Введение
Актуальность исследования темы занятия «Семейный бюджет» обусловлена тем, что семейный бюджет является важнейшей составляющей жизни семьи. Каждому человеку необходимо знать: Что такое семейный бюджет? Из чего он складывается? Для чего необходимо планировать свой семейный бюджет? Кто и как может влиять на благосостояние семьи? Ответы на эти и многие другие вопросы являются очень важными в любой семье: и семьям с большим достатком, и со скромными доходами, опытными молодым. Поэтому важно уже в школьном возрасте прививать детям навыки ведения учета ресурсов семьи, показать значение этого, рассказать о преимуществах, а также показать негативные последствия нерационального использования средств. В настоящее время обучение формированию и грамотному расходованию семейного бюджета становится особенно актуальным, так как семейный бюджет является неотъемлемой частью бюджета государства. Он является основой благосостояния всего государства и отражает уровень развития экономики. А такие факты, как низкий уровень доходов основной массы российских семей, жилищно-бытовая неустроенность, сознательная ориентация на малодетность, основанная на неуверенности в завтрашнем дне, что тема семейного бюджета актуальна в современном образовании как никогда ранее.
Во все времена перед людьми вставал вопрос: «Как лучше всего распорядиться своими денежными сбережениями, чтобы не только сохранить их, но и приумножить?». И если многие знают, как их сберечь, то как приумножить для многих людей остается весьма актуальным вопросом.
Учащиеся моего 2А класса – это дети, не всегда могут самостоятельно зарабатывать деньги и ими распоряжаться. Поэтому уже сейчас необходимо познакомить своих одноклассников со способами зарабатывания денежных средств, настроить их на ответственное отношение к размещению своих сбережений и сбережений своих будущих семей.
В этом состоит актуальность данной темы.
Цель исследования: создание методической разработки внеурочного мероприятия для обучающихся 2А класса МБОУ «СОШ № 11» по теме: «Где и как можно встретить Новый год?».
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить ресурсы по данному вопросу.
• Отобрать информацию по данной теме.
• Создать условия для формирования у обучающихся представлений о бюджете семьи.
• Формировать навыки ответственности при совершении финансовых операций.
Объект исследования: класс, персональный компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в группах, альбомные листы, клей, фломастеры, калькуляторы для работы в группах, заготовки из самоклеящейся бумаги.
Глава I.Общая характеристика занятий
1.1.Характеристика условий реализации проекта:
Участники проекта: ученики 2 «а» класса, учитель-Валитова Регина Ильшатовна
Название направления «Финансовая грамотность».
Тема: «Где и как можно встретить Новый год? »
Вид деятельности учащихся: внеурочная деятельность
Тип занятия: комбинированное, групповое занятие
Форма проведения занятия: тематическая интеллектуальная игра.
Место занятия: урок-игра в разделе «Семейный бюджет».
Оборудование: персональный компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в группах, альбомные листы, клей, фломастеры, калькуляторы для работы в группах, заготовки из самоклеящейся бумаги.
1.2.Методическая характеристика занятия
Цели занятия: формирование понятия о семейном бюджете и экономии, рассмотреть источники доходов и направления расходов семьи.
Усвоение (применение, и т.п.) понятий по теме: «семейный бюджет», «зарабатывать, сохранять, преумножать, экономить ».
Задачи:
- научить анализировать бюджет семьи;
-рассмотреть статьи доходов и расходов семьи;
-научить составлять финансовый план семьи;
-составлять собственный план расходов
Предметные образовательные результаты:
- Усвоение понятий по теме: семейный бюджет, экономия.
- Закрепление понятий по теме: доход, расход.
- Овладение предметными умениями: сравнивать доходы и расходы и принимать решения; составлять семейный бюджет на условных примерах, находить способы экономии.
Планируемые результаты:
Метапредметные УУД
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Основные понятия: «бюджет», «доход», «расход», «экономия»
1.3. Ход занятия
Организационный момент
Приветствие
(предложить детям выбрать по монетке)
Актуализация знаний: Мотивация. Обсуждение базовых понятий
Инсценировка (мама(учитель) и дочь я – Лагойкина Стефания Викторовна) разговаривают по телефону)
Р.И.-Получила я зарплату, отправляюсь в магазин.
Что купить тебе сыночек?
Стефания Отвечает маме сын:
«Ты купи мне самолёт, а ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краску,
Маску, сказки и салазки;
Постарайся не забыть!
А на сдачу можешь, мама,
Чупа-чупс себе купить!
А теперь я задаю детям вопрос
- Что можно сказать о девочке?
- Чего она не знает?
- Чему ему нужно научиться?
1)Ребусы:
Антоним к слову ДОХОД – РАСХОД
2) Вопросы:
- Что такое доход?
- Что такое расход?
3) Прием «Кластер» (у доски работают четверо учащихся парами)
- Из чего складывается доход семьи? (зарплата, пенсия, стипендия, премия…)
- Из чего складываются расходы семьи? (коммунальные платежи, питание, проезд, покупка одежды и обуви, прочие покупки)
4) Игра «Расход - доход» (фронтально со всем классом)
Папа получил премию (доход)
Взяли кредит в банке (доход)
Бабушка заболела (расход, дети поясняют почему)
Мама заплатила штраф (расход)
Выиграли в лотерею 3 тысячи рублей (доход)
Потеряли кошелёк (расход)
Продали картофель с дачного участка (доход)
Нашли 100 рублей (доход)
Сдали пальто в химчистку (расход)
Заплатили за воду (расход)
III. Введение в тему
- Ребята, а кто-нибудь из вас слышал, какими еще словами родители называют дома доходы и расходы? (отвечают)
- Распределите доход каждого члена семьи в порядке возрастания и получите слово, которым можно назвать доходы и расходы семьи
Т - Папа работает машинистом и получает зарплату 35 000 р
Е - Мама работает учителем в школе и получает зарплату 21 000 р
Д - Бабушка получает пенсию 10 000 р
Ж - Дедушка получает пенсию 12 000 р
Б - Сын 9 лет на карманные деньги купил лотерейный билет и выиграл 300 р
Ю - Дочь получает стипендию 2 000 р
- Прочитайте получившееся слово (БЮДЖЕТ)
Что бы жизнь была прекрасна,
Это вовсе не секрет,
И в семье и в государстве
Должен быть всегда бюджет!
- Вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»? Как вы думаете, что оно обозначает? (ответы, работа со словарем)
- Слово «бюджет» пришло к нам из англ. budget «бюджет» (с 1432 г.) через ст.-франц. bougette «сумка, кошелёк».
Бюджет – это доходы и расходы семьи за определенный период времени.
- Можно ли сравнить бюджет с кошельком? (да: туда мы складываем деньги и оттуда берем их, чтобы приобрести что-то необходимое).
- Как вы думаете, нужно ли сопоставлять доходы и расходы семьи и почему?
- Сегодня мы познакомимся с правилами составления семейного бюджета.
IV. Совместная деятельность
А) Формирование умений производить расчеты и сравнивать
Далее дети делятся на группы в соответствии с выбранными монетками.
Глава II. 1.Практическая задача
Семьи- Тазиевых, Шилкиных, Тимирбулатовых живут в городе Салават. В каждой семье есть дети, которые учатся в одном классе. В один из летних выходных появилась идея встретить Новый в г. Великий Устюг родина Деда-Мороза. Все идею поддержали. Но для этого нужно каждой семье составить и рассмотреть статьи доходов и расходов.
1 задание - моделирование «Бюджет семьи»
Бюджет можно сравнить с весами: на одной чаше – доходы, на другой - расходы.
(Дети получают раздаточный материал: рисунок с весами, бумагу для записей, клей, фломастеры, калькуляторы для проведения расчетов и текст задачи. Решение оформляют в виде рисунка с изображением весов)
1 группа В семье Тазиевых проживают папа, мама и сын 10 лет. Доход папы составляет 25 тысяч в месяц, доход мамы равен 10 тысячам в месяц. За коммунальные услуги они платят 4 тыс. рублей, на питание откладывают 12 тыс. рублей, на школьные обеды сына уходит 1,5 тыс. рублей, проезд обходится в 2 тыс. рублей, на остальные нужды семья тратит около 8 тыс. рублей. Какая сумма остается?
(25 000 + 10 000) – 4 000 – 12 000 – 2 000 – 8000 – 1 500 = 7 500
Итого: доходы превышают расходы
2 группа: В семье Шилкиных живут бабушка, дедушка, мама, папа и дочь 9 лет. Бабушка получает пенсию 8,5 тысяч рублей, дедушка тоже пенсионер и получает 12 тысяч, папа получает зарплату 20 тысяч, а мама получает 10 тыс. рублей. За коммунальные услуги они платят зимой 5 тыс. рублей, на питание откладывают 20 тыс. руб, проезд обходится в 3 тыс. руб., на лекарства 8 тыс. рублей, на английский язык уходит в месяц 2,5 тыс. рублей, 2 тыс. рублей платят в студию танцев, на прочие нужды семье требуется не менее 10 тыс. рублей в месяц. Какая сумма остается?
(8 500 + 12 000 + 20 000 + 9 500) – 5 000 – 20 000 – 3 000 – 8 000 – 2 500 – 2 000 – 10 000 = - 500
Итого: доходы меньше расходов
3 группа: В семье Тимирбулатовых папа и мама работают, а двойняшки Радмила и Ролан учатся в 3 классе. Зарплата родителей составляет: мама 15 тыс. рублей, папа17 тыс. рублей. За коммунальные услуги они платят 5 тыс. рублей, на питание откладывают 15 тыс. рублей, проезд обходится в 2 тыс. руб., так как школа находится в шаговой доступности от дома, на прочие нужды семья тратит порядка 10 тыс. рублей. Какая сумма остается?
(17 000 + 15 000) – 5 000 – 15 000 – 2 000 – 10 000 = 0
Итого: доходы равны расходам
Знают взрослые и дети
Если деньги есть в бюджете
Значит, легче будет жить –
Этим надо дорожить!!!
ВЫВОД:
- Какой вывод можно сделать по итогам 1 задания?
(в Великий Устюг поедет семья Тазиевых)
- А как же поступить остальным, чтобы тоже поехать?
(рассчитывать бюджет и экономить)
- А знаете ли вы на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь?
А теперь давайте вместе
Из бюджета по частям
Мы разделим наши средства
По самым главным отраслям!
Б) Формирование умения оценивать свои ежемесячные расходы и соотносить потребности и желания с финансовыми возможностями
Задание 2
- Распределите в таблицу обязательные и необязательные расходы.
Обязательные расходы |
Необязательные расходы |
добавить свои примеры. |
Электричество, налоги, телефон, сумочка, планшет, туфли, газ, интернет, вода, платье, домофон, сотовая связь.
Вывод:
- А можно ли сэкономить на обязательных расходах? Как?
Мозговой штурм (каждая команда вносит свое предложение)
- установить на унитаз двойную кнопку
- стирать только при полной загрузке машины
- установить энергосберегающие лампочки
- по вечерам собираться всем в одной комнате
- утеплить окна и т.д.
Видеофрагмент мультфильма «Уроки тетушки Совы» Серия «Умение экономить»
- Мы все же хотим, чтобы Бадмаевы и Базаровы тоже поехали на Байкал. Как им правильно поступить? (научиться экономить на питании и прочих расходах семьи)
Задание 3
Практикум «Учимся экономить»
2 группа (экономия питания в семье Бадмаевых)
Интерактивная игра «Поход в продуктовый магазин»
(На слайде представлена корзина с продуктами, которые Бадмаевы приобрели в обычный будний день)
Молоко, торт, хлеб, сыр, чипсы, конфеты, яблоки, лимонад, мясо, мороженое, сосиски, каша…
- Что из приобретенного можно было не покупать?
- Сколько денег могла бы экономить семья Бадмаевых за один поход в магазин?
3 группа (экономия на прочих расходах в семье Базаровых)
- Как бы вы потратили деньги на прочие расходы? Всего можно выбрать 10 ответов.
Подарки друзьям
Игрушки
Кино
Бассейн
Чипсы, кола
Сотовая связь
Пиццерия
Батутный парк
Обувь
Одежда
Булочки в школьной столовой
Компьютерные игры
Парикмахерская
Аттракционы в торговом центре
Суши-роллы с доставкой
Такси
Посещение стоматолога
Школа танцев
Аксессуары
Канцтовары
1 группа – творческое задание Советы «Как сэкономить семейный бюджет»
-Какие советы по экономии семейного бюджета вы бы предложили? Составьте свои рекомендации, в случае затруднения можете воспользоваться готовым списком. Оформите в виде плаката, коллажа или буклета.
Список советов по экономии семейного бюджета
Совет
Ваш выбор
Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону
Пользуйтесь услугами доставки горячей пищи
Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов
Уходя из дома, выключайте свет
Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику
Бережно относись к своим вещам
Чаще пользуйтесь услугами такси
После похода в магазин оставляйте сдачу себе
По итогам каждая группа представляет результаты своей работы
- В каком случае семья может запланировать и совершить поездку на Байкал? Какой вывод можно сделать по итогам вашей сегодняшней работы?
Выводы по второй главе
Я считаю, что необходимость регулярного контроля семейных расходов - основа финансового благополучия семьи. Экономить должен каждый член семьи. Чтобы семьи Чудных и Кончаковых полетели на встречу Нового года на Родину Деда-Мороза в Великий Устюг, нужно сократить расходы.
Глава III. 1. Рефлексия «Копилка знаний».
В начале занятия я предложил каждому из учеников взять монетку. И подумать еще раз над темой занятия, вспомнить все, что делали, о чем узнали. Если тема занятия, его содержание для вас интересны и важны, опустите свою монетку в нашу копилку знаний
Я узнал…
Мы научились…
1.2.Обсуждение домашнего задания
Я предложил детям дома-рассчитать, какие расходы несет семья на школьника, и предложить пути экономии.
Провести семейный совет и составить план экономии и уменьшения расходов. Следуя плану, подсчитать экономию за месяц.
Эксперимент «Мой личный бюджет».
Подготовить презентацию к уроку и раздаточный материал.
Заключение
Работа над проектом помогла мне и моим одноклассникам-соратникам понять, что такое семейный бюджет, из чего он формируется и в дополнение к этому научиться правильно, распланировать свои расходы, не нанеся вреда семейному бюджету.
Сегодня я со своими одноклассниками и учителем Региной Ильшатовной в процессе игры учились рассчитывать семейный бюджет и экономить. А ваши родители это делают каждый месяц, только не в процессе игры, а в реальной жизни. Они зарабатывают деньги и рассчитывают, на что в первую очередь их потратить, а с чем подождать. Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: “Сейчас на это нет денег”. Это не значит, что у родителей нет денег в кошельке – они есть, но не для этого. Поэтому, прежде чем обижаться, расстраиваться и требовать чего-либо, поговорите с родителями и посчитайте ваш семейный бюджет.
Список литературы
Коробковский Г.В., Смирнова Г.Л. Экономика домашнего хозяйства. – Л., 2001
Кушина И.В., Кушин Н.А. Домашняя экономика – Тула, 1998
Липсиц И.В. Экономика без тайн. – М., 2003
Смирнова Т.В. Экономический сказочный словарь. – Самара:
Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебнаялитература», 2006г.
Словарь «Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.:Книжный мир, 2003 — 895 с.»
Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный
экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,
2007 — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М").
http://economsovet.ru/anatomiya-semejnogo-byudzheta.html
http://poiskslov.com/word/бюджет/
http://mir-detej.kiev.ua/dengi-i-deti.php
http://www.vospitaj.com/blog/deti-i-dengi/
http://www.stranamam.ru/article/4344566/
http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200302907
Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики. Учебно-методическое пособие для преподавателя. – М.: МЦЭБО, 1999.
Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников / авт.-сост. М.М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2008.
Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
Достижения молодых. Личная экономика. Методическое руководство для учителя и консультанта. – JuniorAchievementRussia. МОО «Достижения молодых», Москва, 2004.
Экономика для 3-5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, ЛейнаСтилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Равичевой, под ред. С. Равичева. МЦЭБО, 2006.
Интернет-источники
1. http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет»;
2. http://ekonomica.org – сайт по основам финансовой грамотности;
3. http://ekonomica.info – сайт по основам финансовой грамотности с видеоматериалами;
4. http://www.mirkin.ru – библиотека по финансово – экономической тематике;
5. http://www.dostatok.ru – сайт по основам финансовой грамотности.
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг./ Г.Д.Гловели. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
Финансовая грамотность: Учебная программа. 2-4 классы общеобразоват. орг./ Ю.Н.Корлюгова. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2015. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2-4 классы общеобразоват. орг./ Ю.Н.Корлюгова. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2015. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2-4 классы общеобразоват. орг./ Ю.Н.Корлюгова. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2015. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2-4 классы общеобразоват. орг./ Ю.Н.Корлюгова. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2015. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
http://neg-ufa.ru
http://infourok.ru
http://bankirio.inf.ua
http://dszn.sev.gov.ru
Этап |
Действие учителя |
Действие учащихся (ученики 2А класса) |
Ресурс |
Социальная форма |
Время |
|
Распределение на 3 группы (предложить детям выбрать по монетке) |
Делятся на группы |
- |
фронтальная |
3мин |
|
Мотивация. Обсуждение базовых понятий |
Инсценировка стихотворения |
- |
Фронтальная |
5мин |
|
Создает проблемную ситуацию |
Разгадывают ребус |
Слайд презентации |
групповая |
5 мин |
4.Практическая Деятельность |
Координирует деятельность учащихся |
Рассчитывают бюджет семьи |
Листы, карточки, с заданиями |
групповая |
17мин |
5.Подведение итогов Рефлексия |
Подведение итогов (Оценивание монетами) |
Рефлексия |
Слайд презентации |
Групповая, индивидуальная |
5 мин |
Глоссарий
Бюджет – это доходы и расходы семьи за определенный период времени.
Доход семьи - это деньги, материальные ценности, которые получают все члены семьи.
Расход – это сумма затрат, которые необходимы для содержания хозяйства.
Экономия - бережливое ведение хозяйства, в основе которого лежит уменьшение расходов, затрат.