Повышение мотивации к обучению студентов ГАПОУ «КАТК им. П.В.Дементьева» через дифференцированный подход при дистанционном формате образовательного процесса на спецдисциплинах

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Повышение мотивации к обучению студентов ГАПОУ «КАТК им. П.В.Дементьева» через дифференцированный подход при дистанционном формате образовательного процесса на спецдисциплинах

Гарнаев Г.Р. 1
1ГАПОУ "КАТК им. П.В. Дементьева".
Шагидуллина Т.М. 1Туктамышева Р.А. 1
1ГАПОУ "КАТК им. П.В.Дементьева"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В концепции модернизации российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества». Модернизацию образования в современном обществе невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий(ИКТ). Они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, инструментом, обуславливающим эффективность всех процессов школьной деятельности от управления образованием до воспитания.

Актуальность: стремительное развитие информационного общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ в учреждениях СПО. Современные средства информационных и коммуникационных технологий дают возможность повышения эффективности и качества образовательного процесса в самых разных его аспектах, играя существенную роль в формировании новой системы образования, целей и содержания, педагогических технологий.

Цель – рассмотреть организацию использования ИКТ в образовательном процессе ГАПОУ«КАТК им. П.В.Дементьева» на спецдисциплинах.

1. ИКТ в образовательном процессе

Информатизация образования – это создание условий, обеспечивающих свободный доступ учащихся и педагогов к значимой информации с помощью электронных средств хранения, обработки, передачи информации. Данные средства позволяют [1]:

  • обеспечить доступ к большим объемам информации;

  • обеспечить ее высокую наглядность;

  • осуществлять коллективную и индивидуальную работу;

  • создавать возможности для творчества гимназистов;

  • стимулировать интерес обучающихся к образованию.

Рассмотрим применение ИКТ в образовательном процессе по следующим направлениям:

1) Использование компьютеров в предметном преподавании.

Компьютер значительно расширил возможности представления информации. Использование компьютеров в предметном преподавании наиболее эффективно при построении обучения по теме с полной программной поддержкой, то есть с применением современных электронных образовательных ресурсов. Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизве­дения. По межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001 используют общую аббревиатуру ЭОР. Программное обеспечение учебных дисциплин представлено большим разнообразием [2,3]:

- компьютерные (электронные учебники),

- обучающие программы,

- контролирующие и диагностирующие материалы,

- программы – тренажеры (сборники задач),

- словари, справочники, энциклопедии,

- методические материалы для учителя,

- видеоуроки,

- игры, и.т.д.

Чем отличаются ЭОР от учебников?

  • Самые простые ЭОР — текстографические. Они отличают­ся от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций — материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.

  • ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту.

Третий уровень ЭОР — это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Такие ЭОР по существу не отличаются от аудио/видео продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плеере. Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты.

К основным инновационным качествам ЭОР относятся:

1.Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:

  • получение информации;

  • практические занятия;

  • аттестация (контроль учебных достижений).

2.Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение
возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения. Возможность более полноценного обучения вне аудитории. Полноценность в данном случае подразумевает реализацию «дома» (в Интернет-кафе, в библиотеке, у приятеля в гостях, в итоге — вне учебной аудитории) таких видов учебной деятельности, которые раньше можно было выполнить только в школе или университете: изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, подготовка к ЕГЭ, а также многое другое, вплоть до коллективный учебной работы удаленных пользователей. Хороший электронный образовательный ресурс обладает ука­занными инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов, о которых говорилось выше.

Вариантов использования компьютерных средств много:

- полная замена деятельности учителя компьютерным программным средством,

- частичная замена деятельности учителя компьютерными обучающими программами ( по отдельным вопросам, темам, разделам предмета) состоит в использовании учителем своей дидактической структуры изучения учебного материала,

- фрагметарное, выборочное использование дополнительного материала, аудио, видеонаглядности из допол6нительных материалов предметного учебно-методического комплекта,

- использование тренинговых программ для закрепления и для выработки умения и навыков,

- использование диагностических и контролирующих материалов, имеющихся на электронном носителе или разработанных учителем,

- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий гимназистами с последующей демонстрацией их результатов на уроках или внеклассной деятельности,

- использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы (например открытые образовательные модульные мультимедиа системы по биологии, химии, физике, естествознанию),

- использование компьютера для вычислений, построения графиков,

- использование игровых и занимательных программ для закрепления, повышения мотивации, психологической разрядки (Страна фантазия Т. Бокучава).

НИД в нашем учреждении ведется по следующим направлениям:

Научно-исследовательская работа как составляющая часть учебного процесса - сообщения, доклады, рефераты, проекты, мини-курсовые работы.

2) Научно-исследовательская деятельность как дополняющая часть учебного процесса - факультативы, элективные курсы, дистанционные курсы.

3) Научно-исследовательская деятельность параллельная учебному процессу - НПК разного уровня, олимпиады, всероссийские конкурсы: заочный и очный конкурс «Юность, Наука, Культура. Сибирь», «Национальное достояние России», «Первые шаги в науку, Московская открытая научно-практическая конференция.

Таким образом,использование современных технологий в предметном преподавании, проектная и научно-исследовательская деятельность студентов и педагогов способствует формированию компетентностей обучающихся, таких как информационные, коммуникативные.

Информационные компетенции формируют умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и многое другое. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. Принципиальным является то, что информационно-коммуникативная компетентность носит "надпредметный", общеучебный, общеинтеллектуальный характер.

2. Методы дифференцированных заданий при дистанционном обучении

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход, особенно актуален в рамках дистанционном обучении студента. Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей [4].

Содействие различными средствами выполнения учебных программ при дистанционном обучении каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся, развитие познавательных интересов и личностных качеств [5].

В формате данного обучения необходимо использовать дифференцированные задания. В текущей работе уместно использовать систему упражнений - заданий, выполнение которых помогает студенту глубоко и осознанно усвоить правило и выработать необходимый навык на его основе [6].

Дифференцированные задания размещаются:

- на площадке Google classroom;

- WhatsApp (Ватсап) — мессенджер;

- электронной почте и т.д.

Задания включают в себя таблицы, практические работы, решение кейсов, решение ситуационных задач, слайды презентаций.

Необходимо также отметить основные формы дифференцированного обучения, на которые был осуществлен акцент:

- основные;

- дополнительные.

Основные задания выполняют все студенты. Дополнительные задания выполняю студенты, которые быстро справляются с основным заданием и хотят получить дополнительную оценку.

Рассмотрим основные методы дифференцированных заданий при дистанционном обучении в ГАПОУ «КАТК ИМ. П.В.Дементьева» на спецдисциплинах.

1. WhatsApp (Ватсап) — мессенджер

В данном мессенджере производятся следующие действия:

  1. Приветствие обучающихся и наличие студентов на текущей паре;

  2. Ознакомление и постановки целей и задачей данного урока, актуализация знаний, усвоение новых знаний, домашнее задание, рефлексия.

2. Google Класс — бесплатный веб-сервис, разработанный Google для школ, который призван упростить создание, распространение и оценку заданий безбумажным способом.

3. Полнофункциональное мобильное  приложение Zoom, которое позволит вашим ученикам оставаться на связи в любой точке мира даже без ноутбука или компьютера.

Осуществляется направление обучающихся в Google Класс. Задание объясняется голосовым сообщением в мессенджере WhatsApp или используется приложение Zoom для организации текущего урока в режиме видеоконференции с прорабатыванием практических заданий

Эффективность удаленной работы осуществляется с помощью:

  1. Частая смена заданий и достаточно практики

Урок включает:

- 5–10 минут организационный этап;

- 25 минут на изучение материала (ознакомление обсуждение в приложении Zoom, мессенджер WhatsApp );

- 20 минут на выполнение заданий и 20 -25 минут на письмо от руки.

2. Исключения:

- студенты с ограниченными возможностями по слуху (Максимова Татьяна и Шумилова Александра студенты группы 513). С данными студентами работа осуществляется в мессенджере WhatsApp, где прописывается строгий алгоритм выполнения заданий;

- при отсутствии у обучающихся элементарных инструментов для выполнения заданий осуществляется текущая работа на работу в форме презентаций, рефератов, творческих работ.

3. Взаимодействия

- использование веб-сайта/площадки Google Класс многие обучающие стали хорошо использовать цифровые технологии;

- индивидуальные консультации и по видео через мессенджер WhatsApp;

- классные часы и работа в формате «группа – классный руководитель» через приложение Zoom каждую неделю;

- онлайн-сервисы мгновенно показывают результаты выполнения заданий.

В таблице 1 представлены ТОП программ для ведения дистанционных занятий в перспективе,которые планируются использовать в наших учреждениях СПО.

Таблица 1 – ТОП программ для ведения дистанционных занятий в перспективе

Наименование программы

Преимущества

Недостатки

Skype

есть у всех;

прост в использовании.

требователен к скорости интернета;

нет возможности настроить под себя

Discord

требует мало ресурсов;

имеет продвинутые настройки;

активирует микрофон по голосу или нажатию.

нельзя отправлять объемные файлы

Google Hangouts

простой и понятный интерфейс;

интегрирован с сервисами Google

нет возможности настроить под себя;

ограничение в 15 человек в бесплатной версии.

Microsoft Teams

есть виртуальная доска;

пакет офисных программ интегрирован прямо в чаты;

можно объединять в конференцию до 250 человек.

запутанный интерфейс

3. Специальные методы и приемы в работе со слабослышащими обучающимися на уроках «Физики»

В последние годы в России приспособлено множество учреждений для нужд детей с ОВЗ и инвалидностью. На сегодняшний день, многие родители против того, чтобы их здоровый ребенок обучался в одном классе или даже во всём учреждении с инвалидом. Дети-инвалиды обучаются в общеобразовательных учреждениях, в коррекционные школы ходят лица с ОВЗ.

Дети с ОВЗ отличаются о здоровых детей определенными нарушениями в физическом или психоэмоциональном развитии. ОВЗ – наиболее простая форма нарушений. С ней ребенок не целиком ограничен в жизнеспособности, лишь нуждается в обеспечении определенных условий.

Нарушение слуха не может являться преградой при обучении ребенка. Понятия ОВЗ и инвалидность не являются тождественными, разница существует [7]. Таким образом, ребенок имеет право получать образование и наши учреждения должны стремиться к тому, чтобы облегчить его путь к этому. В данной работе рассмотрим основные рекомендации, методы и средства со слабослышащими обучающимися необходимые на уроках естествознания в профессиональном учреждении ГАПОУ "КАТК" им П.В.Дементьева.

Специальным условием для получения образования обучающимися с нарушением слуха является использование в учебном процессе специальной аппаратуры индивидуального или коллективного пользования - звукоусиливающей слуховой. Объяснение нового материала является творческим и порой сложным процессом. Для эффективного усвоения материала используют такие методы как наблюдения и краткий рассказ [8,9]. Суть этих требований в следующем: освещенность, мимика, четкая дикция, работа руками и т.д.

На каждом уроке осуществляется систематический самоконтроль ребенка, который заключается в постоянной корректировки речи и исправлении допускаемых ошибок.

Основные рекомендации, которыми пользуются преподаватель на уроках «Физики».

1. Систематическая концентрация внимания ребенка.

2. Четкая дикция – четкая работа губ преподавателя.

3. Ребенок со слуховым аппаратом воспринимает информацию зрительно-визуально. Когда преподаватель что-то говорит – ребенок должен видеть лицо говорящего. Постоянная концентрация на лицо ребенка, необходимо учитывать поворот тела при объяснения материала.

4. Самое сложное необходимо объяснять самыми простыми словами (стараться по возможности).

5. Задания должны быть устными и письменными.

6. Постоянно подбадривать учеников.

7. Использовать конкретные инструкции по данным темам, учитывая тот момент, что громкая речь не всегда дает результат.

8. Прежде чем перейти к новой теме, напишите на доске схему.

9. Задания и домашнюю работу давайте в начале урока. Как можно больше использовать мультимедийное оборудование. В конце урока устные задания затеряются для слабослышащего обучающегося среди посторонних шумов: шуршащих тетрадей, двигаемых стульев и собираемых портфелей.

10. При возможности заранее раздайте слабослышащим обучающимся конспекты по ознакомительным предметам. Если они их перепишут и прочтут, им проще будет воспринимать урок.

Инклюзивное образование требует от образовательного учреждения преобразований в педагогической практике и образе мышления, создания таких условий воспитания и обучения, при которых ребенок с ОВЗ сможет стать полноценным участником всех мероприятий по соответствующему индивидуальному плану при квалифицированной поддержке специалистами.

При правильных реабилитационных мероприятиях дети и будут инклюзированы в профессиональные образовательные учреждения. Но инклюзия предполагает создание гибкой образовательной адаптивной среды, специальных условий в учреждениях: введение профильных специалистов, уменьшение в классе количества детей.

Специальные приемы и методы в обучении со слабослышащими детьми на уроках «Физики» помогают более точного понимания и восприятия данной дисциплины, которые облегчают данный курс и позволяют чувствовать нашим детям себя более уверенно.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование ИКТ в учреждениях СПО ведет к повышению качества образования. Практика показывает, что обучающиеся с большим успехом, чем взрослые, осваивают компьютер и технологии. Более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития подростков и взрослых. Применение исследовательского метода на уроках и других формах классных занятий, а также научно-исследовательская деятельность как самостоятельный компонент образовательно-воспитательного процесса повышает мотивацию студентов на обучение. Возможность использовать ИКТ в процессе обучения помогает научить каждого студента, учитывая разный уровень обучаемости, свойства памяти, мышления и внимания. Использование ИКТ позволяет дифференцировать процесс обучения,  например, учащиеся с более высоким уровнем развития могут при помощи компьютера углублять свои знания, выполняя  упражнения повышенной трудности. Применение на уроке компьютера позволяет преподавателю за короткое время получать объективную картину уровня  изученности по теме материала и своевременно скорректировать результаты.

Стоит отметить и то, что доступ к средствам ИКТ, в целом, улучшился по сравнению с предыдущими годами в связи с реализацией одновременно нескольких важных государственных целевых программ по оснащению сельских и городских школ современной компьютерной техникой и их подключением к Интернету. Обновился парк компьютеров и программного обеспечения.

Список использованных источников и литературы

1. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003. – С. 68-70.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

3. Основные индикаторы использования ИКТ в среднем образовании стран СНГ и Балтии. ИИТО, Москва, 2002.

4. Околесов О. П. Системный подход к построению электронного курсадля дистанционного обучения // Педагогика. -2006. -№ 6. -С. 50-56. 

5. Пидкасистый П.И. Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика. -2011. -№5. -С. 7-12.

6. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. М. – «Знание», 2010. – 276 с.

7. Федеральный закон РФ от 29.09.2012 № 273-ФЗ (ред. 21.07.14) «Об образовании в Российской Федерации» ст. 79.

8. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. 21.07.2014) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

9. Мельник Ю. В. Социально-педагогические технологии инклюзии детей с инвалидностью // Современные проблемы философии и социально-гуманитарных наук: сборник научных трудов. Выпуск XXIV. Москва-Ставрополь: Ассоциация «Междисциплинарное общество социальной теории». ГОУ ВПО СевКавГТУ, 2010. С. 213-218 (0,4/0,2 п.л.).

Просмотров работы: 12