Физики и лирики

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Физики и лирики

Ванюшина Я.П. 1
1МБОУ "Староильмовская СОШ" Черемшанского района РТ
Ванюшина А.П. 1
1МБОУ "Староильмовская СОШ" Черемшанского района РТ
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Физика! Какая ёмкость слова!

Физика! Для нас не просто звук.

Физика – основа и опора всех без исключения наук!

В 60-х годах прошлого века много внимания уделялось так называемому конфликту физиков и лириков. Некоторые писатели и поэты писали шутливые статьи, произведения в которой противопоставляли физику лирике. На самом же деле между физиками и лириками нет никаких противоречий, а наоборот, глубокая внутренняя связь.

Её существование ещё Н. Бор объяснял тем, что настоящий художник всегда полагается на «общечеловеческий фундамент», на котором строят гипотезы также и ученые. физика литература художественный

«Наука и искусство также тесно связаны между собой, как лёгкое и сердце» - вот высказывание Л. Толстого.

Об этом же говорил и А. Эйнштейн, указывая, что в научном мышлении всегда должен присутствовать «Элемент поэзии».

С другой стороны, научное знание в существенной степени обогащает поэтическое восприятие природы. Знание физики природных явлений позволяет ещё сильнее ощущать их внутреннюю гармонию и красоту; в свою очередь, ощущение этой красоты есть дополнительный и мощный стимул к дальнейшему исследованию.

Актуальность исследования заключается в том, что человек живет в тесной связи с природной средой, воздействует на нее, изменяя и приспосабливая к своим потребностям. Используя чисто утилитарные предметы материальной культуры, достижения науки и техники, он испытывает к ним определенное отношение. И это отношение к различным физическим явлениям, происходящим вокруг, нередко выражается образно и эмоционально в произведениях художественной литературы.

Изображение различных физических явлений мы также можем заметить в русской и зарубежной литературе, сказках, стихах, загадках, пословицах и поговорках, что лишний раз дает нам повод говорить о тесной связи науки и искусства на примере физики и литературы, и о важности затронутой нами проблемы исследования.

Различные физические явления можно выявить в фантастической литературе, исторически считается, что процесс проникновения науки (научных представлений, понятий, элементов научного видения мира и пр.) в художественную литературу начинается именно через посредство фантастики.

Цель исследования - выявление физических явлений в художественной литературе.

Объектом исследования являются пути описания данных явлений различными авторами.

Предмет исследования - произведения художественной литературы, содержащие признаки физических явлений.

Гипотеза исследования - физические явления действительно имеют место в художественной литературе и влияют на ее сюжеты.

Задачи работы:

  1. Познакомиться с историей предмета «Физика».

  2. Проанализировать кто важнее физики или лирики.

  3. Рассмотреть и проанализировать работы. Л. Толстого как физика и лирика.

  4. Изучить художественную литературу разных жанров, содержащую описание физических явлений: рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы и поговорки.

  5. Проанализировать конкретные примеры описания физических явлений в художественных произведениях.

  6. Сделать вывод на основе обобщенного анализа имеющихся знаний с полученными данными.

Методы исследования: поиск информации, ее обработка и анализ

Исследовательская работа по теме «физики и лирики» состоит из:

Введения - где обосновывается актуальность изучаемого вопроса, намечена цель работы, описывается объект и предмет исследования, гипотеза и задачи для достижения цели.

Практической части состоит:

-кратко дается описание истории предмета «Физики».

-анализируется спор физиков и лириков, дается оценка тому, чья наука значительнее.

-рассматривается возможность освещения научных знаний в художественной литературе;

-анализируются конкретные приемы описания физических явлений в художественной литературе различных жанров.

Заключения, где сделаны основные выводы о роли данных явлений литературном произведении.

Списка используемых ресурсов в процессе исследовательской работы.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в следующем:

- изучение физических явлений с помощью художественных произведений не только открывает нам совершенство и закономерность физического бытия, но и помогает увидеть красоту природы, языка, художественного слова;

- сама исследовательская работа позволяет расширить кругозор через призму не только искусства, но и научных знаний, изложенных в эмоциональной доступной форме;

- изложенный в ней материал может быть использован на занятиях по физике при изучении физических явлений.

1. «Физики и лирики»

    1. Историческая справка предмета «Физика»

Физика (от др.- греч. φύσις — природа) — область естествознания. Наука, изучающая наиболее общие и фундаментальные закономерности, определяющие структуру и эволюцию материального мира. Законы физики лежат в основе всего естествознания.

Термин «физика» впервые появился в сочинениях одного из величайших мыслителей древности — Аристотеля, жившего в IV веке до нашей эры.

В русский язык слово «физика» было введено М. В. Ломоносовым, издавшим первый в России учебник физики — свой перевод с немецкого языка учебника «Вольфианская экспериментальная физика» Х. Вольфа (1746). Первым оригинальным учебником физики на русском языке стал курс «Краткое начертание физики» (1810), написанный П. И. Страховым.

Физическое понимание процессов, происходящих в природе, постоянно развивается. Большинство новых открытий вскоре получают применение в технике и промышленности. Однако новые исследования постоянно поднимают новые загадки и обнаруживают явления, для объяснения которых требуются новые физические теории. Несмотря на огромный объём накопленных знаний, современная физика ещё очень далека от того, чтобы объяснить все явления природы.

    1. «Физики» или «лирики»…

Кто важнее: физик или лирик? Кто полезнее: физик или лирик? На эту тему можно много говорить и спорить. Но если то, что вы делаете, приносит вам моральное удовлетворение, если это идет от чистого сердца, только в этом случае это будет полезно и правильно. Наверно, прав был Б.А.Слуцкий, говоря: «Спорить просто бесполезно».

В 50–60–е годы в искусстве разгорелся спор о «физиках» и «лириках». Были высказаны сужения, что прогресс науки сводит на нет значение поэзии, лирики.

Б.А.Слуцкий в стихотворении «Физики и лирики» говорит:

Что-то физики в почете.

Что-то лирики в загоне.

Дело не в сухом расчете,

Дело в мировом законе.

Автор выдвигает тезис, что «лирике в загоне», потому что изменившееся время вызвало к активной деятельности физиков и потребовало точных знаний.

Публикация вызвала бурную реакцию читателей, в печати развернулась дискуссия о том, кто важнее «физики» или «лирики», что нужнее «наука» или «искусство».

Вывод был однозначен: нужны и те и другие, ведь они изучают и описывают мир, хоть и идут разными путями. Для лириков мир красочен, для физиков органичен и упорядочен. Кроме того, история знает множество примеров, когда физик и лирик уживались в одном лице.

2. «Научные знания в художественной литературе»

    1. Научные знания в художественном произведении

Наука описывает явления и процессы окружающей действительности.

Она дает человеку возможность:

- пронаблюдать и проанализировать процессы и явления,

- выяснить на качественном уровне механизм их протекания,

- ввести количественные характеристики;

- предсказать ход процесса и его результаты.

Искусство, к области которого относится и художественная литература отражает мир в образах — словесных, визуальных.

Оба названных способа отражения реального мира взаимно дополняют и обогащают друг друга. Это связано с тем, что человек, от природы, способен воспринимать, передавать информацию словесно и эмоционально – образно.

Наука и искусство по-разному отражают общественное сознание:

- язык науки – понятия, формулы;

- язык искусства – образы.

Художественные образы вызывают в сознании людей стойкие, яркие, эмоционально окрашенные представления, которые, дополняя содержание понятий, формируют личностное отношение к действительности, к изучаемому материалу.

Большинство пишущих о научной фантастике согласно с мыслью, что критерий научности необходим для фантастики. «...Проблема компаса, проблема критерия не может быть снята», - отмечает А. Ф. Бритиков, для которого критерий научности в фантастике эквивалентен критерию человека.

2.2.«Точки пересечения» физики и литературы

Среди научных дисциплин физика занимает особое место. Физика, являясь основой многих направлений научно-технического прогресса, одновременно дает возможность показа человеку гуманистической сущности научных знаний.

Процесс ее изучения содействует формированию творческих способностей личности, ее мировоззрения и убеждений.

Художественная и научно – фантастическая литература стимулирует творческое мышление, заставляет задуматься над прочитанным, содействует скорейшему пониманию изучаемых вопросов, более прочному усвоению знаний, служит дополнением к демонстративному эксперименту, создавая словесную наглядность, и яркие образы являются опорой дли формирования понятий.

Удачно подобранный отрывок из художественного произведения усугубляет восприятие изучаемого материала, позволяет лучше его понять, увидеть красоту физического явления.

Например, физическое явление «изменение агрегатных состояний вещества» можно проиллюстрировать отрывком из можно стихотворения С. Есенина:

Вот морозы затрещали

И сковали все пруды,

И мальчишки закричали

Ей «спасибо» за труды.

Описанное явление здесь – кристаллизация.

В произведении М.М. Пришвина «Весна света» найдем описание тепловых процессов - плавления и кристаллизации:

Физика и литература отражают один и тот же реальный мир, хотя и различными средствами. Физика – в понятиях, законах, теориях, а литература – в образах.

3. «Физика устами великих поэтов.

    1. Физические явления в русской художественной литературе

Поразительно, насколько точно поэты предвосхищают порой важнейшие проблемы научного исследования. В связи с этим нельзя не вспомнить удивительное стихотворение А.С. Пушкина, где каждая строчка – глубокая мысль, под которой с удовольствием подпишется любой современный физик:

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

Попробуем проанализировать строчки русских художественных литературных произведений, обнаружить в них отрывки, в которых авторы заложили глубокие познания законов и явлений физики и физически их обосновать.

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»:

…Кругом курильницы златые

Подъемлют ароматный пар…

Вопрос: Почему пар поднимается вверх?

Ответ: Теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Плотность теплого воздуха меньше, чем при обычной температуре, и под действием архимедовой силы он поднимается.

Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».

«Из закоптевшей трубы столбом валил дым и, поднявшись высоко, так что посмотреть – шапка валилась, рассыпался горячими угольями по всей степи…»

Вопрос: Почему дым из трубы поднимается вертикально?

Ответ: Потому что теплый воздух легче холодного, он поднимается вверх до тех пор, пока не охладится, и на него не будет действовать подъёмная сила. Такой вид теплопередачи называется конвекцией.

В басне И.А Крылова «Лебедь, рак и щука» можно увидеть пример физического парадокса.

«Но лебедь рвётся в облака, рак пятится назад,

А щука тянет в воду. Кто виноват из них-

Судить не нам, да только воз и ныне там.

Вопрос: Остался ли воз, стоять на месте?

Ответ: Воз не может оставаться на месте, так как, лебедь, рвущийся в облака, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя, направленная против силы тяжести, уменьшает трение колёс о землю и об оси, облегчая тем самым вес воза. Остаются две силы: тяга рака и тяга щуки. Они направлены под углом друг к другу, следовательно, их равнодействующая не может равняться нулю.

М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь».

«…Трепещется на песке что-то красное; серые облака от него вверх бегут».

Вопрос: Почему «серые облака…вверх бегут»?

Ответ: Потому что плотность у дыма меньше, чем у окружающего воздуха, и под действием силы Архимеда клубы дыма поднимаются вверх.

    1. Физические явления в сказках

Мы все читали и читаем сказки, но не обращали внимание на встречающиеся в них физические явления. В одних сказках физические явления изображаются правдиво и точно. В других сказках физические явления – фантазия и имеют поэтическое преувеличение. Рассмотрим и проанализируем несколько сказок с точки зрения физики.

Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева».

«... В одной руке у него — маленькая чашечка с мыльной водой, в другой — глиняная трубочка. Он пускает пузыри, доска (качелей) качается, пузыри разлетаются по воздуху, переливаясь на солнце всеми цветами радуги».

Вопрос: Почему на поверхностях мыльных пузырей видны радужные полосы?

Ответ: Радужные полосы возникают в результате интерференции световых волн, отраженных от наружной и внутренней поверхностей мыльного пузыря.

Русская народная сказка «Два Ивана - солдатских сына».

«Начали они биться смертным боем. Иван - солдатский сын так быстро и сильно махал своей саблею, что она докрасна раскалилась, нельзя в руках держать! Взмолился он царевне: «Спасай меня, красна девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем море и дай обернуть саблю»

Вопрос: Почему сабля раскалилась?

Ответ: Из-за трения об воздух.

Вопрос: Благодаря какому явлению её горячо было держать?

Ответ: Теплопроводность железа высокая.

Сказка Шарль Перро «Золушка».

В произведении героиня одета в наряд из серебряной и золотой парчи, богато расшитой драгоценными камнями.

Вопрос: Тяжелое ли платье у героини?

Ответ: Платье не будет таким уж и тяжелым, даже учитывая драгоценные камни, если применить современные нанотехнологии (учитывая плотность вещества) в производстве ткани.

Сказка Джанни Родари. «Приключение Чипполино».

«...Но и сыщик тоже заметил, как шевелятся кусты. Он бросился на землю и застыл. Собака последовала его примеру».

Вопрос: О каком виде движения идет речь?

Ответ: Колебательное.

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк».

«Волк нашел на реке прорубь, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать: «Ловись рыбка и мала, и велика»… Мерзни-мерзни волчий хвост. Хвост и замерз.

Вопрос: Какие виды теплопередачи здесь имели место?

Ответ: Замораживание.

Вопрос: Почему лисица повторяла: «Ясни, ясни на небе звезды?»

Ответ: Если небо ясное, то погода холодная.

3.3.Физические явления в стихотворениях

М. В. Ломоносов смог передать красоту и удивительность физических явлений в прекрасном литературном слоге:

Один твердил:

«Земля, вертясь, круг Солнца ходит»;

Другой, что Солнце все с собой планеты водит:

Один Коперник был, другой слыл Птолемей.

Вопрос: Почему Земля, вертясь, ходит вокруг Солнца?

Ответ: Ломоносов в отрывке стихотворения приводит веское доказательство гелиоцентрической системы мира, опираясь на принцип относительности механического движения.

«Тепловые явления».

А.С.Пушкин

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед ...

Вопрос: Почему коньки «режу» лед и почему они хорошо скользят по льду?

«Агрегатные состояния вещества».

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин».

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртина, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре ...

Вопрос: Что представляют собой, с точки зрения физики, «на стеклах легкие узоры?»

Ответ: Кристаллики замерзшей воды, ее твердое состояние.

    1. Физические явления в загадках

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес- и исчез. (дым)

Вопрос. Почему дым исчез?

Ответ. Молекулы дыма движутся и постепенно растворяются в воздухе.

Свет пропускает, а тепло не выпускает. (стекло)

Вопрос: Какое излучение поглощается стеклом, а какое пропускается?

Ответ: Стекло поглощает ультрафиолетовое излучение, а пропускает тепловое (инфракрасное) излучение.

Мир обогревает,

Совсем усталости не знает. (солнце)

Вопрос: Как энергия Солнца достигает Земли, ведь между Солнцем и Землей нет среды, которая бы передавала энергию за счёт теплового движения молекул или посредством конвекции?

Ответ: Энергия от Солнца до Земли передаётся электромагнитными волнами.

3.6 Физические явления в пословицах и поговорках

Белый лебедь на яйцах сидит. Так говорят про снег на полях.

Снег – одеяло для пшеницы: чем толще, тем лучшей ей спится.

Снегу много и хлеба много.

Вопрос: Почему когда на полях много снега поле не промерзает, хлеб не вымерзает?

Ответ: С точки зрения физики снег обладает очень плохой теплопроводностью, так как между его составными находится воздух, который является плохим проводником тепла, и чем толще снег, тем хуже он проводит тепло. Поэтому снег можно сравнить с одеялом.

Дым столбом – к морозу.

Вопрос: Почему дым идет вверх?

Ответ: В безветренную погоду теплый воздух устремляется вверх, а холодный вниз.

За горячее железо не хватайся.

Вопрос: Почему нельзя хвататься за горячее железо?

Ответ: Железо обладает хорошей теплопроводностью, поэтому можно обжечься.

Красное солнышко на белом свету черную землю греет.

Вопрос: Какая поверхность быстрее нагревается?

Ответ: Тела с темной поверхностью поглощают больше энергии и нагреваются быстрее.

4. Анализ анкет учеников МБОУ «Староильмовская СОШ»

После того, как я нашла ответы на поставленные цели, мне стало интересно, а знают ли ученики 7-11 классов нашей школы какие физические явления описываются в поговорках, сказках, стихотворениях.

Результаты моего опроса показаны на графике. Всего было опрошено 25 человек. Однако некоторые учащиеся выбирали несколько вариантов ответов на один вопрос. Поэтому я решила показать результаты в процентах, где 100% я взяла количество ответов на вопрос.

Мне было очень интересно узнать, как ответят на этот вопрос ученики нашей школы. Оказалось, что большинство учащихся назвали физические явления в стихотворениях , поговорках большинство учащихся 7-11 классов знают хорошо. Назвали правильно все физические явления по поговоркам оказались 10-11 классы , на первом месте. На первом месте по сказкам у учащихся 7 класса. По стихотворениях на первом месте оказался 9 класс.

Заключение

В результате проделанной исследовательской работы по теме «Физики и лирики»:

  • Намеченные мною задачи работы реализованы.

На основе обобщенного анализа имеющихся знаний с полученными данными могу сделать вывод:

  • Гипотеза подтверждена. Физические явления имеют место в художественной литературе и влияют на ее сюжеты.

  • Цель исследования достигнута. Мною выявлены физические явления в художественной литературе.

  • В своей исследовательской работе я доказала, что физика и литература всегда тесно переплетались и переплетаются между собой. Это две неразделимые вещи.

Физики узнают новое о природе, и рассказывают о ней с научной точки зрения, а лирики перевоплощают их слова в стихотворения и рассказы, но более красочно и доходчиво.

Мы бы не читали столько красивых стихотворных произведений, если бы поэты не знали бы основ физики.

Из всего вышесказанного я могу сделать вывод, что не было бы той литературы, которую мы читаем, без физики, в частности, без различных физических явлений, которые описываются в большинстве стихотворных произведений знаменитых поэтов.

Используемые источники

1.Благодаров .В.С. Внеклассная работа в школе-М.:Учитель,2009.

2.Калевала, Карело-финский эпос. Петрозаводск: «Карелия», 1981.

3.Полина И.М. Использование художественной литературы на уроках физики.- Самара: самарский Дом печати, 1991.

4.Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане. М.: Издательство «Малыш», 1978.

5.Перро Шарль. Золушка. – М.: «Детская литература», 1988.

6.Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 9 класс. Учебник для 9 класса. – М.: Дрофа, 2008.

7.Солнышко-колоколнышко. Песенки, потешки, считалки. – Новосибирск: западно-сибирское книжное издательство, 1977.

8.Тихомирова С.А. Дидактический материал по физике: Физика в художественной литературе 7 – 11 класс. М: Просвещение, 1996.

9.Тихомирова С.А. Физика в пословицах и сказках. М.: Интерпракс, 1994.

10.Толстой Л.Н. Рассказ аэронавта,- М.: Детская литература, 1978.

11.Толстой Л. Н. для детей, - М.: Детская литература, 1968.

12. Журнал «Физика. Все для учителя». М.: Издательская группа «Основа»,2017 г.

12.Учение с увлечением на уроках физики. Библиотека «Первого сентября», серия «Физика».-2006-Вып. 3(9) .

При подготовке использованы интернет ресурсы:

http://ido.tsu.ru/schools/physmat/data/res/mehanika/spravochnik/text/13.html http://www.vseoremonte.ru/material/poli/drev.html http://ru.wikipedia.org/wiki/.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0

www.eosnova.ru

Размещено на Allbest.ru

Просмотров работы: 224