Куклы

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Куклы

Скачкова Е.Д. 1
1МБОУ Одинцовская СОШ № 8
Кцян О.А. 1
1МБОУ Одинцовская СОШ № 8
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Шить мы начали в 5 классе на уроке технологи, это был фартук и первый опыт самостоятельного шитья. Затем я участвовала в моем первом конкурсе «Традиционная кукла» и мне понравилось шить куклу вручную и самостоятельно. Наш классный руководитель предложил мне поучаствовать в научном обществе, и я сразу согласилась. Сначала была идея просто сшить еще одну куклу, но когда я собрала весь материал и проанализировала историю шитья разных стран, круг идей расширился, и я решила создать целую коллекцию. Так как опыт шитья кукол был у меня впервые, следуя шаг за шагом в выполнении работы, я радовалась своему прогрессу, научилась видеть прекрасное в работе и стала дополнять свои работы разнообразными аксессуарами и соединять их в изящные законченные работы. Я внимательно изучила всю информацию о куклах разных стран, прислушивалась к замечаниям учителя, подбирала и сама плела волосы для кукол, это такой занимательный процесс. Сделать своими руками не просто приятно, а очень приятно.

Актуальность проекта заключается: в возрождении интереса к шитью кукол и их истории, куклы и их выкройки все разнообразны, необходимо подобрать свою личную куклу, чтобы работа была по душе, но куклы, сделанные своими руками и разных стилей, тем более интересны. Это увлечение возвращает нас к истокам, отвлекает нас от современного мира, где все суетятся, и дети сидят в «гаджетах», и ничего не видят. Во время создания работы улучшились навыки кройки и шитья. Ручная работа и результат своей деятельности - самая лучшая оценка.

Проблема проектной работы: в возникновении необходимости изучения основ народного художественно опыта, систематизации и использования навыков передачи художественных традиций шитья, принципов и методов народного творчества в современном виде декоративно-прикладного искусства.

Цель проекта: создать эксклюзивную коллекцию кукол

Задачи проекта:

  • Изучить историю создания кукол;

  • Рассмотреть типы и виды кукол;

  • Создать и обосновать концепцию проекта;

  • Собрать необходимый материал, подобрать инструменты;

  • Составить технологическую карту изготовления изделий;

  • Изготовить изделия.

1. Теоретическая часть

1.1. Обоснование возникшей проблемы

Прежде, чем приступить к работе над проектом, необходимо четко представлять себе все аспекты работы и расшифровать их. Изучив теоретический материал, я приняла решение выбрать в качестве объекта творческого проекта создание эксклюзивной коллекции кукол. В каждом народе свои традиции, свои костюмы. Поэтому у меня была большая работа для подборов костюмов. Куклы должны были быть прочными, они должны быть не только для красоты, но и для того, чтобы можно было в них играть. Каждая кукла индивидуальна: у русских народных кукол по традиции лица отсутствовали, они должны были оставаться белыми, у других кукол глаза искусственные, некоторые вышитые, так много работы сделано для каждой куклы, чтобы они могли понравиться всем.

1.2. История создания кукол

Первые упоминания о кукольном театре связаны с праздниками древнего Египта. Разыгрываемые с помощью статуэток сцены из жизни Бога Осириса собирали толпы людей. В древней Греции делали огромные фигуры, которые украшали драгоценными камнями и приводили в движение по особым праздникам. В Греции кому-то пришла в голову мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки. На дне ящика придумали прорези, чтобы вставить палочки и управлять куклами. Из маленьких детских сценок выросли целые пьесы, и получился театр.

А какие были куклы на древней Руси? Во что играли дети в те времена?

Старинные куклы изготавливались из различных предметов, какие находились под рукой: соломы, веточки деревьев, тряпки, веревки, мха. Традиционной игрушкой в быту каждой русской семьи богатых крестьян или бедных с давних времен была тряпичная кукла. Куклы были забавой, как девчонок, так и мальчишек до 7-8 лет. Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Кукла наделялась магической силой плодородия, часто кукла - свадебный атрибут. Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества. Такие куклы назывались мотанками, самыми сильными оберегами(Приложение 1).

Таких кукол было много, все они имели свое название. Виды кукол в русских деревнях были следующие: обрядовые (для участия различных обрядов), куклы – обереги (делались вручную без инструментов для определенной семьи), игровые (из остатков одежды) (Приложение 2). Они делались только из природных материалов: шишки, золы, травы, мха и ткани, они обязательно были обережными. Они также имели свои названия: зольная – из золы и воды; кукла – дружок делась как оберег, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один; кукла – птичка в форме квадрата, вешалась над кроваткой ребенка; кукла – пеленашка клалась младенцу в кроватку от злых духов.

Также существуют обрядовые куклы.Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям: Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали. Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху. Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно, или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год. Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны. Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью. Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок. Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше. Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года). Куклы - кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам). Обережные куклы являлись участниками семейных обрядов: рождение детей, свадьба, болезнь, смерть, похороны.

Колокольчик (придумана на Валдае) — куколка, которая приносит добрые вести. создающая в доме хорошее настроение. Девка-баба — кукла о двух головах, четырех руках и с 2 юбками. Секрет ее прост — одна куколка-девка спрятана под юбкой другой — бабы и появляется, если ее перевернуть. Отражает двойную женскую сущность: молодая девушка красива, весела и беззаботна, затем, выйдя замуж, становится бабой (хозяйственной, заботливой, оберегающей свою семью, детей и дом). Неразлучники — обереги, охраняющие семейные пары, изготавливаются на одной руке как символ того, что муж и жена пройдут по жизни вместе в радости и в горе. Берегиня (хранительница семьи) — вешалась над входной дверью, чтобы защищать дом от злых духов и сглаза. Зернушка (Крупеничка) — состоит из мешочка с зерном, символизирующего достаток и сытую жизнь. Подорожница — небольшая (3-5 см) куколка с котомкой в руках (внутри лежит щепотка родной земли или зола), которая предназначена для оберега путников. Очистительная кукла — помогает избавиться от отрицательной энергетики в доме. Кукла-столбушка «Плорододие», к ее телу обычно привязывали несколько Пеленашек, чтобы род процветал и не угасал — дарили молодым на свадьбу с благими пожеланиями. Десятиручка (имеет множество рук) — помогает хозяйке все успевать по дому. Кукла - травница – в нее вшивали хмель, пряности, лекарственные травы.

1.3. Типы и виды кукол

Что можно представить при слове кукла? Одна из разновидностей кукольного вида искусства, в который входят мультипликационные и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения.

Различают три основных типа театров кукол:

1.Театр верховых кукол (перчаточных), управляемых снизу. Актеры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой (Приложение 3).

2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актеры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской.

3. Театр кукол срединных кукол, управляемых на уровне актеров-кукловодов.

Виды кукол:

1. Марионетка-разновидность управляемой театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей или металлического прута. Появление марионетки принято относить XVI веку. Кукла как правило, целиком состоит из ткани, но некоторые части делаются и из других материалов. Наиболее часто употребляемый материал-глина. К рукам, ногам, туловищу голове крепятся веревки, продеваемые через отверстия так называемого «креста» посредством и наклонений которого кукла делает человекоподобные движения (Приложение 4).

2. Куклы перчаточного типа. Конструкция перчаточных кукол состоит из головы на пальце и перчатки на руке кукловода. Петрушка – один из представителей перчаточных кукол.

3. Гапитно-тростевые куклы – (так называемый гапит), которую кукольник держит в руке. Уменьшая гибкость туловища куклы, гапит в то же время обладает и положительными качествами. Кукла на гапите может активнее поворачивать голову. Кроме того, гапит увеличивает рост куклы, а следовательно, и все ее пропорции.

4. Куклы вертепа – обычно эти куклы вырезаются из дерева и обшиваются тканью или раскрашиваются. Конструкция кукол достаточно проста – тело куклы насаживаются на стержень рукоятку, держа которую кукловод проводит куклу по щели вертепа. (Вертеп - это народный кукольный театр представляющий собой двух этажный деревянный ящик, напоминающий сценическую площадку). В Россию вертепный театр проник в конце XVII – начале XVII веков из Польши через Украину и Белоруссию.

5. Ростовая кукла эта кукла надевается на человека. Изготавливается на специальном каркасе и может быть самых разных размеров.

6. Мимирующая кукла – (маппет-кукла кукла-говорунчик) – большая, яркая, очень подвижная кукла из мягких материалов, открывающая рот с помощью руки актера – кукловода.

7. Куклы театра теней – форма сценического визуального искусства, зародившаяся в Китае свыше 1700 лет назад. Театр теней использует большой полупрозрачный экран и плоские марионетки, управляемые на тонких палочках. Марионетки прислоняются к экрану сзади и становятся видны. Специфика театра, его эстетика и тема варьируется в зависимости от традиций. И так теперь мы можем переходить к видам текстильных кукол:

1. Тильда (анг. Tilda) – это уникальная кукла из текстиля.; созданная для украшения домашнего интерьера. Придумал игрушку и воплотил дизайнер из Норвегии Тоне Финнагер (Приложение 5).

2. Куклы примитивы или чердачные куклы. Они родились во времена первых американских поселенцев и коренных американцев. В те времена бабушки и мамы шили своим детям кукол из всего, что попадалось под руку: тряпочки, мешочки и т.п.

3. Куклы – обереги это древнеславянская кукла изначально была вовсе не игрушкой, а символом, тотемом. Внешне обычные, безликие фигурки заключали в себе огромный смысл.

4. Тыквоголовки – или просто тыковки, так еще их называют, - отличаются от других текстильных кукол по-особенному прорисованным чертам лица, широко посаженным, большими и очень выразительным глазам и, конечно, формой головы.

5. Вальдорфская кукла – первая в истории развития кукол особая педагогическая кукла, специально разработанная педагогами вальдорфоской школы для вальдорфских детских садов и школ. Изготовление вальдорфских кукол состоит из подручных материалов: льняных и шерстяных тканей, соломы, овечьей шерсти и т.п.

6. Текстильные шарнирные куклы и текстильные каркасные куклы. Эти куклы большинство своем сугубо авторские, очень сложны в изготовлении. Каркасных кукол отличает, конечно же проволочный каркас, внутри сшитого тела.
7. Тряпиесы – корейские (японские) интерьерные куколки, создаваемые вручную. Их еще называют текстильными Барби. Они небольшого роста, а по изяществу телосложения очень похожи на американских Барби.

8. Кукла снежок (больше ножка) Эти куклы шьются из простых тканей, но сами они совсем и не простые. Её отличительная способность – длинные ноги, обязательно обутые в ботинки или туфли. Поэтому они такие большие, что делают куклу похожей на снежного человека. Она не имеет как такового лица. Но на ее лице есть только два задорных глаза. Такие куклы всегда в обуви.

Но также кукол можно разделить и на группы:

1. Куклы-игрушки или куклы для игры — отличаются способностью двигаться и быть объектом игр либо манипуляций, к этой группе относятся:

1) куклы-игрушки — разнятся как по внешнему виду (неваляшки, матрешки, парижанки Брю, фландрские куклы, куклы из тыквы-горлянки и т. д.), так и по степени сложности.

2) театральные куклы — если кукла-игрушка — это образ человека вообще, то театральная — модель актера, наиболее близка к актеру кукла-марионетка

3) обрядовые куклы — самые древние куклы, явились источником как кукол-игрушек, так и театральных кукол; нет ни одного народа, не имеющего в своей истории обрядовых кукол.

4) куклы для шествий — это большие куклы, предназначенные для процессий (раньше — религиозных, потом — политических), они тоже выполняют магическую роль.

2. Кукла-модель или куклы для упражнения, для украшения, обычно статичные, неперемещаемые и не задействованные в игре или действии:

1) интерьерно - экстерьерные — пугало, восковая кукла, салонная кукла (авторская, уникальная, дорогая, на 1 месте — эстетическое значение, в России исчезли после 1917 года, возрождаются сейчас).

2) витринные — манекены.

3) сувенирные — знак страны производства, распространена в странах массового туризма, произошли от этнических кукол.

4) коллекционные — уникальные куклы, изначально задуманные и выполненные для пополнения частной коллекции — самый молодой вид кукол.

5) музейные — сюда включаются любые виды кукол, независимо от целей их создания.

Вывод: я проанализировала историю создания кукол и включила много элементов, которые должны быть в той или иной кукле. Ведь эксклюзивная кукла — это целостное представление об устройстве мира и мироздания, выраженное через народное искусство и рукоделие, которое поддерживало человека в его духовной жизни.

2. Практическая часть

2.1. Применяемые инструменты, материалы и отделка

Булавки – иглы с головками. Их используют для скалывания деталей. Длина булавок – 3-4см. Они должны быть хорошо отшлифованными и тонкими.

Ножницы – это инструмент, предназначенный для раскроя деталей изделия, обрезания концов ниток. Ножницы должны закрываться без резкого звука, а лезвия должны хорошо резать по всей длине.

Электроутюг – прибор для проведения влажно-тепловой обработки изделий.

Гладильная доска – используется для удобства глажения изделий.

2.2. Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования

1) Не отвлекайся во время работы;

2) Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены;
3) При работе инструменты держи, как показал учитель;

4) Инструменты и оборудование держи в предназначенном для этого месте;
5) Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

Выполняй работу внимательно и точно.

Правила обращения с ножницами:

1) Храни ножницы в указанном месте, в определённом положении;

2) При работе внимательно следи за направлением резания;
3) Не работай с тупым инструментом и с ослабленным шарнирным креплением;

4) Не держи ножницами лезвиями вверх и не оставляй с открытыми лезвиями;

5) Передавай ножницы товарищу кольцами вперёд.

6) Не режь ножницами на ходу и не подходи к товарищу во время работы;

Правила работы с иглой и булавкой.

1) Будь внимателен в работе: иглы с булавкой клади только в игольницу, не бери иголки и булавки в рот, не вкалывай их в одежду, не пользуйся ржавой иголкой;

2) По окончании работы убери инструменты и материалы в отведённое для этого место;

3) Кусочки сломанной иглы нужно завернуть в бумагу и выбросить в безопасное место;

Санитарно-гигиенические требования:

1) Перед началом работы необходимо вымыть руки.

2) Источник света должен находиться слева.

3) Каждые 1–1,5 ч глазам необходим 30-минутный отдых. Он необходим для расслабления и восстановления функций глаз.

4) Для сохранения здоровья во время работы полезно делать разминку для рук, глаз и спины.

5) Нельзя перекусывать нить зубами; от этого портится эмаль зубов, кроме того, можно поранить губы, десны и язык.

2.3. Технология изготовления кукол

Приступая к работе, изучив и подобрав выкройку, я приступаю к технологии изготовления. Для этого поэтапно, применяя технику безопасности при работе с разными инструментами, приступаю к изготовлению кукол:

  • Подбираю выкройку, затем материал и цвет для основы куклы, подготавливаю его к работе (отпаривание) (Приложение 6).

  • Делаю выкройку куклы из плотной бумаги, так как твердые лекала плотнее прилегают к материалу, их легче обводить, они более долговечны;

  • Полученную выкройку выкладываю на изнаночную сторону материала и обрисовываем мелом. Делаю заготовки для каждой куклы;

  • Повторяю процесс для ручек и ножек кукол;

  • Затем сшиваю их наметочным швом, сшиваем на швейной машине все детали, но оставляю нижнюю часть не зашитой;

  • Набиваю детали кукол хлопчатобумажной ватой, сшиваю и пришиваю конечности;

  • Делаю выкройки костюмов, плету волосы;

  • Декоративная отделка.

2.4. Экономический расчет, оценка качества и реклама

Экономический расчет

Затраты

Стоимость за

единицу (руб.)

Количество

Общая сумма

Стоимость материалов

Материал для основы куклы

250 руб.

1 м

250 руб.

Х/б нитки

25 руб.

4 шт

100 руб.

Глазки

15 руб.

2 шт

30 руб.

Итого

   

380 руб.

Для данного проекта я приобрела ткань, нитки, глазки. Так как инструменты не приобретала, а только использовала, то их не учитываю, остальные материалы, бисер, бусины, ленты, куски ткани были собраны. Итого моя работа была оценена и подсчитана. Общая стоимость составляет 380 рублей.

Оценка качества

Готовое изделие отвечает следующим требованиям:

  • Изделия изготовлены из натуральной ткани, наполнитель – хлопчатобумажная вата.

  • Все детали изготовлены аккуратно в соответствии свыше указанной технологией.

  • Изделия представляют собой законченный проект.

  • Внешний вид изделий производит благоприятное впечатление.

Куклы выполнены из экологически чистых продуктов. Процесс шитья не наносит вред окружающей среде. Ткань, нитки, не содержат вредных веществ. При шитье можно использовать остатки тканей, что положительно влияет на окружающую среду. Во время работы отходов, загрязняющих природу, не было, поэтому мои изделия экологически чистые (Приложение 7).

Реклама

Как я могу описать созданные мною куклы, наверное, много эмоций, сил и терпения я вложила в них. Описать свою работу можно только в стихах:
 Тряпье, да иголка, да ниток катушка.

В умелых руках оживает игрушка.

 Влагает в нее непонятною властью

 Частицу души своей кукольный мастер.

Вывод: Когда речь заходит о декоративно - прикладном творчестве, у меня есть возможность заявить о себе как о мастере. Независимо от того, каким будет мое творение, важно по-настоящему наслаждаться процессом творчества. На мой взгляд, куклы получились гармоничными, красивыми, оригинальными, все куклы могут служить самостоятельным декоративным элементом интерьера и быть великолепным наглядным пособием на уроках технологии, а также могут быть игрушками для детей.

Заключение

Каждая кукла хранит в себе тепло мастера, он вкладывает в нее много сил и тепла. Моя работа должна понравиться всем детям, они все разные, так как и мы. Эксклюзивная коллекция кукол – это достойное название моему проекту. За время работы я значительно углубила знания в истории шитья. Узнала много нового и интересного о рукодельницах старшего поколения. Глубже узнала историю возникновения кукол, особенно разных стран. По-моему мнению, проделанная проектная работа оказалась очень интересной и познавательной. Таким образом, я выполнила все поставленные перед собой цель и задачи, полностью удовлетворены проделанной работой. На мой взгляд, куклы получились красивыми, интересными, оригинальными, и я считаю, что выполненная мною работа очень понравится всем, так как, выполняя её, я соблюдала все рекомендации, работала аккуратно.

Список используемых источников и литературы

1. Берстенева Е.В., «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.

2. Голдовский Б.П./ Ред Журавлёв А.Ю. – Большая иллюстративная энциклопедия "Художественные куклы". -М.: Дизайн Хаус, 2009 г.

3. Дайн Г.Л., М.Б. Дайн, «Русская тряпичная кукла», 2007 г.

4. Каштанов Ю.Е., «Русский костюм», Белый город, 2009 г.

5.https://www.syl.ru/article/304535/narodnyie-kuklyi-vidyi-istoriya-russkaya-narodnaya-kukla

6.https://www.livemaster.ru/topic/806757-istoriya-kukol-s-drevnih-vremen-do-nashih-dnej

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BA%D0%BB%D0%B0

Приложение

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Просмотров работы: 53