ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕНАПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМА НА ВНУТРЕННИЙ РЫНОК. СЕМЕЙНЫЙ ТУРИЗМ: ЛИЧНЫЙ ОПЫТ 2023 ГОДА. («ОТКРЫВАЕМ РОССИЮ ЗАНОВО»)

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕНАПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМА НА ВНУТРЕННИЙ РЫНОК. СЕМЕЙНЫЙ ТУРИЗМ: ЛИЧНЫЙ ОПЫТ 2023 ГОДА. («ОТКРЫВАЕМ РОССИЮ ЗАНОВО»)

Есина А.Д. 1
1МБОУ Гимназия№2
Андреева Т.В. 1
1МБОУ Гимназия №2
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современных, непростых условиях развития туризма для России, когда для 90% жителей страны отпала возможность международного туризма про причинам санкций против России, повышения цен на туристические услуги и сложности оформления документов при перелетах параллельными рейсами, следует отметить, что туризм должен быть грамотно переориентирован на внутренние направления для россиян и стать особенно привлекательным для иностранных туристов, которые могут увидеть в России уникальную природу, богатые культурные и исторические ценности, природные и антропогенные достопримечательности, места отдыха и лечения.

Актуальность исследования: статические данные показывают, что за последние 10 лет сальдированный финансовый результат отраслей туризма в РФ вырос в 19, 2 раза (с 13 млрд. рублей – 2014 до 249,8 млрд. рублей в 2021 году, [3, с.2]), интерес к туризму растет, перерыв на пандемийные годы (2019-2021) развил в нем потребность, а санкции объединенного Запада в период СВО, закрывшие для большинства россиян привычный отдых за рубежом, способствовали переориентированию интересов туристов на российские регионы и маршруты.Поэтому выяснение экономических аспектов развития внутрироссийского туризма сейчас очень важны для различных сторон этого вопроса в государственном, региональном и личном плане.

Объект исследования: внутренний туризм России.

Предмет исследования: экономические аспекты перенаправления туризма на внутренний российский рынок, семейный туризм.

Цель: выяснение главных экономических аспектов перенаправления туризма России на внутренний рынок, определение экономических составляющих путешествия по России, проведенного на личном опыте летом 2023.

Задачи:

  1. Изучение статистических и аналитических материалов по развитию туризма в России в последние годы.

  2. Выявление главных экономических аспектов в перенаправлении туризма на внутренние направления.

  3. Выяснение и анализ экономических составляющих «Путешествия на Север», проведенных семьей из 3 человек и 2 собак из г. Чехов Московской области на полуостров Рыбачий Мурманской области.

  4. Создание и развитие блога для путешественников «Открываем Россию заново» с моделированием интересных туристических маршрутов, советами туристам и экономическими расчетами из собственного опыта.

Методы: библиографический, статистический, социологический опрос, практическое «полевое исследование», анализ, сравнение, обобщение.

Гипотеза: перенаправление туризма в России на внутренний рынок экономически выгодно для государства, т.к. это развивает туристическую инфраструктуру, создает возможности для развития туризма в нетипичных южных туристических регионах и малых городах, позволяет сэкономить на личных тратах на путешествия и отдых, развивает патриотические настроения граждан, привлекает интерес иностранцев к путешествиям по России.

Возможности практического использования материалов работы: в работе туристических агентств, развитии отраслей туризма в регионах, в создании молодежных инициатив в малых городах, использовании социальных сетей при показе и моделировании туристических маршрутов по России на основе опыта путешественников.

  1. Современное положение на рынке туристических услуг России

Туризм – это один из видов активного отдыха, выезды, путешествия с различными целями (познавательными, спортивными, отдых и развлечения, оздоровление и т.д.) из территории постоянного проживаниями в другое место, регион, страну. Туризм – это отрасль экономики, которая предоставляет возможности отдыха и туризма, развивает индустрию самого туризма и его инфраструктуры, получая за эту деятельность доход. [1, с.8]

Туризм делят на различные категории, в зависимости от критериев выделения: международный и внутренний (по месту нахождения); кратко, средне, долгосрочный (по времени); экскурсионный, экологический, для отдыха, оздоровительный, пляжный, гастрономический, культурный, спортивный, религиозный, деловой, образовательный (по целям); железно-дорожный, пеший, водный, авиационный, автобусный, автомобильный (по видам передвижения); организованный и неорганизованный (по использованию услуг турфирм); детский, молодежный, взрослый, для пожилых (по возрасту туристов) [1, с.11-25].

По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям в 2023 году доходы от туризма составили 15,5 триллиона долларов. За последние 4 года (с 2019) он вырос на 50%. Доходы от туризма в глобальной экономике составляют 11,6 %.

Пятерка стран, получивших максимальные доходы от туризма: США, Китай, Германия, Япония, Великобритания, далее идут Франция, Мексика, Италия, Индия и Испания. В России туризм дает около 4 % ВВП. РФ входит в ТОП-20 самых посещаемых стран мира и занимает там 16 место.

В мировой туристической отрасли трудоустроены 430 млн. человек (девятая часть всех работающих), в России 500 000 ч.

Экономисты предполагают, что за 2023 год общий ВВП вырастет на 2,6%, тогда как туризм растет годовыми темпами в 5,1%. Организация Virtuoso, объединяющая 20 000 турагентов в люксовом сегменте, сообщила что в этом секторе продажи туристических услуг выросли за 4 года на 69%, туристы стали более обеспеченными и покупают путевки в дорогие отели и путешествия. Очень многие показатели объясняются отменой пандемийных ограничений (2019-2021) и возвращением туризма в свои обычные рамки. Путешествия и отдых снова очень востребованы.

Туризм – это яркое и многообразное социальное явление. Ежегодно (2022) 900 млн. ч совершают туристические поездки, это в 2 раза больше, чем в 2021 году, в России в 2022 году было 153, 2 млн. туристических поездок (включая все виды поездок) по стране.

Анализируя материалы выставки-форума ведущих туристических операторов России 2023 [2, электронный ресурс]и экономические данные мы выяснили, что у российского туризма сейчас есть положительные и проблемные характеристики.

В целом в 2022 году прирост отрасли составил 10% к итогам 2021 года, в ТОП-5 регионов лидеров этого года вошли Дагестан (+53%), Краснодарский край и Кавказские минеральные воды (+41%), Санкт-Петербург (+37%), Москва (+34%).

Факторами роста популярности внутреннего туризма стали:

  1. Увеличение популярности поездок по стране из патриотических соображений, рекламы, формирования долгосрочного тренда внутреннего туризма.

  2. Восстановление рынка после ковидных ограничений.

  3. Реализацияпрограммытуристическогокэшбека.

  4. Закрытие ряда сообщений с многими европейскими странами.

  5. Значительный рост цен на туры в зарубежных направлениях.

Из-за отсутствия некоторых авиарейсов на Юге России многие туристы пересели на железнодорожные поезда: 2021 год – 91,9 млн. человек, 2022 годрост на 17,8%, 108 млн. человек.

Если в 2021 году доля тех, кто был в отпуске, но провел его дома или на даче, составляла 46%, то в 2022 году она достигла 61%. Сократилась продолжительность пребывания на отдыхе.

В  2023 г., чаще всего россияне интересуются поездками в Дагестан (+244% к февралю 2021 г.), Абхазию (+70%), Анапу (+41%), Геленджик (+35%), Санкт-Петербург (+31%), Алтай (+21%), Москву (+10%) и Кисловодск (+10%). 

Еще один «сюрприз» последних лет– этоувеличение среднего возраста туриста. Так, средний возраст туриста, который путешествовал в 2022 году, увеличился с 39 лет до 41 года. «Туристы от 18 до 45 лет покидают наш рынок, и весь прирост бронирований обеспечили туристы от 46 лет и старше, более «свободные от работы и более обеспеченные».

Основные факторы, сдерживающие развития туризма в России на современном этапе:

  1. Дефицит позитивной информации о стране и ее туристических возможностях.

  2. Санкции против России и непростой для зарубежных туристов визовый режим на данный момент.

  3. Недостаточнаяразвитостьтуристическойинфраструктуры.

  4. Невысокийуровеньсервиса.

  5. Проблемы с широтой ассортимента в сфере торговли отечественными товарами, интересными для туристов и современной сувенирной продукции.

  6. Недостаток квалифицированных кадров, готовых развивать современный внутренний туризм, рассчитанный на разные категории туристов.

  7. Отсутствие практики в субъектах по созданию благоприятных условий для инвестиций в туризм.

2.Экономические аспекты перенаправления туризма на внутренний рынок. Семейный туризм: личный опыт 2023. «Открываем Россию заново»

Основой для развития туризма являются туристические ресурсы: природные, трудовые, историко-культурные. Если их правильно использовать и развивать туристическую привлекательность территории, туристическую индустрию и инфраструктуру, отрасль становится экономически выгодным и перспективным направление развития экономики.

Можно выделить следующие важные моменты в перенаправлении туризма на внутренний рынок в России в современных условиях санкционного давления на нашу страну:

  1. Туризм не только путешествия и отдых для самого туриста, но и большая самостоятельная отрасли экономики, которая приносит прибыль, платит налоги, развивает территории, дает рабочие места.

  2. Рядом с непосредственно туристическими учреждениями развивается большая инфраструктура: предприятия питания и сельского хозяйства, дающего им продукты; торговля, производство сувенирной продукции, текстиля, мебели; обслуживания пляжей, парков, скверов; создание индустрии развлечений; развитие транспорта; электроснабжения, коммунальных служб, почты, мобильной связи и т.д.

  3. Туризм способствует притоку в страну финансовых ресурсов, увеличивает систему выплаты налогов, спроса на продукты, товары и услуги.

  4. Обслуживание туристов – одна из важных возможностей для местных жителей получать доход. Строительство и обслуживание туристических объектов – это рабочие места и развитие благоустройства и экономики регионов.

  5. Данный вид деятельности не требует изначально больших вложений и стартовых инвестиций, но отличается высоким уровнем рентабельности и относительно небольшим сроком окупаемости, поэтому хорошо подходит для малого и среднего бизнеса, работы индивидуальных предприятий и обществ с ограниченной ответственностью.

  6. Опыт показывает, что полное обслуживание одного туриста дает работу 10 людям, значит туризм решает отдельные вопросы с занятостью населения.

  7. Развитие туризма на внутренних линиях совершенствует систему социально-культурного населения туристической территории, увеличивает ресурсы для модернизации инфраструктуры, повышает качество жизни, а это не только социальный, но и экономический вопрос.

По материалам совещания Президента РФ с членами Правительства (2023) [4]:

Максим Решетников, министр экономического развития доложил о росте туристической отрасли по основным показателям. Отметил, что туристическая отрасль вышла практически на «доковидный» уровень. Число туристических поездок с размещением в гостиницах в 2022 году выросло на 8% в сравнении с 2021 годом и составило порядка 62 млн. человек. Большую роль в развитии туризма сыграли регионы и внутренний туризм.

«В прошлом году в рамках национального проекта более 30 регионов получили субсидии на туристическую инфраструктуру, оборудование, кемпинги. В общей сложности 5 млрд. рублей без учета модульных гостиниц. В 2023 году в нацпроекте участвует уже 63 региона, а общий объем федеральной поддержки по всем программам - 13,8 млрд. рублей».

Одной из важных мер поддержки, которая оказала влияние на развитие отрасли стала плотная кредитная программа Минэкономразвития совместно с Корпорацией МСП для инвестпроектов малого и среднего бизнеса от 50 млн. до 1 млрд. рублей по ставке до 4%. За 4 месяца компании тур отрасли получили 74 кредита на 7 млрд. рублей, в этом году лимит по программе будет увеличен до 100 млрд.

Министр подчеркнул, что в стране появляются новые точки роста внутреннего туризма, что требует роста номерного фонда по всей стране.

ЮрийБарзыкин. – вице-президент Российского союза туриндустрии: «2023 год – год восстановления внутреннего туризма, количество путешествующих вышло за 65 млн. ч.»НО у россиян пользуются спросом такие направления, как Турция, ОАЭ, Египет, Шри-Ланка, Индия. Таиланд - в теплые страны, за два с лишним месяца 2023 года принял столько россиян, сколько за весь 2022 год.

Барзыкин Ю.А. отметил, что среди внутрироссийских направлений стабильно пользуется спросом Краснодарский край, а именно Сочи. За январь-март этот город посетили уже 1 млн. 100 тыс. туристов.Также популярны Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург и окрестности, Татарстан. На Северном Кавказе — Чечня и Дагестан, Кабардино-Балкария, принявшая в 2022 году 2 млн. туристов. В малых городах РФ побывали 8 млн.человек.

Таблица 1 Основные показатели деятельности туриндустрии

(материалы выставки-форума ведущих туристических операторов России 2023)

Отдельные показатели деятельности организаций туриндустрии

Наименование статистических показателей

2015 год

2019год

2022год

Средняя численность работников

1 273 741чел.

1 179 697 чел.

1 137 170чел.

Среднемесячная начисленная заработная плата работников

40 044 руб.

54 185 руб.

66 420руб.

Оборот

1 754.2 млрд.

3 041.1млрд.

2 960.0 млрд.

Инвестиции в основной капитал

370.9 млрд.

359.5 млрд.

388.6 млрд.

Ввод новых основных фондов (за год)

189.3 млрд.

425.9 млрд.

288.7 млрд.

Степень износа основных фондов на конец года

34.1%

36.8%

40.2%

  1. Популярные туристические маршруты по России. Лето 2023

Наиболее популярные маршруты (направления, регионы) внутреннего туризма в России:

  1. Краснодарский край, побережье Азовского и Черного морей.

  2. Кавказскиеминеральныеводы.

  3. «ЗолотоекольцоРоссии».

  4. Крым.

  5. Дагестан.

  6. Карелия.

  7. Москва.

  8. Санкт – Петербург.

  9. Казань.

  10. Калининград.

  11. Урал.

  12. Башкирия.

  13. Алтай.

  14. ОзероБайкал.

  15. ЮгПриморскогокрая.

(Данные по материалам выставки-форума ведущих туристических операторов России 2023)

  1. «Веер туристических возможностей». Туризм в малых городах. Город Чехов.

Путешествуя по России, можно посмотреть рядом расположенные по маршруту территории. «Веертуристических возможностей» -это удобная система использования возможностей осмотра туристических достопримечательностей в близлежащих районах (обычно в 25-50 км), остановившись в одном месте, таким образом, экономя на проживании, транспорте. Обычно, останавливаясь на 4-5-7 дней, два – три уделяют экскурсиям по главному объекту, а 2-3 дня посвящают окружающей территории.

При использовании такой системы отпуск получается очень богатым по впечатлениям.

Приведу примеры, основываясь на предпочтения туристов в 2023году.

1)Санкт-Петербург –Кронштадт–Гатчина –Зеленогорск - Шлиссельбург

2)Москва –Зеленоград –Сергиев Посад – Тверь –Суздаль

3)Нижний Новгород –Городец –Саров

4)Казань –Свияжск –Зеленодольск

5)Новороссийск –Кабардинка – Геленджик –Абрау-Дюрсо

6)Сочи –Адлер – Красная Поляна- Туапсе

7)ЧЕХОВ – Серпухов – Калуга – Тула- Ясная Поляна – Поленово– Таруса (мы живем в городе Чехов в 50км от Москвы)

Многие люди путешествуют по крупным городам России, посещают самые известные достопримечательности, а укромные, тихие уголки нашей великойстраныостаются не замеченными. Это плохо влияет на развитие экономики малых городов. Поэтому нужно развивать внутренний туризм не только в крупных городах РФ, но и в мелких. И даже – туризм в сельской местности (аграрный, экологический, событийный – так, например, победив в конкурсе «Самая красивая деревня» деревня Вятское привлекла 1 млрд. частных инвестиций и стала историко-культурным комплексом).

Рассмотрим внутренний туризм по малым городам нашей страны на примере города в Московской области, Чехова. Я составила два туристических маршрута по городу и близлежащим местам. Они рекомендуются туристам, приезжающим из г. Москва, рассчитаны на 1 и 2- 3 дня. Соответственно, ими смогут воспользоваться люди как с небольшим бюджетом, так и те, которые готовы потратить на отдых большую сумму. Маршруты рассчитаны с учетом посещения самых популярных достопримечательностей.

Таблица 2. Маршрут «В гости к Чехову»

г. Москва-г. Чехов, Московская область. Длина маршрута: общая туда-обратно 150 км.

Путешествие «Москва­­-Чехов» (один день)

Способ передвижения

На личном автомобиле

Количество человек

Трое (родители и ребенок)

Длительность путешествия

Один день

Утром выехали из Москвы.

Завтрак - Coffee&garden.

Приём пищи – 1800р.

Посещение усадьбы

«Лопасня-Зачатьевское» + выставка «Времена года»

11:00 -13:30

Входной билет на троих – 470р.

Обед в ресторане грузинской кухни – «Коба»

Приём пищи – 2460р.

Посещение музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово»

15:00- 17:30

Входной билет на троих – 280р.

Экскурсия - 630р.

Посещение Чеховского городского театра18:20

Спектакль «Спящая красавица» - 1050р.Сувениры – 500р.

Ужин в ресторане «Кузница»

Приём пищи – 2560р.

Итого

9 750р. На троих ч.

Путешествие «Москва-Чехов» (три дня)

Способ передвижения

На личном автомобиле

Количество человек

Трое (родители и ребенок)

Длительность путешествия

Три дня

1 день. Утром выехали из Москвы.

Завтрак - Coffee & garden.

Приём пищи – 1800р.

Посещение «Приокско-Террасного» заповедника.

Входной билет для троих – 1500р.

Приём пищи (обед, ужин)- 2000р.

Проживание в гостинице «Олимпийская»

Стандартный номер, на 3 ночи (с завтраком)

Проживание(3500р/сутки)- 10500р.

2 день. Посещение музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово»

Обед в ресторане грузинской кухни – «Коба»

Посещение Чеховского городского театра

Ужин в гостинице

Входной билет на троих – 280р.

Экскурсия - 630р.

Приём пищи – 1200 р.

Спектакль «Спящая красавица» - 1050р.

Приём пищи – 1000р.

3 день. Экскурсия по городу Чехов (Усадьба «Лопасня-Зачатьевское», Никольский храм в Ровках, Музей писем А. П. Чехова,Усадьба Солнышково)

Экскурсия – 6 250р.

Сувениры- 1200р.

Приёмы пищи(3) – 2500р.

Итого:

29510 р.

  1. Практическая часть. Путешествие на Север. Лето 2023.

Экономические составляющие путешествия.

Наша семья очень любит путешествовать, и родители, и бабушки, и дедушки, и другие родственники, и молодежь. Это наше главное увлечение. Мы побывали в 48 городах и местах России (Валдай, Селигер, Кавказские Минеральные воды, Нижний Новгород, Казань, Санкт- Петербург, Липецкая область – Кудыкина гора, Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар, Симферополь, Севастополь, Ялта, Феодосия, Анапа, Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Сочи, Адлер, Астрахань, Самара, Челябинск, Екатеринбург, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Рыбинск, Тверь, Великий Новгород, Выборг, Олонец, Видлица, Петрозаводск, Вытегра, Пудож, Медвежьегорск, Кемь, Рабочеостровск, Кандалакша, Умба, Варзуга, Кузомень, Аметистовый берег, Оленегорск, Мурманск, полуостров Рыбачий, Архангельск), в 20 странах (Чехия, Германия,Беларусь, Латвия, Польша, Венгрия, Австрия, Хорватия, Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория, Косово, Италия, Сан-Марино, Турция, Грузия, Азербайджан, Таиланд, Камбоджа, Доминиканская Республика.) Мы путешествуем с разными целями – познавательными, на выставки собак (у нас два выставочныхлеонбергера), для отдыха, экологическими, для участия в забегах.(Беговой туризм с каждым годом становится все популярнее. Люди путешествуют, чтобы принимать участие в забегах в разных городах России. Нам тоже это очень нравится.

Ближайшие наши забеги: XIV Гатчинский полумарафон

12 ноября 2023г. Гатчина, Ленинградская область;55 -й международныйзимниймарафонПосвящен 80-й годовщинеполногоосвобожденияЛенинградаотфашистскойблокады в годыВеликойОтечественнойвойны;

Царскосельский Марафон 20мая 2024.Санкт-Петербург.Больше всего нам нравится узнавать новые места в России, и этих мест столько, что вряд ли хватит одной жизни увидеть все ее разнообразие. Мы всегда ведем экономические записи по путешествиям. Цены в последние несколько лет увеличились, и нужно хорошо продумывать маршруты, чтобы путешествия сделать сбалансированными для бюджета. Рассмотрим пример этого года (лето 2023), на него можно ориентироваться туристам, готовящимся посетить нетипичные маршруты.

Таблица №3

Экономические составляющие путешествия «Чехов-Москва-Север»

(по данным автора, собственное путешествие)

1

Начальная точка движения – г. Чехов Московской области

Взяли часть продуктов, палатки, инвентарь, корм собакам

2

Конечная точка движения – полуостров Рыбачий Мурманская область (самый маленький полуостров РФ)

 

3

Длительностьпутешествия

13 дней, 12 ночей

4

Способпередвижения: намашине

 

5

Количество человек: трое + две собаки леонбергера

Собаки приучены к дороге, много путешествуют, привиты

6

Километраж маршрута, водители – оба родителя.

5804 км

7

Выехали из города 22.07.2023 – первая остановка Вытегра, Карелия, посещение музея на подводной лодке Б-440, ночевка в п. Шальский на берегу Онежского озера.

Бензин 6500 руб.

Продукты 2000 руб.

8

Продолжение маршрута до г. Кемь. Ночевка в Рабочеостровске, отдых 3 дня, экскурсия на Соловецкие острова

Бензин 4000 руб.

Продукты 3590 руб.

Экскурсия на Соловки, транспорт, 15000 руб.

9

26-30.07.2023 Посещение Варзуги и Мурманска, Аметистового берега, мыса Корабль.

Отель «Лапландская деревня»

Экскурсия на ледокол «Ленин»

Бензин 4400 руб.

Продукты 3000 руб.

Ресторан 5000 руб.

Отель 4200 руб.

Экскурсия 800 руб.

10

30.07-1.08. 2023 Полуостров Средний, Рыбачий.

Посещение мысов Немецкий, Рыбачий, Два брата.

Северный Ледовитый океан.

Отель «Полярные зори»

Бензин 5000 руб.

Посещение заповедника 1000 руб.

Отель 3500 руб.

11

Видлица, село в Карелии на берегу Ладожского озера.

Далее – обратныйпутьдомой.

Бензин 4800 руб.

Продукты 5000 руб.

Сувениры 4000 руб.

12

ИТОГИ:
посетили 15 населенных пунктов Севера России, 14 природных достопримечательностей.

Проехали почти 6000 км.

Побывали на берегах Северного Ледовитого океана, получили уникальные впечатления от поездки, «открыли Россию заново», набрали несколько корзинок грибов, северных ягод, сделали 2000 фотографий.

ИТОГО 106190 руб.:

Бензин 24700 руб.

Отели 7700 руб.

Продукты 18590 руб.

Корм для собак 6400 руб.

Подготовка к путешествию, инвентарь, 28000 руб.

Прочие расходы, билеты, экскурсии, сувениры

20800 руб.

13

Для сравнения:

отдых в Турции, июль 2023, 7 дней, TEZTOUR, был бы

отдых на Кубе, сентябрь 2023, 14 дней, TEZTOUR, был бы

172 тыс. руб.

(а мы были 13 дней)

320 тыс. руб.

14

ВЫВОД: по России путешествовать интереснее, экономически выгоднее, есть все условия для южного, северного, восточного и разного необычного туризма.

Провереноналичномопыте.

  1. Проектный продукт – блог «Открываем Россию заново»

С 2021 года началось активное перенаправление туризмас международного на внутренние линии в России. Если раньше международный туризм был очень популярен, то сейчас внутренний туризм всё больше набирает обороты. Перенаправление туристического потока на внутренний туризм вскрыло много проблем. Одни направления и излюбленные места отдыха буквально «задыхались» от наплыва отдыхающих, а другие, не менее уникальные, но менее «раскрученные», оставались при этом почти невостребованными.

В связи с этим, 6 июля мы создали блог «Открываем Россию заново» в социальной сети «Вконтакте».Его цель состоит в том, чтобы популяризировать курорты России, рассказать особенности каждого путешествия, рассмотреть экономические аспекты поездок по России, поделиться личным опытом.

За 3 месяца ведения блога рассказали о таких городах для путешествия, как Санкт- Петербург, Казань, Липецк, Геленджик, Рабочеостровск, Кемь, Мурманск, Магнититы, Полярные Зори, Чехов. И про многое другое!

Средний охватаудитории около 300 человек. 45,97% человек из города Москва, 32,26% из Чехова. Также есть люди из города Валдай, Киров, Тамбов.

На данный момент(26.09.2023.) на странице 36 публикаций, и мы не планируем останавливаться!

Заключение

В ходе исследовательской работы мы выяснилиглавные экономические аспекты перенаправления туризма России на внутренний рынок, определилиэкономическиесоставляющие путешествия по России, проведенного летом 2023 года. Анализируя материалы ведущих туристических операторов России, 2023, и экономические данные мы выяснили, что у российского туризма сейчас есть положительные и проблемные характеристики.

В целом в 2022 году прирост отрасли составил 10% к итогам 2021 года, в ТОП-5 регионов лидеров этого года вошли Дагестан (+53%), Краснодарский край и Кавказские минеральные воды (+41%), Санкт-Петербург (+37%), Москва (+34%). Проблемными характеристиками оказались дефицит позитивной информации о стране и ее туристических возможностях, санкции против России и непростой для зарубежных туристов визовый режим на данный момент. Подобная работапозволяет сделать вывод, чтов условиях 2023 года, то есть «постковидного» времени иналичия множества санкций, туризмоказался одной из тех отраслей, которые могли оказаться в упадке и перестали бы приносить прибыль. Поэтому следует активно финансировать туристическую отрасль и развивать её. Стоит популяризировать туристические маршруты, повышать посещаемость различных городов России с помощью активной рекламы, системы СМИ, социальных сетей.

В процессе работы над проектом я

  • изучила статистические материалы по развитию туризма в России в последние годы; проанализировала экономическиесоставляющиепутешествия на Север, проведенные семьей из 3 человек и 2 собак из г.ЧеховМосковской области на полуостров Рыбачий Мурманской области;

  • создала блогдля путешественников «Открываем Россию заново» с моделированием интересных туристических маршрутов, советами туристам и экономическими расчетами из собственного опыта, который может быть использован для грамотного составления маршрута путешественника.

Работа над данным проектом позволила мне выявить главные экономические аспекты в перенаправлении туризма на внутренний рынок.

Литература

  1. Быстров С.А., Воронцова М.Г. Туризм: макроэкономика и микроэкономика. СПб.: ИздательскийдомГерда, 2008. – 464 с.

  2. Абабков, Ю. Н. Маркетинг в туризме: учебник / Ю. Н. Абабков, М. Ю. Абабкова, И. Г. Филиппова; подред. Е. И. Богданова. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 214 с.

  3. Панова, А. В. Статистика туризма: учебное пособие / А.В. Панова. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 248 с.

  4. Иванов, А. А. История российского туризма (IX-XX вв.): учебное пособие / А.А. Иванов. – Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2020. – 320 с.

  5. Бизнес-планирование в туризме: учебник для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» / под общ. Ред. Т. В. Харитоновой, А. В. Шарковой. – 4-е изд. – Москва: Дашков и К, 2021. – 310 с.

  1. Ассоциация туроператоров. Как будет развиваться рынок внутреннего туризма в 2023 году. [Электронныйресурс] – Режимдоступа: https://www.atorus.ru/node/51759

Отдельные показатели туриндустрии. Собирательная группировка Туризм (ОКВЭД 2)

  1. Федеральное агентство по туризму. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tourism.gov.ru/tourists/informatsiya-dlya-vnutrennikh-turistov/

  2. Лучшие направления для путешествий в 2023 году. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: https://blog.ostrovok.ru/top-10-luchshix-napravlenij-dlya-puteshestvij-po-rossii-v-2023-godu/

Приложение 1. Фотоотчет о путешествии на Север. 2023


 

 

 

Приложение №2 – социологический опрос

(по данным автора, июль 2023, ГУГЛ-формы)

Вопрос (всегоопрошенных 103 ч.)

1

Укажитесвойпол

Женщины 69,9 %

Мужчины 30,1%

 

2

СколькоВамлет?

До 35 лет: 51,5 %

35-50 лет: 25,2 %

Старше 50 лет: 23,3%

3

ЛюбителиВыпутешествовать?

ДА 94,2 %

НЕТ 5,8%

 

4

КАК частоВыпутешествуете?

4-6 раз в год

24,3%

2-3 раза в год

43,7%

1 раз 25,2%

Никогда 6,8%

5

ГдеВыпредпочитаетеотдыхать?

В России 76,7%

Заграницей

23,3%

 

6

Изменились ли Ваши предпочтения в связи с ситуацией вокруг России?

Да 42,2

Нет 57,8%

 

7

Нравятся ли Вам курорты России?

Очень 41,2%

Можно и лучше

52%

НЕТ

6,9%

Всего участников опроса: 103 человека, 69,9 женщин (преобладали в опросе)

По возрасту большинство 51,5% - молодые люди до 35 лет.

  • 94,2 % отвечающих «любятпутешествовать».

  • 43,7 % опрошенных путешествуют 2-3 раза в год.

  • 76,7 % респондентов предпочитают отдыхать и путешествовать в России.

  • 41, 2 % довольны российскими курортами, а 52% - хотели бы бывать на них, но улучшить их, то есть более 91 % опрошенных готовы и дальше пользоваться внутренним туризмом.

Приложение №3-Оценка спроса на услуги внутреннего туризма

Оценка спроса на услуги в сфере внутреннего туризма (в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом в процентах от числа обследованных организаций, занимающихся туристской деятельностью)

.

Увеличение

Безизменений

Уменьшение

Балансоценок

2014

       

I квартал

11

57

32

-21

II квартал

29

49

22

7

III квартал

32

49

19

13

IV квартал

18

41

41

-23

2018

       

I квартал

12

50

38

-26

II квартал

29

53

18

11

III квартал

30

53

17

13

IV квартал

15

45

40

-25

2020

       

I квартал

15

50

33

-18

II квартал

2

20

78

-76

III квартал

42

27

31

11

IV квартал

14

29

57

-43

2022

       

I квартал

15

45

40

-25

II квартал

32

44

24

8

III квартал

45

37

18

27

IV квартал

25

36

39

-14

2023

       

I квартал

19

49

32

-13

Данные Федерального агентства по туризму. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tourism.gov.ru/tourists/informatsiya-dlya-vnutrennikh-turistov/

Просмотров работы: 149