Русский народный сарафан

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Русский народный сарафан

Молчанова В.А. 1
1МБОУ "Образовательный центр №5"
Головко Н.И. 1
1МБОУ "Образовательный ценр №5"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Только та страна будет процветать, где молодёжь помнит и чтит прошлое своей страны, знает и изучает её традиции и обычаи. Вот почему темой нашего проекта стало изучение истории и изготовление костюма Московской губернии. Выбор данной темы обусловлен личным интересом и восхищением именно этой формой русского традиционного костюма.

Народный костюм — это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.

Народный костюм - не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины ХХ века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.

На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.

До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и т.д. У многих народов национальный костюм в качестве праздничного сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве ансамблей народной песни и танцах.

Народный костюм является творческим источником современного модельера- дизайнера.

Современный костюм оказывается созвучным народному в использовании похожих рисунков, так в дизайне одежды нашей олимпийской сборной был использован орнаментальный узор, созданный в русских традициях.

Традиционный костюм каждого народа является памятником народного искусства, художественным ансамблем - главным в котором является человек.

 Глава I. Организационно-подготовительный этап

  1. Анализ ситуации и поиск проблемы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа.

О национальной одежде приходится судить по материалам археологии, миниатюрам, иконам, предметам прикладного искусства. У русской национальной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложивших в быту многих поколений, соответствуя внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.

В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.

Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.

Актуальность работы связана с активизацией интереса народного костюма как к источнику идей для современного дизайнера.

Актуальность выбранной темы подтверждают и ответы респондентов во время социологического анонимный опроса, который я провела среди детей и взрослых.

Подготовительный этап.

Таблица 1

Вопрос

Варианты ответов

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

1

Считаете ли вы необходимым изучение истории возникновения русского костюма.

54%

43%

3%

2

Как лучше, по Вашему мнению, узнать историю костюма:

1) Изучить историю создания русского народного костюма из литературы;

2) Изучить историю русского народного костюма прослушав цикл бесед с наглядным пособием;

3) Изучить историю костюма посетив музей

 

17%

37%

67%

 

5%

3%

 

83%

58%

30%

3

Считаете ли вы необходимым изучение истории русского костюма того региона, в котором вы живёте (Московской губернии)

60%

23%

17%

Вывод: Проведенный социологический опрос подтвердил правильность выбранной мною темы. На вопрос – считаете ли вы необходимым изучение истории возникновения русского народного костюма своего региона, 60% респондентов дали положительный ответ.

Ничто не подвержено такому быстрому изменению, как мода и одежда человека. Платье не только грело и украшало человека, но и показывало его место в обществе.

Одежда в те времена представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости.

Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов.

На Руси основной формой одежды было платье сшитое из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина. Основой женской одежды была длинная сорочка, скроенная из прямых полотнищ. У сорочки был круглый ворот, иногда со сборками вокруг, разрез спереди застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. У простых женщин такая сорочка перехваченная на талии поясом служила домашним платьем, у состоятельных женщин были еще нижние рубахи, как и мужские женские сорочки украшали вышивкой или обшивали цветной материей по краю подола, рукавов, вороту. Сверху сорочки надевали сарафан, длинную распашную одежду без рукавов, застегивающуюся снизу доверху на пуговицы.

Не легкой была жизнь простого человека. Тяжелый труд от зари до зари в поле, забота об урожае, домашних животных. Но когда наступал долгожданный праздничный день, люди словно преображались, надевали самую лучшую, самую красивую одежду. Одежда могла многое рассказать о семейном положении, возрасте ее владельца.

Праздничную одежду хранили в сундуках.

У русской народной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Начиная с XVIII века северная часть России оказалась в стороне от развивающихся центров и поэтому здесь значительно полнее сохранились традиционные черты народного быта и одежды в то время, как к югу (Рязань, Орел, Курск, Калуга) русский народный костюм получил заметное развитие.

В северных районах России (Архангельск, Тверь, Вологда, Ярославль, Рязань, Москва) был широко распространен сарафан, а в южных понева.

Каждая губерния имела свой вариант костюма.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

Схема 1

 

ШКОЛА

 

Сарафан

Раскрой и пошив сарафана

Окантовывание срезов сарафана

Технология обработки ткани

Организация досуга

Трудовой вклад на благо школы

Технология ведения дома

Прикладное искусство. Рукоделие

Учебный процесс

Вышивка

Вязание

Лоскутная техника

Русский народный костюм

Возможные области проектной деятельности

 

Сарафан

Московской губернии

  1. Постановка оптимального варианта проблемы

ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

Изучая историю русского костюма, я увидела, как разнообразна русская женская одежда и как мало мы знаем о культуре и быте русского народа того времени.

Люди в те времена вещи делали для себя сами, проявляя при этом не малое мастерство.

Познакомившись с историей и технологий изготовления русского сарафана, я решила:

  • Познакомиться с особенностями русского национального костюма;

  • Найти выкройки, фотографии или рисунки сарафана-оригинала;

  • Изготовить сарафан Московской губернии, приближенный к народным традициям;

  • Сейчас не проблема найти выкройки и фотографии или рисунки сарафана – оригинала;

  • Найти не дорогие материалы для изготовления русского сарафана;

  • Изготовить сарафан Московской губернии, приближённый к народным традициям.

Я думаю, что тема проекта актуальна, так как существует потребность каждого человека должен изучать историю своего народа, сохранить народные традиции.

Мне очень нравиться шить, используя современные технологии, поэтому изделие (русский сарафан), которое раньше шили вручную, будет выполнено на швейной машине.

С точки зрения экономики, стоимость этого изделия будет не дорогая, так как оно выполнено своими руками.

  1. Определение конкретной цели и её формулировка

Цель проекта: изучить историю русского сарафана, и изготовить своими руками сарафан Московской губернии, используя традиционные выкройки.

Задачи проекта:

  • познакомиться с видами сарафанов, существовавших на Руси;

  • найти выкройки и материалы по изготовлению сарафана Московской губернии;

  • через участие в проекта способствовать воспитанию патриотических качеств, чувство гордости за талант своего народа, который дарит нам познание красоты и добра;

  • воспитывать уважение к традициям и обычаям своего народа, чувство ответственности за порученное дело.

  1. История русского сарафана.

Сарафан – длинное платье на бретелях, носившееся поверх сорочки или на голое тело. Сарафан искони считается русским женским костюмом. Однако историческим фактом является то, что еще в XIV его носили воеводы и великие московские князья. Окончательной принадлежностью женского гардероба он стал лишь в XVII веке. Сарафан носили и как повседневную и как праздничную одежду (одевали на народные гуляния, церковные праздники, свадебные торжества). Сарафан был непременной частью приданого. Девушка на выданье должна была иметь в приданном до 10 сарафанов разных расцветок, а у богатых невест насчитывалось по нескольку десятков сарафанов. Сарафаны хранились в сундуках и передавались от матери к дочери. Представители зажиточных сословий и знати шили богатые сарафаны из дорогих заморских тканей (бархата, шелка и т.д.), привезенных из Персии, Турции, Италии. Его украшали вышивкой, тесьмой и кружевами. Такой сарафан подчеркивал общественное положение хозяйки. В русских деревнях сарафан играл особую роль, по нему можно было узнать о социальном статусе женщины (замужем ли, есть ли дети) и о настроении (были костюмы для праздника и для кручины).

Исследователи русского народного костюма выделяют четыре основных устойчивых конструктивных типа сарафана, которые сформировались в середине XIX века и были широко распространены на территории всей России.

Первый и древнейший из них – это глухой косоклинный сарафан, сшитый, как правило, из перевернутого на плечах полотнища, по бокам которого были вставлены продольные клинья. Характерной чертой такого сарафана является то, что передняя часть его состоит из цельного неразрезанного полотна. Шили их из домотканых льняных и шерстяных тканей белого, красного, чёрного и тёмно-синего цветов.

Излюбленным цветом крестьянской одежды всегда был белый естественный цвет. Из белого холста преимущественно изготавливали рубахи.

Любимым праздничным цветом одежды русских был красный. Не случайно слово «красный» в значении «красивый», «нарядный», «ценный», «дорогой». Для получения красного цвета издавна использовали в качестве красителя корни морены; кору берёзы и настоем жжёного кирпича окрашивали ткани в тёмно-красный цвет.

Второй тип сарафана – косоклинный.

Самый модный сарафан второй половины XVIII – первой половины XIX века почти все территории России – распашной косоклинный. На севере, в Сибири и на юге его нередко называли москвичом или москалём. Модницы шили его из ярких покупных хлопчатобумажных, шёлковых или шерстяных тканей, украшали галунами, лентами, кружевами и бахромой. Косоклинник шили из трёх основных полотнищ ткани – двух впереди и одного сзади. По бокам к полотнищим пришивались несколько косых клиньев, которые значительно расширяли подол. Неширокие верху, некоторые сарафаны по полу достигали восьми и более метров.

В распашных сарафанах по обе стороны пол нашивали декоративную отделку из цветной ткани, тесьму, позумент, полосы шелковых тканей, шнуры. Эти сарафаны застегивались спереди на пуговки с воздушными петлями. Пуговки были такими же разнообразными, как и ткани: костяные, деревянные, металлические, плетенные из шнура или обтянутые шелком. Пуговиц могло быть тринадцать, девятнадцать и более - до сорока. В более позднее время в некоторых костюмах застёжку стали имитировать или вовсе зашивать.

Косоклинные сарафаны всячески старались украсить: вдоль застёжки пришивали металлические галуны, серебряные и золотые кружева, узорные ленты. Праздничные косоклинки шили из самых разнообразных тканей: из холста домашнего производства с масленой или кубовой набивкой, из шерстяного или льняного домотканого полотна, крашеного в различные оттенки красного, синего или чёрного цветов, но особенно ценились сарафаны из дорогих покупных тканей: парчи, узорного шёлка, тафты, штофа, бархата.

Косоклинный распашной сарафан, распространенный   почти   исключительно   в   северо-восточной   России, Поволжье, Приуралье, Московской, Владимирской, Ярославской, реже в Вологодской и Архангельской губерниях; в Тверской и Московской губерниях он известен под названием саян, а также кумашник.

Московский косоклинный сарафан чаще всего шился из ткани двух цветов: красного и синего.

Костюм с синим сарафаном состоит из красной рубахи, с очень длинными рукавами, удерживавшимися на запястье зарукавниками из узкой полосы ткани и с прямыми поликами, декорированная узорным ткачеством. Такая рубаха носила название долгорукавка (длина рукава 106см). Рукава удерживались на запястье, если пустить всю длину рукава вниз, то работать было невозможно. Отсюда и появилась пословится: «работать спустя рукава».

Сарафан распашной, с застёжкой на пуговицах. Цветные полосы из атласной ленты проходят по низу сарафана.

Костюм с красным сарафаном состоит из холщовой белой рубахи, с красными прямыми поликами. Красной тканью отделаны полики, ластовицы, линия горловины, нагрудный разрез, низ рукавов - манжеты.

Сарафан красный распашной. Декоративная отделка цветной тканью проходит вдоль застёжки спереди, по всей длине, по низу сарафана, по верхнему срезу спинки сзади и бретелям сарафана.

Третий тип сарафана – прямой, собранный вверху под обшивку, с пришивными лямками. Покрой этого сарафана напоминает высокую юбку на лямках. Прямые сарафаны шили из набивной ткани: пестряди, кумача, сатина, ситца, атласа, кашемира, парчи с цветочным узором. Рубаху к нему также делали из яркой цветной ткани.

Четвертый, более поздний тип сарафана – на кокетке, в виде полуплатья. В конце XIX – начале XX века он распространился под влиянием городской моды.

С развитием мануфактуры в России входят в моду сарафаны из фабричной ткани и сарафаны получают новые названия, соответствующие названию ткани, из которой они сшиты (Приложение 1).

  1. Выявление основных параметров и ограничений.

«Звёздочка обдумывания»

Следующий этап исследования заключается в составлении «звёздочки обдумывания» по соответствующей схеме.

Схема 2

 

Техника безопасности:

правила работы с колющими и режущими инструментами; санитарно – гигиенические требования. Приложение 2

Себестоимость:

ситец – 30 руб. за 1 м;

бязь – 40 руб. за 1 м;

нитки швейные – 0 руб.;

пуговицы – 0 руб.;

электроэнергия

Материалы: хлопчатобумажная ткань: ситец, бязь

 

Красный распашной сарафан Московской губернии

Экономическое обоснование: ткань натуральная, хорошо стирается, прочна, удобна в носке

Организация рабочего места:

рабочий стол в кабинете технологии;

компьютер

 

Стиль, техника, мода: по мотивам народных традиций

Инструменты и оборудование:

ножницы, швейная машина, утюг, гладильная доска

  1. Разработка рационального плана работы.

1. Найти выкройки косоклинного распашного сарафана.

2. Рассчитать количество и стоимость материала.

3. Купить материал.

4. Разработать технологический процесс (технологическую карту).

5. Изготовить изделие.

6. Выполнить окончательную отделку сарафана.

7. Выполнить этикетку или рекламу.

8. Оформить документы по проекту.

9. Защитить проект.

Глава II. Конструкторский этап

  1. Эскиз сарафана

Рис. 1

  1. К онструирование сарафана.

Глава III. Технологический этап

  1. Технологическая карта на изготовление сарафана

1. Из основной и подкладочной тканираскроить все детали, учитывая припуски на швы.

  1. Клинья притачать к переду и спинке, затем соединить боковые
    швы (боковыми швы эти называются условно, так как располагаются они пали на спине). Обратите внимание, что соединяемые срезы деталей выполнены по косой, поэтому при работе ткань нельзя растягивать.

  2. Совместить подкладку и основную ткань.

4. Пришить и отрегулировать длину бретелек. Обработать верхний срез сарафа­на косой бейкой.

5.Выравнять низ изделия, обшить его полосой ко­сой бейки.

6. Оформить застежку:

а) вдеть шнур в петли приготовленных пуговиц, распределить их по всей длине сарафана (в старину пуговицы специально располагали неравномерно, вверху и внизу чаще) и пришить шнур к краю правого переднего полотнища незаметными стежками, стараясь не растягивать шнур. Саму пуговицу к ткани пришивать не надо.

б) на левом переднем полотнище науказанную линию нашить шнур, делая из него небольшие петли (см. рис. 1).

Рис.1

Глава IV. Заключительный этап

  1. Расчётно – экономический анализ

КОСВЕННЫЕ ЗАТРАТЫ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ ПРИ ПОШИВЕ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ:

Мощность швейной машины: Рм = 0,085 кВт.

Мощность электролампочки:Рэ = 0,07 кВт.

Время на изготовление швейного изделия на швейной машине – tм, а при электрическом освещении – tэ = 14 часа.

Стоимость 1 кВт в час – а = 5,93руб.

Сумма косвенных затрат = а (Рм tм + Рэ tэ) = 5,93(0,085 *14 + 0,07 * 14) = 12,87руб.

ПРЯМЫЕ ЗАТРАТЫ:

Таблица 2

Наименование

материала

Стоимость за единицу в руб.

Количество

Общая стоимость в руб.

Ситец

150

8 м

1200

Швейные нитки:

красные

Пуговицы

были в наличии

8

1 шт.

20

-

160

Ткань для подкладки

180

8 м

1440

Шнур

6

3 м

18

Косая бейка

15

7 м

105

Итого

   

2923

Косвенные затраты = 12руб.87 коп.

Прямые затраты = 2923 руб.

ИТОГО: 2935 руб. 87 коп.

Стоимостью оборудования (швейная машина) можно пренебречь, так как мы его только использовали.

А если учесть, что нитки использованы не полностью, а свет горел, когда выполнялась работа другими учащимися, то стоимость изделия будет ещё меньше.

Следовательно, проектная работа экономически выгодна. Если такие вещи заказывать в ателье, то они будут стоить от 8 000 руб. и выше.

  1. Экологическая экспертиза материала

Ткань, которую я использовала для пошива сарафана– натуральная – хлопок 100%, гигиенична, гигроскопична.

  1. Экологическая экспертиза работы

Отходы при раскрое изделия можно использовать для изготовления аппликации или изделий в лоскутной технике, тем самым, не нанося вреда окружающей среде.

  1. Самоанализ достоинств данной работы

Сарафан Московской губернии сшит с соблюдением народных традиций. Для его изготовления использовалось натуральная хлопчатобумажная ткань. Это изделие может быть использовано в качестве костюма в театральном спектакле, в танцевальной композиции и как средство наглядности на уроках трудового обучения.

Сарафан — это и связь с нашими предками, это невидимая нить между прошлым и настоящим, это небольшой кусочек быта Московской области.

На мой взгляд, эта работа получилась качественной и красивой. Работа по пошиву сарафана расширила мой кругозор, помогла почувствовать себя по-настоящему потомками славных людей Московской губернии, по-новому взглянуть на себя, на наше настоящее время, и где-то в глубине души, испытать чувство гордости за свою землю, на которой мы живём.

  1. Самооценка результатов

Результат работы оправдал мои ожидания. Мне очень понравились внешний вид, цветовая гамма, и я считаю, что эта работа будет прекрасно смотреться со сцены в спектаклях или танцах.

А, главное я получила огромное удовольствие от того, что у меня всё хорошо получилось, что плоды моего труда будут видеть ученики, когда будут изучать историю русского народного костюма на уроках технологии.

Заключение

Я считаю, что достигла цели: изучили историю русского сарафана, и изготовить своими руками сарафан Московской губернии, используя традиционные выкройки, выполнили все задачи, которые ставили перед собой в начале работы над проектом.

Колдовская сила русского костюма так велика, что, как нам кажется, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от неё. Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм.

Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства.

Коллекции русского народного костюма, хранящиеся, в фондах музеев открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки - это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.

Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду.

Так же фольклорные коллективы выступают в национальных костюмах, демонстрируя нам всю красоту и колорит русской одежды.

Список литературы и источников

  1. Ф.М. Пармон. Русский народный костюм. М.: Легпромбытиздат, 1994

  2. А.Ю. Андреева. Русский народный костюм. Санкт-Петербург, 2005

  3. А.Ю. Андреева, Г.И. Богомолов. История костюма. Санкт-Петербург, 2004

  4. Журнал «Славянка», май – июнь, 2007

  5. Журнал «Чудные мгновения», №1, 2008

  6. http://afild.orq.ua/mod3/mod74_html

  7. htt://sarafany/narod.ru

Приложение 1

Сарафан – «штофник», сшит из шёлковой ткани – штофа.

Сарафан – «бумажник», сшит из хлопчатобумажной ткани.

Сарафан – «синяк», сшить из льняного тёмно-синего полотна.

Сарафан – «набивнник», сшит из хлопчатобумажной набивной ткани.

Сарафан «пестрядинник», сшит из ткани в клетку – пестряди.

Сарафан – «англецкий», сшит из красного ситца с многоцветным печатным

рисунком

Приложение 2

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ С КОЛЮЩИМИ И РЕЖУЩИМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

При работе с ножницами.

Следить за тем, чтобы ножницы всегда были острыми, с плавным ходом,

а при смыкании соприкасались лезвиями по всей длине.

  • Хранить ножницы в футляре.

  • Не оставлять ножницы на рабочем месте раскрытыми, а также у
    вращающихся частей швейной машины.

  • Не держать ножницы острыми концами вверх:

  • Передавать ножницы кольцами вперед, за сомкнутые лезвия.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОУТЮГОМ

Перед началом работы:

  • Проверить, нет ли оголенных мест на изоляции шнура.

  • Проверить исправность вилки.

  • Поставить диск терморегулятора на режим утюжки, соответствующий виду
    ткани.

  • Проверить чистоту подошвы утюга.

  • При включении и выключении утюга браться только за вилку, и только
    сухими руками!

Во время работы:

  • Не оставлять включенный утюг без присмотра.

  • Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.

  • Брать утюг только за ручку.

  • Ставить утюг на жаростойкую подставку с ограничителем.

  • Работать стоя на резиновом коврике.

По окончании работы:

  • Поставить утюг на подставку и выключить его.

  • Хранить утюг в вертикальном положении.

ПРАВИЛА ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ

  • Следить за исправностью электропроводки, арматуры, за правильной
    работой электроприборов. Обо всех неисправностях сообщать учителю.

  • При включении плитки штепсельную вилку вводить в гнездо штепсельной
    розетки до отказа.

  • Не допускать выключение вилки дёрганьем за шнур.

  • Не касаться одновременно электроприбора и батареи парового или
    центрального отопления, водопроводных или газовых труб.

  • При обнаружении действия тока немедленно отключить электроприбор от
    сети и сообщить об этом учителю.

  • Не оставлять электроприборы без присмотра

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ

Санитарно-гигиенические правила:

  • свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны;

  • сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка
    наклонить корпус и голову вперед;

  • стул должен стоять против иглы машины;

  • расстояние между работающим и столом должно составлять 10—15 см;

  • ноги должны опираться всей ступней на пол.
    Правила безопасной работы:

  • волосы спрятать под косынку;

  • не класть на швейную машину посторонние предметы;

  • перед работой проверять, не осталось ли в изделии булавок или игл;

  • не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям швейной
    машины;

  • следить за правильным положением рук, ног, корпуса;

  • включать швейную машину в электросеть, проверив исправность шнура,
    вилки;

  • при включении электродвигателя машины в электрическую сеть и
    выключении ее браться только за корпус штепселя;

  • осторожно обращаться с пускорегулирующей педалью, нажимать на нее
    плавно, без рывков.

Правила шитья на швейной машине:

  • маховое колесо вращать только на себя;

  • толщину нитей и иглы подбирать в соответствии с тканью;

  • проверять степень натяжения верхней нити, величину стежка, вид
    машинной строчки;

  • заправлять нити в точном соответствии с инструкцией к швейной машине
    (нити верхней и нижней заправки должны быть одного номера и
    желательно одного цвета);

  • помнить, что при шитье деталь изделия должна находиться с левой стороны
    от работающего, а припуски на швы — с правой стороны;

  • под лапку подкладывать ткань, делать прокол иглой, опускать лапку,
    выводить нити за лапку с концами длиной 8—10 см;

  • по окончании работы поднимать иглу и лапку, отодвинув ткань в сторону,
    подтянуть нити, обрезать их, используя нож, расположенный на рукаве
    швейной машины;

  • не допускать работу швейной машины, когда ткань сошла с зубцов ее
    рейки;

  • по окончании работы подложить кусочек ткани под лапку.

Приложение 3

Готовый сарафан

Просмотров работы: 49