Введение
Недавно мама мне купила необычный набор. Называется он Эбру. Когда я распаковала коробку, то я увидела, что это был набор для рисования. В чем же необычность этого набора? Оказалось, что это краски для рисования на… воде! Моему восторгу не было предела, когда я попробовала нарисовать что-нибудь, и у меня получилось! Краски плавали на поверхности воды и превращались в очень красивые рисунки. Потом эти рисунки переносились на лист бумаги.
Я заинтересовалась этим искусством и узнала, что эта техника рисования называется «Эбру». Вскоре содержимое набора было истрачено. Я решила, что такой набор можно сделать своими руками. Так появилась тема моего исследования «Эбру своими руками». Объект исследования: взаимодействие красок и жидкостей в искусстве рисования на воде.
Предметом исследования стала жидкость для рисования на воде.
Гипотеза: Я предположила, что для техники Эбру подойдёт любая вода.
Чтобы проверить своё предположение, я должна решить следующие задачи:
Изучить информацию о технике эбру в литературных и интернет-источниках.
Выяснить причину, по которой краски в воде не тонут и не расплываются.
Опытным путём выяснить, какая жидкость подойдёт для создания рисунков в технике эбру.
Методы исследования:
Изучение информации по теме исследования в литературных и интернет-источниках.
Беседа с учителем физики.
Эксперименты.
Анализ результатов.
ГЛАВА 1. ИСКУССТВО ЭБРУ
§1.1. История возникновения и развития Эбру
Эбру — это старинная графическая техника, позволяющая получить в один прием красочный оттиск с поверхности воды. В результате на поверхности ткани или бумаги остается неповторимый рисунок.
Ученые-искусствоведы до сих пор не пришли к определённому выводу, где и когда зародилось эбру: то ли в Индии, то ли в Персии, то ли в Бухарском ханстве, то ли еще где-то на Востоке. Есть версия, что эбру зародилось в Бухаре и Самарканде, а позднее, через Персию, дошло до Турции. Единственный факт не вызывает сомнений: эбру является характерным восточным искусством.
В Европу искусство эбру пришло в 16 веке из Турции. Именно в Турции эбру получило широкое применение и передаваемое из поколения в поколение благополучно дожило до наших дней.
Каких только романтических эпитетов не придумали люди на Востоке для этого необычного вида искусства. Эбру называют «бумагой с облаками» или «бумагой с волнами». Известны такие названия, как «танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумажное мраморирование».
На Западе эбру чаще всего именуют «турецкой бумагой», потому что в Европу эбру пришло в XVI веке из Стамбула, а уже в XVII–XIX веках приобрело большую популярность.
§1.2. Технология традиционного эбру
Эбру – это рисунок одной жидкостью на поверхности другой.
Эбру требует не только творческого начала, но также знания техники, терпения и концентрации.
Все компоненты для эбру обязательно натуральные. Краски состоят из воды с добавлением различных пигментов (мышьяк, синька, сажа, карбонат свинца, оксид железа), смешанной с бычьей желчью. Они очень жидкие, практически разноцветная вода. Кисти традиционно изготавливаются из конского волоса и стебля розы. Помимо кистей, для создания эбру еще используют шило, которым художник «заплетает» капли краски на поверхности воды в различные узоры, и гребень длиной в ширину поддона, которым проводят по всей поверхности воды с красками, чтобы создать чешуйчатый узор.
Все начинается с подготовки «холста». В прямоугольную тару наливают особый жидкий раствор из смеси воды с экстрактом растения гевен (лат. Astralagus), который сгущает воду.
А потом начинается само таинство: художник берет различные краски и буквально стряхивает их с кисточки на поверхность воды. Капли краски не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности. Они расплываются, перемешиваются между собой, принимают причудливые формы, ежесекундно меняют очертания.
Затем художник начинает осторожно водить по воде шилом, превращая бесформенные капли краски в картину. Краски послушны каждому движению руки мастера, и кажется, что даже от дуновения легкого ветерка, движения мысли они станут сами собой переплетаться в замысловатые узоры. Это выглядит как укрощение водной стихии волей художника. Медитация в движении. Можно бесконечно следить за тем, как бесформенные капли краски обретают жизнь, превращаясь то в небывалые цветы, то в людей, то в сюжеты из сказок. Это действо завораживает так, что забываешь обо всем на свете и можешь смотреть бесконечно. И все равно не приходит настоящего понимания того, как пара кружков краски на поверхности воды может преобразиться в настоящие картины. И остается ощущение волшебства.
Когда картина на воде окончена, сверху, очень аккуратно, кладут лист бумаги. Бумага используется тоже специальная: она буквально впитывает в себя все краски с поверхности воды. Лист снимают через несколько секунд, уже с узором. И это тоже выглядит как настоящая магия, потому что краски полностью переносятся на бумагу, а вода в поддоне при этом становится абсолютно чистой.
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ЖИДКОСТИ ДЛЯ РИСОВАНИЯ ЭБРУ
§ 2.1. Поверхностное натяжение
Я попробовала создать рисунок, используя обычную воду и акриловые краски. У меня ничего не получилось. Тогда учительница мне объяснила, что существует понятие «поверхностное натяжение», благодаря которому краски могут не тонуть.
Мы провели небольшие эксперименты.
Эксперимент 1.
Для первого опыта нам понадобился стакан, наполненный до краев водой и монетки. Осторожно кидаю в стакан одну за другой монетки. Вода постепенно поднималась, но не переливалась через край стакана, образуя горку. Осторожно кидала еще монетку за монеткой. И наблюдала, как горка растет! Что же удерживало воду от переливания через край? Это и было поверхностное натяжение воды. [Приложение 1]
Эксперимент 2.
Мы проделали ещё один эксперимент. На поверхность воды положили салфетку, а на неё иголку. Через некоторое время салфетка намокла и утонула, а иголка осталась на поверхности воды и плавала! А под иголочкой образовалось углубление. Так я наглядно увидела поверхностное натяжение воды. Почему же это происходит? [Приложение 2]
Эксперимент 3.
Возьмем монетку, воду и пипетку. Начнем по капельке капать жидкость на монетку. Одна есть, две, три — в какой-то момент, если посмотреть сбоку, покажется, что монетка нарядилась в шапочку из воды. Но почему вода не растекается? Это всё то же поверхностное натяжение. Выясним, сколько капель горячей воды поместится на монетке по сравнению с обычной водой. [Приложение 3]
Сделаем вывод.
На поверхности жидкости существует натяжение, которое называется поверхностным. Благодаря этому краски для рисования в технике эбру не растекаются и не тонут. Сила этого натяжения зависит от температуры жидкости: чем горячее жидкость, тем слабее поверхностное натяжение.
Как же это происходит? Каким образом жидкость «натягивается»?
Если взять кубик из пластилина, и начать давить на него со всех сторон с одинаковой силой, то он быстро превратится в шарик. То же самое происходит с каплей воды, только на нее ничто не давит снаружи, она сама на себя давит. Эта сила и есть поверхностное натяжение.
Любая молекула в жидкости притягивается одновременно ко всем молекулам вокруг. А если сложить эти силы, то противоположные по направлению силы уравновешивают друг друга. Но если молекула находится на краю жидкости, то её окружают молекулы только с одной стороны, и тянут её внутрь. Именно это и позволяет наливать воду в стакан «с горочкой». То есть поверхностный слой находится в натяжении, которое и является поверхностным. Благодаря этому натяжению поверхность жидкости ведет себя подобно упругой «кожице».
Оказалось, что разные жидкости имеют разное поверхностное натяжение. От чего же это зависит? Мы решили спросить об этом у учителя физики. Любовь Владимировна Косенко объяснила, что все вещества в природе имею разную плотность, которая зависит от того, насколько близко друг к другу находятся молекулы и атомы в веществе. [Приложение 4] Получается, что вода, в которую мы помещаем краски, должна быть более плотной. Мы снова обратились к физике. Оказалось, что твердые вещества имеют большую плотность, чем жидкие. Может быть, тогда, если смешать некоторые твердые вещества с водой, то жидкость станет более плотной? Мы спросили об этом учителя физики. Любовь Владимировна подтвердила, что твердые вещества, которые можно развести в воде, действительно, увеличат её плотность, потому что молекулы этого вещества заполнят пространства между молекулами жидкости.
§ 2.2. Создание жидкости для рисования в технике эбру
Для того, чтобы получить воду для эбру, мы решили провести эксперименты.
Эксперимент 1.
Мы попробовали размешать в стакане воды 3 столовых ложки мёда, ведь он имеет большую плотность, чем вода. Краски перестали растекаться в воде, как это было прежде. Но на бумаге они всё же растеклись, и рисунок был бледным. [Приложение 5]
Эксперимент 2.
Когда бабушка сварила кисель, то она дала мне попробовать его в ложке. Я заметила, как кисель в ложке образовал горку. Это натолкнуло меня на мысль, что кисель имеет большую плотность, и можно его использовать в качестве жидкости для эбру. Бабушка объяснила, что для получения такой консистенции нужен крахмал. Мы размешали 150 г крахмала в стакане воды. Краски не растекались, можно было рисовать, растягивая капли в нужном направлении. Но иногда краски смешивались друг с другом, создавая цвета, которые я не желала. При переносе на бумагу рисунок не растекался и оставался ярким. [Приложение6]
Эксперимент 3.
Мама подсказала, что можно попробовать развести обойный клей. Мы размешали 3 столовых ложки сухого клея для флизелиновых обоев в стакане воды. Через 30 минут образовалась густая жидкость, и я начала рисовать. Капли в этой жидкости не растекались, как и в предыдущем опыте. Но рисовать было гораздо интереснее, так как краски не смешивались по своему «желанию». Я могла вытягивать капли как хотелось, создавая рисунок. Но при переносе на бумагу рисунок всё-таки немного деформировался. [Приложение 7]
Проведя 3 эксперимента по созданию жидкости для рисования в технике эбру, мы сделали следующие выводы:
Сделать воду для рисования в технике эбру можно в домашних условиях из имеющихся в любом доме ингредиентов.
Для создания такой жидкости необходимо с водой смешивать вещества, помогающие сделать её более плотной.
Лучше всего рисунок получается на воде, смешанной с обойным клеем.
На бумагу лучше всего переносится рисунок с воды, смешанной с крахмалом.
Заключение
Работая над проектом по созданию жидкости для рисования в технике эбру, мы решили все поставленные задачи:
Изучили большой объём информации о технике эбру в литературных и интернет-источниках, о её истории и развитии.
Выяснили причину, по которой краски в воде не тонут и не расплываются. Ею оказалось поверхностное натяжение, которое зависит от разных причин, в том числе и от плотности вещества, и от температуры.
Опытным путём выяснили, какая жидкость подойдёт для создания рисунков в технике эбру. В наших экспериментах лучше всего показала себя вода, смешанная с крахмалом: краски не тонули, можно было растягивать капли, на бумагу рисунок переносился ярким, не размытым. Хотя минусом можно считать то, что в растворе краски всё же иногда перемешивались между собой.
Итак, гипотеза о том, что для техники эбру подойдёт любая вода не подтвердилась. Для создания таких рисунков необходима жидкость более плотной консистенции, а значит с более сильным поверхностным натяжением.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразов. учреждений. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
Окульская, Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру. Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – С. 62 – 65.
Перельман Я.И. Занимательная физика. В двух книгах. Кн. 1. –20-е изд., стереотип. – М.: Наука, 1979 г.
Большая книга экспериментов для школьников. Под редакцией Антонеллы Мейями; перевод с итальянского Э.И. Мотылевой. Москва: РОСМЭН, 2016. – 180 cОнлайн школа Skysmart: https://skysmart.ru/media/texts/relax/eksperementi-po-fizike-zimoj
Рисование на воде//Сайт «Сити Класс»
Традиционного эбру//Сайт «Искусство росписи по воде»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Поверхностное натяжение
Эксперимент 1
Приложение 2
Поверхностное натяжение
Эксперимент 2
Приложение 3
Поверхностное натяжение
Эксперимент 3
Приложение 4
Беседа с учителем физики
Косенко Любовь Владимировна разъяснила суть поверхностного натяжения
Приложение 5
Создание жидкости для эбру
Эксперимент 1
Добавляем в воду мёд
Приложение 6
Создание жидкости для эбру
Эксперимент 2
Добавляем в воду крахмал
Приложение 7
Создание жидкости для эбру
Эксперимент 3
Добавляем в воду обойный клей