Техника росписи красками металлического подноса и ОСП (ориентировочно стружечной плиты)

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Техника росписи красками металлического подноса и ОСП (ориентировочно стружечной плиты)

Сафина А.Р. 1
1МБОУ «СОШ №3 им. Ю.А. Гагарина» Бавлинского муниципального района Р.Т., 5 а класс
Ганиева Г.Р. 1
1МБОУ «СОШ №3 им. Ю.А. Гагарина» Бавлинского муниципального района Р.Т., 5 а класс
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Живопись - это сама жизнь. В ней природа предстает перед душой без посредников, без покровов, без условностей. Поэзия неосязаема. Музыка неосязаема. Скульптура условна. Но живопись, особенно в пейзаже, это что-то реальное. Поэты, музыканты, скульпторы, я не хочу умалить вашу славу. Ваш жребий тоже прекрасен. Но да воздается каждому по справедливости!

ЭЖЕН ДЕЛАКРУА

Введение

Актуальность: Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране. 
Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа сохраняя историческую память.
Сегодня мне хотелось поделиться своим опытом. Жостовский промысел известен на весь мир , казалось бы, обычному в быту предмету – металлическому подносу. Почти два века из рук настоящих мастеров своего дела выходят поистине замечательные произведения искусства – расписные жостовские подносы.

В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщённостью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.

Поэтому поднос и другие предметы быта могут стать не только частью вашего интерьера, но и главным атрибутом стола во время вечернего чаепития. Мне хотелось самой попробовать расписать металлический поднос. Так же для школы мне было предложено сделать проект деда Мороза и Снегурочку. Проект «Помощь школе» меня очень заинтересовал, т.к. мое творчество будет оценено не только одноклассниками, но и многие годы надеюсь будет украшать фасад школы и радовать окружающих своим новогодним настроением.

Цель: Знакомство с особенностями росписи народных промыслов. В данном случае Жостовского промысла. Исследование морозоустойчивости красок для оформления стенда деда Мороза и снегурочки.

Задачи:

- Освоить основные приёмы письма этого промысла в процессе выполнения творческой работы.
- Развитие чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте.

- Раскрыть свойства красок гуаши и акриловых красок

-Собрать интересные сведения о технике работы с акриловыми красками, гуаши, технике декупаж .
- Развивать творческое мышление, фантазию, внимание, память, интерес к народным промыслам.

Методы :

1 Наблюдения

2. Практическая работа

3. Анализ результатов исследования

История возникновения росписи

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил), Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим.

В 1825 г. художник-миниатюрист О.Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. Творения жостовских умельцев хранятся в коллекциях Лоры Буш, Жака Ширака, английской королевы Елизаветы, испанского короля Хуана Карлоса II, в коллекциях первых лиц нашего государства. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными предметами, а ремесло обрело статус уникального вида русского народного искусства. 

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Прокладка цветом

Один из самых ответственных этапов послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции. операции направленные на подчёркивание объема.

1. Начинается с «замалёвки», разбеленными красками намечается общий силуэт изображения, расположение основных пятен. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.

2. Следующими этапами, «тенежкой» и «прокладкой», строятся формы цветов и листьев; сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными яркими красками «прокладываются» светлые места росписи.

3. После этого следует «бликовка», то есть нанесение белильных мазков, уточняющих все объёмы.

4. Завершается роспись изящной графикой «чертёжки» и «привязки». Упругие линии «чертёжки» легко обегают по контуру лепестки и листья, выразительно подчёркивая по контрасту их сочную живопись. Мелкие веточки, не случайно называемые «привязкой», смягчают переход к фону. Эти сложившиеся в промысле традиционные приёмы каждый мастер использует по-своему, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма (например «бликовка» может мягко «сплавляться» с «прокладкой», а может чётко выделяться на ней.

Свойства и характеристика красок акриловых и гуаши

Акриловые краски - удачная новинка рынка художественных материалов. Работа с ними немного напоминает работу с акварелью, но, высыхая, они становятся водостойкими. Акриловые краски универсальны - они без преувеличения предоставляют сотни возможностей. Единственное ограничение в их использовании - это пределы вашего воображения

Каковы характеристики акриловых красок?

    • акриловыми красками можно работать по очень большому разнообразию поверхностей: бумага, холст, ткань, дерево, пластик...

    • они дают яркие, чистые цвета

    • легко смешиваются

    • быстро высыхают

    • легко растворяются водой

    • обладают очень хорошей укрывистостью (укрывистость - это способность краски закрывать цвет основания при нанесении ее на поверхность).

    • при высыхании образуют эластичную, несмываемую пленку.

Акриловые краски дороже, чем акварель и гуашь. Для первоначального знакомства с акриловыми красками Вы можете купить несколько базовых цветов (или набор из 6 красок) и потом смешивая их получить любые нужные Вам оттенки.

Лучше пользоваться красками одной фирмы - они будут предсказуемо вести себя при смешивании :)

Можно ли для получения более бледного оттенка использовать воду? Да можно, но лучше использовать не воду, а специальный разбавитель для художественных акриловых красок.

Для рисования акриловыми красками как правило используют синтетические кисти. При работе акриловыми красками всегда держите неиспользуемые кисти в воде, т.к. акрил быстро высыхает и кисть становится непригодной для выполнения своего прямого предназначения.

В качестве основы под живопись акрилом обычно используется грунт.

  Художественная гуашь – это растертые пигменты, с добавлением дистиллированной воды, белил и гуммиарабика. Эта гуашь обладает прекрасной кроющей способностью, матовостью, бархатистостью и прекрасно ложится на художественную поверхность. Для этого типа краски идеально, в качестве рабочей поверхности, подходят не мелованный картон, акварельная бумага, тонированная бумага. Первый слой краски впитывается в художественную поверхность, создавая что-то подобное грунту. Это позволяет краске лучше держатся на рабочей поверхности.

Краска гуашь не прозрачна и содержит белила. Это означает, что писать нужно от темного к светлому, а не наоборот. То есть, определившись с композицией и цветовой гаммой, нужно начинать с более темный тонов краски, а световые блики и темные цветовые акценты расставляются в конце работы.

Смешивая цвета, нужно брать в расчет, что влажная гуашь более яркая. Когда она высыхает, она выделяется, благодаря присутствию в ней мела. Поэтому цвета всегда нужно выбирать более насыщенные, чем те, которые вы желаете видеть в конечной работе.

Практическая работа

Для работы понадобятся материалы:

металлический поднос- 1 шт.

ОСП (ориентировочно стружечная плита)»- 2 шт. (220см.*160см.)

краски гуашь

краски акриловые
кисти №1, №3
стакан для воды

грунт

грунт акриловый художественный белый

салфеточный мотив

клей ПВА

лак для декупажа

Для начала хорошо продумаем композицию будущего узора. Я выбрала для подноса Жостовскуюроспись- плоды яблок и виноградной лозы

Начала работу с гуашью, сразу кистью. Пробовала наносить силуэты яблок и листьев на изделие металлическое , но почему-то краска плохо ложилась. После нанесла грунт на металлическое изделие, дала высохнуть. Затем на поднос нанесла рисунок. Я использовала заранее приготовленный рисунок и переводила его через копировку, по необходимости пользовалась простым карандашом. Когда рисунок переведен, можно работать с акриловыми красками. В результате работы выяснилось, что художественнаягуашь даже после грунтовки изделия плохо ложится, с акриловыми красками работать лучше. После нанесения акриловыми красками рисунка на поднос, даем ему высохнуть. Когда изделия высохнут, их покрываем тонким слоем лака.

Все шедевр готов! Мне так же понравилась техника декупажа .
Далее для того, чтобы скрыть неровности с поверхности и подготовить ее для декупажа, поднос необходимо покрыть грунтом. После его высыхания, для придания эффекта «состаренности» поверхность подноса обрабатывается «шкуркой». Затем на поднос наносится акриловая краска белого цвета, а после ее высыхания с помощью клея ПВА наклеивается салфеточный мотив, который, по желанию, можно дорисовать кистью и акриловыми красками. После того как поднос высохнет, его нужно покрыть тонким слоем лака.

Работа с ОСП (ориентировочно стружечной плитой)

Перед началом работы я просмотрела литературу и интернет ресурсы по морозостойкости красок и грунтовки. Потому что, стенд будет стоять в фасаде школы в зимнее время, а температурный режим в нашей климатической зоне бывает с очень резкими перепадами от 0˚ С до -20˚ С. Я остановила свой выбор на грунте акриловом художественном, фирмы «Сонет» -емкостью 500мл. и краски акриловые производства Санкт- Петербурга, т.к. они подходили по заданным параметрам.

Продумала композицию будущего рисунка. Остановила свой выбор на новогодних картинках рис.1 и рис.2.

После нанесла акриловый грунт на ОСП (ориентировочно стружечную плиту), дала высохнуть. Затем простым карандашом нарисовала эскиз рисунка и начала рисовать акриловыми красками. Пришлось купить дополнительно белой акриловой краски 500мл. и колер синего и красного цвета, т. к. на костюм снегурочки и деда Мороза уходит много краски. Затем нанесла акриловыми красками рисунок на стенд ОСБ , даем ему высохнуть. В конце мы попросили учителя технологии мальчиков отпилить края по контуру ОСП, сделать рисунок более округлым.

Фото готовых изделий

 

Выводы

Техника работы с акриловыми красками разнообразна и интересна, позволяет добиваться световых эффектов, красочности слоя. В результате работы выяснилось, что художественнаягуашь даже после грунтовки металлического изделия плохо ложится, с акриловыми красками работать лучше. Цвета получаются более сочными и яркими. На мой взгляд расписные изделия получились на славу! Применяя разные техники живописи, можно достигать поразительных эффектов.

Интересные сведения о технике работы с акриловыми красками, технике декупаж могут заинтересовать учащихся и они сами смогут создать свои шедевры. Мой проект «Помощь школе» получился хорошим. Думаю он еще долгие годы прослужит и будет радовать своим новогодним настроем прохожих и учащихся нашей школы.

Самооценка

Работа закончена! Можно подвести итоги работы. Изделия получились какими задумали:

- красивые,

- оригинальные,

-соответствующий своему назначению,

- экологически безопасные .

В целом я довольна результатом своей работы.

Новизной темы исследования являются:

1. выявление основных параметров и ограничений;

2. эскизная проработка базового варианта;

В творческом проекте наблюдается исследовательский подход:

  1. Была исследована история возникновения росписей;

  2. Морозостойкость грунтовки и акриловых красок;

  3. Была изучена технология росписей ;

  4. Были изучены и другие техники росписи, как декупаж.

Список использованной литературы:

1. Как научиться рисовать. перевод с англ. М.Д.Лахути. РОСМЕН: Москва 2012г

2. Пантелеев Г.Н., Максимов Д.В. Декоративное искусство- детям :Москва 2013г

3. Тюфанов И.В.Мастерская юных художников .СПБ :Детство-Пресс 2014г

Просмотров работы: 36