Семейный бюджет

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Семейный бюджет

Лагойкина С.В. 1
1МБОУ "СОШ "11 им. Ахтямова Х.Б."
Валитова Р.И. 1
1МБОУ "СОШ № 11 им. Ахтямова Х.Б."
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования темы занятия «Семейный бюджет» обусловлена тем, что семейный бюджет является важнейшей составляющей жизни семьи. Каждому человеку необходимо знать: Что такое семейный бюджет? Из чего он складывается? Для чего необходимо планировать свой семейный бюджет? Кто и как может влиять на благосостояние семьи? Ответы на эти и многие другие вопросы являются очень важными в любой семье: и семьям с большим достатком, и со скромными доходами, опытными молодым. Поэтому важно уже в школьном возрасте прививать детям навыки ведения учета ресурсов семьи, показать значение этого, рассказать о преимуществах, а также показать негативные последствия нерационального использования средств. В настоящее время обучение формированию и грамотному расходованию семейного бюджета становится особенно актуальным, так как семейный бюджет является неотъемлемой частью бюджета государства. Он является основой благосостояния всего государства и отражает уровень развития экономики. А такие факты, как низкий уровень доходов основной массы российских семей, жилищно-бытовая неустроенность, сознательная ориентация на малодетность, основанная на неуверенности в завтрашнем дне, что тема семейного бюджета актуальна в современном образовании как никогда ранее.

Во все времена перед людьми вставал вопрос: «Как лучше всего распорядиться своими денежными сбережениями, чтобы не только сохранить их, но и приумножить?». И если многие знают, как их сберечь, то как приумножить для многих людей остается весьма актуальным вопросом.

Учащиеся моего 2А класса – это дети, не всегда могут самостоятельно зарабатывать деньги и ими распоряжаться. Поэтому уже сейчас необходимо познакомить своих одноклассников со способами зарабатывания денежных средств, настроить их на ответственное отношение к размещению своих сбережений и сбережений своих будущих семей.

В этом состоит актуальность данной темы.

Цель исследования: создание методической разработки внеурочного мероприятия для обучающихся 2А класса МБОУ «СОШ № 11» по теме: «Где и как можно встретить Новый год?».

В соответствии с целью были определены задачи исследования:

• Изучить ресурсы по данному вопросу.

• Отобрать информацию по данной теме.

• Создать условия для формирования у обучающихся представлений о бюджете семьи.

• Формировать навыки ответственности при совершении финансовых операций.

Объект исследования: класс, персональный компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в группах, альбомные листы, клей, фломастеры, калькуляторы для работы в группах, заготовки из самоклеящейся бумаги.

Глава I.Общая характеристика занятий

1.1.Характеристика условий реализации проекта:

Участники проекта: ученики 2 «а» класса, учитель-Валитова Регина Ильшатовна

Название направления «Финансовая грамотность».

Тема: «Где и как можно встретить Новый год? »

Вид деятельности учащихся: внеурочная деятельность

Тип занятия: комбинированное, групповое занятие

Форма проведения занятия: тематическая интеллектуальная игра.

Место занятия: урок-игра в разделе «Семейный бюджет».

Оборудование: персональный компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в группах, альбомные листы, клей, фломастеры, калькуляторы для работы в группах, заготовки из самоклеящейся бумаги.

1.2.Методическая характеристика занятия

Цели занятия: формирование понятия о семейном бюджете и экономии, рассмотреть источники доходов и направления расходов семьи.

Усвоение (применение, и т.п.) понятий по теме: «семейный бюджет», «зарабатывать, сохранять, преумножать, экономить ».

Задачи:

- научить анализировать бюджет семьи;

-рассмотреть статьи доходов и расходов семьи;

-научить составлять финансовый план семьи;

-составлять собственный план расходов

Предметные образовательные результаты:

- Усвоение понятий по теме: семейный бюджет, экономия.

- Закрепление понятий по теме: доход, расход.

- Овладение предметными умениями: сравнивать доходы и расходы и принимать решения; составлять семейный бюджет на условных примерах, находить способы экономии.

Планируемые результаты:

Метапредметные УУД

Познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

Коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Основные понятия: «бюджет», «доход», «расход», «экономия»

1.3. Ход занятия

Организационный момент

Приветствие

 (предложить детям выбрать по монетке)

Актуализация знаний: Мотивация. Обсуждение базовых понятий

Инсценировка (мама(учитель) и дочь я – Лагойкина Стефания Викторовна) разговаривают по телефону)

Р.И.-Получила я зарплату, отправляюсь в магазин.

Что купить тебе сыночек?

Стефания Отвечает маме сын:

«Ты купи мне самолёт, а ещё ружьё, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краску,

Маску, сказки и салазки;

Постарайся не забыть!

А на сдачу можешь, мама,

Чупа-чупс себе купить!

А теперь я задаю детям вопрос

- Что можно сказать о девочке?

- Чего она не знает?

- Чему ему нужно научиться?

1)Ребусы:

Антоним к слову ДОХОД – РАСХОД

2) Вопросы:

- Что такое доход?

- Что такое расход?

3) Прием «Кластер» (у доски работают четверо учащихся парами)

- Из чего складывается доход семьи? (зарплата, пенсия, стипендия, премия…)

- Из чего складываются расходы семьи? (коммунальные платежи, питание, проезд, покупка одежды и обуви, прочие покупки)

4) Игра «Расход - доход» (фронтально со всем классом)

Папа получил премию (доход)

Взяли кредит в банке (доход)

Бабушка заболела (расход, дети поясняют почему)

Мама заплатила штраф (расход)

Выиграли в лотерею 3 тысячи рублей (доход)

Потеряли кошелёк (расход)

Продали картофель с дачного участка (доход)

Нашли 100 рублей (доход)

Сдали пальто в химчистку (расход)

Заплатили за воду (расход)

III. Введение в тему

- Ребята, а кто-нибудь из вас слышал, какими еще словами родители называют дома доходы и расходы? (отвечают)

- Распределите доход каждого члена семьи в порядке возрастания и получите слово, которым можно назвать доходы и расходы семьи

Т - Папа работает машинистом и получает зарплату 35 000 р

Е - Мама работает учителем в школе и получает зарплату 21 000 р

Д - Бабушка получает пенсию 10 000 р

Ж - Дедушка получает пенсию 12 000 р

Б - Сын 9 лет на карманные деньги купил лотерейный билет и выиграл 300 р

Ю - Дочь получает стипендию 2 000 р

- Прочитайте получившееся слово (БЮДЖЕТ)

Что бы жизнь была прекрасна,

Это вовсе не секрет,

И в семье и в государстве

Должен быть всегда бюджет!

- Вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»? Как вы думаете, что оно обозначает? (ответы, работа со словарем)

- Слово «бюджет» пришло к нам из англ. budget «бюджет» (с 1432 г.) через ст.-франц. bougette «сумка, кошелёк».

Бюджет – это доходы и расходы семьи за определенный период времени. 

- Можно ли сравнить бюджет с кошельком? (да: туда мы складываем деньги и оттуда берем их, чтобы приобрести что-то необходимое).

- Как вы думаете, нужно ли сопоставлять доходы и расходы семьи и почему?

- Сегодня мы познакомимся с правилами составления семейного бюджета.

IV. Совместная деятельность

А) Формирование умений производить расчеты и сравнивать

Далее дети делятся на группы в соответствии с выбранными монетками.

Глава II. 1.Практическая задача

Семьи- Тазиевых, Шилкиных, Тимирбулатовых живут в городе Салават. В каждой семье есть дети, которые учатся в одном классе. В один из летних выходных появилась идея встретить Новый в г. Великий Устюг родина Деда-Мороза. Все идею поддержали. Но для этого нужно каждой семье составить и рассмотреть статьи доходов и расходов.

1 задание - моделирование «Бюджет семьи»

Бюджет можно сравнить с весами: на одной чаше – доходы, на другой - расходы.

(Дети получают раздаточный материал: рисунок с весами, бумагу для записей, клей, фломастеры, калькуляторы для проведения расчетов и текст задачи. Решение оформляют в виде рисунка с изображением весов)

1 группа В семье Тазиевых проживают папа, мама и сын 10 лет. Доход папы составляет 25 тысяч в месяц, доход мамы равен 10 тысячам в месяц. За коммунальные услуги они платят 4 тыс. рублей, на питание откладывают 12 тыс. рублей, на школьные обеды сына уходит 1,5 тыс. рублей, проезд обходится в 2 тыс. рублей, на остальные нужды семья тратит около 8 тыс. рублей. Какая сумма остается?

(25 000 + 10 000) – 4 000 – 12 000 – 2 000 – 8000 – 1 500 = 7 500

Итого: доходы превышают расходы

2 группа: В семье Шилкиных живут бабушка, дедушка, мама, папа и дочь 9 лет. Бабушка получает пенсию 8,5 тысяч рублей, дедушка тоже пенсионер и получает 12 тысяч, папа получает зарплату 20 тысяч, а мама получает 10 тыс. рублей. За коммунальные услуги они платят зимой 5 тыс. рублей, на питание откладывают 20 тыс. руб, проезд обходится в 3 тыс. руб., на лекарства 8 тыс. рублей, на английский язык уходит в месяц 2,5 тыс. рублей, 2 тыс. рублей платят в студию танцев, на прочие нужды семье требуется не менее 10 тыс. рублей в месяц. Какая сумма остается?

(8 500 + 12 000 + 20 000 + 9 500) – 5 000 – 20 000 – 3 000 – 8 000 – 2 500 – 2 000 – 10 000 = - 500

Итого: доходы меньше расходов

3 группа: В семье Тимирбулатовых папа и мама работают, а двойняшки Радмила и Ролан учатся в 3 классе. Зарплата родителей составляет: мама 15 тыс. рублей, папа17 тыс. рублей. За коммунальные услуги они платят 5 тыс. рублей, на питание откладывают 15 тыс. рублей, проезд обходится в 2 тыс. руб., так как школа находится в шаговой доступности от дома, на прочие нужды семья тратит порядка 10 тыс. рублей. Какая сумма остается?

(17 000 + 15 000) – 5 000 – 15 000 – 2 000 – 10 000 = 0

Итого: доходы равны расходам

Знают взрослые и дети

Если деньги есть в бюджете

Значит, легче будет жить –

Этим надо дорожить!!!

ВЫВОД:

- Какой вывод можно сделать по итогам 1 задания?

(в Великий Устюг поедет семья Тазиевых)

- А как же поступить остальным, чтобы тоже поехать?

(рассчитывать бюджет и экономить)

- А знаете ли вы на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь?  

А теперь давайте вместе

Из бюджета по частям

Мы разделим наши средства

По самым главным отраслям!

Б) Формирование умения оценивать свои ежемесячные расходы и соотносить потребности и желания с финансовыми возможностями

Задание 2

- Распределите в таблицу обязательные и необязательные расходы.

Обязательные расходы

Необязательные расходы

добавить свои примеры.

     

Электричество, налоги, телефон, сумочка, планшет, туфли, газ, интернет, вода, платье, домофон, сотовая связь.

Вывод:

- А можно ли сэкономить на обязательных расходах? Как?

Мозговой штурм (каждая команда вносит свое предложение)

- установить на унитаз двойную кнопку

- стирать только при полной загрузке машины

- установить энергосберегающие лампочки

- по вечерам собираться всем в одной комнате

- утеплить окна и т.д.

Видеофрагмент мультфильма «Уроки тетушки Совы» Серия «Умение экономить»

- Мы все же хотим, чтобы Бадмаевы и Базаровы тоже поехали на Байкал. Как им правильно поступить? (научиться экономить на питании и прочих расходах семьи)

Задание 3

Практикум «Учимся экономить»

2 группа (экономия питания в семье Бадмаевых)

Интерактивная игра «Поход в продуктовый магазин»

(На слайде представлена корзина с продуктами, которые Бадмаевы приобрели в обычный будний день)

Молоко, торт, хлеб, сыр, чипсы, конфеты, яблоки, лимонад, мясо, мороженое, сосиски, каша…

- Что из приобретенного можно было не покупать?

- Сколько денег могла бы экономить семья Бадмаевых за один поход в магазин?

3 группа (экономия на прочих расходах в семье Базаровых)

- Как бы вы потратили деньги на прочие расходы? Всего можно выбрать 10 ответов.

Подарки друзьям

Игрушки

Кино

Бассейн

Чипсы, кола

Сотовая связь

Пиццерия

Батутный парк

Обувь

Одежда

Булочки в школьной столовой

Компьютерные игры

Парикмахерская

Аттракционы в торговом центре

Суши-роллы с доставкой

Такси

Посещение стоматолога

Школа танцев

Аксессуары

Канцтовары

1 группа – творческое задание Советы «Как сэкономить семейный бюджет»

-Какие советы по экономии семейного бюджета вы бы предложили? Составьте свои рекомендации, в случае затруднения можете воспользоваться готовым списком. Оформите в виде плаката, коллажа или буклета.

Список советов по экономии семейного бюджета

Совет

Ваш выбор

Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону

Пользуйтесь услугами доставки горячей пищи

Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов

Уходя из дома, выключайте свет

Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику

Бережно относись к своим вещам

Чаще пользуйтесь услугами такси

После похода в магазин оставляйте сдачу себе

По итогам каждая группа представляет результаты своей работы

- В каком случае семья может запланировать и совершить поездку на Байкал? Какой вывод можно сделать по итогам вашей сегодняшней работы?

Выводы по второй главе

 Я считаю, что необходимость регулярного контроля семейных расходов - основа финансового благополучия семьи. Экономить должен каждый член семьи. Чтобы семьи Чудных и Кончаковых полетели на встречу Нового года на Родину Деда-Мороза в Великий Устюг, нужно сократить расходы.

Глава III. 1. Рефлексия «Копилка знаний».

 В начале занятия я предложил каждому из учеников взять монетку. И подумать еще раз над темой занятия, вспомнить все, что делали, о чем узнали. Если тема занятия, его содержание для вас интересны и важны, опустите свою монетку в нашу копилку знаний

Я узнал…

Мы научились…

1.2.Обсуждение домашнего задания

Я предложил детям дома-рассчитать, какие расходы несет семья на школьника, и предложить пути экономии.

Провести семейный совет и составить план экономии и уменьшения расходов. Следуя плану, подсчитать экономию за месяц.

Эксперимент «Мой личный бюджет».

Подготовить презентацию к уроку и раздаточный материал.

Заключение

Работа над проектом помогла мне и моим одноклассникам-соратникам понять, что такое семейный бюджет, из чего он формируется и в дополнение к этому научиться правильно, распланировать свои расходы, не нанеся вреда семейному бюджету.

Сегодня я со своими одноклассниками и учителем Региной Ильшатовной в процессе игры учились рассчитывать семейный бюджет и экономить. А ваши родители это делают каждый месяц, только не в процессе игры, а в реальной жизни. Они зарабатывают деньги и рассчитывают, на что в первую очередь их потратить, а с чем подождать. Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: “Сейчас на это нет денег”. Это не значит, что у родителей нет денег в кошельке – они есть, но не для этого. Поэтому, прежде чем обижаться, расстраиваться и требовать чего-либо, поговорите с родителями и посчитайте ваш семейный бюджет.

Список литературы

Коробковский Г.В., Смирнова Г.Л. Экономика домашнего хозяйства. – Л., 2001

Кушина И.В., Кушин Н.А. Домашняя экономика – Тула, 1998

Липсиц И.В. Экономика без тайн. – М., 2003

Смирнова Т.В. Экономический сказочный словарь. – Самара:

Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебнаялитература», 2006г.

Словарь «Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.:Книжный мир, 2003 — 895 с.»

Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный

экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,

2007 — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М").

http://economsovet.ru/anatomiya-semejnogo-byudzheta.html

http://poiskslov.com/word/бюджет/

http://mir-detej.kiev.ua/dengi-i-deti.php

http://www.vospitaj.com/blog/deti-i-dengi/

http://www.stranamam.ru/article/4344566/

http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200302907

 Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики. Учебно-методическое пособие для преподавателя. – М.: МЦЭБО, 1999.
Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников / авт.-сост. М.М. Воронина.  – Волгоград: Учитель, 2008.

Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
Достижения молодых. Личная экономика. Методическое руководство для учителя и консультанта. – JuniorAchievementRussia. МОО «Достижения молодых», Москва, 2004.
Экономика для 3-5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, ЛейнаСтилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Равичевой, под ред. С. Равичева.  МЦЭБО, 2006.

Интернет-источники

1. http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет»;
2. http://ekonomica.org – сайт по основам финансовой грамотности;
3. http://ekonomica.info – сайт по основам финансовой грамотности с видеоматериалами;
4. http://www.mirkin.ru – библиотека по финансово – экономической тематике;
5. http://www.dostatok.ru – сайт по основам финансовой грамотности.

  • Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг./ Г.Д.Гловели. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

  • Финансовая грамотность: Учебная программа. 2-4 классы общеобразоват. орг./ Ю.Н.Корлюгова. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2015. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

  • Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2-4 классы общеобразоват. орг./ Ю.Н.Корлюгова. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2015. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

  • Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2-4 классы общеобразоват. орг./ Ю.Н.Корлюгова. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2015. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

  • Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2-4 классы общеобразоват. орг./ Ю.Н.Корлюгова. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2015. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

  • http://neg-ufa.ru

  • http://infourok.ru

  • http://bankirio.inf.ua

  • http://dszn.sev.gov.ru

Этап

Действие учителя

Действие учащихся

(ученики 2А класса)

Ресурс

Социальная форма

Время

    1. Организационный момент

Распределение на 3 группы

(предложить детям выбрать по монетке)

Делятся на группы

-

фронтальная

3мин

    1. Актуализация темы

Мотивация. Обсуждение базовых понятий

Инсценировка стихотворения

-

Фронтальная

5мин

    1. Целеполагание

Создает проблемную ситуацию

Разгадывают ребус

Слайд презентации

групповая

5 мин

4.Практическая Деятельность

Координирует деятельность учащихся

Рассчитывают бюджет семьи

Листы, карточки, с заданиями

групповая

17мин

5.Подведение итогов

Рефлексия

Подведение итогов (Оценивание монетами)

Рефлексия

Слайд презентации

Групповая, индивидуальная

5 мин

Глоссарий

Бюджет – это доходы и расходы семьи за определенный период времени. 

Доход семьи - это деньги, материальные ценности, которые получают все члены семьи.

Расход – это сумма затрат, которые необходимы для содержания хозяйства.

Экономия - бережливое ведение хозяйства, в основе которого лежит уменьшение расходов, затрат.

Просмотров работы: 105