Чудеса волшебных рук

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Чудеса волшебных рук

Дондокова Э.Б. 1
1МАОУ "Дульдургинская СОШ№2"
Дашибалова Э.Б. 1
1МАОУ "Дульдургинская СОШ №2"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Тему исследовательской работы «Волшебство чудесных рук» я выбрана не случайно. В объединении «Модульное оригами» Дома детского творчества села Дульдурга я стала заниматься по совету моей учительницы Эржэны Батожаргаловны. На занятиях педагог Елена Бадмаевна познакомила нас с историей модульного оригами, его основами, научила делать простые работы. Елена Бадмаевна рассказала, что классическое оригами отличается от модульного оригами тем, что в процессе складывания используется несколько листочков бумаги. Меня это очень заинтересовало, и я решила узнать более подробно об этом необычном искусстве: о том, как оно зародилось, как развивалось, как появилось в нашей стране, Проведя анкетирование (приложение 1) среди своих одноклассников-третьеклассников, поняла, что они мало осведомлены о технике оригами, о его истории.

Исходя из принятого решения, я поставила перед собой цель и определила задачи.

Цель работы: узнать историю искусства оригами.

Задачи:

1.Подобрать и изучить литературу по этому виду творчества и проанализировать материалы интернет - источников по этой теме.

2.Провести анкетирование одноклассников по теме «Что вы знаете об искусстве оригами?»

3.Познакомиться с историей распространения техники оригами в России.

4. Выполнить работы в технике оригами.

Объект исследования: искусство оригами.

Предмет исследования: виды и типы оригами, технология изготовления оригами.

Считаю, чтодостичь поставленной цели мне помогут следующие методы исследования: изучение литературных источников, поиск информации в сети Интернет, анализ и систематизация собранного материала, сопоставление и обобщение данных, работа с фотоматериалами, анализ, сравнение, анкетирование, практическая работа.

Ожидаемые результаты: узнаю историю появления оригами, смогу познакомить с ней и техникой оригами одноклассников, продемонстрировать свои творческие работы, сделаю компьютерную презентацию.

Литературы на русском языке по истории оригами немного, больше информации в сети Интернет. Авторы, изучающие этот вопрос - Сергей Тарасов и Татьяна Проснякова. Они издают книги по данной теме и размещают информацию в своих блогах.

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОРИГАМИ

История происхождения оригами уходит своими корнями в глубокое прошлое. Всем известно, что бумагу изобрели в Китае, а в Японию она была завезена на шесть столетий позже. Легенда гласит, что чиновник Цай Лунь официально доложил императору о создании технологии производства бумаги. Многие годы создание белого листа хранилось в строжайшей тайне. В VII веке странствующий монах Дан-Хо пробрался в Японию и обучил монахов изготовлению бумаги по китайской технологии. В Стране Восходящего Солнца быстро наладили производство бумаги, которое во многом обогнало Китай [2].

Бумажное складывание – оригами стало известно именно в японском варианте.

Почему же эта техника не получила в Китае такого же мощного развития, как в Японии? Татьяна Проснякова объясняет этот фактор тем, что японцы использовали бумагу не только для письма, производства ширм, зонтиков, окон и даже одежды, но и для наглядной демонстрации некоторых мировоззренческих идей философии дзен-буддизма. Буддисты были первыми, кто обратили свое внимание на все, что непрочно, на миг [2].

Самые первые листочки бумаги, сложенные в фигурки, появились в монастырях. В японском языке «бог» и «бумага» звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами. Фигурки из бумаги имели символическое значение. Ими украшали храмы, они участвовали в религиозных церемониях, их помещали на жертвенный костер. История оригами сохранила первые бумажные фигурки – коробочки «санбо», куда японцы складывали кусочки овощей и рыбы для жертвоприношений. Это был просто лист бумаги, отмеченный именем бога и стоящий по тем временам не малых денег [5].

В средние века, когда объем производства бумаги позволил снизить цену на нее, увлечение бумажными фигурками проникло в дворянскую среду. Появилось «искусство самураев». Тогда же возникло и искусство сворачивания тайных писем. Применяя свое умение, самураи так складывали записки, что только посвященный мог развернуть их. В XVIXVII веках оригами превратилось в популярное времяпрепровождение. В те времена умение богатого дворянина развлечь свою даму на балу складыванием фигурок из бумажного листа считалось признаком хорошего воспитания. Знатные семьи изображали фигурки оригами на своих гербах и печатях. Бумага перестала быть предметом роскоши, и оригами начало распространяться среди простого народа. Именно тогда, триста – четыреста лет назад, был изобретен ряд новых фигурок, которые позже стали классическими. Среди них и журавлик – традиционный японский символ счастья и долголетия [2], (приложение 2, фото1).

2. РАЗВИТИЕ ОРИГАМИ И МОДУЛЬНОГО ОРИГАМИ

Первое упоминание о модульном оригами встречается в японской книге «Ranma Zushiki» Хаято Охоко в 1734 году. Книга содержит гравюру, изображающую группу традиционных моделей оригами, одна из которых – «модульный куб» (приложение 2, фото 2).

Первым японским изданием по оригами считается книга «Семба - цуру ориката», название которой в переводе означает «Как сложить тысячу журавлей». Книга увидела свет в 1797 году. Перевод ее названия вводит нас в мир древней легенды, утверждавшей, что тысяча сложенных бумажных птиц помогает осуществить желания. Текст целиком посвящен технике складывания одной единственной модели – журавлика. Автором «Семба - цуру ориката» считается настоятель храма Рокан. В том же 1797 г. он выпустил книгу «Чашингура ориката», в которой было показано, как с помощью складывания и ножниц сделать из бумаги главных персонажей популярной в то время пьесы.

В 1845 г. в Японии издается книга «Кан - но - мадо», что в переводе означает «Окно середины зимы». Она включает инструкции по складыванию нескольких десятков классических фигурок из бумаги и графические иллюстрации готовых моделей. Знатоки истории оригами утверждают, что именно в «Кан - но - мадо» впервые печатается схема складывания базовой формы «лягушка» и самой фигурки на этой основе. Появление этой книги не случайно. Именно это время характеризуется началом «демократизации» оригами – превращения этого занятия из ритуально - храмового действа в популярный досуг. Название книги указывает на оригами как на занятие, с помощью которого можно приятно скоротать длинный зимний вечер.

В 1879 г директор школы для девочек Саки Нобузоу создал для своих маленьких учениц пособие по оригами, содержащее инструкцию складывания 20 несложных классических фигурок. В 1885 г Окамото Консеки издал книгу для детей по оригами «Ориката», которая позже была переведена на английский язык.

Новый этап в развитии оригами начался после второй мировой войны и связан с именем знаменитого японского мастера Акира Йошидзава (приложение 2, фото 3), который сыграл в истории оригами уникальную роль. С помощью изобретенных им несложных условных знаков процесс складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде серии рисунков - чертежей. Акира Йошидзава изобрел сотни новых, ранее неизвестных, фигурок. Он доказал, что искусство складывания может быть авторским и способствовал его широчайшему распространению не только в своей стране, но и в Европе [2].

В течение нескольких лет японское министерство иностранных дел посылало Акира в многочисленные поездки по странам Старого Света. Развитое им традиционное японское искусство стало международным средством мира и дружбы без слов.

В начале XX века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбой, журавликом, цветком ириса.

Однако было бы совершенно несправедливо утверждать, что Европа до этого времени была совершенно незнакома со складыванием бумажных фигурок. Испания может похвастаться своим собственным, независимым открытием некоторых моделей, например птички – «пахариты» (приложение 2, фото 4). Так называется древняя классическая фигурка, ставшая символом оригами в Испании.

И все же бумага была материалом редким и дорогим. Чаще в Европе складывали ткань – воротники в костюмах XVI-XVII вв., чепцы и другие головные уборы, которые носили сестры милосердия, монахини, горничные (приложение 2, фото 5).

В начале XIX века немецкий педагог, создатель первых детских садов, Фридрих Фребель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги, как один из методов объяснения детям некоторых простых правил геометрии.

Любителем оригами был Льюис Керрол – автор «Алисы в Стране Чудес» и «Алисы в Зазеркалье», преподававший математику в Оксфорде. Записи в дневнике Кэррола свидетельствуют о том, какой восторг охватил его, когда он научился складывать из бумаги игрушку, издававшую при сильном взмахе ею громкий хлопок.

В 1937 г. в Лондоне выходит в свет книга Маргарет Кемпбелл «Изготовление бумажных игрушек», в которой впервые упоминаются три традиционные на востоке базовые формы – «водяная бомбочка», «птица», «лягушка». В 1946 г. схема складывания классического японского журавлика публикуется в одном из английских детских журналов.

Возможности, присущие модульному оригами, не развивались вплоть до 1960-х, когда данную технику открыли заново Роберт Лэнг (приложение 2, фото 6) в США и, позднее, Мицунобу Сонобе в Японии.

Модульное оригами обрело популярность в 1993 году, когда в США прибыл корабль с нелегальными китайскими иммигрантами. Бедняги попали в тюрьму и, чтобы скоротать время, собирали бумажные модели. Благодаря чему мир узнал об этом способе складывания. Сначала бытовало мнение, что это – абсолютно новая техника складывания, которую изобрели сами заключенные. Но позже выяснилось, что такая техника давно популярна в Китае.

С тех пор модульное оригами популяризировалось и широко развивалось.

3.ПОЯВЛЕНИЕ ТЕХНИКИ ОРИГАМИ В РОССИИ

Из найденных мною источников можно сделать вывод, что в России оригами становится известно с конца 19 века. Оказывается, что складывать фигурки из бумаги умел русский писатель Лев Толстой. В черновике к статье «Что такое искусство»он пишет: «Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство».

Недалеко от Тулы сохранилась усадьба известного русского художника Василия Поленова. Те­перь это му­зей. А в этом музее под стеклом хранятся несколько бумажных птичек, которые сделал Лев Николаевич Толстой Диме, сыну Василия Поленова (приложение 2, фото 7).

Татьяна Проснякова в своей книге «Забавные фигурки. Модульное оригами» утверждает, что оригами было знакомо при дворе Николая II. В 1908 году молодой филолог, выпускник Кембриджа Чарльз Сидней Гиббс был приглашен ко двору в Петербург для преподавания английского языка юным принцессам. В 1914 году к урокам присоединился совсем молодой царевич. Для того, чтобы завоевать доверие ребенка, Гиббс прибегнул к хорошо испытанному приему: начал складывать из бумаги на глазах мальчика разные фигурки. Через совсем короткое время, несмотря на разницу в возрасте, ученик и учитель стали настоящими друзьями, и уроки английского из нудных занятий превратились в веселое времяпровождение [2].

Проанализировав литературу и информацию интернет - источников я узнала, что и у нас в современной России есть много мастеров оригами и модульного оригами.

Одним из них является Сергей Тарасов (приложение 2, фото 8). Он увлекается резьбой по дереву, делает великолепные работы из древесной стружки. Постоянно изучает новые виды декоративно-прикладного творчества и применяет их на практике. Сергей работает в школе в небольшом селе Тигрицкое Минусинского района Красноярской области учителем технологии и изоискусства. Тарасов увлекся созданием скульптур из оригами четыре с половиной года назад, осенью 2009 года. Первоначально он складывал из бумаги всевозможные фигурки животных (кроликов, петухов, драконов), позже перешел к более сложным формам – в его коллекции появились модели поездов и зданий. Тогда же возникла идея создавать модульные оригами известных построек. Мастер задумал и создал макет храма Василия Блаженного (приложение 2, фото 9). На воплощение проекта ушло более 10000 листов бумаги формата А 4. Затем он сделал макет Минусинского православного Свято-Спасского храма (приложение 2, фото 10). В период с 2010 по 2012 годы мастер неоднократно был победителем различных фестивалей по декоративно-прикладному искусству. Останавливаться на достигнутом он не собирается, в планах у оригамиста создание в технике модульное оригами макета Московского Кремля и Красной площади [8].

Еще одним известным российским мастером является Татьяна Николаевна Проснякова (приложение 2, фото 11). Она автор идеи и руководитель сайта «Страна Мастеров», который популярен у детей и любителей поделок ручного творчества не только нашей страны. В этом можно убедиться, посетив её блог. Татьяна Николаевна является автором  учебников и книг по художественному труду для начальной школы. Она проводит мастер-классы и интернет - курсы по предмету технология и изоискусство для детей и взрослых. На ее мастер-классах в аудитории всегда трудно найти свободное место.

Много интересных работ можно найти у Галины Тиховой (приложение 2, фото 12). Рукоделием занимается с раннего детства. Первые навыки получила от своей мамы, а в остальном всё постигает самостоятельно. Ей интересно узнавать и осваивать новые виды рукоделия. Её захватывает сам процесс создания новой работы, желание увидеть результат придаёт сил. Но она так же охотно перенимает и чужой опыт, всегда рада поделиться собственным. Шьет кукол и мягкие игрушки, плетет макраме, вышивает, самостоятельно освоила плетение из газет, из бисера, модульное оригами, любит делать поделки из бросового материала. Сейчас Галина учится вышивать шёлковыми лентами, делать цветы из ткани.

Необычными работами славится семья Виктории и Владимира Серовых (приложение 2, фото 13) Они так же ведут свой сайт и издают книги по оригами. Виктория ведет кружок оригами при детской библиотеке. На её занятия приходят и мамы с детьми, и бабушки с внуками, и пенсионеры, и воспитатели детских садов, и преподаватели оригами из школ и детских домов. Она рада всем - и детям и взрослым, для всех находится интересное занятие. Сама впервые с оригами познакомилась еще в школе (кораблики, самолетики, хлопушки и т.д.), но слово "оригами" услышала в пятом классе, когда учительница математики дала ей схему японского журавлика. В 2000-м получила доступ в Интернет, и детское увлечение вспыхнуло с новой силой. Сначала складывала по чужим схемам, затем появились авторские фигурки, которые можно увидеть на сайте Серовых [10].

Викторию в её творческих начинаниях очень поддерживает муж, который и сам является автором прекрасных работ. Свою первую авторскую работу - летающий самолет - он придумал еще в начальных классах школы. Владимир подходит к проектированию и созданию строго математически, пытаясь выверить и обосновать каждую складку, а Виктория - больше импровизирует. Некоторые работы - результат их совместного творчества.

4. МОДУЛЬНОЕ ОРИГАМИ

Я начала принимать активное участие на выставках разных уровней в технике модульное оригами, занимаюсь второй год .

. Не зря говорит пословица: «Глаза боятся, а руки делают». Не испугало меня и количество модулей (300-500), которое надо будет сделать. Я приготовила их, а затем начала самостоятельно собирать. Остановиться на достигнутом я так и не смогла. Первые работы делала по схемам, которые брала в интернет - источниках, а затем стала сама самостоятельно составлять их. Уверено овладев этой техникой, организовала собственную выставку в Доме детского творчества, которую приходили смотреть не только обучающиеся, но многочисленные гости учреждения. Елена Бадмаевна поняла, что не может не поделиться своим увлечением с детьми, которых заинтересовали её работы. В результате решила обучать этому прекрасному искусству детей. Так в Доме детского творчества появилось замечательное объединение «Модульное оригами», которое с удовольствием посещают не только девчонки и мальчишки, но и их мамы, папы и бабушки. Увлечение модульным оригами сблизило нас всех. Елена Бадмаевна и моя учительница Эржэна Батожаргаловна считают, что модульное оригами развивает не только мелкую моторику рук, но и внимание, память, фантазию, пространственное мышление. Я второй год участвую в межмуниципальных, районных предметных олимпиадах по математике , русскому, языку, чтению и занимаю призовые места.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Считаю, что поставленной цели я достигла, так как узнала много нового и интересного об истории появления оригами. Чем ближе знакомилась с этой техникой, тем более таинственным и притягательным становился мир превращений бумажного листа в замысловатые фигурки.

Исследуя тему «Волшебство чудесных рук», я познакомилась с творчеством российских мастеров, узнала много интересного. Больше всего мне понравились работы Татьяны Просняковой, Галины Тиховой, Сергея Тарасова, Виктории и Владимира Серовых. У каждого свой стиль, свои способы соединения модулей, свои тонкости. Но важно одно, каждый из них готов поделиться своими знаниями со всеми желающими. Все они имеют свои блоги, в которых можно найти много интересного по разным вопросам. Почти все они написали не по одному пособию по оригами. В сети Интернет мастера к своим выложенным фотографиям поделок дают простые и понятные схемы, пошагово поясняя ход работ над поделкой.

Та информация, которой я теперь обладаю, обязательно пригодится мне в дальнейшем на уроках математики, геометрии вокруг нас, технологии в школе, Я поняла, что модульное оригами завоевало огромное число поклонников в России не случайно:

  • в основе фигурок оригами лежит простой модуль, его могут складывать дети, взрослые, пенсионеры.

  • модули можно складывать везде – дома, в машине, во время просмотра фильма.

  • из модулей можно составить модели любой сложности и размера – от самых простых до сложных и трудоёмких.

  • позитивно влияет на память, воображение, ведь чтобы сделать поделку, мы должны запомнить последовательность её изготовления, а также способы складывания.

  • этот вид творчества замечательно сближает всю семью, поскольку каждому позволяет внести свой вклад в создание прекрасного.

В результате исследования я своими руками сделала несколько поделок. Хотя они могут показаться еще примитивными, но все же останавливаться на достигнутом не собираюсь.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Афонькин С. Афонькина Е. Волшебные шары кусудамы, СПб.: Кристалл, 2001. - 160 с.

2. Проснякова,Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами, М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. – 104 с.

3. Серова,В.,Серов,В. Объемные игрушки из бумаги. Модульное оригами, СПб.: Питер, 2012. – 96 с.

4. Тихова Г. Модульное оригами для детей: создаем сказку своими руками, Ростов н/Д: Феникс, 2014.- 62 с.

5. http://www.vlasta-idea.ru/articles/istoriya_origqmi.ht

6. https://touch.otvet.mail/ru

7. http://podelkiizbumagi.ru/2011/07/03/istoriya-bumagi-kitaj

8. http://www.kulturologia.ru/blogs/211012/17273/

9. http://www.zankov.ru/about/members/member=29

10. http://vs-origami.narod.ru

11. https://ru.wikipedia.org

Приложение 1

Анкета «Что вы знаете об искусстве оригами?»

Дорогие друзья!

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. В какой стране и когда появилось оригами?

  2. Где родина модульного оригами?

  3. В чем разница между простым оригами и модульным?

  4. Назовите известных оригамистов мира?

  5. Назовите известных оригамистов России?

Приложение 2

Фото 1 Фото 2

Бумажный журавлик Модульный куб

Фото 3 Фото 4

Акира Йошидзава Птички пахариты

Фото 5

Воротник XVIXVII вв.

Фото 6 Фото 7

Роберт Лэнг Бумажные птички из музея Василия Поленова

Фото 8 Фото 9

Сергей Тарасов Макет храма Василия Блаженного

Фото 10

Макет Минусинского православного Свято-Спасского храма

Фото 11 Фото 12

Татьяна Николаевна Проснякова Галина Тихова

Фото 13

Виктория и Владимир Серовы

Приложение 3

МОИ РАБОТЫ

«УМЕЛЫЕ РУКИ НЕ ЗНАЮТ СКУКИ»

ЗАНЯТИЯ В ДДТ « МОДУЛЬНОЕ ОРИГАМИ»

Педагог ДОО Учитель

ВАСИЛЬЕВА ЕЛЕНА ДАШИБАЛОВА ЭРЖЭНА

БАДМАЕВНА БАТОЖАРГАЛОВНА

СЕРДЕЧКИ ПОДАРОК НА ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ, ДНЮ МАТЕРИ

ЗАЙЧИК ПЫХ

КАРЕТА ЗОЛУШКИ

МОЯ ЛЮБИМАЯ СЕМЬЯ -МОЯ ПОДДЕРЖКА И ОПОРА

МОЙ ДРУЖНЫЙ И МОБИЛЬНЫЙ 3 «А»КЛАСС

Просмотров работы: 52