речь человека, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Они портят наш язык. Чаще всего слова-паразиты используются учащимися из-за бедности словарного запаса.
Моя гипотеза подтвердилась.Результаты подтвердили, что чаще всего слова-паразиты используются людьми из-за небольшого словарного запаса, неподготовленности речи. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать люди, не имеющие проблем с речью. Слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания.
В результате, после выступления на классном часе, я заметила, что ученики стали более внимательны к своей речи. Они стали по-доброму делать замечания друг другу и следить за своими высказываниями. Многие ребята предлагают интересные советы по борьбе с речевыми паразитами. Надеюсь, что и в дальнейшем они будут более внимательны к своей речи и их речь станет чище. Еще великий философ Аристотель говорил:«Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой!»
Среди подростков нашей школы существует проблема употребления сорных слов, но от них надо избавляться. А для этого нужна следующая практика:
- Как только вы захотите сказать «э-э-м-м», сделайте вдох.
- Научитесь делать паузы в речи, пусть речь будет простой, но понятной
-Пытайтесь контролировать свою речь.
-Будьте спокойны!
-Потренируйтесь ясно, грамотно выражать свои мысли.
-Обратите внимание на моменты речи, когда вы начинаете нервничать.
-Расскажите историю своему другу, а он пусть посчитает, сколько раз вы произнесли слова – «паразиты»
-Ничто не развивает речь лучше, чем чтение качественной литературы.
[ Приложение №3 ]
Могу сказать, что сделать свою речь красивой может только тот, кто этого хочет, кто думает и о своём будущем, и о будущем русского языка. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Но я уверена, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С. Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
ШЕВЦОВА Злата Ивановна
Краснодарский край, Динской район, станица Нововеличковская
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №38 имени Петра Максимовича Бежко», 6 «Б» класс
«СЛОВА –ПАРАЗИТЫ И ЯЗЫКОВЫЕ ВИРУСЫ»
Научный руководитель: Магомедгаджиева Хадижат Тавакаловна, учитель русского языка и литературы МАОУ« СОШ №38» Динской район,станица Нововеличковская
Список использованной литературы:
Дараган Ю.В. Функции слов - «паразитов» в русской спонтанной речи, – М.:2010
Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения, – М.: Наука, 2010.
Ильяш М.И. Основы культуры речи, - Одесса, 2000.
Ладыженская Б.Я. Особенности организации устной спонтанной речи (вставные элементы в речевом потоке) – М.: 2007
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, –М.: Издательство «Азъ», 2008.
Сиротинина О.Б. Современная русская разговорная речь и ее особенности, – М.: 2008
Интернет-источники:
https://almanahpedagoga.ru
https://pandia.ru
http://planeta.tspu.ru
https://www.avtoram.com
https://yandex.ru/images/search
ШЕВЦОВА Злата Ивановна
Краснодарский край, Динской район, станица Нововеличковская
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №38 имени Петра Максимовича Бежко», 6 «Б» класс
«СЛОВА –ПАРАЗИТЫ И ЯЗЫКОВЫЕ ВИРУСЫ»
Научный руководитель: Магомедгаджиева Хадижат Тавакаловна, учитель русского языка и литературы МАОУ« СОШ №38» Динской район, станица Нововеличковская
Приложение №1
№п/п |
Вопрос |
Да |
Нет |
1 |
Нравится ли вам узнавать интересные факты русского языка? |
35 |
0 |
2 |
Знаете ли вы, что такое слова - «паразиты» и языковые вирусы? |
30 |
5 |
3 |
Используете ли вы в своей речи слова – «паразиты» и языковые вирусы? |
35 |
0 |
4 |
Как вы думаете, можно ли обойтись без слов – «паразитов» и языковых вирусов? |
35 |
0 |
[Т.№1]
[Д.№1]
ШЕВЦОВА Злата Ивановна
Краснодарский край, Динской район, станица Нововеличковская
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №38 имени Петра Максимовича Бежко», 6 «Б» класс
«СЛОВА –ПАРАЗИТЫ И ЯЗЫКОВЫЕ ВИРУСЫ»
Научный руководитель: Магомедгаджиева Хадижат Тавакаловна, учитель русского языка и литературы МАОУ« СОШ №38» Динской район, станица Нововеличковская
Приложение №2
Блин |
Короче |
Типа |
Как его там |
В общем |
Нуу |
Ё-мое |
Как бы |
Просто |
Это самое |
Ммм |
|
Да |
18 |
12 |
17 |
4 |
5 |
10 |
2 |
25 |
18 |
19 |
14 |
Нет |
17 |
23 |
18 |
31 |
30 |
25 |
33 |
10 |
17 |
16 |
21 |
[Т.№2]
[Д.№2]
ШЕВЦОВА Злата Ивановна
Краснодарский край, Динской район, станица Нововеличковская
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №38 имени Петра Максимовича Бежко», 6 «Б» класс
«СЛОВА –ПАРАЗИТЫ И ЯЗЫКОВЫЕ ВИРУСЫ»
Научный руководитель: Магомедгаджиева Хадижат Тавакаловна, учитель русского языка и литературы МАОУ« СОШ №38» Динской район, станица Нововеличковская
Приложение №3
Буклет «Как избавиться от слов – «паразитов» в речи»
Читать больше полезных книг.
Обогащать словарный запас.
Больше общаться с людьми в реальности, а не в Интернете.
Выступать на концертах и конкурсах.
Как только вы захотите сказать «э-э-м-м», то сделайте вдох. Пауза лучше, чем ваши слова – «паразиты».
Научитесь делать паузы в речи, пусть речь будет простой, но понятной
Пытайтесь контролировать свою речь
Будьте спокойны!
Потренируйтесь ясно, грамотно выражать свои мысли.
Обратите внимание на моменты речи, когда вы начинаете нервничать
Краткость – сестра таланта.
Зачитайте доклад своему другу, а он пусть посчитает, сколько раз вы произнесли слова – «паразиты