Вышивка оберега для передника на куклу в русском костюме для экспозиции в школьный музей

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Вышивка оберега для передника на куклу в русском костюме для экспозиции в школьный музей

Сучкова В.В. 1
1МОУ СОШ №22 с УИОП
Сучкова Н.В. 1Реброва С.В. 1
1МОУ СОШ №22 с УИОП
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.1 Выбор темы проекта и его обоснование .

 

Каждая национальная культура вносит вклад в мировой культурный фонд, в развитие человеческой цивилизации, а значит, в развитие всех культур и народов на планете. Издавна женщины всех народов с большим увлечением и мастерством украшали одежду и быт различной вышивкой, создавая ценные образцы прикладного искусства. Вышивание имеет многовековую историю. Процесс развития вышивания прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам вышивок разных времен и народов. В Курганах IX-XII веков археологи часто находят элементы древней одежды, украшенной сверкающим золотым узором.

Вклад многонациональной России в мировую культуру бесценен. Орнаменты всех народов идут из глубокой древности, в их состав никогда не входила ни единая "праздная" линия – каждая имеет свое значение. В разных странах узоры отличались по стилю и цветовой гамме. В вышивке отражались национальный колорит и собственное видение окружающего мира каждого народа.

На уроках технологии и изобразительного искусства мы изучали традиции русского народного костюма, а в частности - обереги, мне захотелось больше узнать о них и понять, что такое оберег? В настоящее время в магазинах можно найти огромное количество сувениров - оберегов. Это различные бусы, браслеты, «домовята», венички, ложечки, косички, украшения на окнах, ставнях, наличниках, над крыльцом и крышей, над воротами дома, обережная вышивка на одежде, узоры которых являются стилизованными символами древних богов или покровителей рода.

Меня больше всего заинтересовала именно вышивка, захотелось больше узнать об этих вещах, истории их возникновения и попробовать своими руками сделать вышивку – оберег на передник куклы в традиционном русском костюме для школьного музея. В наше время в вышивании прекрасно соединились традиционное и современное творческое начало, а вышивка «крестом» наиболее популярна и распространена в наше время. Её легко выполнить на любой ткани, отсчитывая определённое число нитей. Кроме этого вышивание крестом позволяет выразить свою индивидуальность.

Актуальность работы: развитие интереса к народным традициям и прикладному творчеству.

Гипотеза: я считаю, что в наше время вышивки - обереги не утратили свое значение.

Цель: приобщение к народной культуре через изучение истории русского костюма и изготовление оберега – вышивки своими руками для школьного музея.

Задачи:

1.Собрать, изучить и обработать информацию по теме проекта.

2.Составить технологическую карту со схемами вышивания.

3.Провести социологический опрос и выяснить отношение ровесников к вышиванию.

4.Научиться выполнять вышивку - оберег своими руками и подготовиться к защите проекта.

Новизна: организация собственной деятельности по изготовлению вышивки в технике « счетный крест в три нити», оформление передника куклы в национальном костюме как экспоната для школьного музея.

Планируемый результат: приобрести навыки в технике «счетный крест в три нити»; изготовить изделие с минимальной затратой денежных средств и получить удовольствие от проделанной работы;

II. Поисково-исследовательский этап

2.1 История вышивки как оберега в национальном русском костюме. В русском национальном женском костюме присутствует 5 элементов, гармонично сочетающихся между собой.

1.Первый – это рубаха. Она служила основой женского костюма любой губернии, подол рубахи доходил до пят. Ворот и низ украшали традиционной вышивкой, где преобладали геометрические узоры. Женщины верили, что рубаха оберегает и защищает от нечистой силы.
2. Сарафан или понёва.
В центральных и северных областях поверх рубахи женщины надевали длинный сарафан. Держался такой сарафан на лямках. В южных областях поверх рубахи женщины, это касалось замужних, надевали понёву. Понёва представляет собой разновидность шерстяной или конопляной юбки. Подол нарядной понёвы расшивался нарядными нашивками.
3. Передник. Сверху на костюм надевался передник, скроенный из полотна с квадратной дыркой посередине (для головы). В народе этот передник называли «завеской», «занавеской» или «запоном». Он предохранял одежду от загрязнения, служил дополнительным украшением праздничного наряда, придавал ему законченный и монументальный вид. Его украшали узорами, шелковыми лентами и отделочными вставками, край оформляли кружевом и оборками. Существовала традиция вышивать передник определенными символами, по которым можно было, как по книге, прочесть историю женской жизни: создание семьи, число и пол детей, даже умерших родственников. 4.Головной убор
Парадно-выходным головным убором считался кокошник. В XIX веке кокошники сменили платки, которые девушки завязывали под подбородком, а замужние женщины - на затылке.
5.Образ обязательно дополняли украшения: тканые кушаки или плетёные опояски, серьги до плеч и ожерелки из бисера или жемчуга, на которые навешивались кресты, ленты, бусы.

2.2. Техника безопасности

В своей работе по изготовлению вышивки я буду пользоваться: иглами, ножницами. При работе с этими инструментами и приспособлениями нужно соблюдать технику безопасности. Опасности в работе:повреждение пальцев рук иглой, травма рук ножницами, травма глаз. Что нужно сделать до начала работы: положить инструменты в отведенное для них место, распределить нитки мулине по цветам. Во время работы: быть внимательным, вкладывать иглу в игольницу, класть ножницы лезвиями справа от себя, выполнять работу при хорошем освещении. По окончании работы надо убрать рабочее место, проверить на месте ли иглы.

2.3 Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования

Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Если на столе нет ящика, то нитки можно хранить в специальном мешочке, инструменты – в коробочке. Во время работы надо следить за положением туловища, которое должно быть немного наклонено вперёд; не сутулиться, не склонять низко голову. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 25 – 30 см. Стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку. До начала работы необходимо вымыть руки.

Рекомендуется делать перерывы в работе не реже чем через 1,5 часа, так как при данном занятии утомляются глаза, затекает шея, спина, устают пальцы. Продолжительность отдыха должна быть не менее 15 минут. Следует пройтись, чтобы восстановить кровообращение, подойти к окну и посмотреть на отдаленные предметы, лучше на зеленую растительность.

Ш. Технологический этап

3.1. Выбор материалов и инструментов

Для вышивки крестом лучше использовать гобеленовые иглы, которые имеют закругленный конец и большое ушко. Благодаря этому ткань не прокалывается, а волокна ткани раздвигаются. Игла должна быть достаточно большая для того, чтобы перемещать нить сквозь ткань можно было с минимальным усилием. Это уменьшает трение, износ полотна и мулине. На выбор толщины иглы также влияет толщина ниток, а также число количество волокон. Крестом лучше вышивать по канве, на которой отчетливо видны нити основы. Один стежок крестом должен полностью заполнять один маленький квадратик ткани. Обереги рекомендуют вышивать без пяльцев, узлы на обратной стороне не делают. Концы нитей лучше слегка оплавить свечой. Напёрсток необходим для проталкивания иглы через ткань при вышивании без пялец. Он предохраняет палец от уколов иглой. Надевают напёрсток на средний палец правой руки, подбирая точно по размеру пальца: он не должен сжимать палец и спадать с него.
Ножницы для работы лучше иметь трёх видов: маленькие с острыми концами для подрезания и выдергивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезки ниток при вышивании и большие для разрезания тканей и мотков ниток. Ножницы должны быть хорошо заточены, концы лезвий должны полностью замыкаться.
 

3.2 Технологические приемы, используемые в проекте.

1.Способы вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине

 

Основные стежки основного ряда проходят слева снизу, направо вверх. Покрывающие стежки выполняются в обратном ряду справа снизу, налево вверх.

 

Переход к следующему, такому же по длине ряду стежков выполняется, пропустив двойное число нитей ткани по вертикали вниз.

 

Показывает смещённое начало ряда на один стежок наружу или внутрь: иглу вводят от последнего покрывающего стежка наискось влево или вправо вниз на двойное число нитей ткани.

2.Начинать вышивку нужно с центра. Чтобы найти центр на ткани, нужно свернуть материал пополам вдоль и поперек основной нити и немного прижать пальцами. Начинать лучше с крупных участков одного цвета. Тогда легче считать, где вышивать маленькие участки. Чем короче нитка, тем меньше она скручивается при вышивке. Поэтому длина нитки не должна превышать полуметра. Нить меньшего размера помогает сделать вышивку более качественной. После нескольких стежков желательно дать иголке повиснуть свободно, чтобы скрученная нить могла прийти в нормальное состояние.

3.3 Технологическая карта изготовления вышивки

Последовательность

выполнения работ

Графическое

изображение

Инструменты,

оборудование,

материалы

1.Подготовить канву. Канва должна быть чистой и отутюженной.

 

Канва,утюг

2.Сделать схему вышивки №1на бумаге цветными карандашами.

 

Бумага, карандаши

3.Сделать схему вышивки №2 на бумаге цветными карандашами.

 

Бумага, карандаши

3.Сделать схему вышивки №3 на бумаге карандашом.

 

Бумага, карандаши

4.Подобрать нитки мулине по цвету и по значению оберега. Разделить по 3 нити.

 

Набор ниток - мулине

5.Определить центр вышивки и начать вышивать

 

Канва, нитки, иглы,линейка

6.Обратить внимание на обратную сторону вышивки - оберега: не должно быть узлов и «рисунок» - красивый.

 

Канва, нитки, иглы

7.Изделие отгладить и пришить на передник народного костюма куклы.

 

Утюг, игла с белыми нитками

   

3.4 Проведение социологического опроса по теме проекта
Цель: выяснить отношение ровесниц к вышиванию.
Чтобы выяснить отношение одноклассниц к процессу вышивания я провела
анкетирование, в нем участвовали 28 человек

1 вопрос.

2 вопрос.

3 вопрос.

Результаты проведения социологического опроса
72% опрошенных умеют вышивать, у 60 % вышивкой занимаются родственники,
а вот про вышивку-оберег знают только 50%, т. е. 14 девочек и еще 3 что - то
слышали об этом.

IV. Заключительный этап

4.1 Экологическое обоснование

Я считаю, что моя вышивка - это экологически чистое изделие, так как для вышивания оберега использована канва из хлопка, т.е. натуральной ткани. А вышивание нитками мулине - это экологическое чистое производство, т.к. оно практически безотходное, не выделяются вредные вещества, не загрязняется атмосфера, нет опасности для здоровья человека. Технология изготовления при соблюдении техники безопасности и санитарно-гигиенических норм также является безопасной.

4.1 Экономическое обоснование

Материал

Цена

Нитки мулине зеленые, красные, желтые, синие

0 рублей, ( из бабушкиных запасов)

Канва 35 на 1500 мм белого цвета

117 рублей, но израсходовано только 25% канвы, т.е. - 29 рублей

Ножницы

0 рублей (были дома)

Альбомные листы и карандаши для эскиза

0 рублей (были дома)

Итого: 29 рублей.

Гипотеза о том, что в наше время вышивки - обереги не утратили свое значение, подтвердилась.

4.3 Самооценка своей деятельности, практическая значимость проекта.

После завершения работы сделала самоанализ по следующим критериям.

1.Соответствие целевому назначению и задачам: вышивка- оберег изготовлена вручную в целях получения новых для меня навыков. Очень ценно приобщение к народной культуре через изучение истории русского костюма и изготовление оберега – вышивки своими руками для школьного музея.

2.Соответствие техническим требованиям. Изделие выполнено качественно, технически грамотно. Материальные затраты невелики, поэтому я считаю, что поставленная мною задача – как можно меньше потратить – выполнена.

3.Надежность изделия в эксплуатации. Изделие выполнено вручную из экологически чистых материалов и получило отличную оценку от учителя технологии.

4.4 Выводы и заключение.

1. Когда я начинала эту работу, мне казалось, что вышивка займет много времени и будет очень кропотливой. Но в ходе выполнения работы я забыла все трудности и научилась вышивать в технике « счетный крест в три нити». Кроме этого, вышивание крестом позволило выразить свою индивидуальность (некоторые простые схемы вышивания я составила сама).

2. Вышивка – самый лучший оберег. Если умеешь вышивать, ты без труда
изготовишь оберег для близкого для тебя человека. Если же ни разу не держала в руках иголку и нитку – тоже не беда, в этом деле важна не красота, а намерение, которые ты создаешь во время работы. Все мысли, которые ты вкладываешь в вышитую вещь, переносишь на того, для кого изготавливается оберег.
3. Выполнила задачи, поставленные перед собой: закрепила умение составлять технологическую карту со схемами вышивания, провела социологический опрос и выяснила отношение ровесниц к вышиванию.

4.Проект имеет практическое значение. Кукла в национальном русском костюме, в переднике с вышитыми оберегами передана в школьный музей.

Заключение

Вышивка – самый лучший оберег. Если умеешь вышивать, ты без труда изготовишь оберег для близкого для тебя человека. Если же ни разу не держала в руках иголку и нитку – тоже не беда, в этом деле важна не красота, а намерение, которые ты создаешь во время работы. Все мысли, которые ты вкладываешь в вышитую вещь, переносишь на того, для кого изготавливается оберег.Очень хочется, чтобы древнее искусство вышивки сохранилось, не исчезало, чтобы навыки, традиции и красота народной культуры продолжали жить, радовать и приносить пользу людям.

V. Список литературы

1) Минчукова Т.Г. Техника рукоделия. Минск «Полымя» - 2011. – 9с
2) Хоменко В., Никитюк Г. Обереги своими руками. – Харьков: «Клуб
семейного досуга», 2011. – 95с
3) Чибрикова О.«Нескучный дом», ООО «Издательство «Эксмо», 2008. – 15с
4)Шептуля А.«Обереги своими руками»,ООО «Издательство «Эксмо», 2007. – 21с
5) http://forum.anastasia.ru/
6) http://katenokgaff.ucoz.ru/
7) http://club.osinka.ru/
8) http://svadbaok.ru/ http://zagovory-privoroty.ru/oberegi/oberegi-dlya-doma

IV. Приложение

Правила изготовления обережной вышивки

1.Делать вышивку без узелков. Закреплять нить без узлов, так как они
негативно воздействуют на оберег.
2. Для защиты от предательства лучше делать вышивку в оранжево-красных
тонах.
3. Если готовить оберег для ребенка, вышить надо какое-нибудь животное
красными или черными нитками.
4. Для того, чтобы изготовить оберег, который будет защищать школьника от
агрессии, вышить что-нибудь синими или фиолетовыми нитками.
5. Для улучшения финансового благополучия или защиты
предпринимательства от рисков, делать вышивку зелеными нитками. Зеленый цвет – цвет денег, он обязательно поможет в любых бизнес-начинаниях.
6. Для оберега на здоровье вышить дерево, а ещё лучше зеленую ель. Дерево
всегда считалось символом долголетия, вот почему говорят о родовом древе и дереве желаний.
7. Для защиты своей любви вышивать цветы, лучше всего ярко-красные.
8. Мелкие предметы вышивать одним цветом ниток. Пусть это будет
маленький незаметный узор в уголке носового платка или орнамент на полотенце.

Просмотров работы: 32